Государственный кредит

Курсовая работа

Для покрытия своих расходов, связанных с бесперебойным финансированием многообразных потребностей обществ, государство привлекает свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения.

Объективная необходимость использования государственного кредита на удовлетворение потребностей общества обусловлена постоянным противоречием между величиной этих потребностей и возможностями государства по их удовлетворению за счет бюджетных доходов. Регулирование экономики, социальная политика государства, выполнение им своих функций по обороне страны и управлению ею требует постоянного увеличения бюджетных расходов. Немалых средств стоит и международная деятельность государства. Между тем доходы государственного бюджета всегда ограничены определенным пределом — уровнем налогообложения, предусмотренным действующим законодательством. Поэтому при наличии свободных денежных ресурсов у населения, предприятий и организаций органы власти прибегают к помощи государственного кредита.

Цель работы — исследование теоретических и практических аспектов управления государственным кредитом.

В задачи работы входит:

  • провести исследование сущности и функций государственного кредита;
  • рассмотреть особенности управления государственным кредитом;
  • проанализировать динамику и особенности управления государственным кредитом в РФ;
  • выявить особенности формирования территориальных займов.

Объект исследования: Российская Федерация. Предмет исследования: государственный кредит Российской Федерации.

1.Государственный кредит

1.1 Сущность и функции государственного кредита

Слово «кредит» (от лат. creditum — ссуда, долг; credere — верить) означает: «ссуда, предоставление ценностей (денег, вещей) в долг».

Следует иметь в виду, что понятия «кредит», «заем», «долг» и «ссуда» зачастую используются в качестве однозначных, хотя для экономистов более характерно употребление термина «кредит», для юристов — «заем».

Субъектами кредитных отношений выступают кредитор и заемщик, который в результате получения займа становится должником. Обязательство заемщика по возврату денежных средств, полученных на основе кредита (займа), обычно именуют долгом. Исполнение заемщиком своего обязательства именуется погашением долга.

4 стр., 1769 слов

Целевые кредиты коммерческих банков: виды и перспективы развития

... и населением - заемщиком, а с другой стороны, принимающий вид конкретной целевой ссуды. Главное назначение целевого кредита - поощрение продаж товаров населению. Каждый банк должен иметь четкую и ... того, заемщик в этом случае, как правило, может претендовать на большую сумму кредита. Целевая направленность ссуды позволяет кредитору четк о представлять возможности заемщика по возврату ...

Объект кредита — это то имущество, которое предоставляется взаймы. Этим имуществом могут быть деньги или вещи, определяемые родовыми признаками. В экономической литературе объект кредита обычно именуют «ссудный капитал», или «ссуженная стоимость»; в юридической — «сумма займа».

Основными принципами кредита являются возвратность и срочность.

Государственный кредит является одной из важнейших разновидностей кредита. Для этого вида кредита характерна денежная форма кредита.

Само наименование данного кредита — «государственный кредит» — свидетельствует о том, что субъектом этого кредита выступает государственное образование.Худяков А.И.Правовые основы государственного и муниципального кредита // Финансовое право. 2010.№ 3. С. 2

Государственный кредит и его регулирование — одна из наиболее актуальных и сложных проблем для современной российской экономики. Государственный кредит является составной частью финансовой системы любого государства и активно используется им в целях сбалансированности бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики. Представляя собой одну из форм мобилизации финансовых ресурсов, государственный кредит играет двоякую роль. Во-первых, в отношениях по государственному долгу он направлен на формирование дополнительных денежных средств в целях финансирования основных функций государства. Во-вторых, государственное кредитование представляет собой одну из форм распределения имеющихся денежных средств для финансирования отдельных направлений государственной деятельности и отраслей экономики.Можарова М.Е.К вопросу о правовом регулировании государственного кредита //Журнал российского права.2008.№ 10. С. 87

Как экономическая категория государственный кредит представляет собой совокупность определенных экономических отношений — отношений государственного кредита.

Данные отношения являются разновидностью кредитных отношений и характеризуются следующими признаками:

они являются разновидностью экономических отношений и опосредуют движение стоимости в денежной форме. Как разновидность денежных отношений они относятся к категории распределительных отношений и выражают движение денежных средств, не сопровождаемое встречным движением товара. Этим отношения государственного кредита отличаются от товарно-денежных отношений, опосредующих акты Д — Т (деньги — товар) или Т — Д (товар — деньги).

То обстоятельство, что государственный кредит носит возвратный характер, не меняет его свойства как распределительного отношения. Отношением государственного кредита охватывается встречное, хотя и разделенное по времени, движение денег сначала от кредитора к заемщику, а затем — от заемщика к кредитору. Но на каждой фазе движения денежных средств имеет место одностороннее движение стоимости в денежной форме, не сопряженное со встречным движением стоимости в товарной форме;

— материальным объектом отношений государственного кредита выступают деньги. При предоставлении кредита они переходят в собственность заемщика и используются им уже в качестве своего имущества. Источником погашения долга выступают денежные средства заемщика, находящиеся в его собственности.

Право собственности на денежные средства, получаемые заемщиком в кредит, может быть обременено обязанностью использовать деньги на те цели, которые предусмотрены договором о предоставлении займа. Это будет выражать целевой характер государственного кредита;

4 стр., 1505 слов

Понятие, принципы и виды банковского кредита

... и финансовому праву, применяются в дисциплине общественных отношений, возникающих в сфере банковского кредита. Общественные отношения, возникающие при банковском кредитовании, в зависимости от ... совокупности образуя способ правового регулирования некоторых общественных отношений. Сложность и разнообразие общественных отношений, возникающих при банковском кредитовании, требуют использования различных ...

  • отношения государственного кредита опосредуют встречное, хотя и разновременное движение эквивалентных стоимостей в виде денег. Иначе говоря, от заемщика к кредитору идет не та стоимость, которая была им получена, а иная стоимость, хотя и эквивалентная полученной;
  • обязанность возврата денег, аналогичного сумме, полученной взаймы, выражает признак срочности государственного кредита. Если деньги предоставлены без условия их возврата (точнее, аналогичной суммы), то это уже не кредит;
  • отношения государственного кредита являются, как правило, возмездными отношениями. За плату в виде процентов заемщик получает от кредитора услугу в виде предоставления денег, но с условием возврата аналогичной суммы к установленному сроку. Это выражает признаки платности государственного кредита;
  • обязательным субъектом отношения государственного кредита выступает публичное образование (Российская Федерация, субъект Федерации).

    В отношениях публичного заимствования публичное образование выступает в роли заемщика, в отношениях публичного кредитования — в роли кредитора;

— отношения государственного кредита, будучи экономическими отношениями, существуют лишь в правовой форме. С точки зрения соотношения формы и содержания, данные общественные отношения по своему содержанию являются экономическими, а по форме — правовыми.Худяков А.И.Правовые основы государственного и муниципального кредита // Финансовое право. 2010.№ 3. С. 4

Государственный кредит нельзя смешивать с банковским кредитом, при котором ссудный фонд используется для кредитования предприятий и организаций в целях обеспечения бесперебойности процесса расширенного воспроизводства и повышения его эффективности, заемщиками могут выступать и частные лица. Банковское кредитование хозяйствующих субъектов предполагает производительное использование ссудного фонда. Использование кредитных ресурсов как капитала создает условия для погашения кредита и выплаты процентов за счет увеличения производимой стоимости прибавочного продукта.

При государственном же кредите взятые взаймы денежные средства поступают в распоряжение органов государственной власти, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы, направляемые, как правило, на покрытие бюджетного дефицита. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета. Государственный кредит связан с движением бюджетных средств, поэтому выражает часть финансовых отношений общества.

Государственный кредит представляет отношения вторичного распределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства. В сферу госкредитных отношений попадает только часть доходов и денежных фондов, сформированных на стадии первичного распределения. Обычно ими являются временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций, не предназначенные для текущего потребления.

Объективная необходимость использования государственного кредита на удовлетворение потребностей общества обусловлена постоянным противоречием между величиной этих потребностей и возможностями государства по их удовлетворению за счет бюджетных доходов.

16 стр., 7585 слов

Кредит и кредитные отношения

... и серьезные экономические причины. Банковский кредит Банковский кредит - основная форма кредитных отношений в экономике, объектом которой является ... фондов; финансирование незавершенного производства; выкуп государственного имущества. 2. По срокам. Экономической основой срочности ... финансовых гарантий от государства. В России при переходе к рыночной экономике долгосрочные кредиты практически не ...

Регулирование экономики, международная деятельность, социальная политика государства, выполнение им своих функций по обороне страны и управлению требуют постоянного увеличения бюджетных расходов. Между тем доходы государственного бюджета всегда ограничены определенным пределом уровнем налогообложения, установленным действующим законодательством. Поэтому при наличии свободных денежных ресурсов у населения, предприятий и организаций органы власти прибегают к помощи государственного кредита.

Целесообразность использования государственного кредита для формирования дополнительных финансовых ресурсов государства и покрытия бюджетного дефицита определяется значительно меньшими негативными последствиями для государственных финансов и денежного обращения страны по сравнению с монетарными приемами (например, эмиссии денег) балансирования доходов и расходов правительства. Это достигается на основе перемещения спроса от физических и юридических лиц к правительственным структурам без увеличения совокупного спроса и количества денег в обращении.

Возможность существования государственного кредита вытекает из особенностей формирования и времени использования доходов, получаемых физическими и юридическими лицами. У населения постоянно образуются временно свободные денежные средства, прежде всего, в связи с неравномерным получением доходов по найму (особенно в отраслях с сезонным характером производства), выплатой гонораров, премий, отпускных, получением наследства и т.п. Население также может сознательно ограничивать текущие потребности из-за необходимости накопить денежные средства для покупки товаров длительного пользования с высокой ценой приобретения.

Таким образом, как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений финансов и кредита и совмещает их особенности.

В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета и внебюджетных фондов.Николаева Т.П. Бюджетная система РФ. Учебно-методический комплекс. М.: Изд. центр ЕАОИ. 2008. с.153

Сущность государственного кредита как экономической категории раскрывается в функциях: распределительной, контрольной и регулирующей.

Важнейшая функция государственного и муниципального кредита распределение денежных ресурсов в соответствии с потребностями экономики в целом и целесообразностью поддержки того или иного направления социально-экономической деятельности.

Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов и имеет свои специфические черты, порожденные особенностям этой категории. Контроль осуществляется за целевым и рациональным использованием кредита, выделяемого государством.

Регулирующая функция государственного кредита проявляется в воздействии государства на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег капиталов и занятость.

Мобилизуемые с помощью государственного кредита средства прямо используются для финансирования экономических и социальных программ. Это означает, что государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны.

4 стр., 1920 слов

Проблема международного долга

... и кредитами МВФ, которые не классифицируются по сроку погашения; по типу заемщика — государственными, гарантированными государством и частными; по типу кредитора долговые обязательства делятся на официальный долг и частный долг. ...

Государственный кредит может быть внутренним и внешним. Основная доля государственных расходов осуществляется в национальной валюте, поэтому преимущественное развитие получает внутренний государственный кредит. Но широкое международное разделение труда, обмен технологиями и научно-техническими идеями, оказание финансовой помощи иностранным государствам — все это обусловливает интенсивное развитие международного государственного кредита, осуществляемого в иностранной валюте.

Внутренний государственный кредит может выступать в следующих формах: государственные займы, обращение части вкладов населения в государственные займы, заимствование средств общегосударственного ссудного фонда, казначейские ссуды, гарантированные займы.

Государственные займы характеризуется тем, что временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска и реализации облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.

Обращение части вкладов населения в государственные займы подразумевает предоставление кредита государству сберегательными учреждениями за счет заемных средств.

Позаимствование средств общегосударственного ссудного фонда проявляется в том, что государственные кредитные учреждения непосредственно передают часть кредитных ресурсов на покрытие расходов правительства. Эта форма государственного кредита функционировала в тоталитарном государстве.

Казначейские ссуды выражают отношения оказания финансовой помощи предприятиям и организациям органами государственной власти и управления за счет бюджетных средств на условиях срочности, платности и возвратности. Казначейские ссуды выдаются на льготных условиях в случае финансовых затруднений предприятий и организаций и являются средством поддержки жизненно важных для народного хозяйства экономических структур.Николаева Т.П.Финансы и кредит: Учебно-методический комплекс. — М.: Изд. центрЕАОИ. 2008. — с.102

Межгосударственный кредит предоставляется от имени государства. Большая часть иностранных кредитов, получаемых нашим государством, осуществляется на консорциальной основе. В консорциумы входят банки различных стран. Потребности государства в консорциальных кредитах связан с необходимостью финансирования бюджетных программ, инвестированием средств на техническое перевооружение государственных предприятий. За счет консорциального кредита финансируют потребности, связанные и с внешнеэкономической деятельностью.Трошин А.Н., Мазурина Т.Ю., Фомкина В.И. Финансы и кредит: Учебник. — М.: Инфра-М, 2009. — с.264

Международный государственный кредит представляет совокупность отношений, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика или кредитора. Эти отношения принимают форму государственных внешних займов. Как и внутренние займы, они предоставляются на условиях возвратности, срочности и платности. Сумма полученных внешних займов с начисленными процентами включается в государственный долг страны. Основной целью государственных внешних займов является содействие укреплению экономического потенциала, преодоление финансовых трудностей страны-получателя, оказание продовольственной помощи. Государственные внешние займы предоставляются в денежной или товарной форме. Как правило, они бывают среднесрочными или долгосрочными. Денежные займы выпускаются в валюте страны-кредитора, страны-заемщика или валюте третьей страны. Погашение займов по соглашению сторон осуществляется товарными поставками или валютой.

3 стр., 1283 слов

Реструктурирование займа

... анализа долгосрочной задолженности (долг или займ). разработка плана погашения займа, адекватного принятым условиям финансового сог Если по условиям займа заемщик обязуется вернуть сумму долга в конце срока в ... определенного периода времени. Может осуществляться двумя способами: погашение основного долга В ряде случаев долгосрочные кредиты и займы выдаются по тем или иным причинам под льготные ...

Функционирование государственного кредита ведет к образованию государственного долга, представляющего собой совокупность всех обязательств государства.Николаева Т.П.Финансы и кредит: Учебно-методический комплекс. — М.: Изд. центрЕАОИ. 2008. — с.103

Государственный долг — неоплаченная сумма официально признанных прямых обязательств органов государственного управления перед другими секторами экономики и остальными странами мира, которая образовалась в результате их операций в прошлом и должна быть погашена в будущем или переоформлена в бессрочный долг.

В государственный долг не включаются: внутриструктурные и межструктурные долги различных подсекторов государственного управления, для которых составляется статистика, и обязательства органов денежно-кредитного регулирования, связанные с эмиссией наличных денежных средств, а также прочие обязательства этих органов; необслуживаемые долги, выплата процентов по которым прекращена на определенный срок по договоренности между кредитором и должником или в одностороннем порядке, а также любая текущая задолженность по неоплаченным обязательствам.Евдокимова Л.А. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебное пособие. — М.: МГИУ, 2008. — с.27

1.2 Управление государственным кредитом

Управление государственным кредитом может рассматриваться в узком и широком смысле. Под управлением государственным кредитом в широком смысле понимается формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Как одно из направлений финансовой политики управление государственным кредитом находится в руках органов власти и управления государством. Именно они определяют общий объем бюджетного дефицита и, следовательно, объем займов, необходимых для его финансирования, основные направления и цели воздействия на денежное обращение, кредит, производство, занятость и целесообразность осуществления общегосударственных программ по поддержке малого бизнеса, отдельных районов страны и т.п.

В узком смысле под управлением государственным кредитом понимается совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированию рынка государственных ценных бумаг, обслуживанию и погашению государственного долга, предоставлению ссуд и гарантий.Финансы: учебник для студентов вузов/ Под ред. Г.Б. Поляка. 3-е изд.,перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. с.240

Высшим органом управления государственным кредитом в РФ является Федеральное Собрание Российской Федерации, которое устанавливает максимальные размеры как привлечения средств для финансированиия бюджетного дефицита или рефинансирования ранее сделанных долгов, так и кредитования за счет средств бюджета.

Согласно ст. 106 Бюджетного кодекса РФБюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ . ст.106 (БК РФ) предельные объемы государственного внутреннего долга и государственного внешнего долга, пределы внешних заимствований РФ на очередной финансовый год утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств.

36 стр., 17935 слов

Внешний долг Российской Федерации: проблемы управления

... в обозримом будущем. Целью диссертации является выбор наиболее рациональной стратегии управления внешним государственным долгом Российской Федерации. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: изучение теоретических и законодательных ...

Предельный объем государственных внешних заимствований РФ не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга РФ.

В соответствии с Конституционным законом «О правительстве»Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (с изменениями от 29 января, 22 июля, 28 декабря 2010 г.)предельный объем выпуска тех или иных ценных бумаг устанавливается Правительством. В соответствии с БК РФ Правительство РФвправе осуществлять внешние заимствования в объеме свыше установленного законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, если при этом оно осуществляет реструктуризацию государственного внешнего долга, приводящую к снижению расходов на его обслуживание.

Правительство РФ имеет право осуществлять внутренние(внешние) заимствования с превышением установленного законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год предельного объема государственного внутреннего (внешнего) долга вместо внешних заимствований, если это снижает расходы на обслуживание государственного долга в рамках установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год объема государственного долга (суммы внутреннего и внешнего долга) и иной порядок реструктуризации, не предусмотренный федеральным законом о федеральном бюджете па очередной финансовый год.Для оптимизации управления внутренними и внешними заимствованиями БК РФ предусматривает разработку Правительствомд вух программ: Программы государственных внешних заимствований (ст. 108) и Программы государственных внутренних заимствований, Указанные программы представляют собой перечень заимствований на очередной финансовый год с указанием целей, источников, сроков возврата. Программы представляются Федеральному Собранию РФ одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год и подлежат утверждению,

В процессе управления государственным кредитом решаются следующие задачи:

  • минимизация стоимости долга для заемщика;
  • недопущение переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса;
  • эффективное использование мобилизованных средств и контроль за целевым использованием выделенных кредитов;
  • обеспечение своевременного возврата кредитов;
  • максимальное решение задач, определенных финансовой политикой, например снижение темпов инфляции.

Управление государственным кредитом в узком смысле ложится на органы управления, финансовые и кредитные институты. Оперативное управление государственным кредитом под руководством Правительства обычно осуществляет Министерство финансов РФ или Казначейство совместно с Центральным банком (ЦБ РФ).

В РФ действует единая система учета и регистрации государственных заимствований РФ. Для этого департаменты Минфина ведут государственные книги внутреннего и внешнего долга РФ. Информация о заимствованиях субъекта РФ вносится соответственно в долговую книгу субъекта.

Минфин РФ выступает эмитентом государственных ценных бумаг от лица Федерации. Он устанавливает конкретные сроки и объемы выпусков в пределах параметров, установленных Правительством РФ.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ ЦБ РФ бесплатно существляет функции генерального агента по обслуживанию государственного внутреннего долга. При эмиссии каждого выпуска облигаций все суммарные и единичные сертификаты подлежат передаче Минфину РФ на хранение и учет в депозитарий. Функции депозитария выполняет ЦБ РФ или иная организация, уполномоченная им. ЦБ РФ по поручению Минфина и за счет средств федерального бюджета осуществляет выплаты владельцам облигаций при погашении выпусков.

Регулирование рынка государственным ценных бумаг также осуществляется ЦБ РФ. Меры воздействия, применяемые им, можно условно разделить на две группы:

  • «пожарные» меры поднятие ставки рефинансирования, ломбардных ставок, интервенции ЦБ на рынке ценных бумаг и валютном рынке. Как показала практика, эти меры оказываются действенными лишь на короткий промежуток времени;
  • регулярное воздействие путем предоставления кредитов коммерческим банкам под залог государственных ценных бумаг.

Однако эффективное и долговременное противодействие дестабилизации национального рынка ценных бумаг возможно только в том случае, если к монетарно-долговременным мерам добавятся те,что выходят за рамки финансового рынка, а именно упорядочение налоговой системы и сбора налогов, а также рост экономики.

В странах с развитой рыночной экономикой в последние годы наметилась тенденция передачи оперативного управления государственным долгом негосударственным структурам как более мобильным и эффективным рыночным институтам. Специализированным банком по обслуживанию внешнего и внутреннего валютного долга является Внешэкономбанк.Финансы: учебник для студентов вузов/ Под ред. Г.Б. Поляка. 3-е изд.,перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. с.241

Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий и выпуску новых государственных ценных бумаг.

Управление госдолгом осуществляется Правительством РФ в пределах полномочий, устанавливаемых Федеральным Собранием РФ.

Основными целями управления государственным долгом являются:

  • сохранение объема государственного долга на экономически безопасном уровне;
  • сохранение стоимости обслуживания государственного долга;
  • обеспечение исполнения обязательств государства в полном объеме по более низкой стоимости на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Выплата доходов по займам и их погашение обычно производятся за счет бюджетных средств. Однако в условиях значительного роста государственной задолженности и нарастающих бюджетных трудностей страна может прибегнуть и к рефинансированию государственного долга.

Под рефинансированием понимается погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.

На достижение эффективности государственного кредита направлены такие мерыв области управления государственным долгом, как конверсия, консолидация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения и аннулирования займов.

Под конверсией обычно понимается изменение доходности займов. Увеличение срока действия уже выпущенных займов может быть достигнуто за счет консолидации государственного долга.

Унификация займов — это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа.В исключительных случаях правительство может провести обмен облигаций по регрессивному соотношению, т.е. когда несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой облигации.Отсрочка погашения займа или всех ранее выпущенных займов проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов не имеет финансовой эффективности для государства.

Конверсия, консолидация, унификация государственных займов и обмен облигаций государства обычно осуществляются только в отношении внутренних займов. Что касается отсрочки погашения обязательств, то эта мера возможна и по отношению к внешней задолженности. Отсрочка погашения внешних займов, как правило, проводится по согласованию с кредиторами. При этом отсрочка погашения долга может и не повлечь приостановку выплаты процентов по нему.Под аннулированием государственного долга понимается мера, в результате которой государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам (внутренним, внешним или по всему государственному долгу).

При управлении государственным долгом используется также его реструктуризация.Под реструктуризацией долга понимается погашение долговых обязательств с согласия кредиторов, с рассрочкой платежа (т.е. принятии других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков погашения (пересмотр сроков платежей, списание части долга).

Мероприятия по выплате процентов по долгу и постепенному погашению основной суммы долга называются обслуживанием долга.

В целях управления государственным долгом и его снижения в России разрабатывается программа государственных внешних заимствований РФ на очередной финансовый год с указанием цели, источников и объемов заимствований, а также сроков возврата и программа государственных внутренних заимствований РФ на покрытие дефицита.Все средства, поступающие в бюджет от заимствований, включая средства, расходуемые на обслуживание и погашение государственного долга, отражаются в бюджете как источники финансирования дефицита бюджета.

Система управления государственным долгом представляет собой взаимосвязь бюджетных, финансовых, учетных, организационных и других процедур, направленных на эффективное регулирование государственного долга и снижение влияния долговой нагрузки на экономику страны.Николаева Т.П.Финансы и кредит: Учебно-методический комплекс. — М.: Изд. центрЕАОИ. 2008. — с.105

2.Анализ динамики и управления государственным кредитом в РФ

2.1 Российская Федерация как заемщик, кредитор и гарант

Государственный кредит, представляет собой одну из форм кредита, при котором государство выступает в роли кредитора, заемщика и гаранта.

Внутри страны государство обычно является заемщиком средств, а население, предприятия и организации кредиторами. В сфере международных экономических отношений государство выступает как в роли заемщика, так и кредитора. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом. Если правительство может гарантировать безусловное погашение займа, выпущенного нижестоящими органами власти и управления или отдельными хозяйственными организациями, а также выплату процентов по нему в случае неплатежеспособности плательщика, то речь идет об условном государственном кредите гарантированных займах.Николаева Т.П. Бюджетная система РФ. Учебно-методический комплекс. М.: Изд. центр ЕАОИ. 2008. с.153

Государство как заемщик.

Для покрытия бюджетного дефицита Российская Федерация длительный период времени была вынуждена привлекать заемные средства. В результате заемной деятельности образуется государственный долг.

К государственному долгу Российской Федерации относятся долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие БК РФ.Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ(с изменениями от 6 апреля 2011 г.).

ст.97Следует различать государственный и общегосударственныйдолг. Более широкое понятие «общегосударственный долг» включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления низовыми звеньями, входящими в состав государства.

Долговые обязательства РФ могут существовать в виде обязательств по:

  • кредитам, привлеченным от имени Российской Федерации как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;
  • государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации;
  • бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • государственным гарантиям Российской Федерации;
  • иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с законодательством Российской Федерации на государственный долг Российской Федерации.

Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет включительно).Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ(с изменениями от 6 апреля 2011 г.).

ст.98На практике РФ привлекала заемные средства в основном двумя путями: размещением долговых ценных бумаг и получением кредитов у специализированных финансово-кредитных институтов.

Государственный долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникшей задолженности. РФ не несет ответственности по долговым обязательствам национально-территориальных образований РФ, если они не были гарантированы Правительством РФ.Форма долговых обязательств национально-государственных и административно-территориальных образований РФ и условия их выпуска определяются самостоятельно на местах.

В зависимости от валюты, в которой выпускаются займы, БКРФ делит их на две группы ? внутренние и внешние, которые отличаются также видами заемных инструментов, условиями размещения, составом кредиторов.Финансы: учебник для студентов вузов/ Под ред. Г.Б. Поляка. 3-е изд.,перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. с.246

В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:

  • номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;
  • объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;
  • объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией;
  • объем обязательств по государственным гарантиям, выраженным в валюте Российской Федерации;
  • объем иных (за исключением указанных) долговых обязательств Российской Федерации, оплата которых в валюте Российской Федерации предусмотрена федеральными законами до введения в действие БК РФ.

В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:

  • номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;
  • объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии Российской Федерации;
  • объем обязательств по государственным гарантиям Российской Федерации, выраженным в иностранной валюте.Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ(с изменениями от 6 апреля 2011 г.).

    ст.98

Экономическая наука дает многостороннее представление о государственном долге. Взаимосвязь долга и экономики сложна и неоднозначна. Единой точки зрения на характер воздействия долга на экономику не существует. Взгляды макроэкономистов на эту проблему совершено различны. С одной стороны, имеет место рыночный либерализм, при котором государственный долг как инструмент государственного воздействия на экономику рассматривается как негативный фактор. В этом случае предпочтение отдается полному отказу от финансирования расходов государства (бюджета) за счет государственного долга. Например, представители монетаризма (М. Фридмен, И. Фишер, А. Мелцер) выступали против использования государственного долга в качестве инструмента стабилизации экономики. По их мнению, не существует действенных краткосрочных и долгосрочных эффектов от применения такого инструмента экономической политики, как государственный долг. Представители так называемой стокгольмской школы макроэкономистов (Г. Мюрдаль, Э. Линдаль и др.) предложили теорию «циклического балансирования бюджета», то есть приспособления его доходов и расходов к экономическому циклу. С их точки зрения, дефицит бюджета, образовавшийся во время кризиса и депрессии, должен покрываться соответствующим бюджетным избытком во время следующего за депрессией периодом подъема. Однако они недостаточно учитывают временной фактор цикличности экономики, когда возникает хронический характер дефицита бюджета на протяжении длительного периода, что создает предпосылки к необходимости заимствований.

С другой стороны, преобладает теория о необходимости сильного государственного регулирования экономики, допускающая использование государственных заимствований. В результате проведения государством активной долговой политики многие экономисты видят в росте государственного долга две главные опасности. Одна из них ? это вероятность наступления банкротства государства, вторая ? опасность переложения долгового бремени на будущие поколения. Например, немецкие экономисты Штейн, Дитцель, Небениус считали, что, если государство слишком редко пользуется государственным кредитом, значит, оно вынуждено увеличивать ставки налогов и слишком много средств забирает у своих современников, тем самым недостаточно заботится об интересах населения. Американские же ученые К.Р. Макконел и С.Л. Брю полагали, что правительство практически всегда сможет выполнить свои обязательства по внутреннему долгу, так как для этого оно может воспользоваться рефинансированием долга, эмиссией денег или увеличением налоговых доходов. К. Маркс в своих трудах отмечал, что государственные займы являются своего рода «двигателем» для первоначального накопления капитала: «государственный долг создал акционерные общества, торговлю всевозможными ценными бумагами, биржевую игру и современную банкократию».

Основные тезисы, выработанные в мировой практике в отношении регулирования зависимости роста долга от роста экономики, говорят о том, что чем выше темпы экономического роста и ниже реальные процентные ставки, тем беспроблемней использование государством заемных средств для финансирования своих расходов; в случае стагнирующей экономики государство сталкивается со значительными трудностями при обслуживании и управлении долгом. Эти положения впервые были сформулированы представителем неокейнсианского направления в экономике Е. Домаром в 1944 г. на основе разработанной им модели, которая увязывает размер государственного долга с размером ВВП, а прирост государственной задолженности — с ростом экономики. С помощью этой модели он сделал несколько выводов.

Во-первых, постоянно растущий государственный долг не обязательно ухудшает будущую налогово-бюджетную ситуацию вследствие повышения налоговых ставок и роста государственных расходов, связанных с обслуживанием долга. Определяющей величиной в случае финансированных ставок процента (доходности государственных облигаций) и доли задолженности в ВВП является темп экономического роста. Во-вторых, при положительных темпах роста ВВП обслуживание государственного долга осуществляется безболезненно. Экономический рост создает предпосылки для увеличения государственного долга. Если доходность государственных облигаций равна темпу роста ВВП, то предельное значение процентных платежей в ВВП будет соответствовать уровню вновь образующейся задолженности в ВВП. В-третьих, если уровень процентных ставок выше темпов роста ВВП или если ВВП снижается, то расходы по обслуживанию долга превышают объем новых правительственных займов. Государство в этом случае будет вынужденно использовать для обслуживания своего долга дополнительные средства из бюджета.Зуев Д.С.Государственный долг в системе экономических отношений // Инициативы XXI века. 2009.№ 4. С. 65

Несмотря на резкое ухудшение внешних условий экономического развития и серьезное бремя долговой нагрузки, приходящейся на корпоративный сектор, показатели долговой устойчивости Российской Федерации остаются одними из лучших в мире.

Приоритетами долговой политики в области государственных внутренних заимствований Российской Федерации является финансирование дефицита федерального бюджета и развитие рынка государственных ценных бумаг. При этом ключевое значение имеет повышение ликвидности рыночной части государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах, и сохранение оптимальной доходности на рынке государственных ценных бумаг.

Долговая политика в сфере государственных внешних заимствований Российской Федерации заключается в:

  • обеспечении частичного финансирования дефицита федерального бюджета через осуществление регулярных заимствований в иностранной валюте путем размещения облигационных займов Российской Федерации в умеренных объемах на международных финансовых рынках капитала;
  • поддержании репрезентативной кривой доходности по государственным долговым обязательствам в иностранной валюте, необходимой для формирования адекватных ориентиров для российских заемщиков.

На практике решение вопроса о балансе между внутренними и внешними заимствованиями будет зависеть от конъюнктуры внутреннего и мирового финансового рынка, эффективности решения задачи развития внутреннего рынка государственного долга, сохранения благоприятной макроэкономической ситуации в России, прежде всего с точки зрения сохранения сравнительно низкого уровня инфляции и с учетом приоритета заимствований на внутреннем рынке госдолга.

Объем планируемых заимствований беспрецедентен для российского рынка внутреннего государственного долга. В последние годы Минфин России не размещал на открытом рынке облигаций на сумму более 420 млрд. рублей за один календарный год. В этой связи, успешное решение поставленной задачи будет в значительной степени определяться эффективностью мероприятий по повышению ликвидности государственных долговых обязательств.

В указанных целях Минфин России будет проводить размещение на рынке базовых выпусков сравнительно крупных объемов со сроками обращения 1, 2, 3, 4, 5 и 10 лет.

В связи с увеличением объема размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, обусловленного перераспределением заимствований с международных финансовых рынков на внутренний рынок обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации увеличится в 2014 году на 52,2% по сравнению с 2013 годом, в 2015 году на 37,8% по сравнению с 2014 годом, в 2016 году на 17,4% по сравнению с 2015 годом.

При планируемой доходности в 2014 году по краткосрочным инструментам до 4,5 — 5,5% и по среднесрочным и долгосрочным инструментам до 6,0 — 7,5% и 7,5 — 8,5% соответственно, предполагается размещать новые выпуски облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом и государственных сберегательных облигаций, купонные ставки по которым были рассчитаны исходя из условия размещения облигаций по цене, близкой к номиналу.

Таблица. Динамика расходов на обслуживание государственного долга (процентных расходов) в 2011 — 2016 годах приведена в следующей таблице.

(млрд. рублей)

2011 год отчет

2012 год отчет

2013 год Закон (с изм.)

2014 год проект

2015 год проект

2016 год проект

Расходы на обслуживание государственного долга (процентные расходы) — всего

262,7

320,0

408,4

452,5

503,7

568,6

% ВВП

0,5

0,5

0,6

0,6

0,6

0,7

% к предыдущему году

134,7

122,1

127,6

110,8

111,3

112,9

% к 2013 году

х

х

х

110,8

123,3

139,2

доля процентных расходов в общей сумме расходов федерального бюджета, %

2,4

2,5

3,0

3,2

3,4

3,7

в том числе:

Расходы на обслуживание внутреннего долга

190,6

244,2

318,6

354,0

392,3

445,2

% ВВП

0,3

0,4

0,5

0,5

0,5

0,5

% к предыдущему году

156,6

128,1

130,5

111,1

110,8

113,5

% к 2013 году

х

х

х

111,1

123,1

139,7

доля в процентных расходах, %

72,6

76,3

78,0

78,2

77,9

78,3

Расходы на обслуживание внешнего долга

72,1

75,8

89,8

98,5

111,4

123,4

% ВВП

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

% к предыдущему году

98,4

105,1

118,5

109,7

113,1

110,7

% к 2013 году

х

х

х

109,7

124,1

137,4

доля в процентных расходах, %

27,4

23,7

22,0

21,8

22,1

21,7

Справочно.

ВВП

55 799,6

62 599,1

66 515,0

73 315,0

79 660,0

86 837,0

Расходы федерального бюджета — всего

10 925,6

12 895,0

13 455,9

13 960,1

14 977,5

15 572,6

В связи с ростом объемов заимствований на внутреннем и внешнем финансовых рынках в 2014 — 2016 годах предусматривается существенное увеличение бюджетных ассигнований на обслуживание государственного долга (процентные расходы), которые вырастут в 1,4 раза с 2013 до 2016 года, и существенно превысят общий объем бюджетных ассигнований, направляемых в 2016 году на жилищно-коммунальное хозяйство, охрану окружающей среды, культуру и кинематографию, физическую культуру и спорт, средства массовой информации (344,4 млрд. рублей), на здравоохранение (421,4 млрд. рублей).

В соответствии с законопроектом в 2014 — 2016 годах процентные расходы будут составлять 0,6 % — 0,7 % ВВП, а общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на эти цели, составит 1 524,8 млрд. рублей.

По сравнению с предыдущим годом процентные расходы увеличатся в 2014 году на 10,8 %, в 2015 году — на 11,3 %, в 2016 году — на 12,9 %, а их доля в общем объеме расходов федерального бюджета вырастет с 3,0 % в 2013 году до 3,7 % в 2016 году, или на 0,7 процентного пункта.

Объем платежей на погашение и обслуживание государственного долга в процентах к общему объему заимствований (коэффициент покрытия) составит в 2014 году 81,0 %, в 2015 году — 79,7 % и в 2016 году — 75,1 %.

Доли ассигнований федерального бюджета на обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга составят соответственно: в 2013 году — 78,0 % и 22,0 %, в 2014 году — 78,2 % и 21,8 %, в 2015 году — 77,9 % и 22,1 %, в 2016 году — 78,3 % и 21,7 %.

Таким образом, совокупный объем государственного долга Российской Федерации достигнет 16,3% ВВП на конец 2014 года, при этом доля внутреннего долга в совокупном объеме госдолга составит 79,5 % при соответствующем снижении доли внешнего долга.

Государство как гарант.

РФ предоставляет государственные или муниципальные гарантии, под которыми признается способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого РФ, субъектРФ или муниципальное образование ? гарант ? дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная или муниципальная гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично. Письменная форма государственной или муниципальной гарантии является обязательной. Несоблюдение этого условия влечет ее недействительность (ничтожность).

В государственной или муниципальной гарантии должны быть указаны:

  • ? сведения о гаранте, включающие его наименование (РФ, субъект РФ, муниципальное образование) и наименование органа, выдавшего гарантию от имени указанного гаранта;
  • ? определение объема обязательств по гарантии.

Срок гарантии определяется сроком исполнения обязательств, по которым предоставлена гарантия.

Гарантии предоставляются, как правило, на конкурсной основе. Гарант по государственной или муниципальной гарантии несет субсидиарную ответственность дополнительно к ответственности должника по гарантированному им обязательству.

Предусмотренное государственной или муниципальной гарантией обязательство гаранта перед третьим лицом ограничивается уплатой суммы, соответствующей объему обязательств по гарантии.

Гарант, исполнивший обязательство получателя гарантии, имеет право потребовать от последнего возмещения сумм, уплаченных третьему лицу по государственной или муниципальной гарантии, в полном объеме в порядке, предусмотренном гражданским законодательством РФ. Гарантии по обязательствам, составляющим государственный внешний долг РФ, могут предусматривать солидарную ответственность гаранта. Исполнение государственных и муниципальных гарантий подлежит отражению в составе расходов бюджетов как предоставление кредитов.

Если платежи в качестве гаранта не ведут к возникновению эквивалентных требований со стороны гаранта к должнику, не исполнившему обязательство, исполнение государственных и муниципальных гарантий учитывается в источниках финансирования дефицита соответствующего бюджета.

Общая сумма предоставленных государственных гарантий РФ для обеспечения обязательств в валюте РФ включается в состав государственного внутреннего долга РФ как вид долгового обязательства. Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год утверждаются государственные гарантии РФ, выдаваемые отдельному субъекту РФ,муниципальному образованию или юридическому лицу на сумму, превышающую 1 000 000минимальных размеров оплаты труда.

Общая сумма предоставленных государственных гарантий РФ для обеспечения обязательств в иностранной валюте включается в состав государственного внешнего долга РФ как вид долгового обязательства. Кроме того, должны отдельно утверждаться государственные гарантии РФ на сумму, превышающую 10 млн. долларов США. Предоставление государственных гарантий РФ для обеспечения обязательств в иностранной валюте утверждается в порядке, предусмотренном для государственных внешних заимствований в составе Программы государственных внешних заимствований РФ.

При исполнении получателем государственной гарантии РФ своих обязательств перед третьим лицом на соответствующую сумму сокращается внешний либо внутренний государственный долг РФ, что отражается в отчете об исполнении бюджета. Министерство финансов РФ либо другой орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ, ведет учет выданных гарантий, исполнения получателями указанных гарантий своих обязательств,обеспеченных государственными гарантиями РФ, а также случаев осуществления государством платежей по выданным гарантиям. На основании данных этого учета Государственной Думе представляется подробный отчет о выданных гарантиях по всем получателям указанных гарантий, об исполнении этими получателями обязательств, обеспеченных указанными гарантиями, и осуществлении государством платежей по выданным гарантиям.

Государственные гарантии РФ предоставляются Правительством РФ. Министерство финансов РФ либо иной уполномоченный орган представляет Правительство РФ на всех переговорах о предоставлении государственных гарантий РФ и заключает соответствующие соглашения от имени Правительства РФ.

В случае предоставления государственной гарантии РФ Министерство финансов РФ либо иной уполномоченный Правительством РФ орган исполнительной власти обязаны провести проверку финансового состояния получателя государственной гарантии РФ.Николаева Т.П. Бюджетная система РФ. Учебно-методический комплекс. М.: Изд. центр ЕАОИ. 2008. с.178

В связи с актуальностью и востребованностью инструмента государственных гарантий Российской Федерации продолжится их активное предоставление. В 2014-2016 годах планируется предоставление следующих видов государственных гарантий Российской Федерации:

  • по обязательствам страхования военных рисков, рисков угона и других подобных рисков ответственности авиаперевозчиков перед третьими лицами;
  • ориентированные на осуществление долгосрочных инвестиций в наиболее важные с государственной точки зрения проекты (в том числе, по займам, привлекаемым ГК «Роснанотех»);
  • для поддержки экспорта промышленной продукции.

В соответствии с Программой государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов (приложение № 38 к законопроекту) в предусматриваемой общей сумме гарантирования в 2014 — 2016 годах основную долю будут составлять государственные гарантии, предоставляемые по кредитам, привлекаемым организациями оборонно-промышленного комплекса (далее — ОПК).