Анализ кредитоспособности организации

Курсовая работа

Кредитные отношения имеют древнюю историю, такую же древнюю, как и обмен в человеческом обществе. Желания и потребности были у людей всегда, но не всегда можно было осуществить сразу все мечты за свой счет. К счастью, находились люди, которые давали в долг своим согражданам, а по возвращении денег взимали немного большую сумму, чем давали изначально. Так появились первые кредиторы. Занятие это было не слишком почетным, но обеспечивало стабильный доход, да и закон почти всегда был на стороне заимодавца.

Кредитные отношения стали возникать на этапе перехода от натурального к товарному хозяйству. В этот период появился особый разновременный обмен продуктами. Позднее с появлением денег, как эквивалента в обменных отношениях, кредит развернулся в форме ростовщичества. С появлением денег возникают более сложные кредитные отношения – продажа товаров с отсрочкой платежа. Так с развитием товарно-денежных отношений кредит выступал двигателем обмена, затем торговли и, наконец, производства товаров и услуг. Кредитные отношения развивались успешно, потому, как имели прочную основу — несоответствие потребностей, порождающее сначала долг, затем необходимость его возвращать. Влияние цивилизации на эту область экономических отношений отразилось в появлении кредитно-сберегательных учреждений (банков и других.)

В нашей стране негосударственные кредитные отношения существуют чуть больше девяти лет — 2 декабря 1990 года были приняты Федеральные законы «О Центральном Банке РФ» и «О банках и банковской деятельности». В настоящее время банковский кредит в развитых странах имеет чрезвычайно важное значение в развитии реального сектора экономики, потому как привлечение предприятиями кредитов на развитие производства (при рациональном использовании привлечённых средств) приводит к повышению рентабельности собственных средств. Поэтому отношения, складывающиеся, между банками и предприятиями по поводу кредитования строго регламентированы системой законодательных норм и положений ведомственных актов. На их основании в практике западных банков разработаны надёжные схемы предоставления и возврата кредита.

Тема «Анализ кредитоспособности организации» очень актуальна на сегодняшний день. Анализ кредитоспособности важен на всех стадиях процесса кредитных взаимоотношений между кредитором и заемщиком; они сопровождаются детальным исследованием всех характеристик заемщика с точки зрения их влияния на класс кредитоспособности, качество обеспечения по кредиту и степень кредитного риска.

9 стр., 4301 слов

Кредитный рейтинг корпорации

... кредитный рейтинг эмитента служит надежным ориентиром кредитоспособности.[10] Определение кредитного рейтинга корпорации 1 Понятие и обозначения кредитного рейтинга Кредитные рейтинги - это мнение об уровне кредитного риска. Кредитные рейтинги могут отражать кредитное ... [10] Кредитный рейтинг - мера кредитоспособности частного лица, предприятия, региона или страны. Кредитные рейтинги рассчитываются ...

Целью данной курсовой работы является анализ кредитоспособности предприятия (ООО «Хлеб») как потенциального заёмщика, применяемый коммерческим банками в процессе кредитования.

В соответствии с поставленной целью были поставлены следующие задачи:

  • изучить теоретико- методологические основы анализа кредитоспособности предприятия, а именно сущность, показателей и критерий кредитоспособности;
  • рассмотрение источников информации кредитоспособности;
  • сравнительный анализ методов оценки кредитоспособности заемщика;
  • дать краткую характеристику предприятия;
  • провести анализ кредитоспособности на примере предприятия ООО «Хлеб»;
  • проанализировать коэффициенты финансовой устойчивости предприятия ООО «Хлеб»;
  • рассмотреть пути улучшения кредитоспособности предприятия;
  • сделать выводы по проведенному исследованию.

Объектом исследования данной работы является предприятие ООО «Хлеб».

Предметом исследования является значимость кредитоспособности предприятия, совокупность теоретических и методологических вопросов по использованию информации о кредитоспособности предприятия для принятия управленческих решений с целью повышения эффективности деятельности предприятия.

При написании работы использовалась учебная и специальная литература, раскрывающая принципы и методику исследования кредитоспособности предприятия.

  1. Теоретические и методологические основы анализа кредитоспособности.

Слово «кредит» происходит от латинского слова, означающего ссуду, долг. Однако многие экономисты связывают его с иным близким по значению термином, означающим «верю».

История кредита берет свое начало еще с Античной Греция, Рима и древнего Египта. В древнем Египте уже в 3 веке до н. э. существовала отдельная форма договора займа. Должник, который не вернул кредит вовремя, вполне мог стать рабом кредитора, если сумма долга была слишком велика. В древнем Вавилоне можно было отдавать детей в залог за долги – это отражено в законах царя Хаммурапи, который славился своей мудростью и справедливостью.

Законы Древнего Рима также допускали долговую кабалу. Если должник не мог вернуть займ, он переходил в руки кредитора, тот заключал его в долговую тюрьму, но в течение месяца должника еще можно было выкупить.

Если в средние века масштабы кредитования были довольно скромными, то в эпоху Возрождения, а затем и Просвещения они значительно выросли. Удовольствия и развлечения осуждались уже не так, как раньше, а к 18 веку и вовсе стали культом, особенно в высшем свете. В 16-17 столетиях в Европе появились первые коммерческие банки, однако обращались туда в основном промышленники и торговцы. Простые граждане предпочитали пойти к ростовщику или в ломбард. Именно тогда образ ростовщика стал мрачным и зловещим. Считалось, что честные граждане идут занимать денег под залог только в случае крайней нужды. Однако аристократы считали это « предрассудками простого народа» и активно пользовались вексельными кредитами. Что обычно служило залогом в таких случаях? Чаще всего это были драгоценности (при небольшой сумме) либо имение (при значительном займе).

92 стр., 45792 слов

Анализ кредитоспособности предприятия АО «Жарасым»

... и методологические основы анализа кредитоспособности предприятия. В рамках данной задачи рассмотреть возможности использования для оценки кредитоспособности показателей, характеризующих финансовую устойчивость предприятия; на практических материалах действующего предприятия провести анализ ликвидности, платежеспособности, рассчитать ...

Различия между кредитами «на покупку поместья» и «на покупку экипажа» никто не делал – все решала общая сумма займа. Породистых рысаков в залог брали редко – ненадежное «имущество» могло в любой момент «откинуть копыта», поэтому ростовщики предпочитали не рисковать. В каких-то ситуациях кредитор мог согласиться на обеспечение в виде старинной мебели или антикварных предметов искусства.

В советской экономической литературе практически отсутствовало понятие «кредитоспособность». Такое положение объяснялось ограничением использования товарно-денежных отношений в течение длительного времени, а так же тем, что для кредитных отношений, которые преимущественно развивались в форме прямого банковского кредита, были характерны не экономические, а административные методы управления, отличающиеся высокой степенью централизации права принятия окончательных решений. Это исключало необходимость оценки кредитоспособности заемщиков при решении вопросов о выдаче ссуд. Кроме того, структурные сдвиги в финансовом положении предприятий, вызванные чрезмерными темпами индустриализации, привели к тому, что большинство предприятий в конце 20-х годов оказались некредитоспособными. Длительное время кредитный механизм ориентировался на кредитоемкость предприятий, что отражало общий уровень развития кредитного механизма страны в целом. Происходящие в современной экономике изменения привлекли внимание к необходимости выяснения кредитоспособности предприятий.

В условиях экономической нестабильности в стране, постоянно меняющихся внешних и внутренних условиях предприятия должны обладать гибкой структурой финансовых ресурсов и при необходимости иметь возможность привлекать заемные средства, т.е. быть кредитоспособными.

Кредитоспособным является предприятие, имеющее предпосылки для получения кредита и способное своевременно возвратить взятую ссуду с уплатой причитающихся процентов за счёт прибыли и других финансовых ресурсов.

Кредитоспособность клиента коммерческого банка — способность заемщика полностью и в срок рассчитаться по своим долговым обязательствам. ( Власова М.И. Анализ кредитоспособности клиента коммерческого банка. — М.: Банковское дело,1997. — С. 24.)

Под кредитоспособностью хозяйствующего субъекта, по определению Шеремета А.Д. и Ионавой А.Ф., понимается наличие у него предпосылок для получения кредита и возврата его в срок [32, с. 466].

Аналогичное определение дается в учебном пособии Баканова М.И. и Шеремета А.Д. Согласно их определению, кредитоспособность – это такое состояние финансового положения предприятия, которое позволяет получить кредит и своевременно его возвратить [34, с. 504].

По мнению Норд К.В., под кредитоспособностью понимается такое финансовое состояние предприятия- заемщика, которое дает уверенность в эффективном использовании заемных средств, способности и готовности заемщика возвратить кредит в соответствии с условиями кредитного соглашения.

Главными качественными и количественными критериями являются:

  • широта рынков сбыта продукции, включая наличие поставок на экспорт;
  • конкурентоспособность выпускаемой продукции, обеспечение заданных темпов ее роста;
  • выполнение плана по основным показателям производственно-хозяйственной деятельности и устойчивости экономического роста;
  • уровень эффективности использования ресурсов (капитала) предприятия и др.

Оценку кредитоспособности зачастую осуществляет банк, кредитующий данное предприятие по финансовой отчетности и анализу следующих параметров:

29 стр., 14029 слов

Организация кредитования физических лиц в коммерческом банке ...

... можно выделить ряд особых принципов кредита, которые учитываются при кредитовании физических лиц коммерческими банками: обеспеченность (юридическое оформление обязательств заемщиков, которые гарантируют своевременный возврат кредита); целевой характер (отражаются цели, ...

1. Оценивается репутация заемщика с точки зрения качества представленных финансовых документов и отчетов, ответственности и компетентности руководства, своевременности расчетов с банками.

2. Оценивается конкурентоспособность выпускаемой продукции.

3. Анализируется доходность и платежеспособность предприятия:

  • рассчитывается ликвидность баланса и показатели платежеспособности;
  • определяется дебиторская и кредиторская задолженность по составу и срокам образования, и сопоставляются результаты.

Данный анализ позволяет оценить возможность погашения кредита оборотными средствами, в т.ч. товарно-материальными ценностями. Просматриваются финансовые потоки, т.е. приход и расход денежных средств, определяется задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами, которая указывает на неблагоприятные финансовые возможности предприятия и риск невозврата кредита и процентов за него.

4. Изучаются цели и программа использования кредита, сопоставление их с суммой и сроком погашения кредита.

5. Определяется соответствие стоимости выдаваемого кредита стоимости залога в случае возникновения финансовых трудностей у предприятия. В виде залога могут быть предложены собственные акции, а также акции других эмитентов. Оценка акций осуществляется специалистами фондового отдела банка исходя из рыночных котировок на предлагаемые акции и информации инвестиционных компаний с учетом спроса и предложения.

6. Рассматривается юридическое обеспечение кредита и процентов. Изучаются учредительные документы с точки зрения определения прав банка брать в залог на выданную ссуду активы заемщика, включая ценные бумаги.

В результате заключается кредитный договор. В нем отражается экономическое, юридическое содержание отношений заемщика и банка, размер, условия возврата кредита, процентная ставка, степень риска и т.д.

Кредитоспособность выражается через способность предприятия исполнить полностью и своевременно свои обязательства по кредитному договору – то есть погасить кредит и уплатить проценты за его пользование. Иными словами, речь идет о таком финансово-хозяйственном состоянии предприятия, которое дает уверенность в эффективном использовании заемных средств, способности и готовности заемщика вернуть кредит в соответствии с условиями договора. Здесь предметом анализа является не только заемщик, а конкретная кредитная сделка. Оценивая кредитоспособность, нужно провести как количественный, так и качественный анализ – то есть оценить бизнес.

При расчете кредитоспособности сотрудник банка строит агрегированный баланс предприятия. Скажем, если сумма испрашиваемого кредита менее года, а у компании есть долгосрочные займы или кредиты, превышающие его по сроку погашения, то при построении агрегированного баланса возможно отнесение этих заемных средств на увеличение собственного капитала.

7 стр., 3101 слов

Понятие ипотеки и виды ипотечных кредитов на примере банка «Росбанк»

... обслуживая около 57 тыс. клиентов. Банк предлагает малым и средним предприятиям комплексный сервис, включая специально разработанные ... представляет собой сложный процесс оценки платёжеспособности потенциального заёмщика, и требует от кредитного инспектора высокой ... ипотеке и ипотечным кредитом, по которым кредит выдается банком под залог недвижимое имущество. Ипотечный кредит является одним ...