РЕЛЕВАНТНЫЙ ФАКТ: В первом полугодии 2024 года банки Республики Беларусь выдали кредитов на жилье на сумму 1,3933 млрд BYN, что стало одним из наиболее ярких показателей динамики рынка, чей общий объем кредитования недвижимости в 2023 году увеличился на 63% по сравнению с предыдущим годом. Однако этот впечатляющий рост сопровождается усилением макроэкономического дисбаланса, что вынудило Национальный банк Республики Беларусь (НБРБ) впервые за два года повысить ставку рефинансирования до 9,75% в июне 2025 года.
Этот факт определяет ключевой конфликт современного рынка жилищного кредитования в РБ: высокая потребность и динамика спроса сталкиваются с ужесточением монетарной политики, необходимой для сдерживания инфляции, которая в июле 2025 года достигла 7,4%, значительно превысив целевой ориентир НБРБ. Таким образом, развитие рынка ипотечного кредитования в 2024–2025 гг. происходит в условиях сложного балансирования между стимулированием строительства и обеспечением финансовой стабильности.
Актуальность, цели и методология исследования
Рынок жилищного кредитования является одним из ключевых индикаторов экономической стабильности и социального благополучия любого государства. В Республике Беларусь, где государственная поддержка жилищного строительства традиционно занимала центральное место, переход к рыночным механизмам и развитие классической ипотеки остаются приоритетными, но труднореализуемыми задачами.
Актуальность темы обусловлена двумя взаимосвязанными факторами, характерными для 2024–2025 годов:
- Макроэкономическая нестабильность: Усиление проинфляционного давления, вызванное «перегревом» экономики (разрывом между ростом производительности и заработной платы), привело к необходимости ужесточения денежно-кредитной политики НБРБ. Это напрямую влияет на стоимость коммерческих кредитов, делая их недоступными для широких слоев населения, что заставляет правительство искать новые пути балансирования между социальными задачами и рыночной целесообразностью.
- Институциональные реформы: Недавние Указы Президента РБ (№ 94, № 95) кардинально меняют структуру государственной поддержки, смещая акцент на механизм госзаказа, что требует переоценки роли коммерческих банков и рисков, которые они принимают.
Объектом исследования выступает система жилищного (ипотечного) кредитования Республики Беларусь. Предмет исследования — экономические и правовые механизмы, а также институциональные барьеры, препятствующие полноценному развитию классической ипотеки и вторичного рынка ипотечных активов.
Банковское кредитование в Республике Беларусь: Комплексный анализ ...
... функционирования банковского кредитования в Республике Беларусь. Правовое регулирование банковского кредитования в Республике Беларусь: Новации 2023-2025 годов Правовая основа ... кредитования в Республике Беларусь. Мы рассмотрим его сущность и принципы, детально изучим правовое регулирование с акцентом на новейшие законодательные инициативы 2023-2025 годов, проанализируем динамику и структуру рынка, ...
Цель работы состоит в проведении актуального, глубокого экономического и правового анализа рынка ипотечного кредитования в Республике Беларусь, выявлении текущих проблемных зон и разработке практически применимых рекомендаций по его совершенствованию с учетом современных макроэкономических условий (2024–2025 гг.).
Методология исследования основана на системном подходе и сочетает:
- Экономико-статистический анализ: Изучение динамики макроэкономических показателей (ставка рефинансирования, инфляция, объемы кредитования).
- Нормативно-правовой анализ: Сравнительная оценка действующего законодательства (Закон «Об ипотеке», Указы Президента) и выявление правовых коллизий.
- Сравнительный анализ: Использование опыта стран ЕАЭС (в частности, Российской Федерации и Казахстана) в сфере секьюритизации ипотечных активов и фондирования.
Структура работы последовательно раскрывает теоретические основы, проводит глубокий экономический анализ текущего состояния, выявляет институциональные барьеры и, наконец, предлагает комплекс практических рекомендаций.
Теоретические основы и нормативно-правовое регулирование ипотечного кредитования в Республике Беларусь
Понятие и функции ипотеки в системе жилищного финансирования
Ипотечное кредитование представляет собой сложный финансово-правовой институт, основанный на залоге недвижимого имущества. В соответствии с белорусским законодательством, ипотека регулируется Гражданским кодексом РБ и Законом РБ «Об ипотеке».
Ипотека (залог недвижимости) — это способ обеспечения исполнения обязательства, при котором кредитор (залогодержатель), являющийся банком или иной кредитной организацией, имеет право получить удовлетворение своих денежных требований из стоимости заложенного недвижимого имущества должника (залогодателя) преимущественно перед другими кредиторами.
Важно четко разграничивать понятия:
Признак | Ипотека (Классическое коммерческое кредитование) | Жилищное кредитование с господдержкой (Льготное) |
---|---|---|
Основной регулятор | Закон «Об ипотеке», ГК РБ, НБРБ | Указы Президента РБ, постановления Правительства |
Цель | Привлечение долгосрочного рыночного фондирования; извлечение прибыли | Решение социальных задач; повышение доступности жилья для нуждающихся |
Процентная ставка | Рыночная, привязана к СР НБРБ (14,4% – 17% в 2024 г.) | Льготная, субсидируемая государством (например, 11,5% в 2024 г. для нуждающихся) |
Объект залога | Как правило, регистрируется через бездокументарную закладную | Обеспечивается залогом (иногда субсидируется оплата части процентов) |
Функция ипотеки как финансового инструмента заключается в мобилизации долгосрочных инвестиционных ресурсов в сферу жилищного строительства и повышения ликвидности недвижимости. Однако в Беларуси преобладание льготного кредитования (доля которого в 2024 году составила около 63%) искажает рыночные сигналы, превращая ипотеку скорее в механизм социальной поддержки, нежели в полноценный финансовый инструмент, что тормозит развитие вторичного рынка.
Новеллы Закона «Об ипотеке» (2022 г.) и их влияние на права сторон
После 2016 года ключевое изменение в законодательстве об ипотеке было внесено Законом РБ № 177-З от 28 июня 2022 года. Эти новеллы были направлены на цифровизацию процедур и повышение предсказуемости для кредиторов, но, как будет показано далее, не смогли устранить главные институциональные риски.
Ключевые законодательные изменения:
- Институт бездокументарной закладной: Законодательно закреплена возможность выпуска бездокументарной закладной. Она составляется организацией по государственной регистрации и учитывается в центральном депозитарии.
- Влияние: Это критически важный шаг для развития вторичного рынка, поскольку закладная является основным инструментом секьюритизации ипотечных активов. Электронный учет упрощает ее оборот и снижает операционные риски.
- Изменение режима имущества без согласия залогодержателя: Введено важное исключение: брачный договор, изменяющий режим имущества, являющегося предметом ипотеки, может быть заключен без согласия залогодержателя, если это не затрагивает существа ипотеки.
- Усиление прав залогодержателя в отношении будущего имущества: Введено обязательство залогодателя уведомлять залогодержателя об изменении характеристик имущества, которое поступит залогодателю в будущем.
- Ограничение взыскания при незначительном нарушении: Установлена возможность отказа в обращении взыскания на заложенное имущество, если нарушение должником обязательства крайне незначительно и размер требований несоразмерен стоимости имущества. Эта норма направлена на защиту прав потребителей, но потенциально увеличивает правовой риск для кредиторов, усложняя процедуру дефолта.
Несмотря на эти прогрессивные правовые шаги, направленные на создание предпосылок для обращения ипотечных ценных бумаг, практика показывает, что юридические механизмы недостаточно интегрированы с экономическими реалиями и институциональными ограничениями.
Экономический анализ и динамика рынка жилищного кредитования РБ (2023–2025 гг.)
Влияние монетарной политики НБРБ на процентные ставки
Доступность ипотечного кредитования напрямую зависит от стоимости денег в экономике, которая регулируется Национальным банком через ставку рефинансирования (СР).
Макроэкономический контекст и повышение СР в 2025 году
С 28 июня 2023 года НБРБ удерживал СР на уровне 9,5% годовых, что создавало относительно мягкие условия фондирования для банков. Однако экономическая динамика 2024–2025 годов показала, что стимулирование спроса (рост номинальной заработной платы в первом полугодии 2024 года составил 29,7% по сравнению с 2023 годом) опережает рост производительности, что привело к «перегреву экономики» и усилению проинфляционного давления.
Показатель | 2024 г. (I полугодие) | Июль 2025 г. | Август 2025 г. |
---|---|---|---|
Ставка рефинансирования (СР) | 9,5% | 9,75% (с 25.06.2025) | 9,75% |
Годовая инфляция | Ниже 6% | 7,4% | 7,2% |
Средняя зарплата (BYN) | 2427,6 | 2772,4 | 2762,7 |
Решение НБРБ от 25 июня 2025 года о повышении СР до 9,75% было вынужденной мерой, вызванной необходимостью сдерживания инфляции, которая значительно превысила прогнозный параметр в 5% на 2025 год. Это решение имеет прямые последствия для коммерческого ипотечного рынка:
Ставка по кредиту = СР + Премия за риск + Маржа банка
Повышение СР немедленно транслируется в рост стоимости кредитов для населения. В декабре 2024 года коммерческие ставки уже достигали 17% годовых, а в марте 2024 года варьировались от 14,4% до 16,2%. При средней зарплате в 2762,7 BYN и высоких процентных ставках, доступность рыночной ипотеки для среднестатистического гражданина резко снижается. Таким образом, жесткая монетарная политика, необходимая для макроэкономической стабильности, выступает сегодня основным экономическим барьером на пути развития коммерческой ипотеки. Разве это не означает, что без фундаментальной стабилизации инфляции, все меры по развитию рыночной ипотеки будут неэффективными?
Сравнительный анализ коммерческого и льготного кредитования
Динамика рынка жилищного кредитования свидетельствует о его высокой активности, но структура этого рынка остается сильно смещенной в сторону государственного вмешательства.
Показатель | 2022 год | 2023 год | 2024 год (Янв.-Май) | Динамика (2022/2023) |
---|---|---|---|---|
Объем выданных кредитов на жилье | X | Увеличился на 63% | 1,3933 млрд BYN | Высокая |
Общий объем финансирования жилья (2024) | – | – | 1518,0 млн BYN | – |
Доля льготных кредитов (2024) | – | – | ≈ 63% (955,5 млн BYN) | Доминирующая |
Доля льготного кредитования, составляющая около 63% от общего объема финансирования жилья в 2024 году, демонстрирует, что рынок в значительной степени регулируется не спросом и предложением капитала, а государственной жилищной политикой.
Банки, выдающие льготные кредиты (например, «Беларусбанк»), предлагают ставки около 11,5% для нуждающихся, что является крайне привлекательным на фоне коммерческих 17%. Этот дисбаланс приводит к тому, что:
- Коммерческие банки не заинтересованы в развитии долгосрочных ипотечных продуктов для широкого рынка, поскольку не могут конкурировать со льготными ставками.
- Рынок недвижимости искусственно сегментирован: льготное жилье (госзаказ) пользуется высоким спросом, в то время как спрос на рыночное жилье, требующее дорогого коммерческого кредитования, остается ограниченным.
Критический анализ новых механизмов господдержки (Указы № 94 и № 95)
С 1 июня 2025 года вступили в силу Указы Президента РБ № 94 и № 95, которые существенно изменили порядок жилищного строительства и кредитования. Основная цель реформы — повысить эффективность использования бюджетных средств и сместить фокус с долевого строительства на механизм государственного заказа.
Ключевые изменения и их оценка:
Тезис Указа | Содержание изменения | Аналитическая оценка |
---|---|---|
Фокус поддержки | Исключение граждан из участия в долевом строительстве с льготным кредитованием. Фокус на покупке жилья в многоквартирных домах, построенных по государственному заказу. | Усиление роли государства как основного заказчика. Повышение контроля над ценообразованием, но снижение конкуренции и свободы выбора для граждан. |
Механизм кредитования госзаказа | Льготный кредит первоначально предоставляется государственной организации-заказчику. После ввода дома в эксплуатацию и заключения ДКП, задолженность по кредиту переоформляется на граждан. | Ключевой риск: Банк кредитует госпредприятие, а не конечного заемщика. Процесс переоформления задолженности (фактически, правопреемство) усложняет юридическую схему и может создавать временные риски для финансового учреждения. |
Вторичный рынок | В населенных пунктах с численностью до 20 тыс. человек льготные кредиты предоставляются также на покупку жилья на вторичном рынке. | Положительный стимул для небольших городов, направленный на поддержку вторичного рынка и повышение мобильности населения, но ограниченный по географическому признаку. |
В целом, реформа усиливает социальную направленность кредитования и увеличивает контроль над строительным сектором. Однако она не способствует развитию классической коммерческой ипотеки, поскольку основной поток кредитных ресурсов по-прежнему направляется через механизм льготного финансирования. Рыночный сегмент остается под давлением высоких процентных ставок и недостаточной базы долгосрочного фондирования.
Институциональные и правовые барьеры, сдерживающие развитие классической ипотеки
Помимо высоких процентных ставок, основными факторами, препятствующими развитию классической ипотеки (где банк может быстро и эффективно управлять рисками), являются институциональные и правовые риски, связанные с реализацией залога и неразвитостью рынка капиталов.
Проблема обращения взыскания на заложенное жилое имущество (Правовой парадокс)
Закон «Об ипотеке» формально предоставляет кредиторам достаточно широкие возможности для защиты своих интересов:
- Внесудебный порядок взыскания: Законодательство допускает обращение взыскания на предмет ипотеки во внесудебном порядке (через нотариуса или исполнительную надпись).
- Реализация залога: Предусмотрена возможность реализации заложенного имущества через публичные торги или продажу по соглашению с залогодателем.
Однако на практике эти механизмы в отношении жилых помещений, особенно единственного жилья, практически не работают.
Критический правовой парадокс: На территории Республики Беларусь, несмотря на законодательные возможности, не было зарегистрировано случаев отчуждения просроченного ипотечного жилья банками.
Этот факт указывает на существование мощного институционального и политического риска. Банки понимают, что процедура выселения граждан из единственного жилья, даже при наличии законных оснований, крайне сложна, непредсказуема и может столкнуться с высоким общественным и политическим сопротивлением.
Последствия для рынка:
- Высокие риски: Поскольку процедура взыскания не работает эффективно, ипотека де-факто лишается своего главного преимущества — надежного обеспечения.
- Сдерживание фондирования: Банки вынуждены закладывать в премию за риск не только экономические, но и институциональные риски, что удерживает коммерческие ставки на высоком уровне.
- Ограничение сроков: Банки неохотно выдают кредиты на длительные сроки (20–25 лет), предпочитая краткосрочные продукты, поскольку долгосрочный риск дефолта при неработающем механизме взыскания считается слишком высоким.
Для развития классической ипотеки необходимо не только правовое закрепление, но и реальное, предсказуемое применение механизма взыскания, что требует создания специализированных судов или четких, жестких процедур, не зависящих от индивидуальных политических решений.
Барьеры развития вторичного рынка ипотечных ценных бумаг
Вторичный рынок ипотечного кредитования, основанный на секьюритизации (превращении пула кредитов в обращаемые ценные бумаги), является основой для привлечения долгосрочного, более дешевого капитала. В Беларуси этот рынок отсутствует.
Институциональные недостатки рынка ценных бумаг РБ:
- Отсутствие механизмов секьюритизации: Несмотря на наличие законодательной базы для закладных, отсутствуют специализированные финансовые институты (ипотечные агенты, трасты) и четкие регуляторные требования для выпуска ипотечных облигаций.
- Недостаточное развитие коллективного инвестирования: Слабость института коллективных инвестиций (паевых инвестиционных фондов, пенсионных фондов) означает отсутствие крупного пула внутренних инвесторов, готовых покупать долгосрочные ИЦБ.
- Путаница в терминологии и инструментах: На рынке существуют жилищные облигации, которые являются инструментом финансирования строительства (дают право на имущественный вычет и долю в недвижимости), но они не являются ипотечными облигациями (ИЦБ), обеспеченными пулом существующих выданных ипотечных кредитов. Жилищные облигации не решают проблему ликвидности уже выданных ипотечных портфелей.
Из-за отсутствия вторичного рынка банки вынуждены держать ипотечные активы на своем балансе до полного погашения, замораживая капитал, который мог бы быть использован для выдачи новых кредитов. Это ограничивает объемы кредитования и увеличивает требования к капиталу банков (коэффициенты достаточности).
Пути совершенствования рынка ипотечного кредитования: Опыт ЕАЭС и практические рекомендации
Для перехода от социально-ориентированного жилищного финансирования к полноценной рыночной ипотеке Республике Беларусь необходим комплекс мер, направленных на повышение ликвидности активов, снижение институциональных рисков и обеспечение долгосрочного фондирования.
Модель секьюритизации ипотечных активов как ключевой инструмент
Ключевым шагом должно стать создание эффективного вторичного рынка на основе опыта стран ЕАЭС, в частности, Российской Федерации.
Схема секьюритизации (Модель РФ: ДОМ.РФ)
Секьюритизация — это процесс перевода неликвидных активов (пула ипотечных кредитов и закладных) в ликвидные ценные бумаги (ИЦБ).
- Оригинатор (Банк): Выдает ипотечные кредиты и формирует пул закладных.
- Передача активов: Банк продает (передает) пул закладных специализированной финансовой компании — Ипотечному Агенту (SPV/Специализированное Общество Проектного Финансирования).
- Выпуск ИЦБ: Ипотечный Агент выпускает Ипотечные Ценные Бумаги (ИЦБ), обеспеченные этим пулом закладных.
- Привлечение инвестиций: ИЦБ продаются инвесторам (пенсионным фондам, страховым компаниям, фондам).
Рекомендация для РБ: Создание Специализированного Оператора
Для запуска этого процесса в Беларуси необходимо создать специализированного оператора, аналогичного российскому АО «ДОМ.РФ», который бы выступал гарантом и агентом по секьюритизации.
Этап реализации | Необходимые меры в РБ | Ожидаемый эффект |
---|---|---|
Институциональная база | Создание государственного или полугосударственного Специализированного Ипотечного Агента (СИА) с функцией поручительства и стандартизации. | Обеспечение доверия инвесторов; стандартизация требований к закладным. |
Регуляторная база | Внедрение четкого регулирования выпуска и обращения ИЦБ (включая требования к рейтингу, раскрытию информации). | Привлечение крупных внутренних и внешних инвесторов (ЕАБР, фонды). |
Ликвидность | Включение ИЦБ, выпущенных СИА, в список активов, принимаемых НБРБ в качестве обеспечения по операциям РЕПО. | Резкое повышение ликвидности ИЦБ, что позволит банкам оперативно привлекать краткосрочное фондирование под залог этих бумаг. |
Внедрение этой модели позволит банкам высвободить миллиарды белорусских рублей капитала для нового кредитования и перейти к долгосрочному фондированию, снизив зависимость от краткосрочных депозитов.
Меры по обеспечению долгосрочного фондирования и снижению кредитных рисков
Развитие вторичного рынка невозможно без устойчивой базы долгосрочного фондирования.
1. Стимулирование долгосрочных сбережений (Опыт Казахстана)
Опыт Казахстана показывает, что для привлечения «длинных» денег необходимо предложить населению более высокую премию за долгосрочное размещение средств.
Рекомендация: Правительству и НБРБ следует разработать программу стимулирования долгосрочных сбережений (сроком свыше 3-х лет), предложив банкам субсидировать часть процентного вознаграждения по сберегательным депозитам, связанным с жилищным фондированием. Это позволит снизить стоимость фондирования для банков и, соответственно, снизить процентные ставки по ипотеке.
2. Снижение институциональных рисков (Реализация залога)
Для придания ипотеке статуса надежного обеспечения необходимо устранить правовой парадокс, связанный с взысканием. Подробнее об этой проблеме можно прочитать в разделе Проблема обращения взыскания на заложенное жилое имущество.
Рекомендация:
- Четкое разграничение: Внести изменения в законодательство, четко разграничивающие процедуры взыскания на единственное жилье, полученное с господдержкой (где сохраняется социальная защита), и жилье, приобретенное по коммерческой ипотеке.
- Ускоренное внесудебное взыскание: Внедрить механизм упрощенного (автоматизированного) внесудебного обращения взыскания по коммерческим ипотечным кредитам, не связанным с государственной помощью, при условии, что заемщик не является социально уязвимым.
3. Меры монетарной политики для стабилизации
НБРБ должен продолжать политику контроля денежного предложения (ориентир прироста широкой денежной массы 10-12%), чтобы не допустить дальнейшего «перегрева» экономики, который провоцирует рост инфляции и, как следствие, рост процентных ставок. Стабилизация инфляции на уровне 5% является необходимым условием для снижения коммерческих ипотечных ставок до экономически доступного уровня (10-12% годовых).
Заключение
Рынок жилищного кредитования Республики Беларусь в 2024–2025 гг. демонстрирует парадоксальную картину: высокий спрос и динамика роста (на 63% в 2023 г.) соседствуют с серьезными экономическими и институциональными ограничениями. Жесткая монетарная политика НБРБ, вызванная необходимостью сдерживания инфляции (7,4% в июле 2025 г.), удерживает коммерческие ставки на уровне 14–17%, делая рыночную ипотеку недоступной. При этом рынок остается доминирующим образом льготным (63% финансирования).
Новые Указы Президента (№ 94, 95) закрепляют социальный вектор поддержки через механизм госзаказа, но не способствуют развитию рыночной конкуренции.
Ключевые выводы, требующие немедленного решения:
- Экономическая недоступность: Высокая ставка рефинансирования (9,75%) и инфляция являются прямым барьером. Стабилизация макроэкономических показателей — приоритет №1.
- Институциональный риск: Фактическое отсутствие зарегистрированных случаев взыскания просроченного ипотечного жилья создает высокий и непредсказуемый риск для банков, что удерживает ставки на высоком уровне и препятствует долгосрочному фондированию.
- Неразвитость вторичного рынка: Отсутствие механизмов секьюритизации и специализированных операторов (Ипотечных Агентов) не позволяет банкам высвобождать капитал, замороженный в ипотечных портфелях, и привлекать «длинные» инвестиции.
Систематизация рекомендаций:
Для создания полноценного ипотечного рынка, способного привлекать долгосрочный капитал, необходим сдвиг от социальной модели к рыночно-институциональной:
Направление | Рекомендация | Цель |
---|---|---|
Институциональное развитие | Создание государственного/полугосударственного Специализированного Ипотечного Агента (СИА) по образцу ИЦБ ДОМ.РФ (РФ). | Обеспечение стандартизации и гарантирование ипотечных активов. |
Развитие рынка капитала | Введение регулирования для выпуска ипотечных облигаций (ИЦБ); включение ИЦБ в активы, принимаемые НБРБ по операциям РЕПО. | Привлечение долгосрочных инвесторов и повышение ликвидности банковских активов. |
Правовая предсказуемость | Четкое разграничение процедур взыскания для льготного и коммерческого жилья. Упрощение внесудебного порядка взыскания по коммерческой ипотеке. | Снижение правовых рисков для кредиторов и стимулирование выдачи долгосрочных кредитов. |
Фондирование | Стимулирование долгосрочных сберегательных депозитов (свыше 3-х лет) через субсидирование процентного вознаграждения. | Снижение стоимости фондирования для банков, что позволит понизить ставки по ипотеке. |
Реализация данных мер позволит Республике Беларусь не только поддержать объемы строительства, но и сделать рыночную ипотеку реальным, доступным инструментом, снизив зависимость от постоянно корректируемых механизмов государственной поддержки.
Список использованной литературы
- Закон Республики Беларусь «Об ипотеке» от 20.06.2008 г. (с последующими изменениями и дополнениями).
- Банковский кодекс Республики Беларусь (Статья 147).
- Указ Президента Республики Беларусь от 06.01.2012 № 13 «О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретения жилых помещений» (с послед. изм. и доп.).
- Об изменении Закона Республики Беларусь «Об ипотеке». Какие изменения ждут белорусов? // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь (pravo.by).
URL: https://pravo.by/ (Дата обращения: 09.10.2025).
- В Беларуси новые условия господдержки при строительстве и покупке жилья. Изучили новации // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь (pravo.by).
URL: https://pravo.by/ (Дата обращения: 09.10.2025).
- Рынок секьюритизации ипотечного кредитования // Cyberleninka. URL: https://cyberleninka.ru/ (Дата обращения: 09.10.2025).
- Ставки выросли. Какие условия кредитования недвижимости предлагают банки в марте 2024 года // Myfin.by. URL: https://myfin.by/ (Дата обращения: 09.10.2025).
- Ставка рефинансирования Национального банка Республики Беларусь // Эталон-Online. URL: https://etalonline.by/ (Дата обращения: 09.10.2025).
- Средняя зарплата в Беларуси, заработная плата по республике за 2014-2025 года // Myfin.by. URL: https://myfin.by/ (Дата обращения: 09.10.2025).
- Секьюритизация ипотечных кредитов: ИЦБ ДОМ.РФ. URL: https://hse.ru/ (Дата обращения: 09.10.2025).
- Ипотека: порядок оформления по действующему законодательству и новеллы Закона Республики Беларусь // Belgazprombank.by. URL: https://belgazprombank.by/ (Дата обращения: 09.10.2025).
- Планы по жилью на 2024 год пересмотрели: сколько построят и какие кредиты предоставят // Neg.by. URL: https://neg.by/ (Дата обращения: 09.10.2025).
- РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ // Cyberleninka. URL: https://cyberleninka.ru/ (Дата обращения: 09.10.2025).
- Кредиты в Беларуси на покупку жилья [Электронный ресурс]. URL: https://ddmfo.ru/kursovaya/kredityi-v-belarusi-na-pokupku-jilya/ (Дата обращения: 09.10.2025).