Двухуровневая банковская система Российской Федерации в 2024–2025 гг.: Анализ денежно-кредитной политики ЦБ РФ и структурной трансформации в условиях внешних ограничений

Курсовая работа

Начало 2024–2025 годов ознаменовалось для российской экономики периодом структурной трансформации, сопряженной с беспрецедентными внешними ограничениями и необходимостью оперативного реагирования на макроэкономические дисбалансы. В этих условиях функционирование двухуровневой банковской системы и эффективность денежно-кредитной политики (ДКП) Центрального Банка Российской Федерации (ЦБ РФ) приобретают ключевое значение для обеспечения финансовой стабильности и устойчивого экономического роста.

Актуальность настоящего исследования определяется тем, что, с одной стороны, Банк России реализует жесткий режим таргетирования инфляции, подняв ключевую ставку до исторически высокого уровня в 21% годовых, а с другой — банковский сектор сталкивается с необходимостью адаптации к санкционному давлению и внедрению фундаментальных технологических инноваций, таких как цифровой рубль. При этом процесс консолидации банковского сектора продолжается, усиливая концентрацию рисков.

Предметом исследования выступают цели, инструменты и механизмы реализации современной денежно-кредитной политики Банка России. Объектом исследования является двухуровневая банковская система Российской Федерации в ее актуальном состоянии (2024–2025 гг.).

Целью работы является проведение комплексного анализа текущего состояния и функционирования банковской системы РФ, включая критическую оценку эффективности ДКП ЦБ РФ в условиях структурной трансформации и внешних ограничений.

Исследование структурировано таким образом, чтобы последовательно раскрыть теоретические основы, провести актуальный статистический анализ и оценить регуляторные инновации, что соответствует академическим требованиям к курсовой работе по дисциплинам «Деньги, кредит, банки» и «Макроэкономика».

Теоретико-правовые основы функционирования двухуровневой банковской системы РФ

Сущность и структура двухуровневой банковской системы

Банковская система, согласно классическому определению, представляет собой совокупность различных видов национальных банков и небанковских кредитных организаций, действующих в рамках единого денежно-кредитного механизма. В Российской Федерации эта система носит двухуровневый характер, что определяет специфику ее регулирования и взаимодействия с экономикой. Именно эта структура позволяет ЦБ РФ эффективно управлять ликвидностью.

7 стр., 3009 слов

Сравнительный анализ зарубежных моделей ипотечного жилищного ...

... этой основе разработать обоснованные, современные рекомендации по совершенствованию российской системы ИЖК, ориентированные на повышение ее устойчивости, прозрачности и ... инструменты как мощный непрямой метод регулирования рынка, защищая банковский сектор от накопления "плохих" долгов, которые могли ... 1 января 2025 года в Российской Федерации введен Стандарт защиты прав и законных интересов ипотечных ...

Первый (верхний) уровень представлен исключительно Центральным Банком Российской Федерации (Банком России).

Его ключевые функции носят макрорегулирующий характер: денежная эмиссия, разработка и реализация единой государственной денежно-кредитной политики, надзор за деятельностью кредитных организаций, управление золотовалютными резервами и выполнение функций кредитора последней инстанции.

Второй (нижний) уровень включает коммерческие банки и небанковские кредитные организации (НКО).

Функции этого уровня — прямое обслуживание экономики, выполнение расчетно-кассовых операций, привлечение депозитов, кредитование юридических и физических лиц, а также осуществление инвестиционной деятельности.

Взаимодействие этих уровней строится на принципах иерархии и субординации: ЦБ РФ, обладая монополией на эмиссию, регулирует деятельность коммерческих банков через систему пруденциального надзора, установление нормативов и использование инструментов ДКП (прежде всего, ключевой ставки), тем самым обеспечивая стабильность всей финансовой архитектуры, поскольку эффективное функционирование коммерческих банков критически зависит от макроэкономического климата, создаваемого регулятором.

Эволюция правового статуса и целей Банка России как финансового мегарегулятора

Правовой статус Банка России уникален и закреплен на конституционном уровне. Статья 75 Конституции РФ устанавливает, что Банк России обладает исключительным правом денежной эмиссии, а его основная функция — защита и обеспечение устойчивости рубля. Эта норма подчеркивает приоритет ценовой стабильности, при этом фискальное давление на решения ЦБ РФ минимизировано.

Ключевым принципом деятельности ЦБ РФ является его независимость. Согласно статье 1 Федерального закона № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России осуществляет свои полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Это позволяет проводить ДКП, руководствуясь исключительно макроэкономической целесообразностью.

Наиболее значимой вехой в эволюции ЦБ РФ стало получение им статуса финансового мегарегулятора с 1 сентября 2013 года. Это решение консолидировало регулирование, контроль и надзор за всем российским финансовым рынком: от банковской системы и страхового сектора до рынка ценных бумаг, пенсионных фондов и микрофинансирования.

В результате эволюции расширились и основные цели деятельности Банка России. К традиционным целям, таким как защита и обеспечение устойчивости рубля, добавились:

  1. Развитие и укрепление банковской системы РФ.
  2. Обеспечение стабильности и развитие российского финансового рынка.

Таким образом, современный ЦБ РФ — это не только классический эмиссионный центр, но и институт, ответственный за ценовую стабильность (через ДКП), финансовую стабильность (через надзор и регулирование) и развитие финансового рынка (через внедрение инноваций и стандартов).

12 стр., 5711 слов

Организация кредитного процесса коммерческого банка в современных ...

... база организации кредитного процесса Организация кредитного процесса в РФ — это не внутреннее дело банка, а строго регламентированная процедура. Регулирующая роль Банка России основывается на принципе минимизации системных рисков и обеспечения финансовой устойчивости кредитных организаций. ...

Современное состояние банковского сектора и реализация жесткой денежно-кредитной политики (2024-2025 гг.)

Динамика и тенденции развития банковского сектора в 2024–2025 гг.

Банковский сектор Российской Федерации в 2024–2025 годах демонстрирует сочетание высокой финансовой устойчивости с углублением структурных дисбалансов, прежде всего, концентрации активов.

1. Консолидация и изменение институционального состава.
Тенденция к сокращению числа кредитных организаций (КО) сохраняется, что является результатом как продолжающегося надзорного процесса Банка России (отзывы лицензий), так и естественного рыночного процесса слияний и поглощений. По состоянию на 1 января 2025 года, общее число действующих кредитных организаций сократилось до 353. При этом, на фоне развития новых финансовых инструментов и услуг, наблюдается небольшой рост числа небанковских кредитных организаций (НКО) — с 37 до 39, что отражает специализацию финансового посредничества.

2. Рекордный рост активов и концентрация.
Несмотря на внешние шоки, совокупные активы банковского сектора продолжают стремительно расти. По состоянию на 1 октября 2025 года, этот показатель приблизился к 190,5 трлн рублей, демонстрируя рост более чем на 17,5% за девять месяцев 2025 года. Основными драйверами роста выступают ипотечное и корпоративное кредитование.

Однако обратной стороной этой динамики является рекордная концентрация активов. По итогам первого полугодия 2024 года, доля активов, приходящаяся на Топ-10 крупнейших кредитных организаций, достигла 79%. Это усиливает системные риски, поскольку проблемы одного крупного игрока могут дестабилизировать весь сектор. Следовательно, для регулятора крайне важно уделять особое внимание риск-менеджменту и устойчивости именно системно значимых кредитных организаций (СЗКО).

3. Высокая прибыльность.
Банковский сектор адаптировался к новой реальности, демонстрируя высокую прибыльность. Чистая прибыль в 2024 году может повторить исторический рекорд, прогнозируемый в диапазоне от 3,1 трлн до 3,5 трлн рублей, что свидетельствует о восстановлении маржинальности, несмотря на рост стоимости риска и снижение чистой процентной маржи (NIM) на фоне высокой ключевой ставки.

Режим таргетирования инфляции и инструменты ДКП ЦБ РФ

Центральным элементом ДКП Банка России является режим таргетирования инфляции. Этот режим предполагает публичное объявление целевого показателя инфляции (в России он установлен на уровне 4%) и использование процентных ставок (ключевой ставки) как основного инструмента для достижения этой цели.

Ключевая ставка — это минимальный процент, под который ЦБ РФ предоставляет кредиты коммерческим банкам (операции РЕПО) или принимает их средства на депозиты. Это ключевой рычаг воздействия на инфляционные ожидания и совокупный спрос.

Хронология ужесточения ДКП (2024-2025 гг.).
В условиях повышенного инфляционного давления, вызванного как ускоренным ростом внутреннего спроса, так и структурными ограничениями (дефицит трудовых ресурсов, сложности с импортом), Банк России проводит политику, направленную на дезинфляцию.

Дата заседания Ключевая ставка (% годовых) Динамика Основание решения
Июль 2023 г. 7,5% Рост Начало цикла ужесточения
Октябрь 2024 г. 21% Резкий рост Высокие проинфляционные риски, инфляционные ожидания
13 сентября 2025 г. 21% Сохранение Необходимость закрепления дезинфляционного тренда
08 октября 2025 г. 21% Текущий уровень Сохранение жестких условий

Банк России использует ключевую ставку для охлаждения кредитной активности и снижения потребительского спроса, что должно привести инфляцию к цели в 4%. Но не является ли текущий уровень ставки чрезмерно ограничительным для несырьевых секторов экономики, которые нуждаются в доступном финансировании для структурной перестройки?

Механизм денежной трансмиссии.
Воздействие ключевой ставки на экономику происходит не мгновенно. Этот процесс описывается механизмом денежной трансмиссии, который включает следующие каналы:

  1. Процентный канал: Рост ставки ведет к удорожанию кредитов и депозитов.
  2. Кредитный канал: Снижение доступности кредита для бизнеса и населения.
  3. Валютный канал: Влияние на курс рубля.
  4. Канал инфляционных ожиданий: Сигнал рынкам о решимости ЦБ.

По оценкам Банка России, лаг (задержка) между изменением ключевой ставки и ее полным влиянием на динамику совокупного спроса и инфляцию составляет 3–6 кварталов. Именно поэтому «Основные направления ДКП на 2025–2027 годы» предполагают, что среднее значение ключевой ставки в 2025 году будет поддерживаться в высоком диапазоне 17–20% для достижения инфляции 4,5–5% к концу года. Какой важный нюанс здесь упускается? Эффект высокой ставки кумулятивен: чем дольше она сохраняется, тем сильнее ее тормозящее влияние на инвестиции, что может замедлить структурную перестройку, ради которой, собственно, и проводится ДКП.

Анализ проинфляционных рисков и регуляторные меры ЦБ

В 2024–2025 гг. Банк России выделяет три основных источника проинфляционных рисков:

  1. Высокие инфляционные ожидания. Инфляционные ожидания населения являются самосбывающимся пророчеством: если люди ожидают роста цен, они склонны тратить больше сегодня, усиливая спрос. По состоянию на сентябрь 2025 года, медианное значение инфляционных ожиданий оставалось на уровне 14,5%, что критически далеко от целевых 4%.
  2. Отклонение экономики от траектории сбалансированного роста. Опережающие темпы роста ВВП, превышающие потенциал экономики (около 1,5–2%), создают устойчивый проинфляционный фон.
  3. Увеличение дефицита бюджета. Рост бюджетных расходов, особенно в условиях структурной перестройки, увеличивает ликвидность в экономике, что является прямым проинфляционным фактором.

Регуляторный ответ ЦБ РФ на риски концентрации и стабильности.
Учитывая высокий уровень концентрации активов, Банк России предпринимает шаги для повышения устойчивости крупнейших игроков и снижения системных рисков:

Регуляторная мера Срок внедрения Цель и механизм
Новый норматив концентрации (Н30) Поэтапно с 2026 года Введение для системно значимых кредитных организаций (СЗКО) нового норматива концентрации рисков, который будет рассчитываться относительно основного капитала, а не совокупного. Это ужесточает требования к рисковому взвешиванию и ограничивает возможности крупнейших банков по наращиванию рисков.
Антициклическая надбавка (АЦН) С 1 февраля 2025 года (0,25%); с 1 июля 2025 года (0,5%) Введение дополнительного буфера капитала к нормативам достаточности (Н1.0) в период циклического роста кредитования. АЦН призвана накопить капитал в «хорошие времена», чтобы использовать его для покрытия убытков в «плохие времена», тем самым повышая общую устойчивость сектора.

Влияние внешних ограничений и перспективы инновационного развития

Влияние санкционных ограничений на финансовую устойчивость

С 2022 года российский финансовый сектор функционирует в условиях масштабных геополитических и санкционных ограничений. Банковская система успешно адаптировалась, однако воздействие этих факторов остается системным.

Основные каналы санкционного влияния:

  1. Ограничение трансграничных платежей и заморозка активов. Отключение ряда крупнейших российских банков от международной системы обмена финансовыми сообщениями SWIFT, а также заморозка валютных активов за рубежом, создали значительные логистические и операционные проблемы для внешней торговли и международных расчетов.
  2. Ужесточение внешнего заимствования. Практически полный запрет на привлечение капитала на западных рынках привел к удорожанию и ограничению внешнего финансирования, что вынудило банки полностью переориентироваться на внутренний рынок и дружественные юрисдикции.
  3. Технологическая зависимость. Ограничения на поставку зарубежного программного обеспечения и оборудования создают риски для долгосрочной цифровизации и модернизации банковских систем.

Оценка макроэкономического воздействия.
Консолидированное воздействие санкционных рисков на экономику значительно. По оценкам исследователей, совокупность внешних ограничений может снизить потенциал роста банковской системы (а следовательно, и ВВП) на 1,5–2 процентных пункта ежегодно. В абсолютных величинах это эквивалентно потере примерно 3,3–4,3 трлн рублей потенциального роста.

Адаптация и суверенизация.
Несмотря на риски, банковская система продемонстрировала высокую устойчивость. Ключевым фактором адаптации стало развитие национальной платежной инфраструктуры. Отключение Visa и Mastercard дало мощный стимул развитию Национальной платежной системы (НПС) «Мир», которая стала де-факто основным инструментом розничных платежей внутри страны, обеспечивая суверенитет расчетов. Иными словами, внешнее давление послужило мощным катализатором для достижения финансового суверенитета в сфере платежей.

Цифровой рубль: правовая основа и этапы внедрения в 2024-2025 гг.

Наиболее значимой инновацией, которая способна трансформировать платежный ландшафт, является внедрение Цифрового рубля (ЦР).

Цифровой рубль представляет собой третью форму национальной валюты РФ, которая существует наряду с наличными и безналичными деньгами. Это электронное обязательство, эмитируемое непосредственно Банком России и размещаемое на специальных счетах (кошельках) на платформе ЦБ РФ.

Правовая основа.
Правовой основой для введения ЦР стал Федеральный закон № 340-ФЗ от 24 июля 2023 года, который внес необходимые изменения в законодательство, включая Закон о Банке России и Гражданский кодекс РФ. Это обеспечило ЦР статус полноценного законного средства платежа.

Этапы пилотирования и внедрения:
Внедрение ЦР реализуется поэтапно:

  1. Функционал: Основная функция ЦР — это платежи и переводы. ЦР не является инструментом сбережения, поскольку на остатки цифровых рублей не начисляются проценты.
  2. Пилотирование (2024-2025 гг.): Пилотирование операций началось с участием 12 кредитных организаций и непрерывно расширяется. По состоянию на октябрь 2025 года, в пилотировании участвуют уже 13 кредитных организаций, а число вовлеченных клиентов и торгово-сервисных предприятий (ТСП) выросло до 15 000 физических лиц и 2 500 ТСП соответственно.
  3. Массовое использование: Планы ЦБ РФ предполагают запуск массового использования ЦР с 1 июля 2025 года. К этому сроку крупнейшие банки должны обеспечить своим клиентам возможность бесшовного проведения операций с цифровыми рублями через мобильные приложения.

Экономическая целесообразность.
Внедрение ЦР преследует цель снижения стоимости транзакций (переводы для граждан будут бесплатными, а комиссия для бизнеса не превысит 0,3% от суммы платежа), повышения конкуренции в финансовом секторе и создания условий для более эффективного перераспределения финансовых ресурсов.

Влияние ЦР на банковскую систему и ДКП

Введение цифрового рубля не приведет к разрушению существующей двухуровневой банковской системы и не изменит механизмы денежно-кредитной политики.

1. Сохранение роли коммерческих банков.
Коммерческие банки сохранят свою ключевую роль в качестве финансовых посредников. Они будут обеспечивать клиентам доступ к платформе ЦР, проводить идентификацию, открывать цифровые кошельки и выполнять функции операторов. ЦР не заменит традиционные безналичные деньги, а будет лишь их дополнением.

2. Влияние на ликвидность и ДКП.
Поскольку ЦР не является инструментом сбережения (проценты не начисляются), ожидается, что его влияние на ликвидность банков будет минимальным и контролируемым. ЦБ РФ способен регулировать объем ЦР в обращении, используя традиционные инструменты ДКП. ЦР — это обязательство ЦБ РФ, а не коммерческого банка, что повышает его надежность для пользователей, но при этом сохраняется принцип централизованного управления денежной массой.

3. Повышение конкуренции.
В долгосрочной перспективе ЦР может усилить конкуренцию, особенно в сфере платежей. Снижение комиссий для бизнеса за прием платежей до 0,3% может стать стимулом для использования цифрового рубля, заставляя традиционные платежные системы совершенствовать свои услуги.

Заключение

Двухуровневая банковская система Российской Федерации в 2024–2025 годах демонстрирует высокую степень адаптивности и устойчивости, несмотря на беспрецедентные геополитические и макроэкономические вызовы.

Банк России обладает широкими полномочиями и конституционно закрепленным независимым статусом, что позволяет ему эффективно выполнять функции финансового мегарегулятора, обеспечивая как ценовую, так и финансовую стабильность.

Основные выводы исследования:

  1. Институциональная база и мегарегулирование: Банк России обладает широкими полномочиями и конституционно закрепленным независимым статусом, что позволяет ему эффективно выполнять функции финансового мегарегулятора, обеспечивая как ценовую, так и финансовую стабильность.
  2. Структурная трансформация: Банковский сектор РФ переживает дальнейшую консолидацию (сокращение числа КО до 353), при этом наблюдается рекордный рост активов (до 190,5 трлн руб.) и критическое увеличение концентрации (79% активов у Топ-10 банков), что требует адекватного регуляторного ответа.
  3. Жесткая ДКП: В условиях высоких проинфляционных рисков (инфляционные ожидания 14,5% в сентябре 2025 г. и опережающий рост ВВП) ЦБ РФ проводит жесткую денежно-кредитную политику. Ключевая ставка, сохраняющаяся на уровне 21% годовых, является основным инструментом для достижения цели по инфляции в 4%. Эффективность ДКП в полной мере проявится с лагом 3–6 кварталов.
  4. Регуляторный ответ на риски: Для повышения устойчивости к системным рискам ЦБ РФ вводит новые пруденциальные меры, включая поэтапное внедрение антициклической надбавки (АЦН 0,25%-0,5% в 2025 г.) и ужесточение норматива Н30 для СЗКО.
  5. Инновационное развитие: Санкционное давление стимулировало развитие суверенной платежной инфраструктуры (НПС «Мир»).

    Внедрение Цифрового рубля (на правовой основе ФЗ № 340-ФЗ), пилотирование которого активно продолжается (15 000 физ. лиц, 2 500 ТСП на октябрь 2025 г.), является ключевым вектором развития платежной системы, направленным на снижение стоимости транзакций. ЦР не нарушит двухуровневую структуру, но усилит конкуренцию.

В целом, банковская система РФ демонстрирует запас прочности, необходимый для преодоления текущих вызовов, однако эффективность проводимой ДКП напрямую зависит от успешной стабилизации инфляционных ожиданий и возвращения экономики на траекторию сбалансированного роста.

Академические рекомендации по дальнейшему исследованию

Дальнейшее изучение должно быть сфокусировано на детальном анализе влияния цифрового рубля на пассивы коммерческих банков после массового запуска в 2025 году, а также на количественной оценке эффективности новых пруденциальных нормативов (Н30 и АЦН) в снижении системного риска.

Список использованной литературы

  1. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» // Собрание законодательства РФ. 1996. N 6. ст. 492.
  2. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» // Собрание законодательства РФ. 2002. N 28. ст. 2790.
  3. «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2025 год и период 2026 и 2027 годов» (утв. Банком России) // СПС КонсультантПлюс.
  4. Денежно-кредитная политика: ЦБ РФ опубликовал основные направления на 2025 — 2027 годы (01.11.2024) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
  5. Обзор финансовой стабильности (2024-11-29) [Электронный ресурс] // Банк России. URL: https://www.cbr.ru/analytics/fin_stab/review/.
  6. О Банке России [Электронный ресурс] // Банк России. URL: https://www.cbr.ru/about_br/.
  7. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики [Электронный ресурс] // Банк России. URL: https://www.cbr.ru/dkp/ondkp/.
  8. Инфляция и ключевая ставка Банка России [Электронный ресурс] // Банк России. URL: https://www.cbr.ru/hd_base/infl_ks/.
  9. Платежная инфраструктура откроется для цифрового рубля: предложения Банка России (12.09.2024) [Электронный ресурс] // Банк России. URL: https://www.cbr.ru/press/event/?id=19430.
  10. Развитие финансового рынка [Электронный ресурс] // Банк России. URL: https://www.cbr.ru/finmarket/razvitiye-finansovogo-rynka/.
  11. Банковское дело: Учебник / О.И. Лаврушин, И.Д. Мамонова, Н.И. Валенцева; под ред. О.И. Лаврушина. М.: КНОРУС, 2008.
  12. Глушкова Н.Б. Банковское дело: Учебное пособие. М.: Академический Проект; Альма Матер, 2005.
  13. Жарковская Е.П. Банковское дело: Учебник. М.: Омега-Л, 2006.
  14. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: учебник для вузов. М.: Норма, 2007.
  15. Тосунян Г.А., Викулин А.Ю., Экмалян A.M. Банковское право Российской Федерации. Общая часть: Учебник. М.: Юристъ, 2006.
  16. Бюллетень банковской статистики. 2009. №12 (199).
  17. Центральный банк РФ как финансовый мегарегулятор: проблемы, задачи, пути решения / А. И. Заитова. 2022.
  18. Центральный Банк Российской Федерации как мегарегулятор российского финансового рынка. 2013 [Электронный ресурс] // Cyberleninka.ru.
  19. Влияние санкционных ограничений на финансовый и банковский секторы Российской Федерации. 2025 [Электронный ресурс] // Cyberleninka.ru.
  20. Экономисты оценили влияние санкций на банковскую систему России (18.09.2025) [Электронный ресурс] // Investing.com.
  21. ЦИФРОВОЙ РУБЛЬ: ПЕРСПЕКТИВЫ И ВЫЗОВЫ ДЛЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ Р (10.03.2025) [Электронный ресурс] // eduherald.ru.
  22. Российские банки: финансовые итоги 2024 года (10.02.2025) [Электронный ресурс] // Finversia.
  23. IV квартал 2024 года №1 (12) — Ассоциация банков России (01.01.2025) [Электронный ресурс] // asros.ru.
  24. Какой будет ключевая ставка ЦБ в 2024 и 2025 году: прогноз по месяцам (26.11.2024) [Электронный ресурс] // RusBonds.
  25. Итоги банковского сектора за 1-е полугодие 2024 года: обреченные на концентрацию (26.09.2024) [Электронный ресурс] // Эксперт РА.
  26. Банк России рассказал о последствиях внедрения цифрового рубля (29.08.2024) [Электронный ресурс] // finam.ru.
  27. Кому достанутся цифровые рубли? (01.08.2024) [Электронный ресурс] // Яков и Партнеры.
  28. Цифровой рубль в 2024 году: зачем нужен, особенности и когда появится (29.07.2024) [Электронный ресурс] // finuslugi.ru.
  29. Банковский прогноз 2024 (09.04.2024) [Электронный ресурс] // Национальные Кредитные Рейтинги.
  30. Инфляция в России: динамика с начала года и прогнозы на 2025 год (09.2024) [Электронный ресурс] // SberCIB.
  31. Что будет с ключевой ставкой в 2025 году (02.06.2025) [Электронный ресурс] // Журнал Домклик.