Финансовая аренда (лизинг) в Российской Федерации: актуализированный правовой и экономический анализ в условиях 2025 года

Дипломная работа

Лизинг, или финансовая аренда, давно перешел из разряда экзотических финансовых операций в категорию ключевых инвестиционных инструментов, являясь эффективным механизмом обновления основных фондов и стимулирования реального сектора экономики. Однако его сложная трехсторонняя природа, совмещающая элементы аренды, купли-продажи и кредита, постоянно порождает правовые коллизии и требует тонкой настройки законодательства и правоприменительной практики.

По данным рейтингового агентства «Эксперт РА», в 2024 году совокупные активы лизинговых компаний в России достигли отметки в 8,5 трлн руб., при этом чистые инвестиции в лизинг (ЧИЛ) и активы в операционной аренде увеличились на 25% до 6,0 трлн руб. Этот впечатляющий рост активов, происходящий на фоне сокращения объема нового бизнеса, свидетельствует о колоссальной капиталоемкости и стратегической значимости лизинга для российской финансовой системы, что делает его изучение критически важным для современной юридической и экономической науки.

Целью настоящей работы является проведение глубокого, актуализированного правового и экономико-аналитического исследования института лизинга в Российской Федерации по состоянию на 07.10.2025. Мы сфокусируемся на новейших доктринальных позициях Верховного Суда РФ, деталях налогового регулирования и специфических вызовах, связанных с международной унификацией и геополитическими рисками.

В процессе исследования будут применены сравнительно-правовой метод (для сопоставления норм ГК РФ, ФЗ «О лизинге» и международных конвенций), метод факторного анализа (для оценки динамики рынка) и метод доктринального анализа (для изучения правовых позиций высших судебных инстанций).

Глава 1. Теоретико-правовые основы и эволюция института лизинга в российском законодательстве

Понятие и существенные условия договора финансовой аренды (лизинга)

Институт лизинга в российском праве имеет двойное регулирование: на уровне Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) и специального Федерального закона от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)».

9 стр., 4183 слов

Лизинг как финансово-налоговый инструмент капитальных вложений ...

... финансовой аренде (лизинге)» как особый вид инвестиционной деятельности, представляет собой сложный финансово-налоговый механизм, эффективность которого чутко реагирует на изменения макроэкономических параметров и регуляторной среды. Актуальность настоящего исследования ... агентств, в первом полугодии 2025 года на российском рынке лизинга наблюдалось резкое сокращение объема нового бизнеса, ...

Юридическое определение договора лизинга содержится в статье 665 ГК РФ. Договор финансовой аренды (договор лизинга) — это обязательство, в силу которого арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (лизингополучателем) имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование.

Существенная особенность, отличающая лизинг от классической аренды, заключается в трехстороннем характере сделки (Лизингодатель – Лизингополучатель – Продавец) и целевом характере приобретения имущества. В отличие от обычной аренды, где арендодатель, как правило, уже является собственником имущества, в лизинге приобретение имущества совершается специально для лизингополучателя, который часто сам определяет предмет и продавца.

Ключевые существенные условия договора лизинга включают:

  1. Предмет лизинга: Непотребляемые вещи, используемые для предпринимательской деятельности (кроме земельных участков и других природных объектов).
  2. Срок лизинга: Период временного владения и пользования.
  3. Размер и график лизинговых платежей: Полная стоимость финансирования.

Важным доктринальным моментом, закрепленным в Обзоре судебной практики ВС РФ от 27.10.2021 года, является невозможность строгого разделения платежей по договору выкупного лизинга на плату за пользование и выкупную стоимость. Суд исходит из того, что имущественный интерес лизингодателя в выкупном лизинге заключается в размещении и последующем возврате с прибылью денежных средств (финансирования).

Соответственно, платежи включают сумму предоставленного финансирования и вознаграждение за него, являясь единым финансовым потоком, направленным на реализацию цели приобретения актива в собственность. И что из этого следует? Это означает, что при досрочном расторжении договора ключевым становится не факт пользования, а необходимость справедливого возврата вложенных лизингодателем средств с учетом полученной им выгоды, что прямо ведет к необходимости расчета сальдо встречных обязательств.

Актуальные изменения законодательного регулирования и налоговые преференции

Эволюция российского законодательства о лизинге после 2005 года была направлена на устранение правовых пробелов и повышение инвестиционной привлекательности инструмента. Одним из значимых изменений стало признание утратившей силу части третьей статьи 665 ГК РФ (ФЗ от 31.12.2014 № 512-ФЗ), которая касалась особенностей лизинга, заключаемого государственными или муниципальными учреждениями. Хотя это не изменило общего регулирования, унификация правового поля подтвердила, что специальные особенности договора устанавливаются исключительно ФЗ № 164-ФЗ.

Правовое регулирование сегодня исходит из принципа приоритета специальных норм ФЗ «О лизинге» над общими нормами ГК РФ об аренде (ст. 625 ГК РФ).

Налоговое стимулирование: ускоренная амортизация

Налоговое стимулирование является краеугольным камнем экономической привлекательности лизинга, обеспечивая инвесторам значительные преференции. Центральным элементом здесь является механизм ускоренной амортизации.

Сдвиг в амортизационной политике (с 2022 года):

С 1 января 2022 года в налоговом учете произошли принципиальные изменения (Федеральный закон от 29.11.2021 № 382-ФЗ).

Предмет финансовой аренды (лизинга) амортизируется исключительно лизингодателем для целей налогового учета, независимо от того, на чьем балансе он учитывается в бухгалтерском учете.

Это правило упрощает администрирование и закрепляет налоговую выгоду за собственником имущества (лизингодателем).

Применение повышающего коэффициента:

Лизингодатель, являющийся балансодержателем и амортизатором, имеет право применять к норме амортизации предмета лизинга специальный повышающий коэффициент (коэффициент ускоренной амортизации) не выше 3 (согласно статье 259.3 Налогового кодекса РФ).

Таблица 1. Правила применения ускоренной амортизации в лизинге (2025 г.)
Критерий Описание правила Нормативное обоснование
Балансодержатель (Налог. учет) Исключительно лизингодатель ФЗ № 382-ФЗ от 29.11.2021 г.
Максимальный коэффициент Не выше 3 Ст. 259.3 НК РФ
Ограничение по группам Запрет применения коэффициента к основным средствам, входящим в первую, вторую и третью амортизационные группы Ст. 259.3 НК РФ

Критическое исключение: Применение повышающего коэффициента невозможно для основных средств, относящихся к первой, второй и третьей амортизационным группам. Это исключение (примером которых могут быть легковые автомобили, компьютеры и часть промышленного оборудования) является ключевым для финансового планирования лизингополучателей, поскольку ограничивает возможность значительного снижения налога на прибыль за счет ускоренного переноса стоимости.

Таким образом, налоговое стимулирование лизинга направлено на поддержку инвестиций в долгосрочные, капиталоемкие активы, относящиеся к старшим амортизационным группам. Какой важный нюанс здесь упускается? Упускается тот факт, что ограничение по амортизационным группам фактически нивелирует налоговую выгоду для малого и среднего бизнеса, который чаще всего приобретает именно малоценное оборудование или легковой транспорт, относящийся к низшим группам.

Глава 2. Актуальная судебная практика Верховного Суда РФ и правоприменение

Современная судебная практика, формируемая Верховным Судом РФ (ВС РФ), является не просто толкованием норм, но и доктринальной надстройкой, которая определяет истинную правовую квалификацию лизинга, особенно в части выкупного лизинга.

Правовая природа собственности лизингодателя и принцип сальдо встречных обязательств

Ключевой доктринальный сдвиг произошел после серии решений ВС РФ, кульминацией которых стал Обзор судебной практики по спорам, связанным с договором финансовой аренды (лизинга), утвержденный Президиумом ВС РФ 27.10.2021 года.

Верховный Суд РФ установил, что право собственности лизингодателя на предмет лизинга в рамках выкупной сделки имеет «обеспечительную природу». Оно служит не столько цели владения, сколько цели обеспечения возврата предоставленного лизингополучателю финансирования.

Методологическая корректность: Применение аналогии залога

Поскольку право собственности лизингодателя выполняет функцию обеспечения, суды обязаны применять к спорам о расторжении договора, связанным с изъятием имущества, нормы ГК РФ о залоге (аналогия закона).

Именно из этого принципа вытекает требование о расчете «сальдо встречных обязательств» при досрочном расторжении договора по вине лизингополучателя.

Сальдо встречных обязательств — это расчет, который должен быть произведен судом для определения окончательной суммы долга или неосновательного обогащения, исключающий возможность лизингодателя получить двойное удовлетворение своих требований.

Формула расчета (в обобщенном виде) выглядит следующим образом:

Сальдо = Сумма полученного лизингодателем − Сумма, причитающаяся лизингодателю

Где:

  1. Сумма, полученная лизингодателем включает все лизинговые платежи, внесенные лизингополучателем до расторжения, а также стоимость реализованного (или рыночную стоимость) изъятого предмета лизинга.
  2. Сумма, причитающаяся лизингодателю включает сумму предоставленного финансирования (инвестиционных затрат) и вознаграждение (прибыль), которое лизингодатель получил бы при полном исполнении договора.

Цель расчета: Исключить получение лизингодателем неосновательного обогащения, которое поставило бы его в лучшее имущественное положение, чем при исполнении договора. Если расчет показывает, что сумма, полученная лизингодателем, превышает сумму, причитающуюся ему, излишек должен быть возвращен лизингополучателю.

Защита прав лизингополучателя как «слабой стороны» договора

Судебная практика ВС РФ продолжает развивать концепцию, согласно которой лизингополучатель, особенно в массовом сегменте, часто выступает в качестве «слабой стороны» договора. Это позволяет судам критически оценивать условия, разработанные лизингодателем, и аннулировать те из них, которые являются явно обременительными или кабальными.

Ключевые прецеденты:

  1. Оценка незначительности нарушения: Суд вправе отказать лизингодателю в расторжении договора и изъятии предмета лизинга, если допущенное лизингополучателем нарушение является незначительным. Согласно Обзору ВС РФ от 27.10.2021 года, суды могут признавать нарушение незначительным, если:
    • Задолженность составляет менее 5% от стоимости предмета лизинга;
    • Просрочка платежей составляет менее трех месяцев.

    Если изъятие приведет к значительным имущественным потерям лизингополучателя, суд может применить принцип справедливости и добросовестности, сохраняя договор в силе.

  2. Аннулирование несправедливых штрафов: Суды активно вмешиваются в договорные условия, касающиеся «отступных» или «сумм закрытия сделки» при досрочном расторжении. Если такие платежи фактически представляют собой скрытые штрафы или приводят к двойному взысканию с лизингополучателя (например, требование полного вознаграждения плюс изъятие актива), они признаются ничтожными как противоречащие принципу сальдо встречных обязательств.

Разве не обязан Верховный Суд РФ был бы тогда прямо закрепить в доктрине, что любые штрафы, поглощающие сумму, причитающуюся лизингополучателю после реализации предмета лизинга, являются недобросовестными и подлежат снижению?

Временные меры защиты прав лизингополучателей в кризисных условиях

В ответ на резкое изменение экономической конъюнктуры (рост ключевой ставки Банка России в 2022 году) законодатель ввел механизм экстренной защиты лизингополучателей.

Федеральный закон № 265-ФЗ от 14 июля 2022 года предоставил лизингополучателю право требовать приобретения предмета лизинга в собственность (выкупа) в случае повышения размера лизинговых платежей.

Условия применения ФЗ № 265-ФЗ:

  • Договор лизинга должен быть заключен между резидентами РФ;
  • Договор должен быть заключен до 24 февраля 2022 года;
  • Повышение размера лизинговых платежей должно быть вызвано изменением ключевой ставки Банка России или увеличением расходов лизингодателя на уплату процентов по кредиту.

В случае досрочного выкупа, вознаграждение лизингодателя за досрочную передачу актива не может превышать 1% от выкупной цены. Эта мера была призвана смягчить финансовое бремя для предпринимателей, работающих по долгосрочным договорам, заключенным до кризиса.

Глава 3. Экономическая роль, международно-правовые аспекты и перспективы развития лизинга в РФ

Динамика рынка лизинга в РФ (2024-2025 гг.): анализ и прогноз

С экономической точки зрения, лизинг сохраняет роль мощного инструмента инвестирования, зачастую более доступного для малого и среднего бизнеса по сравнению с классическим банковским кредитованием, благодаря пониженным требованиям к заемщикам и использованию предмета лизинга в качестве обеспечения.

Однако макроэкономические факторы, в первую очередь жесткая денежно-кредитная политика Банка России, оказали существенное влияние на динамику рынка в 2024–2025 годах. В то время как совокупные активы лизинговых компаний и чистые инвестиции в лизинг (ЧИЛ) продолжили расти, демонстрируя увеличение на 25% до 6,0 трлн руб. (по ФСБУ), объем нового бизнеса на российском рынке лизинга по итогам 2024 года сократился на 7%, составив 3,3 трлн руб. Это расхождение указывает на высокий уровень накопленного портфеля, но замедление притока новых сделок.

Таблица 2. Динамика рынка лизинга в РФ (2024 г.)
Показатель Значение (трлн руб.) Динамика (г/г) Экономический комментарий
Новый бизнес (объем сделок) 3,3 ↓ 7% Замедление инвестиционной активности из-за высокой ставки.
Совокупные активы ЛК 8,5 ↑ 20% Высокая капиталоемкость и сохранение портфеля.
ЧИЛ и активы в операционной аренде 6,0 ↑ 25% Рост на балансе ЛК, отражающий накопленную базу.

Прогноз на 2025 год:

Основной причиной отрицательной динамики является высокая стоимость заемного финансирования для лизингодателей, которая транслируется в высокие ставки для конечного потребителя. Прогноз на 2025 год является пессимистичным: ожидается дальнейшее падение объема нового бизнеса на 15–25%, что будет прямым следствием сохранения жесткой ДКП.

Сегментация рынка:

Крупнейшим сегментом традиционно остается автолизинг, однако его доля в общем объеме нового бизнеса снизилась с 53% до 49% по итогам 9 месяцев 2024 года. Наиболее заметное сокращение среди розничных сегментов показал лизинг грузовых автомобилей, который упал на 18%. Это свидетельствует о снижении спроса на обновление коммерческого транспорта и осторожности бизнеса в отношении долгосрочных капиталовложений.

Унификация международного лизинга и коллизионные вопросы

Международный лизинг регулируется не только национальным законодательством, но и международными договорами, направленными на унификацию правового режима.

Российская Федерация присоединилась к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге (Оттавская конвенция) от 28 мая 1988 года (ФЗ № 16 от 08.02.1998 г.), которая вступила в силу для РФ с 01.01.1999 года.

Применение Оттавской конвенции:

Конвенция регулирует трехсторонние отношения международного финансового лизинга, при условии, что лизингодатель и лизингополучатель находятся в разных Договаривающихся государствах. Она устанавливает единообразные правила, касающиеся прав и обязанностей сторон, включая:

  1. Право лизингополучателя предъявлять продавцу требования, вытекающие из договора купли-продажи, так, как если бы он сам являлся стороной этого договора.
  2. Ограничение ответственности лизингодателя за выбор предмета и поставщика.

Кейптаунская конвенция:

Особое значение для развити�� международного лизинга в РФ, особенно в сфере авиации, имеет присоединение к Кейптаунской конвенции о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования (2001 г.) и Протоколу по авиационному оборудованию (ФЗ № 361-ФЗ от 23.12.2010).

Эта конвенция создает единообразный международный режим регистрации и защиты прав на высоколиквидное дорогостоящее подвижное оборудование, что критически важно для привлечения международного финансирования в авиационную отрасль.

Санкционные ограничения и правовой режим исполнения обязательств

С 2022 года институт международного лизинга столкнулся с беспрецедентными геополитическими и санкционными вызовами, требующими специальных мер правового регулирования.

Международные санкции, введенные против РФ, привели к заморозке и аннулированию ряда лизинговых сделок с иностранными контрагентами, особенно из «недружественных» государств. Исполнение таких сделок резидентами РФ стало возможным только при наличии специального разрешения Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ.

Общий и специальный порядок разрешений:

  1. Общий порядок (Постановление Правительства РФ от 06.03.2022 № 295): Устанавливает правила выдачи разрешений на осуществление резидентами сделок (операций) с иностранными лицами, связанными с недружественными государствами. Лизинговые платежи и передача имущества в рамках таких сделок требуют предварительного одобрения Комиссии.
  2. Специальный порядок для авиализинга (Постановление Правительства РФ от 11.04.2022 № 635): Учитывая критическую важность авиационного транспорта, было введено отдельное регулирование исполнения обязательств по лизингу воздушных судов, вспомогательных силовых установок и авиационных двигателей перед иностранными кредиторами из недружественных государств. Данное постановление, с учетом последующих изменений, является основным регулятором процесса «национализации» и урегулирования отношений с иностранными лизингодателями в авиационной сфере.

Эти нормативные акты создают сложный, но необходимый правовой барьер, позволяющий Правительству РФ контролировать финансовые потоки и обеспечивать национальные интересы в условиях внешнего давления. И что из этого следует? Это означает, что для российских лизинговых компаний в сфере авиации правовая определённость сегодня определяется не столько нормами ГК РФ, сколько политическими решениями, требующими постоянного мониторинга и адаптации к динамике санкционного давления.

Заключение

Институт финансовой аренды (лизинга) в Российской Федерации представляет собой сложный и динамично развивающийся правовой и экономический механизм. По состоянию на 2025 год, его функционирование определяется не только стабильными нормами ГК РФ и ФЗ «О лизинге», но и мощными корректирующими факторами: новейшей доктриной Верховного Суда РФ, спецификой налогового регулирования и геополитическими рисками.

Ключевые выводы:

  1. Правовая квалификация: Доктрина ВС РФ окончательно закрепила за выкупным лизингом обеспечительную природу права собственности лизингодателя. Это влечет обязательность применения норм о залоге и, критически важно, требования расчета «сальдо встречных обязательств» при досрочном расторжении для предотвращения неосновательного обогащения лизингодателя.
  2. Налоговый режим: Система налогового стимулирования закреплена через механизм ускоренной амортизации, но с существенными ограничениями: амортизатором является только лизингодатель (с 2022 г.), а повышающий коэффициент (до 3) не применяется к 1-3 амортизационным группам, что сужает сферу налоговой выгоды.
  3. Экономическая динамика (2025): Рынок лизинга демонстрирует противоречивую картину: на фоне роста совокупных активов (до 8,5 трлн руб.), объем нового бизнеса сокращается (на 7% в 2024 г.) с прогнозом дальнейшего падения на 15–25% в 2025 году. Основная причина — высокая ключевая ставка, что подтверждается резким спадом в сегментах, чувствительных к стоимости финансирования (например, грузовой автолизинг).
  4. Международный аспект: Несмотря на унификацию права через Оттавскую и Кейптаунскую конвенции, международный лизинг в РФ находится под жестким контролем, регулируемым специальными Постановлениями Правительства РФ (№ 295 и № 635), что является прямым следствием санкционных ограничений.

Перспективы и предложения:

Для поддержания лизинга как инвестиционного инструмента в условиях дорогого финансирования необходимо рассмотреть возможность временного расширения налоговых преференций, например, за счет предоставления целевых субсидий лизинговым компаниям на компенсацию процентных расходов по социально значимым сегментам (например, для МСП или лизинга оборудования, не входящего в 1–3 амортизационные группы).

В правовом поле, несмотря на достижения ВС РФ, остается актуальной задача дальнейшей кодификации доктринальных позиций в ФЗ «О лизинге», особенно в части процедуры расчета сальдо встречных обязательств и закрепления критериев незначительности нарушения лизингополучателем для повышения правовой определенности.

Список использованной литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
  2. Федеральный закон от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О лизинге» (ред. от 28.04.2023) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 44. Ст. 5394.
  3. Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге (Заключена в Оттаве 28.05.1988).

    Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

  4. Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 12.10.2023 № 305-ЭС23-10419 по делу № А40-127578/2022. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
  5. Постановление Правительства РФ от 29.06.1995 № 633 «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 27. Ст. 2577.
  6. Указ Президента РФ от 17.09.1994 № 1929 «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности» // Собрание законодательства РФ. 1994. № 21. Ст. 2381.
  7. Верховный Суд обобщил практику по лизинговым спорам // Адвокатская газета. URL: https://www.advgazeta.ru/novosti/verkhovnyy-sud-obobshchil-praktiku-po-lizingovym-sporam/ (дата обращения: 07.10.2025).
  8. Законодательная база лизинга в РФ // БалтЛизинг. URL: https://www.baltlease.ru/poleznaya-informatsiya/zakonodatelstvo/ (дата обращения: 07.10.2025).
  9. Лизинг в Верховном суде: важная практика // Право.ру. URL: https://pravo.ru/story/252399/ (дата обращения: 07.10.2025).
  10. О некоторых вопросах нормативного регулирования финансовой аренды (лизинга) // Прокуратура Владимирской области. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_33/activity/legal-education/explain?item=47353915 (дата обращения: 07.10.2025).
  11. Рынок лизинга в 2024 году по ФСБУ: рост на 25% // Эксперт Бизнес-Решения. 2024. URL: https://expert-business.ru/rynok-lizinga-v-2024-godu-po-fsbu-rost-na-25/ (дата обращения: 07.10.2025).
  12. Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2025 года // Эксперт РА. URL: https://www.raexpert.ru/researches/leasing/1h2025/ (дата обращения: 07.10.2025).
  13. Рынок лизинга в России в 2025 году продолжит снижение из-за высокой ключевой ставки // MegaResearch. URL: https://megaresearch.ru/rynok-lizinga-v-rossii-2025 (дата обращения: 07.10.2025).
  14. СТАТУС Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге (ОТТАВА, 28 МАЯ 1988 ГОДА).

    URL: http://chinaruslaw.com/chinarus/russianlaw/mejdunarodnie/unidrua.htm (дата обращения: 07.10.2025).

  15. Судебная практика по спорам, связанным с договором лизинга. URL: https://arbspor.ru/posts/sudebnaya-praktika-po-sporam-svyazannym-s-dogovorom-lizinga (дата обращения: 07.10.2025).
  16. ТОП-5 судебных определений 2023 года // All-leasing. URL: https://all-leasing.ru/blog/sudebnaya-praktika-verhovnogo-suda-rf-po-lizingu-2023-god-top-5-opredeleniy (дата обращения: 07.10.2025).
  17. Ускоренная амортизация в 2025 году: условия, коэффициент // Российский налоговый курьер. URL: https://www.rnk.ru/article/205260-uskorennaya-amortizatsiya-v-2025-godu (дата обращения: 07.10.2025).
  18. Ускоренная амортизация в 2025 году: что это такое, правила // Главбух. URL: https://www.glavbukh.ru/art/438317-uskorennaya-amortizatsiya (дата обращения: 07.10.2025).
  19. Энциклопедия решений. Финансовая аренда (лизинг).

    Сентябрь 2025. URL: https://base.garant.ru/58013115/ (дата обращения: 07.10.2025).