Начало 2024–2025 годов ознаменовалось для российской экономики периодом структурной трансформации, сопряженной с беспрецедентными внешними ограничениями и необходимостью оперативного реагирования на макроэкономические дисбалансы. В этих условиях функционирование двухуровневой банковской системы и эффективность денежно-кредитной политики (ДКП) Центрального Банка Российской Федерации (ЦБ РФ) приобретают ключевое значение для обеспечения финансовой стабильности и устойчивого экономического роста.
Актуальность настоящего исследования определяется тем, что, с одной стороны, Банк России реализует жесткий режим таргетирования инфляции, подняв ключевую ставку до исторически высокого уровня в 21% годовых, а с другой — банковский сектор сталкивается с необходимостью адаптации к санкционному давлению и внедрению фундаментальных технологических инноваций, таких как цифровой рубль. При этом процесс консолидации банковского сектора продолжается, усиливая концентрацию рисков.
Предметом исследования выступают цели, инструменты и механизмы реализации современной денежно-кредитной политики Банка России. Объектом исследования является двухуровневая банковская система Российской Федерации в ее актуальном состоянии (2024–2025 гг.).
Целью работы является проведение комплексного анализа текущего состояния и функционирования банковской системы РФ, включая критическую оценку эффективности ДКП ЦБ РФ в условиях структурной трансформации и внешних ограничений.
Исследование структурировано таким образом, чтобы последовательно раскрыть теоретические основы, провести актуальный статистический анализ и оценить регуляторные инновации, что соответствует академическим требованиям к курсовой работе по дисциплинам «Деньги, кредит, банки» и «Макроэкономика».
Теоретико-правовые основы функционирования двухуровневой банковской системы РФ
Сущность и структура двухуровневой банковской системы
Банковская система, согласно классическому определению, представляет собой совокупность различных видов национальных банков и небанковских кредитных организаций, действующих в рамках единого денежно-кредитного механизма. В Российской Федерации эта система носит двухуровневый характер, что определяет специфику ее регулирования и взаимодействия с экономикой. Именно эта структура позволяет ЦБ РФ эффективно управлять ликвидностью.
Сравнительный анализ зарубежных моделей ипотечного жилищного ...
... этой основе разработать обоснованные, современные рекомендации по совершенствованию российской системы ИЖК, ориентированные на повышение ее устойчивости, прозрачности и ... инструменты как мощный непрямой метод регулирования рынка, защищая банковский сектор от накопления "плохих" долгов, которые могли ... 1 января 2025 года в Российской Федерации введен Стандарт защиты прав и законных интересов ипотечных ...
Первый (верхний) уровень представлен исключительно Центральным Банком Российской Федерации (Банком России).
Его ключевые функции носят макрорегулирующий характер: денежная эмиссия, разработка и реализация единой государственной денежно-кредитной политики, надзор за деятельностью кредитных организаций, управление золотовалютными резервами и выполнение функций кредитора последней инстанции.
Второй (нижний) уровень включает коммерческие банки и небанковские кредитные организации (НКО).
Функции этого уровня — прямое обслуживание экономики, выполнение расчетно-кассовых операций, привлечение депозитов, кредитование юридических и физических лиц, а также осуществление инвестиционной деятельности.
Взаимодействие этих уровней строится на принципах иерархии и субординации: ЦБ РФ, обладая монополией на эмиссию, регулирует деятельность коммерческих банков через систему пруденциального надзора, установление нормативов и использование инструментов ДКП (прежде всего, ключевой ставки), тем самым обеспечивая стабильность всей финансовой архитектуры, поскольку эффективное функционирование коммерческих банков критически зависит от макроэкономического климата, создаваемого регулятором.
Эволюция правового статуса и целей Банка России как финансового мегарегулятора
Правовой статус Банка России уникален и закреплен на конституционном уровне. Статья 75 Конституции РФ устанавливает, что Банк России обладает исключительным правом денежной эмиссии, а его основная функция — защита и обеспечение устойчивости рубля. Эта норма подчеркивает приоритет ценовой стабильности, при этом фискальное давление на решения ЦБ РФ минимизировано.
Ключевым принципом деятельности ЦБ РФ является его независимость. Согласно статье 1 Федерального закона № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России осуществляет свои полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Это позволяет проводить ДКП, руководствуясь исключительно макроэкономической целесообразностью.
Наиболее значимой вехой в эволюции ЦБ РФ стало получение им статуса финансового мегарегулятора с 1 сентября 2013 года. Это решение консолидировало регулирование, контроль и надзор за всем российским финансовым рынком: от банковской системы и страхового сектора до рынка ценных бумаг, пенсионных фондов и микрофинансирования.
В результате эволюции расширились и основные цели деятельности Банка России. К традиционным целям, таким как защита и обеспечение устойчивости рубля, добавились:
- Развитие и укрепление банковской системы РФ.
- Обеспечение стабильности и развитие российского финансового рынка.
Таким образом, современный ЦБ РФ — это не только классический эмиссионный центр, но и институт, ответственный за ценовую стабильность (через ДКП), финансовую стабильность (через надзор и регулирование) и развитие финансового рынка (через внедрение инноваций и стандартов).
Организация кредитного процесса коммерческого банка в современных ...
... база организации кредитного процесса Организация кредитного процесса в РФ — это не внутреннее дело банка, а строго регламентированная процедура. Регулирующая роль Банка России основывается на принципе минимизации системных рисков и обеспечения финансовой устойчивости кредитных организаций. ...
Современное состояние банковского сектора и реализация жесткой денежно-кредитной политики (2024-2025 гг.)
Динамика и тенденции развития банковского сектора в 2024–2025 гг.
Банковский сектор Российской Федерации в 2024–2025 годах демонстрирует сочетание высокой финансовой устойчивости с углублением структурных дисбалансов, прежде всего, концентрации активов.
1. Консолидация и изменение институционального состава.
Тенденция к сокращению числа кредитных организаций (КО) сохраняется, что является результатом как продолжающегося надзорного процесса Банка России (отзывы лицензий), так и естественного рыночного процесса слияний и поглощений. По состоянию на 1 января 2025 года, общее число действующих кредитных организаций сократилось до 353. При этом, на фоне развития новых финансовых инструментов и услуг, наблюдается небольшой рост числа небанковских кредитных организаций (НКО) — с 37 до 39, что отражает специализацию финансового посредничества.
2. Рекордный рост активов и концентрация.
Несмотря на внешние шоки, совокупные активы банковского сектора продолжают стремительно расти. По состоянию на 1 октября 2025 года, этот показатель приблизился к 190,5 трлн рублей, демонстрируя рост более чем на 17,5% за девять месяцев 2025 года. Основными драйверами роста выступают ипотечное и корпоративное кредитование.
Однако обратной стороной этой динамики является рекордная концентрация активов. По итогам первого полугодия 2024 года, доля активов, приходящаяся на Топ-10 крупнейших кредитных организаций, достигла 79%. Это усиливает системные риски, поскольку проблемы одного крупного игрока могут дестабилизировать весь сектор. Следовательно, для регулятора крайне важно уделять особое внимание риск-менеджменту и устойчивости именно системно значимых кредитных организаций (СЗКО).
3. Высокая прибыльность.
Банковский сектор адаптировался к новой реальности, демонстрируя высокую прибыльность. Чистая прибыль в 2024 году может повторить исторический рекорд, прогнозируемый в диапазоне от 3,1 трлн до 3,5 трлн рублей, что свидетельствует о восстановлении маржинальности, несмотря на рост стоимости риска и снижение чистой процентной маржи (NIM) на фоне высокой ключевой ставки.
Режим таргетирования инфляции и инструменты ДКП ЦБ РФ
Центральным элементом ДКП Банка России является режим таргетирования инфляции. Этот режим предполагает публичное объявление целевого показателя инфляции (в России он установлен на уровне 4%) и использование процентных ставок (ключевой ставки) как основного инструмента для достижения этой цели.
Ключевая ставка — это минимальный процент, под который ЦБ РФ предоставляет кредиты коммерческим банкам (операции РЕПО) или принимает их средства на депозиты. Это ключевой рычаг воздействия на инфляционные ожидания и совокупный спрос.
Хронология ужесточения ДКП (2024-2025 гг.).
В условиях повышенного инфляционного давления, вызванного как ускоренным ростом внутреннего спроса, так и структурными ограничениями (дефицит трудовых ресурсов, сложности с импортом), Банк России проводит политику, направленную на дезинфляцию.
Дата заседания | Ключевая ставка (% годовых) | Динамика | Основание решения |
---|---|---|---|
Июль 2023 г. | 7,5% | Рост | Начало цикла ужесточения |
Октябрь 2024 г. | 21% | Резкий рост | Высокие проинфляционные риски, инфляционные ожидания |
13 сентября 2025 г. | 21% | Сохранение | Необходимость закрепления дезинфляционного тренда |
08 октября 2025 г. | 21% | Текущий уровень | Сохранение жестких условий |
Банк России использует ключевую ставку для охлаждения кредитной активности и снижения потребительского спроса, что должно привести инфляцию к цели в 4%. Но не является ли текущий уровень ставки чрезмерно ограничительным для несырьевых секторов экономики, которые нуждаются в доступном финансировании для структурной перестройки?
Механизм денежной трансмиссии.
Воздействие ключевой ставки на экономику происходит не мгновенно. Этот процесс описывается механизмом денежной трансмиссии, который включает следующие каналы:
- Процентный канал: Рост ставки ведет к удорожанию кредитов и депозитов.
- Кредитный канал: Снижение доступности кредита для бизнеса и населения.
- Валютный канал: Влияние на курс рубля.
- Канал инфляционных ожиданий: Сигнал рынкам о решимости ЦБ.
По оценкам Банка России, лаг (задержка) между изменением ключевой ставки и ее полным влиянием на динамику совокупного спроса и инфляцию составляет 3–6 кварталов. Именно поэтому «Основные направления ДКП на 2025–2027 годы» предполагают, что среднее значение ключевой ставки в 2025 году будет поддерживаться в высоком диапазоне 17–20% для достижения инфляции 4,5–5% к концу года. Какой важный нюанс здесь упускается? Эффект высокой ставки кумулятивен: чем дольше она сохраняется, тем сильнее ее тормозящее влияние на инвестиции, что может замедлить структурную перестройку, ради которой, собственно, и проводится ДКП.
Анализ проинфляционных рисков и регуляторные меры ЦБ
В 2024–2025 гг. Банк России выделяет три основных источника проинфляционных рисков:
- Высокие инфляционные ожидания. Инфляционные ожидания населения являются самосбывающимся пророчеством: если люди ожидают роста цен, они склонны тратить больше сегодня, усиливая спрос. По состоянию на сентябрь 2025 года, медианное значение инфляционных ожиданий оставалось на уровне 14,5%, что критически далеко от целевых 4%.
- Отклонение экономики от траектории сбалансированного роста. Опережающие темпы роста ВВП, превышающие потенциал экономики (около 1,5–2%), создают устойчивый проинфляционный фон.
- Увеличение дефицита бюджета. Рост бюджетных расходов, особенно в условиях структурной перестройки, увеличивает ликвидность в экономике, что является прямым проинфляционным фактором.
Регуляторный ответ ЦБ РФ на риски концентрации и стабильности.
Учитывая высокий уровень концентрации активов, Банк России предпринимает шаги для повышения устойчивости крупнейших игроков и снижения системных рисков:
Регуляторная мера | Срок внедрения | Цель и механизм |
---|---|---|
Новый норматив концентрации (Н30) | Поэтапно с 2026 года | Введение для системно значимых кредитных организаций (СЗКО) нового норматива концентрации рисков, который будет рассчитываться относительно основного капитала, а не совокупного. Это ужесточает требования к рисковому взвешиванию и ограничивает возможности крупнейших банков по наращиванию рисков. |
Антициклическая надбавка (АЦН) | С 1 февраля 2025 года (0,25%); с 1 июля 2025 года (0,5%) | Введение дополнительного буфера капитала к нормативам достаточности (Н1.0) в период циклического роста кредитования. АЦН призвана накопить капитал в «хорошие времена», чтобы использовать его для покрытия убытков в «плохие времена», тем самым повышая общую устойчивость сектора. |
Влияние внешних ограничений и перспективы инновационного развития
Влияние санкционных ограничений на финансовую устойчивость
С 2022 года российский финансовый сектор функционирует в условиях масштабных геополитических и санкционных ограничений. Банковская система успешно адаптировалась, однако воздействие этих факторов остается системным.
Основные каналы санкционного влияния:
- Ограничение трансграничных платежей и заморозка активов. Отключение ряда крупнейших российских банков от международной системы обмена финансовыми сообщениями SWIFT, а также заморозка валютных активов за рубежом, создали значительные логистические и операционные проблемы для внешней торговли и международных расчетов.
- Ужесточение внешнего заимствования. Практически полный запрет на привлечение капитала на западных рынках привел к удорожанию и ограничению внешнего финансирования, что вынудило банки полностью переориентироваться на внутренний рынок и дружественные юрисдикции.
- Технологическая зависимость. Ограничения на поставку зарубежного программного обеспечения и оборудования создают риски для долгосрочной цифровизации и модернизации банковских систем.
Оценка макроэкономического воздействия.
Консолидированное воздействие санкционных рисков на экономику значительно. По оценкам исследователей, совокупность внешних ограничений может снизить потенциал роста банковской системы (а следовательно, и ВВП) на 1,5–2 процентных пункта ежегодно. В абсолютных величинах это эквивалентно потере примерно 3,3–4,3 трлн рублей потенциального роста.
Адаптация и суверенизация.
Несмотря на риски, банковская система продемонстрировала высокую устойчивость. Ключевым фактором адаптации стало развитие национальной платежной инфраструктуры. Отключение Visa и Mastercard дало мощный стимул развитию Национальной платежной системы (НПС) «Мир», которая стала де-факто основным инструментом розничных платежей внутри страны, обеспечивая суверенитет расчетов. Иными словами, внешнее давление послужило мощным катализатором для достижения финансового суверенитета в сфере платежей.
Цифровой рубль: правовая основа и этапы внедрения в 2024-2025 гг.
Наиболее значимой инновацией, которая способна трансформировать платежный ландшафт, является внедрение Цифрового рубля (ЦР).
Цифровой рубль представляет собой третью форму национальной валюты РФ, которая существует наряду с наличными и безналичными деньгами. Это электронное обязательство, эмитируемое непосредственно Банком России и размещаемое на специальных счетах (кошельках) на платформе ЦБ РФ.
Правовая основа.
Правовой основой для введения ЦР стал Федеральный закон № 340-ФЗ от 24 июля 2023 года, который внес необходимые изменения в законодательство, включая Закон о Банке России и Гражданский кодекс РФ. Это обеспечило ЦР статус полноценного законного средства платежа.
Этапы пилотирования и внедрения:
Внедрение ЦР реализуется поэтапно:
- Функционал: Основная функция ЦР — это платежи и переводы. ЦР не является инструментом сбережения, поскольку на остатки цифровых рублей не начисляются проценты.
- Пилотирование (2024-2025 гг.): Пилотирование операций началось с участием 12 кредитных организаций и непрерывно расширяется. По состоянию на октябрь 2025 года, в пилотировании участвуют уже 13 кредитных организаций, а число вовлеченных клиентов и торгово-сервисных предприятий (ТСП) выросло до 15 000 физических лиц и 2 500 ТСП соответственно.
- Массовое использование: Планы ЦБ РФ предполагают запуск массового использования ЦР с 1 июля 2025 года. К этому сроку крупнейшие банки должны обеспечить своим клиентам возможность бесшовного проведения операций с цифровыми рублями через мобильные приложения.
Экономическая целесообразность.
Внедрение ЦР преследует цель снижения стоимости транзакций (переводы для граждан будут бесплатными, а комиссия для бизнеса не превысит 0,3% от суммы платежа), повышения конкуренции в финансовом секторе и создания условий для более эффективного перераспределения финансовых ресурсов.
Влияние ЦР на банковскую систему и ДКП
Введение цифрового рубля не приведет к разрушению существующей двухуровневой банковской системы и не изменит механизмы денежно-кредитной политики.
1. Сохранение роли коммерческих банков.
Коммерческие банки сохранят свою ключевую роль в качестве финансовых посредников. Они будут обеспечивать клиентам доступ к платформе ЦР, проводить идентификацию, открывать цифровые кошельки и выполнять функции операторов. ЦР не заменит традиционные безналичные деньги, а будет лишь их дополнением.
2. Влияние на ликвидность и ДКП.
Поскольку ЦР не является инструментом сбережения (проценты не начисляются), ожидается, что его влияние на ликвидность банков будет минимальным и контролируемым. ЦБ РФ способен регулировать объем ЦР в обращении, используя традиционные инструменты ДКП. ЦР — это обязательство ЦБ РФ, а не коммерческого банка, что повышает его надежность для пользователей, но при этом сохраняется принцип централизованного управления денежной массой.
3. Повышение конкуренции.
В долгосрочной перспективе ЦР может усилить конкуренцию, особенно в сфере платежей. Снижение комиссий для бизнеса за прием платежей до 0,3% может стать стимулом для использования цифрового рубля, заставляя традиционные платежные системы совершенствовать свои услуги.
Заключение
Двухуровневая банковская система Российской Федерации в 2024–2025 годах демонстрирует высокую степень адаптивности и устойчивости, несмотря на беспрецедентные геополитические и макроэкономические вызовы.
Банк России обладает широкими полномочиями и конституционно закрепленным независимым статусом, что позволяет ему эффективно выполнять функции финансового мегарегулятора, обеспечивая как ценовую, так и финансовую стабильность.
Основные выводы исследования:
- Институциональная база и мегарегулирование: Банк России обладает широкими полномочиями и конституционно закрепленным независимым статусом, что позволяет ему эффективно выполнять функции финансового мегарегулятора, обеспечивая как ценовую, так и финансовую стабильность.
- Структурная трансформация: Банковский сектор РФ переживает дальнейшую консолидацию (сокращение числа КО до 353), при этом наблюдается рекордный рост активов (до 190,5 трлн руб.) и критическое увеличение концентрации (79% активов у Топ-10 банков), что требует адекватного регуляторного ответа.
- Жесткая ДКП: В условиях высоких проинфляционных рисков (инфляционные ожидания 14,5% в сентябре 2025 г. и опережающий рост ВВП) ЦБ РФ проводит жесткую денежно-кредитную политику. Ключевая ставка, сохраняющаяся на уровне 21% годовых, является основным инструментом для достижения цели по инфляции в 4%. Эффективность ДКП в полной мере проявится с лагом 3–6 кварталов.
- Регуляторный ответ на риски: Для повышения устойчивости к системным рискам ЦБ РФ вводит новые пруденциальные меры, включая поэтапное внедрение антициклической надбавки (АЦН 0,25%-0,5% в 2025 г.) и ужесточение норматива Н30 для СЗКО.
- Инновационное развитие: Санкционное давление стимулировало развитие суверенной платежной инфраструктуры (НПС «Мир»).
Внедрение Цифрового рубля (на правовой основе ФЗ № 340-ФЗ), пилотирование которого активно продолжается (15 000 физ. лиц, 2 500 ТСП на октябрь 2025 г.), является ключевым вектором развития платежной системы, направленным на снижение стоимости транзакций. ЦР не нарушит двухуровневую структуру, но усилит конкуренцию.
В целом, банковская система РФ демонстрирует запас прочности, необходимый для преодоления текущих вызовов, однако эффективность проводимой ДКП напрямую зависит от успешной стабилизации инфляционных ожиданий и возвращения экономики на траекторию сбалансированного роста.
Академические рекомендации по дальнейшему исследованию
Дальнейшее изучение должно быть сфокусировано на детальном анализе влияния цифрового рубля на пассивы коммерческих банков после массового запуска в 2025 году, а также на количественной оценке эффективности новых пруденциальных нормативов (Н30 и АЦН) в снижении системного риска.
Список использованной литературы
- Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» // Собрание законодательства РФ. 1996. N 6. ст. 492.
- Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» // Собрание законодательства РФ. 2002. N 28. ст. 2790.
- «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2025 год и период 2026 и 2027 годов» (утв. Банком России) // СПС КонсультантПлюс.
- Денежно-кредитная политика: ЦБ РФ опубликовал основные направления на 2025 — 2027 годы (01.11.2024) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
- Обзор финансовой стабильности (2024-11-29) [Электронный ресурс] // Банк России. URL: https://www.cbr.ru/analytics/fin_stab/review/.
- О Банке России [Электронный ресурс] // Банк России. URL: https://www.cbr.ru/about_br/.
- Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики [Электронный ресурс] // Банк России. URL: https://www.cbr.ru/dkp/ondkp/.
- Инфляция и ключевая ставка Банка России [Электронный ресурс] // Банк России. URL: https://www.cbr.ru/hd_base/infl_ks/.
- Платежная инфраструктура откроется для цифрового рубля: предложения Банка России (12.09.2024) [Электронный ресурс] // Банк России. URL: https://www.cbr.ru/press/event/?id=19430.
- Развитие финансового рынка [Электронный ресурс] // Банк России. URL: https://www.cbr.ru/finmarket/razvitiye-finansovogo-rynka/.
- Банковское дело: Учебник / О.И. Лаврушин, И.Д. Мамонова, Н.И. Валенцева; под ред. О.И. Лаврушина. М.: КНОРУС, 2008.
- Глушкова Н.Б. Банковское дело: Учебное пособие. М.: Академический Проект; Альма Матер, 2005.
- Жарковская Е.П. Банковское дело: Учебник. М.: Омега-Л, 2006.
- Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: учебник для вузов. М.: Норма, 2007.
- Тосунян Г.А., Викулин А.Ю., Экмалян A.M. Банковское право Российской Федерации. Общая часть: Учебник. М.: Юристъ, 2006.
- Бюллетень банковской статистики. 2009. №12 (199).
- Центральный банк РФ как финансовый мегарегулятор: проблемы, задачи, пути решения / А. И. Заитова. 2022.
- Центральный Банк Российской Федерации как мегарегулятор российского финансового рынка. 2013 [Электронный ресурс] // Cyberleninka.ru.
- Влияние санкционных ограничений на финансовый и банковский секторы Российской Федерации. 2025 [Электронный ресурс] // Cyberleninka.ru.
- Экономисты оценили влияние санкций на банковскую систему России (18.09.2025) [Электронный ресурс] // Investing.com.
- ЦИФРОВОЙ РУБЛЬ: ПЕРСПЕКТИВЫ И ВЫЗОВЫ ДЛЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ Р (10.03.2025) [Электронный ресурс] // eduherald.ru.
- Российские банки: финансовые итоги 2024 года (10.02.2025) [Электронный ресурс] // Finversia.
- IV квартал 2024 года №1 (12) — Ассоциация банков России (01.01.2025) [Электронный ресурс] // asros.ru.
- Какой будет ключевая ставка ЦБ в 2024 и 2025 году: прогноз по месяцам (26.11.2024) [Электронный ресурс] // RusBonds.
- Итоги банковского сектора за 1-е полугодие 2024 года: обреченные на концентрацию (26.09.2024) [Электронный ресурс] // Эксперт РА.
- Банк России рассказал о последствиях внедрения цифрового рубля (29.08.2024) [Электронный ресурс] // finam.ru.
- Кому достанутся цифровые рубли? (01.08.2024) [Электронный ресурс] // Яков и Партнеры.
- Цифровой рубль в 2024 году: зачем нужен, особенности и когда появится (29.07.2024) [Электронный ресурс] // finuslugi.ru.
- Банковский прогноз 2024 (09.04.2024) [Электронный ресурс] // Национальные Кредитные Рейтинги.
- Инфляция в России: динамика с начала года и прогнозы на 2025 год (09.2024) [Электронный ресурс] // SberCIB.
- Что будет с ключевой ставкой в 2025 году (02.06.2025) [Электронный ресурс] // Журнал Домклик.