Введение
Инвестиции в основной капитал являются критически важным фактором экономического роста, определяя потенциал расширенного воспроизводства и технологического обновления. В условиях геополитических трансформаций 2022–2025 годов, сопровождающихся ограничениями на внешнее финансирование и необходимостью структурной перестройки, ключевым приоритетом экономической политики Российской Федерации стала мобилизация и эффективное использование внутренних инвестиционных ресурсов. Этот сдвиг отражает переход к так называемой "экономике предложения", где решающую роль играет увеличение производственного потенциала страны за счет собственных источников. И что из этого следует? Успех всей национальной стратегии технологического суверенитета теперь напрямую зависит от эффективности распределения корпоративных и бюджетных средств.
Актуальность темы обусловлена необходимостью академического осмысления и практического анализа новой инвестиционной парадигмы. В условиях высокой ключевой ставки, налоговых реформ 2025 года и активизации государственных институтов развития, структура, динамика и эффективность внутренних источников финансирования претерпели существенные изменения. Традиционные теоретические подходы требуют адаптации к современной российской макроэкономической реальности, где корпоративные, бюджетные и финансовые источники должны работать в тесной координации для достижения национальной цели — увеличения объема инвестиций в основной капитал не менее чем на 60% к 2030 году по сравнению с уровнем 2020 года.
Целью настоящего исследования является проведение комплексного анализа структуры, динамики и эффективности использования внутренних источников инвестиций в основной капитал Российской Федерации в период 2022–2025 годов.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- Классифицировать и дать актуальные определения внутренним источникам инвестиций согласно российской методологии.
- Провести эмпирический анализ динамики и отраслевой структуры инвестиций в 2022–2024 годах.
- Оценить трансформирующий эффект налоговых и амортизационных реформ 2025 года на корпоративные источники.
- Проанализировать роль государственных институтов развития и оценить влияние денежно-кредитной политики на долгосрочное кредитование.
- Исследовать механизмы трансформации сбережений населения в продуктивные инвестиции.
Методологическая база исследования опирается на системный подход, сравнительный анализ, а также методы статистического и факторного анализа. В качестве авторитетных источников использовались официальные данные Росстата, Банка России, нормативно-правовые акты РФ (ФЗ от 12.07.2024 № 176-ФЗ, ФЗ от 07.2023 № 296-ФЗ) и аналитические материалы ведущих экономических центров.
Собственные источники финансирования инвестиций предприятия: ...
... инвестиций в основной капитал. Доходы от реализации выбывшего имущества: Средства, полученные от продажи ненужного оборудования, материалов, инструмента или инвентаря. Мобилизация таких внутренних резервов также может служить источником для новых инвестиций. ...
Теоретические основы и классификация инвестиционных источников
Понятие и экономическая роль инвестиций в основной капитал
В соответствии с методологией Росстата, инвестиции в основной капитал представляют собой совокупность затрат, направленных на создание, приобретение и воспроизводство основных фондов, включая строительство, приобретение машин, оборудования, транспортных средств, а также затраты на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы (НИОКР), связанные с внедрением новых технологий.
Экономическая роль инвестиций в основной капитал многогранна:
- Воспроизводственная функция: Обеспечение простого и расширенного воспроизводства производственных мощностей, компенсация физического и морального износа.
- Структурно-технологическая функция: Стимулирование инноваций, повышение технологического уровня производства и конкурентоспособности национальной экономики.
- Макроэкономическая функция: Выступают ключевым компонентом совокупного спроса и предложения, прямо влияя на темпы роста ВВП.
Структурная декомпозиция внутренних источников финансирования
Внутренние источники финансирования инвестиций в основной капитал — это средства, формируемые внутри национального экономического контура, то есть без привлечения прямого иностранного капитала или внешних займов. Они традиционно делятся на три ключевые группы, отражающие их происхождение и механизм мобилизации:
- Собственные средства корпоративного сектора:
- Прибыль, остающаяся в распоряжении организации (чистая прибыль): является основным внутренним источником, формирующим финансовую базу для самофинансирования проектов.
- Амортизационные отчисления: Служат компенсацией износа основных фондов и представляют собой важный источник для простого воспроизводства и модернизации.
- Внутренние резервы: Средства от реализации выбывшего имущества, целевые фонды и прочие поступления.
- Привлеченные (заемные) средства:
- Кредиты банков (долгосрочные и краткосрочные).
- Средства, привлеченные на финансовом рынке: Эмиссия акций и облигаций (корпоративные облигации, векселя).
- Прочие привлеченные средства: Лизинг, займы других организаций, а также средства, привлеченные для долевого строительства (значимость которых выросла с 2022 года).
- Бюджетные и внебюджетные средства:
- Средства федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов: Направляются на целевые программы, капитальное строительство, субсидирование.
- Средства государственных внебюджетных фондов.
- Средства институтов развития: Финансирование через ВЭБ.РФ, Фонд развития промышленности (ФРП) и другие государственные корпорации.
Эта декомпозиция позволяет точно отслеживать, какие именно части экономики обеспечивают инвестиционный процесс, и оценивать эффективность государственной политики, направленной на стимулирование каждой из этих групп.
Динамика и макроструктура инвестиций в основной капитал РФ (2022–2025 гг.)
Общая динамика и номинальный объем инвестиций (2022–2024 гг.)
Период 2022–2024 годов ознаменован устойчивым и даже рекордным ростом инвестиций в основной капитал, что стало неожиданным результатом в условиях внешнего давления. Экономика продемонстрировала способность к быстрой адаптации и переориентации инвестиционных потоков на внутренний рынок. В 2023 году темпы роста ускорились до 9,8%, что стало рекордным показателем за последние 13 лет, а в 2024 году рост продолжился, составив 7,4%. Примечательно, что даже при высочайшей волатильности внешнего контура, этот результат был достигнут.
По данным Росстата, инвестиционная активность существенно возросла:
- В 2022 году рост инвестиций в сопоставимых ценах составил 6,7%.
- В 2023 году темпы роста ускорились до 9,8%.
- В 2024 году рост продолжился, составив 7,4%.
В номинальном выражении объем инвестиций в основной капитал достиг значительных масштабов:
- 2023 год: 34 трлн 036,3 млрд рублей.
- 2024 год: 39 трлн 533,7 млрд рублей.
Такая динамика свидетельствует о высокой готовности бизнеса инвестировать в производственные мощности, что является прямым следствием импортозамещения и реализации программ по формированию "экономики предложения".
Анализ структуры по источникам финансирования
Ключевой характеристикой инвестиционного процесса в России является доминирование собственных средств компаний. Структура инвестиций по источникам финансирования (по неполному кругу организаций) за январь–сентябрь 2024 года выглядит следующим образом:
Источник финансирования | Доля в общем объеме инвестиций (январь–сентябрь 2024 г.), % | Комментарий |
---|---|---|
Собственные средства | 65,1% | Преобладающий источник, включающий прибыль и амортизацию. |
Привлеченные средства | 34,9% | Включают заемные средства, бюджетное финансирование и прочие источники. |
В том числе: | ||
Бюджетные средства (все уровни) | 22,2% | Государственное финансирование (федеральный и региональный бюджеты). |
— Федеральный бюджет | 12,5% | Целевые программы и прямое инвестирование. |
Кредиты банков | Не более 10% (оценочно) | Доля сокращается из-за высокой стоимости долгосрочного кредита. |
Прочие источники | Значительная и растущая доля | Включают средства дольщиков и другие небанковские привлечения. |
Преобладание собственных средств (65,1%) говорит о том, что большинство инвестиционных решений принимается на основе внутреннего денежного потока компаний. Это снижает зависимость от внешних факторов и рисков, но одновременно делает инвестиционную активность уязвимой к колебаниям корпоративной прибыли и эффективности амортизационной политики. Какой важный нюанс здесь упускается? То, что ставка на самофинансирование может создать эффект "технологического застоя" в секторах с низкой рентабельностью, где внешнее финансирование критически необходимо для масштабной модернизации.
Важно отметить, что начиная с 2022 года, в прочие источники финансирования включаются затраты, осуществленные за счет денежных средств граждан и юридических лиц, привлеченных для долевого строительства. Рост этой категории отражает увеличение инвестиций в жилищный и коммерческий сектор, где средства населения играют роль привлеченного капитала.
Отраслевое распределение и ключевые драйверы роста
Инвестиционный бум последних лет не является равномерным. Локомотивами роста инвестиций в 2024 году стали отрасли, критически важные для технологического суверенитета и формирования "экономики предложения":
- Обрабатывающие производства: Рост в этом секторе подтверждает курс на импортозамещение и создание новых производственных цепочек.
- Деятельность в области информации и связи (ИТ-сектор): Здесь зафиксированы аномально высокие темпы роста. По данным за январь–сентябрь 2024 года (по неполному кругу организаций), объем инвестиций в ИТ-сфере превысил уровень аналогичного периода 2023 года на 56,6%.
Этот факт имеет принципиальное значение. В то время как традиционные сырьевые секторы продолжают инвестировать в поддержание мощностей, высокотехнологичные отрасли, такие как ИТ, демонстрируют взрывной рост, выступая прямым подтверждением того, что внутренние инвестиции направляются на формирование нового технологического ядра российской экономики.
Корпоративные источники: Влияние амортизационной и налоговой политики
Корпоративные источники — прибыль и амортизация — являются фундаментом, на котором строится инвестиционная активность. Однако их эффективность напрямую зависит от регулирующей роли государства, особенно налоговой и амортизационной политики. Разве не должны законодательные механизмы максимально гибко реагировать на потребность бизнеса в быстрой модернизации?
Амортизация как источник и барьер воспроизводства основных фондов
Амортизационные отчисления исторически рассматриваются как важный инструмент для обеспечения простого воспроизводства основных фондов и механизм оптимизации налоговых платежей. В идеале, амортизация должна полностью покрывать стоимость износа и накапливать средства для своевременной замены оборудования.
Однако в российских условиях существует критическая проблема: текущая амортизационная политика зачастую не в должной мере стимулирует инвестиционную активность и не позволяет в полной мере формировать источник, необходимый для воспроизводства основных фондов, что создает угрозу технологической безопасности. Низкие нормы амортизации или отсутствие гибких механизмов ускоренной амортизации препятствуют быстрому обновлению устаревшего оборудования.
Для решения этой проблемы и стимулирования инвестиций в высокотехнологичное отечественное оборудование с 2025 года планируется **увеличение повышающего коэффициента амортизации с 1,5 до 2**. Это позволит предприятиям быстрее списывать стоимость нового оборудования, снижая налогооблагаемую базу и высвобождая дополнительные средства для реинвестирования.
Анализ Федерального инвестиционного налогового вычета (ФИНВ)
Стимулирование инвестиций достигается не только через амортизацию, но и через налоговые вычеты. Ключевым нововведением стало введение Федерального инвестиционного налогового вычета (ФИНВ), закрепленное Федеральным законом от 12.07.2024 № 176-ФЗ, который начнет действовать с 2025 года.
Механизм ФИНВ:
- Область применения: Вычет применяется к инвестициям в машины и оборудование, относящиеся к 3–10-й амортизационным группам, а также к патентуемым объектам интеллектуальной собственности. Это фокусирует поддержку на капиталоемких и инновационных инвестициях.
- Размер вычета: ФИНВ, который действует на всей территории РФ, позволяет вычесть часть расходов на приобретение или создание объектов основных средств из суммы налога на прибыль. Максимальный размер ФИНВ не может превышать 50% от совокупности этих расходов.
Введение ФИНВ является мощным федеральным инструментом, направленным на снижение реальной стоимости инвестиций для компаний и повышение их привлекательности. В сочетании с региональными инвестиционными налоговыми вычетами, ФИНВ создает многоуровневую систему стимулирования капиталовложений.
Изменение налога на прибыль и его влияние на федеральный инвестиционный ресурс
С 1 января 2025 года вводится существенное изменение в фискальной политике, которое кардинально влияет на формирование централизованных внутренних инвестиционных ресурсов. Прогнозируется повышение общей ставки налога на прибыль организаций с 20% до 25%.
Это изменение сопровождается перераспределением налоговых поступлений:
- Доля, направляемая в федеральный бюджет, возрастет с 3% до 8% (в 2025–2030 годах).
- Регионы сохранят свою долю в размере 17% до 2030 года.
Повышение федеральной доли на 5 процентных пунктов преследует двойную цель: мобилизацию ресурсов, позволяющую централизовать значительные средства, которые могут быть направлены на крупные инфраструктурные проекты, Федеральные целевые программы (ФЦП) и субсидирование институтов развития, а также стимулирование через субсидирование. Таким образом, государство забирает часть прибыли, чтобы адресно и целенаправленно стимулировать инвестиции в приоритетные секторы и технологии, что является классическим инструментом государственного управления инвестиционным циклом.
Государственное финансирование и барьеры долгосрочного кредитования
Инструменты государственной поддержки и институты развития
Государственное финансирование играет стабилизирующую и катализирующую роль, особенно в условиях высокой экономической неопределенности. В структуре привлеченных инвестиционных средств бюджетные средства занимают значительную долю: за январь–сентябрь 2024 года они составили 22,2% от общего объема привлеченных инвестиций, при этом 12,5% пришлось на федеральный бюджет.
Государство сформировало широкий и постоянно обновляемый набор инструментов для поддержки частных капиталовложений и разделения рисков:
- Соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК): Этот механизм предоставляет инвесторам гарантии неизменности налоговых и регуляторных условий на длительный срок. По итогам 2024 года общий объем инвестиций в рамках СЗПК достиг 4,5 трлн рублей, при этом заключено 81 соглашение, охватывающее 42 субъекта РФ. Это доказывает высокую эффективность СЗПК как инструмента привлечения крупных частных внутренних инвестиций.
- Фабрика проектного финансирования (ФПФ): Программа, реализуемая ВЭБ.РФ, направлена на поддержку крупных инвестиционных проектов стоимостью от 3 млрд рублей. В 2024 году на поддержку ФПФ было дополнительно направлено 34 млрд рублей из резервного фонда Правительства, что подчеркивает приоритет этого механизма для обеспечения долгосрочного фондирования.
- Государственно-частное партнерство (ГЧП) и Концессии: Эти механизмы позволяют привлекать частный капитал в традиционно государственные сферы (инфраструктура, ЖКХ).
В июле 2023 года был принят Федеральный закон № 296-ФЗ, который внес комплексные изменения в законодательство о ГЧП, вступившие в силу с 1 октября 2023 года. Обновление законодательства нацелено на систематизацию отношений и запуск дополнительных проектов с объемом инвестиций свыше 1 трлн рублей к 2026 году.
Влияние ключевой ставки ЦБ РФ на ресурсную базу банков
Несмотря на активную роль государства и корпоративного сектора, существенным барьером для мобилизации привлеченных внутренних инвестиций остается денежно-кредитная политика Банка России, направленная на сдерживание инфляции.
Динамика ключевой ставки: В течение 2024 года Банк России повышал ключевую ставку, которая достигла максимального значения за все время своего существования — 21% (установлено 28 октября 2024 года).
Хотя в 2025 году начался цикл снижения (до 17% в сентябре 2025 года), последствия периода высоких ставок ощущаются до сих пор.
Структурный дисбаланс банковского сектора: Высокая ключевая ставка, призванная снизить инфляционные ожидания, одновременно привела к структурному дисбалансу в ресурсной базе коммерческих банков. Вкладчики, ожидая снижения ставки, предпочитают размещать средства на краткосрочные депозиты.
Показатель | Значение (Август 2025 г.) | Изменение за год | Экономическое следствие |
---|---|---|---|
Доля краткосрочных депозитов (до 180 дней) | 30% от общего портфеля рублевых сбережений | Рост на 60% | Рекордный уровень, "короткая" ресурсная база. |
Объем краткосрочных депозитов | 16 трлн рублей | Значительный рост | Ограничение ликвидности для долгосрочных операций. |
Долгосрочное кредитование | Ограничено и дорого | Снижение объемов | Сдерживание инвестиционных проектов в реальном секторе. |
Рост доли краткосрочных депозитов до рекордного уровня в 30% означает, что банковский сектор обладает "короткой" ресурсной базой. Это прямо ограничивает способность банков направлять сбережения в долгосрочное инвестиционное кредитование, поскольку инвестиционные проекты в реальном секторе требуют многолетних вложений, а высокая стоимость заемных средств делает многие проекты нерентабельными. Таким образом, денежно-кредитная политика, успешно борющаяся с инфляцией, создает серьезный барьер для трансформации сбережений в продуктивные долгосрочные инвестиции.
Механизмы трансформации сбережений населения в инвестиции
Сбережения населения являются гигантским, но часто неорганизованным внутренним источником инвестиционных ресурсов. Эффективность их трансформации зависит от степени доверия к финансовой системе и развития инструментов фондового рынка.
Проблема неорганизованных сбережений и банковские депозиты
Значительная часть сбережений россиян остается неорганизованной, что является прямым барьером для их использования в инвестиционных целях. Это подтверждается объемом наличных денег в обращении (денежный агрегат М0), который на 1 января 2025 года составил 18,7 трлн рублей, причем две трети этой суммы, по оценкам, находятся на руках у населения. Эти средства не работают в экономике.
Однако финансовый сектор добился значительных успехов в привлечении организованных сбережений. Доверие населения к банкам достигло рекордного уровня — 82% в 2023 году, и этот высокий показатель сохранился в 2024 году. Депозиты и вклады остаются самым простым и популярным способом сбережения денег. Привлеченные таким образом средства поступают в банковскую систему, но, как показано выше, их трансформация в долгосрочные кредиты ограничена из-за структурного дисбаланса.
Фондовый рынок как канал инвестирования
Второй, более рискованный, но и более прямой канал трансформации сбережений в инвестиции — это фондовый рынок. За последние годы наблюдался беспрецедентный рост числа частных инвесторов.
Масштаб участия: Количество частных инвесторов с брокерскими счетами на Московской Бирже в 2024 году увеличилось до 35,1 млн человек.
Розничные инвесторы перестали быть пассивными игроками, превратившись в одного из крупнейших нетто-покупателей на рынке. В сентябре 2025 года частные инвесторы на вторичных биржевых торгах акциями стали крупнейшими покупателями, приобретя акции на 43,1 млрд рублей (максимальный месячный объем с 2022 года).
Население также активно инвестирует в долговой рынок, тем самым напрямую финансируя корпоративный и государственный сектор:
- Корпоративные облигации: Приобретено на 72,3 млрд рублей в сентябре 2025 года.
- Облигации федерального займа (ОФЗ): Приобретено на 61,4 млрд рублей в сентябре 2025 года.
Таким образом, фондовый рынок демонстрирует растущую способность мобилизовывать сбережения населения и направлять их непосредственно на финансирование инвестиционных потребностей корпораций и государства, обходя барьеры, создаваемые "короткой" ресурсной базой банков.
Заключение
Проведенный анализ подтверждает, что в период 2022–2025 годов Российская Федерация успешно переориентировала инвестиционный процесс на внутренние источники, добившись устойчивого и рекордного роста инвестиций в основной капитал (9,8% в 2023 г., 7,4% в 2024 г.).
Основной вывод заключается в том, что инвестиционная активность в значительной степени опирается на собственные средства корпоративного сектора (65,1%) и демонстрирует высокую концентрацию роста в приоритетных отраслях, таких как ИТ (рост инвестиций на 56,6% в 2024 г.), что соответствует стратегической цели формирования экономики предложения.
Доминирование самофинансирования остается краеугольным камнем, что делает критически важным совершенствование механизмов амортизации и налогового стимулирования.
Основные выводы по структуре и динамике:
- Доминирование корпоративных источников: Самофинансирование остается краеугольным камнем, что делает критически важным совершенствование механизмов амортизации и налогового стимулирования.
- Трансформационный потенциал налоговой реформы: Введение Федерального инвестиционного налогового вычета (ФИНВ) и увеличение повышающего коэффициента амортизации (с 1,5 до 2) с 2025 года являются мощными стимулами. Однако повышение ставки налога на прибыль (с 20% до 25%) требует тщательного мониторинга, чтобы чистый эффект для бизнеса оставался положительным, стимулируя реинвестирование.
- Эффективность госпрограмм: Институты развития и механизмы разделения рисков доказали свою результативность. Объем инвестиций в рамках СЗПК достиг 4,5 трлн рублей, что свидетельствует о способности государства привлекать крупные частные капиталовложения.
Критические барьеры и рекомендации:
Главным барьером для долгосрочного привлеченного финансирования является структурный дисбаланс в банковском секторе, вызванный жесткой денежно-кредитной политикой. Рост доли краткосрочных депозитов до 30% ограничивает способность банков выдавать долгосрочные инвестиционные кредиты.
Практические рекомендации по усилению мобилизации внутренних ресурсов:
- Смягчение структурного дисбаланса: Необходимо разрабатывать адресные механизмы, стимулирующие банки к привлечению долгосрочных пассивов (например, через субсидирование процентной ставки по долгосрочным депозитам или введение специальных регуляторных послаблений для банков, активно участвующих в долгосрочном проектном финансировании).
- Целевая поддержка фондового рынка: Для дальнейшей мобилизации 18,7 трлн рублей неорганизованных сбережений (М0) следует разработать новые, максимально простые и защищенные инструменты для частных инвесторов (например, расширение функционала ИИС), которые будут направлены на финансирование именно приоритетных, высокотехнологичных отраслей.
- Обеспечение положительного эффекта от ФИНВ: Необходимо обеспечить, чтобы административные процедуры получения ФИНВ были максимально упрощены, а общий стимулирующий эффект от налоговых изменений (ФИНВ плюс повышение амортизации) перевешивал повышение фискальной нагрузки, что критически важно для достижения цели 60%-го роста инвестиций к 2030 году.
Список использованной литературы
- Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (в ред. от 29.04.2008 № 58-ФЗ).
- Басовский, Л. Е. Экономическая оценка инвестиций : учеб. пособие / Л. Е. Басовский, Е. Н. Басовская. — М. : ИНФРА-М, 2008. — 241 с.
- Липсиц, И. В. Экономический анализ реальных инвестиций : учебник / И. В. Липсиц, В. В. Косов. — М. : Магистр, 2007. — 367 с.
- Ример, М. И. Экономическая оценка инвестиций : учебник. — СПб. : Питер, 2009. — 384 с.
- Международные экономические отношения : учебник / под ред. Н. Н. Ливенцева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ТК Велби, Проспект, 2008. — 504 с.
- Дмитриенко, Д. Байден назвал деловой климат преградой для прихода инвесторов в Россию // Ведомости. — 2011. — 10 марта. — С. 5.
- Инвестиционный климат России — привлекательность и проблемы // ФК Новости. — 2010. — 15 нояб.
- Кулькин, А. Инфраструктура технологического развития России: состояние, становление, перспективы // Инвестиции в России. — 2011. — № 3. — С. 12–14.
- Привалова, М. Что стоит на пути привлечения иностранных инвестиций в реальный сектор экономики России? // Финам. — 2009. — 26 нояб.
- Пудовкин, А. Инвестиционный климат России. Влияние кризиса и посткризисное развитие // Мировое и национальное хозяйство. — 2010. — № 2(13).
— С. 27–30.
- Федеральная служба государственной статистики (Росстат) : официальный сайт. — URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 09.10.2025).
- Interfax.ru : информационное агентство. — URL: https://www.interfax.ru (дата обращения: 09.10.2025).
- SberCIB : официальный сайт. — URL: https://www.sbercib.ru (дата обращения: 09.10.2025).
- Expobank : официальный сайт. — URL: https://www.expobank.ru (дата обращения: 09.10.2025).
- SDM.ru : официальный сайт СДМ-Банка. — URL: https://www.sdm.ru (дата обращения: 09.10.2025).
- Banki.ru : информационный портал. — URL: https://www.banki.ru (дата обращения: 09.10.2025).
- ResearchGate : социальная сеть для ученых. — URL: https://www.researchgate.net (дата обращения: 09.10.2025).
- КонсультантПлюс : справочная правовая система. — URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 09.10.2025).
- Главбух : профессиональный журнал для бухгалтеров. — URL: https://www.glavbukh.ru (дата обращения: 09.10.2025).
- UTmn.ru : официальный сайт Тюменского государственного университета. — URL: https://www.utmn.ru (дата обращения: 09.10.2025).
- Pravo.ru : информационный портал о праве. — URL: https://www.pravo.ru (дата обращения: 09.10.2025).
- PPPcenter.ru : Центр развития государственно-частного партнерства. — URL: https://www.pppcenter.ru (дата обращения: 09.10.2025).
- Kachkin.ru : официальный сайт. — URL: https://www.kachkin.ru (дата обращения: 09.10.2025).
- Frank Media : финансовое медиа. — URL: https://frankmedia.ru (дата обращения: 09.10.2025).
- Деловой мир : портал для предпринимателей. — URL: https://delovoymir.biz (дата обращения: 09.10.2025).
- БКС Экспресс : аналитический портал. — URL: https://www.bcs-express.ru (дата обращения: 09.10.2025).
- Sochum.ru : сайт социогуманитарных исследований. — URL: https://www.sochum.ru (дата обращения: 09.10.2025).