Введение: Актуальность, цели и структура исследования
В условиях нарастающего геополитического напряжения и беспрецедентного санкционного давления, инвестиционный климат Республики Беларусь претерпевает кардинальную трансформацию. Если до 2022 года страна ориентировалась на диверсификацию источников капитала и интеграцию в европейские рынки, то в период 2024–2025 годов происходит смещение фокуса на внутреннюю мобилизацию ресурсов, реинвестирование и углубление сотрудничества с восточными партнерами, в первую очередь с Российской Федерацией и странами ЕАЭС. Эта стратегическая переориентация является ключевым фактором, определяющим дальнейшее развитие экономики.
Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью комплексной оценки текущего состояния инвестиционной среды, которая, с одной стороны, демонстрирует устойчивость внутренних инвестиций в основной капитал, а с другой — сталкивается с критическими внешними ограничениями, выраженными в падении объемов прямых иностранных инвестиций (ПИИ) и низком суверенном кредитном рейтинге.
Цель работы — провести комплексный, статистически подтвержденный анализ динамики, структуры и институционально-правовых особенностей инвестиционного климата Республики Беларусь в период 2024–2025 годов и на этой основе разработать конкретные, измеримые пути совершенствования государственной инвестиционной политики.
Исследование структурировано таким образом, чтобы последовательно перейти от теоретического осмысления и анализа новейшей правовой базы к детальному статистическому анализу инвестиционных потоков, оценке текущей государственной политики, критической оценке системных барьеров и, наконец, к разработке практических рекомендаций.
Теоретико-методологические основы и институциональный каркас
Инвестиционный климат Республики Беларусь (РБ) традиционно определяется как совокупность политических, правовых, экономических и социальных условий, которые влияют на масштабы, структуру и, главное, эффективность инвестиционной деятельности. Согласно академическому подходу, он включает две ключевые составляющие: инвестиционный потенциал (наличие ресурсов, инфраструктуры, рабочей силы) и инвестиционный риск (вероятность потерь, связанная с политической нестабильностью, несовершенством законодательства или макроэкономическими факторами).
Договор займа и кредита в Республике Беларусь: Комплексный сравнительно-правовой ...
... современного подхода, который мы видим в Гражданском кодексе Республики Беларусь и Банковском кодексе Республики Беларусь, где эти два договора имеют свои уникальные характеристики, ... регулировать финансовые отношения. Договор займа по законодательству Республики Беларусь: Подробная характеристика В современном гражданском праве Республики Беларусь договор займа занимает одно из центральных мест ...
Для оценки текущего состояния инвестиционного климата в данной работе используются общепринятые методологические подходы, основанные на анализе:
- Институциональной среды: Анализ ключевых нормативно-правовых актов и преференциальных режимов (ПВТ, СЭЗ).
- Макроэкономических показателей: Динамика валового накопления основного капитала (ВНОК) и структуры ПИИ.
- Международных индикаторов: Позиции страны в международных рейтингах (Moody’s, S&P).
Новации в инвестиционном законодательстве (Закон № 350-З от 2024 г.)
Основой для актуализации инвестиционного законодательства в 2024 году стала новая редакция Закона Республики Беларусь «Об инвестициях» (Закон № 350-З от 8 января 2024 года), которая вступила в силу с 11 июля 2024 года. Это ключевой институциональный фактор, определяющий правила игры для инвесторов.
Новый закон фокусируется на повышении прозрачности и гарантий, вводя три основных механизма реализации инвестиционных проектов с предоставлением льгот:
Механизм реализации проекта | Описание и сфера применения | Ключевые требования и особенности |
---|---|---|
Инвестиционный договор | Классический механизм, предусматривающий заключение прямого соглашения с Республикой Беларусь. | Гарантирует инвестору получение широкого спектра льгот и преференций, включая земельные участки без аукциона. |
Специальный инвестиционный договор (СИД) | Предназначен для крупных, стратегически важных проектов, требующих особого государственного участия. | Особый порядок заключения, повышенные требования к объему и значимости проекта. |
Преференциальный инвестиционный проект | Новый механизм, направленный на стимулирование внутреннего капитала и проектов в регионах. | Доступен только для белорусских юридических лиц; реализуется на территории РБ (за исключением г. Минска). |
Критически важной новацией является введение «стабилизационной оговорки» в рамках обновленного института инвестиционных договоров. Эта оговорка предоставляет инвестору гарантию от неблагоприятного изменения налогового законодательства в течение 5 лет с даты вступления договора в силу. В условиях высокой регуляторной неопределенности этот инструмент призван снизить правовые риски и повысить предсказуемость ведения бизнеса, что является прямой выгодой для долгосрочного планирования.
Кроме того, для реализации преференциального инвестиционного проекта установлены четкие минимальные объемы инвестиций, которые варьируются в зависимости от сектора экономики и исчисляются в базовых величинах (БВ).
Например, в высокотехнологичных отраслях и сельском хозяйстве минимальный объем может составлять от 1 млн БВ, тогда как в горнодобывающей промышленности — до 6 млн БВ.
Анализ действующих преференциальных режимов
Инвестиционный климат РБ также формируется за счет целого ряда преференциальных режимов, созданных для точечного привлечения капитала в высокотехнологичные и экспортно-ориентированные сферы.
- Парк высоких технологий (ПВТ): Остается флагманом белорусской IT-индустрии и ключевым магнитом для экспорта услуг. Ключевые налоговые преференции для резидентов ПВТ включают полное освобождение от НДС и налога на прибыль (ставка 0%).
Кроме того, взносы в Фонд социальной защиты населения (ФСЗН) уплачиваются исходя из средней заработной платы по стране, а не из фактической, часто высокой, зарплаты IT-специалистов.
- Свободные экономические зоны (СЭЗ): Ориентированы на производственную и логистическую деятельность, предлагая льготы по налогу на прибыль, земельному налогу и налогу на недвижимость.
- Индустриальный парк «Великий Камень»: Специализируется на высокотехнологичных и инновационных проектах, предлагая один из самых благоприятных налоговых режимов в регионе.
Таким образом, институциональный каркас РБ демонстрирует двухуровневую систему: общие гарантии, обновленные Законом № 350-З, и узкоспециализированные преференциальные режимы, нацеленные на развитие экспорта и инноваций.
Комплексный анализ динамики и структуры инвестиций в Беларуси (2023–2025 гг.)
Период 2023–2025 годов ознаменован изменением как динамики, так и структуры инвестиционных потоков в Республике Беларусь. Анализ статистики Белстата позволяет выявить ключевые тенденции, в том числе структурные особенности, которые маскируются за общими цифрами.
Оценка объемов и формы иностранных инвестиций
Согласно данным Белстата, в 2024 году иностранные инвесторы вложили в реальный сектор экономики Беларуси (без учета банков) 6,9 млрд долларов США. Однако этот объем представляет собой сокращение на 10,4% по сравнению с 2023 годом, когда объем составлял 7,7 млрд долларов США. Это сокращение прямо связывается с влиянием санкционных ограничений и уходом западного капитала.
Важнейшая структурная особенность инвестиционных потоков кроется в составе прямых иностранных инвестиций (ПИИ).
В 2024 году ПИИ составили 5,2 млрд долларов США (74,8% от общего объема иностранных инвестиций).
Критический акцент: Реинвестирование прибыли
В структуре ПИИ за первое полугодие 2024 года основной формой поступления средств стало реинвестирование прибыли. Объем реинвестированных средств превысил 1,56 млрд долларов США, составив 50,9% от общего объема ПИИ.
Это критический аналитический вывод: хотя Беларусь продолжает привлекать значительные объемы ПИИ, более половины этих средств — это не новый, «зеленый» капитал, а средства, заработанные и оставленные в стране уже действующими иностранными предприятиями для модернизации и расширения. Почему же мы не видим притока принципиально новых инвестиционных проектов с нуля? Ответ кроется в высоком уровне геополитического риска и регуляторной неопределенности, которые отпугивают новых игроков.
Это свидетельствует о лояльности и уверенности существующих инвесторов, но одновременно указывает на значительные трудности с привлечением принципиально новых инвестиционных проектов с нуля.
Географическая и отраслевая структура инвестиций
География инвестиций кардинально изменилась, отражая геополитический сдвиг. Ключевыми инвесторами в 2024 году стали субъекты хозяйствования:
- Российская Федерация: около 24,9% всех иностранных вложений.
- Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ): 14,3%.
- Кипр: 13,1%.
Данные за I квартал 2024 года подчеркивают эту тенденцию: 57% иностранных инвестиций поступило от России.
Параллельно наблюдается тенденция кратного наращивания исходящих ПИИ из Беларуси. Так, 69% исходящих ПИИ из Беларуси в I квартале 2024 года было направлено в торговлю Российской Федерации. Этот факт указывает на формирование устойчивого экономического «коридора» и переориентацию белорусского бизнеса на российский рынок, где он видит большую стабильность и потенциал роста в текущих условиях.
Структура инвестиций в основной капитал
В отличие от иностранных инвестиций, которые сокращаются, внутренние инвестиции в основной капитал (ВНОК) демонстрируют устойчивость, что является приоритетом государственной политики.
Одной из позитивных тенденций, подтвержденных Правительством РБ, является рост доли инвестиций в активную часть фондов, то есть в машины и оборудование.
Анализ структуры ВНОК показывает, что в 2024 году значительные средства направлялись на техническое перевооружение и модернизацию существующих производств. Это можно представить как качественное улучшение структуры инвестиций, поскольку вложения в машины и оборудование (активная часть фондов) имеют более высокий мультипликативный эффект для производительности труда и технологичности экономики, чем, например, вложения в строительно-монтажные работы (пассивная часть).
Показатель | 2023 г. (факт, %) | 2024 г. (оценка, %) | Изменение (п.п.) |
---|---|---|---|
Доля инвестиций в машины и оборудование | 38.5 | 40.2 | +1.7 |
Доля инвестиций в строительно-монтажные работы | 45.1 | 43.5 | -1.6 |
Источник: Аналитические оценки на основе данных Белстата и официальных отчетов.
Рост доли инвестиций в машины и оборудование на 1,7 процентных пункта (п.п.) свидетельствует о смещении фокуса с экстенсивного расширения на интенсивную модернизацию.
Государственная инвестиционная политика: Приоритеты и механизмы стимулирования
Государственная инвестиционная политика в 2024–2025 годах характеризуется централизованным планированием, направленным на реализацию важнейших социальных и инфраструктурных проектов, а также точечным стимулированием высокотехнологичных и региональных производств.
Реализация Государственных инвестиционных программ (2024–2025 гг.)
Ключевым инструментом прямого государственного инвестирования является Государственная инвестиционная программа (ГИП). Указами Президента РБ (№ 119 от 29 марта 2024 года и № 49 от 5 февраля 2025 года) были утверждены ГИП на соответствующие годы.
На финансирование объектов, включенных в ГИП на 2024 год, предусмотрено около 2,1 млрд BYN.
Анализ распределения финансирования показывает, что более 80% от общего объема средств направляется на реализацию важнейших государственных программ, которые имеют преимущественно инфраструктурно-социальную направленность, а не коммерчески-инновационную:
- «Дороги Беларуси» (развитие транспортной инфраструктуры).
- «Здоровье народа и демографическая безопасность» (строительство и модернизация медицинских учреждений).
- «Образование и молодежная политика» (объекты социальной сферы).
Это указывает на то, что государственный капитал используется, в первую очередь, для выполнения социальных обязательств и поддержания базовой инфраструктуры, а привлечение частного и иностранного капитала должно закрывать потребности в производственных и высокотехнологичных инвестициях.
Приоритетные виды деятельности и региональные стимулы
Для того чтобы максимально эффективно использовать ограниченные преференции, Правительство Постановлением Совета Министров № 417 от 13 июня 2024 года определило перечень приоритетных видов деятельности (секторов экономики), на которые распространяются основные инвестиционные льготы.
Этот перечень отражает стратегический курс на развитие экономики знаний и импортозамещение:
- Информационно-коммуникационные и компьютерные технологии.
- Технологии больших данных, искусственный интеллект, робототехника и беспилотные системы.
- Аэрокосмические технологии.
- Производство на основе применения биотехнологий и нанотехнологий.
- Производство автомобильного электротранспорта, комплектующих для него и зарядной инфраструктуры.
Для проектов в этих приоритетных сферах предусмотрен механизм снижения минимального порога инвестиций в основной капитал (менее 70% от стандартного минимального объема, который начинается от 1 млн БВ), что делает их более доступными для инвесторов.
В рамках региональной инвестиционной политики законодательство также предусматривает предоставление государственной финансовой поддержки в виде бюджетных трансфертов для возмещения части затрат по инвестиционным проектам, реализуемым на территории отдельных районов, что является важным инструментом выравнивания социально-экономического развития регионов.
Критическая оценка барьеров и рисков инвестиционного климата
Для академического анализа необходимо сопоставить усилия государства по стимулированию инвестиций с объективными оценками международных структур и экспертного сообщества, которые указывают на существенные системные барьеры и риски.
Влияние геополитики и суверенные кредитные риски
Главным индикатором восприятия внешними рынками инвестиционной среды страны является ее суверенный кредитный рейтинг. В этом отношении Беларусь сталкивается с критически низкими оценками:
Агентство | Дата оценки | Рейтинг | Прогноз/Статус | Аналитическая интерпретация |
---|---|---|---|---|
Moody’s | Апрель 2024 г. | C | Стабильный | Самый низкий рейтинг, отражающий очень высокий риск дефолта и ограниченную способность обслуживать долг в условиях санкций. Рейтинг был понижен с Ca в июне 2023 г. |
Standard & Poor’s (S&P) | Сентябрь 2023 г. | Приостановлен | Приостановлен | Отсутствие достаточной и своевременной информации, необходимой для поддержания рейтинга. |
АКРА (РФ) | Октябрь 2024 г. | B+ (междунар.) | Стабильный | Подтверждение рейтингов облигаций, отмечающее поддержку от интеграции с Россией, но ограничивающийся сокращением фискальных резервов. |
Рейтинг Moody’s на уровне ‘C’ является сигналом для мировых инвесторов о том, что инвестирование в РБ сопряжено с чрезвычайно высоким риском. Это ограничивает доступ Беларуси к мировым финансовым рынкам, делает заимствования крайне дорогими и фактически перекрывает приток «длинных» денег от западных финансовых институтов и крупных фондов.
Системные и регуляторные барьеры (Позиция экспертов)
Помимо внешних геополитических рисков, экспертное сообщество (включая экономистов и бизнес-ассоциации) выделяет ряд внутренних системных барьеров, которые негативно влияют на инвестиционную активность. Главная из них — необходимость устранения нормативных ограничений для притока иностранных инвестиций по приемлемой стоимости. В этот спектр проблем входят:
- Жесткий ценовой контроль: Введенные в 2022–2023 годах меры по тотальному регулированию цен, хотя и направлены на сдерживание инфляции, создают значительные риски для инвесторов. Ценовой контроль искажает рыночные сигналы, снижает норму прибыли и ограничивает возможности фирм по реинвестированию, тем самым подрывая финансовую устойчивость компаний.
- Ситуативность экономической политики: Инвесторы ценят предсказуемость. Частые и резкие изменения в регуляторной среде, налоговом законодательстве или таможенных правилах, даже если они ��аправлены на улучшение, создают атмосферу неопределенности и повышают транзакционные издержки.
- Административные барьеры: Несмотря на усилия по цифровизации, проблемы с получением разрешительной документации, подключением к инфраструктуре и административное давление остаются сдерживающими факторами.
В совокупности эти факторы объясняют, почему, несмотря на привлекательные налоговые льготы в ПВТ и СЭЗ, приток нового иностранного капитала остается низким, а инвестиции осуществляются преимущественно за счет реинвестирования уже находящейся в стране прибыли.
Разработка стратегических путей улучшения инвестиционного климата
На основе проведенного анализа, который выявил структурную проблему (доминирование реинвестирования над новым притоком капитала) и критические внешние риски (рейтинг ‘C’), необходима разработка конкретных и измеримых предложений по совершенствованию инвестиционной политики.
Совершенствование региональной политики через ESG-кластерный подход
Для стимулирования устойчивого и сбалансированного роста, а также для повышения инвестиционного имиджа страны в долгосрочной перспективе, необходимо интегрировать концепцию ESG (Environmental, Social, Governance) в основу регионального инвестиционного планирования.
Обоснование: Кластерный подход, основанный на ESG-принципах, позволяет не просто привлекать инвестиции, а формировать устойчивые производственные цепочки, ориентированные на экологичность, социальную ответственность и прозрачность управления. Это особенно важно для регионов, где требуется диверсификация экономики.
Практическое предложение — «Региональная инициатива»
В качестве конкретного инструмента предлагается усилить новую инициативу «Региональная инициатива», которая уже созвучна ESG-концепции и направлена на поддержку инвестиционных проектов субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) в регионах (за исключением Минска и областных центров).
Для повышения эффективности необходимо:
- Сфокусировать поддержку: Предоставлять приоритетные финансовые и административные преференции проектам МСП в секторах, которые имеют высокую социальную и экологическую значимость: производство, туризм и медицина.
- Инструменты поддержки: Обеспечить доступ к льготным кредитам, возмещению части затрат на создание инфраструктуры (в рамках региональной инвестиционной политики) и упрощенный административный порядок регистрации.
- ESG-критерии: Ввести обязательные, но адаптивные ESG-критерии для получения максимальных льгот по «Региональной инициативе» (например, использование зеленых технологий, создание рабочих мест с достойными условиями труда).
Формирование дополнительных источников инвестиционных ресурсов
В условиях ограниченного доступа к внешнему капиталу критически важным становится мобилизация внутренних инвестиционных ресурсов.
Предложение — Стимулирование развития краудиндустрии
Одним из перспективных, но пока слабо развитых инструментов является краудиндустрия (краудфандинг), который позволяет привлекать капитал от широкого круга внутренних инвесторов (физических лиц и небольших компаний) для финансирования стартапов и региональных проектов МСП. Успешный запуск этого механизма может стать мощным драйвером для регионального бизнеса, замещающим недостаток западных ПИИ.
Для эффективного запуска краудиндустрии необходимо:
- Создание правовой базы: Обеспечить прозрачность и надежность механизмов краудфандинга, защищая права микроинвесторов.
- Посредничество банковских учреждений: Стимулировать коммерческие банки к созданию специализированных краудфандинговых платформ и интеграции крауд-проектов в свою продуктовую линейку.
- Удешевление кредитных продуктов: Банки могут использовать средства, привлеченные через краудфандинг, в качестве частичного обеспечения или источника фондирования для удешевления кредитных продуктов, предоставляемых МСП, которые успешно прошли кампанию краудфандинга. Это позволит снизить процентную ставку, делая кредиты более доступными для региональных производственных проектов.
- Государственное софинансирование: Рассмотреть возможность государственного софинансирования успешных крауд-проектов в приоритетных секторах (ИКТ, биотехнологии) на региональном уровне, что послужит дополнительной гарантией для частных инвесторов.
Заключение
Инвестиционный климат Республики Беларусь в 2024–2025 годах находится в состоянии критического равновесия. С одной стороны, государство демонстрирует системный подход к регулированию, выраженный в обновлении Закона «Об инвестициях» (2024 г.) и фокусировке на высокотехнологичных и региональных приоритетах. Это привело к устойчивому росту инвестиций в основной капитал, особенно в его активную часть (машины и оборудование).
С другой стороны, макроэкономическая картина омрачена доминированием реинвестирования прибыли (более 50% ПИИ), что сигнализирует о стагнации в привлечении нового «зеленого» капитала. Внешние риски, закрепленные суверенным кредитным рейтингом Moody’s ‘C’ (самый низкий уровень), и системные барьеры (ценовой контроль, регуляторная ситуативность) продолжают ограничивать доступ к мировому финансовому рынку.
Разработанные пути совершенствования государственной политики направлены на закрытие этих структурных дисбалансов. Предложения по внедрению **ESG-кластерного подхода** и активизации «Региональной инициативы» для МСП, а также стимулирование краудиндустрии как дополнительного источника внутреннего финансирования, являются логичным развитием новейшего инвестиционного законодательства. Их реализация позволит не только смягчить негативное влияние внешних факторов, но и повысить качество, устойчивость и региональную сбалансированность инвестиционных процессов в Республике Беларусь.
Список использованной литературы
- АКРА ПОДТВЕРДИЛО КРЕДИТНЫЕ РЕЙТИНГИ ВЫПУСКА ОБЛИГАЦИЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ… URL: https://www.acra-ratings.ru/press-releases/5137/ (дата обращения: 09.10.2025).
- БЕЛАРУСЬ — КРЕДИТНЫЙ РЕЙТИНГ. URL: https://ru.tradingeconomics.com/belarus/rating (дата обращения: 09.10.2025).
- Белстат рассказал, сколько инвесторы вложили в Беларусь в 2024 году. URL: https://novosti-belarusi.com/novosti/1335-belstat-rasskazal-skolko-investory-vlozhili-v-belarus-v-2024-godu.html (дата обращения: 09.10.2025).
- В каких секторах экономики инвесторы смогут рассчитывать на преференции. URL: https://neg.by/novosti/arhiv/iyun-2024/v-kakih-sektorah-ekonomiki-investory-smogut-rasschityvat-na-preferencii (дата обращения: 09.10.2025).
- Государственная инвестиционная программа на 2024 год: Указ Президента Республики Беларусь от 29 марта 2024 г. № 119. URL: https://president.gov.by/ru/documents/ukaz-prezidenta-respubliki-belarus-ot-29-marta-2024-g-119 (дата обращения: 09.10.2025).
- Информация к Закону Республики Беларусь от 8 января 2024 г. № 350-З | Комментарии | Министерство экономики Республики Беларусь. URL: https://economy.gov.by/ru/news-ru/informatsiya-k-zakonu-respubliki-belarus-ot-8-yanvarya-2024g-350-z-kommentarii-ru/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Иностранные инвестиции снижаются, белорусские за рубеж – растут. URL: https://neg.by/novosti/arhiv/may-2024/inostrannye-investicii-snizhajutsja-belorusskie-za-rubezh-rastut (дата обращения: 09.10.2025).
- МНС о новой редакции Закона об инвестициях. URL: https://www.pravo.by/novosti/novosti-pravo-by/2024/july/92804/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Назван объем иностранных инвестиций в экономику Беларуси за 2024 год. URL: https://www.myfin.by/stati/nazvan-obem-inostrannyh-investiciy-v-ekonomiku-belarusi-za-2024-god (дата обращения: 09.10.2025).
- НОВАЦИИ в инвестиционном законодательстве Республики Беларусь. URL: http://vitebsk-region.gov.by/ru/innovatsii-v-investitsionnom-zakonodatelstve-respubliki-belarus/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Объем иностранных инвестиций в 2024 году в Беларуси сократился на $800 млн. URL: https://officelife.media/news/obem-inostrannykh-investitsiy-v-2024-godu-v-belarusi-sokratilsya-na-800-mln/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Повышение инвестиционной привлекательности и развитие кластеров в Республике Беларусь на основе концепции ESG. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-investitsionnoy-privlekatelnosti-i-razvitie-klasterov-v-respublike-belarus-na-osnove-kontseptsii-esg/viewer (дата обращения: 09.10.2025).
- Повышение инвестиционной привлекательности Республики Беларусь. URL: https://belnauka.by/sites/default/files/2021-02/107-113.pdf (дата обращения: 09.10.2025).
- Правительство определило приоритетные виды деятельности для осуществления инвестиций. URL: https://pravo.by/novosti/novosti-pravo-by/2024/june/92667/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Прямые иностранные инвестиции на чистой основе (без учета задолженности…) | Белстат. URL: https://www.belstat.gov.by/ (дата обращения: 09.10.2025).
- ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. URL: https://bseu.by/sites/default/files/2020-09/171-177.pdf (дата обращения: 09.10.2025).
- S&P приостановило действие рейтингов Белоруссии из-за недостатка информации. URL: https://www.interfax.ru/business/920150 (дата обращения: 09.10.2025).