Формирование и улучшение инвестиционного климата Свердловской области в современных экономических условиях: глубокий анализ и стратегические приоритеты

Курсовая работа

За последние полтора года инвестиции в основной капитал Свердловской области выросли более чем на четверть, достигнув 898,2 млрд рублей по итогам 2024 года, что на 17,1% превышает показатели предыдущего года. За первое полугодие 2025 года этот показатель уже составил 295,1 млрд рублей. Этот феноменальный рост — не просто цифры, а свидетельство преобразований, которые делают регион одним из ключевых драйверов экономического развития России.

Исследование инвестиционного климата региона в современных экономических условиях является не просто актуальной, но и стратегически важной задачей. В условиях динамично меняющегося глобального и национального экономического ландшафта, способность региона привлекать и удерживать инвестиции становится решающим фактором его устойчивого развития и конкурентоспособности. Свердловская область, являясь одним из крупнейших промышленных центров России, обладающим диверсифицированной экономикой, богатыми природными ресурсами и значительным научно-кадровым потенциалом, представляет собой уникальный кейс для глубокого анализа.

Настоящая работа нацелена на всестороннее изучение процесса формирования и улучшения инвестиционного климата Свердловской области. Мы рассмотрим теоретические основы, которые определяют наше понимание инвестиций, проанализируем текущее состояние региональных макроэкономических показателей, детализируем динамику и структуру инвестиционных потоков, оценим эффективность действующих мер государственной поддержки и обозначим стратегические приоритеты развития. Особое внимание будет уделено инновационным направлениям, таким как развитие беспилотных авиационных систем и микроэлектроники, которые формируют будущее региона. Цель исследования — не только представить академически выверенный анализ, но и предложить конкретные рекомендации для дальнейшего совершенствования инвестиционной политики Свердловской области, что делает данную работу релевантной как для студентов и аспирантов, так и для практиков в области региональной экономики и государственного управления.

Теоретические основы и концепции инвестиционного климата региона

В основе любой осмысленной дискуссии об инвестициях лежит четкое понимание ключевых терминов и концепций. Экономическая теория предлагает ряд взаимосвязанных, но различных по своей сути понятий, которые описывают условия для капиталовложений. Разберемся в этом понятийном аппарате, чтобы заложить прочный фундамент для дальнейшего анализа. Начинать следует с того, что именно представляет собой инвестиционный климат в контексте регионального развития, поскольку это определяет горизонт планирования для инвесторов.

5 стр., 2448 слов

Инвестиционный климат Калужской области: комплексный анализ механизмов ...

... инвестиционного климата. Социально-экономические результаты инвестиционной деятельности Инвестиционная активность Калужской области оказывает прямое и ощутимое воздействие на ключевые макроэкономические показатели региона. Макроэкономический эффект: ВРП Калужской области по предварительной оценке в 2023 году ... реализующая инвестиционный проект, соответствующий целям и приоритетам развития региона. ...

Понятийно-категориальный аппарат инвестиционной деятельности

Начнем с самого широкого понятия — инвестиционный климат. Экономисты едины во мнении, что это не просто сумма отдельных факторов, а интегральная характеристика, сложная мозаика экономических, финансовых и социально-политических условий, которые вкупе влияют на склонность потенциального инвестора к осуществлению капиталовложений и принятию финансовых обязательств. Инвестиционный климат региона формируется в течение длительного периода, как правило, более пяти лет, и является своего рода "долгосрочным прогнозом" привлекательности для инвесторов. Он отражает не только текущее положение дел, но и устойчивость, предсказуемость, а также перспективы региона.

В этой интегральной характеристике выделяется понятие инвестиционной привлекательности региона. Если климат — это общая атмосфера, то привлекательность — это субъективное восприятие этой атмосферы инвестором. Она представляет собой интегральную характеристику среды инвестирования, которая формируется на основе оценки двух ключевых элементов: инвестиционного потенциала и инвестиционного риска. Важно отметить, что инвестиционная привлекательность в большей степени субъективна и может варьироваться в зависимости от типа инвестора, его стратегических целей и специфики инвестиционного проекта.

Переходя к составляющим инвестиционной привлекательности, мы сталкиваемся с понятиями инвестиционного потенциала и инвестиционного риска.

  • Инвестиционный потенциал — это количественная характеристика. Он отражает возможности и ресурсы региона, учитывая основные макроэкономические индикаторы, насыщенность территории факторами производства (трудовые ресурсы, земля, капитал), емкость потребительского спроса населения, развитость инфраструктуры и другие показатели. Это своего рода "багаж" региона, его ресурсная база, которая может быть использована для генерации прибыли.
  • Инвестиционный риск — это, наоборот, качественная характеристика. Она оценивает вероятность потери инвестиций, недополучения дохода или возникновения других негативных последствий. Риск может быть связан с политической нестабильностью, экономическими колебаниями, изменениями законодательства, природными катаклизмами или другими непредсказуемыми событиями.

Таким образом, эти два понятия неразрывно связаны: богатый инвестиционный потенциал может быть нивелирован высоким уровнем инвестиционного риска, например, в условиях экономического кризиса или политической нестабильности. Взаимосвязь инвестиционного потенциала и риска формирует своего рода "весы", на которых инвестор оценивает целесообразность вложений, а следовательно, именно баланс этих факторов становится решающим при принятии решения о размещении капитала.

Наконец, инвестиционный климат состоит не только из инвестиционной привлекательности, но и из инвестиционной активности. Если привлекательность — это потенциал, то активность — это реализация этого потенциала, отражение развития регионального инвестиционного процесса, осуществляемого с помощью как собственных, так и привлеченных инвестиционных ресурсов. Это интенсивность привлечения инвестиций в основной капитал региона, отражающая фактическое движение капитала.

6 стр., 2701 слов

Инвестиционный климат России в 2023-2025 гг.: Структура источников ...

... риски для самого инвестора. Макроэкономические детерминанты и системные барьеры инвестиционного климата Инвестиционный климат формируется под воздействием как управляемых (институциональных), так и ... эффекта». Инвестиционный климат — это совокупность политических, экономических, правовых, социальных и институциональных условий, определяющих степень привлекательности экономики страны (или региона) для ...

Факторы формирования инвестиционного климата

Понимание того, что такое инвестиционный климат, неизбежно ведет к вопросу: а что его формирует? Факторы, влияющие на инвестиционный климат, чрезвычайно разнообразны и могут быть классифицированы по различным критериям. Один из наиболее продуктивных подходов делит их на две большие группы: жесткие и мягкие.

Жесткие факторы — это те, которые трудно или даже невозможно изменить в кратко- и среднесрочной перспективе. Они носят фундаментальный характер и часто определяются географическим положением, природными ресурсами или историческим развитием региона:

  • Ресурсно-сырьевой потенциал: Наличие полезных ископаемых (нефть, газ, руды), лесных ресурсов, водных объектов.
  • Географическое положение и ландшафт: Доступ к транспортным магистралям, выход к морям, климатические условия, которые могут влиять на сельское хозяйство или туризм.
  • Размеры рынка: Объем внутреннего потребительского спроса, численность населения, уровень его доходов.
  • Исторически сложившаяся промышленная специализация: Наличие крупных промышленных кластеров, сформировавшихся десятилетиями.

Мягкие факторы, напротив, более податливы к изменениям и являются объектом целенаправленной государственной и региональной политики. Именно на эти факторы региональные власти могут активно влиять, создавая благоприятную инвестиционную среду:

  • Нормативно-правовое регулирование: Качество и стабильность законодательства, регулирующего инвестиционную деятельность, прозрачность процедур.
  • Взаимодействие бизнеса и власти: Эффективность механизмов обратной связи, отсутствие административных барьеров, уровень коррупции.
  • Налоговое стимулирование: Предоставление налоговых льгот, вычетов, особых режимов для инвесторов.
  • Транспортная и логистическая инфраструктура: Развитость дорожной сети, железнодорожного сообщения, портов, аэропортов.
  • Кадровый потенциал: Доступность квалифицированных трудовых ресурсов, система образования и подготовки кадров.
  • Финансовая инфраструктура: Развитость банковского сектора, фондового рынка, институтов развития.
  • Институциональная среда: Эффективность работы судов, правоохранительных органов, защита прав собственности.

Совокупный инвестиционный потенциал региона, как уже упоминалось, детализируется через ряд частных потенциалов. Эта "матрешка" потенциалов позволяет провести более тонкий и глубокий анализ:

8 стр., 3812 слов

Анализ эффективности деятельности Социального Фонда России после ...

... региональных показателей Белгородская область — крупный промышленно-аграрный регион, который, как и вся страна, сталкивается с проблемой старения населения, а в последние годы — с уникальными ... экономической эффективности системы ОПС. Динамика социального обеспечения Социальная эффективность, измеряемая уровнем жизни пенсионеров, продолжает оставаться слабым звеном системы, несмотря на регулярные ...

  • Ресурсно-сырьевой: Объем и доступность природных ресурсов.
  • Производственный: Наличие производственных мощностей, их технологический уровень, объемы выпуска продукции.
  • Потребительский: Емкость регионального рынка товаров и услуг, покупательная способность населения.
  • Инфраструктурный: Развитость транспортной, энергетической, инженерной, телекоммуникационной инфраструктуры.
  • Интеллектуальный: Наличие научно-исследовательских центров, инновационных компаний, квалифицированных научных и инженерных кадров.
  • Институциональный: Эффективность работы государственных органов, институтов поддержки бизнеса, уровень развития гражданского общества.
  • Инновационный: Способность региона генерировать и внедрять новые технологии, наличие инновационных кластеров.
  • Финансовый: Объем собственных и привлеченных финансовых ресурсов, развитость финансового сектора.

Таким образом, понимание этих теоретических основ позволяет нам перейти от общих рассуждений к конкретному анализу, выявляя уникальные особенности инвестиционного климата Свердловской области и определяя пути его дальнейшего совершенствования.

Анализ инвестиционного климата и макроэкономических показателей Свердловской области

Свердловская область, расположенная на стыке Европы и Азии, является не просто административной единицей, но и одним из ключевых промышленных, логистических и интеллектуальных центров России. Ее экономика — это сложный, многогранный организм, состояние которого напрямую влияет на инвестиционный климат. Чтобы понять этот организм, необходимо внимательно изучить его структуру, динамику и определяющие факторы.

Общая характеристика и экономический потенциал региона

Свердловская область по праву носит звание одного из крупнейших промышленных регионов России. Ее экономика исторически базируется на мощном, диверсифицированном промышленном комплексе. Основу этого комплекса составляют горнодобывающая, металлургическая и машиностроительная отрасли, которые формируют индустриальный облик региона. Особое место занимает лидерство Свердловской области в мировом производстве продукции из титановых сплавов, что подчеркивает уникальность ее технологического потенциала.

Регион обладает значительными природными ресурсами, которые являются фундаментом его индустриальной мощи. Среди ведущих полезных ископаемых, имеющих общероссийское и даже мировое значение:

  • Железные руды: 11% запасов от общероссийских.
  • Хромовые руды: 1,8% запасов.
  • Бокситы: внушительные 24% запасов.
  • Молибден: 2,8% запасов.
  • Изумруды: 100% от российских запасов, что делает регион уникальным в мировом масштабе.

Эти ресурсы не только обеспечивают сырьевую базу для местного производства, но и привлекают инвесторов, заинтересованных в развитии добывающих и перерабатывающих отраслей.

Не менее важен и кадровый потенциал. На 1 января 2025 года численность населения Свердловской области составляет 4,218 млн человек. Высокая степень урбанизации — доля городского населения превышает 85% — способствует концентрации трудовых ресурсов и развитию городской инфраструктуры. Доля населения в трудоспособном возрасте составляет 55,9% от общей численности населения, что является важным фактором для поддержания экономической активности и обеспечения кадрами промышленных предприятий и развивающихся секторов экономики. Кроме того, регион располагает значительным научным потенциалом, представленным ведущими вузами и научно-исследовательскими институтами, что является залогом инновационного развития.

Макроэкономические показатели и их динамика

Экономическое "здоровье" региона отражается в его макроэкономических показателях. По итогам 2023 года Свердловская область заняла 8-е место среди субъектов Российской Федерации по объему Валового Регионального Продукта (ВРП), что свидетельствует о ее значительной роли в национальной экономике. Доля Свердловской области в общероссийском ВРП в 2024 году составила 2,6%.

Структура ВРП Свердловской области в 2022 году демонстрирует доминирование обрабатывающих производств, на которые пришлось 29,9%. Это подтверждает индустриальный характер экономики. Другими значимыми видами экономической деятельности были оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств и мотоциклов (14,8%), деятельность по операциям с недвижимым имуществом (11,3%), а также транспортировка и хранение (6,2%).

Интересно отметить, что в период 2007–2013 годов наблюдалась тенденция к увеличению доли сферы услуг в ВРП (с 52% до 60,8%) и снижению доли материального производства (с 48% до 39,2%).

Однако текущие данные показывают, что промышленный комплекс по-прежнему составляет значительные 39% в ВРП, что говорит о его устойчивости и значимости.

Промышленное производство демонстрирует позитивную динамику. Индекс промышленного производства в январе-декабре 2024 года составил 104,7% к уровню 2023 года. Особенно заметен рост в обрабатывающих производствах, которые выросли на 12% в 2024 году. Наибольший рост показали:

  • Ремонт машин и оборудования: +67,4%
  • Производство мебели: +31,5%
  • Производство прочего оборудования: +31,1%

Эти данные свидетельствуют о реструктуризации и модернизации промышленного сектора. Свердловская область занимает ведущие позиции в России по ряду направлений:

  • 5-е место по обрабатывающим производствам.
  • 4-е место по обеспечению электрической энергией, газом и паром.
  • 3-е место по водоснабжению и водоотведению.

Более 96% промышленного производства (без учета коммунальных услуг) приходится на обрабатывающий сектор, где черная и цветная металлургия, машиностроение, металлообработка и химическое производство составляют около 70%.

Рынок труда Свердловской области переживает период исторически низкого уровня безработицы. На июль 2025 года уровень регистрируемой безработицы в Уральском федеральном округе и в Свердловской области в частности составляет 0,3% к численности экономически активного населения. Общий уровень безработицы в Свердловской области на конец июня 2025 года составил 1,2%. Эти показатели свидетельствуют о высоком спросе на рабочую силу и относительно стабильной экономической ситуации. Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения, снизилась на 29% (с 11 827 человек на 01.01.2024 до 8 397 человек на 01.01.2025), а уровень регистрируемой безработицы снизился на 32% (с 0,57% на 01.01.2024 до 0,39% на 01.01.2025).

Что касается инфляции, то она демонстрирует более сложную динамику. Годовая инфляция в Свердловской области в августе 2025 года снизилась до 10%, что все еще выше общероссийского показателя в 8,1%. В июле 2025 года она составляла 10,48% (выше общероссийского уровня в 8,79%), а в январе 2025 года — 10,60% (превышая показатели Уральского федерального округа в 9,32% и России в 9,92%).

Такая инфляционная динамика может представлять определенные риски для инвестиционной деятельности, поскольку снижает предсказуемость доходности и увеличивает операционные издержки. Вправе ли инвестор, рассчитывающий на долгосрочные вложения, игнорировать такую разницу в инфляционных показателях?

Инфраструктурный и градостроительный потенциал

Инфраструктура часто называется "кровеносной системой" экономики. Эксперты единогласно признают инфраструктуру главным фактором инвестиционной привлекательности Свердловской области. Это неслучайно: развитая транспортная, энергетическая и социальная инфраструктура существенно снижает издержки инвесторов и повышает эффективность их проектов.

Градостроительный потенциал региона огромен и составляет почти 20 млн квадратных метров. До 2030 года планируется построить 16 млн квадратных метров жилья, что создает огромный рынок для строительных компаний и смежных отраслей. Реализация таких масштабных проектов требует не только значительных инвестиций, но и современных подходов к управлению. С 2020 года в строительной отрасли региона реализуется комплекс мер по сокращению инвестиционно-строительного цикла, включая тотальную цифровизацию. Активное развитие применения технологий искусственного интеллекта для ускорения обработки док��ментов в строительстве, осуществляемое Госэкспертизой, является ярким примером инновационного подхода к повышению эффективности. Это не только ускоряет процесс получения разрешений, но и повышает прозрачность и предсказуемость для инвесторов.

В совокупности, мощный промышленный потенциал, динамично развивающиеся макроэкономические показатели, стабильный рынок труда и активное развитие инфраструктуры формируют основу благоприятного инвестиционного климата Свердловской области, хотя инфляционные риски и требуют постоянного внимания.

Динамика и структура инвестиций в основной капитал Свердловской области

Инвестиции в основной капитал — это не просто экономические показатели, а индикаторы веры бизнеса в будущее региона, его потенциал к росту и развитию. Динамика этих инвестиций, равно как и позиция региона в национальных рейтингах, служит важнейшим барометром инвестиционного климата. За последние годы Свердловская область продемонстрировала впечатляющий прорыв, опровергая устаревшие представления и подтверждая свою роль одного из локомотивов российской экономики.

Позиции Свердловской области в национальных рейтингах инвестиционного климата

Одним из наиболее авторитетных инструментов оценки усилий региональных властей по созданию благоприятных условий ведения бизнеса является Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в регионах России, составляемый Агентством стратегических инициатив (АСИ) с 2014 года по поручению Президента России. Для Свердловской области этот рейтинг стал показателем значительного прогресса:

  • В 2025 году Свердловская область вошла в топ-10, заняв 10-ю позицию. Это лучший результат для региона с 2018 года, когда он занимал 20-е место.

Динамика рейтинга за последние годы ярко иллюстрирует путь региона к успеху:

Год Место в рейтинге
2018 20-е место
2019 38-е место
2020 35-е место
2021 15-я группа (34-36 места)
2022 16-я группа (45-е место)
2023 20-я группа (35-е место)
2024 11-я группа (23-е место)
2025 10-я группа (10-е место)

Такой подъем с 45-го места в 2022 году до 10-го в 2025 году свидетельствует о целенаправленной и эффективной работе региональных властей. Рейтинг оценивает усилия по 8 основным направлениям, которые с 2025 года включают более 100 показателей. Среди них — сроки и стоимость подключения к инженерным сетям (электросети, газ, водоснабжение), время регистрации прав собственности, а также условия получения разрешений на строительство. Эти детали позволяют оценить не только общую картину, но и конкретные "узкие места", требующие внимания.

Помимо общего инвестиционного климата, регион демонстрирует успехи и в отраслевых рейтингах. Свердловская область поднялась на 6-е место в рейтинге эффективности реализации промышленной политики в 2025 году, улучшив свои позиции на три строчки по сравнению с 2023 годом. Этот рейтинг, формируемый Минпромторгом РФ, оценивает инструменты государственной поддержки и выявляет лучшие региональные практики, что подчеркивает системный подход к развитию промышленности.

Динамика и структура инвестиций в основной капитал

Цифры говорят сами за себя: инвестиционная активность в Свердловской области растет опережающими темпами, опровергая любые устаревшие утверждения о ее снижении.

  • По итогам первой половины 2025 года инвестиции в основной капитал Свердловской области составили 295,1 млрд рублей.
  • Объем инвестиций в основной капитал по итогам 2024 года достиг 898,2 млрд рублей, показав рост на 17,1% в сопоставимых ценах к 2023 году.
  • В 2023 году этот показатель составлял 720,4 млрд рублей, увеличившись на 25,7% в сопоставимых ценах по сравнению с предыдущим годом.
  • По итогам 1 квартала 2025 года инвестиции в основной капитал увеличились на 3,4% относительно аналогичного периода прошлого года.

Таблица 1: Динамика инвестиций в основной капитал Свердловской области

Год Объем инвестиций (млрд руб.) Рост к предыдущему году (в сопост. ценах, %)
2022
2023 720,4 +25,7
2024 898,2 +17,1
I полугодие 2025 295,1 +3,4 (I квартал 2025 к I кварталу 2024)

Важно рассмотреть и структуру этих инвестиций. В 2022 году 58,3% общего объема инвестиций в основной капитал приходилось на собственные средства организаций, а 41,7% — на привлеченные. Это свидетельствует о значительной доле реинвестирования прибыли и достаточной финансовой устойчивости регионального бизнеса.

В 2024 году подавляющая часть инвестиций — 80,4% (или 722,6 млрд рублей) — была освоена крупными и средними организациями Свердловской области. Это подчеркивает роль крупного бизнеса как основного драйвера инвестиционной активности.

Наибольшую долю инвестиций в основной капитал крупных и средних организаций в 2024 году традиционно обеспечивала промышленность — 41,3%. Однако, при детальном рассмотрении, выявляются и новые лидеры:

  • Лидирующей отраслью по притоку капитала в 2024 году второй год подряд является «транспортировка и хранение» (195,9 млрд рублей, или 21,8% от общего объема инвестиций).

    Это говорит о стратегическом значении Свердловской области как крупного логистического хаба.

  • Обрабатывающие производства продолжают привлекать значительные объемы инвестиций (168,7 млрд рублей, 18,8%).
  • Деятельность по операциям с недвижимым имуществом также занимает заметную долю (83,4 млрд рублей, 9,3%), что согласуется с активным развитием градостроительного потенциала.

Наконец, отношение объема инвестиций в основной капитал к ВРП — важнейший показатель эффективности использования региональных ресурсов для инвестиционного развития. Этот показатель находился на уровне 18,1% за последние три года. Хотя он и может показаться невысоким в сравнении с некоторыми "инвестиционно-ориентированными" экономиками, в контексте устойчивого роста ВРП и диверсифицированной экономики Свердловской области это отражает сбалансированное развитие.

Таким образом, анализ динамики и структуры инвестиций в основной капитал Свердловской области демонстрирует не только устойчивый рост, но и структурные изменения, указывающие на формирование новых точек роста и повышение эффективности инвестиционной политики региона.

Государственная поддержка инвестиционной деятельности в Свердловской области

Эффективный инвестиционный климат невозможен без продуманной системы государственной поддержки. Региональные власти Свердловской области активно формируют и совершенствуют механизмы стимулирования инвестиционной активности, создавая благоприятную среду для как российских, так и иностранных инвесторов. Эти меры включают в себя широкий спектр инструментов — от законодательных актов до создания особых экономических зон и предоставления налоговых преференций.

Законодательная и институциональная база

Фундаментом любой системы поддержки является ее законодательная база. В Свердловской области таким краеугольным камнем служит Закон Свердловской области от 30 июня 2006 года № 43-ОЗ «О государственной поддержке субъектов инвестиционной деятельности в Свердловской области». Этот закон определяет не только формы и порядок предоставления государственной поддержки, но и круг субъектов инвестиционной деятельности, которые могут на нее претендовать. К ним относятся физические и юридические лица (включая иностранных субъектов), осуществляющие капитальные вложения на территории региона.

Важную роль в развитии малого и среднего предпринимательства, а косвенно и в стимулировании инвестиций, играет Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства (СОФПП). Этот институт развития демонстрирует высокую эффективность: за три квартала 2025 года он выдал предпринимателям льготных займов и поручительств на 2,4 млрд рублей. Эти меры позволили привлечь значительный объем внешнего финансирования для субъектов МСП — 9,185 млрд рублей. Деятельность СОФПП создает условия для роста и развития малых компаний, которые в перспективе могут стать крупными инвесторами.

Налоговые преференции и механизмы поддержки

Наиболее действенным и востребованным инструментом стимулирования инвестиций являются налоговые льготы. В Свердловской области инвесторам, реализующим приоритетные инвестиционные проекты (ПИП) и работающим на территориях опережающего развития, предоставляется комплекс налоговых преференций.

Для участников ПИП Свердловской области предусмотрены следующие льготы:

  • Инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль организаций: Это позволяет снизить налоговую ставку до 13,5% по налогу на прибыль, при этом предельный размер расходов, принимаемых к вычету, не должен превышать 50%.
  • Льготы по налогу на имущество организаций: Для проектов по новому строительству предусмотрено освобождение от налога на 5 налоговых периодов. Проекты по модернизации или реконструкции также могут рассчитывать на уменьшение налоговой базы.

Общие условия для получения статуса ПИП четко регламентированы и включают:

  • Реализацию проекта на территории Свердловской области.
  • Уровень заработной платы работников не менее 150% среднемесячной по соответствующему муниципалитету, что стимулирует создание высокооплачиваемых рабочих мест.
  • Срок реализации проекта не более 5 лет.
  • Объем инвестиций не менее 35 млн рублей (для муниципалитетов с населением от 50 до 100 тыс. человек) или не менее 600 рублей на одного жителя для других территорий.

Приоритетные виды деятельности для ПИП охватывают широкий спектр отраслей, имеющих стратегическое значение для региона: растениеводство, животноводство, лесоводство, добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, вспомогательная деятельность, связанная с перевозками, а также разработка программного обеспечения.

Портфель приоритетных инвестиционных проектов Свердловской области наглядно демонстрирует эффективность этой системы. Он включает проекты на общую сумму инвестиций более 103 млрд рублей. При этом сумма предоставленных льгот составляет 18,244 млрд рублей, а взамен создается более 2000 новых рабочих мест. Экономический эффект очевиден: на каждый рубль предоставленных преференций приходится 5,7 руб. вложенных инвестиций и 8,9 руб. налоговых поступлений от реализации ПИП. Это говорит о высокой окупаемости мер государственной поддержки.

С 2017 года в регионе также действует пониженная ставка 13,5% по налогу на прибыль для участников специальных инвестиционных контрактов (СПИК).

Важным событием стало снятие ограничений на заключение и льготирование региональных СПИК с 1 января 2023 года, что открывает новые возможности для долгосрочных, капиталоемких проектов. Для инвесторов, планирующих проекты с жизненным циклом свыше 5 лет, СПИК является одним из самых надежных инструментов.

Кроме того, в 2024 году в регионе был определен организационный механизм принятия решения по офсетным контрактам по инициативе заказчика (Постановление Правительства Свердловской области от 21.08.2024 № 554-ПП).

Офсетные контракты — это эффективный инструмент, который позволяет государственному или муниципальному заказчику заключать долгосрочные контракты на закупку товаров или услуг в обмен на инвестиции поставщика в создание или модернизацию производства на территории региона.

Особые экономические зоны и индустриальные парки

Особые экономические зоны (ОЭЗ) являются одним из наиболее действенных инструментов создания благоприятных условий для инвесторов. В Свердловской области ярким примером является Особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Титановая долина» (ОЭЗ «Титановая долина»). Созданная в 2010 году Постановлением Правительства РФ № 1032, она расположена между Верхней Салдой и Нижним Тагилом.

ОЭЗ «Титановая долина» состоит из двух промышленных площадок — «Верхняя Салда» и «Уктус» — общей площадью 394,8 га, срок ее действия составляет 49 лет. На текущий момент ОЭЗ насчитывает 23 резидента, что свидетельствует о ее высокой привлекательности. Среди известных резидентов:

  • АО «ВСМЗ» — производитель чугуна, стали и ферросплавов.
  • ООО «Ойл Энерджи Экспорт» — специализируется на производстве химических реагентов и оборудования для нефтяных и газовых скважин.

Конкурентные преимущества ОЭЗ «Титановая долина» включают:

  • Выгодное расположение в центре крупного промышленного региона.
  • Мощный промышленный комплекс Свердловской области, обеспечивающий доступ к сырью и кооперации.
  • Удобный доступ к основным транспортным магистралям и международному аэропорту «Кольцово».
  • Привлекательные условия налогообложения прибыли, льготы по налогам на имущество организаций и транспортному налогу.
  • Наличие режима свободной таможенной зоны, упрощающего импорт оборудования и экспорт готовой продукции.

Приоритетные направления развития ОЭЗ охватывают ключевые отрасли: металлургия, авиастроение, деревообработка, медицинская промышленность, производство стройматериалов, изделий из титана и машиностроение. Это создает комплексную экосистему для высокотехнологичных производств.

Таким образом, государственная поддержка инвестиционной деятельности в Свердловской области является многогранной и постоянно совершенствуется. От законодательных основ и институтов развития до конкретных налоговых льгот и особых экономических зон — все эти инструменты направлены на создание максимально благоприятной среды для инвесторов, обеспечивая устойчивый приток капитала и развитие региональной экономики.

Стратегические цели и приоритеты инвестиционной политики Свердловской области

Инвестиционная политика любого региона — это не просто набор тактических мер, но и долгосрочное видение будущего, воплощенное в стратегических документах. Для Свердловской области эти документы формируют четкий вектор развития, направленный на повышение конкурентоспособности, привлечение передовых технологий и обеспечение устойчивого экономического роста.

Инвестиционные стратегии и государственные программы

Основополагающим документом, определяющим инвестиционное будущее региона, является Инвестиционная стратегия Свердловской области до 2035 года. Этот документ разработан в строгом соответствии со Стратегией социально-экономического развития Свердловской области на 2016–2030 годы, утвержденной Законом Свердловской области от 21 декабря 2015 года N 151-ОЗ. Разработчиком и ответственным исполнителем Инвестиционной стратегии выступает Министерство инвестиций и развития Свердловской области, что подчеркивает системность и целенаправленность работы в этом направлении.

Работа над стратегическим планированием началась в регионе еще в 2013 году, когда была инициирована разработка основополагающих документов на период до 2030 года. Это свидетельствует о глубоком, дальновидном подходе к формированию экономической политики.

Наряду с долгосрочной стратегией, в Свердловской области реализуется государственная программа "Повышение инвестиционной привлекательности Свердловской области до 2027 года". Она действует с 2017 года и направлена на достижение конкретных, измеримых результатов.

Основная цель этой программы — обеспечение максимально благоприятных условий для привлечения как российских, так и иностранных инвесторов. Для ее достижения поставлен ряд ключевых задач:

  1. Развитие инструментов поддержки инвесторов: Постоянное совершенствование существующих и внедрение новых механизмов стимулирования капиталовложений.
  2. Сопровождение инвестпроектов по принципу "одного окна": Максимальное упрощение административных процедур, сокращение сроков и минимизация бюрократических барьеров.
  3. Эффективное продвижение региона: Формирование положительного имиджа Свердловской области на национальном и международном уровнях.
  4. Ведение единой базы инвестпроектов: Создание прозрачной и доступной информации для потенциальных инвесторов.
  5. Развитие межрегиональных связей: Укрепление экономического сотрудничества, в том числе в рамках формирования крупной агломерации "Екатеринбург – Челябинск".

В документе стратегического развития инвестиционной деятельности Свердловской области обозначены четыре основные задачи:

  1. Создание благоприятного инвестиционного климата: Комплекс мер по улучшению условий ведения бизнеса.
  2. Стимулирование инфраструктурного развития региона: Инвестиции в транспорт, энергетику, коммунальное хозяйство.
  3. Расширение инвестиционной активности местных предприятий: Поддержка регионального бизнеса в его развитии.
  4. Привлечение новых субъектов инвестиционной деятельности: Целенаправленная работа с потенциальными инвесторами из других регионов и стран.

Приоритеты развития и технологическое лидерство

Современная инвестиционная политика не может ограничиваться лишь традиционными отраслями. В условиях глобальной конкуренции ключевым приоритетом становится технологическое лидерство. В Свердловской области этому направлению уделяется особое внимание.

Одним из стратегических приоритетов в области развития территории является создание условий для сбалансированного территориального и инфраструктурного развития. Это означает не только поддержку существующих центров роста, но и формирование новых точек притяжения инвестиций по всей территории региона.

Губернатор Денис Паслер особо нацелил регионы на стопроцентное выполнение проектов, направленных на обеспечение технологического лидерства. В Свердловской области, на базе Уральского научно-образовательного центра (НОЦ), планируется разработка и производство авиакосмических систем и беспилотников. Это не просто планы, а уже реализуемые проекты, формирующие высокотехнологичное будущее региона.

Примеры конкретных инициатив в этой области включают:

  • Микроэлектроника: Развитие производства компонентов и систем, критически важных для различных отраслей.
  • Беспилотные летательные аппараты (БПЛА): Компания AirBurg из Екатеринбурга проектирует беспилотник для транспортировки грузов весом до 150 кг, что может включать газовые задвижки для "Газпрома". С поддержкой Минпромторга РФ (свыше 380 млн рублей) расширяется производство комплектующих для БПЛА. До 2026 года запланировано создание научно-производственного центра БАС, обеспечивающего полный цикл от разработки до серийного производства.
  • Автоматизация и роботизация производств: Внедрение передовых технологий в промышленность для повышения эффективности и конкурентоспособности.

Кроме того, к 2026 году запланирован запуск научно-производственной экосистемы «Космос». Ядром этой экосистемы станет технопарк, ориентированный на разработку и выпуск радио- и микроэлектроники, продукции для авиакосмоса, беспилотных систем и робототехники. Это амбициозный проект, который позволит Свердловской области занять лидирующие позиции в ключевых секторах экономики будущего.

Таким образом, стратегические цели и приоритеты инвестиционной политики Свердловской области не ограничиваются лишь поддержанием существующего промышленного потенциала. Они нацелены на трансформацию экономики, ее диверсификацию в сторону высокотехнологичных отраслей и обеспечение технологического суверенитета, что является залогом устойчивого развития в долгосрочной перспективе.

Конкурентные преимущества и сравнительный анализ инвестиционной привлекательности Свердловской области

В условиях острой межрегиональной конкуренции за инвестиции, для любого субъекта Российской Федерации критически важно не только понимать свой собственный инвестиционный климат, но и адекватно оценивать свои конкурентные преимущества и слабые стороны на фоне других регионов-лидеров. Свердловская область активно работает над усилением своих позиций, что подтверждается ее динамикой в национальных рейтингах.

Методология оценки и конкурентные позиции

Инвестиционная привлекательность субъектов РФ оценивается по двум ключевым измерениям: экономическому потенциалу и существующему инвестиционному климату. Экономический потенциал отражает ресурсную базу региона, его размер и структурные особенности, тогда как инвестиционный климат характеризует совокупность условий, способствующих или препятствующих инвестициям.

Свердловская область демонстрирует высокий уровень самоорганизации и координации в вопросах повышения инвестиционной привлекательности. Создана специальная рабочая группа, в которую входят все ключевые областные министерства. Такая межведомственная координация позволила значительно повысить ответственность за реализацию инвестиционных проектов, сократить административные барьеры и обеспечить комплексный подход к работе с инвесторами. Это является важным институциональным преимуществом.

Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата, разрабатываемый АСИ, является основным ориентиром для регионов. С 2025 года он включает более 100 показателей, сгруппированных по 8 направлениям. Среди этих показателей — сроки и стоимость подключения к инженерным сетям (электросети, газ, водоснабжение), время регистрации прав собственности, а также условия получения разрешений на строительство. Глубокий анализ этих параметров позволяет выявить не только общие тенденции, но и конкретные "точки роста" и "болевые точки". В 2024 году в регионе была создана рабочая группа для повышения позиций в этом рейтинге, а сам инвестиционный климат является одним из ключевых губернаторских KPI (Key Performance Indicator), что подчеркивает высокий приоритет этого направления.

Среди очевидных сильных сторон инвестиционной привлекательности Свердловской области следует выделить:

  • Географическое положение и транспортная доступность: Свердловская область является административным центром Уральского федерального округа и третьим по величине транспортным узлом в России, соединяющим Европейскую и Азиатскую части страны. Это обеспечивает региону уникальные логистические преимущества.
  • Мощная промышленная база: Как уже отмечалось, регион обладает диверсифицированным промышленным комплексом с лидирующими позициями в металлургии, машиностроении и других отраслях.
  • Значительный кадровый и научный потенциал: Высокая численность трудоспособного населения, развитая система образования и наличие научно-исследовательских центров.
  • Активная государственная поддержка: Широкий спектр налоговых льгот, особых экономических зон и институтов развития.
  • Макроэкономическая стабильность: По большинству показателей экономической активности Свердловская область входит в первую десятку регионов России.

Однако, как и любой регион, Свердловская область имеет и слабые стороны, требующие внимания. Например, хотя наблюдается значительный рост инвестиционной активности в 2023–2025 годах, утверждения о снижении инвестиционной активности, которые встречались в более ранних аналитических материалах (например, 2020–2021 годов), указывают на необходимость планомерного и непрерывного развития данной сферы. Это говорит о том, что, несмотря на текущие успехи, важно не сбавлять темп и постоянно искать новые пути для улучшения.

Сравнительный анализ с ведущими регионами РФ

Для проведения сравнительного анализа можно использовать ключевые показатели инвестиционного климата, такие как объем инвестиций в основной капитал, динамика ВРП, уровень безработицы, индексы промышленного производства, а также позиции в национальных рейтингах.
Например, если сравнить Свердловскую область с такими регионами-лидерами, как Московская область, Республика Татарстан или Санкт-Петербург, можно увидеть, что:

  • По объему инвестиций в основной капитал Свердловская область демонстрирует уверенный рост, приближаясь к лидерам и опережая многие регионы со схожей промышленной структурой. Рост на 17,1% в 2024 году и 25,7% в 2023 году является одним из лучших показателей в стране.
  • ВРП и промышленное производство: Свердловская область стабильно входит в первую десятку по ВРП и занимает высокие позиции по обрабатывающим производствам, что подтверждает ее статус индустриального гиганта. В этом аспекте она успешно конкурирует с другими промышленно развитыми регионами.
  • Инфраструктура: Активное развитие градостроительного потенциала и цифровизация строительной отрасли позволяют сократить сроки и стоимость реализации проектов, что является конкурентным преимуществом по сравнению с регионами, где административные барьеры и инфраструктурные ограничения остаются высокими.
  • Кадровый потенциал и рынок труда: Исторически низкий уровень безработицы (0,3% в июле 2025 года) является значительным преимуществом, хотя и может указывать на дефицит квалифицированных кадров в некоторых секторах. Этот показатель выгодно отличает регион от тех, где сохраняется структурная безработица.
  • Государственная поддержка: Систематизированные меры поддержки, такие как ПИП, СПИК и ОЭЗ «Титановая долина», а также активная работа СОФПП, выделяют Свердловскую область на фоне регионов с менее развитыми институтами поддержки. Пример с «Титановой долиной» показывает, как целевые меры могут создать кластеры высокотехнологичных производств.

Таким образом, конкурентные преимущества Свердловской области обусловлены ее мощной промышленной базой, уникальным географическим положением, развитым кадровым потенциалом и, что особенно важно, активной и постоянно совершенствующейся государственной инвестиционной политикой. Области для дальнейшего улучшения могут включать дальнейшую детализацию и цифровизацию инвестиционной карты региона, что сделает информацию еще более доступной и прозрачной для потенциальных инвесторов. Свердловская область явно демонстрирует, что ее место в десятке лучших регионов по инвестиционному климату не является случайностью.

Заключение

Исследование инвестиционного климата Свердловской области в современных экономических условиях позволило нам не только глубоко проанализировать его составляющие, но и выявить ключевые тенденции, определяющие его динамику и перспективы. Отталкиваясь от всестороннего изучения теоретических концепций, мы перешли к детальному анализу макроэкономических показателей, инвестиционной активности и стратегических приоритетов региона, что позволило получить исчерпывающую картину.

Мы установили, что инвестиционный климат — это сложная, многофакторная система, включающая инвестиционную привлекательность (определяемую потенциалом и риском) и инвестиционную активность. Понимание "жестких" (неизменяемых) и "мягких" (податливых влиянию) факторов позволяет целенаправленно формировать инвестиционную политику. Свердловская область, с ее богатыми природными ресурсами, диверсифицированной промышленностью и значительным человеческим капиталом, обладает прочным фундаментом для привлечения инвестиций.

Анализ макроэкономических показателей Свердловской области за последние годы подтвердил ее статус одного из ведущих регионов России. Значительный объем ВРП, устойчивый рост промышленного производства, исторически низкий уровень безработицы и активное развитие инфраструктуры формируют благоприятную экономическую среду. Особое внимание следует уделять динамике инфляции, которая, хотя и замедляется, все еще превышает общероссийские показатели, что может создавать определенные риски для инвесторов.

Ключевым выводом стало подтверждение значительного роста инвестиционной активности в регионе. Данные за 2023–2025 годы, демонстрирующие существенный прирост инвестиций в основной капитал (на 25,7% в 2023 году и на 17,1% в 2024 году), полностью опровергают устаревшие представления о стагнации. Этот рост подкрепляется уверенным подъемом Свердловской области в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата АСИ — с 20-го места в 2018 году до 10-го в 2025 году, что является лучшим результатом за последние семь лет. Это свидетельствует об эффективности усилий региональных властей по созданию благоприятных условий для бизнеса.

Государственная поддержка инвестиционной деятельности в Свердловской области носит системный и многогранный характер. Законодательная база, налоговые преференции для приоритетных инвестиционных проектов (ПИП) и участников СПИК, а также функционирование Особой экономической зоны «Титановая долина» и Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства (СОФПП) создают мощный стимул для притока капитала. Показатели, где 1 рубль преференций приносит 5,7 руб. инвестиций и 8,9 руб. налоговых поступлений от ПИП, говорят о высокой эффективности этих мер.

Стратегические цели инвестиционной политики Свердловской области до 2035 года и государственная программа до 2027 года ориентированы не только на поддержание текущих успехов, но и на обеспечение технологического лидерства. Проекты в сфере беспилотных авиационных систем, микроэлектроники и роботизации производств, а также создание научно-производственной экосистемы «Космос», свидетельствуют о дальновидности и амбициозности региональных властей.

Сравнительный анализ показал, что Свердловская область обладает рядом неоспоримых конкурентных преимуществ: стратегическое географическое положение, мощная промышленность, развитая инфраструктура и активная государственная политика. Эти факторы позволяют ей успешно конкурировать с другими ведущими регионами РФ.

В заключение, Свердловская область демонстрирует впечатляющие успехи в формировании и улучшении инвестиционного климата. Активная позиция региональных властей, подкрепленная стратегическим планированием и целевыми мерами поддержки, создает прочную основу для дальнейшего устойчивого экономического развития и привлечения капиталовложений.

Рекомендации по дальнейшему улучшению инвестиционного климата

Для закрепления достигнутых результатов и дальнейшего совершенствования инвестиционной среды предлагаются следующие шаги:

  1. Усиление работы по снижению инфляционных рисков: Несмотря на замедление, инфляция остается выше общероссийского уровня. Продолжение координации с федеральными органами и реализация региональных мер по стабилизации цен повысит предсказуемость инвестиций.
  2. Дальнейшая цифровизация инвестиционной карты и упрощение процедур: Хотя уже многое сделано, постоянное совершенствование онлайн-платформ, интерактивных инструментов для инвесторов и дальнейшее сокращение административных барьеров может еще больше повысить прозрачность и скорость взаимодействия.
  3. Развитие кластеров и кооперации: Фокусировка на создании и поддержке высокотехнологичных кластеров (например, в БПЛА, микроэлектронике, новых материалах) с участием научных учреждений, крупного бизнеса и МСП.
  4. Целевая подготовка кадров: Адаптация образовательных программ вузов и колледжей под актуальные и перспективные потребности инвестиционных проектов, особенно в высокотехнологичных отраслях.
  5. Расширение географии привлечения инвестиций: Активное продвижение региона на международном уровне, включая участие в специализированных форумах и выставках, для привлечения иностранных инвесторов в приоритетные отрасли.
  6. Мониторинг и анализ лучших практик: Постоянное изучение и внедрение успешного опыта других регионов РФ и зарубежных стран в области формирования и улучшения инвестиционного климата.

Список использованной литературы

  1. ГОСТ Р 7.0.5-2008. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления. Москва: Стандартинформ, 2008.
  2. Инвестиционная стратегия Свердловской области до 2030 года: утверждена распоряжением Правительства Свердловской области от 15.08.2019 № 345-РП. URL: https://asi.ru/regions/sverdlovsk/strategy/ (дата обращения: 09.10.2025).
  3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р.
  4. Модернизация экономики на основе технологических инноваций. Санкт-Петербург: АНО ИПЭВ, 2008. 606 с.
  5. Об утверждении государственной программы Свердловской области «Повышение инвестиционной привлекательности Свердловской области до 2027 года»: Постановление Правительства Свердловской области от 17 ноября 2014 г. № 1002-ПП. URL: https://docs.cntd.ru/document/542211604 (дата обращения: 09.10.2025).
  6. Об утверждении Инвестиционной стратегии Свердловской области до 2035 года: Постановление Правительства Свердловской области от 15 августа 2019 г. № 345-ПП. URL: https://docs.cntd.ru/document/553181804 (дата обращения: 09.10.2025).
  7. Объем инвестиций в экономику Свердловской области в 2024 году вырос на 17,1% // Администрация Тавдинского городского округа. URL: https://www.adm-tavda.ru/news/obem-investitsiy-v-ekonomiku-sverdlovskoy-oblasti-v-2024-godu-vyros-na-17-1 (дата обращения: 09.10.2025).
  8. Постановление Правительства Свердловской области от 11.10.2010 г. № 1482-ПП «Об областной целевой программе «Повышение инвестиционной привлекательности Свердловской области» на 2011 – 2015 годы».
  9. Программа социально-экономического развития Свердловской области на 2011-2015 годы: утверждена Законом Свердловской области от 15 июня 2011 года № 36-ОЗ.
  10. Что такое инвестиционный климат? // Финам. URL: https://www.finam.ru/publications/item/chto-takoe-investicionnyi-klimat-20240620/ (дата обращения: 09.10.2025).
  11. Актуализация Стратегии социально-экономического развития Свердловской области до 2030 года и разработка Плана мероприятий по реализации Стратегии // Эксперт-Урал. URL: https://www.expert-ural.com/proekty/aktualizatsiya-strategii-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-sverdlovskoy-oblasti-do-2030-goda-i-razrabotka-plana-meropriyatiy-po-realizatsii-strategii/ (дата обращения: 09.10.2025).
  12. Анализ методов оценки инвестиционного климата региона // PI-Economy. URL: https://pi-economy.ru/articles/analiz-metodov-otsenki-investitsionnogo-klimata-regiona (дата обращения: 09.10.2025).
  13. Валовой региональный продукт // Свердловскстат. URL: https://sverdl.gks.ru/folder/33748 (дата обращения: 09.10.2025).
  14. Инвестиции в основной капитал // Росстат. URL: https://gks.ru/storage/mediabank/invest.xlsx (дата обращения: 09.10.2025).
  15. Инвестиции в основной капитал Свердловской области за январь – декабрь 2024 года // Свердловскстат. URL: https://sverdl.gks.ru/storage/mediabank/S66-07-2-2024.pdf (дата обращения: 09.10.2025).
  16. Инвестиции в основной капитал Свердловской области превысили 295 млрд рублей в первом полугодии // БИЗНЕС ЖУРНАЛ. УРАЛ. URL: https://bjural.ru/news/investitsii-v-osnovnoy-kapital-sverdlovskoy-oblasti-prevysili-295-mlrd-rubley-v-pervom-polugodii (дата обращения: 09.10.2025).
  17. Инвестиционный климат региона: сущность и составляющие // CyberLeninka. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/investitsionnyy-klimat-regiona-suschnost-i-sostavlyayuschie (дата обращения: 09.10.2025).
  18. Инвестиционный климат регионов // География. URL: https://geography.su/board/ekonomicheskaya_i_sotsialnaya_geografiya_rossii/investitsionnyy_klimat_regionov/3-1-0-129 (дата обращения: 09.10.2025).
  19. Информационный паспорт Свердловской области // Министерство иностранных дел Российской Федерации. URL: https://www.mid.ru/ru/maps/ru/sverdl_obl/ (дата обращения: 09.10.2025).
  20. Информационно-аналитический комментарий об инфляции в Свердловской области в январе 2025 года // Банк России. URL: https://www.cbr.ru/press/event/?id=15575 (дата обращения: 09.10.2025).
  21. На треть выросли инвестиции в основной капитал в Свердловской области // Эксперт.Урал. URL: https://expert.ru/ural/2024/49/na-tret-vyrosli-investitsii-v-osnovnoy-kapital-v-sverdlovskoy-oblasti/ (дата обращения: 09.10.2025).
  22. Налоговые преференции для бизнеса и инвесторов в Свердловской области в 2025 году превысят 30 млрд рублей // Областная газета. URL: https://www.oblgazeta.ru/news/economy/150242/ (дата обращения: 09.10.2025).
  23. Объем инвестиций в основной капитал Свердловской области за год вырос более чем на четверть // УралБизнесКонсалтинг. URL: https://urbc.ru/1065582236-obem-investitsiy-v-osnovnoy-kapital-sverdlovskoy-oblasti-za-god-vyros-bolee-chem-na-chetvert.html (дата обращения: 09.10.2025).
  24. Особая экономическая зона «Титановая долина» // Titanium Valley. URL: https://www.titanium-valley.com/ (дата обращения: 09.10.2025).
  25. Понятие инвестиционного климата и его составляющие // Studbooks. URL: https://studbooks.net/835787/ekonomika/ponyatie_investitsionnogo_klimata_sostavlyayuschie (дата обращения: 09.10.2025).
  26. Понятие инвестиционного климата организации и основные предпосылки к его формированию // Creative Economy. URL: https://creativeconomy.ru/articles/120151 (дата обращения: 09.10.2025).
  27. Предоставление мер поддержки // ЛонгРид Министерства инвестиций и развития Свердловской области за 2024 год. URL: https://mir.midural.ru/sites/default/files/document/2024.pdf (дата обращения: 09.10.2025).
  28. Промышленное производство в России // Tadviser. URL: https://www.tadviser.ru/index.php/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F:%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%BC%D1%8B%D1%88%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%B2_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8 (дата обращения: 09.10.2025).
  29. Рынок труда и занятость населения // Свердловскстат. URL: https://sverdl.gks.ru/folder/33741 (дата обращения: 09.10.2025).
  30. Свердловская область в топ-10 в рейтинге состояния инвестиционного климата региона // Администрация Тавдинского городского округа. URL: https://www.adm-tavda.ru/news/sverdlovskaya-oblast-v-top-10-v-reytinge-sostoyaniya-investitsionnogo-klimata-regiona (дата обращения: 09.10.2025).
  31. Свердловская область вошла в топ-10 национального рейтинга инвестпривлекательности регионов // Све.рф. URL: https://све.рф/news/24719 (дата обращения: 09.10.2025).
  32. Свердловская область вошла в топ-10 по инвестициям в России // ОблТВ. URL: https://www.obltv.ru/news/economy/sverdlovskaya-oblast-voshla-v-top-10-po-investitsiyam-v-rossii/ (дата обращения: 09.10.2025).
  33. Свердловская область вошла в топ-15 регионов по уровню безработицы // УралПолит.ру. URL: https://uralpolit.ru/news/2025/09/15/285770 (дата обращения: 09.10.2025).
  34. Свердловская область впервые за семь лет попала в 20 лучших регионов по инвестиционному климату // 66.ру. URL: https://66.ru/news/business/276580/ (дата обращения: 09.10.2025).
  35. Свердловская область попала в топ-10 рейтинга по инвестиционной привлекательности в стране // Областная газета. URL: https://www.oblgazeta.ru/news/society/152912/ (дата обращения: 09.10.2025).
  36. Свердловская область поднялась в рейтинге эффективности реализации промышленной политики на 6-е место // Све.рф. URL: https://све.рф/news/24795 (дата обращения: 09.10.2025).
  37. Свердловские предприниматели с начала года благодаря господдержке привлекли на развитие бизнеса порядка 10 млрд рублей // Каменск-Уральский. URL: https://kamensk-uralskiy.ru/novosti/item/35651-sverdlovskie-predprinimateli-s-nachala-goda-blagodarya-gospodderzhke-privlekli-na-razvitie-biznesa-poryadka-10-mlrd-rubley.html (дата обращения: 09.10.2025).
  38. Теоретические и методологические аспекты оценки инвестиционного климата региона // Молодой ученый. URL: https://moluch.ru/archive/27/3028/ (дата обращения: 09.10.2025).
  39. Теоретические аспекты формирования благоприятного инвестиционного климата // CyberLeninka. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-aspekty-formirovaniya-blagopriyatnogo-investitsionnogo-klimata (дата обращения: 09.10.2025).
  40. Титановая долина» (Свердловская область, Особая экономическая зона) // Taxslov.ru. URL: https://taxslov.ru/page/titanovaya-dolina-sverdlovskaya-oblast-osobaya-ekonomicheskaya-zona (дата обращения: 09.10.2025).
  41. Титановая долина — особая экономическая зона в Свердловской области // Эксперт-Урал. URL: https://www.expert-ural.com/archive/2011/5/titanovaya-dolina-osobaya-ekonomicheskaya-zona-v-sverdlovskoy-oblasti/ (дата обращения: 09.10.2025).
  42. Уровень безработицы в Свердловской области к июлю составил 1,2% // Интерфакс-Россия. Урал. URL: https://www.interfax-russia.ru/ural/news/v-sverdlovskoy-oblasti-uroven-bezraboticy-k-iyulyu-sostavil-1-2 (дата обращения: 09.10.2025).
  43. Эксперты назвали инфраструктуру главным фактором инвестиционной привлекательности Свердловской области // Областная газета. URL: https://www.oblgazeta.ru/news/society/155799/ (дата обращения: 09.10.2025).

Оставьте комментарий

Капча загружается...