В современном мире, где экономические границы стираются, а финансовые рынки становятся все более взаимосвязанными, стабильность банковской системы приобретает первостепенное значение. Глобализация и европейская интеграция предъявляют новые требования к национальным финансовым институтам, вынуждая их адаптироваться к постоянно меняющимся условиям. Исследование банковских систем ведущих мировых держав, таких как Франция, позволяет не только понять особенности их функционирования, но и выявить потенциальные уроки для других экономик, включая российскую. Французский банковский сектор, являющийся одним из старейших и наиболее развитых в Европе, служит ярким примером адаптации к единому европейскому финансовому пространству и применения передовых надзорных практик.
Настоящая работа ставит своей целью проведение комплексного анализа банковской системы Франции, начиная с её исторического развития, эволюции денежно-кредитной политики под влиянием членства в Еврозоне, институциональной структуры и системы надзора. Особое внимание будет уделено сравнительному анализу с российской банковской системой, позволяющему оценить применимость французского опыта. Кульминацией исследования станет практическое применение знаний через расчет и интерпретацию ключевых банковских нормативов в соответствии с актуальной российской регуляторной базой. В совокупности, эти аспекты призваны дать студентам экономических и финансовых специальностей глубокое понимание сложного, но жизненно важного финансового механизма.
Теоретические основы и терминология банковского дела
Прежде чем погрузиться в тонкости анализа банковской системы Франции, необходимо четко определить ряд фундаментальных понятий. Эти термины формируют базис для понимания сложных финансовых механизмов и регуляторных процессов, которые будут рассмотрены далее.
Денежная система и её элементы
Представьте, что вы попадаете в прошлое, где каждый город имеет свою уникальную монету, а ценность товаров определяется не только весом золота, но и местом его чеканки. Именно для преодоления такой разрозненности и была создана денежная система — исторически сложившееся, а затем и законодательно закрепленное устройство денежного обращения внутри конкретного государства. Это не просто набор банкнот и монет; это сложный механизм, определяющий денежный знак, имеющий хождение, правила его эмиссии (выпуска), формы обращения (наличные, безналичные), а также регулирующий денежные отношения между всеми участниками экономической деятельности. Она является своего рода «скелетом», на котором держится вся финансовая архитектура страны, обеспечивая стабильность и предсказуемость экономических транзакций.
Таможенные преференции в системе права ЕАЭС: актуальное регулирование, ...
... комиссии (ЕЭК). До создания Таможенного союза и ЕАЭС в Российской Федерации действовала собственная Национальная система преференций (НСП РФ), основанная на принципах, заложенных еще в ... таможенно-тарифного регулирования, но и его критической значимостью для внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, особенно в контексте геополитической турбулентности и необходимости укрепления торговых ...
Понятие и структура банковской системы
Если денежная система — это «скелет», то банковская система — это «кровеносная система» экономики, совокупность различных видов взаимосвязанных банков и других кредитных учреждений, действующих в рамках единого финансово-кредитного механизма. Она традиционно включает центральный банк, выполняющий роль «сердца», регулирующего денежный поток, а также сеть коммерческих банков и других расчетно-кредитных организаций, которые, подобно капиллярам, доносят финансовые ресурсы до каждого уголка экономики. Цель такой системы — эффективное аккумулирование сбережений и их перераспределение в виде кредитов, обеспечивая тем самым экономический рост и развитие.
Денежно-кредитная политика: Цели и задачи
Национальные и наднациональные денежные власти не просто наблюдают за экономикой; они активно ею управляют. Денежно-кредитная (монетарная) политика — это макроэкономическая стратегия, комплекс мер, направленных на управление совокупным спросом через условия денежного рынка. Её основная цель — достижение ценовой и финансовой стабильности, а также содействие сбалансированному экономическому росту. По сути, это «дирижер» оркестра, который с помощью таких инструментов, как процентные ставки, регулирует «темп» экономики, стараясь достичь гармоничного сочетания низкой инфляции и стабильного выпуска продукции.
Банковский надзор и его значение
Представьте, что «кровеносная система» экономики работает без контроля. Любой сбой может привести к катастрофе. Именно для предотвращения подобных ситуаций существует банковский надзор. Это регулирование банковской деятельности в соответствии с законами, правилами и нормативами, устанавливаемыми центральным банком и другими уполномоченными органами. Цель надзора — поддержание стабильности всей банковской системы и, что не менее важно, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Он включает два основных метода: дистанционный надзор, основанный на анализе отчетности банков, и контактный надзор, предполагающий выездные проверки на местах.
Основы банковских нормативов: Достаточность капитала и ликвидность
Для обеспечения устойчивости банковского сектора регуляторы устанавливают строгие правила, выраженные в банковских нормативах. Среди них ключевую роль играют нормативы достаточности капитала и ликвидности.
Нормативы достаточности капитала — это требования к минимальному размеру капитала, который банки обязаны иметь в соответствии с требованиями регулятора. Обычно они выражаются как процентное соотношение собственных средств к активам, взвешенным с учетом риска. Их цель — не допустить чрезмерного размера заемных средств и, как следствие, риска неплатежеспособности банка в случае неожиданных потерь. Чем выше капитал относительно рискованных активов, тем более устойчив банк к шокам, что обеспечивает его способность функционировать даже в условиях неблагоприятных рыночных изменений.
Денежная система Франции в Еврозоне: институциональная эволюция, ...
... роль Банка Франции (BdF) Современная денежная система Франции характеризуется сложной двухуровневой структурой, где национальные институты (такие как Банк Франции и ACPR) тесно интегрированы в наднациональные рамки Евросистемы и Банковского союза. Место Банка Франции ...
Нормативы ликвидности — это требования, регулирующие способность банка своевременно и в полном объеме выполнять свои денежные и иные обязательства. Они определяются как соотношение между активами и пассивами с учетом сроков, сумм и типов. Ликвидность обеспечивает, чтобы у банка всегда было достаточно средств для покрытия обязательств по депозитам или выдачи кредитов. Отсутствие достаточной ликвидности может привести к панике вкладчиков и системному кризису, даже если банк в целом платежеспособен. Таким образом, эти нормативы выступают барьером против внезапных оттоков средств и обеспечивают доверие к финансовой системе.
Историческое развитие денежной и банковской системы Франции в контексте европейской интеграции
История банковской системы Франции — это увлекательное путешествие через века, отражающее как внутренние изменения в государственном устройстве, так и влияние глобальных экономических процессов, кульминацией которых стало вступление в Еврозону.
От биметаллизма к франку: Ранние этапы становления
В начале XIX века, когда Наполеон Бонапарт перекраивал карту Европы, Франция, как и многие другие страны, жила в эпоху биметаллизма. До середины XIX века в стране действовал этот стандарт, при котором золото и серебро использовались как законные средства платежа с фиксированным соотношением. Так, с 1803 года по знаменитому наполеоновскому закону, серебро и золото были привязаны друг к другу в соотношении 15,5:1. Французский монетный двор выдавал 200 франков за килограмм серебра и 3100 франков за килограмм золота, обеспечивая стабильность валюты, но в то же время подвергая её риску «плохих» денег, вытесняющих «хорошие» в соответствии с законом Грешема.
Однако ещё до этого, 7 апреля 1795 года, в огне Французской революции, родился франк — новая национальная валюта, заменившая собой ливр и внедрившая столь необходимую десятичную систему. Это был важный шаг к унификации денежного обращения и упрощению экономических расчетов в стране.
Роль Банка Франции: Создание, монополизация эмиссии и национализация
Вскоре после учреждения франка, в январе 1800 года, по личной инициативе Наполеона Бонапарта, был основан Банк Франции (Banque de France). Изначально это было частное акционерное общество, созданное для стабилизации финансовой системы после революционного хаоса и финансирования войн. Однако его роль быстро росла. Уже в 1803 году Банк Франции получил эксклюзивное право на денежную эмиссию в Париже, что стало первым шагом к централизации денежной власти. К 1848 году, после ряда политических потрясений и консолидации региональных банков, он стал единственным эмиссионным центром государства, закрепив за собой функцию национального центрального банка.
Роль Центрального банка в денежно-кредитной политике: комплексный ...
... денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России. Правовой основой деятельности Банка России является Федеральный закон от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке ... процентной ставки. Согласно кейнсианцам, изменение денежного обращения, например, через увеличение денежной массы, ведет к снижению процентных ставок. Более низкие процентные ставки, в ...
В 1873 году, в условиях мировых изменений и расширения международной торговли, Франция отказалась от биметаллизма и перешла на золотой монометаллизм, что означало привязку валюты исключительно к золотому запасу. Эта система просуществовала до первой половины XX века, пока мировые войны и Великая депрессия не подорвали её основы.
После Второй мировой войны, в 1945 году, в рамках масштабной государственной реформы, Банк Франции был национализирован. В этот же период волна национализации затронула и крупнейшие депозитные банки страны, что существенно усилило роль государства в управлении экономикой и финансовым сектором. С 1967 года для коммерческих банков были введены обязательные резервные требования, средства по которым размещались в Банке Франции, что стало ещё одним инструментом денежно-кредитного регулирования.
Путь к независимости и вступление в Еврозону
Конец XX века ознаменовался для Банка Франции новым витком развития — обретением независимости от государственного контроля в 1993 году. Этот шаг был не просто внутренней реформой, а частью стратегической подготовки к европейской интеграции и формированию единой Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ).
Идея заключалась в том, чтобы центральные банки стран-участниц были защищены от политического давления, что гарантировало бы ценовую стабильность как основную цель новой наднациональной структуры.
Кульминацией этого процесса стало вступление Франции в Еврозону. С 1 января 1999 года французский франк начал вытесняться евро по фиксированному курсу 6,55957 франков за 1 евро. Этот переход был постепенным, но необратимым: 17 февраля 2002 года французский франк полностью прекратил хождение, уступив место единой европейской валюте. Для Франции это означало потерю суверенитета в области денежно-кредитной политики, но взамен страна получила стабильность и преимущества участия в одном из крупнейших экономических блоков мира.
Управленческие полномочия Франции в Еврозоне
Несмотря на передачу монетарного суверенитета Европейскому центральному банку (ЕЦБ), Франция не утратила своего влияния на процессы, происходящие в Еврозоне. Ключевые управленческие полномочия страны реализуются через активное участие управляющего Банка Франции в Совете управляющих ЕЦБ. Этот Совет является основным директивным органом Евросистемы, ответственным за формулирование и принятие решений по единой денежно-кредитной политике для всей Еврозоны.
Банк Франции в этой новой конфигурации выступает как национальный ретранслятор ЕЦБ, обеспечивая выполнение его решений французскими банками. Это означает, что хотя Банк Франции и не определяет политику самостоятельно, он играет критически важную роль в её имплементации, взаимодействуя с местными финансовыми институтами, собирая и анализируя данные, а также обеспечивая операционное функционирование денежного рынка в соответствии с указаниями ЕЦБ. Таким образом, Франция остаётся значимым игроком в формировании и реализации финансовой стратегии Европейского союза.
Процентная ставка как инструмент денежно-кредитной политики: ...
... самым сдвигать кривую LM. Механизм трансмиссии Ключевой ставки Банка России: Каналы и лаги Ключевая ставка Банка России (ЦБ РФ), введенная в 2013 году и ставшая основным инструментом ДКП с ... 2015 года в рамках режима таргетирования инфляции (цель 4%), ...
Денежно-кредитная политика Франции в Еврозоне: Инструменты и стратегия ЕЦБ
Вступление в Еврозону кардинально изменило ландшафт денежно-кредитной политики Франции. Теперь эта политика не является прерогативой национального центрального банка, а формируется и реализуется на наднациональном уровне — Европейским центральным банком (ЕЦБ).
ЕЦБ как ключевой регулятор и его основная задача
Для Франции, как члена Еврозоны, это означает, что денежно-кредитная политика страны полностью интегрирована в единую стратегию Европейского центрального банка (ЕЦБ). Банк Франции, хоть и сохраняет важные функции, становится частью Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ) и Евросистемы, действуя как «национальный филиал» ЕЦБ и реализуя его директивы.
Центральное место в деятельности ЕЦБ занимает поддержание ценовой стабильности в еврозоне. Это его главная, юридически закрепленная задача. Для этого ЕЦБ установил четкий целевой показатель инфляции — 2% в среднесрочной перспективе. Этот целевой ориентир не означает постоянное стремление к 2%, а скорее подразумевает симметричное отклонение от него, позволяя инфляции быть как немного выше, так и немного ниже этого уровня. Такой подход обеспечивает необходимую гибкость в управлении экономикой.
Традиционные инструменты ЕЦБ: Процентные ставки и операции на открытом рынке
ЕЦБ использует целый арсенал инструментов для управления ликвидностью и поддержания ценовой стабильности. Среди них особо выделяются ключевые процентные ставки, которые являются краеугольным камнем его денежно-кредитной политики:
- Ставка по основным операциям рефинансирования (MRO): Это минимальная процентная ставка, по которой коммерческие банки могут заимствовать средства у ЕЦБ на еженедельной основе. Она является главным ориентиром для краткосрочных процентных ставок на межбанковском рынке.
- Ставка по маржинальным кредитам (Marginal Lending Facility): Эта ставка определяет стоимость однодневных кредитов, которые банки могут получить у ЕЦБ. Она служит верхней границей для однодневных процентных ставок на денежном рынке.
- Ставка по депозитам (Deposit Facility): Это процентная ставка, по которой банки могут размещать свои избыточные резервы в ЕЦБ «овернайт». Она устанавливает нижнюю границу для однодневных процентных ставок на денежном рынке.
Помимо процентных ставок, ЕЦБ активно использует операции на открытом рынке (Open Market Operations). Эти операции позволяют ЕЦБ покупать или продавать государственные облигации или другие ценные бумаги на денежном рынке. Путем этих операций ЕЦБ может вливать или изымать ликвидность из банковской системы, влияя на объем денежного предложения и, как следствие, на краткосрочные процентные ставки.
Нетрадиционные инструменты и текущие корректировки политики
В условиях экономических потрясений, особенно после мирового финансового кризиса 2008 года и пандемии COVID-19, ЕЦБ расширил свой инструментарий, включив в него нетрадиционные меры:
Денежно-кредитная политика Франции в Еврозоне (2015–2025): Институты, ...
... административный орган, интегрированный в структуру Банка Франции, созданный в 2010 году и получивший полномочия по урегулированию кризисов в 2013 году. Ключевые задачи ACPR (согласно статье L. 612 ... НЦБ, включая БФ, физически выпускают их в обращение. Фактически, Банк Франции утратил право устанавливать ставки, но приобрел ключевую роль в обеспечении бесперебойного функционирования трансмиссионного ...
- Постоянные механизмы (Standing Facilities): В дополнение к маржинальным кредитам и депозитным ставкам, они позволяют банкам размещать депозиты или получать кредиты «овернайт» по заранее определенным ставкам.
- Минимальные резервные требования (Minimum Reserve Requirements): Эти требования обязывают кредитные учреждения держать определенный процент своих обязательств (в настоящее время 1% для обязательств со сроком до двух лет) на счетах в ЕЦБ. Это обеспечивает стабильный спрос на резервы и способствует управлению ликвидностью.
- Целевые долгосрочные операции рефинансирования (TLTROs): Эти операции предоставляют банкам долгосрочное финансирование на очень выгодных условиях, но с одним важным условием: полученные средства должны быть направлены на кредитование нефинансовых корпораций и домохозяйств. Это стимулирует банковское кредитование реального сектора экономики.
- Программы покупки активов (APP и PEPP): В рамках этих программ ЕЦБ осуществлял масштабные покупки государственных и корпоративных облигаций, вливая огромные объемы ликвидности в экономику. Цель — снижение долгосрочных процентных ставок и стимулирование инвестиций. Реинвестиции по PEPP были прекращены в конце 2024 года, а по APP — в июле 2023 года, что свидетельствует о постепенной нормализации политики.
- Заявления о намерениях (Forward Guidance): ЕЦБ четко обозначает свои будущие шаги в денежно-кредитной политике в зависимости от развития экономики. Это помогает формировать рыночные ожидания и повышает эффективность передачи монетарных импульсов.
Текущая динамика процентных ставок:
В ответ на резкий рост инфляции в еврозоне, который наблюдался с 2021 года, ЕЦБ с середины 2022 года начал агрессивно повышать процентные ставки. Депозитная ставка была увеличена с -0,5% в июле 2022 года до пикового значения 4,00% к сентябрю 2023 года. Аналогично, ставка по основным операциям рефинансирования достигла пика в 4,50% к тому же сроку. Однако, после достижения пика инфляции и стабилизации экономической ситуации, с июня 2024 года ЕЦБ начал цикл снижения ключевых ставок. К июню 2025 года ЕЦБ совершил восемь последовательных снижений. По состоянию на 11 июня 2025 года депозитная ставка составляла 2,00%, ставка по основным операциям рефинансирования — 2,15%, а ставка по маржинальным кредитам — 2,40%. Эта динамика отражает стремление ЕЦБ балансировать между задачами борьбы с инфляцией и поддержания экономического роста. Разве не очевидно, что гибкость и адаптивность политики ЕЦБ являются ключевыми факторами в поддержании устойчивости всей европейской экономики?
Институциональная структура банковской системы Франции и её особенности
Французская банковская система, будучи одной из старейших и наиболее развитых в Европе, представляет собой сложную, но при этом четко структурированную и высокоэффективную конструкцию.
Социальный фонд России (СФР): Финансовые основы деятельности, ...
... и изменение структуры в 2023-2025 годах Финансовое здоровье любой социальной системы определяется устойчивостью её доходной базы. Социальный фонд России, объединивший в себе функции ПФР и ... СФР Консолидированный бюджет Социального фонда России формируется из нескольких ключевых источников, каждый из которых играет свою роль в обеспечении финансовой устойчивости и выполнении социальных обязательств. ...
Трёхуровневая модель банковской системы
Французская банковская система традиционно описывается как трёхуровневая модель, где каждый уровень выполняет свою уникальную роль и имеет свои специфические функции:
- Первый уровень: Банк Франции (Banque de France). На вершине пирамиды находится центральный банк страны. Как уже обсуждалось, он является неотъемлемой частью Евросистемы, реализуя денежно-кредитную политику Европейского центрального банка. Помимо этого, Банк Франции выполняет функции по надзору за платежными системами, обеспечению финансовой стабильности и предоставлению услуг банкам и предприятиям на национальном уровне.
- Второй уровень: Коммерческие банки, финансовые компании и филиалы зарубежных банков. Это самый многочисленный и разнообразный уровень, включающий в себя крупные универсальные банки, специализирующиеся на широком спектре услуг от розничного до инвестиционного банкинга, а также более узкоспециализированные финансовые компании (например, лизинговые, факторинговые) и представительства иностранных банков. Эти институты осуществляют основные операции по привлечению депозитов, выдаче кредитов, проведению расчетов и предоставлению инвестиционных услуг. По состоянию на январь 2023 года, во Франции функционировало 326 банков.
- Третий уровень: Кооперативные банки и сберегательные кассы. Этот уровень представлен институтами, исторически ориентированными на обслуживание конкретных групп населения или секторов экономики. Кооперативные банки, такие как Crédit Mutuel или Crédit Agricole (хотя последний и вырос до глобального гиганта), управляются своими членами и часто фокусируются на финансировании сельского хозяйства, малого и среднего бизнеса. Сберегательные кассы традиционно собирают сбережения населения. Их особенность заключается в более тесной связи с местными сообществами и социальной направленности.
Доминирующие игроки и их системное значение
Несмотря на наличие 326 банков, рынок банковских услуг во Франции отличается высокой степенью концентрации. Шесть крупнейших французских банковских групп доминируют на рынке, на их долю приходилось более 90% банковских активов страны в 2023 году. Среди этих гигантов выделяются:
- BNP Paribas
- Crédit Agricole
- Société Générale
- Groupe BPCE (включает Banque Populaire и Caisse d’Épargne)
- Crédit Mutuel Group
- La Banque Postale
Примечательно, что все эти шесть групп входят в число глобально системно значимых банков (G-SIBs). Этот статус присваивается Советом по финансовой стабильности (FSB) и Базельским комитетом по банковскому надзору (BCBS) тем финансовым учреждениям, крах которых может иметь серьезные негативные последствия для мировой финансовой системы.
Лондонский и Парижский клубы кредиторов: история, механизмы, ...
... связанных с суверенным долгом. Инициатором выступила Франция, предложив свой капитал как место для переговоров. Первое заседание ... затем и Российской Федерации. Мы рассмотрим, как Россия взаимодействовала с этими клубами, какие соглашения были ... проблемами обслуживания и погашения своих обязательств перед частными банками. Предметом переговоров являются долги, не покрытые государственными ...
Критерии определения глобально системно значимых банков (G-SIBs)
Определение G-SIB не является произвольным; оно основано на строгой методологии, включающей оценку по пяти ключевым категориям. Каждая категория имеет равный вес в 20% при расчете общего балла системной значимости:
- Размер (Size): Отражает общие активы банка. Чем больше банк, тем больше его потенциальное влияние на финансовую стабильность.
- Взаимосвязанность (Interconnectedness): Оценивает связи банка с другими финансовыми институтами через межбанковское кредитование, деривативы и другие операции. Высокая взаимосвязанность означает, что проблемы одного банка могут быстро распространиться на всю систему.
- Сложность (Complexity): Учитывает организационную структуру банка, разнообразие его бизнес-моделей, использование сложных финансовых инструментов и географическую распространенность. Сложные банки труднее ликвидировать без ущерба для системы.
- Взаимозаменяемость (Substitutability): Характеризует степень, в которой услуги, предоставляемые банком, могут быть легко заменены другими участниками рынка. Если банк предоставляет уникальные или доминирующие услуги, его крах будет более разрушительным.
- Трансграничная деятельность (Cross-jurisdictional activity): Измеряет объем операций банка, проводимых через границы разных юрисдикций. Чем больше банк ведёт международную деятельность, тем шире его потенциальное влияние на глобальную финансовую систему.
Показатели капитализации и ликвидности французских банков
Французские банки традиционно демонстрируют высокие показатели финансовой устойчивости. Средний коэффициент капитала первого уровня (CET1), ключевой показатель достаточности капитала, составлял впечатляющие 15,6% в 2024 году, что значительно выше минимальных регуляторных требований. Это свидетельствует о прочном капитальном буфере, способном поглощать потенциальные убытки.
Аналогично, коэффициент покрытия ликвидности (LCR), который измеряет способность банка покрывать свои краткосрочные обязательства высоколиквидными активами, составлял около 147% в сентябре 2024 года. Этот показатель также существенно превышает регуляторный порог в 100%, что указывает на высокую способность французских банков справляться с краткосрочными оттоками ликвидности и поддерживать оперативную платежеспособность.
Развитие финтеха и цифровизация банковских услуг
Финансовый сектор Франции не только стабилен, но и динамично развивается, активно участвуя в инвестиционно-банковской деятельности и развитии финтеха. Рынок финансовых технологий во Франции демонстрирует значительный рост, с прогнозируемым среднегодовым темпом роста (CAGR) в 10,6% с 2023 по 2033 год.
Французские банки активно внедряют финтех-инновации, что привело к значительному увеличению числа пользователей цифрового банкинга: с 8 миллионов в 2018 году до 25 миллионов в 2022 году. Это указывает на быстрое принятие цифровых решений населением и бизнесом. Ключевыми областями роста в финтехе являются:
Кредитные отношения в современной экономике России: комплексный ...
... кредит, обладая покупательной силой, являются богатством, а банки — не просто хранилища, а «фабрики кредита», которые создают капитал. Йозеф Шумпетер подчеркивал роль кредита как инструмента, ... работы будут последовательно рассмотрены теоретические основы кредита, его историческая эволюция в России, текущее состояние и ключевые тенденции кредитного рынка, воздействие макроэкономических и ...
- Мобильные платежи: Примеры, такие как Lydia, демонстрируют популярность удобных и быстрых мобильных платежных решений.
- Корпоративный банкинг: Компании, как Qonto, предлагают инновационные решения для малого и среднего бизнеса, упрощая управление финансами.
- Медицинское страхование: Финтех-компании, например Alan, используют технологии для оптимизации и улучшения услуг в сфере страхования здоровья.
- Искусственный интеллект и квантовые вычисления: Эти передовые технологии применяются для анализа данных, управления рисками и повышения эффективности операций.
- Электронная коммерция и программное обеспечение как услуга (SaaS): Инновационные решения в этих областях способствуют развитию онлайн-торговли и предоставлению банковских услуг через облачные платформы.
Таким образом, институциональная структура французской банковской системы сочетает в себе традиционную надежность крупных игроков с активным внедрением инноваций, обеспечивая как стабильность, так и динамичное развитие сектора.
Банковский надзор во Франции: Роль Банка Франции и ACPR в обеспечении финансовой стабильности
Для любой развитой экономики эффективный банковский надзор является краеугольным камнем финансовой стабильности. Во Франции эта система отличается многоуровневым подходом и тесным сотрудничеством между различными ведомствами, где ключевую роль играют Банк Франции и специализированный орган — ACPR.
Институциональная основа надзора
Банковский надзор во Франции осуществляется целым рядом органов, что обеспечивает комплексный и многосторонний контроль за финансовым сектором. В эту систему входят:
- Министерство экономики, финансов и промышленного и цифрового суверенитета Франции: Определяет общую стратегию финансовой политики и участвует в разработке законодательной базы.
- Банк Франции (Banque de France): Помимо выполнения функций центрального банка и участия в денежно-кредитной политике Еврозоны, играет важную роль в обеспечении финансовой стабильности и системном надзоре.
- Autorité de Contrôle Prudentiel et de Résolution (ACPR): Этот орган является центральным элементом системы пруденциального надзора и урегулирования кризисов.
Примечательно, что ACPR является административным органом, интегрированным в Банк Франции. Такая интеграция обеспечивает тесную координацию между монетарной политикой и пруденциальным надзором, позволяя оперативно реагировать на возникающие риски.
Autorité de Contrôle Prudentiel et de Résolution (ACPR): Функции и задачи
ACPR выполняет ряд критически важных миссий, которые можно разделить на несколько ключевых направлений:
- Обеспечение финансовой стабильности: Это главная миссия ACPR, которая реализуется через пруденциальный надзор за банками, страховыми компаниями и другими финансовыми учреждениями. Цель — гарантировать, что эти институты имеют достаточный капитал и ликвидность, чтобы выдерживать экономические шоки.
- Защита интересов клиентов банковского и страхового секторов: ACPR следит за тем, чтобы финансовые учреждения действовали добросовестно, соблюдали права потребителей и предоставляли прозрачную информацию о своих продуктах и услугах. В случае недобросовестной практики ACPR может применять меры воздействия.
- Борьба с отмыванием денег и финансированием терроризма (AML/CFT): ACPR активно участвует в реализации национальных и международных стандартов по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма, контролируя соблюдение финансовыми учреждениями соответствующих правил и процедур.
ACPR не только осуществляет надзор, но и устанавливает правила и нормы для финансовых учреждений, банков, страховых компаний и платежных предприятий. Более того, он выдает разрешения новым участникам рынка, включая динамично развивающиеся финтех-компании, обеспечивая их соответствие регуляторным требованиям ещё до выхода на рынок.
Роль Банка Франции в обеспечении стабильности
Банк Франции, как ключевой институт, активно сотрудничает с Высшим советом по финансовой стабильности (HCSF). Этот совет является макропруденциальным органом, который анализирует функционирование финансового сектора для выявления системных уязвимостей и рисков. Банк Франции предоставляет HCSF экспертную аналитику и данные, необходимые для принятия решений по макропруденциальной политике, направленной на предотвращение системных кризисов.
Помимо этого, Банк Франции напрямую отвечает за надзор за платежными системами и инфраструктурами финансового рынка Франции. Это включает в себя обеспечение безопасности и эффективности функционирования безналичных платежных инструментов (таких как банковские карты, электронные переводы) и систем расчетов (например, системы валовых расчетов в реальном времени), что является критически важным для бесперебойной работы экономики.
Инновации в надзоре: Системное стресс-тестирование
Система банковского надзора во Франции постоянно развивается, адаптируясь к новым вызовам. В октябре 2025 года Банк Франции, ACPR и Autorité des Marchés Financiers (AMF) совместно запустили первое системное стресс-тестирование, направленное на изучение взаимосвязей в финансовой системе.
Это стресс-тестирование представляет собой значительный шаг вперед, поскольку оно фокусируется не только на устойчивости отдельных институтов, но и на том, как шоки могут распространяться через сеть взаимосвязей между банками, страховыми компаниями и инвестиционными фондами. Подобный комплексный подход позволяет выявлять скрытые уязвимости и разрабатывать более эффективные меры по предотвращению системных кризисов, укрепляя общую финансовую стабильность.
Сравнительный анализ банковских систем России и Франции: Опыт и перспективы заимствования
Сравнительный анализ банковских систем России и Франции представляет собой увлекательное поле для исследования, особенно с точки зрения поиска релевантного опыта и возможностей для совершенствования. Несмотря на различия в масштабах экономик и геополитическом положении, между двумя странами существуют точки соприкосновения, которые делают французский опыт особенно ценным.
Сходства и различия в правовых основах
Одним из ключевых факторов, делающих изучение французского опыта актуальным для России, является принадлежность законодательства Франции к романо-германской правовой семье. Эта система, основанная на кодифицированном праве и развитой системе законодательных актов, наиболее близка к российской правовой системе. Такое сходство облегчает процесс анализа и потенциального заимствования отдельных элементов регулирования и надзора. Например, опыт Франции в кодификации норм финансового права может быть полезен для России в контексте структурирования будущего Денежно-финансового кодекса. Однако, стоит отметить, что конкретные обсуждения или предложения в России по созданию всеобъемлющего «Денежно-финансового кодекса», напрямую основанные на опыте французской кодификации, пока не получили широкого освещения в публичных источниках. Это скорее потенциальное направление для дальнейших исследований и реформ.
Тем не менее, важно признать и существенные различия. Французская банковская система функционирует в рамках единого европейского правового и регуляторного поля, подчиняясь директивам ЕС и нормам ЕЦБ, тогда как российская система оперирует в условиях национального суверенитета в сфере денежно-кредитной политики.
Взаимодействие с международными регуляторами: Роль Базельского комитета
И Россия, и Франция активно взаимодействуют с международными финансовыми организациями, в частности с Базельским комитетом по банковскому надзору (BCBS). Банк России является членом этого комитета, включающего центральные банки и органы финансового регулирования из 28 юрисдикций (всего 45 стран).
Это означает, что обе страны стремятся соответствовать международным стандартам в области банковского регулирования и надзора.
Банк России активно изучает и применяет рекомендации Базельского комитета, что подтверждается внедрением таких нормативных документов, как:
- Положение Банка России от 04.07.2018 № 646-П «О методике определения величины собственных средств (капитала) кредитных организаций («Базель III»)». Этот документ напрямую имплементирует международные стандарты по достаточности капитала.
- Указание Банка России от 11.03.2015 № 3624-У «О требованиях к системе управления рисками и капиталом кредитной организации и банковской группы». Оно также отражает принципы, разработанные Базельским комитетом.
Кроме того, Банк России регулярно рассылает неофициальные переводы рекомендаций BCBS, такие как «Система внутреннего контроля в банках: основы организации» (1998 г.) и «Принципы надлежащего управления операционным риском» (2011 г.), для использования в работе кредитных организаций. Это демонстрирует системный подход к адаптации международного опыта.
Функции центральных банков: Банк Франции и Банк России
Сравнительная характеристика функций центральных банков двух стран выявляет как сходства, так и существенные различия:
- Банк Франции играет ключевую роль в экономике страны, но в рамках Еврозоны. Он участвует в подготовке и реализации единой денежно-кредитной политики ЕЦБ, обеспечивая циркуляцию денег, контролируя платежные системы и сохраняя финансовую стабильность на национальном уровне. На национальном уровне Банк Франции осуществляет надзор за кредитными учреждениями, предоставляет услуги банкам и предприятиям, анализирует финансовое состояние компаний и способствует защите физических лиц в финансовой сфере.
- Банк России (ЦБ РФ) является мегарегулятором на всей территории Российской Федерации. Он самостоятельно формирует и реализует денежно-кредитную политику, осуществляет эмиссию рубля, регулирует и надзирает за деятельностью всех финансовых институтов (банки, страховые компании, фондовые рынки), управляет золотовалютными резервами и обеспечивает стабильность платежной системы. Его независимость и широкий круг полномочий схожи с функциями ЕЦБ, но на национальном уровне.
Перспективные направления развития банковского надзора в России
Банк России, осознавая общемировую тенденцию увеличения рисков нестабильности финансового рынка, активно стремится к развитию банковского надзора, постоянно изучая зарубежный опыт. Среди перспективных направлений развития выделяются:
- Риск-ориентированное регулирование для проектов технологического суверенитета и структурной адаптации экономики: Это подразумевает более гибкий подход к регулированию, учитывающий специфику проектов, направленных на развитие отечественных ��ехнологий и перестройку экономики.
- Повышение качества капитала банков: Продолжается работа по укреплению капитальной базы банков, ужесточению требований к её составу и устойчивости.
- Снижение рисков ликвидности, процентного, рыночного и валютного рисков: Разрабатываются и внедряются новые инструменты и методики для более эффективного управления этими ключевыми банковскими рисками.
- Развитие финтех-инфраструктуры, включая объединение платежей, обмена данными и удаленной идентификации в единое цифровое пространство: Банк России активно работает над созданием инновационной финансовой инфраструктуры, которая будет способствовать развитию цифровых сервисов и повышению доступности финансовых услуг, что схоже с развитием финтеха во Франции. По состоянию на конец 2024 года, Банк России анонсировал создание единой цифровой инфраструктуры финансового рынка в 2025 году.
Ограничения для заимствования опыта
Несмотря на очевидные преимущества изучения французского опыта, прямое и безусловное заимствование не всегда возможно и целесообразно. Существуют ограничения, обусловленные рядом факторов:
- Различия в масштабах экономик и уровне интеграции: Французская экономика является частью единого рынка ЕС с высоким уровнем интеграции, тогда как Россия — самостоятельный экономический блок. Это влияет на макроэкономические условия и возможности регулирования.
- Геополитическая ситуация: Современная геополитическая обстановка накладывает свой отпечаток на финансовую систему России, требуя адаптации и применения специфических мер, которые могут отличаться от европейских.
- Специфика национального законодательства и правоприменительной практики: Несмотря на схожесть правовых семей, существуют глубокие различия в деталях законодательства, корпоративном управлении и культурных особенностях, которые влияют на эффективность тех или иных регуляторных решений.
Таким образом, французский опыт служит ценным ориентиром, но его применение в России требует тщательной адаптации и учета национальной специфики.
Практический расчет и интерпретация основных банковских нормативов в соответствии с Инструкцией Банка России
Одной из ключевых задач банковского надзора является контроль за соблюдением банками обязательных нормативов. В Российской Федерации эти нормативы регламентируются Банком России. Понимание их расчета и интерпретации жизненно важно для оценки финансовой устойчивости кредитных организаций.
Обзор нормативной базы: Инструкция Банка России № 199-И (и № 220-И)
На текущую дату (09.10.2025), в Российской Федерации основным документом, регулирующим обязательные нормативы банков с универсальной лицензией, является Инструкция Банка России от 29 ноября 2019 года № 199-И «Об обязательных нормативах и надбавках к нормативам достаточности капитала банков с универсальной лицензией» (с изменениями на 6 июня 2023 года).
Однако важно отметить, что эта Инструкция утрачивает силу 18 августа 2025 года и будет заменена новой Инструкцией Банка России № 220-И. Это свидетельствует о постоянной работе регулятора по совершенствованию нормативной базы в соответствии с международными стандартами и меняющимися экономическими условиями. Для целей данного анализа мы будем использовать положения Инструкции № 199-И как основу для расчетов, поскольку она действовала до недавнего времени и является репрезентативной для иллюстрации принципов.
Нормативы достаточности капитала (Н1.1, Н1.2, Н1.0)
Эти нормативы являются фундаментальными для оценки способности банка покрывать риски за счет собственных средств. Они рассчитываются по общей формуле:
Н1.i = (Ki / РАi) × 100%
Где:
- Н1.1 — норматив достаточности базового капитала банка.
- Минимально допустимое значение: 4,5%.
- Ki для Н1.1: величина базового капитала банка.
- Н1.2 — норматив достаточности основного капитала банка.
- Минимально допустимое значение: 6%.
- Ki для Н1.2: величина основного капитала банка.
- Н1.0 — норматив достаточности собственных средств (капитала) банка.
- Минимально допустимое значение: 8%.
- Ki для Н1.0: величина собственных средств (капитала) банка.
Величины капитала (Ki) определяются в соответствии с Положением Банка России № 646-П «О методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций («Базель III»)».
РАi — активы, взвешенные по риску. Это не просто сумма всех активов банка, а их величина, скорректированная на присущие им риски (кредитный, операционный и рыночный).
Активы взвешиваются по риску с использованием специальных коэффициентов, детализируемых в Инструкции № 199-И с использованием кодов балансовых счетов. Например, государственные облигации могут иметь нулевой коэффициент риска, а высокорисковые кредиты — 100% или более.
Пример расчета Н1.0:
Предположим, у банка «Примерный» собственные средства (капитал) составляют 1 000 млн руб., а активы, взвешенные по риску (с учетом кредитного, операционного и рыночного рисков), равны 10 000 млн руб.
Н1.0 = (1 000 млн руб. / 10 000 млн руб.) × 100% = 10%
Поскольку 10% > 8%, норматив Н1.0 соблюдается.
Норматив финансового рычага (Н1.4)
Этот норматив был введен для ограничения чрезмерного использования заемных средств банками, предоставляя дополнительный, не зависящий от взвешивания по риску, взгляд на капитализацию. Он ограничивает отношение основного капитала банка к величине активов без учета рисков.
Н1.4 = (К2 / АРфр) × 100%
Где:
- К2 — величина основного капитала банка, определяемая по методике, предусмотренной Положением Банка России № 646-П.
- АРфр — сумма балансовых активов, взвешенных по уровню кредитного риска 100 процентов, кредитного риска по условным обязательствам кредитного характера, кредитного риска по операциям с ПФИ (производными финансовыми инструментами) и кредитного риска по сделкам кредитования ценными бумагами. Этот показатель детализируется в Инструкции № 199-И с использованием кодов балансовых счетов.
Минимально допустимое значение норматива Н1.4 устанавливается в размере 3%.
Пример расчета Н1.4:
Если основной капитал банка «Примерный» составляет 700 млн руб., а сумма активов, используемых для расчета финансового рычага (АРфр), равна 20 000 млн руб.
Н1.4 = (700 млн руб. / 20 000 млн руб.) × 100% = 3,5%
Поскольку 3,5% > 3%, норматив Н1.4 соблюдается.
Нормативы ликвидности: Н2 (мгновенная), Н3 (текущая), Н4 (долгосрочная)
Эти нормативы обеспечивают способность банка своевременно выполнять свои обязательства в различных временных горизонтах.
- Норматив мгновенной ликвидности (Н2):
Регулирует риск потери ликвидности в течение одного операционного дня.
Н2 = (ЛАм / ОВм) × 100%
Где:- ЛАм — высоколиквидные активы, которые могут быть немедленно конвертированы в денежные средства без существенных потерь. Включают остатки денежных средств в кассе, на корреспондентских счетах в Банке России, в других банках, вложения в высоколиквидные ценные бумаги и т.д., определяемые по соответствующим кодам Инструкции № 199-И.
- ОВм — обязательства банка по счетам до востребования, которые могут быть предъявлены к оплате в любой момент. Включают средства физических и юридических лиц до востребования, определяемые с учетом минимальных совокупных остатков по соответствующим счетам, как это детализировано в Инструкции № 199-И.
Минимально допустимое значение норматива Н2 устанавливается в размере 15%.
Пример расчета Н2:
Предположим, высоколиквидные активы (ЛАм) банка «Примерный» составляют 150 млн руб., а обязательства до востребования (ОВм) — 800 млн руб.
Н2 = (150 млн руб. / 800 млн руб.) × 100% = 18,75%
Поскольку 18,75% > 15%, норматив Н2 соблюдается.
- Норматив текущей ликвидности (Н3):
Регулирует риск потери ликвидности в течение ближайших 30 календарных дней.
Н3 = (ЛАт / ОВт) × 100%
Где:- ЛАт — ликвидные активы банка со сроком исполнения до 30 календарных дней. Включают средства на счетах, подлежащие поступлению в течение 30 дней, вложения в ценные бумаги с оставшимся сроком до погашения 30 дней и т.д., определяемые по соответствующим кодам Инструкции № 199-И.
- ОВт — обязательства банка со сроком исполнения до 30 календарных дней. Включают средства клиентов со сроком до 30 дней, выпущенные банком векселя и облигации с оставшимся сроком до погашения до 30 дней, и т.д., определяемые по соответствующим кодам Инструкции № 199-И.
Минимально допустимое значение норматива Н3 устанавливается в размере 50%.
Пример расчета Н3:
Если ликвидные активы со сроком до 30 дней (ЛАт) составляют 1 500 млн руб., а обязательства со сроком до 30 дней (ОВт) — 2 500 млн руб.
Н3 = (1 500 млн руб. / 2 500 млн руб.) × 100% = 60%
Поскольку 60% > 50%, норматив Н3 соблюдается.
- Норматив долгосрочной ликвидности (Н4):
Регулирует риск потери ликвидности в течение ближайших 365 календарных дней. Этот норматив ограничивает размещение долгосрочных активов за счет краткосрочных обязательств.
Н4 = КРД / (СС + ОД) × 100%
Где:- КРД — сумма кредитов, предоставленных банком на срок свыше одного года, определяемая по соответствующим кодам Инструкции № 199-И.
- СС — собственные средства банка (капитал).
- ОД — обязательства банка по привлеченным средствам (депозитам и другим обязательствам), а также по выпущенным ценным бумагам со сроком погашения свыше одного года, определяемые по соответствующим кодам Инструкции № 199-И.
Максимально допустимое значение норматива Н4 устанавливается в размере 120%.
Пример расчета Н4:
Предположим, долгосрочные кредиты (КРД) банка «Примерный» составляют 3 000 млн руб. Собственные средства (СС) — 1 000 млн руб., а долгосрочные обязательства (ОД) — 2 000 млн руб.
Н4 = 3 000 млн руб. / (1 000 млн руб. + 2 000 млн руб.) × 100% = 3 000 млн руб. / 3 000 млн руб. × 100% = 100%
Поскольку 100% < 120%, норматив Н4 соблюдается.
Интерпретация результатов расчета нормативов
Каждый из рассмотренных нормативов является своего рода индикатором «здоровья» банка, и их значения имеют прямое значение для регулятора и аналитиков:
- Превышение минимальных значений нормативов достаточности капитала (Н1.1, Н1.2, Н1.0) и финансового рычага (Н1.4) указывает на высокий уровень финансовой устойчивости банка и его способность поглощать потенциальные убытки. Это означает, что у банка достаточно собственных средств для защиты от непредвиденных потерь, что важно для поддержания доверия вкладчиков и инвесторов.
- Соблюдение нормативов ликвидности (Н2, Н3) свидетельствует о способности банка своевременно выполнять свои краткосрочные обязательства. Это критично для операционной деятельности и предотвращения «набегов» вкладчиков. В свою очередь, Н4 ограничивает чрезмерное вложение долгосрочных активов за счет краткосрочных пассивов, обеспечивая сбалансированность структуры баланса и предотвращая «трансформацию сроков», которая может привести к кризисам ликвидности.
- Отклонение от установленных нормативов является серьезным сигналом о повышенных рисках и служит основанием для применения Банком России мер надзорного реагирования. Эти меры могут варьироваться от направления предписаний и рекомендаций до введения временной администрации или отзыва лицензии, в зависимости от степени и характера нарушений.
Таким образом, расчет и постоянный мониторинг этих нормативов являются краеугольным камнем эффективного банковского надзора, обеспечивая стабильность как отдельных кредитных организаций, так и финансовой системы в целом. Более детально о принципах банковского надзора можно узнать в разделе Банковский надзор во Франции.
Заключение
Исследование банковской системы Франции, её эволюции, механизмов денежно-кредитной политики и системы надзора, а также сравнительный анализ с российской практикой, позволяет сделать ряд важных выводов. Мы проследили путь от биметаллизма и национализации Банка Франции до его интеграции в Евросистему, где он выступает ключевым звеном в реализации единой денежно-кредитной политики Европейского центрального банка. Выяснилось, что членство в Еврозоне существенно трансформировало подходы к монетарному регулированию, передав основной инструментарий (ключевые процентные ставки, операции на открытом рынке, программы покупки активов) в ведение ЕЦБ, который, как мы видели, оперативно реагирует на макроэкономические вызовы, корректируя ставки в ответ на инфляционное давление.
Институциональная структура французской банковской системы демонстрирует сочетание традиционной трёхуровневой модели с доминирующими глобально системно значимыми банками и активным внедрением финтех-инноваций. Это подчеркивает способность французского сектора адаптироваться и развиваться, сохраняя при этом высокие показатели капитализации и ликвидности. Система банковского надзора, возглавляемая ACPR и Банком Франции, отличается комплексностью и проактивностью, о чем свидетельствует запуск системного стресс-тестирования в октябре 2025 года.
Сравнительный анализ с российской банковской системой выявил ценность французского опыта, обусловленную близостью правовых систем (романо-германская правовая семья) и активным участием Банка России в имплементации международных стандартов Базельского комитета. Россия активно развивает риск-ориентированный надзор и финтех-инфраструктуру, что находит параллели во французской практике. Однако существуют и ограничения для прямого заимствования, связанные с различиями в масштабах экономик, геополитическим контекстом и национальной спецификой.
Практическое применение знаний через расчет и интерпретацию ключевых банковских нормативов (достаточности капитала Н1.0, Н1.1, Н1.2; финансового рычага Н1.4; ликвидности Н2, Н3, Н4) в соответствии с Инструкцией Банка России № 199-И (и предстоящим переходом на № 220-И) продемонстрировало их критическую важность для оценки устойчивости и соблюдения регуляторных требований. Эти нормативы служат индикаторами здоровья банка и основой для надзорного реагирования.
В заключение, банковская система Франции представляет собой пример зрелого, адаптирующегося и устойчивого финансового механизма, интегрированного в крупнейший экономический союз. Её опыт, особенно в части регулирования, надзора и внедрения инноваций, предлагает ценные уроки для других стран, включая Россию, при условии тщательной адаптации и учета национальной специфики. Дальнейшие исследования могли бы сосредоточиться на более глубоком анализе воздействия климатических рисков на финансовую стабильность во Франции и России, а также на детальном изучении механизмов трансграничного банковского регулирования в условиях текущих геополитических вызовов.
Список использованной литературы
- Инструкция Банка России от 16.01.2004 № 110-И «Об обязательных нормативах банков». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Андреев Н. А. Развитие банковской системы Франции. // Банковские технологии. 2007. №3. С. 27.
- Ендовицкий Д.А., Бочаров И.В. Анализ и оценка кредитоспособности заемщика. Москва: КНОРУС, 2008. 264 с.
- Жуков Е. Ф. Денежные системы отдельных стран. // Банковское дело. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 600 с.
- Лысенков, Ю.М. Денежно-кредитные системы зарубежных стран: учебное пособие. Москва: Внешняя торговля, 2005. 118 с.
- Инструкция Банка России от 29.11.2019 N 199-И (ред. от 06.06.2023) «Об обязательных нормативах и надбавках к нормативам достаточности капитала банков с универсальной лицензией». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Financial stability. Banque de France. URL: https://www.banque-france.fr/en/financial-stability (дата обращения: 09.10.2025).
- Сравнительный анализ организационно-правовых основ банковского надзора во Франции, Италии и России. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-organizatsionno-pravovyh-osnov-bankovskogo-nadzora-vo-frantsii-italii-i-rossii (дата обращения: 09.10.2025).
- Что такое Денежная система? URL: https://neftegaz.ru/tech_library/finansy/141437-denezhnaya-sistema/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Тема 5. Денежная система, ее типы — Деньги, кредит, банки. URL: https://www.economicus.ru/student/dengikreditbanki/thema5/2 (дата обращения: 09.10.2025).
- Banque de France: The Central Pillar of French Financial Stability. URL: https://fastercapital.com/content/Banque-de-France—The-Central-Pillar-of-French-Financial-Stability.htm (дата обращения: 09.10.2025).
- Autorité de Contrôle Prudentiel et de Résolution (ACPR) — IDnow. URL: https://idnow.io/fr/autorite-de-controle-prudentiel-et-de-resolution-acpr-quest-ce-que-cest/ (дата обращения: 09.10.2025).
- What are the ECB’s monetary policy instruments? — Banco de España. URL: https://www.bde.es/f/webbde/SES/Secciones/Publicaciones/InformesBoletinesRevistas/NotasEstabilidad/2021/oct/files/ne_2021_10_cap1.pdf (дата обращения: 09.10.2025).
- Financial statements of the ECB for 2024 — European Central Bank. URL: https://www.ecb.europa.eu/press/pr/date/2025/html/ecb.pr250220~6222b40348.en.html (дата обращения: 09.10.2025).
- 3-minute guide to financial stability. Banque de France. URL: https://www.banque-france.fr/en/financial-stability/3-minute-guide-financial-stability (дата обращения: 09.10.2025).
- Глава 2. Нормативы достаточности капитала банка, рассчитанные в соответствии со стандартным подходом — Документы системы ГАРАНТ. URL: https://base.garant.ru/73400262/53f89421bbdaf71fc3e5971488c9f5ed/ (дата обращения: 09.10.2025).
- ECB monetary policy | De Nederlandsche Bank. URL: https://www.dnb.nl/en/about-dnb/our-tasks/monetary-policy/ecb-monetary-policy/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Autorité de contrôle prudentiel et de résolution — Wikipedia. URL: https://fr.wikipedia.org/wiki/Autorit%C3%A9_de_contr%C3%B4le_prudentiel_et_de_r%C3%A9solution (дата обращения: 09.10.2025).
- СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЦЕНТРАЛЬНЫХ БАНКОВ РОССИИ И ФРАНЦИИ. URL: https://www.scienceforum.ru/2016/article/2016016182 (дата обращения: 09.10.2025).
- Autorité de Contrôle Prudentiel et de Résolution (ACPR) : Quel est son rôle — Kanta. URL: https://kanta-services.io/blog/acpr-autorite-de-controle-prudentiel-et-de-resolution-quel-est-son-role/ (дата обращения: 09.10.2025).
- The Autorité de contrôle prudentiel et de résolution – ACPR. URL: https://acpr.banque-france.fr/en (дата обращения: 09.10.2025).
- The Banque de France, the ACPR and the AMF launch a first system-wide stress test on interconnections within the financial system. URL: https://www.banque-france.fr/en/press/press-releases/banque-de-france-acpr-and-amf-launch-first-system-wide-stress-test-interconnections-within-financial-system (дата обращения: 09.10.2025).
- Financial stability report — December 2024. Banque de France. URL: https://www.banque-france.fr/en/publications-and-statistics/publications/financial-stability-review/financial-stability-report-december-2024 (дата обращения: 09.10.2025).
- The French financial sector confronting the 2024 pivot: between normalisation and preparation for the “new world”. Banque de France. URL: https://www.banque-france.fr/en/interventions/french-financial-sector-confronting-2024-pivot-between-normalisation-and-preparation-new-world (дата обращения: 09.10.2025).
- France — European Banking Federation. URL: https://www.ebf.eu/eu-banking-supervision/national-banking-sectors/france/ (дата обращения: 09.10.2025).
- История денежных единиц Франции (французский франк и евро).
URL: https://monetnik.ru/blog/istoria-franka/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Финансово-правовое регулирование банковской деятельности — опыт России и Франции — DsLib.net. URL: https://www.dslib.net/finansy/finansovo-pravovoe-regulirovanie-bankovskoj-dejatelnosti-opyt-rossii-i.html (дата обращения: 09.10.2025).
- Тема 12. Банковская система, ее элементы. Виды банков. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-organizatsii-frantsuzskoy-bankovskoy-sistemy-vo-vtoroy-polovine-xix-veka (дата обращения: 09.10.2025).
- Обязательные нормативы ликвидности. URL: https://www.orioncom.ru/analytics/articles/mandatory-liquidity-ratios/ (дата обращения: 09.10.2025).
- 3. Нормативы ликвидности банка — КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16428/8d77a28e3703ee56c1a847f9f74358826d95fc44/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Норматив достаточности капитала — Банки.ру. URL: https://www.banki.ru/wikibank/normativ_dostatochnosti_kapitala/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Нормативы достаточности собственных средств (капитала).
URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_295960/c8502d9972323a67d02447938363653198f1f77d/ (дата обращения: 09.10.2025).
- НОРМАТИВЫ ЛИКВИДНОСТИ — что это простыми словами. URL: https://www.finuslugi.ru/glossary/normativy-likvidnosti (дата обращения: 09.10.2025).
- Инструкция ЦБ РФ от 06.12.2017 N 183-И — Редакция от 15.11.2023 — Контур.Норматив. URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=356072 (дата обращения: 09.10.2025).
- Our monetary policy instruments and the strategy review — European Central Bank. URL: https://www.ecb.europa.eu/ecb/educational/hicp/html/index.en.html (дата обращения: 09.10.2025).
- Международное сотрудничество — Банк России. URL: https://www.cbr.ru/eng/dkp/int_coop/ (дата обращения: 09.10.2025).
- СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ БАНКОВСКИХ СИСТЕМ РАЗЛИЧНЫХ СТРАН — Фундаментальные исследования (научный журнал).
URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=40243 (дата обращения: 09.10.2025).