В начале 90-х гг. развитие рыночных отношений в экономике страны, естественно, не обошел вниманием и такую отрасль, как жилищно-коммунальное хозяйство (далее — ЖКХ).
До 1990-х годов отрасль находилась под строгим государственным регулированием, но в результате реформ существующая система претерпела кардинальные изменения. Существенно изменились формы собственности всех объектов жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Жилищно-коммунальная реформа оказывает многостороннее влияние на различные стороны жизни нашей страны, поэтому за ее ходом следят и активно участвуют в ее проведении правительство, федеральные министерства и ведомства, а также органы государственной власти субъектов Российской Федерации, городов и муниципальных образований.
Одной из основных задач реформы признан постепенный переход жилищного сектора к безубыточности при обеспечении социальной защиты малообеспеченных слоев населения. Принципиально важным для осуществления жилищной реформы являлось и является сейчас изменение системы оплаты жилья и коммунальных услуг, обеспечивающее возмещение издержек на содержание и ремонт жилья, а также на коммунальные услуги Государственное управление, местное самоуправление и реформа жкх // Доклады юбилейной научно-практической конференции, посвященной 50-летию ИПК госслужбы. Том 1. под ред. Лукьяновой Н.Ф. Издательство: ИПК госслужбы, 2002 г. — с. 35.
Предыдущее жилищное законодательство считало отношения актуальными через призму финансирования эксплуатационных расходов и затрат на ремонт соответствующих типов жилищного фонда. Жилищный кодекс, принятый в 2004 году, в целом сохранил этот подход, но ввел более детальное правовое регулирование оплаты жилищно-коммунальных услуг.
Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг является одной из мер социальной поддержки граждан с низким уровнем доходов, которые не могут оплачивать жилищно-коммунальные услуги без серьезного ущерба для своего семейного бюджета. Особенно это актуально в период значительного увеличения размеров платежей за жилые помещения и коммунальные услуги.
Тема моей контрольной работы — «субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», и этот вопрос является в последнее время чрезвычайно актуальным, т.к. в настоящее время население практически перешло уже на 100% оплату жилищно-коммунальных услуг, а количество граждан с низким доходом, не имеющих возможности оплачивать жилищно-коммунальные услуги полностью не сокращается. Большое внимание субсидиям было уделено государственной социальной политикой, о чем свидетельствуют принятые нормативно-правовые акты по данной теме. Законодательство тоже из года в год меняется, оно совершенствуется с учетом потребностей и возможностей населения.
Субсидии на жилищные услуги
... и указываются в платежных документах. Сумма пересчитанной субсидии распределяется по видам оплаты жилищно-коммунальных услуг. 2.2 Порядок оформления субсидий В соответствии с п. 8 Правил предоставления субсидий ... и (или) членов его семьи на льготы, меры социальной поддержки, компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена); ...
При подготовке и написании работы мною были использованы научные и учебные работы следующих авторов: Борхотовой Е.Ю., Титова А.А., Маковского А.Л., Козырь О.М. и других авторов. Так же использовалась периодическая литература, а именно: «Жилищно-коммунальное хозяйство — журнал руководителя и главного бухгалтера», «Финансовая газета», «АКДИ «Экономика и жизнь», «Жилищно-коммунальное хозяйство» и др.
1. Реформа ЖКХ и ее предпосылки
Коммунальное хозяйство — это совокупность предприятий, служб и хозяйств по обслуживанию населения городов, посёлков и сёл; в городах входит в состав городского хозяйства Гражданское право. Учебник/ Под ред. Сергеева А. П., Толстого Ю.К.-5-е изд./перераб. и доп. М., ПРОСПЕКТ.Т.2. 2005.-336 с. . Во многих городах коммунальные службы также обслуживают промышленные предприятия, снабжая их водой, электричеством и газом. Однако, в зависимости от местных условий, промышленные предприятия также имеют собственные системы водоснабжения, канализации и другие службы. Степень развития и объем их деятельности напрямую влияют на условия жизни населения, санитарно-гигиенические условия.
Коммунальное хозяйство включает в себя Там же с. 341:
1. Санитарно-технические предприятия — водопроводы, канализации, предприятия по уборке территорий населённых мест и санитарной очистки домовладений, прачечные, бани, купально-плавательные сооружения;
2. Транспортные предприятия — городской общественный пассажирский транспорт (метрополитен, трамвай, троллейбус, фуникулёры, канатные дороги, автобусы, такси), водный транспорт местного назначения.
3. Энергетические компании: электрические, газовые и тепловые распределительные сети, котельные отопления, ТЭЦ, газовые станции, обслуживающие населенные пункты.
Если обратиться к истории жилищной реформы и коммунального хозяйства, возможно, мы сможем лучше понять текущую ситуацию. За последнее десятилетие в России была создана нормативно-правовая база, регулирующая реализацию реформы. Одним из первых нормативных актов стал Указ Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года № 425 «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации», в котором впервые была представлена концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства. Васильев, В. Реформа жилищно-коммунального хозяйства — панацея или необходимость? / В. Васильев. — М.: Правительство — город — люди. — 2003. — №10. — с. 13-14.
Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, одобренная Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года № 425, определила комплекс мер, направленных на переход жилищно-коммунального хозяйства в режим безубыточного функционирования путем ликвидации перекрестного субсидирования, поэтапного повышения платежей населения за жилищно-коммунальные услуги при обеспечении мер по снижению издержек предприятий этого сектора экономики и социальной защите малоимущих категорий населения. Чернышов, Л.Н. Изменения в финансировании муниципальных предприятий в ходе реформы ЖКХ. / Л.Н. Чернышов. — М.: Финансовая газета. Региональный выпуск — 2005. — №38. — с.6.
Ипотечное жилищное кредитование и проблемы его развития в Российской Федерации
... привели к тому, что правительства большинства стран осознали важность решения жилищных проблем населения в качестве стимулирующего воздействия, влекущего экономическое возрождение страны. Формирование рынка ... проблемы участия банков в ипотечном кредитовании, проблемы использования ипотеки в жилищном кредитовании; рассмотреть стратегию развития ипотечного комплекса России. Научной и методической ...
В 1997 году в большинстве городов России были приняты программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Основным и самым важным моментом этих программ было постепенное увеличение участия населения в покрытии расходов на жилищно-коммунальные услуги. Уже в 1997 году некоторые города (Петрозаводск, Оренбург, Рязань, Владимир) предприняли соответствующие шаги, утвердив решения об увеличении доли населения в оплате жилищно-коммунальных услуг. Кутакова, Т.Б. Аналитический обзор политики оплаты жилищно-коммунальных услуг в городах — участниках ППВЖФ. / Т.Б. Кутакова. — М.: Фонд «Институт экономики города», 2001. — с. 71.
Как известно, до проведения реформы примерно 98 % расходов по содержанию и развитию жилищно-коммунальной сферы отрасли приходилось на бюджет министерств, ведомств, предприятий или организаций, в чьем ведении находились объекты ЖКХ.
Практически полная финансовая зависимость ЖКХ от бюджета, а также от профильных ведомств и предприятий крайне негативно отразилась на его работе, как из-за остаточного распределения средств, так и отсутствия интереса к ним рациональное использование. Из-за широко распространенной раздробленности жилищно-коммунального хозяйства на уровне департаментов отсутствовали возможности для координации работы и управления ресурсами.
Огромные убытки предприятий ЖКХ были обычным явлением. Расходы на жилищный сектор и коммунальные услуги составляли от 30 до 70% бюджетов многих территорий, городов и муниципальных образований, что затрудняло работу по удовлетворению социальных потребностей населения, а также развитию экономики. Расходовались трудовые, материальные и финансовые ресурсы, которые с большей отдачей могли быть использованы для развития и совершенствования производства, повышения его эффективности Максимова Н.С. Реформа жилищно-коммунальной сферы — важный резерв управления финансов России — 2001-№5-с.57..
Поэтому устранение всех этих негативных явлений, а значит, и реформа жилищно-коммунального хозяйства касались, прежде всего, самой промышленности, но и других секторов и сфер экономики, государственных органов и бюджетов всех уровней. В настоящее время в муниципальную собственность передано более 90% ведомственного жилищно-коммунального хозяйства. Таким образом, большинство, предприятий, передавших объекты ЖКХ местным органам власти, уже освободились от несвойственных им непроизводственных функций, сосредоточив внимание на эффективности производства Там же с.58. .
Как уже отмечалось, до начала реформы только 2-3% затрат ЖКХ и коммунальных услуг по производству и продаже услуг покрывались платежами населения.
В соответствии с действовавшими с 1997 года нормативными правовыми актами началось осуществление поэтапного повышения уровня оплаты населением жилья и коммунальных услуг по годам: 1997 год — 35% от затрат, 1998 год — 50%, 1999 год — 60%; 2000 год — 70%; 2001 год — 80%; 2002 год — 90%, а в 2003 году был намечен переход к полной оплате населением издержек по производству жилищно-коммунальных услуг без учета капитального ремонта и страхования жилья Жилищно-коммунальная реформа: планы и реальность // Хозяйство и право. 2004. № 9. С. 59..
Правовые основы предоставления субсидий на муниципальном уровне, ...
... что субсидии остаются востребованными для населения. Законодательством совершенно определенно указана обязанность граждан и организаций своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. За годы реформирования жилищно-коммунального хозяйства ...
Таким образом, величина платежей населения в доходах жилищно-коммунального хозяйства, составляющая на начальном этапе около 20%, должна составить на конечном этапе реформ, в почти полную оплату гражданами потребляемых жилищно-коммунальных услуг, за исключением малоимущих категорий населения. При этом в рамках реформы жилищно-коммунального хозяйства были созданы механизмы социальной защиты населения с внедрением новой системы оплаты жилищно-коммунальных услуг.
Следует отметить, что одним из важнейших условий жилищно-коммунальной реформы было применение мер социальной защиты одновременно с увеличением стоимости жилья.
Поскольку жилищную реформу совместили с рядом других социальных реформ прямо связанных с уровнем доходов (введение в пенсионную систему накопительных взносов, которые отвлекают некоторую часть средств из доходов семей; увеличение расходов населения на платное образование и здравоохранение и т.п.), то картина семейного дохода россиянина со «средним» достатком на фоне всего комплекса изменений, оказалась неблагоприятной.
Высокие тарифы на жилищно-коммунальные услуги наносят ущерб семейным бюджетам большинства россиян. При этом, как выяснил Всероссийский центр изучения общественного мнения, наиболее болезненно рост оплаты жилищно-коммунальных услуг воспринимают жители крупных нестоличных и средних городов Там же с. 61.
В такой ситуации многие россияне стараются воспользоваться льготами для оплаты жилищно-коммунальных услуг. Как выяснили социологи, сегодня таковых в стране насчитывается 29%. Примечательно, что 73% из них — это люди старшего поколения, относящиеся к группе «60 лет и старше», но есть и молодые льготники в возрасте от 18 до 24 лет (9%), а также люди в возрасте 45-59 лет (26%).
И все же большая часть респондентов (70%) не имеет права на такие льготы и вынуждена оплачивать жилищно-коммунальные услуги в полном объеме. Ильин И.А. Условия осуществления жилищной реформы // Экономист. 2000. № 5. С. 63.
Но главной целью жилищно-коммунальной реформы остается повышение качества обслуживания «среднего» жителя России, доведение его до качества, соответствующего качеству обслуживания жилья обеспеченного человека, способного платить за проживание это полностью. Каждый имеет право на качественное обслуживание, но за него нужно платить. Государство выбрало роль защитника «малообеспеченного» населения по оплате жилищно-коммунальных услуг. Чтобы преодолеть эгалитарный подход, существует программа государственных жилищных субсидий для «малообеспеченных» семей.
2. Значение субсидий в повышении доходов семей
Социальные реформы реализуются через программу субсидирования жилищно-коммунального хозяйства, которая является первой целевой программой социальной поддержки населения в России. Причем это не поддержка, только малоимущих семей, а поддержка низкодоходных (в том числе и малоимущих) семей. Вчера семья имела хороший доход, купила машину, импортную бытовую технику и, возможно, квартиру. Сегодня из-за некоторых обстоятельств, таких как смерть главы семьи, потеря работы, болезнь ребенка, из-за которых мать вынуждена уволиться с работы, семья потеряла большую часть своего имущества свой доход. Если в ближайшее время семье не удалось улучшить свое материальное положение, они обращаются за поддержкой в службу помощи. Размер пособия будет зависеть только от текущего дохода семьи, а не от ее предыдущего дохода или наличия хорошей квартиры, машины и т.д.
Ипотечное кредитование как способ решения жилищной проблемы
... государственной власти. Целью данной работы является рассмотрение ипотечного жилищного кредитования как способа улучшения жилищных проблем. Основными задачами, поставленными при написании данной работы, ... посредством создания правовой основы, обеспечивающей эффективное взаимодействие всех участников процесса жилищного кредитования, а также при необходимости прямым или косвенным образом оказывает ...
Программа адресных жилищно-коммунальных субсидий — достаточно гибкий механизм социальной поддержки граждан. По сравнению с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, программа субсидирования является более справедливой в социальном плане, поскольку распространяется не на отдельные категории граждан, а на все население. На поддержку бюджета в виде жилищно-коммунальных субсидий может рассчитывать любая семья или человек, живущий в тяжелом финансовом положении.
Семьи воспринимают жилищную субсидию не в широком смысле — как материальную поддержку семьи в целом, а в строгом, прямом смысле — как снижение стоимости оплаты жилищно-коммунальных услуг. Это понятно, если учесть, что размер жилищного пособия существенно не увеличивает уровень доходов домохозяйства. Многие из граждан, имеющих право на субсидии, не обращаются за ними просто по причине небольшого размера положенной им суммы Данилин, П.П. Переход от равномерных государственных субсидий «на квадратный метр» (бюджетные дотации) к целевой поддержке малообеспеченных семей. / П.П. Данилин. — М.: Фонд «Институт экономики города», 2003.-154 с..
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что программа жилищных субсидий, представляющая собой целевую программу социальной поддержки, распространяется на любую семью или отдельного человека, живущего в тяжелом материальном положении. Она помогает преодолеть сложный период жизни.
реформа коммунальный субсидия
3. Порядок предоставления субсидий на оплату жилых помещений и
коммунальных услуг
3.1 Граждане, имеющие право на получение субсидий
Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в соответствии с Жилищным Кодексом Российской Федерации, предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации П.1 ст. 159 Жилищного кодекса РФ.
Ипотека жилых помещений
... без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания сооружения, жилые и нежилые помещения, леса и многолетние насаждения, кондоминиумы, предприятия как имущественные комплексы, а также ... Таким образом, целью данной работы будет рассмотрение залога недвижимости, в частности залога жилых домов и квартир, как способа обеспечения исполнения обязательств. Глава I Понятие ипотеки. ...
В п.2 ст. 159 Жилищного кодекса РФ указано, что право на субсидии имеют граждане:
1) пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
2) наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда;
3) члены жилищных кооперативов;
4) собственники жилых помещений.
Право на субсидию не зависит от того, на каком основании гражданин владеет домом — будь то владелец или арендатор.
Установленные в Жилищном кодексе РФ положения позволяют исключить возможность отказа в предоставлении субсидий гражданам, имеющим на них право, под каким бы то ни было предлогом, в том числе нанимателям, проживающим в домах частного жилищного фонда, и собственникам жилых помещений.
В случае, если наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде, члены жилищного или жилищно-строительного кооператива, собственники жилого помещения проходят военную службу по призыву в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо осуждены к лишению свободы, либо признаны безвестно отсутствующими, либо умерли или объявлены умершими, либо находятся на принудительном лечении по решению суда, субсидии предоставляются членам их семей при условии, что данные члены семей продолжают постоянно проживать в ранее занимаемых совместно с этими гражданами жилых помещениях Комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. О.А. Городова. М.: Зерцало, 2007. — 322.
Пособия предоставляются указанным гражданам с учетом постоянно проживающих с ними членов семьи.
В состав семьи заявителя могут входить заявитель и граждане, являющиеся Там же:
— членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в соответствии со ст. 69 Жилищного кодекса РФ. Члены семьи работодателя включают супруга, проживающего с ним, а также детей и родителей работодателя. Остальные родственники, инвалиды иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социальной аренды, если они представлены нанимателем в качестве членов своей семьи и ведут с ним общее домашнее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя в судебном порядке;
— членами семьи собственника жилого помещения в соответствии со ст. 31 Жилищного кодекса РФ. Члены семьи домовладельца — это его супруги, которые проживают с этим владельцем в его доме, а также дети и родители этого владельца. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи;
— членами семьи иных граждан, в качестве граждан, имеющих право на получение субсидий, в соответствии со ст. 2 Семейного кодекса РФ.
Уполномоченный орган при принятии решения о наличии права на предоставление субсидии и при исчислении суммы определяет состав семьи заявителя.
Роль цен, тарифов, льгот, субсидий и компенсаций в регулировании ...
... национального рынка; определение объектов государственного регулирование; исследовать роль цен, тарифов, льгот, субсидий и компенсаций в регулировании национального рынка в Российской федерации; - Для ... величины оптовых и розничных наценок, косвенными налогами и акцизами. Тарифы на услуги государственных железных дорог, почты, телеграфа, продажа продовольствия из государственных запасов в ...
Решения о предоставлении грантов принимаются исполнительным органом субъекта Российской Федерации или уполномоченным государственным органом. Особый порядок определен для Новый Жилищный кодекс России. Актуальные проблемы: Сборник статей / Сост. А.Р. Кирсанов. М.: Ось-89, 2007. — с.346:
а) сотрудников, проходящих военную службу в федеральных органах исполнительной власти, сведения о которых не подлежат разглашению;
б) лиц, проходящих либо проходивших военную службу по контракту за пределами Российской Федерации в территориальных органах, воинских частях, подразделениях и организациях соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
В отношении таких лиц решение принимается федеральными органами исполнительной власти, где законом предусмотрена военная служба.
Для некоторых категорий граждан право на получение пособий должно сохраняться независимо от уровня их доходов. На практике к числу таких граждан местные органы самоуправления относят, как правило, одиноких неработающих пенсионеров, семьи, имеющие детей-инвалидов, инвалидов по общим заболеваниям, многодетные семьи и др. Финансирование расходов в случаях освобождения решениями органов местного самоуправления таких категорий граждан от оплаты жилищно-коммунальных услуг в полном объеме предусматривается при уточнении местного бюджета на очередной финансовый год Жигунова А.В. О некоторых актуальных вопросах жилищного права//СибЮрВестник. № 3. 2001. с. 15..
Как правило, иностранным гражданам жилищно-коммунальные субсидии не предоставляются. Однако, Жилищный кодекс исходит из приоритета международных договоров по отношению к законодательству Российской Федерации и в ч. 12 ст. 159 конкретизирует норму ст. 9 ЖК РФ применительно к предоставлению субсидий. Если в соответствии с международным договором Российской Федерации иностранным гражданам должны предоставляться субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, то общее правило, установленное в ч. 12 ст. 159, не применяется, а субсидии иностранным гражданам предоставляются на основании соответствующего международного договора Комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации (постатейный).
2-е изд., испр. и доп. / Под общ. ред. В.М. Жуйкова. М.: Юридическая фирма «Контракт», 2007.-203.
3.2 Условия предоставления субсидий
В ч. 1 ст. 159 ЖК РФ заложен принцип расчета субсидий, согласно которому происходит переход к расчету по одному основанию. Это позволяет гарантировать, что размер выплачиваемой субсидии строго зависит от размера общего дохода семьи.
установлено главное условие, при наличии которого граждане вправе рассчитывать на получение субсидии. Такое право возникает, если расходы граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов таких граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Размер регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, устанавливаемый субъектом Российской Федерации, позволяет рассчитать объем средств, необходимых для предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам с низким уровнем доходов.
Налоги и субсидии их роль в современной экономике
... в целях стабилизации уровня цен на товары первой необходимости и коммунальные услуги в условиях инфляции. Субсидии служат особой формой связи – финансовой и экономической – между ... Великобритании около 50. По своей социально-экономической сущности субсидии подразделяются на субсидии общего и целевого назначения. Субсидии общего назначения, именуемые дотациями, предоставляются для покрытия дефицита ...
Общий доход семьи или отдельного гражданина для предоставления субсидии определяется за последние 6 календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявки на субсидию.
При исчислении совокупного дохода семьи получателя субсидии независимо от раздельного или совместного проживания учитываются доходы граждан, являющихся по отношению к получателю субсидии или членам его семьи Фаршатов И.А. Жилищное законодательство. Практика применения. Теоретические вопросы. М.: Инфра-М, 2007.-189:
а) супругом (супругой);
- б) родителями или усыновителями несовершеннолетних детей;
- в) несовершеннолетними детьми, в том числе усыновленными.
Однако в данном случае необходимо указать на следующее. На время прохождения военной службы по призыву военнослужащий снимается с учета по месту жительства в установленном порядке и ставится на учет по месту прохождения военной службы.
Фактически эти граждане включаются в справку о составе семьи. Представить документы и доходы на них заявитель не может. Поэтому на практике возникают вопросы: как следует производить расчет субсидии — с учетом граждан, проходящих службу в Вооруженных Силах РФ или исключать этих граждан из расчета? Какой следует применять региональный стандарт? Экспертная комиссия Министерства социальной защиты населения Забайкальского края, по рассмотрению вопросов применения действующего законодательства разъяснила что, граждан, проходящих военную службу по призыву, следует исключать из расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Фаршатов И.А. Жилищное законодательство. Практика применения. Теоретические вопросы. М.: Инфра-М, 2007. С. 225.
Совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина, в целях предоставления субсидии, исчисляется по правилам, установленным в соответствии с ФЗ от 05.04.2003 г. «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» «Российская газета», N 67, 09.04.2003, а именно с учетом Постановление Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 (ред. от 18.06.2007) «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг»// «Российская газета», N 288, 22.12.2005.:
— видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи. Исключение составляют денежные эквиваленты льгот и социальных гарантий, полученных членами семьи, в том числе льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, предоставляемые гражданам в виде скидок при оплате. Указанное исключение применяется также и в отношении одиноко проживающих граждан;
— денежных выплат, предоставленных гражданам в качестве мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг;
- доходов, полученных от сдачи жилых помещений в поднаем;
— компенсаций на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, выплачиваемых отдельным категориям граждан;
- денежных средств, выделяемых опекуну (попечителю) на содержание подопечного.
— денежных средств, направленных на оплату обучения на платной основе в образовательных учреждениях всех видов;
Роль цен, тарифов, льгот, субсидий, компенсаций в регулировании ...
... и тепловую энергию, газ, лекарственные средства, жилищно-коммунальные услуги и др. В то же время во исполнение ... регулировании национального рынка 5. Исследовать роль льгот, субсидий, компенсаций в регулировании национального рынка Объектом исследования ... окладов, тарифно-квалификационных справочников.Тарифная ставка определяет размер оплаты труда рабочего в единицу времени при выполнении ...
— доходов, полученных от заготовки древесных соков, сбора и реализации (сдачи) дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод, лекарственных и пищевых растений или их частей, других лесных пищевых ресурсов, а также технического сырья, мха, лесной подстилки и других видов побочного лесопользования;
— доходов охотников-любителей, получаемых от сдачи добытых ими пушнины, мехового или кожевенного сырья либо мяса диких животных.
При исчислении размера совокупного дохода семьи или одиноко проживающего гражданина не учитываются Постановление Правительства РФ от 20.08.2003 N 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания государственной социальной помощи» // «Российская газета», N 168, 26.08.2003.:
— государственная социальная помощь, оказываемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной социальной помощи в виде денежных выплат и натуральной помощи См. Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 22.12.2008) «О государственной социальной помощи» (принят ГД ФС РФ 25.06.1999) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.04.2009) // «Российская газета», N 142, 23.07.1999.;
— единовременные страховые выплаты, производимые в возмещение ущерба, причиненного жизни и здоровью человека, его личному имуществу и имуществу, находящемуся в общей собственности членов его семьи, а также ежемесячные суммы, связанные с дополнительными расходами на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в соответствии с решением учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы;
- из дохода семьи или одиноко проживающего гражданина исключается сумма уплаченных алиментов;
Среднемесячный доход каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина определяется путем деления суммы его доходов, полученных в течение расчетного периода, на количество месяцев этого периода, в течение которых он имел данные доходы. Общий среднемесячный доход семьи в расчетном периоде равен сумме среднемесячного дохода всех членов семьи. Средний доход семьи на душу населения в расчетный период рассчитывается путем деления общего среднемесячного дохода семьи на количество членов семьи. Совокупный доход семьи, учитываемый при расчете размера субсидии, равен произведению среднедушевого дохода семьи в расчетном периоде на количество лиц, входящих в состав семьи заявителя (получателя субсидии) Постановление Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 (ред. от 18.06.2007) «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг»// «Российская газета», N 288, 22.12.2005..
Семьи, среднедушевой доход которых ниже установленного прожиточного минимума, получили еще одну гарантию социальной поддержки со стороны государства — поправочный коэффициент, предусмотренный ч. 1 ст. 159 Жилищного кодекса РФ, который позволяет снизить для таких категорий граждан величину максимально допустимой доли их расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Это пособие является дополнением к жилищной субсидии, поэтому рассчитывается с учетом возможного использования жилищной субсидии.
Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Федерации определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных Федеральной службы государственной статистики об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам. Размер прожиточного минимума устанавливается Правительством Российской Федерации, в субъектах Федерации — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Сведения публикуются ежеквартально в официальных изданиях.
Помимо этого, в ч. 5 ст. 159 Жилищного кодекса РФ установлено, что субсидии предоставляются гражданам, у которых отсутствует задолженность по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или же при заключении и (или) выполнении соглашений по ее погашению. Законодатель, формулируя таким образом норму ст. 159, тем самым устанавливает правило, в соответствии с которым граждане, имеющие просроченную задолженность, при их согласии погасить эту задолженность в согласованные сроки, не могут быть лишены права на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Это отвечает целям социальной справедливости, так как дает наименее обеспеченным категориям граждан возможность исключить просроченную задолженность путем ее погашения Комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации (постатейный).
2-е изд., испр. и доп. / Под общ. ред. В.М. Жуйкова. М.: Юридическая фирма «Контракт», 2007.- 315. Кроме того, такой подход позволит исключить заведомо недобросовестных граждан из круга получателей субсидий.
Задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (если не заключено и (или) не выполняется соглашение по ее погашению) может стать основанием как в отказе в предоставлении субсидии, так и в приостановлении перечисления субсидии, а впоследствии и в прекращении ее предоставления.
В Правилах предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг прописаны условия прекращения субсидий, по решению уполномоченного органа Постановление Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 (ред. от 18.06.2007) «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг «// «Российская газета», N 288, 22.12.2005.:
- изменения места постоянного жительства получателя субсидии;
— изменения основания проживания, состава семьи, гражданства получателя субсидии и (или) членов его семьи, материального положения получателя субсидии и (или) членов его семьи (если эти изменения повлекли утрату права на получение субсидии);
— представления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера, либо невыполнения требования о представлении уполномоченному органу соответствующих документов при наступлении событий, влекущих за собой уменьшение размера субсидии либо прекращение права на ее получение, в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении ее предоставления;
— непогашения задолженности или несогласования срока ее погашения в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении ее предоставления (при отсутствии уважительной причины ее образования).
Решение о приостановлении выплаты гранта или о прекращении его предоставления должно быть сообщено в письменной форме бенефициару гранта в течение пяти рабочих дней с даты принятия решения с указанием причин его принятия. Копия решения помещается в персональное дело.
3.3 Документы, необходимые для предоставления субсидий
Перечень документов, прилагаемых к заявлению на предоставление субсидий, устанавливается Правительством РФ. В настоящее время такой перечень содержит разд. II Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Для получения субсидии граждане, имеющие право на получение субсидии, члены их семей или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением следующих документов Постановление Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 (ред. от 18.06.2007) «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг «// «Российская газета», N 288, 22.12.2005.:
— копии документов, подтверждающих правовые основания отнесения лиц, проживающих совместно с заявителем по месту постоянного жительства, к членам его семьи (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена).
При наличии разногласий между заявителем и проживающими совместно с ним по месту постоянного места жительства лицами по вопросу принадлежности к одной семье уполномоченный орган учитывает в качестве членов семьи заявителя лиц, признанных таковыми в судебном порядке;
— копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного места жительства (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена).
В данном случае можно привести следующий пример.
— документы, содержащие сведения о лицах, зарегистрированных совместно с заявителем по месту его постоянного жительства. Если заявитель указал в заявлении о предоставлении субсидии в качестве членов своей семьи не всех граждан, зарегистрированных совместно с ним, он обязан представить документы, подтверждающие правовые основания проживания в этом жилом помещении граждан, не указанных в заявлении.
— документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии. Индивидуальные предприниматели для подтверждения получаемого дохода представляют документы, предусмотренные налоговым законодательством для выбранной налоговой системы, что подтверждается документом налогового органа.
— документы, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления месяц, и о наличии (отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Если заявитель указал в заявлении в качестве членов своей семьи не всех граждан, зарегистрированных совместно с ним по месту его постоянного жительства, он обязан представить документы, подтверждающие размер вносимой ими платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги;
— копии документов, подтверждающих право заявителя и (или) членов его семьи на льготы, меры социальной поддержки, компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена).
— копии документов, удостоверяющих принадлежность заявителя и членов его семьи к гражданству Российской Федерации и (или) государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, в соответствии с которым предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена).
Пунктом 10 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Постановление Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 (ред. от 18.06.2007) «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг «// «Российская газета», N 288, 22.12.2005. установлен прямой запрет на требование от граждан представления иных документов, помимо перечисленных выше.
Документы могут направляться в уполномоченные органы по почте. В этом случае копии документов должны быть нотариально заверены. В этом случае датой поступления документов в уполномоченный орган считается день подачи заявки на грант.
Обязанность подтверждения факта отправки документов лежит на заявителе. В связи с этим целесообразно отправлять соответствующие документы заказным (ценным) письмом с описью вложения и уведомлением о вручении. Это при необходимости позволит документально подтвердить и дату отправления, и дату вручения уполномоченному органу, и перечень направленных по почте документов Комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации (постатейный).
2-е изд., испр. и доп. / Под общ. ред. В.М. Жуйкова. М.: Юридическая фирма «Контракт», 2007.-с.318.
Заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии.
Уполномоченные органы формируют дело в отношении каждого заявителя, в которое включаются документы, связанные с предоставлением субсидии и определением ее размера (персональное дело).
Документы на бумажных и электронных носителях информации подлежат хранению не менее трех лет. При несоответствии записей на бумажных носителях информации записям на электронных носителях приоритет имеют записи на бумажных носителях. Должностные лица уполномоченных органов несут ответственность за распространение и (или) незаконное использование конфиденциальной информации, ставшей им известной в связи с решением вопроса о предоставлении субсидий Комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. О.А. Городова. М.: Зерцало, 2007.- с.226.
Заключение, Изучив значение субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг можно сделать следующие выводы:
1. Жилищно-коммунальная реформа происходит в России на протяжении более чем 10 лет, начиная с 1992 года. Цель жилищно-коммунальной реформы — это повышение качества обслуживания «среднего» жителя России при усилении его социальной защищенности. Именно социальная защита населения с низким доходом является неотъемлемой частью жилищно-коммунальной реформы.
После проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства, расходы на электроэнергию и водоснабжение резко возросли, больно ударяют по семейным бюджетам большинства россиян.
2. С 1 марта 2005 года вступил в действие Жилищный кодекс Российской Федерации. С этого момента субсидии на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставлялись на основании Жилищного кодекса и Постановления Правительства Российской Федерации от 30 августа 2004 года № 444 «О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг».
В настоящее время субсидии на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», принятого во исполнение ст. 159 Жилищного Кодекса Российской Федерации.
3. Существенное влияние на формирование доходов населения оказывают программы адресной государственной помощи. Программа жилищных субсидий является адресной программой социальной поддержки низкодоходной части населения. Она более справедлива, так как она распространяется на любую семью или одиноко проживающего гражданина, оказавшихся в тяжелом материальном положении.
Жилищные субсидии выполняют такие важные функции как социальная защита наиболее уязвимых слоев населения, снижая затраты из их бюджета на оплату жилищно-коммунальных услуг, тем самым сохраняя их доходы на другие жизненно-необходимые цели; снижение просроченной задолженности граждан, сохраняя при этом качественное обслуживание предприятиями жилищно-коммунального хозяйства их жилья и так далее.
Большое количество обращений за субсидиями определяет их значимость для семейного бюджета.
4. Задача
1) Гражданка Н. обратилась с заявлением о получении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В удовлетворении заявления ей было отказано по следующим основаниям: она не представила документы, подтверждающие доходы мужа. Н. считает отказ незаконным, т.к., хотя брак и не расторгнут, фактически муж уже более 5 лет не является членом ее семьи, не проживает в квартире, принадлежащей Н. на праве собственности, снялся с регистрационного учета, и поэтому его доходы не подлежат учету при определении совокупного дохода Н. Кто прав в споре? Как определяется совокупный доход семьи? Как он влияет на получение субсидии?
Ответ
В соответствии с п. «в» ст. 8 Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 (ред. от 18.06.2007) «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» необходимо предоставить «…документы, содержащие сведения о лицах, зарегистрированных совместно с заявителем по месту его постоянного жительства », т.е. подтверждением места постоянного жительства является регистрация по месту жительства. Муж гражданки Н. снялся с регистрационного учета, поэтому его доход не учитывается при исчислении субсидии. Поэтому, отказ был обоснованный.
2) Как определяется совокупный доход семьи?
Совокупный доход семьи определяется за 6 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении субсидии, если иное не установлено органами государственной власти субъекта РФ. При исчислении совокупного дохода семьи, независимо от раздельного или совместного проживания, учитываются доходы граждан, являющихся по отношению к получателю субсидии или членам его семьи.
Важно подчеркнуть, что при исчислении совокупного дохода учитываются суммы доходов до налоговых отчислений ст. 7 Федерального закона от 05.04.2003 N 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи // «Российская газета», N 67, 09.04.2003.
Среднемесячный совокупный доход семьи равен сумме среднемесячных доходов всех членов семьи Постановление Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 (ред. от 18.06.2007) «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» // «Собрание законодательства РФ», 19.12.2005, N 51, ст. 5547..
3) Как совокупный доход семьи влияет на получение субсидии?
Если совокупный доход семьи окажется ниже официально установленного максимального дохода семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, то возможно получение субсидии.
Есть прямая зависимость дохода семьи от величины субсидии: чем выше доход семьи, тем меньше размер получаемой субсидии. Кстати, в последние дни многие получатели субсидий заметили, что размер субсидии, особенно, в семьях пенсионеров, понизился. Причина этого заключается в том, что в январе 2010 года пенсии пенсионеров были повышены. В итоге — размер субсидии уменьшился. Так что, величина субсидии может как увеличиваться, так и уменьшаться, находясь в прямой зависимости от величины совокупного дохода, количественного состава семьи и других условий.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://ex-zaim.ru/kontrolnaya/jilischnyie-subsidii/
1. Жилищный Кодекс от 29.12.2004 N 188-ФЗ
2. Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 22.12.2008) «О государственной социальной помощи » (принят ГД ФС РФ 25.06.1999) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.04.2009) // «Российская газета», N 142, 23.07.1999.
3. Постановление Правительства РФ от 20.08.2003 N 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи» // «Российская газета», N 168, 26.08.2003.
4. Постановление Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 (ред. от 18.06.2007) «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных // «Российская газета», N 288, 22.12.2005.
5. Васильев, В. Реформа жилищно-коммунального хозяйства — панацея или необходимость? / В. Васильев. — М.: Правительство — город — люди. — 2003. — №10.
6. Государственное управление, местное самоуправление и реформа жкх // Доклады юбилейной научно-практической конференции, посвященной 50-летию ИПК госслужбы. Том 1. под ред. Лукьяновой Н.Ф. // Издательство: ИПК госслужбы, 2002 г.
7. Гражданское право. Учебник/ Под ред. Сергеева А. П., Толстого Ю.К.-5-е изд./перераб. и доп. М., ПРОСПЕКТ.Т.2. 2005.
8. Данилин, П.П. Переход от равномерных государственных субсидий «на квадратный метр» (бюджетные дотации) к целевой поддержке малообеспеченных семей. / П.П. Данилин. — М.: Фонд «Институт экономики города», 2001.
9. Жигунова А.В. О некоторых актуальных вопросах жилищного права//СибЮрВестник. № 3. 2001.
10. Жилищно-коммунальная реформа: планы и реальность // Хозяйство и право. 2004. № 9.
11. Ильин И.А. Условия осуществления жилищной реформы // Экономист. 2000. № 5.
12. Комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. О.А. Городова. М.: Зерцало, 2007.
13. Комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации (постатейный).
2-е изд., испр. и доп. / Под общ. ред. В.М. Жуйкова. М.: Юридическая фирма «Контракт», 2007.
14. Кутакова, Т.Б. Аналитический обзор политики оплаты жилищно-коммунальных услуг в городах — участниках ППВЖФ. / Т.Б. Кутакова. — М.: Фонд «Институт экономики города», 2001.
15. Максимова Н.С. Реформа жилищно-коммунальной сферы — важный резерв управления финансов России — 2001-№5
16. Новый Жилищный кодекс России. Актуальные проблемы: Сборник статей / Сост. А.Р. Кирсанов. М.: Ось-89, 2007.
17. Фаршатов И.А. Жилищное законодательство. Практика применения. Теоретические вопросы. М.: Инфра-М, 2007.
18. Чернышов, Л.Н. Изменения в финансировании муниципальных предприятий в ходе реформы ЖКХ. / Л.Н. Чернышов. — М.: Финансовая газета. Региональный выпуск — 2005. — №38.