Банковская система Республики Казахстан: сущность, структура, роль в стабилизации экономики и перспективы развития в условиях новых вызовов

Курсовая работа

На 1 мая 2025 года совокупные активы банков второго уровня Республики Казахстан достигли беспрецедентных 62,6 трлн тенге, а их доля от ВВП страны составила 48%. Эти цифры не просто отражают масштаб, но и подтверждают доминирующую роль банковской системы в формировании экономического ландшафта Казахстана. В современных условиях, когда глобальная экономика постоянно сталкивается с вызовами, а финансовые рынки требуют беспрецедентной устойчивости и адаптивности, глубокое осмысление сущности, структуры и функций банковской системы становится не просто актуальным, но и жизненно важным для обеспечения макроэкономической стабильности и устойчивого развития. Это значит, что без эффективно функционирующего банковского сектора невозможно достичь устойчивого экономического роста и обеспечить благосостояние граждан.

Настоящее исследование нацелено на комплексный анализ банковского сектора Республики Казахстан. Мы погрузимся в его теоретические основы, проследим исторический путь становления и выявим современную структуру, детально рассмотрим функции Национального Банка и банков второго уровня, а также механизмы регулирования финансового рынка. Особое внимание будет уделено макроэкономическому влиянию банковской системы, ее текущему состоянию, а также выявлению ключевых проблем, вызовов и перспектив развития в свете последних законодательных инициатив, включая революционный Закон о банках 2025 года. Цель работы – не просто описать, но и глубоко проанализировать, чтобы представить целостную картину этого важнейшего элемента казахстанской экономики.

Теоретические основы и нормативно-правовая база функционирования банковской системы

Сущность и основные понятия банковской деятельности

В основе любой функционирующей экономики лежат фундаментальные понятия, которые формируют ее каркас и определяют механизмы развития. Среди них выделяются деньги, кредит и банк – триада, без которой невозможно представить современную финансовую систему.

Деньги – это не просто средство обмена, как могло бы показаться на первый взгляд. Их экономическая сущность гораздо шире: они выступают как универсальный эквивалент, мера стоимости всех товаров и услуг, средство накопления богатства, а также платежное средство, обеспечивающее своевременность и бесперебойность расчетов. Их появление исторически обусловлено необходимостью упрощения обмена и снижения транзакционных издержек. В современной экономике деньги существуют как в физической (наличной), так и в безналичной (цифровой) форме, а их эмиссия и регулирование являются ключевой функцией центральных банков.

7 стр., 3234 слов

Кредит как экономическая категория и актуальный анализ кредитования ...

... банковскую систему. Коммерческие банки выступают посредниками, которые аккумулируют пассивные средства ... (Деньги) — это исходный ссудный капитал, предоставленный кредитором. Д' (Деньги с ... развитие функционала, доступного через браузер, стало критически важным для обхода ограничений. Альтернативные площадки: Российский магазин приложений RuStore стал ключевой площадкой для размещения банковских ...

Кредит же представляет собой форму движения ссудного капитала, предполагающую предоставление денежных средств или товаров на условиях возвратности, срочности и платности. Это экономическая категория, которая позволяет перераспределять временно свободные финансовые ресурсы от тех, у кого они есть, к тем, кто в них нуждается. Кредит играет двойную роль: с одной стороны, он стимулирует экономический рост, финансируя инвестиции в производство, развитие бизнеса и потребление; с другой – он является мощным инструментом трансформации сбережений в инвестиции, обеспечивая эффективное использование капитала. В зависимости от субъектов, сроков и целей, кредит может принимать различные формы: банковский, коммерческий, государственный, международный и потребительский.

Банк – центральная фигура кредитной системы. Согласно Закону РК «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан», банк определяется как юридическое лицо, функционирующее в качестве коммерческой организации и правомочное осуществлять банковскую деятельность на основании соответствующей лицензии уполномоченного органа. Основная миссия банка – посредничество между кредиторами и заемщиками, аккумулирование временно свободных денежных средств и их трансформация в кредиты. Банки выполняют множество функций: привлекают депозиты, предоставляют займы, осуществляют расчетно-кассовое обслуживание, управляют ценными бумагами, предоставляют гарантии и многое другое.

Кредитная система – это совокупность кредитно-финансовых институтов (банков, небанковских кредитных организаций, страховых компаний, пенсионных фондов) и финансовых рынков, а также форм и методов кредитования, посредством которых осуществляется мобилизация и перераспределение временно свободных денежных средств в экономике. Она является «кровеносной системой» экономики, обеспечивающей циркуляцию капитала и его эффективное использование.

Коммерческий банк – это основной операционный элемент кредитной системы, напрямую взаимодействующий с предприятиями и населением. Его деятельность ориентирована на получение прибыли путем предоставления широкого спектра финансовых услуг.

Наконец, монетарная политика – это комплекс мер, разрабатываемых и реализуемых центральным банком с целью регулирования денежного обращения, воздействия на инфляцию, процентные ставки и валютный курс. Ее главная задача – поддержание макроэкономической стабильности и создание благоприятных условий для устойчивого экономического роста.

Двухуровневая банковская система Республики Казахстан: общие положения

Архитектура банковской системы Казахстана, как и многих современных государств, построена по двухуровневому принципу, что обеспечивает баланс между макроэкономическим регулированием и микроэкономической эффективностью.

16 стр., 7781 слов

Современный рынок кредитных карт в России: анализ деятельности ...

... Mastercard, «Мир». Два фундаментальных процесса лежат в основе функционирования рынка банковских карт: Эмиссия банковских карт — это деятельность банка по выпуску (выдаче) карт, открытию соответствующих счетов и дальнейшему расчетно ...

Первый уровень этой системы занимает Национальный Банк Республики Казахстан (НБРК), который выполняет функции центрального банка страны. Его ключевая роль заключается в формировании и реализации денежно-кредитной политики, направленной на обеспечение стабильности цен. НБРК выступает эмитентом национальной валюты, тенге, и является кредитором последней инстанции для банков второго уровня, обеспечивая их ликвидность в кризисные периоды. Он не осуществляет прямых операций с населением и предприятиями, фокусируясь на макрорегулировании и надзоре за финансовой системой.

Второй уровень представлен коммерческими банками, которые в Законе РК «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» именуются банками второго уровня. Кроме них, к этому уровню могут относиться и другие финансово-кредитные институты, за исключением Банка Развития Казахстана, который имеет особый правовой статус как институт развития, направленный на финансирование стратегически важных проектов. Банки второго уровня – это коммерческие организации, чья основная цель – извлечение прибыли. Они непосредственно взаимодействуют с экономическими субъектами: привлекают депозиты от населения и бизнеса, выдают кредиты, осуществляют расчетно-кассовое обслуживание, предоставляют валютные операции и другие финансовые услуги.

Правовой статус банка в Казахстане строго регламентирован. Банк является юридическим лицом, что означает его способность выступать самостоятельным субъектом права. Его коммерческая природа подчеркивает ориентацию на получение прибыли как основной движущей силы. Для легального осуществления банковской деятельности требуется не только государственная регистрация, но и обязательное наличие лицензии, выдаваемой уполномоченным органом, что является гарантом соблюдения регуляторных требований и защиты интересов вкладчиков.

Важным аспектом является организационно-правовая форма банков. В Казахстане банки создаются исключительно в форме акционерных обществ. Это требование обеспечивает прозрачность владения, возможность привлечения капитала через фондовый рынок и соблюдение принципов корпоративного управления, что в конечном итоге способствует укреплению финансовой стабильности и доверия к банковской системе.

Законодательное регулирование банковской деятельности в РК (с учетом последних изменений)

Законодательная база, регулирующая банковскую деятельность в Республике Казахстан, представляет собой сложную, но при этом четко структурированную систему, которая постоянно эволюционирует, адаптируясь к меняющимся экономическим реалиям и глобальным трендам. Особое внимание следует уделить последним изменениям, которые вступили в силу с 1 января 2025 года.

Ключевыми нормативно-правовыми актами являются:

  1. Закон Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан»: Этот закон является основным документом, регламентирующим деятельность банков второго уровня. До недавнего времени он определял общие правила функционирования, лицензирования, реорганизации и ликвидации банков. Однако с 1 января 2025 года в Казахстане стартовала масштабная реформа банковского законодательства, выразившаяся во введении в действие нового Закона о банках. Этот документ, включающий 135 статей и девять разделов, призван кардинально изменить архитектуру банковского рынка. Его главная цель — создать прозрачную, устойчивую и технологичную финансовую систему.

Ключевые новации нового Закона:

8 стр., 3527 слов

Углубленный сравнительный анализ кредитно-финансовых систем: ...

... на глобальном рынке Несмотря на стабильность и высокую адаптивность, российская банковская система пока значительно уступает мировым лидерам по ключевым метрикам — ... банки, а также небанковские кредитные организации (НКО) и специализированные финансово-кредитные институты, осуществляющие отдельные банковские операции. Данная структура, хотя и является общепринятой, существенно отличается от систем ...

  • Двухуровневая система лицензирования: Вводится принципиально новая модель лицензирования – базовая и универсальная. Базовая лицензия предполагает ограниченный спектр банковских операций и ориентирована на новых, небольших участников рынка, снижая для них регуляторную нагрузку и стимулируя конкуренцию. Универсальная лицензия, напротив, предоставляет полный спектр банковских услуг, но требует более жесткого соблюдения нормативов и капитальных требований. Это позволит дифференцировать банки по масштабу и характеру их деятельности.
  • Цифровизация как основа: Новый Закон не просто признает цифровые технологии, а делает их основой банковской экосистемы. Он официально вводит в правовое поле три типа цифровых финансовых активов: стейблкоины, обеспеченные активы и токенизированные финансовые инструменты. Это открывает новые горизонты для развития финтех-индустрии, создания инновационных продуктов и услуг, а также повышает инвестиционную привлекательность сектора.
  • Международные стандарты: В разработке нового Закона были учтены лучшие международные практики и рекомендации таких авторитетных организаций, как Международный валютный фонд, а также опыт ведущих финансовых юрисдикций, включая Великобританию, Малайзию, ОАЭ и страны Европейского союза.

    Это способствует гармонизации казахстанского законодательства с глобальными стандартами и укреплению доверия международных инвесторов.

  1. Закон Республики Казахстан «О Национальном Банке Республики Казахстан» от 30 марта 1995 г.: Этот закон определяет правовой статус, основные цели, задачи и функции центрального банка страны. Он закрепляет ключевую цель НБРК – обеспечение стабильности цен – и наделяет его полномочиями по разработке и проведению денежно-кредитной политики, осуществлению валютного регулирования, надзору за платежными системами и содействию стабильности финансовой системы. Закон также подчеркивает подотчетность Национального Банка Президенту Республики Казахстан и его независимость в пределах предоставленных ему полномочий.
  2. Закон Республики Казахстан «О государственном регулировании, контроле и надзоре финансового рынка и финансовых организаций» от 4 июля 2003 г.: Этот закон определяет общие принципы и полномочия органа, осуществляющего регуляторные и надзорные функции за всем финансовым рынком. С 1 января 2020 года эти функции были переданы Агентству Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР), которое подчиняется и подотчетно непосредственно Президенту РК. Закон регламентирует деятельность АРРФР по мониторингу финансового рынка, защите интересов потребителей финансовых услуг, обеспечению финансовой стабильности и поддержанию добросовестной конкуренции.

Таким образом, актуальная законодательная база Республики Казахстан формирует мощный фундамент для развития банковского сектора, обеспечивая его устойчивость, прозрачность и адаптивность к вызовам современной экономики, с особым акцентом на инновации и международную интеграцию.

5 стр., 2406 слов

Капитализация банковской системы Республики Беларусь: международные ...

... высокий На начало 2025 года совокупный показатель достаточности нормативного капитала (Н1) банковской системы Республики Беларусь составил 19,9% при минимально установленном значении 10,0% (или 12,5% с ... НБ РБ. Динамика и структура нормативного капитала банковской системы РБ Статистические данные свидетельствуют о том, что большинство крупных банков РБ не просто соответствуют, но и значительно ...

Эволюция и современная структура банковской системы Казахстана

Исторические этапы развития банковской системы

Становление банковской системы Республики Казахстан – это процесс, уходящий корнями в глубину истории и отражающий ключевые этапы развития государства. Прежде чем обрести свою современную форму, финансовый сектор прошел через ряд трансформаций, каждый из которых оставил свой отпечаток, определяя текущую архитектуру и функционал. Историческое становление банковской системы Казахстана неразрывно связано с историей СССР и дореволюционной России. В дореволюционный период на территории Казахстана функционировали отделения Государственного банка Российской империи, а также ряд акционерных и кооперативных банков, обслуживающих нужды торговли и промышленности.

С приходом советской власти и формированием СССР, банковский сектор претерпел кардинальные изменения. Вплоть до реформ 1987 года в СССР существовала централизованная монобанковская система. Это означало, что Государственный банк СССР, наряду со Строительным банком СССР и Банком внешней торговли СССР, выполнял не только функции центрального банка (эмиссия денег, контроль над денежным обращением), но и функции коммерческих банков, осуществляя кредитование всех секторов экономики. Такая модель обеспечивала жесткий контроль государства над финансовыми потоками, но характеризовалась низкой гибкостью и отсутствием конкуренции.

Переломный момент наступил в 1987 году, когда было принято решение о создании двухуровневой банковской системы в СССР. Это стало первым шагом к децентрализации и созданию более рыночных механизмов. На основе Госбанка и Стройбанка СССР были сформированы специализированные банки – Промстройбанк, Агропромбанк, Жилсоцбанк, Сбербанк и Внешэкономбанк. Эти институты начали выполнять функции коммерческих банков, ориентированных на обслуживание определенных отраслей или групп населения.

После обретения Казахстаном независимости в 1991 году, перед страной встала задача построения собственной, суверенной финансовой системы. Значительной вехой в развитии кредитно-банковской системы Республики Казахстан стало принятие в апреле 1993 года пакета новых законов:

  • «О Национальном банке Республики Казахстан»,
  • «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан»,
  • «О валютном регулировании в Республике Казахстан».

Эти законы имели колоссальное значение. Прежде всего, они закрепили независимость Национального Банка от правительства и других органов власти, сделав его подотчетным непосредственно Президенту Республики Казахстан. Это было критически важно для обеспечения объективности и эффективности денежно-кредитной политики. Кроме того, были четко определены функции, права и обязанности банков второго уровня, их правовой статус, что способствовало повышению их ответственности и формированию здоровой конкурентной среды. Эти меры стали основой для создания современной, рыночно ориентированной банковской системы.

7 стр., 3104 слов

Накопительная пенсионная система Республики Казахстан: Критический ...

... данного исследования является проведение всестороннего анализа современного состояния накопительной пенсионной системы Республики Казахстан, критическая оценка эффективности инвестиционной политики ЕНПФ и выявление системных ... сохранение и приумножение средств граждан. Инвестиционная политика фонда, проводимая Национальным Банком РК (НБРК) и, в меньшей степени, частными управляющими, является ...

С тех пор банковский сектор Казахстана продолжил свое развитие. С 2016 года в банковской системе сформировался избыток ликвидности, что, с одной стороны, свидетельствует о накоплении капиталов, а с другой – ставит перед регулятором и банками задачи по эффективному размещению этих средств в реальный сектор экономики. В 2022 году наблюдалась консолидация банковского сектора, когда российские «Альфа-банк» и «Сбербанк» продали свои казахстанские дочерние банки, что повлияло на состав и структуру рынка, открыв новые возможности для других игроков и усилив позиции отечественных банков.

Современная структура банковского сектора

Современный банковский сектор Республики Казахстан представляет собой динамично развивающуюся систему, которая является неотъемлемой частью национальной экономики. Его структура четко определена двухуровневой моделью, где центральный банк регулирует, а коммерческие банки непосредственно обслуживают экономические агенты.

По состоянию на 1 января 2025 года в Республике Казахстан функционировал 21 банк второго уровня. Это число свидетельствует о достаточно развитой конкурентной среде, хотя и меньшей по сравнению с некоторыми крупными экономиками. Интересной особенностью является значительное присутствие иностранного капитала: 12 из этих 21 банка имеют иностранное участие. Это не только способствует притоку капитала и технологий, но и усиливает интеграцию казахстанского финансового рынка в мировую экономическую систему, принося лучшие практики и повышая стандарты корпоративного управления.

Состав участников рынка не является статичным. Тенденции консолидации и изменения в составе игроков постоянно наблюдаются. Например, как уже упоминалось, в 2022 году произошла продажа казахстанских дочерних банков «Альфа-банк» и «Сбербанк» российскими материнскими структурами. Эти события являются ��астью более широких процессов адаптации к геополитическим изменениям и переоценки стратегических приоритетов. Такие изменения могут приводить к:

  • Укреплению местных банков: Приобретение активов иностранными или крупными отечественными игроками может привести к росту их рыночной доли и укреплению позиций.
  • Перераспределению клиентской базы: Клиенты проданных банков переходят под юрисдикцию новых владельцев, что может изменить динамику конкуренции.
  • Оптимизации инфраструктуры: Новые владельцы могут проводить реструктуризацию, внедрять новые технологии и стандарты управления.

Место банковского сектора в экономике страны трудно переоценить. Он выступает в роли финансового посредника, аккумулируя временно свободные средства населения и предприятий, и направляя их в продуктивные инвестиции. Взаимодействие между Национальным Банком и банками второго уровня обеспечивает стабильность денежного обращения, эффективное функционирование платежных систем и управление ликвидностью.

6 стр., 2836 слов

Денежно-кредитная политика Национального Банка Казахстана (2020–2025): ...

... ликвидности из банковской системы. Цель стерилизации: Поддерживать межбанковскую процентную ставку в пределах коридора базовой ставки. Если ликвидности слишком много, банки могут кредитовать ... продолжала оставаться двузначной (11,8%), хотя для такой сырьевой экономики, как Казахстан, достижение устойчивой ценовой стабильности является ключевым условием диверсификации и привлечения долгосрочных ...

Таким образом, современный банковский сектор Казахстана характеризуется зрелой двухуровневой структурой, значительным иностранным участием, и постоянно меняющимся составом игроков, адаптируясь к вызовам и возможностям глобальной экономики, что делает его ключевым драйвером экономического развития страны.

Функции и роль ключевых институтов банковской системы РК

Национальный Банк Республики Казахстан: цели, задачи и полномочия

Национальный Банк Республики Казахстан (НБРК) занимает центральное место в финансовой системе страны, выступая в роли главного регулятора и монетарного органа. Его деятельность, основанная на Законе РК «О Национальном Банке Республики Казахстан», строго ориентирована на достижение ключевых макроэкономических целей.

Основной целью Национального Банка Казахстана является обеспечение стабильности цен в Республике Казахстан. Эта цель признана приоритетной, поскольку низкая и стабильная инфляция создает предсказуемую экономическую среду, способствует долгосрочным инвестициям, повышает покупательную способность населения и укрепляет доверие к национальной валюте. В чем практическая выгода для каждого гражданина? Это означает, что стоимость их сбережений не обесценивается стремительно, а планирование будущего становится более надежным.

Для реализации своей основной цели Национальный Банк Казахстана выполняет широкий спектр задач:

  • Разработка и проведение денежно-кредитной политики: НБРК определяет основные параметры денежного предложения, устанавливает базовую ставку, проводит операции на открытом рынке (покупка/продажа государственных ценных бумаг), регулирует нормативы обязательных резервов. Все эти инструменты направлены на управление ликвидностью в банковской системе и воздействие на инфляцию.
  • Обеспечение функционирования платежных систем: Центральный банк является оператором и регулятором национальных платежных систем, гарантируя их надежность, эффективность и бесперебойность. Это критически важно для осуществления расчетов в экономике.
  • Осуществление валютного регулирования и валютного контроля: НБРК управляет золотовалютными резервами страны, определяет режим валютного курса, проводит валютные интервенции для стабилизации тенге и осуществляет контроль за соблюдением валютного законодательства.
  • Содействие обеспечению стабильности финансовой системы: Хотя прямые надзорные функции за банками второго уровня были переданы АРРФР, Национальный Банк продолжает играть важную роль в поддержании общей стабильности через мониторинг системных рисков и координацию действий с другими регуляторами.
  • Проведение государственной статистики: НБРК собирает, обрабатывает и публикует данные по денежно-кредитной статистике и статистике внешнего сектора, что является основой для экономического анализа и принятия решений.

Полномочия Национального Банка Казахстана весьма обширны. Он имеет право издавать нормативные правовые акты, которые являются обязательными для исполнения всеми финансовыми организациями, филиалами банков-нерезидентов, страховых организаций-нерезидентов, страховых брокеров-нерезидентов и другими физическими и юридическими лицами на территории РК.

Важным аспектом является его подотчетность и независимость. Национальный Банк подотчетен Президенту Республики Казахстан, что обеспечивает высокий уровень контроля за его деятельностью со стороны главы государства. В то же время, он независим в своей деятельности в пределах предоставленных ему законодательством полномочий. Это означает, что при выполнении своих основных функций (прежде всего, по обеспечению стабильности цен) НБРК свободен от прямого вмешательства со стороны правительства или других государственных органов. Однако, Национальный Банк координирует свою деятельность с Правительством Республики Казахстан и содействует реализации его экономической политики, если это не противоречит выполнению его основной цели. Такая система призвана обеспечить баланс между независимостью центрального банка и его интеграцией в общую государственную экономическую политику.

Банки второго уровня: операции, роль и значение в экономике

Банки второго уровня, также известные как коммерческие банки, являются «рабочими лошадками» финансовой системы Республики Казахстан. В отличие от Национального Банка, их деятельность направлена на непосредственное взаимодействие с экономическими агентами – предприятиями, населением и государственными организациями, а их основная цель — получение прибыли. Эта коммерческая направленность определяет весь спектр их операций и стратегий.

Основные банковские операции, осуществляемые банками второго уровня, включают:

  • Прием депозитов: Это краеугольный камень их деятельности. Банки привлекают денежные средства от физических и юридических лиц в виде вкладов (депозитов) на различных условиях – срочных, до востребования, с возможностью пополнения и снятия. Депозиты являются основным источником фондирования для банков, позволяя им аккумулировать финансовые ресурсы.
  • Открытие и ведение банковских счетов: Банки предоставляют услуги по открытию и обслуживанию текущих, сберегательных, карточных и других видов счетов для своих клиентов. Это позволяет осуществлять безналичные расчеты, получать заработную плату, пенсии, пособия, а также управлять своими финансовыми потоками.
  • Кредитование: Выдача кредитов – это вторая ключевая операция, приносящая банкам основной доход. Банки предоставляют займы различным категориям заемщиков на условиях возвратности, срочности и платности. Это могут быть потребительские кредиты, ипотечные займы, кредиты для малого и среднего бизнеса, проектное финансирование для крупных предприятий.
  • Открытие и ведение корреспондентских счетов: Для осуществления межбанковских расчетов и взаимодействия с другими финансовыми институтами, банки второго уровня открывают и ведут корреспондентские счета как внутри страны, так и за ее пределами.

Роль и значение банков второго уровня в экономике Казахстана трудно переоценить:

  1. Аккумулирование и трансформация сбережений в инвестиции: Банки являются ключевым механизмом, который собирает мелкие и крупные сбережения населения и предприятий, а затем трансформирует их в инвестиции, необходимые для экономического роста. Без этого механизма значительная часть свободных средств осталась бы неиспользованной, замедляя развитие.
  2. Стимулирование экономического роста: Путем кредитования различных секторов экономики, банки способствуют созданию новых производств, расширению существующих, модернизации оборудования и стимулированию потребления, что в совокупности приводит к росту ВВП и созданию рабочих мест.
  3. Обеспечение функционирования платежных систем: Коммерческие банки играют непосредственную роль в обеспечении безналичных расчетов, эмиссии платежных карт, развитии дистанционных банковских услуг. Они являются точками доступа для населения и бизнеса к современным платежным технологиям.
  4. Снижение рисков: Банки осуществляют оценку кредитоспособности заемщиков, диверсифицируют риски, снижая общие финансовые риски в экономике.
  5. Развитие конкуренции: Конкуренция между банками за клиентов и ресурсы стимулирует их к повышению качества услуг, снижению процентных ставок и внедрению инноваций.

Важным аспектом является также их право открывать свои дочерние банки, филиалы и представительства как на территории Казахстана, так и за его пределами. Это позволяет банкам расширять географию своей деятельности, осваивать новые рынки, предоставлять услуги своим клиентам в других регионах и странах, что способствует укреплению международных экономических связей и повышению их конкурентоспособности.

Регулирование и надзор за финансовым рынком: роль АРРФР и НБРК

Эффективное функционирование банковской системы невозможно без четкой и сильной системы регулирования и надзора. В Казахстане эта функция эволюционировала, претерпев значительные изменения в последние годы, что привело к формированию двухуровневой структуры надзора.

С 1 января 2020 года произошло кардинальное изменение: функции государственного регулирования, контроля и надзора за финансовым рынком и финансовыми организациями, которые ранее принадлежали Национальному Банку, были переданы новому органу — Агентству Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР). Это Агентство является непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан, что подчеркивает его высокий статус и важность в системе государственного управления.

Миссия АРРФР охватывает широкий спектр задач, направленных на обеспечение устойчивости и развития всего финансового сектора:

  • Регулирование и развитие финансового рынка: Агентство разрабатывает и внедряет нормы и правила для всех участников финансового рынка, включая банки, страховые компании, брокерские фирмы, управляющие компании и другие. Это направлено на создание прозрачной и эффективной рыночной среды.
  • Содействие обеспечению финансовой стабильности: АРРФР осуществляет постоянный мониторинг финансового рынка и финансовых организаций, выявляя потенциальные риски и угрозы, а также разрабатывая меры по их предотвращению.
  • Защита интересов потребителей финансовых услуг: Агентство выступает гарантом прав и законных интересов клиентов финансовых организаций, рассматривает жалобы, проводит проверки и налагает санкции в случае нарушений.
  • Создание равноправных условий для деятельности финансовых организаций и поддержание добросовестной конкуренции: АРРФР следит за соблюдением антимонопольного законодательства и предотвращает недобросовестные практики на рынке.

Важным аспектом деятельности АРРФР стала проведенная в 2019 году оценка качества активов (AQR) банковского сектора Казахстана. Это было масштабное исследование, выполненное на основе методологии Европейского центрального банка, в котором участвовали 14 банков, охватывающих 87% банковских активов. Результаты AQR имели ключевое значение: они показали отсутствие дефицита капитала на системном уровне и на уровне отдельных банков, а коэффициенты достаточности собственного капитала значительно превышали регуляторные минимумы. Это подтвердило устойчивость банковской системы на тот момент и укрепило доверие к ней.

Несмотря на передачу основной части надзорных функций АРРФР, Национальный Банк Республики Казахстан сохраняет за собой ряд важных регуляторных и надзорных функций. Эти функции, как правило, направлены на поддержание общей стабильности денежно-кредитной системы Республики Казахстан и защиту интересов кредиторов, вкладчиков и клиентов банков. К ним относятся:

  • Пруденциальное регулирование: Установление общих требований к капиталу, ликвидности, управлению рисками для финансовых организаций, которые могут влиять на стабильность всей системы.
  • Системный надзор: Мониторинг системных рисков в финансовом секторе, которые могут угрожать макроэкономической стабильности.
  • Регулирование платежных систем: Надзор за функционированием и развитием платежных систем, в которых участвуют банки.

Таким образом, в Казахстане сформировалась система, где АРРФР выступает как прямой регулятор и надзорный орган за финансовыми организациями, тогда как Национальный Банк фокусируется на макропруденциальном регулировании и поддержании общей финансовой стабильности, обеспечивая тем самым комплексный и многоуровневый подход к управлению рисками в финансовом секторе.

Макроэкономическое влияние банковской системы и ее текущее состояние

Влияние банковского кредитования на экономический рост и стабилизацию

В современном мире банковский сектор играет главенствующую роль в экономике любой страны, выступая не только в качестве посредника, но и как мощный двигатель экономического роста и стабилизации. Его влияние на макроэкономические показатели Казахстана проявляется через различные каналы, прежде всего, через банковское кредитование.

Стимулирование потребления и инвестиций: Кредитование является жизненно важным инструментом для стимулирования как потребительского, так и инвестиционного спроса.

  • Потребительские займы позволяют домохозяйствам приобретать товары и услуги, включая дорогостоящие, такие как автомобили и бытовая техника, тем самым поддерживая и расширяя внутренний рынок. В 2024 году розничный кредитный портфель вырос на 3,9 трлн тенге (+24,6%), а локомотивом этого роста остаются потребительские займы, увеличившиеся на 27,1% за 10 месяцев 2024 года.
  • Ипотечное кредитование способствует развитию строительной отрасли, созданию рабочих мест и улучшению жилищных условий населения. Ипотечный портфель вырос на 10,6% с начала 2024 года.
  • Кредиты бизнесу направляются на расширение производства, модернизацию оборудования, внедрение новых технологий и пополнение оборотного капитала. Это напрямую ведет к росту производственных мощностей, повышению производительности труда и, как следствие, к увеличению ВВП. В 2024 году объем займов, предоставленных банковским сектором бизнесу, вырос на 2 трлн тенге (+17,4%).

Взаимосвязь с макроэкономическими показателями:

  • Динамика ВВП: Рост кредитования, особенно инвестиционного, является мощным катализатором экономического роста. Средства, направленные на развитие предприятий, приводят к увеличению выпуска продукции и услуг, что напрямую отражается на показателях ВВП. Банковский сектор, трансформируя сбережения в инвестиции, обеспечивает необходимую финансовую ликвидность для этих процессов.
  • Инфляция: С одной стороны, чрезмерное кредитование, особенно потребительское, может привести к росту совокупного спроса и, как следствие, к инфляционному давлению. С другой стороны, эффективное кредитование производственного сектора, увеличивая предложение товаров и услуг, может оказывать дезинфляционное воздействие в долгосрочной перспективе. Национальный Банк Казахстана через свою денежно-кредитную политику стремится найти баланс, контролируя ставки рефинансирования и денежную массу.
  • Ставки рефинансирования (базовая ставка): Изменение базовой ставки Национальным Банком напрямую влияет на стоимость кредитов для банков второго уровня, а значит, и на процентные ставки для конечных заемщиков. Повышение ставки делает кредиты дороже, охлаждая экономику и снижая инфляцию, тогда как снижение стимулирует кредитную активность.

Таким образом, деятельность банковского сектора в Казахстане является ключевым элементом, формирующим макроэкономическую стабилизацию. Эффективное функционирование банков, их способность аккумулировать средства и направлять их в продуктивные сектора, напрямую определяет темпы экономического роста, уровень инфляции и общую устойчивость финансовой системы страны.

Динамика ключевых показателей банковского сектора

Банковский сектор Республики Казахстан демонстрирует устойчивый рост и развитие, играя все более значимую роль в экономике страны. Анализ ключевых статистических данных за 2024-2025 годы позволяет получить полное представление о его текущем состоянии и динамике.

Основные показатели на 2024-2025 годы:

  • Совокупные активы: На 1 февраля 2022 года совокупные активы казахстанских банков второго уровня составляли 36 975,9 млрд тенге (около 74 млрд долларов США).

    К 1 мая 2025 года этот показатель значительно вырос, достигнув 62,6 трлн тенге. Этот впечатляющий рост отражает как увеличение объемов кредитования, так и расширение других банковских операций. В целом, в 2024 году активы банковского сектора выросли на 19,7% (на 10,1 трлн тенге), достигнув 61,6 трлн тенге, в основном за счет наращивания банками ссудного портфеля.

  • Доля активов банковского сектора от ВВП: Этот показатель является важным индикатором глубины финансового рынка. Доля активов банковского сектора от ВВП Казахстана достигла 48%, что свидетельствует о его весомом вкладе в национальную экономику и высокой степени финансовой опосредованности.
  • Чистая прибыль: Банковский сектор продолжает демонстрировать высокую прибыльность. Чистая прибыль БВУ РК увеличилась на 17% в 2024 году, до 2,6 трлн тенге. Это свидетельствует об эффективности операций и способности банков генерировать значительные доходы.
  • Рентабельность капитала (ROE) и рентабельность активов (ROA): Эти показатели отражают эффективность использования собственного капитала и активов.
    • Рентабельность капитала (ROE) снизилась с 37,5% на 1 августа 2023 года до 33,2% к первому полугодию 2024 года. Несмотря на снижение, показатель остается весьма высоким, что указывает на привлекательность банковского бизнеса.
    • Рентабельность активов (ROA) опустилась до 4,5% с 4,6% за тот же период. Незначительное снижение ROE и ROA может быть связано с увеличением активов и капитала банков, что при стабильной прибыли может приводить к снижению относительных показателей эффективности.
  • Структура фондирования: На 1 января 2024 года основным источником фондирования банковского сектора являются средства клиентов, составляющие 70% пассивов. Это указывает на высокую зависимость банков от клиентских вкладов. Примечательна тенденция постепенного перевеса в сторону средств населения (с 52% до 58% с 2022 года). Это означает, что население становится все более важным источником стабильного фондирования для банков, что, в свою очередь, повышает их ответственность перед вкладчиками.
  • Динамика кредитного портфеля:
    • Объем займов, предоставленных банковским сектором бизнесу, вырос на 2 трлн тенге (+17,4%) в 2024 году. Это положительный знак, указывающий на рост инвестиционной активности.
    • Розничный портфель вырос на 3,9 трлн тенге (+24,6%) в 2024 году. Локомотивом розничного кредитования остаются потребительские займы, выросшие на 27,1% за 10 месяцев 2024 года.
    • Ипотечный портфель вырос на 10,6% с начала 2024 года, поддерживая строительный сектор и рынок недвижимости.

Прогнозы на 2025 год оптимистичны: ожидается, что рост банковского сектора продолжится, а показатели капитала и ликвидности будут расти как минимум до конца 2025 года. Это подтверждает устойчивость и перспективы развития казахстанской банковской системы.

Таблица: Динамика ключевых показателей банковского сектора РК

Показатель Значение на 01.02.2022 Значение на 01.01.2024 Значение на 01.05.2025 / Итог 2024 Динамика (2024)
Совокупные активы БВУ (трлн тенге) 36,976 62,6 (на 01.05.2025) +19,7% (до 61,6 трлн)
Доля активов от ВВП (%) 48
Чистая прибыль БВУ (трлн тенге) 2,6 (итог 2024) +17%
Рентабельность капитала (ROE, %) 37,5 (на 01.08.2023) 33,2 (1-е полугодие 2024)
Рентабельность активов (ROA, %) 4,6 (на 01.08.2023) 4,5 (1-е полугодие 2024)
Средства клиентов в пассивах (%) 70
Доля средств населения в пассивах (%) 52 (2022) 58 (2024)
Рост займов бизнесу (трлн тенге) +2 трлн (+17,4%)
Рост розничного портфеля (трлн тенге) +3,9 трлн (+24,6%)
Рост потребительских займов (%) +27,1% (за 10 мес. 2024)
Рост ипотечного портфеля (%) +10,6% (с начала 2024)

Сравнительный анализ банковской системы Казахстана с международными практиками

Для полноценной оценки банковской системы Казахстана необходимо провести ее сравнительный анализ с системами развитых стран. Это позволит выявить как уникальные особенности, так и области для потенциального совершенствования путем адаптации лучших международных практик.

Ключевые отличия банковской системы Казахстана от систем развитых стран:

  1. Масштаб и глубина рынка: Хотя доля активов банковского сектора Казахстана от ВВП достигла 48%, этот показатель все еще уступает многим развитым странам (например, в странах ЕС он часто превышает 100%, а в некоторых азиатских экономиках достигает 200% и более).

    Это указывает на меньшую глубину финансового рынка и потенциал для дальнейшего роста.

  2. Структура фондирования и кредитования: В Казахстане, как видно из статистики, основным источником фондирования являются средства клиентов (70% пассивов), с заметным перевесом в сторону средств населения. В развитых экономиках, помимо депозитов, значительную роль играют межбанковские рынки, выпуск облигаций и другие инструменты долгового финансирования, что обеспечивает большую диверсификацию источников. Кроме того, наблюдается проблема низкого уровня кредитования реального сектора экономики на фоне опережающего роста потребительского кредитования. Это расходится с моделью, где банки активно финансируют производственные проекты и инновации.
  3. Конкурентная среда и концентрация: Хотя в Казахстане функционирует 21 банк второго уровня, структура рынка может быть более концентрированной по сравнению с европейскими или американскими моделями, где присутствует большое количество нишевых банков, кредитных союзов и специализированных финансовых институтов. Продажа российских дочерних банков в 2022 году, хоть и была консолидацией, потенциально могла открыть двери для новых игроков.
  4. Развитие финтех-индустрии и цифровизация: Несмотря на активные шаги Казахстана в направлении цифровизации (особенно с учетом нового Закона о банках 2025 года, который интегрирует цифровые финансовые активы), в развитых странах финтех-экосистема уже давно является полноценным и быстрорастущим сегментом, предлагающим инновационные решения и вызовы традиционным банкам.
  5. Надзор и регулирование: Передача надзорных функций АРРФР в 2020 году была шагом к разделению монетарной политики и пруденциального надзора, что соответствует международным стандартам. Однако, эксперты отмечают, что жесткое регулирование банковского сектора в Казахстане может препятствовать росту и развитию, создавая риски для всей экономики. В развитых странах регулирование также строгое, но часто более гибкое и адаптивное к инновациям.

Потенциал применения лучших международных практик:

Новый Закон о банках 2025 года демонстрирует стремление Казахстана интегрировать лучшие мировые практики. В частности, опыт Великобритании, Малайзии, ОАЭ и стран Европейского союза в области регулирования и развития финансового сектора, а также рекомендации Международного валютного фонда, легли в основу нового законодательства.

  • Двухуровневая система лицензирования (базовая и универсальная), введенная в Казахстане, является примером заимствования, позволяющего новым и небольшим участникам выходить на рынок без избыточной регуляторной нагрузки, что повышает конкуренцию и способствует инновациям. Подобные модели используются в различных юрисдикциях для стимулирования развития малых и средних финансовых институтов.
  • Интеграция цифровых финансовых активов (стейблкоины, обеспеченные активы, токенизированные финансовые инструменты) в правовое поле является прогрессивным шагом, который соответствует подходам таких инновационных центров, как Великобритания и ОАЭ, активно развивающих законодательство в сфере блокчейн-технологий и цифровых валют.
  • Усиление защиты прав потребителей – это еще одна область, где Казахстан может опираться на опыт ЕС, где потребительское законодательство в финансовой сфере является одним из самых строгих в мире.

Проведение оценки качества активов (AQR) на основе методологии Европейского центрального банка в 2019 году также является ярким примером применения передовых международных стандартов для обеспечения прозрачности и устойчивости банковского сектора.

Таким образом, хотя банковская система Казахстана имеет свои уникальные особенности и вызовы, она активно стремится к гармонизации с международными стандартами и адаптации лучших практик, что является залогом ее дальнейшего устойчивого развития и укрепления роли в региональной и мировой экономике.

Проблемы, вызовы и перспективы развития банковской системы Казахстана

Актуальные проблемы и риски

Несмотря на устойчивый рост и впечатляющие финансовые показатели, банковский сектор Казахстана сталкивается с рядом серьезных проблем и вызовов, которые требуют внимания и системных решений. В чем же скрытый нюанс столь высокой динамики?

Одной из наиболее острых проблем является низкий уровень кредитования реального сектора экономики на фоне опережающего роста кредитования населения. В то время как объем займов бизнесу вырос на 17,4% в 2024 году, розничный портфель увеличился на 24,6%, при этом потребительские займы выросли на 27,1%. Этот дисбаланс несет в себе серьезные риски:

  • Риски для экономики: Недостаточное финансирование производственных предприятий, инновационных проектов и агропромышленного комплекса может замедлять диверсификацию экономики, снижать ее конкурентоспособность и создавать зависимость от сырьевого сектора.
  • Риски для финансовой стабильности: Чрезмерный рост потребительского кредитования, особенно без должного контроля за платежеспособностью заемщиков, ведет к закредитованности населения. В 2023 году рост потребительских ссуд, вызванный популярностью рассрочек и акций, поднял этот вопрос, что привело к разработке законопроекта по ужесточению условий кредитования. Это является прямым риском для качества кредитного портфеля банков и, как следствие, для их финансовой устойчивости.

Эксперты также отмечают жесткое регулирование банковского сектора, которое, по их мнению, препятствует росту и развитию банковской сферы, создавая риски для всей экономики. Хотя строгость регулирования призвана обеспечить стабильность, избыточные требования или негибкие нормативы могут ограничивать инновации, увеличивать операционные издержки банков и снижать их мотивацию к активному кредитованию.

Банковский бизнес в Казахстане считается одним из самых прибыльных среди стран, богатых природными ресурсами. Чистая прибыль БВУ РК увеличилась на 17% в 2024 году, до 2,6 трлн тенге, а рентабельность капитала (ROE) составляет более 33%. Высокая прибыльность вызывает вопросы о справедливом налогообложении и перераспределении сверхприбыли, а также о том, насколько эффективно эти прибыли реинвестируются в экономику.

Наконец, сохраняется неопределенная операционная среда из-за геополитических и макроэкономических рисков в регионе. События в соседних странах, изменения на мировых сырьевых рынках, колебания валютных курсов – все это оказывает давление на банковский сектор, заставляя его постоянно адаптироваться к внешним шокам и управлять повышенными рисками.

Уровень просроченной задолженности и меры по его снижению

Уровень просроченной задолженности по кредитам (Non-Performing Loans, NPLs) является одним из ключевых индикаторов здоровья банковского сектора. Высокий уровень NPLs свидетельствует о проблемах в экономике, неэффективном управлении рисками банками и угрожает их финансовой устойчивости.

Исторический контекст показывает, что в период с 2015 по 2020 год доля просроченных займов варьировалась от 7,6% до 12,3%, а до 2015 года могла превышать 30%. Это были годы, когда казахстанский банковский сектор активно боролся с последствиями финансового кризиса и накопленными проблемами в кредитных портфелях.

К счастью, ситуация значительно улучшилась. На 1 ноября 2024 года доля займов с просроченной задолженностью свыше 90 дней (NPL90+) составляла 3,3%. Эта цифра указывает на существенное оздоровление сектора. На 1 августа 2025 года уровень NPL90+ по банковскому сектору Казахстана составил 3,5% от ссудного портфеля, или 1,4 трлн тенге. Для сравнения, в 2022 году этот показатель был 3,7%, а в 2021 году — 4,1%. Такая положительная динамика свидетельствует об эффективности мер, предпринимаемых регулятором и самими банками.

Меры по снижению просроченной задолженности:

  1. Оценка качества активов (AQR): В 2019 году на основе методологии Европейского центрального банка была проведена масштабная AQR, охватившая 14 банков и 87% банковских активов. Результаты показали отсутствие системного дефицита капитала, что подтвердило общую устойчивость сектора и способствовало очистке балансов банков от «плохих» активов.
  2. Ужесточение регулирования и надзора: Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) постоянно совершенствует пруденциальные требования, ужесточает стандарты оценки кредитных рисков и требований к формированию провизий.
  3. Повышение качества управления рисками в банках: Сами банки активно внедряют современные системы управления кредитными рисками, улучшают процессы андеррайтинга и мониторинга заемщиков.
  4. Разработка законопроекта по ужесточению условий кредитования: В ответ на риски закредитованности населения, в 2023 году был инициирован законопроект, направленный на ужесточение условий выдачи потребительских кредитов, что должно предотвратить накопление новых «плохих» долгов в будущем.
  5. Экономический рост: В целом, благоприятная макроэкономическая среда и рост доходов населения способствуют улучшению платежеспособности заемщиков и снижению уровня просрочки.

Несмотря на значительные успехи, поддержание низкого уровня NPLs остается постоянной задачей, особенно в условиях сохранения геополитических и макроэкономических рисков.

Перспективы развития банковской системы в контексте нового законодательства и цифровизации

Будущее банковской системы Казахстана обещает быть динамичным и трансформационным, определяемым как внутренними стратегическими целями, так и глобальными тенденциями. Ключевыми драйверами развития станут новое законодательство и продолжающаяся цифровизация. Стоит ли банкам Казахстана сосредоточиться на одном пути развития или выбрать многовекторный подход?

Сохранение высокой прибыльности и дальнейший рост: По прогнозам, в 2025 году банковский сектор сохранит высокую прибыльность. Это позволит банкам наращивать капитал, инвестировать в развитие и поддерживать устойчивый рост активов и кредитного портфеля. Показатели капитала и ликвидности, как ожидается, будут расти как минимум до конца 2025 года, что создает прочную основу для дальнейшего развития.

Новый Закон о банках (с 2025 года) как фундамент эволюции: Вступление в силу нового Закона о банках с 1 января 2025 года знаменует собой начало нового этапа эволюции банковской системы. Этот закон не просто корректирует, а перестраивает основы регулирования, делая акцент на трех ключевых принципах:

  • Цифровизация: Закон не просто признает цифровые технологии, но делает их ее основой. Он официально вводит в правовое поле три типа цифровых финансовых активов: стейблкоины, обеспеченные активы и токенизированные финансовые инструменты. Это открывает двери для внедрения инновационных продуктов и услуг, развития блокчейн-технологий и создания полноценной цифровой банковской экосистемы. Это также стимулирует адаптацию к новым технологическим трендам, таким как искусственный интеллект, большие данные и облачные вычисления, которые будут определять конкурентоспособность банков.
  • Защита прав потребителей: Усиление законодательной базы в этой области является прямым ответом на вызовы, связанные с ростом потребительского кредитования и необходимостью поддержания доверия населения к финансовой системе.
  • Устойчивость финансовых институтов: Новый закон интегрирует лучшие международные практики и рекомендации Международного валютного фонда, а также опыт ведущих финансовых юрисдикций (Великобритания, Малайзия, ОАЭ, ЕС).

    Это способствует укреплению пруденциального регулирования и созданию более устойчивой к шокам системы.

Внедрение двухуровневой системы лицензирования: Одним из наиболее значимых нововведений является внедрение двухуровневой системы лицензирования – базовой и универсальной. Этот механизм позволит:

  • Снизить барьеры для входа: Новым и небольшим участникам рынка будет легче получить базовую лицензию, что стимулирует конкуренцию и инновации.
  • Развивать нишевые сегменты: Появятся банки, специализирующиеся на определенных видах услуг или сегментах клиентов, что повысит качество и доступность финансовых услуг.
  • Оптимизировать регуляторную нагрузку: Меньшие банки не будут обременены теми же регуляторными требованиями, что и крупные универсальные банки, что позволит им сосредоточиться на развитии своих продуктов.

Таким образом, банковская система Казахстана находится на пороге качественно нового этапа развития, где цифровизация и продуманное законодательство станут основой для создания более гибкой, устойчивой и инновационной финансовой среды, способной эффективно отвечать на потребности экономики и запросы общества.

Выводы

Исследование банковской системы Республики Казахстан позволило глубоко проанализировать ее сущность, структуру, функции и влияние на экономическую стабилизацию, а также выявить ключевые проблемы и перспективы развития.

Ключевые выводы:

  1. Фундаментальная роль в экономике: Банковская система Казахстана, представленная двухуровневой моделью с Национальным Банком и банками второго уровня, является краеугольным камнем национальной экономики. Она эффективно аккумулирует фина��совые ресурсы и трансформирует их в кредиты, стимулируя потребление и инвестиции, что напрямую влияет на рост ВВП и макроэкономическую стабильность. Активы банковского сектора, достигшие 62,6 трлн тенге к 1 мая 2025 года и составляющие 48% ВВП, убедительно подтверждают эту роль.
  2. Эволюция и устойчивость: Казахстан прошел значительный путь от советской монобанковской системы к современной рыночной модели. Ключевые законодательные акты 1993 года заложили основы независимого центрального банка и регулирования коммерческих банков. Проведенная в 2019 году оценка качества активов (AQR) подтвердила отсутствие системного дефицита капитала, что свидетельствует об устойчивости сектора.
  3. Четкое разделение функций: Национальный Банк эффективно выполняет свою основную цель по обеспечению стабильности цен, реализуя денежно-кредитную политику и регулируя платежные системы. Банки второго уровня, будучи коммерческими организациями, активно участвуют в кредитовании экономики. Передача надзорных функций АРРФР в 2020 году способствовала специализации и усилению контроля за финансовым рынком.
  4. Положительная динамика, но с вызовами: Банковский сектор демонстрирует впечатляющий рост активов и прибыли, с увеличением доли средств населения в фондировании. Однако, существует проблема перекоса в сторону потребительского кредитования при относительно низком уровне финансирования реального сектора, что несет риски закредитованности населения и замедляет диверсификацию экономики. Несмотря на снижение уровня просроченной задолженности (NPL90+ до 3,5% к 1 августа 2025 года), жесткое регулирование и геополитические риски остаются актуальными вызовами.
  5. Перспективы, ориентированные на будущее: Вступление в силу нового Закона о банках с 1 января 2025 года открывает новую главу. Внедрение двухуровневой системы лицензирования, официальное признание цифровых финансовых активов и интеграция лучших международных практик призваны создать более гибкую, прозрачную и технологичную финансовую систему. Цифровизация становится не просто трендом, а основой для дальнейшего развития, способствуя инновациям и повышению конкурентоспособности.

Рекомендации для дальнейшего совершенствования банковского сектора:

  • Стимулирование кредитования реального сектора: Разработка адресных программ поддержки кредитования малого и среднего бизнеса, а также стратегически важных отраслей экономики, с использованием механизмов субсидирования процентных ставок или гарантий, чтобы перераспределить потоки ликвидности.
  • Сбалансированное регулирование: Пересмотр регуляторной нагрузки с целью создания более гибких условий для банков, способствующих инновациям и росту, без ущерба для финансовой стабильности. Внедрение риск-ориентированного подхода в регулировании.
  • Развитие финансовых технологий: Активное стимулирование развития финтех-экосистемы через создание благоприятной регуляторной «песочницы», поддержку стартапов и поощрение сотрудничества между банками и технологическими компаниями.
  • Повышение финансовой грамотности населения: Продолжение образовательных программ для граждан по ответственному кредитованию и управлению личными финансами для снижения рисков закредитованности.
  • Использование международного опыта: Дальнейшее изучение и адаптация передовых практик развитых стран в области корпоративного управления, управления рисками и защиты прав потребителей финансовых услуг, как это уже сделано в новом Законе о банках.

Банковская система Казахстана, демонстрируя зрелость и стремление к модернизации, имеет все предпосылки для укрепления своей роли как ключевого фактора экономического роста и обеспечения финансовой стабильности в регионе и за его пределами.

Список использованной литературы

  1. О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан: Закон Республики Казахстан от 31 августа 1995 года № 2444 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 30.09.2025 г.).

    Доступ из ИПС «Әділет», online.zakon.kz, Zan.gov.kz.

  2. О Национальном Банке Республики Казахстан: Закон (с изменениями и дополнениями по состоянию на 31.08.2025 г.).

    Доступ из ИПС «Әділет», online.zakon.kz, Zan.gov.kz, parliament.am.

  3. Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка. URL: gov.kz.
  4. Банковский сектор продолжает увеличивать свою роль в экономике РК: доля активов от ВВП достигла 48% // Finprom.kz.
  5. Банковский сектор Казахстана: достижения и проблемы // CyberLeninka.
  6. Банковская система Республики Казахстан: эволюция, современное состояние и перспективы развития // Вестник КАСУ.
  7. Банковская система Республики Казахстан // studwood.
  8. БАНКОВСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО // Doing Business in Kazakhstan.
  9. Банки второго уровня в РК: состояние и основные тенденции их развития // Stud.kz.
  10. Влияние банковского сектора на экономику Казахстана // ResearchGate.
  11. Жесткое регулирование банковского сектора в РК повышает риски в экономике // Inbusiness.kz.
  12. История Национального Банка // Национальный Банк Казахстана.
  13. Кредиты экономике от банков второго уровня (исторические данные) // Национальный Банк Казахстана.
  14. Национальный Банк Казахстана. URL: nationalbank.kz.
  15. Новый Закон о банках: главные изменения для казахстанцев // El.kz.
  16. Обзор банковского рынка Республики Казахстан // Эксперт РА.
  17. Общая характеристика банковской системы Казахстана // Вестник КАСУ.
  18. Особенности формирования и развития банковской системы Республики Казахстан.
  19. Основные задачи и функции Национального Банка Республики Казахстан // Stud.kz.
  20. План развития Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка на 2020-2024 годы (утвержден приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка от 28 февраля 2020 года № 148) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 30.09.2022 г.) // online.zakon.kz.
  21. Почему банки Казахстана не спешат вкладываться в реальный сектор экономики – мнение аналитика // Zakon.kz.
  22. Регулирование и развитие финансового рынка // WorldMonitor.
  23. Список банков Казахстана // Википедия.
  24. Структура кредитной системы Казахстана и роль банков в стабилизации экономики.
  25. Устойчивость банковского сектора Казахстана – мнение КФГД // KDIF.
  26. Этапы развития банковской системы РК // Stud.kz.