Введение
Начало 2020-х годов ознаменовалось для российской экономики беспрецедентным сочетанием внешних шоков: геополитическая напряженность, масштабные санкционные ограничения и жесткая денежно-кредитная политика (ДКП), выразившаяся в резком росте ключевой ставки. В этом контексте банковский кредит, традиционно являющийся ключевым инструментом перераспределения финансовых ресурсов и стимулирования инвестиционной активности, оказался в фокусе противоречивых тенденций.
С одной стороны, высокие процентные ставки, достигавшие 21% в октябре 2024 года, сдерживают инфляцию, но одновременно существенно охлаждают кредитный рынок, особенно в розничном сегменте. С другой стороны, Банк России (ЦБ РФ) активно внедряет комплекс макропруденциальных мер (МПЛ и надбавок) для купирования системных рисков, накопившихся в кредитном портфеле. На этом фоне роль банковского кредита трансформируется: от массового стимулирования потребительского спроса к целенаправленной поддержке структурной перестройки экономики, импортозамещения и приоритетных отраслей через государственные программы.
Актуальность исследования определяется необходимостью углубленного анализа эффективности этой двуединой политики — сдерживающей (ДКП) и защитной (макропруденциальное регулирование) — в условиях, когда экономика остро нуждается в инвестициях для модернизации и смены логистических цепочек. Как сохранить стабильность, обеспечивая при этом рост?
Цель работы состоит в разработке углубленного, структурированного и актуального анализа роли банковского кредита в экономическом развитии РФ в период 2022–2025 гг., с акцентом на оценку воздействия регуляторных инструментов ЦБ РФ и трансформации его функций.
Задачи исследования:
- Раскрыть теоретико-методологические основы банковского кредита и проанализировать актуальные инструменты ДКП ЦБ РФ.
- Оценить динамику и структурные изменения кредитных портфелей (корпоративный, розничный, МСБ) под влиянием высокой ключевой ставки.
- Провести детальный анализ эффективности макропруденциального регулирования, включая новейшие ограничения, установленные на 2025 год.
- Изучить трансформацию роли кредита как инструмента стимулирования структурной трансформации и оценить эффективность государственных программ поддержки.
Структура работы соответствует поставленным задачам и позволяет провести всесторонний, академически обоснованный анализ, опираясь на новейшие данные ЦБ РФ и актуальную нормативно-правовую базу.
Аудит расчетов по кредитам и займам: комплексное исследование и методология
... снижает риски кредитора через залог, поручительство или банковскую гарантию. Ключевое отличие кредита от займа кроется в субъектах предоставления: кредит выдается исключительно банками и другими финансовыми ... анализа лежит четкое понимание ключевых терминов и концепций. Прежде чем приступить к исследованию методологии и практики аудита расчетов по кредитам и займам, необходимо установить ...
Глава 1. Теоретические основы и методология анализа банковского кредита в современной экономике
Эволюция и функции банковского кредита в условиях рыночной экономики и санкционных ограничений
Банковский кредит является не просто финансовой операцией, а фундаментальным механизмом, обеспечивающим перераспределение временно свободных денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и обеспеченности. В традиционной экономической теории выделяют три ключевые функции кредита:
- Перераспределительная: Перемещение капитала из менее эффективных секторов в более эффективные, а также от сберегателей к заемщикам.
- Экономия издержек обращения: Замена наличных денег безналичными расчетами и кредитными инструментами.
- Стимулирующая (Инвестиционная): Активация инвестиционной деятельности, ускорение научно-технического прогресса и экономического роста.
В современной российской экономике, функционирующей в условиях комплекса санкционных ограничений, роль и фокус этих функций претерпели существенную трансформацию. Если до 2022 года стимулирующая функция была во многом направлена на подпитку потребительского спроса (особенно через ипотеку и необеспеченные кредиты), то после ужесточения геополитического давления ее акцент сместился на обеспечение инвестиционной активности предприятий реального сектора.
В контексте структурной трансформации, вызванной необходимостью импортозамещения и переориентации логистических цепочек, критически важной становится именно перераспределительная функция. Банковский кредит выступает базовым элементом, позволяющим быстро перенаправить ресурсы в приоритетные отрасли (ОПК, IT, обрабатывающее производство), что требует от банков не только ликвидности, но и высокого качества риск-менеджмента для оценки новых, часто нетипичных для них проектов. Следовательно, современный российский банк перестает быть просто посредником и становится активным участником процесса макроэкономического планирования и индустриализации.
Роль процентных ставок и обязательных резервов как инструментов денежно-кредитной политики (ДКП) ЦБ РФ
Денежно-кредитная политика Банка России сфокусирована на достижении главной цели — стабилизации инфляции вблизи целевого уровня 4%. Основным инструментом операционной процедуры ДКП является ключевая ставка, которая служит ориентиром для ставок на межбанковском рынке и определяет стоимость заимствований в экономике. В условиях высокой инфляции и внешних рисков, ЦБ РФ вынужден применять жесткую ДКП, что напрямую отражается на стоимости банковского кредита.
Помимо ключевой ставки, ЦБ РФ активно использует обязательные резервные требования (ОРТ). ОРТ являются одним из старейших инструментов, позволяющим регулировать ликвидность банковской системы и влиять на мультипликатор денежной массы. Этот механизм работает следующим образом: чем выше норматив ОРТ, тем меньшую часть привлеченных средств банки могут направить на кредитование, что, в свою очередь, ограничивает создание новых денег.
Обновленные нормативы обязательных резервов (2025 г.)
В условиях геополитических изменений и снижения доли валют «недружественных» стран в расчетах и пассивах банков, ЦБ РФ дифференцировал резервные требования по видам валют, усиливая стимул к дедолларизации и развитию расчетов в национальных валютах дружественных стран.
С 1 августа 2025 года для банков с универсальной лицензией установлены следующие нормативы обязательных резервов по обязательствам:
Вид обязательств | Норматив обязательных резервов (с 01.08.2025) |
---|---|
Обязательства в валюте Российской Федерации | 4,5% |
Обязательства в валютах дружественных стран | 6,0% |
Обязательства в валютах недружественных стран | 8,5% |
Дифференциация ОРТ по валютам является прямым сигналом рынка о приоритетах регулятора: он поощряет рублевое фондирование и расчеты в валютах дружественных стран, одновременно повышая стоимость удержания пассивов в валютах недружественных стран.
Кроме того, Банк России поддерживает широкий коридор (200 базисных пунктов) между ставками по операциям постоянного действия (кредитным, депозитным, репо) вокруг ключевой ставки. Это создает стимулы для развития межбанковского кредитования и повышает эффективность трансмиссионного механизма ДКП.
Изменение оценки ликвидности (с 2023 г.)
Важным методологическим изменением стало изменение подхода ЦБ РФ к оценке ликвидности банковского сектора в 2023 году. Регулятор включил в расчет сальдо между остатками на корреспондентских счетах и усредняемой величиной обязательных резервов. Это исключило влияние операций по поддержанию обязательных резервов на ежедневные показатели ликвидности, сделав оценку более точной и отражающей фактические возможности банков по фондированию. Анализ ликвидности стал более прозрачным, что позволяет банкам более уверенно управлять своими краткосрочными обязательствами.
Глава 2. Динамика и структурные изменения банковского кредитования в РФ (2024–2025 гг.)
Влияние ключевой ставки ЦБ РФ на объемы и стоимость кредита
Период 2024–2025 гг. характеризуется доминированием сдерживающей денежно-кредитной политики. Пиковым моментом стало решение Совета директоров Банка России от 25 октября 2024 года о повышении ключевой ставки сразу на 200 базисных пунктов, до 21,00% годовых. Это повышение было направлено на ускорение возвращения инфляции к цели и стало максимальным значением ключевой ставки с 2013 года.
Эффект от столь высокой стоимости фондирования проявился незамедлительно в замедлении темпов роста кредитного портфеля, особенно в сегментах, наименее защищенных государственными субсидиями. Объемы выдач кредитов физическим лицам в I полугодии 2025 года сократились более чем на половину, что наглядно демонстрирует эффективность регуляторного воздействия на спрос. Именно резкое охлаждение потребительского рынка позволило снять избыточное инфляционное давление, накопленное в 2023 году.
Показатель | 2024 г. (прогноз/факт) | I полугодие 2025 г. (факт) | Динамика |
---|---|---|---|
Ключевая ставка (Пик) | 21,0% (Окт 2024) | Варьируется | — |
Объем выдач кредитов ФЛ (млрд руб.) | — | 3 648 | Снижение на 52,1% (г/г) |
Портфель необеспеченных кредитов (Прогноз) | Рост | Снижение на 5% | Снижение |
Задолженность ЮЛ и ИП (трлн руб.) | — | 79,7 (на 01.09.2025) | Замедление прироста до 10,3% (г/г) |
Анализ структуры кредитования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
Корпоративное кредитование продемонстрировало более высокую устойчивость по сравнению с розничным сегментом, но также столкнулось с замедлением. По состоянию на 1 сентября 2025 года, задолженность по кредитам, предоставленным юридическим лицам (ЮЛ) и индивидуальным предпринимателям (ИП), включая субъекты МСП, достигла 79,7 трлн рублей.
Несмотря на внушительный абсолютный объем, годовой темп прироста этого портфеля замедлился до 10,3%. Это замедление объясняется двумя ключевыми факторами:
- Высокая стоимость заемных средств: Компании, не участвующие в государственных программах льготного кредитования, вынуждены отказываться или откладывать инвестиционные проекты из-за высоких коммерческих ставок.
- Снижение спроса: В I квартале 2025 года спрос компаний на кредиты был сдержан, поскольку высокие ставки снижают ожидаемую рентабельность проектов, особенно долгосрочных инвестиционных.
Банк России прогнозирует умеренный рост корпоративного кредитования в 2025 году на уровне 8–13%. Этот рост будет в значительной степени поддерживаться государственными программами и кредитованием стратегически важных секторов, требующих структурной перестройки и импортозамещения. А не является ли зависимость роста корпоративного кредитования от государственных субсидий риском для долгосрочной финансовой устойчивости банковского сектора?
Динамика розничного кредитования: сегментация и тенденции
Розничный сегмент принял на себя основной удар сдерживающей ДКП и ужесточения макропруденциального регулирования. Главным свидетельством этого является резкое сокращение объемов выдач. Объем выданных кредитов физическим лицам за первые шесть месяцев 2025 года составил 3 648 млрд рублей, что на 52,1% меньше, чем за аналогичный период 2024 года.
Необеспеченное потребительское кредитование стало наиболее уязвимым сегментом. Введение жестких макропруденциальных лимитов (МПЛ), наряду с высокой стоимостью фондирования, привело к значительной стагнации:
- Месячный прирост портфеля необеспеченных кредитов снизился с 2% (май-июнь 2024 года) до отрицательного значения –0,3% (октябрь 2024 года).
- По оценке рейтингового агентства «Эксперт РА», в 2025 году прогнозируется снижение общего портфеля необеспеченных кредитов на 5%.
Это вынуждает банки активнее переориентироваться на залоговые кредиты (ипотека, автокредиты, нецелевые кредиты под залог транспорта), поскольку они несут меньшую нагрузку на капитал и считаются менее рискованными. Однако и эти сегменты попадают под прицел нового макропруденциального регулирования, о чем свидетельствует следующая глава.
Глава 3. Макропруденциальное регулирование: анализ эффективности и новейшие ограничения ЦБ РФ (2023–2025 гг.)
Макропруденциальная политика Банка России — это система мер, направленных на снижение системных рисков в финансовом секторе. В период 2023–2025 гг. эти меры стали ключевым элементом, дополняющим ДКП, обеспечивая «точечное» оздоровление структуры кредитования.
Макропруденциальные надбавки в ипотеке: анализ снижения рисков
Ипотечное кредитование, несмотря на льготные программы, является сегментом с высокими потенциальными рисками, связанными с чрезмерной долговой нагрузкой заемщиков (ПДН) и низким первоначальным взносом (ПВ).
ЦБ РФ использует макропруденциальные надбавки (МПН), которые, в отличие от МПЛ, требуют от банков резервировать больше капитала под высокорисковые кредиты.
Применение МПН дало быстрый и ощутимый результат в снижении рискованной ипотеки:
- Долговая нагрузка (ПДН): Доля ипотечных кредитов с Показателем Долговой Нагрузки (ПДН) более 80% сократилась с 42% во II квартале 2023 года до 6% во II квартале 2025 года. Это свидетельствует о том, что банкам стало невыгодно выдавать кредиты заемщикам, чьи платежи превышают 80% их ежемесячного дохода.
- Первоначальный взнос (ПВ): Снижение доли ипотечных кредитов с первоначальным взносом менее 20% составило 46 п.п. — с 51% в III квартале 2023 года до 5% в I квартале 2025 года.
Таким образом, МПН доказали свою эффективность как инструмент, ограничивающий кредитный бум ипотеки за счет повышения требований к качеству заемщиков и их финансовой устойчивости. Главное следствие: банки вынуждены были сместить фокус с объема выдач на качество портфеля, что сделало финансовую систему более устойчивой к шокам.
Новые прямые ограничения: Установление МПЛ по автокредитам и залоговым потребительским кредитам (с III квартала 2025 года)
В 2025 году Банк России получил новые, расширенные полномочия (через ФЗ-86 и Указание № 6993-У от 03.02.2025), позволяющие устанавливать Макропруденциальные Лимиты (МПЛ) не только по необеспеченным потребительским кредитам, но также по ипотечным и автокредитам. Это знаменует переход к более прямому и жесткому контролю за структурой кредитного портфеля.
Регулятор воспользовался этими новыми полномочиями для ограничения рискованных выдач в быстрорастущем сегменте залогового потребительского кредитования.
Новые МПЛ на III квартал 2025 года (с 1 июля 2025 года)
ЦБ РФ впервые установил прямые количественные ограничения на выдачу автокредитов и нецелевых потребительских кредитов под залог транспорта для заемщиков с высокой долговой нагрузкой.
Категория ПДН заемщика | Максимальная доля в общем объеме выдач (%) |
---|---|
ПДН от 50% до 80% | 20% |
ПДН выше 80% | 5% |
Эти лимиты призваны предотвратить переток рисков из сегмента необеспеченного потребкредитования в сегменты с обеспечением, тем самым оздоравливая кредитную структуру и предотвращая накопление чрезмерной задолженности домохозяйств. Применение МПЛ, в отличие от надбавок, не влияет на капитал банков напрямую, а ограничивает сам объем рискованных выдач.
Глава 4. Банковский кредит как инструмент структурной трансформации и государственной поддержки экономики
В условиях санкций и необходимости перестройки производственных и логистических цепочек, банковский кредит превратился из универсального финансового инструмента в механизм целенаправленной поддержки структурной трансформации.
Кредитование субъектов МСБ: анализ барьеров и эффективность обновленных программ поддержки
Субъекты малого и среднего бизнеса (МСБ) традиционно являются ключевым объектом государственной поддержки, но их кредитование сталкивается с серьезными барьерами в текущих условиях:
- Высокая стоимость кредитных ресурсов: Общие коммерческие ставки остаются неподъемными для многих МСБ, особенно на начальном этапе развития.
- Регуляторные ограничения: Ужесточение критериев андеррайтинга банками в связи с возрастающими рисками в сегменте.
- Недостаточная финансовая грамотность: Затрудняет доступ МСБ к сложным финансовым инструментам и программам господдержки.
В 2025 году рост кредитования МСБ, по прогнозам, не превысит 13%, что отражает осторожность банков.
Обновленная федеральная программа льготного инвестиционного кредитования
Для преодоления барьеров государство обновило программы поддержки с акцентом на инвестиции в приоритетные отрасли на период 2025–2030 гг. Приоритетными отраслями признаны: обрабатывающее производство, IT, туризм, транспорт и хранение.
Для обеспечения предсказуемости и доступности финансирования в рамках этой программы установлен ежегодный лимит кредитования в размере 100 млрд рублей. Такая мера призвана гарантировать, что, несмотря на жесткую ДКП, стратегически важные секторы получат необходимый объем долгосрочного финансирования для модернизации и расширения мощностей, связанных с импортозамещением. Это ключевой аспект: государство использует целевое фондирование для компенсации негативного эффекта от высокой ключевой ставки, обеспечивая селективную поддержку роста.
Стимулирующее банковское регулирование и приоритеты инвестиционного кредитования
Геополитическая ситуация требует от российских банков не просто выживания, но и активного участия в перераспределении ресурсов в сторону национальных приоритетов, таких как импортозамещение и финансирование Оборонно-Промышленного Комплекса (ОПК).
Для стимулирования кредитования социально и стратегически важных регионов и проектов, ЦБ РФ использует механизмы стимулирующего банковского регулирования, которые временно снижают регуляторную нагрузку на банки.
Пример стимулирующего регулирования (Новые субъекты РФ)
В качестве меры поддержки кредитования бизнеса в новых субъектах Российской Федерации, кредитным организациям предоставлена возможность до 31 декабря 2025 года применять минимальный резерв в размере 1% (с возможностью снижения до нуля при надежном обеспечении) при расчете резервов на возможные потери по ссудам (РППС).
При расчете РППС применяется следующая формула:
РППС = К × ∑(Li × Pi)
где K
— коэффициент резервирования (в данном случае, 1% или ниже), Li
— сумма ссуды, Pi
— вероятность дефолта.
Это прямое регуляторное послабление, которое снижает капитальные требования к банкам, работающим в условиях повышенного экономического риска, и стимулирует приток банковского капитала в регионы, где остро необходима финансовая поддержка для восстановления и развития предпринимательской деятельности. Таким образом, банковский кредит, управляемый ЦБ через ДКП и макропруденциальные инструменты, становится ключевым рычагом для реализации государственных приоритетов в условиях структурной трансформации.
Заключение и Рекомендации
Выводы
Анализ роли банковского кредита в экономическом развитии РФ в период 2022–2025 гг. демонстрирует двойственный характер современного регулирования.
- Сдерживающая ДКП и ее влияние: Жесткая денежно-кредитная политика, выразившаяся в повышении ключевой ставки до 21,00% (Октябрь 2024 г.), успешно сдержала инфляционное давление, но привела к резкому охлаждению кредитного рынка. Это наиболее ярко проявилось в розничном сегменте, где объем выдач кредитов ФЛ сократился более чем на 50% в I полугодии 2025 года, а портфель необеспеченных кредитов прогнозируется к снижению. Корпоративное кредитование также замедлилось, но сохраняет умеренный рост (8–13%), поддерживаемый стратегическими программами.
- Эффективность макропруденциального регулирования: Макропруденциальные меры ЦБ РФ доказали свою эффективность в снижении системных рисков. В ипотечном сегменте МПН позволили снизить долю высокорисковых кредитов (ПДН > 80%) с 42% до 6%. Расширение полномочий ЦБ и установление новых прямых МПЛ на III квартал 2025 года по автокредитам и залоговым потребительским кредитам (ограничение выдач с высоким ПДН до 5-20%) свидетельствует о переходе к более прямому и детальному контролю за качеством кредитного портфеля.
- Трансформация роли кредита: В условиях санкций и структурной трансформации, банковский кредит сместил фокус с массового потребительского стимулирования на адресную поддержку инвестиций. Государственные программы, такие как льготное инвестиционное кредитование для МСБ в приоритетных отраслях (с лимитом 100 млрд руб. ежегодно до 2030 г.), а также меры стимулирующего банковского регулирования (например, снижение резервирования для кредитов в новых субъектах РФ), демонстрируют целенаправленное использование кредитного механизма для достижения макроэкономических и геополитических целей.
- Методологическая корректность: ЦБ РФ повышает прозрачность и точность своих инструментов, о чем свидетельствует изменение подхода к оценке ликвидности и дифференциация нормативов обязательных резервов в зависимости от валюты обязательств (4,5%, 6%, 8,5% с 01.08.2025).
Рекомендации
На основании проведенного анализа, для повышения эффективности кредитного механизма в контексте обеспечения стабильности и поддержки структурной перестройки экономики РФ, могут быть сформулированы следующие рекомендации:
- Балансирование регуляторного воздействия: В период высокой ключевой ставки ЦБ РФ следует уделять особое внимание не только количеству (объему) льготных программ, но и скорости их реализации и транспарентности критериев для банков. Необходимо минимизировать регуляторные «качели», которые могут сдерживать долгосрочное инвестиционное планирование.
- Расширение стимулирующего регулирования: Целесообразно рассмотреть возможность расширения применения механизмов стимулирующего банковского регулирования (по аналогии с новыми субъектами РФ) на кредитование ключевых проектов импортозамещения и ОПК, которые несут повышенные риски из-за новизны технологий или ограниченности рынков сбыта. Это может включать временное снижение коэффициентов риска или резервных требований.
- Адресная поддержка МСБ: Необходимо обеспечить более гибкий механизм распределения годового лимита льготного кредитования МСБ (100 млрд руб.).
Следует разработать дополнительные меры по снижению нефинансовых барьеров для МСБ (повышение финансовой грамотности, упрощение процедур получения гарантий), чтобы гарантировать доступ к кредитам не только крупным, но и малым региональным предприятиям.
- Координация ДКП и МПП: Поскольку макропруденциальные лимиты доказали свою эффективность в снижении рисков, ЦБ РФ может рассмотреть возможность более быстрого перехода к смягчению ДКП, как только устойчивость банковского сектора будет закреплена жесткими МПЛ. Это позволит снизить общую стоимость кредита для инвестиционно-активных, но нерискованных заемщиков.
Список использованной литературы
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993).
- Федеральный закон от 07.01.1995 г. «О банках и банковской деятельности».
- Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ред. от 01.01.2014 г.).
- Вестник Банка России. 2014. № 1488 от 29.01.2014.
- Банковское дело: учебник / под ред. О. И. Лаврушина. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2011.
- Денежно-кредитная политика Банка России в условиях санкционных ограничений // Экономика и бизнес. 2023. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/denezhno-kreditnaya-politika-banka-rossii-v-usloviyah-sanktsionnyh-ogranicheniy (дата обращения: 08.10.2025).
- О роли денег, кредита, банков для России в условиях санкций // NBPublish. 2024. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=78707 (дата обращения: 08.10.2025).
- Банковское кредитование как источник инвестиций для структурной трансформации российской экономики // Теория и практика общественного развития. 2025. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bankovskoe-kreditovanie-kak-istochnik-investitsiy-dlya-strukturnoy-transformatsii-rossiyskoy-ekonomiki (дата обращения: 08.10.2025).
- Роль банковского кредитования в развитии и устойчивости малого и среднего бизнеса // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. 2025. URL: https://vestnik-muiv.ru/ru/articles/10.21777/2587-554X-2025-2-17-26 (дата обращения: 08.10.2025).
- Сайт Центрального банка Российской Федерации. URL: http://cbr.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Сайт «Банки и Деловой Мир». URL: http://bdm.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Информационное агентство BANKIR.RU. URL: http://bankir.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Сайт «Российская Газета». URL: http://rg.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Макропруденциальные лимиты / Банк России. URL: https://www.cbr.ru/faq/macro_limits/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Банк России принял ряд решений по макропруденциальной политике / Банк России. 31.07.2025. URL: https://cbr.ru/press/pr/?file=31072025_150239mp.htm (дата обращения: 08.10.2025).
- Кредитование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в августе 2025 года / Банк России. URL: https://www.cbr.ru/statistics/bank_sector/msb_lending_summary/ (дата обращения: 08.10.2025).
- ЦБ сохранит макропруденциальные лимиты на I квартал 2025 года // Банковское обозрение. URL: https://bosfera.ru/news/cb-sohranit-makroprudencialnye-limity-na-i-kvartal-2025-goda (дата обращения: 08.10.2025).
- Прогноз банковского кредитования на 2025 год: под куполом ограничений // Эксперт РА. URL: https://raexpert.ru/researches/banks/prognoz_2025_banks/ (дата обращения: 08.10.2025).
- ЦБ сохранил прогнозы развития банковского сектора РФ на 2025 год // Интерфакс. URL: https://www.interfax.ru/business/965824 (дата обращения: 08.10.2025).
- Ключевая ставка ЦБ РФ на сегодня // Домклик. URL: https://domclick.ru/nedvizhimost/ipoteka/klyuchevaya-stavka/ (дата обращения: 08.10.2025).