Правовые и теоретические основы микрофинансовой деятельности в РФ
На сегодняшний день российский рынок микрофинансовых организаций (МФО) представляет собой один из наиболее динамично развивающихся и, одновременно, наиболее строго регулируемых сегментов финансового сектора. Объем портфеля микрозаймов, достигший к марту 2025 года рекордных 683 млрд рублей, убедительно свидетельствует о высокой востребованности данных финансовых услуг, особенно в условиях ужесточения банковского скоринга и повышенного спроса на небольшие суммы «до зарплаты».
Актуальность темы обусловлена не только впечатляющими количественными показателями, но и беспрецедентной скоростью регуляторных изменений, инициированных Банком России (ЦБ РФ).
Эти изменения направлены на снижение рисков закредитованности населения, повышение прозрачности деятельности МФО и, в конечном счете, на трансформацию рынка в сторону более социально ответственных моделей, поскольку сохранение прежних высокорисковых подходов стало невозможным.
Цель настоящего исследования — провести комплексный академический анализ современного состояния российского рынка МФО, детально изучить эволюцию и новейшие регуляторные новации (2024–2027 гг.) и сформулировать стратегические перспективы развития отрасли.
Предмет исследования — экономические отношения, возникающие в процессе микрофинансовой деятельности. Объект исследования — совокупность микрофинансовых организаций, действующих на территории Российской Федерации.
Актуальные определения: МФО, микрозаем, МФК и МКК
Для проведения корректного анализа необходимо опираться на действующую нормативно-правовую базу, прежде всего на Федеральный закон от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» и Федеральный закон от 21 декабря 2013 года № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)».
Термин | Определение (согласно ФЗ) | Предельный размер обязательств (по основному долгу) | Регулирующий орган |
---|---|---|---|
Микрофинансовая организация (МФО) | Юридическое лицо, осуществляющее микрофинансовую деятельность, сведения о котором внесены в государственный реестр МФО. | Варьируется в зависимости от статуса (МФК/МКК). | Банк России |
Микрофинансовая деятельность | Деятельность юридических лиц, имеющих статус МФО, по предоставлению микрозаймов (микрофинансирование). | — | — |
Микрозаем | Заем, предоставляемый займодавцем заемщику на условиях договора, в сумме, не превышающей предельный размер обязательств, установленный законом. | До 5 млн рублей (для ЮЛ/ИП).
До 1 млн рублей (для ФЛ, МФК); До 500 тыс. рублей (для ФЛ, МКК). |
Банк России |
Важной особенностью регулирования является обязательное членство всех МФО в одной из саморегулируемых организаций (СРО). В России единственной значимой СРО, объединяющей большинство участников рынка, является Союз «Микрофинансовый Альянс «Институт развития» (СРО «МиР»).
СРО выступает как инструмент контроля и стандартизации деятельности, обеспечивая соблюдение базовых нормативов и этических кодексов.
Эволюция и современная архитектура регуляторной среды МФО
Российский рынок микрофинансирования прошел путь от слабо контролируемого сектора до одной из самых строго регулируемых небанковских финансовых сфер. Если до 2016 года рынок часто характеризовался недобросовестными практиками, то институционализация, начавшаяся с принятия профильного закона в 2010 году и усилившаяся после получения ЦБ РФ полномочий надзора, полностью изменила его архитектуру.
Разделение рынка на МФК и МКК как ключевой этап реформы
Ключевым моментом в истории российского микрофинансирования стало вступление в силу Федерального закона № 407-ФЗ в марте 2016 года. Этот закон ввел бинарное деление МФО на две категории, автоматически преобразовав все действующие организации в микрокредитные компании (МКК) и дав возможность наиболее крупным из них получить более высокий статус — микрофинансовой компании (МФК).
Это разделение является краеугольным камнем современного регулирования, определяя разницу в требованиях к капиталу, возможностях фондирования и уровне надзора. Данная мера, по сути, заложила основы для последующей консолидации рынка.
Критерий | Микрофинансовая Компания (МФК) | Микрокредитная Компания (МКК) |
---|---|---|
Минимальный собственный капитал | Не менее 70 млн рублей (с 2023 года) | Поэтапное увеличение: 5 млн рублей (с 1 июля 2024 года) |
Аудит | Обязательный ежегодный аудит | Необязателен (контроль через СРО) |
Привлечение средств от ФЛ | Разрешено (от частных инвесторов, но не менее 1,5 млн рублей от одного лица) | Запрещено |
Максимальная сумма займа (ФЛ) | До 1 млн рублей | До 500 тыс. рублей |
Контроль | Непосредственный надзор ЦБ РФ | Надзор СРО, косвенный контроль ЦБ РФ |
Это разделение способствовало консолидации рынка, заставив слабых игроков либо уйти, либо повысить свою капитализацию и качество бизнес-процессов. По состоянию на 2024 год, на рынке доминируют около 60 крупных МФК, тогда как число МКК, несмотря на сокращение, превышает 2 тысячи.
Хронология и влияние ключевых регуляторных ограничений
С 2016 года ЦБ РФ последовательно ужесточал нормативы, направленные на борьбу с чрезмерными процентными ставками и ограничение совокупного долга заемщика.
1. Ограничение процентной ставки и переплаты:
С 1 июля 2023 года максимальная ежедневная процентная ставка была снижена до 0,8% в день, что соответствует максимальной полной стоимости кредита (ПСК) в 292% годовых. Одновременно было введено ограничение предельной переплаты: общая сумма процентов, штрафов и комиссий не может превышать 1,3-кратный размер тела долга.
2. Макропруденциальные лимиты (МПЛ):
Введение макропруденциальных лимитов стало одним из наиболее мощных инструментов ограничения рискованного кредитования. МПЛ устанавливают долю займов, которые могут быть выданы заемщикам с высоким показателем долговой нагрузки (ПДН).
В I квартале 2025 года действовали следующие ограничения (сохраненные с IV квартала 2024 года):
- Доля выдач заемщикам с ПДН свыше 80% ограничена 3%.
- Доля выдач заемщикам с ПДН от 50% до 80% ограничена 15%.
Эти меры привели к улучшению качества кредитного портфеля, заставив МФО тщательнее отбирать клиентов и работать над снижением их долговой нагрузки. Впрочем, нельзя ли утверждать, что в действительности МПЛ лишь перенаправили наиболее рискованных заемщиков в нелегальный сектор?
Количественные и качественные показатели рынка МФО (2024–2025 гг.)
Несмотря на беспрецедентное регуляторное давление, российский рынок МФО демонстрирует феноменальные темпы роста, что подтверждает его структурную устойчивость и востребованность в текущих экономических условиях.
Динамика объема портфеля и выдач
2024 год ознаменовался рекордным ростом портфеля и объемов выдач.
Объем портфеля:
На конец 2024 года объем портфеля микрофинансовых компаний достиг 623 млрд рублей, что составляет рост на 41% по сравнению с предыдущим годом. Этот показатель является максимальным за всю историю наблюдения с 2015 года. Тенденция продолжилась в 2025 году: к 31 марта 2025 года совокупный портфель микрозаймов составил 683 млрд рублей, увеличившись еще на 9,5% за квартал.
Объем выдач:
В 2024 году общий объем выданных микрозаймов достиг 1,5 трлн рублей, превысив значение 2023 года на 51%. Этот рост был обеспечен двумя основными сегментами:
- Потребительские займы: 1,4 трлн рублей (рост на 55%).
- Займы бизнесу (МСП): 130 млрд рублей (рост на 23%).
За I квартал 2025 года МФО выдали микрозаймов на сумму 497 млрд рублей. Рост рынка происходит на фоне сокращения числа игроков: к концу 2024 года реестр МФО сократился до 902 компаний, и прогнозируется дальнейшее сокращение до 815 к концу 2025 года, что свидетельствует о консолидации и укрупнении оставшихся участников.
Таблица 1. Динамика рынка микрозаймов в России (2023 – I кв. 2025 гг.)
Показатель | 2023 год | 2024 год | I квартал 2025 года | Рост 2024/2023 |
---|---|---|---|---|
Объем выданных займов (трлн руб.) | 1,0 | 1,5 | 0,497 | +51% |
Совокупный портфель (млрд руб.) | 443 | 623 | 683 | +41% |
Средняя сумма займа (тыс. руб.) | ~14,1 | ~20,9 | 20,9 | +48% |
Количество действующих МФО | 1 009 | 902 | 889 | -11% |
Изменение профиля заемщика и качество кредитного портфеля
Анализ качественных показателей и демографии заемщиков показывает, что рынок МФО все больше смещается в сторону более молодых и менее финансово защищенных слоев населения, что усиливает социальную ответственность регулятора.
Профиль заемщика:
- Возраст: Средний возраст потенциального заемщика МФО за год снизился на четыре года, достигнув 31 года.
- Молодежь: Доля заемщиков в возрасте 18–24 лет выросла на 13%, составив 31% от всех заявок.
- Образование: Доля заемщиков с высшим образованием сократилась на 12%, составив 22% в 2024 году.
- Размер займа: Средняя сумма потребительского займа в I квартале 2025 года составила 20,9 тыс. рублей. При этом доля займов на сумму до 10 тысяч рублей выросла вдвое, составив 55% от всех заявок, что указывает на сохранение спроса на короткие займы «до зарплаты» (PDL).
Качество кредитного портфеля:
Несмотря на рост объемов, ужесточение МПЛ и более строгий скоринг привели к парадоксальному улучшению качества портфеля. Доля задолженности, просроченной более чем на 90 дней (NPL 90+), за 2024 год сократилась с 33,4% до 28,3%. Это снижение фактически вернуло показатель к доковидному уровню 2019 года. Улучшение качества связано с тем, что МФО вынуждены отказывать наиболее рискованным заемщикам: доля выдач клиентам с ПДН свыше 80% сократилась до 3%.
Ключевые тенденции, инновации и продуктовая диверсификация
Современный рынок МФО характеризуется двумя доминирующими тенденциями: глубокой цифровизацией процессов и активным смещением продуктового фокуса в сторону более долгосрочных, менее рискованных и целевых займов.
Цифровизация и онлайн-сегмент
Цифровизация не просто тенденция, а императив для выживания на рынке. Сегодня онлайн-сегмент является безусловным лидером по темпам роста:
- Дистанционное оформление: Почти 90% (18,7 млн) действующих договоров микрозаймов на конец 2024 года были оформлены дистанционно.
- Доминирование «банковских» МФО: Значительный вклад в рост онлайн-выдач внесли МФО, аффилированные с крупными банками. Их выдачи выросли вдвое, поскольку они эффективно используют онлайн-каналы и работают с «отказным» трафиком материнских структур, получая доступ к более качественной аудитории.
Цифровизация позволила компаниям снизить операционные расходы, сократить время рассмотрения заявки до минут и обеспечить круглосуточную доступность услуг, что критически важно для PDL-сегмента. Внедрение скоринговых систем на основе ИИ позволяет им также точнее соблюдать макропруденциальные лимиты.
Смещение продуктового фокуса
Регуляторное давление и стремление к снижению рисков вынуждают МФО активно диверсифицировать свой продуктовый портфель, отходя от классических высокомаржинальных, но рискованных PDL-займов.
1. Рост Installment Loans (IL) и POS-займов:
Наблюдается четкий переход к долгосрочным займам (Installment Loans, IL-займы) и продуктам с лимитом кредитования. Доля PDL-займов (займов до зарплаты) сокращается, а их место занимают:
- POS-займы (кредитование в точках продаж) и BNPL (Buy Now, Pay Later).
Более 60% займов новым заемщикам приходится на онлайн-маркетплейсы и POS-кредитование, где ставки ниже (27–69% годовых).
- Прогноз: По прогнозам участников рынка, доля PDL-займов по итогам 2025 года составит менее 20% в выдачах, тогда как доля PoS-займов и займов малому и среднему бизнесу приблизится к 8-9% каждая.
2. Развитие автозаймов и целевого кредитования:
Активно растет сегмент займов под залог транспортных средств (автозаймы).
Их доля в структуре потребительских выдач выросла в шесть раз и достигла 10% в конце II квартала 2025 года. Это свидетельствует о поиске МФО продуктов, обеспеченных залогом, что снижает кредитный риск.
3. Ипотека от государственных МКК:
Уникальная новация 2025 года — возможность для микрокредитных компаний со 100-процентным государственным участием (включенных в специальный реестр ЦБ) выдавать ипотечные займы в рамках региональных программ. Эта возможность вступает в силу с октября 2025 года и может создать новый, социально ориентированный сегмент на рынке.
Анализ вызовов, проблем и новейших регуляторных новаций (Октябрь 2025)
На фоне рекордного роста объемов рынок МФО сталкивается с фундаментальными проблемами, которые могут резко изменить его структуру в ближайшие годы. Эти вызовы носят макроэкономический, регуляторный и операционный характер.
Усиление регуляторного и финансового давления
1. Дороговизна фондирования:
Ужесточение денежно-кредитной политики Банка России и высокая ключевая ставка (на 9 октября 2025 года — 17,00% годовых) существенно увеличили стоимость фондирования для МФО. В отличие от банков, МФО сложнее привлекать средства, что приводит к росту издержек. Высокие операционные расходы в сравнении с доходами привели к тому, что к осени 2024 года около трети МФО стали убыточными. Это явный индикатор того, что регуляторное давление достигло критической точки для мелких и средних игроков.
2. Шоковое увеличение судебных госпошлин:
Критической проблемой, которая парализовала работу взыскателей в PDL-сегменте, стало резкое увеличение судебных госпошлин. С сентября 2024 года минимальный размер госпошлины, уплачиваемой юридическими лицами (МФО) при подаче искового заявления в суд общей юрисдикции (при цене иска до 100 тыс. руб.), вырос в 10 раз — с 400 до 4 000 рублей. Этот закон сделал невыгодным судебное взыскание долгов по займам с низким чеком, что привело к существенному сокращению заключения договоров цессии и увеличило кредитные потери МФО.
Новации в сфере защиты заемщиков
В 2025 году регулятор ввел ряд новаций, направленных на повышение защиты потребителей и борьбу с мошенничеством:
- Механизм самозапрета: С 1 марта 2025 года заработал механизм самозапрета на получение любых ссуд. Заемщик имеет право внести в свою кредитную историю информацию о запрете на оформление займов. Эта мера, введенная ФЗ № 31-ФЗ, призвана снизить число случаев финансового мошенничества и защитить граждан от чрезмерной закредитованности.
- Снижение предельной переплаты: С июля 2025 года вступает в силу одно из самых значимых ограничений: предельная переплата по краткосрочным займам не должна будет превышать 100% от тела долга вместо текущих 130%.
- Запрет на «новацию договора»: С июля 2025 года вводится запрет на «новацию договора потребительского кредитования», который должен пресечь практику, когда заемщики берут новые займы для погашения старых, тем самым загоняя себя в «цепочки займов» и увеличивая общую долговую нагрузку.
Проблема закредитованности и конкуренция
Несмотря на улучшение качества портфеля, проблема закредитованности остается острой. Практика «цепочек займов» (хоть и ограничивается регулятором) приводит к тому, что заемщики не могут выйти из долговой спирали.
Кроме того, усиливается внутриотраслевая конкуренция. «Банковские» МФО, имеющие доступ к более дешевому фондированию от материнских структур и технологическому преимуществу, наращивают свою долю. В III квартале 2024 года их доля в совокупных выдачах доросла до 60%, и по прогнозам, они могут занять половину всего рынка в 2025 году, вытесняя независимых игроков.
Стратегические перспективы развития и реформа отрасли (2025–2030 гг.)
Будущее российского рынка МФО определится сочетанием двух факторов: жесткой политики ЦБ РФ, направленной на сегментацию и снижение рисков, и макроэкономических условий.
Концепция реформирования рынка от ЦБ РФ (2025–2027)
Наиболее значимой стратегической инициативой является предложение Банка России по реформированию рынка в 2025–2027 годах, которое предполагает отмену действующего деления на МФК и МКК и введение трех новых, четко сегментированных категорий:
- Компании предпринимательского финансирования (КПФ): Будут специализироваться исключительно на предостав��ении займов малому и среднему бизнесу.
- Компании целевого финансирования (КЦФ): Смогут выдавать бизнес-займы, а также развивать инновационные продукты, такие как BNPL, POS-займы и другие целевые займы, при условии, что полная стоимость кредита (ПСК) не превысит 100%.
- Классические МФК: Этим компаниям будет разрешено выдавать традиционные PDL-займы (займы «до зарплаты») с ПСК свыше 100%, но под более строгим надзором и с максимальными ограничениями.
Дополнительные ограничения в рамках реформы:
- Планируется ограничить число одновременно действующих PDL-займов для физического лица сначала до двух, а затем до одного.
- Предлагается ввести обязательный период «охлаждения» между оформлением PDL-займов — не менее 3 календарных дней.
- С 1 января 2027 года планируется ввести запрет на согласование нового займа физическому лицу до истечения четырех дней после полного погашения предыдущего займа.
Эта реформа направлена на создание специализированных, менее рискованных сегментов и на «запирание» самого рискованного PDL-сегмента в жестких рамках, что стимулирует переход к более длинным и целевым займам.
Альтернативные модели и прогнозы
Несмотря на курс ЦБ РФ на контролируемое ужесточение, существуют и более радикальные сценарии. Депутат Госдумы Сергей Миронов выступил с инициативой о полном запрете МФО в их нынешнем виде и создании системы государственного микрокредитования под крайне низкие процентные ставки (2–3%).
Хотя этот сценарий остается гипотетическим, он отражает высокий уровень социального напряжения, связанного с микрофинансированием.
Прогноз рынка (2025–2027):
- Рост объемов: Рынок продолжит расти, но темпы замедлятся из-за регуляторных барьеров. Объем выдач может достигнуть 1,8–2 трлн рублей к концу 2025 года.
- Консолидация: Продолжится сокращение числа МФО. Усилятся позиции «банковских» МФО и крупных независимых игроков, способных инвестировать в технологии и диверсификацию.
- Смещение фокуса: Основной рост будет приходиться на среднесрочные IL-займы, POS-кредитование и займы МСП, что полностью соответствует стратегическим целям регулятора.
Роль финансовой грамотности как инструмента снижения рисков
Невозможно решить проблему закредитованности и высоких рисков только регуляторными методами. Ключевым инструментом для минимизации негативных социальных последствий микрофинансирования является повышение финансовой грамотности населения.
Банк России активно использует свои полномочия для реализации масштабных программ финансового просвещения:
1. Образовательные проекты для взрослых и пенсионеров:
Проект «PensionFG» (Финансовая грамотность для старшего поколения) представляет собой серию вебинаров, направленных на защиту от мошеннических схем и обучение безопасному использованию финансовых инструментов. Для лиц с инвалидностью создаются адаптированные материалы (аудио-лекции, книги шрифтом Брайля).
2. Интеграция в образовательную систему:
Финансовая грамотность включена в обязательную программу всех школ страны, став частью таких предметов, как обществознание, информатика и ОБЖ.
3. Цифровые инструменты просвещения (Октябрь 2025):
Активно используются цифровые форматы. С 7 по 28 октября 2025 года проводится VIII Всероссийский онлайн-зачет по финансовой грамотности, позволяющий гражданам проверить свои знания и получить персональные рекомендации. Кроме того, Банк России запускает третий сезон онлайн-игры «МыСчитаем» (с 20 октября 2025 г.), посвященный управлению бюджетом и накоплениями.
Эти меры, сочетающие государственный контроль и просветительскую работу, являются жизненно важными для создания устойчивой и ответственной среды микрофинансирования.
Заключение
Российский рынок микрофинансовых организаций на октябрь 2025 года находится в уникальной фазе развития. С одной стороны, он демонстрирует рекордные темпы роста, с объемом портфеля в 683 млрд рублей, что свидетельствует о его структурной значимости для экономики. С другой стороны, отрасль подвергается беспрецедентному регуляторному давлению, направленному на искоренение высокорискованных практик и защиту заемщиков.
Ключевые выводы исследования:
- Регуляторная архитектура: Система разделения на МФК и МКК, усиленная макропруденциальными лимитами и ограничением ПСК (0,8% в день), успешно привела к улучшению качества кредитного портфеля (снижение NPL 90+ до 28,3%).
- Новации 2025 года: Ключевые законодательные изменения, включая механизм самозапрета (01.03.2025) и предстоящее снижение предельной переплаты до 100% (с июля 2025 г.), кардинально меняют операционную среду, стимулируя переход к долгосрочным продуктам.
- Вызовы: Основными проблемами остаются дороговизна фондирования из-за высокой ключевой ставки (17,00%) и рост операционных издержек (например, из-за шокового увеличения судебных госпошлин), что ведет к убыточности трети компаний и дальнейшей консолидации рынка.
- Стратегическое будущее: В среднесрочной перспективе рынок ожидает структурная реформа ЦБ РФ (2025–2027 гг.) с сегментацией на КПФ, КЦФ и классические МФК, что окончательно закрепит курс на целевое, а не просто потребительское финансирование.
Таким образом, российский рынок МФО вступает в фазу «перестройки», в которой выживут и будут доминировать крупные, высокотехнологичные игроки (особенно аффилированные с банками), способные диверсифицировать продукты и адаптироваться к постоянно ужесточающимся требованиям социальной ответственности и финансовой устойчивости. Каждому участнику рынка необходимо осознать, что успешное будущее зависит от смещения фокуса с краткосрочной прибыли на долгосрочную устойчивость.
Список использованной литературы
- Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О несостоятельности (банкротстве)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017).
- Федеральный закон от 21.12.2013 N 353-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О потребительском кредите (займе)».
- Агеев А. А. Правовое регулирование микрофинансовой деятельности // Финансовый директор. 2016. № 9. С. 16.
- Аронов П. П. Оценка результатов кредитования МФО // Консультант. 2016. № 13. С. 71-75.
- Банковские МФО в 2025 году увеличат объем выдач почти в 2 раза // Финмаркет. URL: https://www.finmarket.ru/news/6007038 (дата обращения: 09.10.2025).
- Боровых Д. В. Перспективы кредитования МФО // Банковский ритейл. 2016. №3. С. 5.
- Буркова А. Ю. МФО в России // Банковское право. 2016. №3. (СПС Консультант-Плюс).
- Ваганов Е. Н. Микрофинансовые организации «теснят» банки?// Аудитор. 2016. №3. С. 42.
- В России хотят избавиться от микрозаймов: что предложили взамен – 9 октября 2025 // 116.ру. URL: https://116.ru/text/economics/2025/10/09/74400490/ (дата обращения: 09.10.2025).
- В 2025 году «банковские» МФО могут занять половину рынка микрозаймов // Forbes.ru. URL: https://www.forbes.ru/finansy/508492-v-2025-godu-bankovskie-mfo-mogut-zanyat-polovinu-rynka-mikrozaimov (дата обращения: 09.10.2025).
- Данилова Т. Н. Проблема неопределенности, информации и риска потребительского кредитования // Финансы и кредит. 2016. №2. 60 с.
- Изменения и вызовы для микрофинансового рынка в 2025 году // Bizon.ru. URL: https://bizon.ru/izmeneniya-i-vyzovy-dlya-mikrofinansovogo-rynka-v-2025-godu/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Как улучшилось качество портфеля займов МФО в 2025 году // Быстроденьги. URL: https://bistrodengi.ru/blog/kak-uluchshilos-kachestvo-portfelya-zaymov-mfo-v-2025-godu/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Канкулова Л. А. Проблемы и перспективы развития деятельности микрофинансовых организаций // Экономика, управление, финансы: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.).
Пермь: Зебра, 2015. С. 79-82.
- Карагичева Н. Л., Тупикин А. Б., Сакадынская И. В. МФО – что дальше? // Банковское дело. 2016. №10. С. 9-11.
- Лобанов Е. Д. Кредит и экономический рост // Банковское дело. 2016. №1. С. 15.
- Мельников Н. Н. Правовое регулирование микрофинансирования в России и странах СНГ» // Деньги. 2016. №5. 96 с.
- Мехряков В. Д. Уроки кризиса и новые подходы в формировании кредитной активности // Банковское дело. 2016. №5. 96 с.
- Микрофинансовые и микрокредитные организации: отличия, что выбрать // ЭОС. URL: https://eos.ru/o-dolge/mfo-i-mkk-otlichiya-chto-vybrat/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Микрофинансовые организации: чем отличаются МКК от МФК // Финансовая культура. URL: https://www.fincult.info/article/mikrofinansovye-organizatsii-chem-otlichayutsya-mkk-ot-mfk/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Начало перестройки: каким будет 2025 год для рынка микрофинансов // Forbes.ru. URL: https://www.forbes.ru/finansy/506727-nacalo-perestroiki-kakim-budet-2025-god-dlya-rynka-mikrofinansov (дата обращения: 09.10.2025).
- Новые МФО 2025: изменения, прогнозы рынка микрофинансов // Быстроденьги. URL: https://bistrodengi.ru/blog/novye-mfo-2025-izmeneniya-prognozy-rynka-mikrofinansov/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Онлайн-проекты Банка России по финансовому просвещению // ОГАОУ ДПО БелИРО. URL: https://beliro.ru/news/onlayn-proekty-banka-rossii-po-finansovomu-prosveshcheniyu-17012025/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Резников А. В. Общая проблематика деятельности по кредитованию физических лиц МФО // Деньги и кредит. 2016. №1. 80 с.
- Рост микрозаймов в России: рекорды 2025 — Новые данные и тенденции // Amulex.ru. URL: https://amulex.ru/blog/rost-mikrozaymov-v-rossii-rekordy-2025-novye-dannye-i-tendencii/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Рыбников Д. Г., Николаев П. Н. Актуальные вопросы кредитования физических лиц в МФО // Финансист. 2016. № 3.
- Рынок микрозаймов в 2025 году: новый закон, максимальный процент // Банк Синара. URL: https://sinara.ru/blog/rynok-mikrozaymov-v-2025-godu-novyy-zakon-maksimalnyy-protsent/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Рынок МФО по итогам 2024 года и прогноз на 2025-й: на рекордных скоростях // Эксперт РА. URL: https://raexpert.ru/researches/mfo/2025 (дата обращения: 09.10.2025).
- Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе [ФЗ от 02.07.2010 N 151-ФЗ] // КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103325/4ee0c2e9ef2433d3c87e4566c42aa0761e0e9803/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Тараканов А. П. Микрофинансовые организации удвоят количество выданных займов до 400 тыс. в год в 2015-2016 годах / А. П. Удовиченко // Финансист. 2016. № 9. С. 13.
- Тенденции на рынке МФО за I квартал 2025 года // Банк России. URL: https://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/47915/2025_MFO_trends_1q.pdf (дата обращения: 09.10.2025).
- Тенденции на рынке МФО за 2024 год // Банк России. URL: https://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/47372/2024_MFO_trends.pdf (дата обращения: 09.10.2025).
- Три буквы дружелюбия — 2025. Рост рынка и конкуренции, новые вызовы // Банковское Обозрение. URL: https://bosfera.ru/bo/tri-bukvy-druzhelyubiya-2025-rost-rynka-i-konkurencii-novye-vyzovy (дата обращения: 09.10.2025).
- ЦБ РФ запланировал реформу рынка МФО // КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/legalnews/2024/08/20/cbr_rf_zaplaniroval_reformu_rynka_mfo/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Что меняется в регулировании МФО с 1 апреля 2025 года? // СРО «МиР». URL: https://sro-mir.ru/press/news/chto-menyaetsya-v-regulirovanii-mfo-s-1-aprelya-2025-goda/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Что такое МФО: чем занимаются микрофинансовые компании, виды // Корона. URL: https://korona.ru/finansy/chto-takoe-mfo/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Юткина Ю. Кому придется искать работу // Личные деньги. 2016. №10. С. 55-59.