Продажа имущества должника в конкурсном производстве: Актуальный правовой режим и судебная практика по ФЗ-127

Контрольная работа

Введение: Цели и законодательные основы процедуры реализации имущества

Если верить статистике Единого федерального реестра сведений о банкротстве (ЕФРСБ), ежегодно в России проводятся десятки тысяч торгов по реализации имущества, а успех процедуры банкротства напрямую зависит от эффективности этих мероприятий. Продажа имущества должника — это не просто финальная стадия в жизни несостоятельной компании; это ключевой и наиболее сложный этап конкурсного производства, направленный на максимально возможное удовлетворение требований кредиторов.

Предметом настоящего исследования, выполненного в формате контрольной работы, является детальный анализ актуального правового регулирования процедуры реализации имущества должника в рамках Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — ФЗ-127).

Актуальность темы обусловлена не только постоянным развитием законодательства (в частности, в части субсидиарной ответственности), но и динамичной судебной практикой Верховного Суда РФ, которая постоянно уточняет процедурные тонкости, особенно в вопросах квалификации требований и особенностей торгов.

Конкурсное производство — это процедура, применяемая к должнику, признанному банкротом, с целью соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Главным инструментом достижения этой цели является формирование конкурсной массы (все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе него) и последующая его реализация. Таким образом, продажа имущества выступает основной, определяющей целью конкурсного производства, без достижения которой процедура банкротства теряет смысл.

В последующих разделах будет подробно рассмотрена пошаговая процедура торгов, правовые особенности реализации специфического имущества (залог, ОКН), критерии квалификации требований кредиторов и, наконец, механизмы покрытия расходов управляющего и привлечения контролирующих должника лиц (КДЛ) к субсидиарной ответственности.

Пошаговая процедура реализации имущества и требования к торгам (Ст. 139, 110, 111 ФЗ-127)

Процедура продажи имущества должника в конкурсном производстве носит строго регламентированный характер, детально описанный в главе VII ФЗ-127. Ответственность за исполнение этой процедуры возложена на конкурсного управляющего.

6 стр., 2761 слов

Временный управляющий в процедуре наблюдения: Актуальный правовой ...

... Перемена лиц в обязательстве: Уступка прав требования, перевод долга. Управление имуществом: Учреждение доверительного управления имуществом должника. Данный режим сделок направлен на предотвращение ... банкротство сохраняет преимущественно ликвидационную направленность, где доля судебных реабилитационных процедур (внешнее управление, финансовое оздоровление) остается критически низкой, составляя менее ...

### Инвентаризация, оценка и утверждение положения о торгах

Продажа имущества начинается с его выявления и оценки. В соответствии со статьей 139 ФЗ-127, конкурсный управляющий обязан провести инвентаризацию и оценку имущества.

Оценка имущества производится независимым оценщиком, который привлекается управляющим. Отчет оценщика является основой для определения начальной продажной цены. Исключение из этого правила предусмотрено статьей 130 ФЗ-127, которая позволяет собранию кредиторов или арбитражному суду утверждать цену без отчета оценщика, если имущество имеет незначительную стоимость (менее 100 000 рублей).

Однако на практике, для защиты интересов кредиторов и минимизации рисков оспаривания, отчет оценщика готовится в большинстве случаев, поскольку это позволяет обеспечить прозрачность и обоснованность ценообразования.

На основании данных инвентаризации и оценки, конкурсный управляющий разрабатывает Положение о продаже имущества, которое должно содержать:
1. Сроки и условия продажи (формы торгов).
2. Начальную продажную цену.
3. Порядок, сроки и условия оплаты имущества покупателем.
4. Порядок ознакомления с имуществом.

Это Положение должно быть утверждено собранием (комитетом) кредиторов или, при наличии разногласий, арбитражным судом. Порядок, сроки и условия продажи, исходя из принципа добросовестности конкурсного управляющего, должны быть направлены на реализацию имущества по наиболее высокой цене и обеспечивать привлечение наибольшего числа потенциальных покупателей.

### Формы и условия проведения торгов: Аукцион, конкурс и публичное предложение

Продажа имущества осуществляется путем проведения открытых торгов. Закон предусматривает две основные формы: аукцион и конкурс.

Форма торгов Применение Критерий определения победителя Норма ФЗ-127
Аукцион Основная форма реализации имущества. Наиболее высокая предложенная цена. Ст. 110, 139
Конкурс Применяется в исключительных случаях, когда покупатель должен выполнить определенные условия (например, продажа предприятия, социально значимых объектов или ОКН). Наибольшая цена при условии выполнения обязательств. Ст. 110, 132
Публичное предложение В случае признания первых или повторных торгов несостоявшимися. Первое лицо, предложившее установленную цену (или цену выше). Ст. 111, 139

Требования к сообщению о торгах. Ключевым требованием является обеспечение прозрачности процедуры. Сообщение о проведении торгов должно быть опубликовано на Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (ЕФРСБ) и в издании «Коммерсантъ» не менее чем за 30 дней до даты их проведения.

Пункт 10 статьи 110 ФЗ-127 детально регламентирует минимальный состав сведений, которые должны быть включены в сообщение о продаже. В него обязательно включаются:
* сведения о составе, характеристиках и порядке ознакомления с имуществом;
* сведения о форме проведения торгов и порядке участия;
* порядок, место, срок и время представления заявок;
* сведения о наличии или отсутствии заинтересованности заявителя по отношению к должнику, кредиторам и конкурсному управляющему.

Несоблюдение этих требований может стать основанием для признания торгов недействительными, поэтому управляющий должен с максимальной тщательностью подходить к публикации сведений.

### Особенности продажи посредством публичного предложения

Если первые и повторные торги признаны несостоявшимися (например, из-за отсутствия заявок или неявки победителя), имущество продается посредством публичного предложения (ст. 111, 139 ФЗ-127).

Механизм публичного предложения основан на последовательном снижении начальной цены. В сообщении о торгах, проводимых посредством публичного предложения, обязательно указывается:
1. Величина снижения начальной цены.
2. Срок, по истечении которого последовательно снижается начальная цена.

Важно отметить, что ФЗ-127 не устанавливает каких-либо ограничений в отношении пределов снижения начальной цены или сроков, по истечении которых происходит снижение. Эти параметры определяются положением о продаже имущества, утверждаемым кредиторами или судом. Судебная практика подтверждает: если кредиторы утвердили положение, предусматривающее снижение цены до символического минимума (например, 1% от начальной стоимости) с коротким интервалом снижения, это не является нарушением закона, если процедура была прозрачной и направленной на максимизацию выручки, а не на неправомерное отчуждение.

Правовой режим реализации специфических видов имущества

Законодательство о банкротстве выделяет определенные категории имущества, требующие особого порядка реализации, что продиктовано либо его залоговым статусом, либо его социальной или культурной значимостью.

### Реализация залогового имущества (Ст. 138 ФЗ-127)

Имущество, являющееся предметом залога, подлежит обязательной реализации на торгах, проводимых конкурсным управляющим. Однако порядок распределения вырученных от продажи средств существенно отличается от общего порядка.

Приоритет расходов. Статья 138 ФЗ-127 устанавливает, что расходы на обеспечение сохранности предмета залога и реализацию его на торгах покрываются за счет средств, поступивших от его реализации, до расходования этих средств в соответствии с установленным распределением. Это означает, что управляющий в первую очередь вычитает прямые расходы, связанные с залогом, из вырученной суммы, что гарантирует оперативное финансирование процедуры.

Распределение средств. Средства, оставшиеся после покрытия расходов, распределяются следующим образом:

  1. 70% направляется на погашение требований залогового кредитора (в пределах основной суммы долга и процентов, установленных до даты открытия конкурсного производства).
  2. 20% направляется на погашение требований кредиторов первой и второй очереди.
  3. Оставшиеся 10% направляются на погашение судебных расходов, вознаграждения управляющего и оплату привлеченных лиц.

Примечание: Ранее действовало распределение 80% / 15% / 5%, однако в действующей редакции ФЗ-127 (ст. 138, п. 2) установлено соотношение 70% / 20% / 10%. Необходимо строго придерживаться текущей нормы.

### Продажа объектов культурного наследия

Объекты культурного наследия (ОКН) имеют особый публично-правовой статус, что накладывает строгие ограничения на их оборот.

В соответствии с пунктом 4 статьи 110 и пунктом 4 статьи 132 ФЗ-127, продажа ОКН может быть осуществлена только путем проведения конкурса. Это исключительное требование направлено на то, чтобы будущий собственник принял на себя обязательства по сохранению и использованию объекта в соответствии с требованиями законодательства.

Процедура конкурса при продаже ОКН проводится в порядке, установленном законодательством РФ о приватизации государственного и муниципального имущества.

Обязательные условия конкурса. В состав обязательных условий конкурса включаются:

  • Обязательства покупателя по соблюдению установленных ограничений права пользования объектом.
  • Обязательства по требованиям к его сохранению, содержанию и обеспечению доступа к нему в соответствии с охранными обязательствами.

Если потенциальный покупатель предложил наивысшую цену, но не принял на себя указанные обязательства, он не может быть признан победителем. Таким образом, в этом случае цена не является единственным и решающим фактором; первостепенное значение имеют публичные интересы, связанные с сохранением культурного достояния, и данный механизм обеспечивает их защиту.

Квалификация требований кредиторов: Текущие платежи и финансовые санкции

Четкое разграничение требований кредиторов на реестровые и текущие имеет фундаментальное значение, поскольку определяет очередность их удовлетворения и, соответственно, вероятность получения средств.

### Критерии отнесения платежей к текущим (Ст. 5 ФЗ-127)

Согласно статье 5 ФЗ-127, текущими платежами признаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом.

Критерием квалификации является не срок исполнения обязательства, а дата его возникновения. Если обязательство возникло до возбуждения дела о банкротстве, оно является реестровым и включается в соответствующую очередь реестра требований кредиторов (РТК).

Текущие платежи в РТК не включаются и удовлетворяются вне очереди, преимущественно перед реестровыми, что дает управляющему возможность оплачивать необходимые для процедуры услуги.

Наиболее распространенными текущими платежами являются:
* Судебные расходы и вознаграждение управляющему (первая очередь текущих).
* Требования кредиторов, возникшие из договоров, заключенных управляющим для обеспечения деятельности должника.

### Очередность удовлетворения требований по финансовым санкциям

Требования по уплате пеней, штрафов и иных финансовых санкций, начисленных в связи с несвоевременным исполнением обязательств, также подлежат учету, но их удовлетворение имеет самую низкую степень приоритета.

В соответствии с пунктом 3 статьи 137 ФЗ-127, требования по финансовым санкциям (неустойкам, штрафам) подлежат удовлетворению только после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов. Они учитываются отдельно в реестре требований кредиторов в составе третьей очереди. Фактически, это так называемая «четвертая очередь» в рамках третьей очереди.

### Влияние моратория на начисление финансовых санкций

Важнейшее уточнение в вопросе финансовых санкций внесено Верховным Судом РФ в период действия антикризисных мораториев на возбуждение дел о банкротстве.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 декабря 2020 г. № 44 разъяснило, что правило о неначислении процентов, неустоек и иных финансовых санкций в период действия моратория распространяется на требования, возникшие до введения моратория.

Ключевой аспект, зафиксированный в разъяснениях ВС РФ: это правило применяется не только к денежным обязательствам, но и к неденежным обязательствам, которые в случае неисполнения трансформируются в денежные (например, требование о передаче имущества, которое в итоге переквалифицируется в требование о взыскании убытков).

Мораторий останавливает начисление штрафных санкций на весь период его действия, что существенно влияет на размер требований кредиторов, особенно по просроченным обязательствам, сводя к нулю начисление дополнительных сумм, если обязательство не исполняется в течение продолжительного времени.

Финансирование процедуры и субсидиарная ответственность КДЛ

Успех реализации имущества и соразмерное удовлетворение требований кредиторов невозможны без покрытия текущих расходов на процедуру и эффективного использования механизма привлечения к ответственности лиц, контролирующих должника.

### Порядок погашения расходов арбитражного управляющего при недостаточности имущества (Ст. 59 ФЗ-127)

Все судебные расходы и расходы на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также оплату услуг привлеченных лиц (оценщиков, юристов) являются текущими платежами первой очереди и возмещаются за счет имущества должника вне очереди (Ст. 59 ФЗ-127).

Принцип возмещения заявителем. Проблема возникает при недостаточности конкурсной массы. В этом случае, если имущество должника не покрывает расходы, заявитель по делу о банкротстве обязан погасить их в части, не погашенной за счет имущества должника (за исключением процентов по вознаграждению управляющего).

Если заявителем выступает уполномоченный орган (например, ФНС), расходы взыскиваются с него за счет бюджетных средств.

Лимитирование бремени. Судебная практика внесла важное уточнение, защищающее добросовестных заявителей. Кредитор, подавший заявление, вправе установить лимит своего имущественного бремени по финансированию процедур банкротства. В таком случае расходы могут быть взысканы с него только в пределах лимитированной суммы. Если установленного лимита недостаточно, и иные кредиторы отказываются финансировать процедуру, конкурсный управляющий обращается в суд с ходатайством о прекращении производства по делу в связи с отсутствием средств для финансирования (деловая практика Арбитражного суда Ставропольского края).

Должны ли кредиторы, не заявившие о лимите, нести неконтролируемые риски финансирования?

### Механизм привлечения к субсидиарной ответственности в связи с реализацией имущества

Привлечение КДЛ к субсидиарной ответственности (ст. 61.11, 61.12 ФЗ-127) является мерой, направленной на покрытие непогашенной части требований кредиторов.

Субсидиарная ответственность может быть применена, если действия (или бездействие) КДЛ привели к невозможности полного погашения требований. Особое значение в контексте реализации имущества имеет сокрытие КДЛ документации, которое делает невозможным:

  1. Установление полного состава имущества должника.
  2. Оценку сделок должника с целью их оспаривания и возврата имущества в конкурсную массу.

Учет возвращенного имущества. Важным правовым принципом является недопущение двойного взыскания. Если удовлетворение требований кредиторов произошло за счет реализации имущества, которое было возвращено в конкурсную массу в результате оспаривания сделок (ст. 61.2, 61.3 ФЗ-127), этот факт подлежит обязательному учету при определении размера субсидиарной ответственности КДЛ. Размер ответственности должен уменьшаться на сумму, полученную от реализации такого имущества, поскольку цель банкротства (удовлетворение кредиторов) уже частично достигнута, а КДЛ не должны нести ответственность за ту часть ущерба, которая была возмещена.

### Распоряжение правом требования к КДЛ (Ст. 61.17 ФЗ-127, редакция 2024 года)

В 2024 году законодатель значительно усовершенствовал механизм распоряжения правом требования о привлечении КДЛ к субсидиарной ответственности, предоставив кредиторам выбор из трех опций (ст. 61.17 ФЗ-127).

После вынесения определения о привлечении КДЛ к субсидиарной ответственности, арбитражный управляющий публикует сообщение на ЕФРСБ, и кредиторам предоставляется выбор способа распоряжения этим требованием:

Опция Описание
1. Взыскание в рамках дела Требование остается в конкурсной массе, и управляющий продолжает процедуру взыскания.
2. Продажа требования на торгах Право требования выставляется на открытые торги, и вырученные средства распределяются между кредиторами.
3. Уступка требования кредиторам Право требования передается непосредственно кредиторам в счет погашения их долга. Суд производит замену взыскателя, и каждый кредитор получает исполнительный лист на соответствующую долю.

Срок для выбора. Кредитор обязан выбрать способ распоряжения правом требования в течение десяти рабочих дней со дня опубликования соответствующего сообщения на ЕФРСБ. Если кредитор не подал заявление о выборе в установленный срок, он считается выбравшим способ продажи этого требования по правилам торгов (ст. 61.17, п. 3 ФЗ-127).

Этот механизм направлен на ускорение процедуры и предотвращение затягивания реализации прав требования к КДЛ, что является ключевой реформой в части повышения эффективности банкротства.

Заключение

Процедура реализации имущества должника в конкурсном производстве представляет собой сложный, многоуровневый правовой механизм, требующий от участников не только досконального знания ФЗ-127, но и понимания тонкостей актуальной судебной практики Верховного Суда РФ.

Проведенное исследование подтверждает, что законодательство стремится к максимальной прозрачности торгов (детализация требований к сообщениям о торгах, ст. 110, 139) и обеспечивает защиту публичных интересов при реализации специфического имущества (обязательная форма конкурса для ОКН).

В то же время, ФЗ-127 дает гибкость в реализации, допуская агрессивное снижение цены при публичном предложении, если это утверждено кредиторами.

Ключевые тенденции последних лет — ужесточение контроля за финансовым поведением должника и усиление ответственности КДЛ. Новые правила (ст. 61.17 ФЗ-127) предоставляют кредиторам эффективные инструменты для монетизации требований к КДЛ, вплоть до прямой уступки права требования. В то же время, суды сбалансировали этот механизм, закрепив право заявителя на лимитирование своих расходов (ст. 59), что защищает кредиторов от чрезмерного финансового бремени при малоперспективном банкротстве.

Таким образом, актуальный правовой режим продажи имущества должника представляет собой сложную, но логически выстроенную систему, нацеленную на баланс интересов: максимизацию конкурсной массы и привлечение к ответственности недобросовестных контролирующих лиц.

Список использованной литературы

  1. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
  2. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 декабря 2009 г. № 91 «О порядке погашения расходов по делу о банкротстве».
  3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 декабря 2020 г. № 44.
  4. Статья 139 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
  5. Статья 110 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
  6. Квалификация и установление требований по обязательным платежам в деле о банкротстве. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_169956/ (дата обращения: 09.10.2025).
  7. Статья 5 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
  8. Статья 59 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
  9. ВС разъяснил нюансы вознаграждения конкурсного управляющего при недостаточности денег на счете // Адвокатская газета. URL: https://www.advgazeta.ru/novosti/vs-razyasnil-nyuansy-voznagrazhdeniya-konkursnogo-upravlyayushchego-pri-nedostatochnosti-deneg-na-schete/ (дата обращения: 09.10.2025).
  10. ВС вновь пояснил особенности привлечения КДЛ к субсидиарной ответственности после прекращения дела о банкротстве // Адвокатская газета. URL: https://www.advgazeta.ru/novosti/vs-vnov-poyasnil-osobennosti-privlecheniya-kdl-k-subsidiarnoy-otvetstvennosti-posle-prekrashcheniya-dela-o-bankrotstve/ (дата обращения: 09.10.2025).

Оставьте комментарий

Капча загружается...