Особенности банкротства отдельных категорий должников — юридических лиц

Курсовая работа

Рыночная экономика на протяжении десятилетий и столетий выработала определенную систему контроля, диагностики и, по возможности, защиты предприятий от полного краха, или систему банкротства. Эта система разработана с учетом особенностей национальной экономической политики, механизма защиты предприятий и предотвращения их от банкротства в Российской Федерации (РФ).

Неизбежное в условиях формирования рыночной экономике реформирование предприятий предполагает наличие законодательства о банкротстве, которое должно способствовать предупреждению случаев банкротства, оздоровлению всей системы финансовых взаимоотношений между предпринимателями, а в случае признания должника банкротом — сведению к минимуму отрицательных последствий банкротства для обеих сторон, осуществлению всех необходимых процедур в цивилизованной форме.

В настоящее время, Федеральный Закон в полной мере учитывает специфику отдельных категорий должников — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; крупных предприятий и посреднических организаций, которые не обладают собственным имуществом; промышленных предприятий и кредитных организаций. Он предусматривает связанные с этим особенности применения к ним процедур банкротства.

Цель курсовой работы — изучение особенностей банкротств особой категории должников, как градообразующие, сельскохозяйственные и финансовые организации.

Объектом исследования данной курсовой работы является предприятие ОАО «Белгородоблгаз». Предметом исследования — финансовое состояние предприятия на протяжении 2007-2008 года.

Цель данной курсовой работы заключается в диагностике экономического состояния предприятия и вероятности его банкротства. Для достижения выбранной цели предусматривается решение следующих задач: оценка текущей деятельности предприятия, анализ финансово — экономической деятельности.

Данная работа базируется на изучении законодательных и нормативных актов, теоретических исследованиях, а также на изучении периодических изданий. Аналитическая часть работы опирается на бухгалтерскую отчетность ОАО «Белгородоблгаз» за 2007-2008 годы.

1. Рассмотреть в данной курсовой работе теоретический вопрос: «Особенности банкротства отдельных категорий должников — юридических лиц».

2. В практической части курсовой работы дать оценку удовлетворительности (неудовлетворительности) бухгалтерского баланса.

3. Провести анализ финансового состояния предприятия по методике ФСФО РФ.

39 стр., 19480 слов

Антикризисное управление и методы прогнозирования банкротства предприятия

... юридическим фактом (только арбитражный суд может признать факт банкротства предприятия), в его основе лежат преимущественно финансовые причины. Предпосылки к неудаче различны: это ... и кредиторов и вновь достичь финансовой стабильности Основная цель введение закона о банкротстве: сохранение работы компании с помощью юридических и финансовых механизмов; обеспечение защиты интересов кредиторов ...

4. Оценить вероятности угрозы банкротства с использованием зарубежной методики.

5. Представить выводы по проведенному анализу финансового состояния и оценки вероятности угрозы банкротства.

1. Теоретическая часть

1.1 Банкротство градообразующих организаций

Под градообразующими организациями понимаются юридические лица, численность работников которых составляет не менее 25 % численности работающего населения соответствующего населенного пункта. А также организации, численность работников которого превышает 5 000 человек. Определяя особенности банкротства градообразующих организаций. Закон учитывает последствия их ликвидации. Этим продиктовано включение в число лиц, участвующих в деле о банкротстве градообразующей организации, соответствующего органа местного самоуправления. В таком же качестве арбитражным судом могут быть привлечены к участию в деле и федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

По ходатайству названных органов арбитражный суд сможет ввести внешнее управление в отношении должника — градообразующей организации даже в том случае, если собрание кредиторов не принимает решение о введении внешнего управления. Но тогда соответствующие органы должны будут дать поручительство по обязательствам должника и тем самым взять на себя обязанность нести субсидиарную ответственность перед его кредиторами. Поручительство может быть дано Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации или муниципальным образованием в лице уполномоченных органов.

Поручительство по обязательствам должника представляется в письменной форме арбитражному суду. В заявлении о поручительстве должны быть указаны: сумма обязательств должника перед кредиторами и обязанность по уплате обязательных платежей; график погашения задолженности. К поручительству прикладываются документы, подтверждающие включение обязательств по поручительству в соответствующий бюджет на дату представления поручительства.

Должник и его поручитель обязаны приступить к погашению задолженности в соответствии с представленным графиком. В случае не исполнения этой обязанности должником кредиторы вправе предъявить свои требования поручителю.

Нарушение поручителем своих обязательств в отношении кредиторов и уполномоченных органов, обладающих одной третью всех требований к должнику, может служить основанием для досрочного прекращения финансового оздоровления или внешнего управления, признания должника банкротом и открытия конкурсного производства.

По ходатайству названных органов финансовое оздоровление или внешнее управление может быть продлено арбитражным судом на срок не более года. Таким образом, общая продолжительность внешнего управления, а стало быть, и срок действия моратория на удовлетворение требований кредиторов может составить два с половиной года. В этот период соответствующими органами может быть осуществлено финансовое оздоровление градообразующей организации путем инвестирования в ее деятельность, трудоустройства работников, создания новых рабочих мест.

Российская Федерация, субъект РФ либо муниципальное образование в лице их уполномоченных органов могут в любое время до окончания внешнего управления рассчитаться со всеми кредиторами либо погасить иным способом требования кредиторов по денежным обязательствам или обязательным платежам.

2 стр., 927 слов

Медицинское страхование сотрудников, работников: особенности ...

При страховании строительно-монтажных рисков объектами страхования являются: здания, сооружения, машины, запасные части к ним, материалы и другое имущество, предназначенные для строительства и монтажа и находящиеся на строительной площадке, указанной в договоре страхования. По условиям страхования строительно-монтажных рисков страховщик возмещает прямые убытки от гибели или повреждения ...

В процессе внешнего управления должником — градообразующей организацией может быть осуществлена продажа предприятия как единого имущественного комплекса, что позволит получить средства, необходимые для расчетов с кредиторами, не прибегая к ликвидации должника, а также сохранить рабочие места. Причем при наличии ходатайства государственного органа либо органа местного самоуправления продажа предприятия будет производиться по конкурсу, обязательными условиями которого станут сохранение рабочих мест для, не менее, чем 50% работников предприятия, а также обязанность покупателя в случае изменения профиля деятельности предприятия произвести переобучение или трудоустройство работников. Да и в случае признания градообразующей организации банкротом конкурсный управляющий для первых торгов должен будет предложить к продаже предприятие как единый имущественный комплекс. И только если на таких торгах не найдется покупатель, конкурсный управляющий получит возможность продавать отдельные активы предприятия.

В случае неисполнения покупателем указанных выше обязательств, договор купли-продажи подлежит расторжению арбитражным судом на основании заявления органа местного самоуправления, федерального органа исполнительной власти или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, по ходатайству которых проводился конкурс. Покупателю из соответствующего бюджета возмещаются средства, затраченные им на покупку и осуществленные в период действия договора инвестиции, а предприятие подлежит передаче муниципальному образованию.

2.2 Банкротство сельскохозяйственных организаций

Банкротство сельскохозяйственных организации имеет отличительные особенности, продиктованные, во-первых, особым характером их деятельности, которая, как правило, связана с использованием земельных участков (преимущественно сельскохозяйственного назначения) и, во-вторых, с сезонным характером их работы. Согласно Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» сельскохозяйственными организациями признаются юридические лица, основным видом деятельности которых, является выращивание (производство или производство и переработка) сельскохозяйственной продукции, выручка которых от реализации такой продукции составляет не менее семидесяти процентов общей суммы выручки.

Суть первого специального правила, регулирующего банкротство сельскохозяйственной организации, заключается в том, что при продаже объектов недвижимости обанкротившейся организации преимущественным правом их приобретения наделаются иные сельскохозяйственные организации или крестьянские (фермерские) хозяйства. Отчуждение земельных участков может осуществляться в той мере, в какой их участие в обороте допускается земельным законодательством.

Общие положения, регулирующие порядок введения наблюдения и его последствия, содержатся в гл. IV Закона о банкротстве. В частности, в ст.70 Закона предусмотрено проведение временным управляющим анализа финансового состояния должника в целях определения степени достаточности принадлежащего должнику имущества для покрытия судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также возможности (или невозможности) восстановления платежеспособности должника.

13 стр., 6171 слов

Кредитование сельскохозяйственных предприятий в системе финансовых ...

... организаций. Поэтому мне показалось интересным рассмотреть эту тему, учитывая разнообразие рассматриваемых вопросов. Целью данной курсовой работы является изучение принципов кредитования сельскохозяйственных предприятий в системе финансовых ... этом курсе выступило Республиканское сельскохозяйственное унитарное предприятие «Совхоз« Лидский». На основе материалов данной организации был проведен анализ ...

Анализ финансового состояния осуществляется в ходе наблюдения и в отношении сельскохозяйственной организации. Особенностью его проведения является обязательный учет сезонности сельскохозяйственного производства и его зависимости от природно-климатических условий. Кроме того, должна также учитываться возможность удовлетворения требований кредиторов за счет доходов, которые могут быть получены сельскохозяйственной организацией по окончании соответствующего периода сельскохозяйственных работ.

Особенностью финансового оздоровления и внешнего управления сельскохозяйственной организацией, в первую очередь срока, на который внешнее управление вводится, является то, что четко и однозначно его определить и закрепить в законе невозможно. Продолжительность этих процедур поставлена в зависимость от длительности периода сельскохозяйственных работ. Иными словами, финансовое оздоровление и внешнее управление вводится на срок до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации выращенной (произведенной, произведенной и переработанной) сельскохозяйственной продукции. Тем не менее законодатель устанавливает ограничение срока финансового оздоровления и внешнего управления сельскохозяйственной организацией: финансовое оздоровление не может превышать общие сроки, отводимые для внешнего управления должником, более чем на один год, а внешнее управление — не более чем на три месяца. По общим правилам, финансовое оздоровление вводится на срок не превышающий двух лет, а внешнее управление вводится на срок не более 12 месяцев, который может быть продлен не более чем на шесть месяцев. Таким образом, срок финансового оздоровления сельскохозяйственной организацией в совокупности должен составлять не более 3 лет, а внешнего управления — 21 месяца.

При определенных обстоятельствах имеется и другая возможность для продления срока внешнего управления данной категории должников юридических лиц. В случае, если в течение срока финансового оздоровления или внешнего управления, имели место спад и ухудшение финансового состояния сельскохозяйственной организации в связи со стихийными бедствиями, с эпизоотиями и другими крайне неблагоприятными условиями, срок финансового оздоровления или внешнего управления может быть продлен на один год.

При продаже имущества и имущественных прав должника — сельскохозяйственной организации на первых торгах выставляется предприятие должника. Преимущественное право приобретения имущества должника имеют лица, занимающиеся производством или производством и переработкой сельскохозяйственной продукции и владеющие земельным участком, примыкающим к земельному участку должника.

Арбитражный управляющий при продаже имущества должника проводит независимою оценку его стоимости и предлагает лицу, имеющему преимущественное право покупки приобрести это имущество по оценочной стоимости. Если указанные лица в течении месяца не заявили о своем желании приобрести имущество и имущественные права должника, арбитражный управляющий реализует имущество должника — сельскохозяйственной организации в общем порядке.

2.3 Банкротство финансовых организаций

К финансовым организациям относятся: кредитные организации, страховые организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг. Процедуры банкротства таких организаций должны осуществляться по специальным правилам, предусмотренным соответствующими законами, однако, поскольку в настоящее время существует только Закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», регулирование банкротства финансовых организаций осуществляется по общим правилам, с изъятиями, предусмотренными § 4 гл. 9 Закона о банкротстве.

4 стр., 1577 слов

Правовое положение и статус должника гражданина по российскому ...

... в арбитражный суд с заявлением о банкротстве должника возлагается на ликвидационную комиссию (ликвидатора). Во всех вышеперечисленных случаях должник должен направить заявление в арбитражный суд ... юридических лиц, являющихся коммерческими организациями (если иное не вытекает из закона, иных правовых актов, существа правоотношения). Правовое регулирование банкротства граждан имеет особенность, которая ...

2.3.1 Банкротство кредитных организаций

В соответствии со ст.1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» под кредитной организацией понимается юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции.

Перечень таких операций предусмотрен Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» и включает в себя, в частности: привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок); размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам; инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц; купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах; привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов; выдача банковских гарантий.

Кредитные организации могут создаваться и действовать в форме банка или небанковской кредитной организации. При этом банком признается кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. Под банковской кредитной организацией разумеется кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, в том числе в их допустимых сочетаниях, определяемых Банком России.

Необходимость правового регулирования особенностей банкротства кредитных организаций диктуется тем, что в отличие от большинства иных коммерческих организаций, обладающих общей правоспособностью в сфере предпринимательской деятельности, кредитные организации наделены лишь ограниченной (целевой) правоспособностью, в рамках которой они могут выполнять соответствующие банковские операции и совершать определенные сделки. Кредитным организациям запрещено заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью. Кроме того, деятельность кредитных организаций по привлечению денежных средств граждан и юридических лиц и последующему размещению их от своего имени нуждается в строгом надзоре и контроле со стороны государства. Нельзя не принимать во внимание также характер и размер негативных последствий банкротства кредитных организаций для многочисленных вкладчиков и владельцев счетов — физических и юридических лиц.

9 стр., 4464 слов

Банкротство кредитных организаций

... к банкротствам банков в Испании, Аргентине, Чили, Уругвае, Кении. Дерегулирование процентных ставок и банковских операций открывало возможности банкам проводить сверх рискованную кредитную политику ... этих программ проводились при непосредственном участии и под контролем международных финансовых организаций. Валютно-финансовые потрясения в виде значительной девальвации национальной валюты и роста ...

В случае неплатежеспособности кредитной организации-должника возникающие при этом отношения должны регулироваться, в первую очередь, специальным нормативным правовым актом федеральным законом о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций, и лишь в части, им не урегулированной, подлежит применению Закон о банкротстве. Иными словами, положения о несостоятельности (банкротстве) должника, содержащиеся в комментируемом Законе о банкротстве, применяются к отношениям, возникающим при банкротстве кредитных организаций, лишь в субсидиарном порядке.

Под несостоятельностью (банкротством) кредитной организации понимается признанная арбитражным судом ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (далее — банкротство).

Кредитная организация считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязанности не исполнены ею в течение одного месяца с момента наступления даты их исполнения и (или) если после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций стоимость ее имущества (активов) недостаточна для исполнения обязательств кредитной организации перед ее кредиторами.

Нельзя не заметить разницы в последствиях возбуждения арбитражным судом дела о банкротстве обычного должника и банка. Определение арбитражного суда о принятии к производству заявления о банкротстве банка нередко служит детонатором панических настроении среди кредиторов и провоцирует их на возврат денежных средств, находящихся на счетах и во вкладах в указанном банке. Теряя денежные средства клиентов, банк вместе с ними теряет и свою платежеспособность.

В то же время ранее действовавшее законодательство не содержало никаких норм, ограничивающих круг кредиторов, способных инициировать судебное дело о банкротстве банков, либо затрудняющих предъявление таких требований по сравнению с заявлением о банкротстве обычных должников.

Один из способов решения этой проблемы — исключение из числа кредиторов, предъявляющих заявления о банкротстве банков, граждан-вкладчиков путем гарантирования (либо обязательного страхования) банковских вкладов.

Другой путь, введение специальных досудебных процедур, предшествующих возбуждению дела о банкротстве в арбитражном суде.

Речь идет о том, чтобы допустить возбуждение дела о несостоятельности (банкротстве) банка в арбитражном суде лишь после соблюдения кредитором обязательной детально регламентированной процедуры рассмотрения Центральным банком заявления кредитора об отзыве лицензии соответствующего коммерческого банка.

Таким образом, финансовое состояние банка-должника будет определяться Центральным банком с учетом всего комплекса показателей, характеризующих его платежеспособность. При отсутствии признаков несостоятельности Центральный банк откажет в отзыве лицензии. Тем самым исключается возможность возбуждения дела о банкротстве, а кредитор будет вынужден ограничиться обычным иском, вытекающим из гражданско-правового обязательства. При наличии таких признаков Центральному банку представится возможность принять меры к оздоровлению неплатежеспособного банка путем введения временной администрации либо предложить его учредителям (участникам) реорганизовать этот банк путем его присоединения к другому банку, устойчивому и стабильному в имущественном обороте. И только после принятия таких мер должно состояться возбуждение арбитражным судом дела о банкротстве неплатежеспособного банка.

Заявление о признании кредитной организации банкротом принимается к рассмотрению арбитражным судом после отзыва Банком России имеющейся у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.

Особенностью несостоятельности (банкротства) кредитных организаций является также ограничение процедур банкротства, применяемых к этой категории должников. Арбитражным судом может быть вынесено только решение о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства или об отказе в признании кредитной организации банкротом.

Данное ограничительное правило продиктовано спецификой деятельности кредитных организаций: отзыв лицензии у банка или иной кредитной организации означает невозможность для последней осуществлять какие-либо банковские операции. Технически это выражается в прекращении всех приходных и расходных операций по банковским и внебалансовым счетам такой кредитной организации. При таких условиях исключается какая-либо возможность восстановления платежеспособности кредитной организации, в том числе и с помощью процедур финансового оздоровления, внешнего управления или мирового соглашения.

Следовательно у арбитражного суда, рассматривающего дело о банкротстве, отсутствует выбор различных судебных актов, которые могут быть приняты последним по результатам рассмотрения дела. При наличии признаков банкротства должно быть принято решение о признании кредитной организации банкротом и открытии конкурсного производства, при отсутствии таких признаков — решение об отказе в признании кредитной организации банкротом. В последнем случае кредитная организация подлежит ликвидации в обычном порядке.

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» установлено несколько специальных правил, касающихся существенных особенностей проведения конкурсного производства при банкротстве кредитных организаций.

Во-первых, в течение десяти дней с момента получения определения арбитражного суда о назначении конкурсного управляющего Банк России должен открыть ему счет. На этот счет, открытый конкурсному управляющему в Банке России, в короткий срок (десять дней) должны быть перечислены остатки денежных средств с корреспондентского счета кредитной организации, признанной арбитражным судом банкротом, а также со всех остальных счетов этой кредитной организации, открытых в иных банках и кредитных организациях. На этот же счет должны быть перечислены все иные денежные средства кредитной организации, включая обязательные резервы, депонированные последней в Банке России.

Во-вторых, объявление о банкротстве кредитной организации должно быть опубликовано конкурсным управляющим за счет должника не только в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации», но и в «Вестнике Банка России», а также в средствах массовой информации по месту нахождения кредитной организации.

В-третьих, после составления реестра требований кредиторов конкурсный управляющий должен составить промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемой кредитной организации, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. По окончании конкурсного производства составляется также ликвидационной баланс. Промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс конкурсный управляющий должен представить Банку России.

В-четвертых, имеется определенная особенность и в порядке удовлетворения требований кредиторов первой очереди: в приоритетном порядке подлежат удовлетворению требования граждан-вкладчиков по договорам банковского вклада и банковского счета; требования граждан, перед которыми кредитная организация несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью; требования Федерального фонда обязательного страхования вклада.

В-пятых, ликвидация кредитной организации считается завершенной, а кредитная организация прекратившей свое существование с момента внесения в Книгу государственной регистрации кредитных организаций соответствующей записи о ликвидации кредитной организации.

2.3.2 Банкротство страховых организаций

Страховой организацией (страховщиком) признаются юридические лица любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством Российской Федерации, созданные для осуществления страховой деятельности (страховые организации и общества взаимного страхования) и получившие в установленном порядке лицензию на осуществление страховой деятельности на территории Российской Федерации (ст.6 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. «О страховании».

В настоящее время, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14 августа 1996 г. N 1177 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» и постановлением Правительства от 5 января 1997 г. N 2 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» Министерство финансов Российской Федерации, являясь правопреемником упраздненной Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью, соответственно является государственным органом Российской Федерации по надзору за страховой деятельностью. Таким образом, Министерство финансов РФ является лицом, участвующим в арбитражном процессе при рассмотрении дела о банкротстве страховой организации в дополнение к перечню лиц, изложенному в ст.35 Закона о банкротстве.

Заявление в арбитражный суд о признании страховой организации банкротом может быть подано самой страховой организацией, конкурсным кредитором, также уполномоченным в соответствии с федеральным законом государственным органом. В случае введения в отношении должника — страховой организации процедур банкротства, должник или конкурсный управляющий должны в течение 10 дней с даты введения соответствующей процедуры федеральный уведомить об этом орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять надзор за страховой деятельностью.

В ходе внешнего управления, если это предусмотрено планом внешнего управления, внешний управляющий вправе осуществить продажу имущественного комплекса (предприятия) должника страховой организации по правилам, предусмотренным Законом о банкротстве. При этом следует учитывать, что продажа предприятия будет производиться только на закрытых торгах, т.к. покупателем имущественного комплекса страховой организации должника в силу п.2 статьи 184 Закона о банковской деятельности может выступать только страховая организация, имеющая лицензию на осуществления соответствующего вида страхования и обладает достаточными активами для исполнения обязательств по принимаемым на себя договорам страхования. В ходе конкурсного производства обязательным условием закрытых торгов является согласие покупателя принять на себя договоры страхования, по которым страховой случай не наступил до момента признания страховой организации банкротом.

При продаже предприятия с закрытых торгов в ходе внешнего управления к покупателю переходят все права и обязанности по договорам страхования, по которым на дату продажи имущества страховой организации страховой случай не наступил. Требования страхователей по договорам, по которым страховой случай наступил до даты продажи имущественного комплекса страховой организации в ходе внешнего управления, признаются денежными требованиями третей очереди и удовлетворяются в порядке, предусмотренном гл.VI Закона о банкротстве с учетом требований 186 Закона.

Принятие арбитражным судом решения о признании страховой организации банкротом и об открытии конкурсного производства влечет прекращение заключенных страховой организацией договоров страхования, по которым не наступил страховой случай и, следовательно, не возникло обязательство по уплате суммы страхового возмещения.

Договоры, заключенные такой организацией, можно разделить на четыре группы:

  • договоры страхования, по которым страховой случай не наступил до даты принятия арбитражным судом решения о признании страховой организации банкротом. В этом случае страхователи приобретают право требования части уплаченной страховщику страховой премии пропорционально разнице между сроком действия договора страхования и сроком, в течение которого действовал договор страхования. Однако федеральным законом может быть установлен иной объем требований к страховщику;
  • договоры страхования, по которым страховой случай не наступил до даты принятия арбитражным судом решения о признании страховой организации банкротом, но при осуществлении конкурсного производства имущественный комплекс страховой организации был продан при наличии согласия покупателя принять на себя указанные договоры. В этом случае все обязательства по таким договорам перед страхователями несет покупатель. Соответственно страхователи не приобретают каких-либо прав требования к страховщику-должнику;
  • договоры страхования, по которым страховой случай наступил до момента принятия арбитражным судом решения о признании страховой организации банкротом и об открытии конкурсного производства.

В этом случае страхователи приобретают права требования в размере страховой суммы, предусмотренной указанными договорами. Требования таких страхователей признаются денежными требованиями третьей очереди и удовлетворяются в порядке, предусмотренном гл.VI Закона о банкротстве с учетом требований ст.186 Закона;

— прочие договоры, не связанные со страховой деятельностью. Срок исполнения денежных обязательств по таким договорам считается наступившим. Удовлетворение требований кредиторов по таким договорам осуществляется в порядке, предусмотренном гл.VI Закона о банкротстве.

В случае принятия арбитражным судом решения о признании страховой организации банкротом и об открытии конкурсного производства требования кредиторов третьей очереди подлежат удовлетворению в следующем порядке:

  • в первую очередь — требования кредиторов по договорам обязательного личного страхования;
  • во вторую очередь — требования кредиторов по иным договорам обязательного страхования;
  • в третью очередь — требования иных кредиторов-страхователей (выгодоприобретателей), в том числе требования, предусмотренные пунктом 2 статьи 185 Закона о банкротстве;
  • в четвертую очередь — требования прочих кредиторов.

2.3.3 Банкротство профессиональных участников рынка ценных бумаг

Особенности процедур банкротства, установленные ст. 187 Закона о банкротстве, подлежат применению в том случае, если производство по делу о банкротстве возбуждено арбитражным судом в отношении должника — профессионального участника рынка ценных бумаг, т.е. лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, предусмотренную ст.3 — 9 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г., на основании лицензий, выданных Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (далее ФКЦБ).

В эту категорию не попадают банки и иные кредитные организации, хотя и осуществляющие профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг.

В дополнение к лицам, указанным в ст.31 Закона о банкротстве, в арбитражном процессе по делу о банкротстве профессионального участника рынка ценных бумаг участвует ФКЦБ, которая является федеральным органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг через определение порядка их деятельности и по определению стандартов эмиссии ценных бумаг.

Арбитражный управляющий, участвующий в деле о банкротстве профессионального участника рынка ценных бумаг, должен иметь лицензию арбитражного управляющего, а также аттестат, выдаваемый государственным органом Российской Федерации по регулированию рынка ценных бумаг. Порядок выдачи таких аттестатов должен быть установлен ФКЦБ.

Арбитражный управляющий направляет клиентам профессионального участника, в котором предлагает дать распоряжения о действиях, которые необходимо совершить с ценными бумагами, принадлежащими клиенту.

Ограничение совершения сделок или проведения операций по учету прав на ценные бумаги при применении процедур банкротства, за исключением конкурсного производства, не распространяются на ценные бумаги его клиентов или проведение операций по учету прав на ценные бумаги, осуществляемые по поручениям клиентов и подтвержденные клиентами после возбуждения производства по делу о банкротстве.

Принятие арбитражным судом решения о признании должника профессионального участника рынка ценных бумаг банкротом влечет открытие в отношении его конкурсного производства. Последствия открытия конкурсного производства изложены в гл.VI Закона о банкротстве. Имущество, хотя и находящееся в распоряжении должника — профессионального участника рынка ценных бумаг (деньги, ценные бумаги), но принадлежащее на праве собственности его клиентам, не включается в конкурсную массу и не может быть использовано для расчетов с кредиторами. Принадлежность указанного имущества клиентам определяется конкурсным управляющим: во-первых, по заявлениям клиентов на основании документов, подтверждающих права собственности, во-вторых, на основе данных внутреннего учета профессионального участника рынка ценных бумаг, который обязан вести раздельный учет собственного имущества и имущества, принадлежащего его клиентам (см., например, постановление ФКЦБ от 26 ноября 1996 г. N 21 «Об утверждении Временного положения об учетных регистрах и внутренней отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг»).

В ходе внешнего управления арбитражный управляющий с согласия и от имени клиентов должника вправе передать ценные бумаги, находящиеся в управлении или во владении должника, на хранении и /или учете у него, другой организации, имеющей соответствующую лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг.

Ценные бумаги и иное имущество клиентов, в том числе денежные средства, находящиеся на специальном брокерском счете, находящиеся в распоряжении профессионального участника рынка ценных бумаг, не включаются в конкурсную массу. Также не подлежат включению в конкурсную массу денежные средства и ценные бумаги, входящие в состав специальных фондов, предназначенных для снижения рисков неисполнения сделок с ценными бумагами и сформированные организаторами торгов или клиринговыми организациями.

Внешний управляющий либо конкурсный управляющий в процессе исполнения ими своих обязанностей устанавливают принадлежность ценных бумаг и иного имущества, хотя и находящихся в распоряжении профессионального участника рынка ценных бумаг, но принадлежащих его клиентам, и, по общему правилу, осуществляют возврат этих ценных бумаг и иного имущества клиентам. Однако поскольку бизнес профессионального участника зачастую зависит от наличия клиентуры, Закон позволяет внешнему либо конкурсному управляющему попытаться договориться с клиентами, с тем, чтобы сохранить бизнес. Особенно это актуально во внешнем управлении. В том числе возможна ситуация, когда внешний управляющий с согласия клиентов передает ценные бумаги и иное имущество клиентов в управление другой организации — профессионального участника рынка ценных бумаг.

Если требования клиентов в отношении возврата принадлежащих им ценных бумаг одного вида (одного эмитента, одной категории, одного типа, одной серии) превышают количество указанных ценных бумаг, находящихся в распоряжении профессионального участника рынка ценных бумаг, возврат указанных ценных бумаг клиентам осуществляется пропорционально требованиям клиентов.

Если внешнему либо конкурсному управляющему не удалось договориться с клиентами и имеющихся в наличии у должника ценных бумаг одного вида недостаточно для удовлетворения требований клиентов, такие ценные бумаги возвращаются клиентам пропорционально требованиям последних. Требования клиентов в неудовлетворенной их части признаются денежными обязательствами, которые погашаются в числе требований пятой очереди в порядке, установленном гл.VI Закона о банкротстве

3. Практическая часть

3.1 Оценка удовлетворительности (неудовлетворительности) структуры бухгалтерского баланса ОАО «Белгородоблгаз»

Методика оценки удовлетворительности (неудовлетворительности) структуры баланса построена на системе критериев, которые сравниваются с фактическими значениями коэффициента текущей ликвидности (К1), коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами (К2) и коэффициента восстановления (утраты) платежеспособности (К3).

Коэффициента текущей ликвидности (К1)

он показывает степень покрытия текущими активами текущих пассивов.

Оборотные активы (ОбА)

банкротство финансовый баланс

Краткосрочные пассивы

Согласно формуле произведем расчеты:

Полученные результаты внесем в таблицу 1.

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (К2) -, Собственный капитал

СК н.о.г. = 1 284 877 + 2 075 = 1 286 952;

  • СК к.о.г. = 1 551 049 + 2 007 = 1 553 056.

Внеоборотные активы (ВнА)-, ВнА= строка 190 Баланса, Коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности (К3) —

К3 определяется как отношение расчетного коэффициента текущей ликвидности к его критериальному значению:

Где К1ф — значение К1 на конец отчетного периода;

К1н — значение К1 на начало текущего периода;

Т — продолжительность отчетного периода в месяцах (3,6,9,12);

У — период восстановления (утраты) платежеспособности в месяцах.

восстановления

Т.к. первых два коэффициента ниже нормы, рассчитываем коэффициент восстановления платежеспособности:

Полученные данные заносим в таблицу.

При наличии оснований для признания структуры баланса неудовлетворительной, в случае если коэффициент восстановления платежеспособности, рассчитанный за период восстановления платежеспособности, равный 6 месяцам, имеет значение более 1, может быть принято решение о наличии реальной возможности у предприятия восстановить свою платежеспособность.

При отсутствии оснований для признания структуры баланса неудовлетворительной, в случае если коэффициент утраты платежеспособности, равный 3 месяцам, имеет значение менее 1, может быть принято решение о том, что предприятие в ближайшее время не сможет выполнить свои обязательства перед кредиторами. Ввиду реальной угрозы утраты платежеспособности предприятие становиться на учет в ФСФО России.

Таблица 1

Оценка удовлетворительности (неудовлетворительности) структуры бухгалтерского баланса ОАО «Белгородоблгаз»

Наименование показателя

Порядок расчета

Нормативное значение

Фактическое значение

На нач. года

На кон. года

Коэффициент текущей ликвидности (К1)

K1 ? 2

1,02

0,89

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (К2)

К2? 0,1

-1,39

-1,46

Коэффициент восстановления платежеспособности (К3)

К3 ? 1

х

0,41

Вывод: структура баланса неудовлетворительная. Основанием для признания структуры баланса неудовлетворительной является одновременное не выполнение двух условий:

1) коэффициент текущей ликвидности ниже нормы (на на начало года значение 1,02 и на конец года — 0,89), т.е. текущие обязательства не покрываются оборотными активами К1 < 2.

2) Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами показывает что степень покрытия собственными оборотными средствами запасов ниже нормы -1,46 , т.е. К2 < 0,1.

На основании вышесказанного рассчитан коэффициент восстановления платежеспособности, коэффициент на период восстановления платежеспособности, равен 0,41, что меньше 1. Это говорит о том, что у предприятия почти нет возможности восстановить платежеспособность. Необходимо срочно найти причину и нейтрализовать. Так же в виду утраты платежеспособности предприятие необходимо поставить на учет в ФСФО России. Решение о признании структуры баланса неудовлетворительной может быть отложено на срок, определяемый ФСФО России, если установлено наличие реальной возможности восстановления платежеспособности предприятия.

2.2 Анализ финансового состояния предприятия по методике ФСФО РФ

показатели, характеризующие различные аспекты деятельности организаций:

1. Общие показатели:

  • среднемесячная выручка — (К1);
  • доля денежных средств в выручке — (К2);
  • среднесписочная численность работников — (К3).

2. Показатели платежеспособности и финансовой устойчивости:

  • степень платежеспособности общая — (К4);
  • коэффициент задолженности по кредитам банков и займам-(К5);
  • коэффициент задолженности другим организациям — (К6);
  • коэффициент задолженности фискальной системе — (К7);
  • коэффициент внутреннего долга — (К8);
  • степень платежеспособности по текущим обязательствам — (К9);
  • коэффициент покрытия текущих обязательств оборотными активами — (К10);
  • собственный капитал в обороте (К11);
  • коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами — (К12);
  • коэффициент автономии (финансовой независимости) — (К13).

3. Показатели эффективности использования оборотного капитала (деловой активности), доходности и финансового результата (рентабельности):

  • коэффициент обеспеченности оборотными средствами — (К14);
  • коэффициент оборотных средств в производстве — (К15);
  • коэффициент оборотных средств в расчетах — (К16);
  • рентабельность оборотного капитала — (К17);
  • рентабельность продаж — (К18);
  • среднемесячная выработка на одного работника — (К19).

4. Показатели эффективности использования внеоборотного капитала и инвестиционной активности организации:

  • эффективность внеоборотного капитала (фондоотдача) — (К20);
  • коэффициент инвестиционной активности — (К21).

5. Показатели исполнения обязательств перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами:

  • коэффициент исполнения текущих обязательств перед бюджетами соответствующих уровней — (К22-К24);
  • коэффициент исполнения текущих обязательств перед государственными внебюджетными фондами — (К25);
  • коэффициент исполнения текущих обязательств перед Пенсионным фондом РФ — (К26).

Порядок расчета и анализа показателей финансового состояний организаций:

1. Общие показатели:

1) Среднемесячная выручка (К1) —

К1 = Валовая выручка организации по оплате / Т

где Т — кол-во месяцев в рассматриваемом отчетном периоде

Среднемесячная выручка вычисляется по валовой выручке, включающей выручку от реализации за отчетный период (по оплате), НДС, акцизы и другие обязательные платежи. Она характеризует объем доходов организации за рассматриваемый период и определяет основной финансовый ресурс организации, который используется для осуществления хозяйственной деятельности, в том числе для исполнения обязательств перед фискальной системой государства, другими организациями, своими работниками.

Среднемесячная выручка, рассматриваемая в сравнении с аналогичными показателями других организаций, характеризует масштаб бизнеса организации.

2) Доля денежных средств в выручке (К2) рассчитывается, как доля выручки, полученная в денежной форме, по отношению к общему объему выручки.

К2 = Денежные средства в выручке

Валовая выручка организации по оплате

Доля денежных средств отражает уровень бартерных операций в расчетах и в этой части дает представление о конкурентоспособности и степени ликвидности продукции организации, а также об уровне менеджмента, эффективности работы маркетингового подразделения организации. От величины этого показателя зависит возможность своевременного исполнения организацией своих обязательств, в том числе исполнение обязательных платежей в бюджеты и внебюджетные фонды.

3) Среднесписочная численность работников

4) Степень платежеспособности общая

Данный показатель характеризует общую ситуацию с платежеспособностью организации, объемами ее заемных средств и сроками возможного погашения задолженности организации перед её кредиторами, то есть К4 характеризует сроки возможного погашения всей кредиторской задолженности, если всю выручку направлять на расчеты с кредиторами.

Структура долгов и способы кредитования организации характеризуются распределением показателя «степень платежеспособности общая» (К4) на:

  • коэффициент задолженности по кредитам банков и займам;
  • коэффициент задолженности другим организациям;
  • коэффициент задолженности фискальной системе;
  • коэффициент внутреннего долга.

Перекос структуры долгов в сторону товарных кредитов от других организаций, скрытого кредитования за счет неплатежей фискальной системе государства и задолженности по внутренним выплатам отрицательно характеризует хозяйственную деятельность организации.

задолженности

Уменьшение уровня К5 характеризует прекос структуры долгов в сторону товарных кредитов, неплатежей в бюджет и по внутренним долгам, оценивается отрицательно.

6) Коэффициент задолженности другим организациям (К6)

  • «поставщики и подрядчики»;
  • «прочие кредиторы» на среднемесячную выручку.

Все эти строки пассива баланса функционально относятся к обязательствам организации перед прямыми кредиторами или ее контрагентами.

Повышение уровня данного коэффициента характеризует увеличение удельного веса товарных кредитов в общей сумме долгов.

7).

Коэффициент задолженности фискальной системе (К7)

  • «задолженность перед государственными внебюджетными фондами»;
  • «задолженность по налогам и сборам» на среднемесячную выручку.

Повышение уровня коэффициента К7 характеризует увеличение удельного веса задолженности бюджету в общей сумме долгов.

8) Коэффициент внутреннего долга (К8)

  • «задолженность перед персоналом организации»;
  • «задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов»;
  • «доходы будущих периодов»,
  • «резервы предстоящих расходов»;
  • «прочие краткосрочные обязательства» на среднемесячную выручку.

Повышение уровня коэффициента К8 характеризует увеличение удельного веса внутреннего долга в общей сумме долгов.

Степень платежеспособности общая и распределение показателя по виду задолженности представляют собой значения обязательств, отнесенные к среднемесячной выручке организации, и являются показателями оборачиваемости по соответствующей группе обязательств организации.

9) Степень платежеспособности по текущим обязательствам (К9)

К9 = с. 690 (форма №1) / К1

Данный показатель характеризует ситуацию с текущей платежеспособностью организации, объемами ее краткосрочных заемных средств и сроками возможного погашения текущей задолженности организации перед ее кредиторами

10) Коэффициент покрытия текущих обязательств оборотными активами (К10)

К10 = с. 290 / с.690 (форма №1)

Кроме того, показатель К10 характеризует платежные возможности организации при условии погашения всей дебиторской задолженности (в том числе «невозвратной») и реализации имеющихся запасов (в том числе неликвидов).

Снижение данного показателя за анализируемый период свидетельствует о снижении уровня ликвидности активов или о росте убытков организации.