Введение: ЭКН как ключевой элемент цифрового государственного управления
Стремительное развитие концепции «электронного правительства» в Российской Федерации привело к трансформации механизмов взаимодействия государства и граждан. Центральное место в этом процессе занимает Федеральная налоговая служба (ФНС России) с ее ключевым цифровым инструментом — Электронным кабинетом налогоплательщика (ЭКН), который часто именуют Личным кабинетом налогоплательщика (ЛКН).
Релевантный факт: По состоянию на март 2025 года, аудитория Личного кабинета для физических лиц (ЛК ФЛ) достигла 62,2 миллиона человек, что свидетельствует о его массовом принятии и критической значимости в системе налогового администрирования.
ЭКН перестал быть просто информационным порталом; он трансформировался в полноценный, юридически значимый канал электронного документооборота и ключевой элемент цифровизации налогового администрирования, внедрение которого полностью соответствует социотехнологической модели развития ФНС, нацеленной на переход к формуле «Быстро. Просто. Удобно. Профессионально».
Объект исследования: Система электронного взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков.
Предмет исследования: Функциональные возможности, правовой статус и перспективы развития Электронного кабинета налогоплательщика ФНС России.
Цель исследования: Провести комплексный, актуальный академический анализ современного состояния, функциональных возможностей, нормативно-правового регулирования и стратегических векторов развития ЭКН как ключевого элемента цифрового государственного управления. Структура данного исследования последовательно раскрывает правовые основы ЭКН, проводит сравнительный анализ его функционала для различных категорий пользователей, анализирует технологические стандарты безопасности (включая новейшие разработки в области электронной подписи), оценивает количественные и экономические показатели эффективности, и завершается анализом стратегических направлений развития, в частности, внедрением проактивных услуг и искусственного интеллекта.
Современная кредитная система России: анализ проблем, динамики ...
... системой: Поддерживает эффективность и безопасность электронных платежей. Организация функционирования платформы цифрового ... исследование ставит своей целью дать всесторонний и актуальный анализ ... снижению регуляторной нагрузки и стимулирует развитие небольших, но специализированных финансовых институтов. ... организаций. Среди ключевых функций Банка России выделяются: Разработка и проведение единой ...
Правовой статус и юридическая значимость Электронного кабинета налогоплательщика
Нормативно-правовое закрепление понятия ЭКН (по состоянию на 2025 год)
Правовая основа функционирования Электронного кабинета налогоплательщика заложена в Налоговом кодексе Российской Федерации (НК РФ).
Ключевым нормативным актом является статья 11.2 НК РФ, которая определяет ЛКН как информационный ресурс, размещенный на официальном сайте ФНС России.
Согласно этой статье, ЛКН является официальным инструментом для реализации налогоплательщиками и налоговыми органами своих прав и обязанностей, установленных НК РФ и другими федеральными законами. При этом, ведение ЛКН осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (то есть ФНС России), в установленном им порядке.
Критически важным аспектом является юридическая значимость действий, совершенных через ЭКН. Документы, поданные и подписанные физическими лицами через ЛКН с использованием усиленной неквалифицированной электронной подписи (НЭП) или усиленной квалифицированной электронной подписи (КЭП), приравниваются к бумажным документам с собственноручной подписью. Это означает, что подача декларации, заявления о льготе или запроса на сверку расчетов через ЭКН имеет полную правовую силу, обеспечивая тем самым необходимый уровень доверия в государственном документообороте.
Важность правового статуса ЭКН подчеркивается недавними изменениями, расширяющими его сферу применения. В соответствии с Федеральным законом от 29 мая 2024 г. № 100-ФЗ, с 01.01.2025 года нормы статьи 11.2 НК РФ были распространены на физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей (ИП) в соответствии с законодательством государств — членов ЕАЭС (кроме РФ), если они признаются плательщиками НДС или налоговыми агентами. Это демонстрирует последовательное расширение сферы действия ЭКН в рамках наднациональной интеграции.
Новые требования к электронному документообороту (с учетом изменений 2025 года)
Налоговое администрирование в 2025 году переживает этап ужесточения требований к формализации документооборота, что напрямую влияет на роль ЭКН. Долгое время налогоплательщики могли направлять в ФНС обращения в свободной форме (тип документооборота 02) через операторов электронного документооборота (ЭДО) по телекоммуникационным каналам связи (ТКС).
Однако эта практика будет существенно ограничена.
Ключевым изменением является Приказ ФНС России от 06.06.2025 № ЕД-7-26/509@. Данный приказ утверждает, что с 1 ноября 2025 года ФНС России планирует прекратить прием обращений налогоплательщиков в свободной форме (тип 02), направленных по ТКС.
Цель этого шага — стимулировать полный переход на использование:
- Личного кабинета налогоплательщика (ЛКН).
- Единого портала государственных услуг (ЕПГУ).
- Формализованных обращений (тип 12 ДО), которые имеют четкую структуру и регламентируются ФНС.
Это изменение не просто техническое, оно методологическое: оно выводит ЭКН на позицию доминирующего и наиболее надежного канала взаимодействия. Неформализованные каналы будут постепенно вытесняться, обязывая налогоплательщиков (в первую очередь ЮЛ и ИП) использовать стандартизированные, защищенные и легко обрабатываемые машиной инструменты, предоставляемые в ЛКН. Таким образом, юридическая значимость и удобство ЛКН становятся не просто альтернативой, а обязательным условием эффективного взаимодействия с налоговыми органами, что значительно повышает прозрачность и скорость административных процессов.
Сравнительный анализ функциональных возможностей ЭКН для различных категорий налогоплательщиков
Электронный кабинет налогоплательщика представляет собой сложную, дифференцированную систему, функционал которой строго зависит от правового статуса пользователя. ФНС разработала три основных версии ЛКН: для физических лиц (ЛК ФЛ), для юридических лиц (ЛК ЮЛ) и для индивидуальных предпринимателей (ЛК ИП).
Личный кабинет для физических лиц (ЛК ФЛ)
ЛК ФЛ является самым массовым сервисом, ориентированным на выполнение базовых налоговых обязанностей и реализацию прав граждан.
Ключевой функционал ЛК ФЛ:
Категория сервиса | Основное назначение | Доступные действия |
---|---|---|
Учет и расчеты | Предоставление актуальной информации о налоговых обязательствах. | Проверка начисленных и уплаченных сумм имущественных налогов (транспортный, земельный, налог на имущество).
Контроль задолженности и переплаты. |
Сведения об объектах | Актуализация данных о владении активами. | Проверка сведений об объектах недвижимости, земельных участках и транспортных средствах, используемых для расчета имущественных налогов. |
Декларирование | Исполнение обязанности по декларированию доходов. | Подача в электронном виде декларации по форме 3-НДФЛ (например, при продаже имущества или получении доходов из-за рубежа). |
Социальные права | Реализация права на налоговые вычеты и льготы. | Подача заявления на налоговую льготу (например, для пенсионеров или инвалидов), заявление на зачет/возврат переплаты. |
Документооборот | Получение официальных документов. | Запрос справок о состоянии расчетов с бюджетом, актов сверок, получение налоговых уведомлений. |
Для ЛК ФЛ характерно использование усиленной неквалифицированной электронной подписи (НЭП). НЭП предоставляется налогоплательщику бесплатно, имеет срок действия 1 год и является полноценным юридическим инструментом исключительно для взаимодействия с налоговыми органами через ЛКН. Это упрощает процесс, делая его доступным для широких слоев населения без необходимости приобретать платные криптографические средства.
Функционал для юридических лиц (ЛК ЮЛ) и индивидуальных предпринимателей (ЛК ИП)
Функционал для бизнеса значительно сложнее, поскольку он связан с управлением Единым налоговым счетом (ЕНС), подачей регулярной отчетности и сложными запросами. А вот как обеспечить максимальный уровень доверия в этих сложных процессах?
Личный кабинет для юридических лиц (ЛК ЮЛ):
ЛК ЮЛ ориентирован на централизованный контроль за финансовыми потоками компании и исполнением всех налоговых обязательств. Ключевые возможности:
- Получение оперативной информации о состоянии расчетов с бюджетом.
- Контроль баланса Единого налогового счета (ЕНС) и его пополнение.
- Формирование и направление запросов о наличии неисполненной обязанности, о принадлежности сумм денежных средств, перечисленных в качестве ЕНП.
- Получение информации о ходе камеральных проверок и направление пояснений.
Личный кабинет для индивидуальных предпринимателей (ЛК ИП):
ЛК ИП исторически развивался как мост между простым ЛК ФЛ и сложным ЛК ЮЛ. С 2024 года его функционал был значительно расширен.
С 1 апреля 2024 года через ЛК ИП стало возможным отправлять 20 форм налоговой и бухгалтерской отчетности, которые сформированы в сторонних бухгалтерских программах (например, «Налогоплательщик ЮЛ»).
Это критический шаг к полной цифровизации взаимодействия ИП с ФНС.
Примеры отчетности, доступной через ЛК ИП (с 01.04.2024):
- Декларация по УСН (КНД 1152017).
- Декларация по ЕСХН (КНД 1151059).
- Декларация 3-НДФЛ (КНД 1151020).
- Единая (упрощенная) налоговая декларация (КНД 1151085).
Сравнительное различие по ЭП:
В отличие от ЛК ФЛ, где достаточно НЭП, для сдачи налоговой и бухгалтерской отчетности через ЛК ЮЛ и ЛК ИП требуется усиленная квалифицированная электронная подпись (КЭП). КЭП обеспечивает максимальный уровень доверия и юридической значимости, поскольку она выдается Удостоверяющим центром (УЦ) ФНС и требует использования сертифицированных криптографических средств.
Технологические стандарты и обеспечение информационной безопасности в ЭКН
Информационная безопасность и надежная аутентификация являются краеугольным камнем доверия к ЭКН как юридически значимому ресурсу. ФНС использует многоуровневую систему защиты, основанную на стандартах криптографии и федеральных законах об электронной подписи.
Аутентификация и доступ (КЭП, НЭП, ЕСИА/Госуслуги)
Для обеспечения безопасности и юридической значимости действий ФНС предлагает дифференцированные способы доступа к ЛКН в зависимости от категории налогоплательщика и типа используемой подписи.
Механизмы доступа к ЛКН для физических лиц:
- Логин и пароль, выданные в налоговом органе: Базовый, но требующий первоначального личного визита способ.
- Усиленная квалифицированная электронная подпись (КЭП): Самый высокий уровень безопасности.
- Учетная запись ЕСИА (Госуслуги): Наиболее удобный и распространенный способ, требующий подтвержденных реквизитов. Это демонстрирует высокую степень интеграции ЭКН в общую структуру электронного правительства.
Разграничение юридической силы ЭП:
Как было отмечено, физическое лицо может использовать НЭП для документооборота с ФНС только через ЛКН. Однако для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сдающих отчетность, необходима КЭП. КЭП выдается УЦ ФНС бесплатно руководителям ЮЛ и ИП и обеспечивает полную юридическую значимость документов, включая взаимодействие с другими государственными органами и коммерческими структурами.
Тип ЭП | Категория пользователей | Юридическая сила (в ЭКН) | Способ получения |
---|---|---|---|
НЭП | Физические лица | Полная, но только в рамках ЛКН ФЛ | Бесплатно, в ЛКН, действует 1 год |
КЭП | ЮЛ, ИП, Нотариусы | Полная, приравнивается к собственноручной подписи | Бесплатно, в УЦ ФНС (требуется токен) |
Для работы с КЭП требуется использование сертифицированного программного обеспечения, такого как криптопровайдер («КриптоПро CSP»), а также специальные USB-токены, сертифицированные ФСБ России или ФСТЭК России, что гарантирует защиту ключей от несанкционированного доступа.
Современные технологии КЭП и перспективы их внедрения
ФНС активно внедряет передовые технологии, направленные на повышение удобства использования КЭП без ущерба для безопасности, что является критически важным для развития цифрового администрирования.
1. Дистанционное получение КЭП через ЕБС.
В 2024 году запущен новый сервис: руководители ЮЛ и ИП получили возможность дистанционного получения КЭП, исключающего личное посещение УЦ. Этот процесс основан на использовании Единой биометрической системы (ЕБС) и подтвержденной учетной записи ЕСИА. Это значительно сокращает административные барьеры и время, затрачиваемое бизнесом.
2. Эксперимент «Облачная подпись» (Cloud Signature).
С 25 декабря 2024 года ФНС России проводит эксперимент по внедрению «Облачной подписи» (облачной КЭП). Это технологический прорыв, при котором ключи усиленной квалифицированной электронной подписи хранятся не на физическом носителе (токене), а в защищенной, высоконадежной системе УЦ ФНС.
На первом этапе облачная подпись доступна для представления налоговой и бухгалтерской отчетности с использованием мобильного приложения «Подпись для бизнеса». Облачная КЭП устраняет зависимость пользователя от конкретного рабочего места и физического токена, что повышает мобильность и отказоустойчивость системы. Если ключи КЭП хранятся в облаке, не станет ли это причиной для потенциального риска их централизованного взлома?
3. Интеграция с «Госключом».
Еще одним важным элементом стало использование мобильного приложения «Госключ». Оно позволяет частным лицам выпускать и использовать как усиленную неквалифицированную, так и усиленную квалифицированную электронную подпись, что является частью общей государственной стратегии по унификации и упрощению электронного взаимодействия.
Оценка эффективности внедрения и количественные показатели использования ЭКН
Внедрение и развитие ЭКН обусловлены не только технологическими возможностями, но и доказанной экономической и административной эффективностью. Количественные показатели ФНС подтверждают, что ЛКН стал доминирующим каналом взаимодействия.
Динамика роста пользовательской базы и объема электронного документооборота
Масштаб использования ЭКН является прямым свидетельством его эффективности и востребованности. По состоянию на март 2025 года, статистические данные ФНС демонстрируют впечатляющую динамику:
Категория налогоплательщика | Количество зарегистрированных пользователей (Март 2025) | Объем роста (приблизительная оценка) |
---|---|---|
Физические лица (ЛК ФЛ) | 62,2 миллиона человек | Стабильный, высочайший охват. |
Юридические лица (ЛК ЮЛ) | 2,5 миллиона организаций | Почти полный охват зарегистрированных ЮЛ. |
Ключи КЭП, выданные УЦ ФНС (на 2024 г.) | 6,9 миллиона пользователей | Рост за год: 5,1 млн сертификатов, из них 1,4 млн — через ЛК. |
Такой охват, особенно среди физических лиц, подтверждает достижение принципа экстерриториальности обслуживания: налогоплательщик может получить практически любую услугу, связанную с его налоговым досье, вне зависимости от своего места нахождения. Значительный рост выдачи КЭП через ЛКН (1,4 млн в 2024 году) указывает на то, что сама цифровая платформа ФНС становится инструментом для обеспечения дальнейшей цифровизации, позволяя налогоплательщикам получать высокозащищенные инструменты дистанционно.
Экономический эффект от использования электронных сервисов
Экономическая эффективность ЭКН измеряется не только сокращением операционных расходов ФНС, но и прямыми финансовыми выгодами для налогоплательщиков, а также повышением административной скорости.
1. Освобождение от государственной пошлины.
Одним из наиболее очевидных экономических стимулов для бизнеса является освобождение от уплаты государственной пошлины при электронной подаче документов для регистрации ЮЛ или ИП.
Согласно статье 333.33 НК РФ, при подаче документов в электронном виде через ЛКН или другие сервисы ФНС государственная пошлина не взимается:
- Стандартная пошлина за регистрацию ЮЛ: 4 000 рублей.
- Стандартная пошлина за регистрацию ИП: 800 рублей.
Экономический эффект: Представим, что в год регистрируется 200 тысяч новых ЮЛ и 400 тысяч ИП. Если 70% из них используют электронный способ, совокупная экономия для бизнеса может составить:
Экономия = (200 000 × 70% × 4000 руб.) + (400 000 × 70% × 800 руб.)
Экономия = 560 000 000 руб. + 224 000 000 руб. = 784 000 000 руб.
Данный расчет демонстрирует, что прямая финансовая выгода от использования ЭКН измеряется сотнями миллионов рублей ежегодно, снижая общие транзакционные издержки ведения бизнеса.
2. Административная эффективность и сокращение сроков.
Использование ЭКН резко сокращает сроки оказания государственных услуг. Например, стандартный срок регистрации ЮЛ/ИП при электронной подаче документов составляет всего 3 рабочих дня, что существенно ниже, чем при бумажном документообороте с учетом почтовых или логистических задержек.
Повышение административной эффективности также включает сокращение количества ошибок, поскольку система ЛКН проверяет формализованные документы на соответствие требованиям до их отправки, снижая процент отказов и необходимость повторной подачи.
Стратегические направления развития ЭКН: Проактивные услуги и технологии искусственного интеллекта
ФНС России, следуя «Концепции по работе с налогоплательщиками», нацелена на дальнейшую трансформацию налогового администрирования от реактивной (по запросу) к проактивной (без запроса) модели. ЭКН является ключевой платформой для реализации этой стратегии.
Реализация проактивного режима предоставления государственных услуг
Проактивность — это предоставление государственной услуги без заявления получателя, на основе данных, уже имеющихся у государства. ЛКН становится точкой, через которую эти услуги доставляются налогоплательщику в максимально готовом виде.
Конкретные примеры проактивных услуг, реализованных через ЭКН:
1. Упрощенный порядок получения социальных вычетов по НДФЛ (для граждан).
С 2025 года (по итогам 2024 года) ФНС внедрила упрощенный порядок получения социальных налоговых вычетов (за лечение, обучение).
Налогоплательщику больше не нужно самостоятельно собирать и подавать полный пакет документов.
- Налоговый орган получает сведения о расходах от медицинских или образовательных организаций напрямую.
- На основе этих сведений ФНС сама формирует предзаполненное заявление на вычет.
- Это заявление автоматически размещается в ЛК ФЛ, где налогоплательщику остается только его утвердить (подписать НЭП).
Эта услуга радикально упрощает реализацию налоговых прав граждан, делая процесс получения вычета практически автоматическим.
2. Автоматический расчет налога для самозанятых (НПД).
Система налога на профессиональный доход (НПД) является идеальным примером проактивного администрирования. Расчет налога (4% или 6%) осуществляется автоматически в мобильном приложении «Мой налог» (который функционирует как специализированный мини-ЛКН).
Самозанятый лишь фиксирует доход, а система, используя данные о покупателях, самостоятельно рассчитывает сумму налога, которую нужно уплатить не позднее 28 числа следующего месяца. Декларация в привычном смысле слова отсутствует.
Интеграция ИИ и мультиагентных систем
Перспективы развития ЭКН неразрывно связаны с внедрением технологий искусственного интеллекта (ИИ) и Big Data. ФНС работает над созданием цифровой системы стратегического планирования с мультиагентной архитектурой.
Роль ИИ в развитии ЭКН:
- Анализ данных и прогнозирование: ИИ обрабатывает обширные массивы данных (налоговая отчетность, сведения из ЕГРН, банковские данные и т.д.) для формирования объективных и проактивных стратегий. Это позволяет системе не просто реагировать на нарушения, но и прогнозировать их, а также выявлять потенциальные налоговые риски.
- Персонализация услуг: ИИ позволяет ЛКН предоставлять высокоперсонализированные рекомендации и уведомления, основанные на профиле конкретного налогоплательщика. Например, система может автоматически предложить ИП сменить налоговый режим при приближении к лимиту УСН, или напомнить ЮЛ о необходимости подтверждения льготы.
- Повышение качества поддержки: Внедрение чат-ботов и виртуальных ассистентов, основанных на ИИ, обеспечивает круглосуточную и высококачественную поддержку пользователей ЛКН, разгружая операторов и сокращая время ожидания ответа.
Интеграция с государственными системами:
Ключевым технологическим направлением остается глубокая интеграция ЭКН с другими государственными информационными системами (ГИС), включая ЕГРН (данные о недвижимости), ЕГИС (данные о транспорте) и, конечно, ЕСИА (Единая система идентификации и аутентификации).
Использование учетной записи ЕСИА для входа в ЛКН — это стандарт де-факто, позволяющий унифицировать взаимодействие граждан со всеми государственными сервисами.
В целом, стратегическое развитие ЭКН направлено на создание полностью «бесшовного», проактивного налогового администрирования, где большая часть рутинных обязанностей налогоплательщика берется на себя цифровой системой.
Заключение и выводы
Электронный кабинет налогоплательщика (ЭКН) ФНС России к 2025 году окончательно утвердился в статусе не просто удобного сервиса, а критически важного, юридически значимого элемента цифрового государственного управления.
Резюме по ключевым аспектам:
- Правовой статус: ЭКН имеет четкое нормативное закрепление в статье 11.2 НК РФ. Законодательные изменения 2024–2025 годов (ФЗ № 100-ФЗ, Приказ ФНС № ЕД-7-26/509@) подтверждают курс на формализацию документооборота, фактически обязывая налогоплательщиков переходить на взаимодействие через ЛКН, вытесняя неформализованные каналы ТКС.
- Технологии и безопасность: Система ЛКН обеспечивает высокий уровень информационной безопасности, основанный на использовании КЭП (для бизнеса) и НЭП (для физлиц).
Внедрение инноваций, таких как дистанционное получение КЭП через ЕБС и эксперимент «Облачная подпись», демонстрирует готовность ФНС к использованию передовых IT-решений для повышения удобства и мобильности.
- Эффективность: Статистические данные ФНС (62,2 млн ФЛ и 2,5 млн ЮЛ в ЛКН) подтверждают массовость использования. Экономическая эффективность для бизнеса выражается в прямых финансовых выгодах (освобождение от госпошлины 4000/800 руб.) и значительном сокращении административных сроков (регистрация ЮЛ/ИП за 3 дня).
- Стратегические векторы: Главный вектор развития — переход к проактивным государственным услугам, где ФНС самостоятельно формирует документы (например, предзаполненные заявления на социальные вычеты по НДФЛ) и автоматически рассчитывает обязательства (НПД для самозанятых).
Интеграция ИИ и мультиагентных систем обеспечит дальнейшую персонализацию и повышение точности прогнозирования.
Академическая значимость: Данное исследование выполняет поставленные задачи, предоставляя комплексный и актуальный анализ ЭКН с учетом последних изменений законодательства и технологических инноваций (по состоянию на октябрь 2025 года).
Прогноз развития: В ближайшей перспективе ЭКН будет развиваться в сторону максимальной автономии. Усиление ИИ-составляющей приведет к тому, что ЛКН станет не просто инструментом для подачи отчетности, но и персональным налоговым консультантом, способным автономно управлять ЕНС налогоплательщика (при его согласии), минимизируя вероятность ошибок и задолженностей, и полностью реализуя концепцию «налогообложения без трения» (frictionless taxation).
Список использованной литературы
- Дейт К. Руководство по реляционной СУБД DB-2 / Пер с англ. и предисловие М.Р. Когаловского. М.: Финансы и статистика, 1988. 350 с.
- Государственная система документационного обеспечения управления (ГСДОУ).
Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения. М.: ВНИИДАД, 1991. 115 с.
- Автоматизированные системы обработки учетно-аналитической информации: Уче��ник / под ред. B.C. Рожнова. М.: Финансы и статистика, 1992. 268 с.
- Диго С.М. Проектирование и использование баз данных: Учебник. М.: Финансы и статистика, 1995. 420 с.
- Информационные системы в экономике / под ред. В.В. Дика. М.: Финансы и статистика, 1996. 520 с.
- Горев А., Ахаян Р., Макашарипов С. Эффективная работа с СУБД. СПб.: Питер, 1997. 398 с.
- Дубово Н. Управление распределенной корпорацией в версии СА – UnicenterTNG // Computerworld Россия. 1997. № 14. С. 12–15.
- Гаспарин М. С., Лихачева Г. Н., Хрусталев Е. Ю. Сборник практикумов по курсу «Информационные технологии в экономике». М.: Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, 1999. 169 с.
- Кирсанова М.В., Аксенов Ю.М. Курс делопроизводства. Документационное обеспечение управления. М. – Новосибирск: ИНФРА-М, 2001. 358 с.
- Попов В.М., Маршавин Р.А., Ляпунов СИ. Глобальный бизнес и информационные технологии. М.: Финансы и статистика, 2001. 272 с.
- Семенов М.И. и др. Автоматизированные информационные технологии в экономике: Учебник / под общ. ред. И.Т, Трубилина. М.: Финансы и статистика, 2001. 680 с.
- Информационные технологии в бизнесе: Энциклопедия: Пер. с англ. / под ред. М. Желены. СПб.: Питер, 2002. 1120 с.
- Ипатова Э. Р. Введение в информационные системы: Учеб. пособие. Магнитогорск: МаГУ, 2002. 127 с.
- Мишенин А.И. Теория экономических информационных систем: Учеб. Пособие. М.: Финансы и статистика, 2002. 450 с.
- Смирнов Г.К., Сорокин А.А., Тельное Ю.Ф. Проектирование экономических информационных систем. М.: Финансы и статистика, 2002. 512 с.
- Вендров A.M. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем. М.: Финансы и статистика, 2003. 352 с.
- Шкатулла В.И. Настольная книга менеджера по кадрам. М.: НОРМА, 2003. 435 с.
- Астахов А. Разработка эффективных политик информационной безопасности // Директор информационной службы. 2004. №1. С. 3–19.
- Черемных О.С., Черемных С.В. Стратегический корпоративный реинжиниринг: процессно-стоимостной подход к управлению бизнесом. М.: Финансы и статистика, 2005. 736 с.
- Отчет ФНС за 2024 Год: рекордные показатели в ЭДО и цифровизации [Электронный ресурс]. URL: https://emchd.ru (Дата обращения: 09.10.2025).
- ПРОАКТИВНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ: НА ПУТИ К АЛГОРИТМИЗАЦИИ [Электронный ресурс] // cyberleninka.ru. URL: https://cyberleninka.ru (Дата обращения: 09.10.2025).
- Статья 11.2. Личный кабинет налогоплательщика. Документ в системе КонсультантПлюс.
- Эксперт «Бизнес новостей»: что пропустил бизнес в налоговых изменениях [Электронный ресурс] // bnkirov.ru. URL: https://bnkirov.ru (Дата обращения: 09.10.2025).
- Личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС: полный гайд для юрлица [Электронный ресурс] // buh.ru. URL: https://buh.ru (Дата обращения: 09.10.2025).
- ФНС сообщила, что с 1 ноября 2025 года нельзя будет обращаться в налоговую через операторов ЭДО. Документ в системе КонсультантПлюс.
- Часто задаваемые вопросы / ФНС России [Электронный ресурс]. URL: https://nalog.gov.ru (Дата обращения: 09.10.2025).
- Порядок получения сертификата КЭП / ФНС России [Электронный ресурс]. URL: https://nalog.gov.ru (Дата обращения: 09.10.2025).
- Как получить доступ в Личный кабинет налогоплательщика / ФНС России [Электронный ресурс]. URL: https://nalog.gov.ru (Дата обращения: 09.10.2025).
- Новый функционал «личных кабинетов» на сайте ФНС России экономит время налогоплательщиков [Электронный ресурс] // bezformata.com. URL: https://bezformata.com (Дата обращения: 09.10.2025).
- Регистрация ЮЛ или ФЛ в качестве ИП в электронном виде дает преимущества! / ФНС России [Электронный ресурс]. URL: https://nalog.gov.ru (Дата обращения: 09.10.2025).
- Концепция Федеральной налоговой службы по работе с налогоплательщиками [Электронный ресурс]. URL: https://nalog.gov.ru (Дата обращения: 09.10.2025).
- Презентация национального стандарта «Индекс деловой репутации (ЭКГ-рейтинг)» [Электронный ресурс] // forumspb.com. URL: https://forumspb.com (Дата обращения: 09.10.2025).
- Количество пользователей Личного кабинета растет / ФНС России [Электронный ресурс]. URL: https://nalog.gov.ru (Дата обращения: 09.10.2025).