Индексация денежных доходов населения Российской Федерации: Анализ механизма, правового регулирования и экономической эффективности в 2024-2025 гг.

Курсовая работа

Введение: Теоретические основы и актуальность исследования

Одной из фундаментальных государственных гарантий, закрепленных в российском законодательстве, является обеспечение повышения уровня реального содержания денежных доходов населения. В контексте современной российской экономики, характеризующейся высокой волатильностью инфляционных процессов, механизм индексации выступает ключевым инструментом социальной политики, призванным компенсировать снижение покупательной способности доходов граждан.

В соответствии с частью 6 статьи 75 Конституции Российской Федерации (поправка 2020 года), в стране гарантируются обязательное социальное страхование, адресная социальная поддержка и индексация социальных пособий и иных выплат. Аналогичная императивная норма содержится в статье 134 Трудового кодекса РФ, устанавливающей обязанность всех работодателей, независимо от формы собственности, проводить индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен.

Актуальность данного исследования определяется двумя ключевыми факторами: во-первых, необходимостью оценки эффективности механизма индексации на фоне значительной годовой инфляции (индекс потребительских цен (ИПЦ) в декабре 2024 года достиг 9,52%); во-вторых, системными изменениями в социальном законодательстве, включая возобновление индексации пенсий работающим пенсионерам с 2025 года и существенное повышение величины прожиточного минимума. Цель работы — провести комплексный аналитический обзор и дать оценку современному механизму, правовому регулированию, эффективности и социально-экономическим последствиям индексации денежных доходов в Российской Федерации в 2024-2025 годах, уделяя особое внимание выявлению правовых противоречий в частном секторе и критическому анализу пенсионной индексации.

Правовое регулирование индексации заработной платы в государственном и частном секторах

Правовая база индексации доходов в России построена на принципе дуализма: механизм для бюджетной сферы строго централизован и регулируется Правительством, тогда как в частном секторе он носит децентрализованный характер, основанный на локальном нормотворчестве. Обязанность индексировать заработную плату является одной из основных государственных гарантий по оплате труда, и ее императивный характер был подтвержден Конституционным Судом РФ (Определение от 19.11.2015 № 2618-О), который указал, что все работодатели, независимо от организационно-правовой формы, обязаны обеспечивать повышение реального содержания заработной платы.

6 стр., 2949 слов

Заработная плата в современной российской экономике: теоретические ...

... индексации. Выявить и проанализировать основные факторы, определяющие современную дифференциацию заработной платы в РФ. Теоретические основы и классификация заработной платы Экономическая сущность и функции заработной платы Экономическая сущность заработной платы ... 2025 гг. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: Раскрыть теоретические подходы к сущности заработной платы ...

Однако процедура реализации этой обязанности существенно различается. Чтобы понять истинное положение дел, следует рассмотреть, каким образом эти различия влияют на реальную практику и стабильность доходов граждан.

Механизм индексации для работников бюджетной сферы

Для работников, чья заработная плата финансируется из бюджета (федеральные, региональные, муниципальные казенные, бюджетные и автономные учреждения), индексация проводится в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами.

Исторически индексация в бюджетном секторе привязана к прогнозируемому или фактическому уровню инфляции и реализуется через распоряжения Правительства РФ. Например, индексация оплаты труда гражданского персонала воинских частей, федеральных казенных, бюджетных и автономных учреждений регулируется Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583.

На 2025 год запланировано повышение окладов военнослужащих и работников госорганов, которое превышает первоначальные прогнозы. Так, на основании Распоряжения Правительства РФ от 01.08.2025 N 2071-р, с 1 октября 2025 года планируется повышение окладов с коэффициентом 1,076 (7,6%). Такой коэффициент, превышающий исходные 4,5%, отражает пересмотр прогноза инфляции и является прямым механизмом компенсации роста потребительских цен, обеспечивающим прозрачность и гарантированность выплат.

Порядок установления индексации в организациях внебюджетного сектора

В частном секторе обязанность индексации сохраняется, но порядок ее проведения отдан на откуп самим организациям. В соответствии со статьей 134 Трудового кодекса РФ, порядок индексации устанавливается коллективным договором, соглашениями или локальными нормативными актами (ЛНА) организации.

Ключевая проблема заключается в том, что ТК РФ не устанавливает ни минимальный размер индексации, ни ее периодичность, ни привязку к конкретному показателю инфляции. Работодатель вправе выбрать, какой показатель ИПЦ использовать (по РФ в целом или по региону), что подтверждается, например, Письмом Минтруда № 14-1/ООГ-10305 от 24.12.2018. Если в ЛНА работодателя порядок индексации не установлен, это рассматривается как прямое нарушение трудового законодательства. За это нарушение предусмотрена административная ответственность по части 1 статьи 5.27 КоАП РФ, которая влечет наложение штрафа на юридических лиц в размере от 30 000 до 50 000 рублей. Таким образом, хотя у работодателя есть свобода в выборе способа индексации, отсутствует свобода в выборе наличия самой процедуры, что обуславливает необходимость строгого следования букве закона.

Критический анализ судебной практики и противоречий в частном секторе

Правовая коллизия между императивным требованием индексации и правом работодателя самостоятельно определять ее порядок породила обширную и зачастую противоречивую судебную практику. Анализ судебных решений позволяет выявить границы допустимого поведения частных компаний.

Допустимые формы исполнения обязанности: оклады vs. премии

Верховный Суд РФ последовательно указывает, что работодатель может исполнять свою обязанность по повышению реального содержания заработной платы не только через прямую индексацию, привязанную к ИПЦ, но и другими способами, например, путем периодического повышения окладов, тарифных ставок или выплаты стимулирующих премий.

Однако это возможно только при строгом соблюдении одного условия: способ повышения реального содержания заработной платы должен быть четко зафиксирован в локальном нормативном акте или коллективном договоре организации.

Пример из практики: В Определении ВС РФ от 08.04.2019 N 89-КГ18-14 подчеркивается, что если работодатель ссылается на повышение окладов и стимулирующих выплат как на реализацию права на повышение реального уровня содержания заработной платы, он должен доказать, что именно такой способ индексации был документально закреплен. Если в ЛНА просто указана обязанность индексации, но не описан механизм, а компания лишь периодически повышает оклады по своему усмотрению, это может быть признано неисполнением статьи 134 Трудового кодекса РФ.

Суды, например, Третий и Девятый КСОЮ, признают допустимым исполнение обязанности через периодическое увеличение окладов, если это оформлено как механизм индексации. Таким образом, индексация в частном секторе часто становится не автоматическим механизмом, а частью общего процесса повышения оплаты труда, что, однако, требует надлежащего документального оформления, игнорирование которого ведет к административным штрафам и судебным тяжбам.

Допустимая периодичность индексации по судебным прецедентам

Самым острым вопросом является допустимая периодичность проведения индексации. Позиция Роструда обычно исходит из того, что непроведение индексации в течение календарного года является нарушением. Тем не менее, судебные органы демонстрируют гибкость в этом вопросе.

Существуют прецеденты, которые задают границы разумной периодичности:

  • Индексация раз в четыре года, как правило, признается судами недостаточной и нарушающей право работников.
  • Однако Определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 10.08.2023 № 88-7170/2023 признало допустимым проведение индексации заработной платы один раз в три года для некоторых организаций. Суд посчитал, что если такой порядок зафиксирован в ЛНА, он не противоречит законодательству, поскольку обязанность по повышению реального содержания заработной платы исполняется, пусть и с некоторой отсрочкой.

Этот прецедент имеет огромное значение для частного сектора, поскольку он предоставляет компаниям правовую лазейку для снижения административной нагрузки, связанной с ежегодными расчетами и пересмотром зарплат, при условии, что они не затягивают этот процесс на слишком долгий срок. Но возникает ли при этом у работника ощущение справедливости и защищенности своего дохода?

Субъект регулирования Правовая основа Привязка индексации Допустимая периодичность (по практике)
Бюджетный сектор ТК РФ, Постановления и Распоряжения Правительства РФ (напр., № 2071-р) Прогнозируемый ИПЦ Ежегодно (или по специальному распоряжению)
Внебюджетный сектор ТК РФ, ЛНА, Коллективный договор Определяется ЛНА (обычно ИПЦ по РФ/региону) Ежегодно (рекомендация), но допустимо раз в 3 года (по судебным прецедентам)

Индексация пенсий и социальных трансфертов в 2024-2025 гг. и ее макроэкономические последствия

Система индексации пенсий и социальных выплат в России отличается централизованным подходом и является одним из наиболее значимых факторов, влияющих на динамику доходов наименее защищенных слоев населения. Период 2024–2025 годов ознаменовался рядом важных решений, направленных на повышение социальной поддержки.

Индексация страховых и социальных пенсий (2024-2025)

Индексация пенсий неработающим пенсионерам проводится ежегодно с 1 января. Она привязана к уровню фактической или прогнозируемой инфляции.

  • 1 января 2024 года страховые пенсии неработающим пенсионерам были проиндексированы на 7,5%, что соответствовало прогнозируемому уровню инфляции за 2023 год.
  • 1 апреля 2024 года социальные пенсии, назначаемые по Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ, также были проиндексированы на 7,5%, исходя из темпов роста прожиточного минимума пенсионеров за прошедший год.

На 2025 год также запланирована существенная индексация, поскольку прогнозируемый коэффициент индексации страховых пенсий с января 2025 года составляет 7,3%. Эти меры направлены на поддержание покупательной способности пенсионеров, однако их эффективность в полной мере раскрывается при анализе реальных доходов.

Возобновление индексации пенсий работающим пенсионерам

Ключевым социально-политическим решением, принятым в середине 2024 года, стало возобновление индексации пенсий работающим пенсионерам с 1 января 2025 года (Федеральный закон № 173-ФЗ от 08.07.2024).

Эта мера, приостановленная в 2016 году, призвана не только улучшить материальное положение данной категории граждан, но и стимулировать их к продолжению трудовой деятельности в условиях острого кадрового дефицита.

Механизм реализации:

  1. Индексация с 2025 года будет проводиться по единым правилам с неработающими пенсионерами.
  2. Размер индексации будет исчисляться от суммы пенсии с учетом всех пропущенных повышений за период 2016–2024 годов.
  3. С 1 января 2025 года стоимость индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) увеличена на 9,5% и составила 145,69 рубля, а размер фиксированной выплаты к страховой пенсии – 8 907,70 рубля.

Макроэкономические последствия:
Возобновление индексации требует значительных бюджетных расходов. Согласно расчетам законодателя, эта мера потребует около 96,5 млрд руб. в 2025 году и увеличится до 177 млрд руб. в 2026 году. Такое масштабное увеличение социальных трансфертов является важным макроэкономическим фактором, увеличивающим совокупный спрос и оказывающим, по мнению экономистов, умеренное инфляционное давление, но в целом способствующим смягчению денежно-кредитной политики Банка России.

Эффективность индексации как инструмента защиты реальных доходов и академическая критика

Оценка эффективности индексации как инструмента социальной защиты требует сравнения темпов роста доходов с темпами роста потребительских цен (ИПЦ).

Анализ последних данных Росстата и ЦБ РФ показывает неоднозначную картину.

Динамика ИПЦ, номинальных и реальных располагаемых доходов

Для оценки эффективности индексации используется показатель реальных располагаемых денежных доходов (РРДД), который отражает доходы населения за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен.

По итогам 2024 года, несмотря на высокую инфляцию, наблюдался значительный рост реальных доходов:

Показатель Период Значение Источник
Годовая инфляция (ИПЦ) Декабрь 2024 г. к Декабрю 2023 г. 9,52% Банк России
Рост РРДД 2024 г. к 2023 г. 7,3% Росстат
Номинальная ЗП (рост) Ноябрь 2024 г. (г/г) 16,8% Росстат

Сравнение показывает, что рост реальных доходов (7,3%) оказался ниже уровня годовой инфляции (9,52%), что теоретически означает снижение покупательной способности. Однако это снижение не является равномерным и обусловлено сложными макроэкономическими процессами.

Причины высокого роста номинальных доходов:

Высокий рост номинальной заработной платы (16,8% в ноябре 2024 года) — основной драйвер роста РРДД. Этот рост в значительной степени превышает индексационные коэффициенты, установленные государством, и объясняется двумя ключевыми факторами:

  1. Кадровый дефицит: Острый дефицит рабочей силы на рынке труда вынуждает работодателей (особенно в секторах, связанных с гособоронзаказом и высокотехнологичным производством) значительно повышать заработные платы, что опережает рост производительности труда.
  2. Высокая ключевая ставка: Высокая ключевая ставка, поддерживаемая ЦБ РФ для борьбы с инфляцией, привела к росту доходов от собственности (проценты по банковским вкладам), что также позитивно сказалось на структуре РРДД.

Таким образом, общий рост реальных доходов в 2024 году был обеспечен не столько государственным механизмом индексации, сколько рыночными факторами (дефицит труда) и монетарной политикой (высокие ставки).

Стоит ли в таком случае полагаться только на государственное регулирование в вопросах защиты доходов?

Критика механизма индексации пенсий и проблема коэффициента замещения

В академических кругах существует серьезная критика используемого в России механизма индексации страховых пенсий.

Проблема индексации по ИПЦ:
Научные исследования (например, Сафонов, 2022; Орещенкова, 2025) указывают, что ориентация индексации страховых пенсий исключительно на Индекс потребительских цен (ИПЦ) не соответствует принципам пенсионного страхования континентального типа, где основной ориентир — рост средней заработной платы. Пенсионное страхование предполагает сохранение утраченного заработка.

Индексация на уровень инфляции, а не на рост фонда оплаты труда, приводит к систематическому снижению коэффициента замещения — отношения среднего размера пенсии к средней заработной плате.

Вывод академического анализа: Использование ИПЦ для индексации пенсий искажает принципы солидарного пенсионного страхования и ведет к снижению коэффициента замещения ниже целевых показателей, не обеспечивая адекватности пенсионных выплат в долгосрочной перспективе. Иными словами, хотя индексация компенсирует инфляцию, она не позволяет пенсионерам сохранять свой относительный уровень жизни по сравнению с работающим населением, что ставит под сомнение долгосрочную социальную справедливость механизма.

Альтернативные меры социальной защиты и их роль

Наряду с индексацией, важным инструментом защиты доходов и борьбы с бедностью являются адресные социальные меры, привязанные к величине прожиточного минимума (ПМ).

Эти меры обладают более точечным воздействием и демонстрируют высокую эффективность в последние годы.

Роль прожиточного минимума (ПМ) и адресных выплат

Адресные меры социальной поддержки, такие как ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка (охватывает около 10,5 млн детей) и социальный контракт (охват около 648 тыс. граждан), являются ключевыми в стратегии снижения бедности.

Эффективность этих мер подтверждается официальной статистикой: показатель уровня бедности в России по итогам 2024 года снизился до исторического минимума — 7,2%. Это является прямым следствием перехода от униве��сальных к более сфокусированным на нуждающихся группах инструментам.

Усиление роли ПМ в 2025 году:
С 1 января 2025 года величина прожиточного минимума была существенно увеличена. На основании Постановления Правительства РФ от 12.06.2024 N 789, ПМ в целом по России увеличивается на 14,8% и составит 17 733 рубля на душу населения.

Социально-демографическая группа Прожиточный минимум с 01.01.2025 Увеличение (в %)*
На душу населения 17 733 руб. 14,8%
Трудоспособное население 19 329 руб. 14,8%
Пенсионеры 15 250 руб. 14,8%
Дети 17 201 руб. 14,8%
*Сравнение с предыдущим годом

Такое значительное повышение ПМ, которое легло в основу расчета многих социальных выплат, демонстрирует, что адресная поддержка, привязанная к высокому порогу ПМ, в некоторых случаях оказывается более эффективным инструментом повышения реальных доходов наименее обеспеченных граждан, чем универсальная индексация. Для повышения "отзывчивости" ПМ к реальной инфляции, планируется изменение методики его расчета с 2026 года: он будет индексироваться на основе фактической инфляции за предыдущий год.

Выводы и перспективы развития механизма индексации

Проведенный анализ современного механизма индексации денежных доходов в РФ в 2024–2025 гг. позволяет сделать следующие ключевые выводы:

  1. Императивность и дифференциация регулирования: Обязанность по индексации доходов носит императивный характер для всех работодателей, что подтверждено Конституционным Судом РФ. Однако механизм реализации глубоко дифференцирован: в бюджетном секторе он централизован (Распоряжения Правительства РФ), а в частном секторе — децентрализован, что создает правовые риски.
  2. Противоречия в частном секторе: Наибольшая правовая неопределенность связана с внебюджетным сектором. Судебная практика, хотя и настаивает на необходимости фиксации способа индексации в ЛНА (позиция ВС РФ), демонстрирует гибкость в отношении периодичности, допуская индексацию раз в три года (Девятый КСОЮ), что противоречит более жесткой позиции Роструда.
  3. Возобновление индексации пенсий работающим пенсионерам: Возврат к индексации с 2025 года является важнейшим макроэкономическим и социальным шагом, который потребует существенных бюджетных расходов (96,5 млрд руб. в 2025 году) и призван стимулировать занятость.
  4. Спорная эффективность пенсионной индексации: Несмотря на регулярность, механизм индексации страховых пенсий, привязанный к ИПЦ, подвергается обоснованной академической критике. Он не соответствует принципам солидарного страхования и ведет к хроническому снижению коэффициента замещения по сравнению с ростом средней заработной платы.
  5. Макроэкономический контекст и РРДД: Рост реальных располагаемых доходов в 2024 году (7,3%) был обеспечен не столько индексацией, сколько рыночными факторами (рост номинальной ЗП на 16,8% из-за кадрового дефицита) и высокой ключевой ставкой. Индексация остается важным, но не единственным и не определяющим фактором роста доходов в целом.
  6. Альтернативные меры: Адресные меры социальной поддержки, усиленные существенным повышением прожиточного минимума (на 14,8% с 2025 года), демонстрируют высокую эффективность в борьбе с бедностью, снизив ее уровень до 7,2%.

Перспективы развития: Дальнейшее повышение эффективности системы защиты доходов требует двух ключевых шагов: унификации правового поля для частного сектора (установление минимальной периодичности индексации) и пересмотра методики индексации пенсий для неработающих пенсионеров с целью привязки ее к динамике заработной платы, что позволит обеспечить нормативный коэффициент замещения и повысить адекватность пенсионных выплат. Изменение методики расчета ПМ с 2026 года в сторону большей привязки к фактической инфляции также станет шагом к более "отзывчивой" социальной политике.

Список использованной литературы

  1. Анализ социальных и экономических рисков действующего порядка индексации пенсионных выплат в России / Орещенкова Ю.А. // Экономика труда. 2025. № 9. URL: https://1economic.ru/lib/123825 (дата обращения: 09.10.2025).
  2. Внеочередная индексация зарплат с 1 октября 2025 года: новый размер, кого коснется // Главбух. URL: https://www.gazeta-unp.ru/articles/73400-vneo-indeksatsiya-zarplat-s-1-oktyabrya-2025-goda-novyy-razmer-kogo-kosnetsya (дата обращения: 09.10.2025).
  3. Денежные доходы // Федеральная служба государственной статистики (Росстат).

    URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13397 (дата обращения: 09.10.2025).

  4. Индексация заработной платы: судебная практика 2024 года // Праворуб. URL: https://pravorub.ru/articles/126998.html (дата обращения: 09.10.2025).
  5. Индексация зарплаты в 2024 году: сколько процентов, как учитывается инфляция // Моё Дело. URL: https://www.moedelo.org/journal/indeksaciya-zarplaty-v-2024-godu (дата обращения: 09.10.2025).
  6. Индексация зарплаты в 2025 году: порядок, сроки, у бюджетников, расчет, штрафы // Главбух. URL: https://www.b-kontur.ru/articles/6513 (дата обращения: 09.10.2025).
  7. Индексация зарплаты в 2025: процент, повышение, коэффициент // Главная книга. URL: https://glavkniga.ru/elver/2020/22/4908-indeksatsiya_zarplaty_2020_protsent_povyshenie_koeffitsient.html (дата обращения: 09.10.2025).
  8. Индексация пенсий в 2025 году: когда, как и на сколько работающим россиянам повысят пенсии // ГАРАНТ.РУ. URL: https://www.garant.ru/article/1691288/ (дата обращения: 09.10.2025).
  9. Индексация пенсионных выплат: поиски баланса между инфляцией и изменением заработной платы в экономике / Сафонов // Финансы: теория и практика. 2022. № 4. URL: https://www.fa.ru/org/div/nauka/foresight/Documents/FTiP_2022_4.pdf (дата обращения: 09.10.2025).
  10. Индекс потребительских цен и индекс-дефлятор на 2024 год // Bicotender.ru. URL: https://bicotender.ru/baza-znanij/indeks-potrebitelskikh-cen-i-indeks-deflyator-na-2024-god.html (дата обращения: 09.10.2025).
  11. ИНДЕКС ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН. Официальный документ КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_112952/ (дата обращения: 09.10.2025).
  12. Известия: Максим Чирков рассказал, какими способами власти борются с бедностью // Государственный университет управления. URL: https://guu.ru/news_detail/525381/ (дата обращения: 09.10.2025).
  13. Кузина О. Определение механизма индексации доходов и периодизация его развития в странах с рыночной экономикой // Вопросы статистики. 1997. № 2. С. 50–58.
  14. Литвинов В. Цены растут быстрее доходов // Экономика и жизнь. 1999. № 39. С. 28.
  15. Матвеев А. Потребительская корзина необходима, хотя и скудна // Экономика и жизнь. 2000. № 2. С. 22.
  16. На сколько и кому повысят пенсии в 2024 году // Сравни.ру. URL: https://www.sravni.ru/strakhovanie/info/indeksatsiya-pensij-v-2024-godu/ (дата обращения: 09.10.2025).
  17. Одесс В., Наушин В. Все прогрессы реакционны, если рушится человек // Экономика и жизнь. 2000. № 12. С. 1.
  18. Особенности современной антиинфляционной политики в Российской Федерации // nbpublish.com. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=73031 (дата обращения: 09.10.2025).
  19. Повышение пенсии: индексация пенсионных выплат в 2023–2025 годах // Генбанк. URL: https://www.genbank.ru/s-1-yanvarya-2024-goda-budet-provedena-indeksaciya-strahovyh-pensiy-nerabotayushhim-pensioneram (дата обращения: 09.10.2025).
  20. По итогам 2024 доля малоимущих в России обновила минимум // Frank Media. URL: https://frankmedia.ru/297299 (дата обращения: 09.10.2025).
  21. Почему в России резко выросли доходы населения // Эксперт РА. URL: https://raexpert.ru/researches/economics/dohody_naseleniya/ (дата обращения: 09.10.2025).
  22. Росстат: реальные располагаемые доходы населения в 2024 году выросли на 7,3% (графики) // Новости ЕРЗ.РФ. URL: https://erzrf.ru/news/rosstat-realnye-raspolagaemye-dokhodY-naseleniya-v-2024-godu-vyrosli-na-73-grafiki (дата обращения: 09.10.2025).
  23. Роте Ф. Условия жизни в России // Социалогические исследования. 2000. № 3. С. 59–63.
  24. С 1 августа Соцфонд увеличит страховые пенсии россиян // Социальный фонд России. URL: https://sfr.gov.ru/press/news/~2024/07/23/218084 (дата обращения: 09.10.2025).
  25. С 1 апреля 2024 года социальные пенсии проиндексируют на 7,5% // ГАРАНТ.РУ. URL: https://www.garant.ru/news/1665805/ (дата обращения: 09.10.2025).
  26. Статья 134 ТК РФ (последняя редакция с комментариями).

    Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы // ТК РФ. URL: https://trudkod.ru/chast-3/razdel-vi/glava-21/st-134-tk-rf (дата обращения: 09.10.2025).

  27. Сушин Д. В статистике — густо в кошельке — пусто // Экономика и жизнь. 1999. № 49. С. 1.
  28. Услуги Социального фонда России – 2025: что ждет россиян с нового года // Социальный фонд России. URL: https://sfr.gov.ru/press/news/~2024/12/26/226068 (дата обращения: 09.10.2025).
  29. Что изменится для россиян в январе // Ведомости. URL: https://www.vedomosti.ru/society/articles/2024/12/31/1013774-izmenitsya-rossiyan (дата обращения: 09.10.2025).
  30. Шестакова Е. Индексация доходов: мировой опыт // Вестник РАН. 1992. № 10. С. 3–18.

Оставьте комментарий

Капча загружается...