Кредитование в России: Комплексный Анализ Современного Состояния, Проблем и Перспектив Развития (на основе актуальных данных до октября 2025 года)

Курсовая работа

К маю 2025 года объем просроченной задолженности по кредитам физических лиц в России достиг исторического максимума в 1,5 трлн рублей, увеличившись на 400 млрд рублей всего за год. Эта цифра, как барометр, чутко реагирует на малейшие изменения в экономической погоде, сигнализируя о нарастающих проблемах и вызовах в одной из ключевых артерий российской экономики — кредитной системе. Кредитование, как кровеносная система, питает экономический организм, стимулируя инвестиции, потребление и развитие бизнеса. В условиях беспрецедентных геополитических сдвигов, макроэкономической волатильности и ускоряющейся цифровой трансформации, понимание ее современного состояния, исторического пути, регуляторных механизмов и будущих перспектив становится не просто академическим интересом, но насущной необходимостью, ибо от устойчивости кредитного сектора напрямую зависит способность экономики адаптироваться и расти.

Цель настоящей работы — не просто констатировать факты, а провести комплексный и максимально актуальный анализ кредитной системы Российской Федерации, используя данные и инсайты до октября 2025 года. Мы не только определим ее теоретические основы и институциональную структуру, но и проследим динамику исторического развития, глубоко погрузимся в современное состояние банковского и небанковского секторов, выявим наиболее острые проблемы и вызовы, рассмотрим государственную политику регулирования и, наконец, спрогнозируем перспективы с учетом влияния цифровизации и искусственного интеллекта. Эта работа призвана стать путеводителем по сложным лабиринтам российской кредитной системы, обеспечивая глубокое и всестороннее понимание ее функционирования для специалистов и исследователей.

Теоретические основы и институциональная структура кредитной системы Российской Федерации

Кредитная система, подобно сложному механизму, состоит из множества взаимосвязанных элементов, обеспечивающих перераспределение финансовых ресурсов в экономике. Она является не просто набором учреждений, а динамической совокупностью отношений, принципов и инструментов, которые позволяют аккумулировать временно свободные денежные средства и направлять их туда, где они необходимы для развития, инвестиций и потребления. Только так можно обеспечить непрерывное воспроизводство капитала и стабильный экономический рост.

7 стр., 3009 слов

Сравнительный анализ зарубежных моделей ипотечного жилищного ...

... Российская смешанная модель ИЖК (2025): Структура, регулирование и риски Российская система ипотечного жилищного кредитования в 2025 году ... ипотеке достигла исторического минимума в 2,85% в декабре 2020 года. Однако последующее ужесточение денежно-кредитной политики ... примером являются Соединенные Штаты, характеризуется глубоким развитием вторичного рынка ипотеки и доминированием квазигосударственных ...

Понятие и сущность кредитной системы

В основе любой развитой экономики лежит понятие кредита — временного предоставления ценностей (денежных средств, товаров) на условиях возвратности, срочности и платности. Это фундаментальное экономическое отношение, которое формирует саму суть кредитной системы. Сама же кредитная система представляет собой совокупность финансовых учреждений и механизмов, взаимодействующих для предоставления кредитов, управления денежными потоками и поддержания стабильности финансовых рынков. Она является комплексным образованием, включающим в себя не только банки, но и множество других организаций, объединенных общей целью — посредничества в движении капитала.

Важнейшим элементом этой системы является кредитная организация — юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Среди кредитных организаций особое место занимают банки — специализированные кредитные организации, обладающие исключительным правом осуществлять в совокупности привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение этих средств от своего имени на условиях возвратности, платности, срочности, а также открытие и ведение банковских счетов.

Двухуровневая структура кредитной системы РФ

Российская кредитная система исторически и законодательно сформировалась как двухуровневая модель, где каждый уровень выполняет свою специфическую, но взаимодополняющую функцию.

На первом уровне стоит Центральный банк Российской Федерации (Банк России) — главный финансовый институт страны. Его роль невозможно переоценить. Он выступает не только как эмиссионный центр, обладающий монопольным правом на выпуск банкнот, но и как мегарегулятор всего финансового рынка. В число его ключевых функций входит:

  • Регулирование денежно-кредитной политики: Банк России устанавливает ключевую ставку, нормативы обязательных резервов, проводит операции на открытом рынке, тем самым влияя на стоимость денег и объем кредитования в экономике.
  • Контроль за инфляцией: Поддержание ценовой стабильности является одной из основных целей Центрального банка.
  • Управление валютными резервами: ЦБ РФ управляет золотовалютными резервами страны, обеспечивая стабильность национальной валюты.
  • Кредитор последней инстанции: В случае нехватки ликвидности у коммерческих банков, Центральный банк предоставляет им экстренное финансирование, предотвращая системные кризисы.
  • Надзор за банковской системой: ЦБ осуществляет лицензирование, регулирование и надзор за деятельностью всех кредитных организаций, обеспечивая их финансовую устойчивость и защиту интересов вкладчиков.

Второй уровень кредитной системы представлен совокупностью коммерческих банков и небанковских кредитных организаций (НКО), а также филиалами и представительствами иностранных банков. Эти институты осуществляют непосредственную кредитную деятельность, взаимодействуя с населением и бизнесом. Они привлекают вклады, выдают кредиты, осуществляют расчетные операции, предоставляют различные финансовые услуги, выступая связующим звеном между сбережениями и инвестициями.

8 стр., 3572 слов

Кредитная политика коммерческой организации: Стратегический анализ, ...

... деятельность почти половины (48,9%) российских компаний, согласно опросам Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). Это обстоятельство формирует два ключевых следствия для кредитной ... Разве не стоит каждой организации постоянно стремиться к снижению ... системе) уступил место продвинутым моделям, использующим машинное обучение и аналитику больших данных (Big Data). Современный кредитный ...

Банки и небанковские кредитные организации: виды и функции

Различие между банками и небанковскими кредитными организациями заключается, прежде всего, в объеме и характере разрешенных банковских операций. Если банк имеет право осуществлять широкий спектр операций, включая привлечение вкладов физических лиц и ведение их счетов, то НКО обладают более ограниченным набором функций.

В России небанковские кредитные организации подразделяются на несколько основных типов:

  • Платежные НКО (ПНКО): Специализируются на осуществлении переводов денежных средств без открытия банковских счетов, то есть на оказании платежных услуг. Примером могут служить операторы электронных денег.
  • Расчетные НКО (РНКО): Осуществляют расчетные операции для юридических лиц, могут открывать и вести банковские счета юридических лиц, но не имеют права привлекать вклады.
  • Депозитно-кредитные НКО (НДКО): Теоретически, могут привлекать вклады юридических лиц и предоставлять кредиты, но, согласно предоставленным данным, на данный момент не получили широкого развития в РФ. Их функции часто берут на себя банки.
  • НКО — центральные контрагенты: Выступают посредниками при проведении сделок на финансовых рынках, принимая на себя риски неисполнения обязательств одной из сторон.

Таким образом, НКО играют важную, но специфическую роль в финансовой системе, заполняя ниши, которые не всегда охватываются классическими банками, или специализируясь на отдельных видах услуг.

Правовое регулирование кредитной деятельности

Фундамент, на котором зиждется вся кредитная система России, — это ее правовое регулирование. Двумя краеугольными камнями здесь выступают:

  1. Федеральный закон от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Этот закон определяет статус, цели, функции и полномочия Банка России, его отношения с органами государственной власти, принципы осуществления денежно-кредитной политики, а также вопросы банковского регулирования и надзора. Он фактически является конституцией для всего финансового сектора.
  2. Федеральный закон от 2 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности». Этот документ, принятый еще на заре становления российской рыночной экономики, регулирует создание, функционирование и ликвидацию банков и других кредитных организаций, определяет виды банковских операций, требования к капиталу, принципы лицензирования и многие другие аспекты их деятельности. Он постоянно обновляется и дополняется, отражая меняющиеся экономические реалии.

Помимо этих двух основных законов, регулирование кредитной деятельности осуществляется посредством многочисленных нормативных актов Банка России, постановлений Правительства РФ и других федеральных законов, которые детализируют и уточняют правовые нормы для различных сегментов кредитного рынка.

16 стр., 7841 слов

Кредитная система Российской Федерации: всестороннее академическое ...

... на благосостоянии каждого гражданина. Двухуровневое строение кредитной системы России Одной из фундаментальных характеристик российской кредитной системы является ее двухуровневое строение. Эта ... года рост составил 2,8%. Это свидетельствует о продолжающейся роли наличных средств в экономике, несмотря на активную цифровизацию. Надзор и регулирование: Банк России осуществляет надзор за деятельностью ...

Инфраструктура кредитной системы

Помимо самих кредитных организаций, эффективное функционирование кредитной системы невозможно без развитой инфраструктуры, обеспечивающей ее стабильность и надежность. Одним из важнейших элементов этой инфраструктуры является система обязательного страхования вкладов (ССВ).

Система обязательного страхования вкладов в банках Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 23 декабря 2003 года № 177-ФЗ «О страховании вкладов в банках Российской Федерации». Ее основная цель — защита прав и законных интересов вкладчиков банков путем выплаты страхового возмещения по вкладам в случае отзыва у банка лицензии. На текущий момент максимальная сумма страхового возмещения по большинству вкладов составляет 1,4 млн рублей. Однако, законодательство предусматривает особые случаи, когда сумма возмещения может достигать 10 млн рублей. К таким случаям относятся поступления средств от продажи жилья или земельного участка, получения наследства, социальных выплат, возмещения ущерба, причиненного преступлением, или выплаты по решению суда.

Более того, в апреле 2025 года Правительство РФ одобрило законопроект, который значительно расширит защиту сбережений граждан. Согласно этому законопроекту, страховое возмещение по безотзывным вкладам сроком от 3 лет будет увеличено до 2,8 млн рублей. Это потенциально может довести общую сумму застрахованных накоплений для одного вкладчика до 4,2 млн рублей (1,4 млн рублей по общим основаниям плюс 2,8 млн рублей по долгосрочным вкладам), что является важным шагом к повышению привлекательности долгосрочных сбережений и укреплению доверия к банковской системе. А что это значит для рядового вкладчика? Это означает, что его сбережения стали гораздо надежнее, что стимулирует более длительное и ответственное финансовое планирование.

Помимо ССВ, банковская инфраструктура включает в себя расчетные системы, межбанковские каналы связи, организации, предоставляющие информационно-технологические решения для автоматизации банковской деятельности, бюро кредитных историй и многие другие сервисы, без которых невозможно представить современный финансовый мир.

Исторические этапы становления и развития кредитной системы России

Путь российской кредитной системы — это драматическая история трансформации от жестко централизованной плановой модели к многоуровневой рыночной структуре. Понимание этого пути необходимо для осознания современных вызовов и перспектив, поскольку многие сегодняшние особенности коренятся именно в прошлом.

Банковская система СССР до 1987 года

До начала перестройки советская банковская система была воплощением централизованного государственного управления. Она представляла собой монолитную структуру, полностью интегрированную в систему планового хозяйства. Фактически, это был единый государственный банк, разделенный на несколько специализированных учреждений, каждое из которых обслуживало определенный сектор экономики и выполняло четко заданные функции, не имея никакой экономической самостоятельности и конкуренции:

14 стр., 6924 слов

Потребительское кредитование коммерческими банками в Российской ...

... кредитные карты, овердрафты). Наиболее значимыми сегментами на российском рынке, согласно статистике, являются кредиты наличными (37% ... Банк России, Росстат Как видно из таблицы, совокупный объём портфеля необеспеченных кредитов на 1 июня 2024 года достиг 14,7 трлн рублей, ... кредитование, будучи неотъемлемой частью современной финансовой системы, уходит корнями в глубинную потребность человека в ...

  • Госбанк СССР: Центральный банк страны, осуществлявший эмиссию денег, кредитование экономики и кассовое обслуживание бюджета.
  • Стройбанк СССР: Финансировал капитальные вложения, строительство и реконструкцию промышленных предприятий.
  • Внешторгбанк СССР: Обслуживал внешнеэкономическую деятельность и международные расчеты.
  • Гострудсберкассы: Привлекали вклады населения и осуществляли расчетно-кассовое обслуживание физических лиц.

Эта система была призвана обеспечивать финансирование государственных планов, а не стимулировать рыночные отношения или конкуренцию.

Реорганизация 1987 года и начало реформ

Понимание того, что такая жесткая модель не способна эффективно обслуживать растущие потребности экономики, привело к первой значительной реформе в банковском секторе СССР в 1987 году. Эта реорганизация стала предвестником грядущих перемен, направленных на децентрализацию и специализацию. Были созданы новые специализированные государственные банки:

  • Внешэкономбанк СССР: Сменил Внешторгбанк, сосредоточившись на международных операциях.
  • Промстройбанк СССР: Пришел на смену Стройбанку, обслуживая промышленность и строительство.
  • Агропромбанк СССР: Ответственный за финансирование агропромышленного комплекса.
  • Жилсоцбанк СССР: Обслуживал социальную сферу, жилищное строительство и население.
  • Сбербанк СССР: Сохранил функции по работе с населением, но получил больше самостоятельности.

Эти изменения, хотя и не создали полноценной рыночной системы, стали первым шагом к ее формированию. Настоящий прорыв произошел в декабре 1990 года, когда были приняты знаковые законодательные акты:

  • Закон СССР от 11 декабря 1990 года № 1828-1 «О Государственном банке СССР».
  • Закон СССР от 11 декабря 1990 года № 1829-1 «О банках и банковской деятельности».

Эти законы заложили основы коммерческого банкинга, предусматривая экономическую самостоятельность банков и возможность их создания на акционерной основе. Именно в этот период, 13 июля 1990 года, был учрежден Центральный банк Российской Федерации на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР, что стало ключевым этапом в формировании суверенной российской финансовой системы.

Становление двухуровневой системы и период 1990-х годов

Распад СССР стал катализатором для бурного, хотя и хаотичного, развития российской банковской системы. Вчерашние Госбанки начали трансформироваться в коммерческие структуры, активно появлялись новые кредитные организации. Количество коммерческих банков росло ошеломляющими темпами: с 202 в августе 1990 года до более чем 1600 к октябрю 1992 года. Этот период характеризовался не только количественным ростом, но и глубокими институциональными изменениями, приведшими к формированию иерархической двухуровневой банковской системы, функционирующей и по сей день.

Однако становление сопровождалось и серьезными вызовами:

  • Отделение российской денежной системы: После распада СССР возникла острая необходимость в отделении российской денежной системы от экономик постсоветских республик, входивших в так называемую «рублевую зону». Это привело к сложностям в регулировании денежного обращения и контроля инфляции.
  • Кризис межбанковского кредитования: Отсутствие четких правил и низкий уровень доверия между банками приводили к периодическим кризисам ликвидности, когда банки отказывались кредитовать друг друга, что парализовывало платежную систему.
  • Использование схем с «фальшивым авизо»: В условиях недостаточного контроля и несовершенства платежной системы процветали мошеннические схемы с использованием фальшивых платежных документов («авизо»), что приводило к огромным потерям и подрывало доверие к банковскому сектору.
  • «Черный вторник» 1994 года: 11 октября 1994 года вошло в историю как день резкого обесценивания рубля, когда его курс по отношению к доллару США резко упал. Хотя курс удалось стабилизировать через несколько дней, это событие наглядно продемонстрировало хрупкость формирующейся финансовой системы и необходимость усиления государственного регулирования.

Несмотря на все сложности, к 1995 году российская банковская система не только выжила, но и стала одной из главных экономических и политических сил страны, активно участвуя в процессах приватизации и формировании нового класса собственников. Этот период заложил основы для дальнейшего развития, определив многие характеристики современного кредитного рынка.

Современное состояние кредитного рынка Российской Федерации (по данным 2024-2025 гг.)

Современный кредитный рынок России – это сложная, динамично развивающаяся система, находящаяся под постоянным влиянием внутренних и внешних факторов. Актуальные данные за 2024-2025 годы позволяют составить полную картину его текущего состояния, выделить ключевые тренды и определить роль его основных сегментов.

Банковский сектор: структура и ключевые показатели

Банковский сектор по-прежнему остается основой кредитной системы, его устойчивость и эффективность напрямую влияют на экономику страны. Ключевую роль в нем играют системно значимые кредитные организации (СЗКО) – банки, чья деятельность имеет критически важное значение для финансовой стабильности страны. По состоянию на 7 октября 2025 года Банк России утвердил новый перечень из 12 системно значимых кредитных организаций. В него вошли:

  • АО ЮниКредит Банк
  • Газпромбанк (АО)
  • ПАО «Совкомбанк»
  • Банк ВТБ (ПАО)
  • АО «Альфа-Банк»
  • ПАО Сбербанк
  • ПАО Московский кредитный банк (МКБ)
  • Банк ДОМ.РФ
  • Т-Банк (ранее Тинькофф Банк)
  • ПАО «Промсвязьбанк»
  • АО «Райффайзенбанк»
  • АО «Россельхозбанк»

Важно отметить, что в этот обновленный список были внесены изменения: Банки «Открытие» и Росбанк были исключены, присоединившись к ВТБ и Т-Банку соответственно к 1 января 2025 года, тогда как Банк ДОМ.РФ был включен в перечень. На долю этих 12 системно значимых банков приходится около 80% совокупных активов российского банковского сектора, что подчеркивает их доминирующее положение и влияние на финансовую систему. Какие последствия несет такая концентрация активов? Это означает, что стабильность всей финансовой системы в значительной степени зависит от устойчивости этих крупных игроков.

Экономические показатели банковского сектора демонстрируют устойчивость:

  • Прибыль банковского сектора: В апреле 2025 года совокупная прибыль составила внушительные 261 млрд рублей, что свидетельствует о его высокой эффективности и способности генерировать доходы даже в условиях волатильности.
  • Средства населения: Объем средств, привлеченных от населения, во II квартале 2024 года увеличился на 6,5%, что указывает на сохранение доверия к банковской системе и рост сберегательной активности граждан.

Небанковский кредитный сектор: рынок микрофинансирования

Помимо традиционных банков, значимую роль в кредитной системе играют небанковские кредитные организации, среди которых наиболее заметен рынок микрофинансирования. Его регулирование в России началось с принятием Федерального закона от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», что позволило упорядочить этот сегмент и повысить его прозрачность.

  • Объем капитала: Совокупный объем капитала микрофинансовых организаций (МФО) к концу 2023 года достиг 255 млрд рублей, демонстрируя значительный рост и укрепление позиций на рынке.
  • Прибыльность: По итогам 2024 года совокупная прибыль МФО составила 52 млрд рублей. Однако, это на 8,4% ниже, чем годом ранее, при снижении количества прибыльных компаний на 14%. Это свидетельствует о возросшей конкуренции и ужесточении регуляторных требований, влияющих на маржинальность бизнеса МФО.
  • Структура рынка: Рынок МФО за последние 10 лет в значительной степени сместился в сторону потребительского сегмента, предлагая займы «до зарплаты» и другие краткосрочные продукты, что, с одной стороны, повышает доступность финансовых услуг, а с другой – порождает риски закредитованности населения.

Сегменты кредитного рынка

Рассмотрим динамику ключевых сегментов кредитного рынка за последние периоды.

1. Корпоративное кредитование:

  • Динамика в апреле 2025 года: Корпоративное кредитование демонстрировало умеренный рост, увеличившись на 0,9% по кредитам и на 1,1% с учетом вложений в облигации.
  • Динамика в августе 2025 года: В августе 2025 года был отмечен более существенный рост – объем предоставленных кредитов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям составил 7,9 трлн рублей, увеличившись на 5,1% по сравнению с июлем 2025 года.
  • Общая задолженность: На 1 сентября 2025 года задолженность по этим кредитам достигла 79,7 трлн рублей, увеличившись на 1,5% за месяц, что отражает активизацию деловой активности.
  • Итоги 2023 года: По итогам 2023 года корпоративное кредитование показало впечатляющий рост на 20%, что было обусловлено необходимостью финансирования импортозамещения, перестройки логистических цепочек и поддержки стратегически важных отраслей.

2. Ипотечное кредитование:

  • Динамика в апреле 2025 года: Ипотечное кредитование выросло на 0,4%, преимущественно за счет государственных программ, таких как «Семейная ипотека». Это подчеркивает зависимость рынка от мер государственной поддержки.
  • Итоги 2023 года: В 2023 году ипотечный портфель продемонстрировал значительный рост на 34%, что также было связано с активным стимулированием рынка через льготные программы.
  • Ситуация в январе-сентябре 2025 года: Несмотря на предыдущий рост, за январь-сентябрь 2025 года объем выдач ипотечных кредитов составил 2,60 трлн рублей, что на 33% ниже аналогичного периода 2024 года. Количество выданных ипотек также сократилось на 44%, составив 590 тысяч кредитов. Это снижение обусловлено ужесточением регуляторных мер и изменением условий льготных программ.

3. Потребительское кредитование:

  • Динамика в апреле 2025 года: Потребительский портфель кредитов продолжил сокращаться (-0,7%), преимущественно в сегменте кредитов наличными. Это является результатом целенаправленной политики Банка России по «охлаждению» этого сегмента рынка.
  • Итоги 2023 года: В 2023 году потребительские кредиты выросли на 14%, что вызвало обеспокоенность регулятора.
  • Объем необеспеченных кредитов: Совокупный объем портфеля необеспеченных кредитов российских банков достиг 14,7 трлн рублей к 1 июня 2024 года, с годовыми темпами роста 18,1%. Несмотря на меры по сдерживанию, этот сегмент остается одним из самых динамичных, но и самых рискованных.

Таблица 1: Динамика ключевых сегментов кредитного рынка (2023-2025 гг.)

Сегмент кредитования Рост в 2023 году Рост в апреле 2025 года Рост/Задолженность в августе/сентябре 2025 года Объем выдач/портфель (актуальные данные)
Корпоративное +20% +0,9% +5,1% (август); 79,7 трлн руб. (1 сент.) 7,9 трлн руб. (выдачи в августе 2025)
Ипотечное +34% +0,4% -33% (выдачи янв-сент 2025 к 2024) 2,60 трлн руб. (выдачи янв-сент 2025)
Потребительское +14% -0,7% Н/Д 14,7 трлн руб. (портфель к 1 июня 2024)
МФО (прибыль) Н/Д Н/Д -8,4% (2024 к 2023) 52 млрд руб. (прибыль в 2024)

Таким образом, кредитный рынок России демонстрирует неоднородную динамику. Корпоративный сегмент, поддерживаемый государственными программами и необходимостью перестройки экономики, продолжает расти. Ипотечное кредитование, ранее стимулируемое льготными программами, столкнулось с замедлением, что является результатом как регуляторных мер, так и насыщения рынка. Потребительское кредитование находится под пристальным вниманием регулятора, пытающегося сдержать его рост и снизить риски закредитованности.

Проблемы и вызовы кредитной системы в современных условиях

Кредитная система России, несмотря на демонстрируемую устойчивость, сталкивается с комплексом острых проблем и вызовов, которые требуют внимательного анализа и системных решений. Эти вызовы обусловлены как внутренними макроэкономическими факторами, так и внешними геополитическими условиями.

Проблема закредитованности населения и юридических лиц

Одной из наиболее тревожных тенденций является рост закредитованности. Это явление затрагивает как физических, так и юридических лиц, создавая потенциальные риски для стабильности всей финансовой системы.

  • Физические лица: Проблема закредитованности населения достигла критического уровня. Объем просроченной задолженности по кредитам физических лиц в России достиг исторического максимума в 1,5 трлн рублей к маю 2025 года, что на 400 млрд рублей больше, чем годом ранее. Это означает, что все больше граждан испытывают трудности с обслуживанием своих долгов. При этом динамика прироста просроченных более чем на 90 дней платежей в розничном банковском кредитовании (без учета ипотеки) практически сравнялась с динамикой прироста кредитного портфеля в 2024 году: портфель вырос на 14%, а просроченная задолженность – на 12%, что составляет 128,6 млрд рублей накопленных неплатежей. Это свидетельствует о том, что новые выдачи кредитов все чаще оборачиваются невозвратами, и проблема не ограничивается старыми долгами.
  • Юридические лица и индивидуальные предприниматели: Ситуация не менее настораживающая. Доля заемщиков – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих просроченную задолженность, возросла на 0,1 процентного пункта, достигнув 23,2% в августе 2025 года. Это означает, что почти четверть корпоративных заемщиков испытывают трудности с погашением кредитов, что может замедлить инвестиционную активность и сказаться на общей экономической стабильности.

Влияние высоких процентных ставок и ключевой ставки

Высокий уровень процентных ставок является обоюдоострым мечом. С одной стороны, он является инструментом Банка России для борьбы с инфляцией и «охлаждения» перегретых сегментов рынка. С другой стороны, он значительно усложняет доступ к финансированию для населения и бизнеса.

  • Потребительское кредитование: Высокие процентные ставки и повышение ключевой ставки привели к сдержанной динамике потребительских кредитов в 2024 году. Кредиты становятся дороже, что снижает спрос со стороны населения, но в то же время увеличивает финансовую нагрузку на тех, кто уже имеет займы.
  • Корпоративное кредитование: На конец 2024 года условия корпоративного кредитования оставались жесткими, с повышенными требованиями к финансовому положению заемщиков. Это привело к замедлению расширения корпоративного кредитного портфеля со второй половины 2024 года, что может негативно сказаться на инвестиционной активности и темпах экономического роста.

Вызовы в ипотечном кредитовании

Ипотечный рынок, будучи одним из ключевых драйверов жилищного строительства и благосостояния населения, столкнулся с собственным набором проблем, во многом спровоцированных чрезмерным стимулированием.

  • Рост цен на жилье: Широкие программы льготного ипотечного кредитования, хотя и были призваны сделать жилье доступнее, привели к обратному эффекту. С 2020 года цены на первичном рынке жилья выросли на 72%, опережая рост доходов населения. В результате, доступность недвижимости не увеличилась, а даже снизилась для многих категорий граждан, что создает социальное напряжение и искажения на рынке.
  • «Инвестиционные квартиры»: Банк России отмечает, что заемщики часто брали несколько льготных ипотечных кредитов, используя их не для улучшения жилищных условий, а для покупки «инвестиционных квартир». Это привело к перегреву рынка, образованию ценовых пузырей и неэффективному распределению государственных субсидий.

Проблемы на рынке микрофинансирования

Рынок микрофинансирования, призванный обеспечивать доступ к финансовым услугам для тех, кто не может получить их в банках, также страдает от системных проблем, связанных с высокой закредитованностью и попытками обхода регуляторных ограничений.

  • Высокая доля заемщиков с несколькими займами: В 2024 году 78% заемщиков МФО имели 1 или 2 одновременно действующих займа, что прямо указывает на проблему закредитованности в этом сегменте. Клиенты берут новые займы для погашения старых, попадая в долговую ловушку.
  • Обход макропруденциальных лимитов: Отмечается растущая практика предоставления потребительских кредитов под залог автомобиля. Эта схема используется для обхода макропруденциальных лимитов, установленных Банком России для снижения рисков в необеспеченном кредитовании, что нивелирует усилия регулятора и создает новые риски.

В целом, кредитная система России находится в состоянии активной адаптации к меняющимся условиям. Банк России обеспокоен разгоном необеспеченного кредитования, которое пока не удается сдержать, что заставляет его предпринимать все более решительные меры для стабилизации ситуации и предотвращения системных рисков. Это означает, что в ближайшее время мы можем ожидать дальнейшего ужесточения регулирования, направленного на повышение устойчивости финансовой системы.

Регулирование и государственная политика по развитию кредитной системы

В условиях нарастающих вызовов и динамичной макроэкономической среды, роль государства и, в частности, Центрального банка в регулировании и формировании кредитной системы становится ключевой. С 2013 года Банк России выступает в роли мегарегулятора, что значительно расширило его полномочия и ответственность, объединив функции центрального банка и регулятора всех секторов финансового рынка.

Роль Банка России как мегарегулятора

Центральный банк Российской Федерации в тесном сотрудничестве с Правительством РФ разрабатывает и реализует политику по развитию финансового рынка, синхронизируя меры для достижения макроэкономической стабильности и устойчивого роста. Его стратегическое видение отражено в документе «Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на 2025 год и период 2026 и 2027 годов», одобренном Советом директоров Банка России в декабре 2024 года.

Ключевые цели этой политики многогранны:

  • Финансирование трансформации экономики: Обеспечение притока капитала в приоритетные отрасли и проекты, способствующие структурным изменениям в экономике.
  • Защита прав потребителей и инвесторов: Повышение прозрачности, снижение рисков и обеспечение справедливого отношения к участникам финансового рынка.
  • Повышение финансовой доступности: Расширение доступа к финансовым услугам для населения и малого бизнеса, особенно в удаленных регионах.
  • Цифровизация и развитие платежной инфраструктуры: Стимулирование внедрения инновационных технологий для повышения эффективности и безопасности финансовых операций.
  • Обеспечение финансовой стабильности: Предотвращение системных рисков, поддержание устойчивости банковского сектора и финансовой системы в целом.

Меры по охлаждению потребительского кредитования

Одной из наиболее актуальных задач Банка России является сдерживание чрезмерного роста потребительского кредитования, который приводил к накоплению рисков закредитованности населения. В ответ на эту проблему регулятор предпринимает ряд целенаправленных мер:

  • Повышение макропруденциальных надбавок: С 1 июля 2024 года Банк России повысил макропруденциальные надбавки для займов с полной стоимостью кредита (ПСК) в диапазоне 25-40%. Эти надбавки увеличивают требования к капиталу банков, делая выдачу «рискованных» кредитов менее выгодной. С 1 сентября 2024 года меры были ужесточены вновь, распространившись, в том числе, на кредиты с невысокой долговой нагрузкой и низким уровнем ПСК, что указывает на стремление охватить весь спектр потенциально рискованных ссуд.
  • Ужесточение макропруденциальных лимитов (МПЛ): С III квартала 2024 года действуют более жесткие МПЛ, направленные на дестимулирование выдачи ссуд закредитованным заемщикам, то есть тем, у кого показатель долговой нагрузки (ПДН) уже высок.
  • Борьба с обходом МПЛ: С 1 ноября 2024 года Банк России повышает надбавки по потребительским кредитам, выдаваемым под залог автомобиля, для заемщиков с ПДН более 50%. Эта мера призвана ограничить практику, когда банки использовали залог авто для обхода ранее введенных макропруденциальных лимитов.

Регулирование корпоративного кредитования

Для обеспечения устойчивости и охлаждения корпоративного сегмента, который показал значительный рост в предыдущие периоды, Банк России также вводит превентивные меры:

  • Национальная антициклическая надбавка: С 1 февраля 2025 года Банк России устанавливает национальную антициклическую надбавку к нормативам достаточности капитала в размере 0,25% от активов, взвешенных по риску. Эта надбавка будет повышена до 0,5% с 1 июля 2025 года. Цель этой меры — создать «буфер» капитала для банков в период активного кредитования, который может быть использован в случае наступления кризисных явлений, обеспечивая большую устойчивость сектора.

Реформа рынка микрофинансирования

С учетом проблем закредитованности и рисков, присущих рынку микрофинансирования, Банк России предложил масштабную реформу на 2025–2027 годы, направленную на его структурирование и повышение прозрачности. Ключевые аспекты реформы:

  • Разделение рынка на три сегмента: Предлагается разделить МФО на:
    1. Компании предпринимательского финансирования.
    2. Компании целевого финансирования.
    3. Классические МФО.

    Это позволит более точно регулировать деятельность каждой группы в зависимости от их бизнес-модели и рисков.

  • Установление лимита на «займы до зарплаты»: Вводится ограничение — не более одного одновременно действующего займа до погашения. Это должно помочь бороться с практикой, когда заемщики берут новые займы для погашения старых.
  • Введение «периода охлаждения»: Предлагается ввести период не менее 3 календарных дней между выдачей займов, что даст заемщикам время на обдуманное решение и предотвратит импульсивные займы.
  • Снижение максимальной переплаты: Максимальный уровень переплаты по займу предлагается снизить со 130% до 100% от тела долга, что значительно уменьшит финансовую нагрузку на заемщиков и сделает микрозаймы более справедливыми.

Государственные программы поддержки и стимулирования

Помимо регуляторных мер, Правительство РФ активно реализует программы поддержки и стимулирования, направленные на развитие приоритетных отраслей и поддержку социально значимых групп:

  • Льготное кредитование инвестиционных проектов: Запущена специальная программа льготного кредитования организаций, реализующих инвестиционные проекты по производству приоритетной промышленной продукции. Ставка по таким кредитам не превышает 30% ключевой ставки Банка России плюс три процентных пункта, что делает инвестиции более привлекательными.
  • Увеличение лимита IT-ипотеки: Общий лимит средств на выдачу льготных ипотечных кредитов IT-специалистам увеличен на 200 млрд рублей (с 500 млрд до 700 млрд рублей).

    Это позволит еще 15 тысячам IT-специалистов приобрести жилье по ставке до 5% годовых, поддерживая развитие высокотехнологичного сектора.

  • Продление программы бюджетных кредитов регионам: Правительство продлило программу предоставления регионам бюджетных кредитов на цели инфраструктурного развития до 2030 года, запланировав 150 млрд рублей ежегодно на 2026-2030 годы, общим объемом 1 трлн рублей. Это стимулирует региональное развитие и создание новых инфраструктурных объектов.

Эти меры отражают комплексный подход государства к управлению кредитной системой, сочетая жесткое регулирование для минимизации рисков с целевой поддержкой для стимулирования роста в стратегически важных направлениях.

Перспективы развития и влияние цифровизации на кредитную систему

Будущее кредитной системы России будет формироваться под влиянием нескольких ключевых факторов: макроэкономической стабильности, регуляторной политики и, безусловно, стремительной цифровой трансформации. Прогнозы Банка России и тенденции в области инноваций дают представление о траектории развития рынка.

Прогнозы развития сегментов кредитного рынка

Центральный банк РФ регулярно публикует свои прогнозы, которые служат ориентиром для всех участников финансового рынка. На основе этих данных можно выделить следующие ожидаемые тенденции:

  • Корпоративное кредитование: Прогнозируется устойчивый рост корпоративного кредитования. В 2024 году ожидается увеличение на 10–15%, а в 2025 году – на 7–12%. Этот рост будет поддерживаться необходимостью финансирования проектов по импортозамещению, перестройке логистических цепочек и модернизации производства. Оживление кредитной активности во втором полугодии 2025 года соответствует ожиданиям Банка России, что указывает на постепенное восстановление делового доверия и инвестиционной активности. Однако, в краткосрочной перспективе (в первом полугодии 2025 года) прогнозируется снижение спроса бизнеса на кредиты, особенно со стороны субъектов малого и среднего предпринимательства, что может быть связано с ужесточением условий кредитования и сохраняющейся экономической неопределенностью.
  • Ипотечное кредитование: В 2024 году ипотечное кредитование, по прогнозам, вырастет на 7–12%, а в 2025 году – на 8–13%. Основным драйвером ипотечного рынка в настоящее время выступают адресные льготные программы, прежде всего «Семейная ипотека». Это подчеркивает сохраняющуюся зависимость рынка от государственной поддержки. Важно отметить, что доля ипотеки в общей задолженности населения в Российской Федерации составляет чуть более 50%, тогда как в развитых странах этот показатель достигает 70–80%. Это указывает на значительный потенциал роста ипотечного рынка в долгосрочной перспективе при условии формирования благоприятных экономических условий и снижения рисков.
  • Потребительское кредитование: Рост потребительского кредитования в 2024 году прогнозируется на уровне 12–17%. Несмотря на меры Банка России по «охлаждению» этого сегмента, спрос на потребительские кредиты остается высоким. Основой дальнейших тенденций и перспективой развития потребительского кредитования в России будет являться цифровизация и автоматизация процессов кредитования, что позволит повысить эффективность и скорость выдачи займов.

Влияние цифровизации и искусственного интеллекта

Цифровая трансформация — это не просто тренд, а фундаментальный сдвиг, кардинально меняющий облик финансовой отрасли. Российский банковский сектор активно внедряет инновации, в частности, технологии искусственного интеллекта (ИИ), что оказывает глубокое влияние на все аспекты кредитования.

  • Масштабы внедрения ИИ: В 2025 году более 50% российских банков активно внедряют решения на базе искусственного интеллекта. Финансовый сектор занимает первое место в России по объему затрат на ИИ: инвестиции достигли 56,8 млрд рублей, а общий объем инвестиций в цифровизацию финансовой отрасли составил 1,2 трлн рублей, увеличившись на 36,5% за год. Более 95% отечественных финансовых компаний используют ИИ в своей работе, что даже превышает среднемировой показатель в 85% для финтеха.
  • Сферы применения ИИ: Искусственный интеллект используется для широкого спектра задач:
    • Клиентский сервис: 84% финансовых компаний, внедривших ИИ, применяют технологии обработки естественного языка (NLP) для чат-ботов, голосовых помощников и автоматизированного анализа документов (23,2% сценариев).
    • Обнаружение мошеннических операций: ИИ позволяет эффективно выявлять и предотвращать мошенничество (18,4% сценариев), значительно повышая безопасность транзакций.
    • Персонализированные предложения: Создание индивидуальных кредитных продуктов и предложений для клиентов на основе анализа больших данных (14,7% сценариев).
    • Автоматизация внутренних процессов: ИИ оптимизирует рутинные операции, снижая операционные расходы и повышая эффективность (12,8% сценариев).
    • Кредитный скоринг: Использование ИИ и машинного обучения для более точной оценки кредитоспособности заемщиков (8,9% сценариев), что позволяет снизить риски и оптимизировать процесс одобрения кредита. Более 70% компаний используют компьютерное зрение, в основном для биометрической идентификации и верификации документов, что ускоряет и упрощает процесс оформления кредитов.
  • Примеры внедрения: Ярким примером является платформа RAISA в Россельхозбанке, которая объединяет более 30 моделей для автоматизации общения с клиентами, обработки обращений, управления ценами и тестирования. В 2025 году более 1000 сотрудников банка использовали RAISA, что демонстрирует практическую ценность и масштабность применения ИИ.
  • Развитие платежной инфраструктуры: Цифровизация финансового рынка и развитие платежной инфраструктуры являются одними из ключевых стратегических направлений развития финансового рынка Российской Федерации. Банк России продолжит создавать условия для безопасного внедрения цифровых и платежных технологий, что включает развитие Системы быстрых платежей (СБП), внедрение цифрового рубля и развитие открытого банкинга. Эти инициативы направлены на повышение скорости, удобства и безопасности финансовых операций, а также на снижение издержек для всех участников рынка.

Продолжит развиваться использование искусственного интеллекта и машинного обучения для улучшения коммуникации, проверки личности и одобрения кредита, что будет способствовать дальнейшей автоматизации и персонализации финансовых услуг. Разве это не означает, что кредитование станет еще более доступным, но при этом и более персонализированным?

Развитие платежной инфраструктуры и открытого банкинга

Развитие платежной инфраструктуры и концепции открытого банкинга (Open Banking) являются краеугольными камнями цифровой трансформации кредитной системы. Банк России активно работает над созданием условий для безопасного внедрения цифровых и платежных технологий. Это включает в себя:

  • Систему быстрых платежей (СБП): Расширение функционала и повышение удобства СБП для мгновенных переводов и оплаты товаров и услуг.
  • Цифровой рубль: Постепенное внедрение цифрового рубля как третьей формы национальной валюты, что потенциально может упростить платежи и расчеты, а также способствовать развитию инновационных финансовых продуктов.
  • Открытый банкинг: Развитие стандартов и инфраструктуры для обмена данными между банками и сторонними поставщиками услуг с согласия клиента. Это создает новые возможности для персонализации финансовых продуктов, интеграции различных сервисов и повышения конкуренции на рынке.

Эти направления обеспечивают не только технологический прогресс, но и создают фундамент для повышения эффективности, доступности и конкурентоспособности всей кредитной системы России в долгосрочной перспективе.

Заключение

Кредитная система Российской Федерации на сегодняшний день представляет собой сложный, многоуровневый организм, который прошел путь от жестко централизованной модели советского периода до современной рыночной структуры. Этот путь был отмечен как бурным ростом и становлением новых институтов, так и серьезными кризисами и вызовами.

В ходе проведенного анализа мы определили теоретические основы, подчеркнув двухуровневый характер системы, где Банк России выступает в роли мегарегулятора, а коммерческие банки и небанковские кредитные организации формируют второй уровень, активно взаимодействуя с экономикой. Детальное изучение исторических этапов позволило понять, как ключевые реформы 1987 и 1990 годов, а также турбулентность 1990-х годов, сформировали текущий ландшафт.

Современное состояние кредитного рынка (по данным до октября 2025 года) демонстрирует устойчивость банковского сектора, о чем свидетельствует прибыль в 261 млрд рублей в апреле 2025 года и рост средств населения. При этом состав системно значимых банков претерпел изменения, отражая консолидацию и динамику рынка. В сегментах кредитования наблюдается неоднородная картина: рост корпоративного кредитования (на 5,1% в августе 2025 года) и ипотечного (на 0,4% в апреле 2025 года, но со снижением выдач на 33% за январь-сентябрь 2025 года) контрастирует с сокращением потребительского портфеля (-0,7% в апреле 2025 года), что является результатом регуляторной политики. Рынок микрофинансирования, с объемом капитала в 255 млрд рублей к концу 2023 года, смещается в сторону потребительского сегмента.

Проблемы и вызовы остаются острыми. Закредитованность населения достигла исторического максимума (1,5 трлн рублей просроченной задолженности физлиц к маю 2025 года), а доля ЮЛ и ИП с просрочкой составила 23,2% в августе 2025 года. Высокие процентные ставки сдерживают рост, а льготная ипотека привела к росту цен на жилье на 72% с 2020 года, создав проблему «инвестиционных квартир». На рынке МФО до 78% заемщиков имеют несколько действующих займов, а попытки обхода макропруденциальных лимитов через кредиты под залог автомобиля вызывают обеспокоенность.

В ответ на эти вызовы, регулирование и государственная политика демонстрируют активный и комплексный подход. Банк России как мегарегулятор разрабатывает «Основные направления развития финансового рынка до 2027 года», вводя макропруденциальные надбавки и лимиты для охлаждения потребительского кредитования (с 1 июля и 1 сентября 2024 года, с 1 ноября 2024 года для кредитов под залог авто).

Для корпоративного сегмента с 1 февраля 2025 года вводится антициклическая надбавка. Реформа рынка микрофинансирования предполагает разделение на сегменты, лимиты на «займы до зарплаты» и снижение максимальной переплаты до 100% от тела долга. Правительство РФ активно поддерживает экономику через льготное кредитование инвестпроектов, увеличение лимита IT-ипотеки до 700 млрд рублей и продление бюджетных кредитов регионам на инфраструктуру до 2030 года.

Перспективы развития кредитной системы тесно связаны с цифровизацией. Прогнозы Банка России по росту корпоративного кредитования (10–15% в 2024 году), ипотечного (7–12%) и потребительского (12–17%) указывают на сохранение положительной динамики. При этом основной драйвер ипотеки — «Семейная ипотека». Ключевую роль играет активное внедрение искусственного интеллекта в российские банки (более 50% банков в 2025 году, инвестиции в ИИ 56,8 млрд рублей).

ИИ применяется в клиентском сервисе (чат-боты), обнаружении мошенничества, персонализации предложений и кредитном скоринге. Развитие платежной инфраструктуры и открытого банкинга, поддерживаемое Банком России, также будет способствовать повышению эффективности и доступности финансовых услуг.

В заключение, кредитная система Российской Федерации, несмотря на множество вызовов, демонстрирует значительную адаптивность и потенциал к росту. Взвешенная регуляторная политика, направленная на сдерживание рисков и стимулирование развития, в сочетании с активной цифровой трансформацией, создает условия для ее устойчивого и эффективного функционирования в долгосрочной перспективе. Дальнейшее укрепление доверия, повышение финансовой грамотности и развитие инновационных технологий станут ключевыми факторами, определяющими ее будущее.

Список использованной литературы

  1. Банки и банковские операции: учеб. / под ред. Жукова Е. Ф. М., 2009.
  2. Банк России повысил прогноз по росту потребкредитования в 2024 году до 12-17%. URL: https://www.cbr.ru/press/event/?id=18431 (дата обращения: 09.10.2025).
  3. Банк России предложил реформу микрофинансирования. URL: https://www.interfax.ru/finances/916323 (дата обращения: 09.10.2025).
  4. Банковская система России в 1987–1994 гг.: новая организация и новые проблемы. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bankovskaya-sistema-rossii-v-1987-1994-gg-novaya-organizatsiya-i-novye-problemy (дата обращения: 09.10.2025).
  5. Банковское дело: учеб. / под ред. Колесникова В. И., Кроливецкой Л. П. М., 2008.
  6. Вахрин П. И., Нешитой А. С. Финансы: учеб. / Вахрин П.И. М., 2000.
  7. Егоров С. Е. О состоянии банковской системы и путях ее укрепления // Деньги и кредит. 2009. №4.
  8. История банковского дела в России // Калужская областная научная библиотека им. В.Г. Белинского. URL: https://clib.kaluga.ru/activity/news/istoriya-bankovskogo-dela-v-rossii.html (дата обращения: 09.10.2025).
  9. История развития российской банковской системы с конца 1990-х до начала 2000-х годов // Молодой ученый. URL: https://moluch.ru/archive/407/89396/ (дата обращения: 09.10.2025).
  10. Казьмин А. И. Сбербанк России: надежность, проверенная кризисом // Деньги и кредит. 2000. №6.
  11. Кесельман Г. М. Ипотечное жилищное кредитование: состояние и перспективы // Деньги и кредит. 2000. №9.
  12. Корпоративное кредитование по итогам года выросло // Банк России. URL: https://www.cbr.ru/press/event/?id=18580 (дата обращения: 09.10.2025).
  13. Кредитная система и ее организация в России // Сравни.ру. URL: https://www.sravni.ru/enciklopediya/info/kreditnaja-sistema-i-ee-organizacija-v-rossii/ (дата обращения: 09.10.2025).
  14. Кредитная система России: становление и развитие. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kreditnaya-sistema-rossii-stanovlenie-i-razvitie (дата обращения: 09.10.2025).
  15. Кредитная система РФ: структура, элементы, регулирование. URL: https://finman.info/articles/2025/7/kreditnaya-sistema-rf-struktura-elementy-regulirovanie.html (дата обращения: 09.10.2025).
  16. Кредитование в II квартале 2024 года ускорилось во всех сегментах, а средства населения продолжили активно расти // Банк России. URL: https://www.cbr.ru/press/event/?id=18432 (дата обращения: 09.10.2025).
  17. Кудобаева Д. Б. Кредитная система России: становление и развитие. URL: https://ishim.utmn.ru/upload/medialibrary/095/kudobaeva-d.b.-kreditnaya-sistema-rossii-stanovlenie-i-razvitie.pdf (дата обращения: 09.10.2025).
  18. Льготное кредитование — Меры Правительства РФ по борьбе с коронавирусной инфекцией и поддержке экономики. URL: http://government.ru/measures/4351/ (дата обращения: 09.10.2025).
  19. Меры поддержки банков в 2024 году: завершение, временное продление и новое регулирование // Банк России. URL: https://www.cbr.ru/analytics/bnk_syst/measures_support_2024/ (дата обращения: 09.10.2025).
  20. Минин К. В. К вопросу о правовом статусе Центрального Банка // Деньги и кредит. 2008. №11.
  21. Москвин В. А. Проблема реструктуризации и банковские «болезни» // Деньги и кредит. 2009. №5.
  22. Общая теория денег и кредита: учеб. / под ред. Жукова Е. Ф. М., 2008.
  23. Ожидания Банка России сбываются: активизация кредитования во втором полугодии 2025 // IF — InvestFuture. URL: https://investfuture.ru/news/ozhidaniya-banka-rossii-sbyvayutsya-aktivizatsiya-kreditovaniya-vo-vtorom-polugodii-2025 (дата обращения: 09.10.2025).
  24. Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации. URL: https://www.cbr.ru/finmarket/documents/onrfr/ (дата обращения: 09.10.2025).
  25. Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на 2025 год и период 2026 и 2027 годов // Документы ленты ПРАЙМ — ГАРАНТ. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/409618035/ (дата обращения: 09.10.2025).
  26. Основные меры правительства России по повышению устойчивости развития российской экономики в условиях санкций. URL: https://mgimo.ru/upload/iblock/d76/d765a04e908f0290e2f5ff50b86a8807.pdf (дата обращения: 09.10.2025).
  27. Перспективные направления развития рынка микрофинансовых организаций на 2025–2027 годы // Банк России. URL: https://cbr.ru/Content/Document/File/164746/consultation_20240819.pdf (дата обращения: 09.10.2025).
  28. Плахотная Д. Г. Кредитные потребительские кооперативы граждан (кредитные союзы) // Деньги и кредит. 2008. №11.
  29. Попков В. В. Коммерческие банки России: год после кризиса // Деньги и кредит. 2009. №9.
  30. Проблемы и перспективы потребительского кредитования в России. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54415510 (дата обращения: 09.10.2025).
  31. Развитие финансового рынка // Банк России. URL: https://www.cbr.ru/finmarket/development/ (дата обращения: 09.10.2025).
  32. Распоряжение от 22 февраля 2023 года №449-р // Документы — Правительство России. URL: http://government.ru/docs/47859/ (дата обращения: 09.10.2025).
  33. Рождение банковской системы в Российской Федерации в 1991–1995 годах. URL: https://journals.kantiana.ru/eng/vestnik/7710/22184/ (дата обращения: 09.10.2025).
  34. Снижение ипотеки в 2025 году: выдано 2,6 трлн рублей, падение на 33% // InvestFuture. URL: https://investfuture.ru/news/snizhenie-ipoteki-v-2025-godu-vydano-2-6-trln-rubley-padenie-na-33 (дата обращения: 09.10.2025).
  35. Современные тенденции ипотечного кредитования в России // Уральский федеральный университет. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/137688/1/978-5-7996-3687-3_2023_161.pdf (дата обращения: 09.10.2025).
  36. Тема 2.1 БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РФ. URL: https://www.fa.ru/fil/ufa/education/bakalavriat/Documents/2.1%20Банковская%20система%20РФ.pdf (дата обращения: 09.10.2025).
  37. Тенденции на рынке МФО за 2024 год // Банк России. URL: https://www.cbr.ru/Collection/Collection/Main/File/49159/2024_MFO_trends.pdf (дата обращения: 09.10.2025).
  38. Утверждена Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации до 2030 года // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_439973/ (дата обращения: 09.10.2025).
  39. Фролова Т.А. Экономическая теория: Кредитная и банковская система страны. URL: https://www.tmei.ru/docs/e_teoria/ch_12.htm (дата обращения: 09.10.2025).
  40. ЦБ определил основные направления развития финансового рынка до 2027 года. URL: https://tass.ru/ekonomika/22026131 (дата обращения: 09.10.2025).
  41. ЦБ завершил обсуждение перспектив развития микрофинансового рынка на ближайшие три года // Региональная ассоциация ломбардов. URL: https://ral.su/news/tsb-rf-zavershil-obsuzhdenie-perspektiv-razvitiya-mikrofinansovogo-rynka-na-blizhajshie-tri-goda/ (дата обращения: 09.10.2025).
  42. ЦБ пока не видит поводов менять свой макропрогноз // Frank Media. URL: https://frankrg.com/83234 (дата обращения: 09.10.2025).
  43. Что такое «Структура кредитной системы» простыми словами — определение термина // Финансовый словарь Газпромбанка. URL: https://www.gazprombank.ru/glossary/19321/ (дата обращения: 09.10.2025).