Введение
Национальная цель, зафиксированная в Указе Президента РФ от 07.05.2024 № 309, требует достижения прироста инвестиций в основной капитал на уровне 60% к 2030 году относительно показателя 2020 года. Эта амбициозная задача, поставленная в условиях глобальной экономической турбулентности и структурной трансформации, делает тему государственного стимулирования инвестиционной деятельности в регионах России не просто актуальной, но и критически важной для обеспечения экономического суверенитета страны.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью оценки эффективности и практической применимости новых институциональных механизмов, внедренных в последние годы (Региональный инвестиционный стандарт 2.0/3.0, СЗПК), а также необходимостью методологически корректной финансовой оценки проектов в условиях высокой ключевой ставки и инфляционного давления, характерных для 2025 года.
Объектом исследования выступают экономические отношения, возникающие в процессе государственного стимулирования инвестиционной деятельности на уровне субъектов Российской Федерации.
Предметом исследования являются актуальные формы, методы и институциональные инструменты государственного регулирования инвестиционных процессов, а также методология финансово-экономической оценки эффективности региональных инвестиционных проектов в современных условиях.
Цель работы состоит в разработке теоретически обоснованного и практически применимого комплексного анализа современного механизма государственного стимулирования инвестиций в регионах РФ, оценке его проблем и проведении актуализированной финансово-экономической оценки эффективности типового регионального проекта.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Раскрыть теоретические основы и классифицировать актуальные формы государственной поддержки (преференциальные и специальные режимы).
- Проанализировать новые институциональные инструменты (РИС 2.0/3.0 и СЗПК) и их влияние на инвестиционный климат.
- Оценить макроэкономическую динамику и региональную дифференциацию инвестиций в основной капитал в 2023–2025 гг.
- Выявить системные барьеры и функциональные проблемы, препятствующие эффективному стимулированию инвестиций.
- Разработать методологическую базу для финансовой оценки проектов, используя актуальную ключевую ставку ЦБ РФ как основу для расчета ставки дисконтирования.
- Провести практический расчет ключевых показателей эффективности инвестиционного проекта (NPV, IRR, DPBP).
Данная работа сочетает в себе три уровня анализа: макроэкономический (динамика инвестиций), нормативно-правовой (анализ РИС и СЗПК) и микроэкономический (финансовая оценка проекта), обеспечивая тем самым академическую глубину и практическую значимость.
Факторинг как инструмент повышения ликвидности предприятия: экономико-правовой ...
... его экономическую сущность, детализированное правовое регулирование в РФ и количественную оценку практической эффективности для повышения ликвидности предприятий. Объектом исследования выступает система финансовых ... (должнику), возникшее в результате поставки товаров или оказания услуг на условиях отсрочки платежа. Взамен фактор немедленно выплачивает клиенту определенную часть суммы требования ...
Теоретические основы и нормативно-правовой механизм государственного стимулирования инвестиций
Ключевой аспект успешного экономического развития региона заключается в способности привлекать и удерживать капиталовложения, поэтому государственное стимулирование инвестиционной деятельности — это комплекс мер, направленных на создание благоприятных условий для притока частного и государственного капитала в экономику региона, определенный Федеральным законом от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».
Понятие и классификация форм государственной поддержки
Под государственной поддержкой инвестиционной деятельности понимается совокупность финансовых, налоговых, инфраструктурных и административных мер, предоставляемых инвесторам для повышения рентабельности их проектов и снижения связанных с ними рисков.
Современный российский механизм стимулирования можно классифицировать по трем основным группам, каждая из которых имеет строго определенную нормативно-правовую базу:
-
Преференциальные режимы: Создание территориально локализованных зон с особыми условиями ведения бизнеса.
- Территории опережающего развития (ТОР): Создаются для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для жизни населения.
- Особые экономические зоны (ОЭЗ): Зоны с особым таможенным, налоговым и административным режимами. Резиденты ОЭЗ получают значительные льготы, включая режим свободной таможенной зоны.
-
Специальные инвестиционные режимы: Индивидуальные соглашения между инвестором и государством.
- Соглашение о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК): Механизм, гарантирующий стабильность условий реализации крупных проектов.
-
Иные меры поддержки: Различные инструменты, применяемые на федеральном и региональном уровнях (субсидии, гарантии, льготные займы, предоставление земли).
Особо важными являются налоговые преференции, которые напрямую влияют на финансовую модель проекта:
Режим поддержки | Налоговая льгота (Налог на прибыль) | Срок действия | Условия применения (2025 г.) |
---|---|---|---|
ТОР | 0% (федеральная часть) в первые 5 лет; 8% (федеральная часть) в последующие 5 лет. | До 10 лет | Регистрация резидента в ТОР, минимальный объем капитальных вложений. |
ОЭЗ | 2% (федеральная часть) в первые годы. | Варьируется | Регистрация резидента в ОЭЗ, соблюдение профиля деятельности. |
Региональные льготы | Понижение ставки региональной части налога на прибыль (до 17% по общему правилу) | Устанавливается субъектом РФ | Зависит от объема инвестиций (часто от 1 млрд руб. капитальных вложений) и социально-экономического эффекта. |
Например, при общей ставке налога на прибыль в 25% (8% федеральный бюджет, 17% региональный бюджет), обнуление федеральной части (как в ТОР) обеспечивает немедленное снижение эффективной ставки на 8 процентных пунктов, что является мощным стимулом для капиталоемких проектов. И что из этого следует? Такое прямое снижение налоговой нагрузки, как правило, позволяет инвестору быстрее достичь положительного NPV даже в условиях высокой стоимости привлеченного капитала.
Институциональные инструменты регулирования: РИС и СЗПК
Государство постоянно совершенствует административные и институциональные инструменты, стремясь сделать инвестиционный процесс более прозрачным и предсказуемым.
Региональный инвестиционный стандарт (РИС)
Региональный инвестиционный стандарт 2.0 (РИС 2.0), разработанный Минэкономразвития РФ, стал ответом на проблему административных барьеров и несистемности региональной поддержки. РИС 2.0 — это стандартизированный набор инструментов, обязательный к внедрению во всех регионах, включающий пять ключевых элементов, обеспечивающих инвестору понятный алгоритм действий:
- Инвестиционная декларация: Фиксация основных мер поддержки и обязательств региона.
- Агентство развития: Выполнение функции «одного окна» для сопровождения проектов.
- Инвестиционный комитет: Коллегиальный орган для оперативного решения проблем инвесторов.
- Инвестиционная карта: Информационная система с данными об инфраструктуре и льготах.
- Свод инвестиционных правил: Четкий алгоритм действий инвестора по доступу к ресурсам и инфраструктуре.
Переход к РИС 3.0 (2024–2025 гг.): Начиная с 2024 года, в пилотном режиме внедряется Региональный инвестиционный стандарт 3.0. Он знаменует собой переход от пассивного предоставления информации к проактивной позиции региональных властей. РИС 3.0 дополнен тремя ключевыми элементами, направленными на повышение качества взаимодействия:
- Механизм сбора обратной связи от бизнеса: Постоянный мониторинг удовлетворенности инвесторов и оперативная корректировка правил.
- Развитие «бережливых технологий»: Применение методов оптимизации для сокращения сроков подключения к инженерной инфраструктуре (водоснабжение, электричество, газ).
- Формирование инвестиционных предложений: Региональные агентства развития не просто ждут инвесторов, а проактивно формируют готовые, проработанные проекты (greenfield, brownfield) для потенциальных инвесторов.
Соглашение о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК)
Механизм СЗПК (Федеральный закон № 69-ФЗ от 01.04.2020) является фундаментальным элементом стимулирования крупного бизнеса, поскольку он направлен на снижение политических и регуляторных рисков.
Главное преимущество СЗПК — стабилизационная оговорка. Она гарантирует инвестору, что в течение определенного срока (до 20 лет) не будут применяться акты, ухудшающие условия реализации проекта, например, повышающие налоги, тарифы или изменяющие условия землепользования.
Требования к объему капитальных вложений (по состоянию на 2025 год) четко дифференцированы:
Уровень заключения СЗПК | Отрасль экономики | Минимальный объем капитальных вложений |
---|---|---|
Только с субъектом РФ | Любая отрасль | Не менее 200 млн рублей |
С участием Российской Федерации | Здравоохранение, образование, спорт | Не менее 750 млн рублей |
С участием Российской Федерации | Цифровая экономика, сельское хозяйство, туризм | Не менее 1,5 млрд рублей |
С участием Российской Федерации | Обрабатывающее производство | Не менее 4,5 млрд рублей |
С участием Российской Федерации | Иные сферы | Не менее 10 млрд рублей |
Помимо гарантий, СЗПК предусматривает возмещение затрат инвестора на создание или реконструкцию обеспечивающей и сопутствующей инфраструктуры (дороги, сети, логистические центры), а также возмещение процентов по привлеченным кредитам/займам, что делает этот инструмент особенно привлекательным в период высоких процентных ставок.
Анализ актуальной динамики и системных проблем инвестиционной деятельности в регионах России
Динамика и региональная дифференциация инвестиций в основной капитал (2023-2024 гг.)
Макроэкономические данные за 2023–2024 годы свидетельствуют о сохранении положительной динамики инвестиционных процессов в России, несмотря на внешние шоки. По данным Росстата, рост инвестиций в основной капитал в целом по РФ составил 7,4% в сопоставимых ценах по итогам 2024 года, достигнув номинального объема в 39,53 трлн рублей. Этот рост продолжил тенденцию предыдущих лет (9,8% в 2023 году), что подтверждает адаптивность экономики и эффективность механизмов импортозамещения и инфраструктурных проектов.
Таблица 1. Динамика и структура инвестиций в основной капитал в РФ (2023–2024 гг.)
Показатель | 2023 год (рост, % к пред. году) | 2024 год (рост, % к пред. году) | Объем 2024 г. (трлн руб.) |
---|---|---|---|
Инвестиции в основной капитал (сопоставимые цены) | 9,8% | 7,4% | 39,53 |
Объем инвестиций (I полугодие 2024 г.) | — | 10,9% | 14,37 |
Инвестиции, направленные на машины и оборудование (Москва, 2024) | — | — | Более 35% |
Инвестиции, направленные на строительство нежилых сооружений (Москва, 2024) | — | — | Около 25% |
Структура финансирования. Отмечается важный сдвиг в структуре источников финансирования. В ряде ключевых регионов, таких как Ямало-Ненецкий АО, 88% инвестиций обеспечивалось собственными средствами предприятий. Этот факт указывает на высокую прибыльность сырьевых и энергетических компаний, позволяющую им реинвестировать средства, не прибегая к дорогому кредитованию, и одновременно сигнализирует о сохранении высокой стоимости заемных средств, что делает кредиты менее доступными для новых или менее прибыльных проектов.
Региональная дифференциация. Наиболее острой проблемой остается неравномерность распределения инвестиций. Регионы с «высокой» инвестиционной привлекательностью (традиционно центры и сырьевые регионы) аккумулировали 66,5% общероссийского объема инвестиций в 2022 году, и эта диспропорция сохраняется. Лидерство удерживает Москва, аккумулируя 20,5% от всего объема инвестиций. При этом Санкт-Петербург продемонстрировал впечатляющий рост в первом полугодии 2024 года — 24,3%, что указывает на активную реализацию крупных проектов. Среди регионов-прорывов выделяются субъекты с высокими темпами роста: **Республика Калмыкия (61,8% прироста к 2023 году)** и **Новосибирская область (37,3% прироста к 2023 году)**. Почему такой всплеск обычно связан с реализацией единичных, но масштабных инфраструктурных или промышленных проектов, если не рассматривать комплексную поддержку?
Оценка внедрения новых институциональных механизмов: от РИС 2.0 к РИС 3.0
Переход от РИС 2.0 к РИС 3.0 демонстрирует эволюцию государственной политики от формального соответствия стандартам к реальной клиентоориентированности и проактивности.
РИС 2.0 выполнил свою задачу, унифицировав базовые требования к регионам (наличие Агентства развития, Инвестиционной карты).
Однако он не смог полностью устранить бюрократические проволочки, связанные с подключением к инфраструктуре.
РИС 3.0 (пилотное внедрение 2024–2025 гг.) фокусируется на трех критических аспектах, которые являются ключевыми барьерами для инвесторов:
- Проактивность и Инвестпредложения: Вместо того чтобы просто ждать заявок, региональные структуры должны предлагать инвесторам готовые площадки и проработанные бизнес-кейсы, что значительно сокращает время принятия решения и запуска проекта.
- Обратная связь: Введение обязательного механизма сбора и анализа жалоб и предложений от бизнеса позволяет оперативно выявлять и устранять системные проблемы в работе региональных чиновников и ресурсоснабжающих организаций.
- «Бережливые технологии»: Этот элемент призван внедрить принципы Lean-менеджмента в административные процедуры, связанные с получением разрешений и подключением к сетям. Сокращение срока от подачи заявки до фактического подключения — важнейший нефинансовый стимул, который может быть более ценным, чем налоговая льгота.
Эффективное внедрение РИС 3.0 является ключевым фактором для повышения инвестиционной привлекательности регионов, которые не обладают крупными сырьевыми ресурсами или статусом федерального центра, за счет снижения транзакционных издержек.
Системные барьеры в государственном стимулировании
Несмотря на внедрение передовых механизмов, система государственного стимулирования инвестиций сталкивается с рядом хронических и новых системных проблем.
К общим проблемам относятся:
- Несовершенство законодательства: Частые изменения нормативной базы (особенно в налоговой сфере) создают неопределенность, что противоречит стабилизационной цели СЗПК.
- Коррумпированность и некомпетентность: Наличие коррупционных рисков и недостаточная квалификация региональных кадров, особенно в малых регионах, подрывают доверие инвесторов к механизмам «одного окна» и Инвестиционным комитетам.
Функциональный барьер комплексности мер. Наиболее острым, согласно анализу Счетной палаты РФ, является отсутствие достаточной информации и юридической ясности о возможности комплексного применения двух и более мер государственной поддержки при реализации одного инвестиционного проекта. Инвесторы часто вынуждены выбирать между, например, статусом резидента ОЭЗ (налоговые льготы) и получением возмещения затрат по СЗПК (инфраструктурная поддержка).
Юридическая и административная сложность совмещения этих режимов (например, преференциальный режим ТОР и специальные налоговые льготы СЗПК) приводит к тому, что инвестор не может максимизировать поддержку, что снижает общую привлекательность системы.
Государство создает множество инструментов, но не разрабатывает понятную «дорожную карту» для их синергетического использования. Это значительно увеличивает риск неверного выбора стратегии поддержки и, как следствие, снижает итоговую доходность проекта.
Финансово-экономическая оценка эффективности регионального инвестиционного проекта в условиях 2025 года
Практическая часть работы — финансово-экономическая оценка эффективности инвестиционного проекта — требует применения методологии, адекватной текущим макроэкономическим реалиям. Высокая инфляция и жесткая монетарная политика Центрального банка РФ (ЦБ РФ) напрямую влияют на главный параметр оценки — ставку дисконтирования.
Методоло��ическое обоснование выбора ставки дисконтирования
Оценка эффективности инвестиционных проектов базируется на принципе сопоставимости денежных потоков, разнесенных во времени. Ставка дисконтирования ($R$) служит инструментом приведения будущих денежных потоков к текущей стоимости и отражает стоимость привлечения капитала и риск проекта.
Ключевой макроэкономический якорь: В условиях высокой волатильности и высокой процентной политики, Ключевая ставка ЦБ РФ является наиболее надежной безрисковой базой для расчета стоимости капитала в России.
Актуальная ситуация (07 октября 2025 года): Ключевая ставка Банка России составляет 17,00% годовых.
Для расчета ставки дисконтирования ($R$) используется кумулятивный метод или модель САРМ, модифицированная для российских условий, где в качестве безрисковой ставки выступает Ключевая ставка ЦБ РФ:
R = Rf + Премия за риск проекта
Где Rf — безрисковая ставка, принимаемая равной ключевой ставке ЦБ РФ.
Премия за риск проекта отражает специфические риски: отраслевой риск, риск ликвидности, управленческий риск и региональный риск. Анализ рынка показывает, что для типового регионального проекта в России премия за риск стабилизировалась в диапазоне 5–10% (ориентируясь на типовую премию за риск инвестирования в российские акции).
Расчетный диапазон ставки дисконтирования (R) для типового регионального проекта (2025 г.):
Показатель | Значение | Обоснование |
---|---|---|
Безрисковая ставка (Rf) | 17,00% | Фактическая ключевая ставка ЦБ РФ на 07.10.2025 г. |
Премия за минимальный риск | 5,00% | Минимальный риск для стабильного, защищенного СЗПК проекта. |
Премия за максимальный риск | 10,00% | Высокий риск для нового, капиталоемкого проекта в слаборазвитом регионе. |
Минимальная ставка дисконтирования (Rmin) | 22,00% | 17,00% + 5,00% |
Максимальная ставка дисконтирования (Rmax) | 27,00% | 17,00% + 10,00% |
Для целей практического расчета в следующем разделе примем среднеарифметическое значение — R = 25,00%.
Практический расчет показателей эффективности (NPV, IRR, DPBP)
Параметры типового регионального проекта:
- Название: Проект строительства регионального логистического хаба (средний риск).
- Срок реализации: 5 лет (с 2026 по 2030 гг.).
- Ставка дисконтирования (R): 25,00%.
- Первоначальные инвестиции (IC): 500 млн руб. (все в период 0).
- Налоговый режим: Используются региональные льготы, эффективная ставка налога на прибыль — 18% (с учетом понижения региональной части).
Таблица 2. Прогнозные денежные потоки и расчет показателей эффективности (млн руб.)
Год (t) | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
---|---|---|---|---|---|---|
1. Инвестиции (IC) | -500 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
2. Чистый денежный поток (NCF) | 0 | 120 | 180 | 250 | 280 | 300 |
3. Коэффициент дисконтирования (1 / (1+R)t) | 1,000 | 0,800 | 0,640 | 0,512 | 0,410 | 0,328 |
4. Дисконтированный денежный поток (DCF) | -500 | 96,0 | 115,2 | 128,0 | 114,8 | 98,4 |
5. Накопленный дисконтированный денежный поток (Cumulative DCF) | -500 | -404,0 | -288,8 | -160,8 | -46,0 | 52,4 |
Расчет ключевых показателей эффективности:
1. Чистая дисконтированная стоимость (Net Present Value, NPV)
NPV — это сумма дисконтированных денежных потоков за вычетом первоначальных инвестиций.
NPV = Σt=1n (NCFt / (1+R)t) - IC
NPV = 96,0 + 115,2 + 128,0 + 114,8 + 98,4 - 500 = 52,4 млн руб.
Вывод: Так как NPV > 0, проект считается эффективным и рекомендуется к принятию. Привлечение государственного стимулирования (например, льготы по налогу на имущество или субсидии на инфраструктуру) позволило обеспечить положительный эффект даже при высокой ставке дисконтирования в 25,00%.
2. Дисконтированный срок окупаемости (Discounted Payback Period, DPBP)
DPBP — это срок, за который накопленный дисконтированный денежный поток становится положительным. Накопленный дисконтированный поток становится положительным в конце 5-го года (52,4 млн руб.), при этом на начало 5-го года остаток неокупированных инвестиций составлял 46,0 млн руб.
DPBP = 4 года + (46,0 / 98,4) ≈ 4,47 года
Вывод: Дисконтированный срок окупаемости составляет 4 года и 6 месяцев, что является приемлемым показателем для регионального проекта со сроком жизни 5 лет.
3. Внутренняя норма доходности (Internal Rate of Return, IRR)
IRR — это ставка дисконтирования, при которой NPV проекта равен нулю. Расчет IRR с использованием интерполяции или финансового калькулятора показывает, что внутренняя норма доходности для данного проекта составляет приблизительно 28,2%.
Вывод: Так как IRR (28,2%) > R (25,00%), проект является финансово привлекательным. Проект генерирует доходность, превышающую требуемую стоимость капитала, основанную на текущей ключевой ставке ЦБ РФ.
Анализ чувствительности. Если бы ставка дисконтирования была принята на уровне Rmax = 27,00% (более высокий риск), NPV проекта снизился бы, но все равно остался бы положительным, подтверждая его устойчивость, в то время как при ставке, равной 30%, проект стал бы неэффективным. Это подчеркивает критическую роль государственного стимулирования в снижении проектных рисков и, как следствие, требуемой ставки доходности.
Заключение
Проведенное исследование подтверждает, что государственное стимулирование инвестиционной деятельности в регионах России является многоуровневой и динамично развивающейся системой, критически важной для достижения национальной цели по 60%-му приросту инвестиций к 2030 году.
Основные теоретические и аналитические выводы:
- Институциональная Эволюция: Российская система стимулирования перешла на новый этап развития. Внедрение Регионального инвестиционного стандарта 3.0 (с фокусом на проактивность, обратную связь и бережливые технологии) и развитие механизма СЗПК (предоставление стабилизационных гарантий и возмещение инфраструктурных затрат) свидетельствуют о стремлении государства создать более предсказуемую и клиентоориентированную среду.
- Положительная Динамика при Дифференциации: Макроэкономический анализ за 2023–2024 годы показал устойчивый рост инвестиций в основной капитал (7,4% в 2024 году).
Однако сохраняется острая проблема региональной дифференциации: более двух третей инвестиций сосредоточено в нескольких регионах-лидерах, в то время как рост в субъектах-прорывах (Калмыкия, Новосибирская область) часто обусловлен единичными крупными проектами. Структура финансирования демонстрирует высокую зависимость от собственных средств предприятий (88% в ЯНАО), что указывает на сохранение дороговизны заемного капитала.
- Критические Системные Барьеры: Наиболее значимым препятствием, выявленным на уровне государственного регулирования, является функциональный барьер комплексности мер поддержки. Невозможность или сложность совмещения двух и более мер (например, преференциального режима ТОР и инфраструктурной субсидии по СЗПК) не позволяет инвесторам в полной мере использовать потенциал государственной системы.
Основные практические и методологические выводы:
- Актуальность Ставки Дисконтирования: В условиях 2025 года (Ключевая ставка ЦБ РФ — 17,00%) академическая и практическая оценка эффективности инвестиционных проектов должна базироваться на корректном расчете ставки дисконтирования. Методологическое обоснование, привязывающее R к ключевой ставке ЦБ РФ, определило расчетный диапазон для типового регионального проекта в 22,00% – 27,00%.
- Финансовая Эффективность: Практический расчет типового регионального проекта при ставке R = 25,00% показал его финансовую эффективность (NPV = 52,4 млн руб., IRR = 28,2%).
Это подтверждает, что при условии получения адекватных мер государственной поддержки и корректного выбора проекта, инвестиционная деятельность в регионах остается рентабельной даже в условиях высокой стоимости капитала.
Авторские рекомендации по преодолению системных проблем:
Для повышения эффективности государственного стимулирования и достижения целевых показателей прироста инвестиций, необходимо:
- Разработать «Матрицу Совместимости» Мер Поддержки: Внести изменения в нормативно-правовые акты, которые четко регламентируют возможность и порядок комплексного использования преференциальных (ТОР, ОЭЗ) и специальных (СЗПК) режимов. Необходимо создать единый информационный ресурс (в рамках Инвестиционной карты РИС 3.0), где инвестор мог бы проактивно видеть оптимальную комбинацию льгот для своего проекта.
- Ускорить Внедрение РИС 3.0: Обеспечить полномасштабное внедрение механизмов проактивности и «бережливых технологий» РИС 3.0 во всех субъектах РФ, уделяя особое внимание обучению региональных кадров по устранению нефинансовых административных барьеров.
- Гибкость Финансовых Инструментов: Расширить программы региональных субсидий, направленных на компенсацию процентных платежей по кредитам, чтобы снизить фактическую стоимость заемного капитала для региональных проектов, тем самым нивелируя эффект высокой ключевой ставки ЦБ РФ.
Таким образом, государственное стимулирование инвестиций в регионах России обладает значительным потенциалом, реализация которого напрямую зависит от устранения системных барьеров и повышения проактивности институциональных инструментов, что особенно актуально в текущих макроэкономических условиях 2025 года.
Список использованной литературы
- Федеральный закон от 01.04.2020 № 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Государственная поддержка инвестиционной деятельности в субъектах Российской Федерации: механизмы и результативность // КиберЛенинка. URL: cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-podderzhka-investitsionnoy-deyatelnosti-v-sub-ektah-rossiyskoy-federatsii-mehanizmy-i-rezultativnost (дата обращения: 09.10.2025).
- Комментарий к среднесрочному прогнозу Банка России // Центральный банк Российской Федерации (ЦБ РФ).
URL: cbr.ru/Content/Document/File/172085/2025-08_comment.pdf (дата обращения: 09.10.2025).
- Регионы России. Социально-экономические показатели. 2024: статистический сборник. Москва : Росстат, 2024. URL: rosstat.gov.ru/folder/210/document/13204 (дата обращения: 09.10.2025).
- Региональный инвестиционный стандарт 2.0 // Администрация Дмитровского района Орловской области. URL: dmitrovsk-orel.ru/investoru/regionalnyy-investitsionnyy-standart-2-0 (дата обращения: 09.10.2025).
- Региональный инвестиционный стандарт 2.0 // Инвестиционный портал Иркутской области. URL: irkobl.ru/investment/infrastructure/standart2 (дата обращения: 09.10.2025).
- Региональный инвестиционный стандарт 2.0 // Агентство развития Новгородской области. URL: novgorodinvest.ru/pages/regionalnyy-investitsionnyy-standart (дата обращения: 09.10.2025).
- Региональный инвестиционный стандарт // Инвестируй в Приморский край. URL: primorsky.ru/invest/investstandart (дата обращения: 09.10.2025).
- СЗПК: Новый инструмент поощрения инвестиций в России // Право.ру. URL: pravo.ru/story/222216 (дата обращения: 09.10.2025).
- СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИИ: ВОСТРЕБОВАННОСТЬ И АКТУАЛЬНОСТЬ // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2024. № 2. URL: vaael.ru/ru/archive/2024/2/31.pdf (дата обращения: 09.10.2025).
- В октябре ставка ЦБ РФ может быть снижена на 1-1,5 п.п. // Финам. 09.10.2025. URL: finam.ru/analysis/newsitem/v-oktyabre-stavka-cb-rf-mozhet-byt-snizhena-na-1-15-pp-20251009-170134/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Инвестиции в основной капитал в России в 2024 году выросли на 7,4% // Интерфакс. URL: interfax.ru/business/948332 (дата обращения: 09.10.2025).
- ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ // ResearchGate. URL: researchgate.net/publication/391093150_PROBLEMY_GOSUDARSTVENNOGO_REGULIROVANIA_INVESTICIONOI_DEATELNOSTI_V_ROSSII_V_SOVREMENNYH_USLOVIAH (дата обращения: 09.10.2025).
- Как работает 69‑ФЗ о защите и поощрении капиталовложений // Контур. URL: kontur.ru/articles/69-fz-o-zashchite-kapitalovlozhenij (дата обращения: 09.10.2025).