Введение: Актуальность, цели и задачи исследования
Пенсионная система Российской Федерации, будучи одним из ключевых институтов социального обеспечения, непрерывно эволюционирует под воздействием демографических и экономических вызовов. В 2025 году данная система находится в активной фазе реализации масштабной реформы, начатой в 2015 году с принятием Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее — ФЗ №400-ФЗ), и продолжающейся в части повышения пенсионного возраста.
Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью глубокого осмысления действующих правовых норм, регулирующих порядок назначения, исчисления и выплаты страховых пенсий, с учетом продолжающегося переходного периода и индексации ключевых финансовых показателей. Исследователю важно оперировать не устаревшим законодательством (ФЗ №173-ФЗ), а актуальной правовой доктриной и экономическими параметрами, утвержденными на 2025 год, поскольку даже незначительное устаревание данных приводит к критическим ошибкам в расчетах и неверным выводам о правах граждан.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в сфере обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации. Предметом исследования является порядок и условия назначения, исчисления и выплаты основных видов страховых пенсий (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), а также правоприменительная практика Социального Фонда России (СФР) и судебных органов.
Цель работы — провести исчерпывающий правовой и экономический анализ порядка реализации права граждан на страховую пенсию по состоянию на 2025 год.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Установить концептуальные отличия между «трудовой» и «страховой» пенсиями.
- Систематизировать юридические условия для назначения страховой пенсии по старости, включая требования к стажу и ИПК в 2025 году.
- Детализировать формулу исчисления пенсии и актуальные экономические параметры (СПК, ФВ).
- Проанализировать процессуальный порядок обращения в СФР и сроки назначения.
- Исследовать правовые и практические проблемы, связанные с назначением досрочных пенсий, на основе новейшей судебной практики.
Глава 1. Теоретико-правовые основы и концептуальная эволюция пенсионной системы РФ
Правовая природа и виды пенсий в РФ (Страховая, Социальная, Государственная)
Пенсионное обеспечение в России строится на конституционном принципе, закрепленном в статье 39 Конституции РФ, гарантирующей каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом.
Финансово-аналитическое исследование деятельности САО «Страховой ...
... издержками и рисками. Целью данного исследования является проведение углубленного финансово-аналитического исследования деятельности крупной российской страховой компании — САО «Страховой дом ВСК» — в ... стратегии развития высокомаржинальных и диверсификационных линий бизнеса. Оценка эффективности страховых операций по Комбинированному коэффициенту Ключевым индикатором здоровья андеррайтинга является ...
Пенсионная система Российской Федерации структурно включает три основных вида пенсий, различающихся по основаниям возникновения права и источнику финансирования:
- Страховая пенсия (регулируется ФЗ №400-ФЗ) — наиболее распространенный вид, который формируется за счет обязательных страховых взносов работодателей и самого застрахованного лица.
- Государственная пенсия (регулируется ФЗ №166-ФЗ) — назначается отдельным категориям граждан (военнослужащие, госслужащие, участники ВОВ, пострадавшие от радиационных катастроф) и финансируется за счет средств федерального бюджета.
- Социальная пенсия (регулируется ФЗ №166-ФЗ) — назначается нетрудоспособным гражданам, не имеющим достаточного страхового стажа для получения страховой пенсии. Она выполняет функцию минимальной социальной гарантии и также финансируется из бюджета.
Согласно статье 3 ФЗ №400-ФЗ, страховая пенсия представляет собой ежемесячную денежную выплату, предназначенную для компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости, инвалидности или потерей кормильца. Право на страховую пенсию возникает при наличии установленного законом страхового стажа и (или) уплате страховых взносов.
Концептуальное сравнение: От трудовой пенсии (ФЗ-173) к страховой (ФЗ-400)
Ключевым этапом реформирования стало принятие ФЗ №400-ФЗ, который с 1 января 2015 года заменил ранее действовавший Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Этот переход ознаменовал не просто смену терминологии, а кардинальное изменение методологии расчета и самой философии пенсионного обеспечения.
Критерий сравнения | Трудовая пенсия (ФЗ №173-ФЗ) | Страховая пенсия (ФЗ №400-ФЗ) |
---|---|---|
Основа расчета | Расчетный пенсионный капитал (РПК) в рублях. | Индивидуальные пенсионные коэффициенты (ИПК), или «баллы». |
Структура пенсии | Страховая часть (включая фиксированный базовый размер) + Накопительная часть. | Страховая пенсия (ИПК × СПК) + Фиксированная выплата (ФВ).
Накопительная пенсия выведена в отдельный ФЗ №424-ФЗ. |
Требование к стажу | На момент принятия ФЗ-173 — 5 лет. | Поэтапное увеличение до 15 лет (в 2025 году). |
Цель изменений | Повышение прозрачности системы и увязка размера пенсии с продолжительностью и стоимостью страховых взносов. |
Главное концептуальное отличие заключается в замене расчетного пенсионного капитала (РПК) на систему индивидуальных пенсионных коэффициентов (ИПК). РПК был номинальным рублевым эквивалентом накопленных взносов, который ежегодно индексировался. Система ИПК переводит накопленные права в условные единицы — баллы, стоимость которых (СПК) устанавливается и ежегодно индексируется государством.
Эта трансформация была призвана повысить зависимость будущей пенсии от легальной заработной платы и продолжительности уплаты страховых взносов, делая систему более актуарно справедливой и менее зависимой от ежеминутной инфляции, поскольку стоимость ИПК может индексироваться выше инфляции, как это происходит в 2025 году. Следовательно, при прочих равных условиях, гражданин, получающий официальную высокую зарплату в течение длительного периода, получает более существенную защиту своих накопленных пенсионных прав.
Понятие и правовое значение страхового и нестрахового стажа
Для возникновения права на страховую пенсию по старости критически важным является наличие необходимого страхового стажа.
Согласно ФЗ №400-ФЗ, страховой стаж — это суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в СФР, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (ст. 3, п. 2 ФЗ №400-ФЗ).
Система ФЗ №400-ФЗ сохранила, а в некоторых аспектах расширила, перечень так называемых «нестраховых» периодов, которые засчитываются в стаж и за которые также начисляются пенсионные баллы (ИПК).
К таким периодам относятся:
- Период прохождения военной службы или иной приравненной к ней службы.
- Период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.
- Период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет.
- Период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Важным юридическим изменением стало увеличение максимального суммарного периода ухода за детьми, засчитываемого в страховой стаж, с 4,5 до 6 лет (по полтора года за каждого из четырех детей).
Это изменение направлено на усиление социальных гарантий для женщин, воспитывающих многодетные семьи, и признает этот период общественно значимой деятельностью.
Глава 2. Условия назначения и экономический механизм исчисления страховой пенсии по старости (2025 год)
Общие юридические условия для назначения пенсии в 2025 году
Право на страховую пенсию по старости возникает при одновременном соблюдении трех юридических условий, установленных статьей 8 ФЗ №400-ФЗ:
- Достижение общеустановленного возраста.
- Наличие необходимого страхового стажа.
- Наличие требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК).
В 2025 году, согласно переходным положениям закона, требования к минимальному стажу и ИПК достигают своих финальных значений, установленных реформой:
Требуемый показатель | 2025 год |
---|---|
Минимальный страховой стаж | 15 лет |
Минимальная величина ИПК | 30 баллов |
Это означает, что любой гражданин, впервые обращающийся за назначением пенсии в 2025 году, должен доказать наличие как минимум пятнадцати лет стажа и тридцати накопленных пенсионных баллов. При невыполнении хотя бы одного из этих требований, право на страховую пенсию не возникает, и гражданин может претендовать только на социальную пенсию (при условии достижения соответствующего возраста).
А что произойдет с теми, кто к этому возрасту не успел накопить необходимый стаж или баллы?
Особенности пенсионного возраста в переходный период (2025 г.)
Несмотря на фиксацию минимальных требований к стажу и ИПК, в части пенсионного возраста в 2025 году продолжается действие переходного периода, предусмотренного Приложением 6 к ФЗ №400-ФЗ.
Общеустановленный пенсионный возраст составляет 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин. Однако, в рамках поэтапного повышения, в 2025 году не предусмотрен выход на страховую пенсию по старости ни одного гражданина по общим основаниям. Иначе говоря, в 2025 году мы наблюдаем так называемую «пенсионную паузу».
Согласно графику повышения, право на пенсию по старости возникает следующим образом:
Год рождения | Достижение возраста | Год назначения пенсии | Примечание |
---|---|---|---|
Мужчины 1962 г.р. | 63 года | 2025 г. | Выхода нет (отсрочка) |
Женщины 1967 г.р. | 58 лет | 2025 г. | Выхода нет (отсрочка) |
Мужчины 1963 г.р. | 64 года | 2026 год | Фактический выход в 2026 году |
Женщины 1968 г.р. | 59 лет | 2026 год | Фактический выход в 2026 году |
Таким образом, в 2025 году назначение страховой пенсии по старости возможно только для граждан, которые:
- Достигли пенсионного возраста в предыдущие годы, но не реализовали свое право.
- Имеют право на досрочное назначение пенсии (например, работники Крайнего Севера, педагогические или медицинские работники, либо лица, имеющие длительный стаж — 42 года для мужчин и 37 лет для женщин).
Алгоритм исчисления и актуальные финансовые показатели
Размер страховой пенсии по старости (СП) в 2025 году определяется в соответствии со статьей 15 ФЗ №400-ФЗ по следующей формуле:
СП = ИПК × СПК + (ФВ × KвФВ)
Где:
- ИПК — индивидуальный пенсионный коэффициент (сумма всех накопленных баллов).
- СПК — стоимость одного пенсионного коэффициента.
- ФВ — фиксированная выплата к страховой пенсии.
- KвФВ — коэффициент повышения фиксированной выплаты (применяется, если гражданин отсрочил обращение за назначением пенсии после возникновения права).
В 2025 году, после индексации, установленной Постановлением Правительства РФ №34 от 23.01.2025 г., установлены следующие актуальные числовые показатели:
Показатель | Размер на 1 января 2025 года |
---|---|
Стоимость одного пенсионного коэффициента (СПК) | 145,69 рубля |
Размер фиксированной выплаты (ФВ) | 8 907,70 рубля |
Пример минимального расчета:
Для гражданина, вышедшего на пенсию в 2025 году с минимально необходимыми 30 ИПК и без повышающих коэффициентов за отсрочку:
СПмин = (30 × 145,69) + 8 907,70 = 4 370,70 + 8 907,70 = 13 278,40 рублей
Таким образом, минимальный размер страховой пенсии по старости в 2025 году составляет 13 278,40 рублей. Важно понимать, что эта сумма является лишь базой, которая должна быть доведена до регионального прожиточного минимума пенсионера (если он выше) за счет федеральной или региональной социальной доплаты.
Экономический механизм формирования ИПК
Индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) является главным экономическим двигателем всей системы страховых пенсий. Он напрямую зависит от размера страховых взносов, уплаченных работодателем за работника.
Расчет ИПК за соответствующий год осуществляется на основе соотношения фактически начисленных страховых взносов (СВ) к нормативному размеру взносов (НСВ):
ИПКгод = (СВ / НСВ) × 10
Где НСВ — это размер взносов, рассчитанный по максимальной базе для начисления взносов.
Чтобы обеспечить максимальную прозрачность и стимулировать легализацию доходов, законодательство устанавливает предельную базу для начисления страховых взносов. Для 2025 года эта предельная база составляет 2 759 000 рублей.
Если годовой доход застрахованного лица достигает или превышает эту предельную базу, его работодатель уплачивает максимальный размер взносов, что позволяет работнику заработать максимально возможную величину ИПК за год, которая с 2021 года составляет 10 баллов.
Этот механизм гарантирует, что чем выше официальная заработная плата, тем быстрее гражданин накапливает требуемые пенсионные баллы.
Глава 3. Правоприменительные процедуры и проблемы назначения пенсий
Порядок обращения, сроки рассмотрения и назначения пенсии
Правовой порядок назначения страховых пенсий регулируется главой V ФЗ №400-ФЗ и административными регламентами Социального Фонда России (СФР).
Порядок обращения:
Заявление о назначении пенсии подается гражданином (или его представителем) в территориальный орган СФР. Заявление может быть подано одним из следующих способов:
- Лично (в СФР или через Многофункциональный центр — МФЦ).
- По почте.
- В электронной форме через Единый портал государственных и муниципальных услуг (Госуслуги).
Днем обращения за пенсией считается день приема заявления СФР, или дата, указанная на почтовом штемпеле, или дата подачи электронного документа.
Сроки рассмотрения и назначение:
Согласно статье 22 ФЗ №400-ФЗ, СФР обязан рассмотреть заявление о назначении страховой пенсии в следующие сроки:
Условие | Срок рассмотрения |
---|---|
Заявление со всеми необходимыми документами | 10 рабочих дней со дня приема заявления. |
Заявление при наличии всех сведений в распоряжении СФР | 5 рабочих дней со дня приема заявления. |
Ключевым процессуальным моментом является механизм сохранения даты обращения. Если при подаче заявления были представлены не все необходимые документы, гражданину дается три месяца для их досылки. При представлении недостающих документов в течение этого трехмесячного срока, днем обращения за пенсией считается день первоначальной подачи заявления. Это гарантирует, что гражданин не потеряет право на выплату пенсии за период ожидания сбора документов.
Страховая пенсия назначается, как правило, со дня обращения за ней, но не ранее дня возникновения права на указанную пенсию.
Особенности назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца (СПК)
Страховая пенсия по случаю потери кормильца (СПСПК) является одной из разновидностей страховой пенсии. Она назначается нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца, которые находились на его иждивении (ст. 10 ФЗ №400-ФЗ).
К нетрудоспособным членам семьи относятся: дети, братья, сестры и внуки умершего, не достигшие 18 лет (или 23 лет при очном обучении), а также супруги и родители, достигшие пенсионного возраста или являющиеся инвалидами.
Размер страховой пенсии по случаю потери кормильца рассчитывается по особой формуле, которая учитывает пенсионные права умершего кормильца и количество иждивенцев:
СПСПК = (ИПКу / KН × СПК) + ФВ
Где:
- ИПКу – индивидуальный пенсионный коэффициент умершего кормильца.
- KН – количество нетрудоспособных членов семьи, которым назначена пенсия.
- СПК – стоимость одного ИПК (145,69 рубля на 2025 год).
- ФВ – фиксированная выплата (для данного вида пенсии устанавливается в меньшем размере, чем для пенсии по старости, но индексируется ежегодно).
Таким образом, пенсионные баллы, накопленные умершим, делятся поровну между всеми нетрудоспособными членами его семьи, претендующими на данный вид пенсии.
Анализ правовых проблем и Обзор судебной практики Верховного Суда РФ
Практика назначения страховых пенсий, особенно досрочных, традиционно является зоной повышенного правового риска и основным источником судебных споров. Основная системная проблема заключается в доказывании наличия специального страхового стажа, необходимого для льготного выхода на пенсию (например, для работников, занятых на вредных производствах, или для медицинских и педагогических работников).
В случае ликвидации предприятий или неполноты документов, граждане вынуждены обращаться в суд для включения спорных периодов работы в специальный стаж. Высокая доля удовлетворенных исков (более 57% полностью) свидетельствует о том, что СФР занимает консервативную позицию, требующую судебного подтверждения прав граждан.
Ключевые правовые позиции ВС РФ (Обзор от 26.06.2024)
Актуальные правовые позиции, обобщенные в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ от 26 июня 2024 года, играют решающую роль в унификации правоприменения по пенсионным спорам:
- Учет междувахтового отдыха в стаже Крайнего Севера: Верховный Суд РФ подтвердил, что период междувахтового отдыха для работников, занятых в районах Крайнего Севера, должен включаться в стаж, дающий право на досрочную пенсию. Этот период является неотъемлемой частью трудового процесса в специфических условиях и не может исключаться из стажа.
- Отсутствие дискриминации по форме собственности: При рассмотрении споров о назначении досрочной пенсии педагогическим и медицинским работникам, суды обязаны включать периоды работы в специальный стаж независимо от организационно-правовой формы учебного или медицинского заведения (частная, государственная или муниципальная).
Главным критерием является характер и содержание работы.
- Назначение пенсии со дня первоначального обращения: Если СФР необоснованно отказал в назначении пенсии (например, не исполнил обязанность по запросу документов или неправильно применил нормы права), и гражданин был вынужден обратиться в суд, суд вправе обязать СФР назначить и выплатить пенсию со дня первоначального обращения гражданина, а не со дня вступления решения суда в силу. Это является важным прецедентом, защищающим граждан от потери выплат из-за неправомерных действий пенсионного органа.
Заключение: Выводы и направления совершенствования
Проведенный анализ подтверждает, что пенсионная система Российской Федерации в 2025 году функционирует в рамках концепции страхования, основанной на Федеральном законе №400-ФЗ. Система ИПК (баллов) полностью заменила прежнюю модель расчетного пенсионного капитала, увязав пенсионные права граждан с объемом уплаченных страховых взносов.
Ключевые выводы исследования:
- Концептуальная трансформация: Переход от трудовых к страховым пенсиям (ФЗ-173 → ФЗ-400) ознаменован заменой РПК на ИПК, что привело к повышению прозрачности, но также усложнило алгоритм расчета для рядового гражданина.
- Фиксация требований: В 2025 году достигают финальных значений требования к минимальному страховому стажу (15 лет) и минимальному ИПК (30 баллов).
Однако в силу переходного периода по повышению возраста, массовый выход на пенсию по общим основаниям в этом году не предусмотрен.
- Экономическая зависимость: Размер страховой пенсии напрямую зависит от накопленного ИПК, который, в свою очередь, зависит от предельной базы для начисления страховых взносов (2 759 000 рублей в 2025 году).
Актуальные финансовые параметры (СПК – 145,69 руб., ФВ – 8 907,70 руб.) критически важны для точного расчета.
- Процессуальные гарантии: Сроки рассмотрения заявлений СФР строго регламентированы (10/5 рабочих дней), а механизм сохранения даты обращения (три месяца на досылку документов) обеспечивает защиту прав заявителя.
- Роль судебной практики: Судебная практика, особенно Обзор ВС РФ от 2024 года, продолжает играть роль регулятора, разрешая системные проблемы доказывания специального стажа и защищая право граждан на назначение пенсии с момента первоначального обращения.
Направления совершенствования:
Несмотря на стабилизацию системы ИПК, сохраняется необходимость в повышении ее эффективности и прозрачности.
Во-первых, требуется дальнейшее совершенствование правоприменительной практики СФР в части учета специального стажа. Рекомендовано разработать более детальные и унифицированные методические указания для региональных отделений СФР, чтобы снизить нагрузку на судебную систему, возникающую из-за формальных отказов.
Во-вторых, необходимо усилить работу по информированию граждан о механизме начисления ИПК, особенно о связи между максимальным годовым баллом (10) и размером предельной базы взносов.
В целом, система страховых пенсий в 2025 году демонстрирует устойчивость, но ее дальнейшее развитие должно быть направлено на упрощение процедур, минимизацию спорных ситуаций и повышение доверия граждан к пенсионному обеспечению. Иначе говоря, без снижения барьеров в доказывании стажа и повышения финансовой грамотности населения, реформа рискует оставаться сложной и не до конца понятной системой.
Список использованной литературы
- Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
- Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (с изменениями и дополнениями).
Доступ из справочно-правовой системы «Гарант». URL: https://base.garant.ru/70557452/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
- Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования».
- Постановление Правительства РФ от 13.08.1996 г. № 965 «О порядке признания граждан инвалидами» (в ред. от 26.10.2000 г.).
- Приказ Минздрава РФ № 30 и Постановление Минтруда РФ № 1 от 29.01.1997 г. «Об утверждении Классификаций и временных критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы».
- Актуальные проблемы пенсионных споров по делам о досрочном назначении страховых пенсий // siblu.ru. URL: https://siblu.ru/index.php/journal/article/view/28/11 (дата обращения: 09.10.2025).
- Верховный суд выпустил обзор практики по пенсионным спорам // pravo.ru. URL: https://pravo.ru/story/257322/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Домашняя правовая энциклопедия. Пенсии. Страховая пенсия по случаю потери кормильца (август 2025).
Доступ из справочно-правовой системы «Гарант». URL: https://base.garant.ru/58019901/53f89421bbda087570499e4693a129d2/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Какие бывают пенсии в России: кому положены выплаты и на каких условиях // sberbank.com. URL: https://www.sberbank.com/ru/person/promo/articles/kakie-byvayut-pensii-v-rossii (дата обращения: 09.10.2025).
- Пенсионная реформа — 2025: что ждет россиян в наступившем году // napf.ru. URL: https://www.napf.ru/o-nas/novosti/pensionnaya-reforma-2025-chto-zhdet-rossiyan-v-nastupivshem-godu (дата обращения: 09.10.2025).
- Пенсионная реформа в России в 2025 году: о господдержке и последних новостях // mail.ru. URL: https://finance.mail.ru/pensionnaya-reforma-v-rossii-v-2025-godu-68500662/ (дата обращения: 09.10.2025).
- ПФР поясняет сроки рассмотрения документов для назначении страховой пенсии // sfr.gov.ru. URL: https://pfr.gov.ru/branches/murmansk/news/~2017/10/26/147494 (дата обращения: 09.10.2025).
- Старение населения и пенсионная система: что ждет россиян в 2025 году // abnews.ru. URL: https://abnews.ru/2025/04/07/starenie-naseleniya-i-pensionnaya-sistema-chto-zhdet-rossiyan-v-2025-godu/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Статья 8. Условия назначения страховой пенсии по старости. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156525/892e620311f67f6b95b4528148b8159e13d11b37/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Статья 15. Размеры страховых пенсий. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156525/4569527e7040498a4d4af19c5c493544d650119e/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Статья 22. Сроки назначения страховой пенсии. Доступ из справочно-правовой системы «Гарант». URL: https://base.garant.ru/70557452/393710776b1f3c3ac854ff295c5d0e70/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Страховая пенсия в 2025 году // спроси.дом.рф. URL: https://спроси.дом.рф/media/strahovaya-pensiya-v-2025-godu/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Формула расчета страховой пенсии по старости. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164802/330d89052b070ec74d47d4e33ec27b823e144a4e/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Чем отличается страховой стаж от трудового? // sfr.gov.ru. URL: https://pfr.gov.ru/branches/tomsk/news/~2014/08/18/4308 (дата обращения: 09.10.2025).