Проведение и оформление результатов внешнего контроля
Коммерческий (аудиторский) контроль и государственный контроль для проверяемых организаций в большинстве случаев является внешним.
Внешний контроль (аудит) осуществляется независимой организацией на договорной основе с экономическим субъектом с целью подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности, а также оказания консультационных услуг.
Рационально организованный контроль сводит к минимуму время, затрачиваемое на процедуры аудита и обобщение полученной информации, улучшает качество полученной информации и расширяет возможности контроля аудита.
Перед началом работы проходит первый, так называемый подготовительный этап аудита, в течение которого необходимо выработать решение по следующим вопросам:
- заключить договоры на проведение аудита и определить условия его проведения (продолжительность, оплату и др.);
- осуществить подбор сотрудников для проведения аудита.
Вторым этапом аудита будет его планирование, которое включает следующие мероприятия: получение сведений о клиенте; предварительную аналитическую проверку, предварительную оценку системы внутреннего контроля, масштабов работ; оценку аудиторского (общего) риска; завершение экспертизы и оценку предварительных данных, разработку общего плана (стратегии) аудита; определение оптимального доверия к системе внутреннего контроля; разработку соответствующих процедур тестирования системы внутреннего контроля; разработку независимых процедур тестирования.
Третий шаг — это сама процедура аудита, когда необходимо оценить систему бухгалтерского учета и внутреннего контроля, используемую в организации. Этот этап включает в себя выполнение тестов, окончательную оценку внутреннего контроля, корректировку программы аудита.
Четвертый этап – независимые процедуры, когда аудитор собирает аудиторские доказательства (рабочие документы аудитора), необходимые в дальнейшем для формирования его мнения об отчетности. Независимые процедуры включают такие мероприятия, как проведение независимых тестовых операций; проведение аналитических процедур; проведение тестов оборотов по синтетическим счетам; проведение проверочных процедур общего составления баланса; оценка результатов независимых процедур; обобщение полученных данных и их оценка, корректировка программы аудита и др.
Пятый этап аудита – формулировка мнения и составление аудиторского отчета (заключения), в котором должно быть отражено мнение аудитора об отчетности. Данный этап включает: проверку финансовой отчетности, проверку результатов аудита, составление мнения о достоверности отчетности; составление проекта отчета; написание отчета.
Система внутреннего контроля в кредитной организации. Внутренний аудит банка
... следующие: изучить понятие и сущность внутреннего контроля; изучить организацию системы внутреннего контроля; рассмотреть структуру системы внутреннего контроля ЗАО «ПЕРВОУРАЛЬСКБАНК»; рассмотреть службу внутреннего аудита в ЗАО «ПЕРВОУРАЛЬСКБАНК»; проанализировать систему внутреннего контроля в ЗАО «ПЕРВОУРАЛЬСКБАНК». Основными ...
Результат аудиторской проверки, в соответствии с аудиторскими стандартами оформляется в виде заключения аудитора (аудиторской фирмы).
Заключение аудитора является юридически обязательным для всех юридических и физических лиц, государственных и судебных органов.
Заключение аудитора (аудиторской фирмы) по результатам проверки, проведенной по поручению государственных органов, приравнивается к заключению экспертизы, назначенной в соответствии с процессуальным законодательством РФ. Структура аудиторского заключения, используемого в Российской Федерации, приближена к международным стандартам составления заключения, состоит из трех частей: вводной, аналитической и заключительной.
Самый глубокий метод внешнего финансового контроля — это аудит. Ревизия проводится органами управления в отношении подведомственных предприятий и учреждений, а также различными государственными и негосударственными органами контроля (Департаментом финансового контроля и аудита Минфина РФ, Центральным банком РФ, аудиторскими службами).
По каждому аудиту сотрудникам, участвующим в нем, выдается специальный сертификат, который подписывается руководителем контрольно-ревизионного органа, заказавшего аудит, или уполномоченным им лицом. Кроме того, руководитель контрольно-ревизионной комиссии определяет сроки проведения проверки, состав комиссии, ее руководитель с учетом контроля, вытекающего из конкретных задач. Сроки не должны превышать 45 дней (календарных).
Конкретные контрольные вопросы определяются программой или списком основных вопросов. Программа контроля включает тему, период, который должен охватывать аудит, и утверждается руководителем контрольно-аудиторского органа.
Составлению программы ревизии и ее проведению должен предшествовать подготовительный период, в ходе которого участники ревизии обязаны изучить необходимые законодательные и другие нормативные, правовые акты, отчетные и статистические данные, другие имеющиеся материалы, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность.
На основании программы аудита определяется необходимость и возможность применения определенных контрольных действий, приемов и методов получения информации, аналитических процедур, объема выборки данных из контролируемой совокупности.
Руководитель контролируемой организации обязан создать соответствующие условия для контроля.
В случае возникновения препятствий со стороны руководителя проверяемой организации руководитель аудиторской группы информирует об этом руководителя органа, назначившего аудит.
При отсутствии или безопасности бухгалтерского учета в контролируемой организации руководитель аудиторской группы составляет акт и отчитывается руководителю контрольно-ревизионного органа, который направляется руководителю контролируемой организации.
Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организации, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя, главного бухгалтера и иных лиц, на которых возложена ответственность за их осуществление.
Контроль и ревизия дебиторской и кредиторской задолженности
... Ревизор проверяет порядок сверки расчетов в организации. Проверка реальности и законности расчетов с дебиторами и ... объемов выполненных работ (для чего можно провести контрольный обмер выполненных работ); на правильность составления бухгалтерских ... фактического и документальных форм контроля. Ревизия дебиторской и кредиторской задолженности. При проверке внутренней системы контроля дебиторской ...
Целью аудита является контроль соблюдения законодательства Российской Федерации при организации хозяйственных и финансовых операций, их действительности, наличия и движения имущества, использования материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, стандартами и оценки. Результаты аудита оформляются актом, который подписывают руководитель аудиторской группы, руководитель и главный бухгалтер проверяемой организации. можно установить срок до 5 дней для ознакомления с актом и его подписью.
Комментарии и возражения к акту, составленные лицами проверяемой организации, оформляются письменно и прилагаются к материалам проверки. Руководитель аудиторской группы проверяет обоснованность высказанных возражений и выдает по ним заключение, которое после рассмотрения и подписи руководителя контрольно-ревизионного органа направляется проверяемому и приобщается к материалам проверки.
Материалы проверки представляются руководителю контрольно-ревизионного органа не позднее 3-х рабочих дней с момента подписания акта.
По итогам комплексной проверки всей деятельности предприятия составляется акт, отражающий выявленные в ходе проверки недостатки в работе и нарушения государственной дисциплины.
Акт ревизии подписывается руководителем ревизионной группы, руководителем и главным (старшим) бухгалтером ревизуемого предприятия, а в необходимых случаях – руководителем и главным (старшим) бухгалтером, ранее работавшим в ревизуемом предприятии, к периоду работы которых относятся выявленные нарушения.
При наличии возражений или замечаний по акту ревизии руководитель и главный (старший) бухгалтер делают об этом оговорку перед своей подписью и не позднее 3 дней со дня подписания акта представляют письменные объяснения. Согласно акту, даются объяснения и других должностных лиц подконтрольного предприятия, которые непосредственно виновны в нарушениях, установленных проверкой. Правильность изложенных в пояснениях фактов должна быть проверена аудитором. По результатам проверки дается письменное заключение.
В случаях, когда выявленные в ходе проверки нарушения или злоупотребления могут быть скрыты или на основании выявленных фактов необходимо принять срочные меры по устранению нарушений или привлечению нарушителей к ответственности. В ходе проверки, не дожидаясь ее завершения, составляется отдельный временный акт, требуются необходимые объяснения от должностных лиц или финансово ответственных лиц.
Промежуточные акты составляются также для оформления результатов ревизии отдельных участков деятельности ревизуемого предприятия: по результатам ревизии кассы, инвентаризации материальных ценностей и основных фондов, контрольного обмера и проверки качества выполненных строительно-монтажных работ и др.
Промежуточные акты прилагаются к основному акту ревизии и подписываются членами ревизионной группы, которые участвовали в ревизии данного участка деятельности ревизуемого предприятия, и должностными лицами, отвечающими за этот участок работы, или материально ответственными лицами, отвечающими за сохранность денежных средств и материальных ценностей. Один экземпляр промежуточного акта вручается должностному лицу ревизуемого предприятия, подписавшему акт.
Ревизия дебиторской и кредиторской задолженности
... группы, с которым ознакамливается руководитель организации. 3 1 Ревизия дебиторской задолженности Основной риск, связанный с формированием дебиторской задолженности, — это отражение задолженности неплатежеспособных дебиторов. По правилам ... Попросите сделать для вас такой отчет по состоянию на дату проверки. 6. Сформируйте предварительное мнение о состоянии внутреннего контроля на данном ...
Факты, изложенные в промежуточных актах, включаются в основной (общий) акт ревизии.
В акте ревизии приводятся:
- общие данные о выполнении ревизуемым предприятием производственных и финансовых планов;
- выявленные факты нарушений законов РФ, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, нормативных актов министерств и ведомств;
- факты неправильного планирования производственных и финансовых показателей, невыполнения заданий и обязательств, неправильного расходования средств и других нарушений финансовой дисциплины;
- факты неправильного ведения бухгалтерского учета и составления отчетности;
- выявленные факты бесхозяйственности, недостач и хищений денежных средств и материальных ценностей;
- размеры причиненного материального ущерба и другие последствия допущенных нарушений с указанием фамилий и должностей лиц, по вине которых они были допущены;
- вскрытые при ревизии дополнительные возможности и резервы увеличения выпуска и реализации продукции, снижения ее себестоимости, увеличения прибыли, сокращения затрат на содержание аппарата управления, ликвидации потерь и непроизводительных расходов, увеличения доходов бюджета.
- Ревизия расчетов с дебиторами и кредиторами.
Целью аудита является проверка законности возникновения кредитов и задолженностей и своевременности их погашения, правильной организации учета операций и мер, принимаемых руководством организации по устранению причин возникновения невостребованной задолженности.
В зависимости от принятой в организации учетной политики, формы бухгалтерской организации аудитор может использовать в своей работе соответствующие источники информации. Так, при применении в организации журнально-ордерной формы учета могут быть использованы следующие источники информации:
- бухгалтерский баланс;
- журналы-ордера №6, 8, 9, 11 и другие;
- ведомости № 5, 7, 8, 9, 16 и другие;
- оборотные ведомости;
- карточки аналитического учета;
- материалы инвентаризации расчетов;
- первичные документы.
В зависимости от количества организаций, участвующих в расчетах, аудитор сам определяет метод проведения аудита — непрерывный или выборочный. В большинстве аудитов аудиторы используют метод выборки, однако, если расчетный учет находится в негодном состоянии, рекомендуется использовать метод непрерывного аудита. Этот метод используется рецензентами и небольшим количеством организаций, участвующих в расчетах.
Проверка расчетов по вышеуказанным счетам, как правило, начинается с ознакомления с материалами описи расчетов.
Во всех случаях, приступая к проверке, необходимо выяснить:
- правильно ли отражены по соответствующим статьям баланса остатки задолженности;
- причины образования задолженности;
- давность образования задолженности;
- по чьей вине она допущена;
- реальность погашения дебиторской задолженности;
- какие меры принимались руководством организации для погашения задолженности;
- выполняются ли требования статьи 12 Федерального Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изменениями и дополнениями от 23 июля 1998 г. № 123-ФЗ) в части обязательного проведения инвентаризации расчетов перед составлением годового отчета;
- проводилась ли сверка расчетов головного предприятия со структурными подразделениями, как состоящими, так и не состоящими на отдельном самостоятельном балансе.