Факт, определяющий контекст: В условиях масштабной структурной трансформации и внешних ограничений, наблюдаемых в Российской Федерации в 2022–2025 годах, годовая инфляция замедлилась до 8,01% (на конец сентября 2025 года) на фоне поддержания ключевой ставки Банка России на уровне 17,00% годовых. Эта комбинация высокой ставки (инструмент денежно-кредитной политики, ДКП) и сохраняющегося, хотя и сокращающегося, дефицита бюджета (инструмент фискальной политики, ФП) наглядно демонстрирует сложность и необходимость тонкой координации двух ключевых макроэкономических регуляторов.
Цель настоящего аналитического обзора — провести глубокий академический анализ сущности, инструментов и, главное, механизмов координации бюджетно-налоговой (фискальной) и денежно-кредитной (монетарной) политики (Policy Mix) в России, опираясь на официальные стратегии и актуальные данные 2022–2025 годов.
Роль Policy Mix в обеспечении макроэкономической стабильности в условиях структурной трансформации
Координация фискальной и монетарной политики является краеугольным камнем макроэкономического управления. В идеальных условиях обе политики должны действовать синергично, усиливая эффект друг друга для достижения общих целей: устойчивого экономического роста, низкой инфляции и полной занятости.
Однако в условиях современной российской экономики, переживающей структурную перестройку, внешнее давление и необходимость переориентации ресурсов, эта задача усложняется. В период 2022–2025 годов Правительство (Минфин) активно использовало бюджетный импульс для поддержки структурных изменений, в то время как Банк России (ЦБ РФ) был вынужден применять жесткую денежно-кредитную политику для стабилизации ценовой среды. Дивергенция в направленности политик (стимулирующая фискальная vs. сдерживающая монетарная) создает риск конфликта целей, который может быть смягчен только через эффективный механизм Policy Mix. Наша работа проанализирует, как именно этот механизм функционирует в РФ, уделяя особое внимание актуальным инструментам (например, бюджетное правило, ФНБ, ключевая ставка) и специфике их трансмиссии в российскую экономику.
Денежно-кредитная политика Банка России (2022–2025): Критический ...
... -за расширения фискального стимула и доминирования льготных государственных программ, что требует всестороннего изучения. Объектом исследования выступает Денежно-кредитная политика Банка России. Предметом исследования ... в проведении всестороннего критического анализа эффективности ДКП Банка России в условиях структурной трансформации и идентификации системных рисков, ограничивающих достижение ...
Денежно-кредитная политика Банка России: Инструменты и актуальные вызовы (2022-2025 гг.)
Денежно-кредитная политика (ДКП) Банка России, согласно Федеральному закону, имеет ключевую цель: защита и обеспечение устойчивости рубля. На практике это достигается через поддержание ценовой стабильности, что определяется как устойчиво низкая инфляция вблизи целевого уровня 4%. С 2014 года стратегия ДКП основана на режиме таргетирования инфляции, который обеспечивает институциональную независимость ЦБ РФ и фокусируется на контроле инфляционных ожиданий.
Ключевая ставка и актуальная макроэкономическая ситуация
Основным инструментом ДКП является ключевая ставка, которая служит индикатором стоимости денег в экономике и каналом воздействия на рыночные процентные ставки, динамику совокупного спроса и, в конечном счете, инфляцию.
| Показатель | Значение (на октябрь 2025 г.) | Целевой уровень/Траектория |
|---|---|---|
| Ключевая ставка Банка России | 17,00% годовых | Динамическая (с целью снижения инфляции) |
| Годовая инфляция (ИПЦ) | 8,01% | 4% (к 2026 году) |
| Динамика: Ключевая ставка | Снижена с 21,00% (апрель-май 2025 г.) | Ожидается постепенное снижение |
Изменение ключевой ставки транслируется в экономику с лагом, который, по оценкам Банка России, составляет от 3 до 6 кварталов. В период высокой инфляции (8,01%) высокая ставка (17,00%) является классическим контрциклическим инструментом, направленным на охлаждение кредитования и сдерживание потребительского спроса, чтобы вернуть инфляцию к целевому уровню. Вопреки распространенному мнению, для достижения необходимого эффекта на совокупный спрос и сдерживания инфляции Банку России приходится проводить более жесткую политику, чем это требовалось бы при отсутствии масштабных льготных программ.
Особенности работы трансмиссионного механизма ДКП в РФ
В условиях внешних ограничений и структурной перестройки экономики, эффективность традиционных каналов трансмиссии ДКП претерпела значительные изменения.
1. Ослабление Процентного Канала:
Классический процентный канал предполагает, что повышение ключевой ставки должно автоматически вести к удорожанию кредитов и снижению инвестиций и потребления. Однако в РФ этот механизм ослаблен из-за проциклического действия льготных программ кредитования (особенно в ипотеке и розничном сегменте).
Ставки по этим программам субсидируются государством и слабо зависят от ключевой ставки.
Следствие: Государственные субсидии через фискальные инструменты (расходы бюджета) частично нейтрализуют усилия монетарного регулятора, требуя от ЦБ более сильных и решительных действий.
2. Снижение Эффективности Валютного Канала:
Валютный канал, традиционно мощный в развивающихся экономиках, также ослаблен. Курс рубля остается плавающим, но его динамика определяется не столько спекулятивными потоками, сколько балансом спроса импортеров и предложения валюты экспортерами. Уход нерезидентов с российского финансового рынка и ограничения на трансграничные потоки капитала удлинили лаги действия валютного канала, снижая его оперативность и предсказуемость.
Таким образом, ДКП Банка России действует в условиях, когда ее инструменты имеют ограниченную эффективность, что требует более сильных и решительных действий, а также более тесной координации с Правительством. Впрочем, может ли ЦБ РФ достигнуть цели по инфляции без существенного снижения бюджетного импульса?
Фискальная политика РФ: Бюджетные правила, приоритеты структурной трансформации и налоговые реформы
Фискальная политика (ФП), проводимая Министерством финансов, в период 2022–2025 годов приобрела стратегическое значение не только как стабилизационный, но и как основной инструмент структурной трансформации экономики. Главный приоритет — переориентация ресурсов на новые национальные цели развития и поддержка базовых отраслей промышленности.
Эволюция и роль бюджетных правил
Ключевым институтом ответственной фискальной политики в РФ являются бюджетные правила. Они предназначены для изоляции федерального бюджета от волатильности мировых цен на сырье, обеспечивая макроэкономическую устойчивость.
Бюджетное правило основано на концепции базовых нефтегазовых доходов, рассчитываемых исходя из фиксированной базовой цены нефти.
| Параметр | Значение (2025 г.) | Планируемая динамика |
|---|---|---|
| Базовая цена нефти | 60 долларов США за баррель | Планируется постепенное снижение до $55 к 2030 г. |
| Структурный первичный дефицит* | 6,6% ВВП (ожидается в 2025 г.) | Снижение до 4,8% ВВП к 2028 году |
* Ненефтегазовый дефицит, отражающий долгосрочную устойчивость бюджета.
Если фактические нефтегазовые доходы превышают базовые, излишек направляется в Фонд национального благосостояния (ФНБ).
Если доходы ниже, недостаток покрывается из ФНБ.
Плановое сокращение структурного первичного дефицита (с 6,6% ВВП до 4,8% ВВП к 2028 году) является критически важным элементом координации с ДКП. Это демонстрирует стремление Правительства сократить бюджетный импульс, который генерирует инфляционное давление, тем самым облегчая задачу Банка России по достижению целевого уровня инфляции.
Налоговая политика как инструмент структурных изменений
Фискальная политика включает не только расходы, но и доходы. В последние годы в РФ активно проводится модернизация налоговой системы с целью повышения справедливости и эффективности изъятия ренты.
Ключевым примером структурной реформы является модернизация рентного налогообложения (НДПИ) в горно-металлургическом комплексе (ГМК), введенная с 2022 года. Эта реформа привязала ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) к уровню мировых цен на соответствующее сырье. Цель состоит в том, чтобы увеличить долю перераспределяемых через рентное налогообложение доходов в среднем до 15–20% свободного денежного потока компаний ГМК.
Аналитический вывод: Данная мера выполняет двойную функцию: она обеспечивает более справедливое распределение сырьевой ренты в пользу бюджета (фискальная стабильность) и одновременно стимулирует компании к инвестициям в переработку, снижая зависимость от экспорта непереработанного сырья (структурная трансформация).
Актуальные данные Минфина (январь-июль 2025 года) показывают, что совокупные доходы федерального бюджета составили 20 315 млрд руб. при расходах 25 194 млрд руб., что подтверждает сохранение дефицита, хотя и в рамках плановых показателей.
Фонд национального благосостояния (ФНБ) как стабилизационный и инвестиционный инструмент
Фонд национального благосостояния (ФНБ) является критически важным элементом Policy Mix, выполняя двойную функцию:
- Стабилизационная: Аккумулирование излишков нефтегазовых доходов для использования при низких ценах или для финансирования дефицита.
- Инвестиционная: Направление средств на финансирование крупных, стратегически важных инфраструктурных проектов.
На 1 октября 2025 года объем ФНБ составил 13,16 трлн рублей (5,9% ВВП).
Однако для оценки его ликвидной подушки важен показатель свободных средств: ликвидные активы составили лишь 4,165 трлн рублей (1,9% ВВП).
| Показатель ФНБ | Объем (на 01.10.2025 г.) | Доля в ВВП (прибл.) |
|---|---|---|
| Общий объем ФНБ | 13,16 трлн руб. | 5,9% |
| Ликвидные активы | 4,165 трлн руб. | 1,9% |
| Доля ликвидных активов | 31,6% | Рекордно низкий уровень |
Резкое сокращение доли ликвидных активов (до 32,1% к началу 2025 года) связано с массированным использованием средств ФНБ в 2024–2025 годах для покрытия дефицита и, что более важно, для финансирования крупных инфраструктурных проектов.
Использование ФНБ как инструмента бюджетного импульса:
В 2024 году на финансирование инфраструктурных проектов было направлено около 1 трлн рублей из ФНБ. Эти расходы, являясь частью фискальной политики, создают значительный бюджетный импульс. Конкретные примеры проектов, финансируемых из ФНБ:
- Авиастроение: Расширение производства воздушных судов.
- Газохимия: Строительство комплекса по переработке газа и газохимии в Усть-Луге.
- Транспорт: Строительство дороги «Казань – Екатеринбург».
- Высокоскоростное сообщение: Выделение 300 млрд рублей на проект ВСМ «Москва — Санкт-Петербург».
Такое целевое расходование ФНБ создает спрос на внутреннем рынке, что является стимулирующим фактором (фискальная экспансия), который должен быть учтен Банком России при определении траектории ключевой ставки.
Теоретические основы взаимодействия (Policy Mix) и специфика российской экономики
Теоретический анализ Policy Mix традиционно основывается на макроэкономических моделях, позволяющих оценить эффективность совместного применения инструментов.
Применение модели IS-LM для анализа Policy Mix в РФ
Модель IS-LM (Investment-Saving / Liquidity-Money) описывает общее равновесие на товарном (кривая IS) и денежном (кривая LM) рынках. Она служит базой для понимания эффекта мультипликатора и эффекта вытеснения (crowding-out effect).
- Стимулирующая фискальная политика (рост госрасходов): Сдвигает кривую IS вправо. Это приводит к росту ВВП и повышению процентных ставок.
- Сдерживающая монетарная политика (повышение ставки): Сдвигает кривую LM влево. Это приводит к снижению ВВП и росту процентных ставок.
В случае, когда Правительство проводит стимулирующую фискальную политику (активные госрасходы), а ЦБ — сдерживающую монетарную политику (высокая ставка), возникает конфликт. Рост ставки, вызванный ДКП, может «вытеснить» частные инвестиции (эффект вытеснения), частично нивелируя стимулирующий эффект госрасходов.
Специфика Policy Mix в РФ (2022-2025): Комбинация «стимулирующая фискальная + жесткая монетарная». Фискальный импульс направлен на поддержание экономического роста и структурную перестройку, в то время как жесткая ДКП направлена на сдерживание инфляции, порождаемой в том числе и этим фискальным импульсом.
Особенность: Низкая чувствительность инвестиций и крутая кривая IS
Ключевая особенность российской экономики, подтвержденная академическими исследованиями, заключается в низкой чувствительности инвестиций и совокупного спроса к динамике процентных ставок.
Теоретически, это означает, что кривая IS является крутой (близкой к вертикальной) в модели IS-LM.
Причины крутизны кривой IS в РФ:
- Неценовые факторы: Инвестиционные решения в России часто зависят от неценовых факторов: высокой неопределенности, геополитических рисков, административных барьеров, а также наличия льготных программ кредитования, ставки по которым фиксированы и не зависят от ключевой ставки.
- Структура кредитования: Значительная часть корпоративных кредитов выдается по фиксированным ставкам, что ослабляет мгновенное влияние ДКП.
Влияние на эффективность Policy Mix:
Когда кривая IS крутая, эффект вытеснения, вызванный ростом процентных ставок, минимален. Это означает, что мультипликатор фискальной политики (госрасходов) становится более эффективным.
Вывод: Стимулирующая фискальная политика Правительства РФ, направленная на структурные проекты, сохраняет свою эффективность в большей степени, чем в «классических» моделях, поскольку высокая ключевая ставка ЦБ РФ не способна полностью «задушить» частные инвестиции и спрос, поддерживаемые льготными программами и бюджетным импульсом.
Институциональный механизм координации и эмпирическая оценка эффективности
Эффективная координация Policy Mix не может быть достигнута только через реакцию рынков; она требует институциональных механизмов взаимодействия между Минфином и Банком России.
Механизмы согласованности действий
В РФ координация реализуется преимущественно на документально-функциональном уровне и через взаимный учет макроэкономических прогнозов, а не через прямое оперативное вмешательство в инструменты друг друга.
- Взаимный учет прогнозов:
- Банк России при разработке своих «Основных направлений ДКП» обязан учитывать параметры бюджетного импульса (планы по расходам и дефициту) Правительства. Это позволяет ЦБ заранее оценить инфляционное давление, которое создадут фискальные меры, и соответствующим образом скорректировать траекторию ключевой ставки.
- Правительство (Минфин) при составлении бюджета (ФП) учитывает цели Банка России по инфляции (4%) и его прогнозы по ключевой ставке, стремясь не создать чрезмерного давления на цены.
- Управление госдолгом: Минфин при размещении государственных ценных бумаг (ОФЗ) учитывает политику ЦБ по ликвидности. ЦБ, в свою очередь, может использовать операции на открытом рынке для смягчения волатильности ставок, связанной с заимствованиями Правительства.
Этот механизм обеспечивает согласованность, не нарушая независимости Банка России в вопросах ценовой стабильности, что является критически важным для режима таргетирования инфляции.
Оценка эффективности текущего Policy Mix
Текущая комбинация макроэкономических политик в РФ (2024–2025 гг.) может быть охарактеризована как «относительно жесткая ДКП + стимулирующая ФП».
| Цель политики | Инструмент | Направленность | Эффект на макропоказатели |
|---|---|---|---|
| Фискальная (Минфин) | Госрасходы, ФНБ (инвестиции) | Стимулирующая (Бюджетный импульс) | Поддержание ВВП (структурный рост), но с инфляционным давлением. |
| Монетарная (Банк России) | Ключевая ставка (17,00%) | Сдерживающая (Антиинфляционная) | Охлаждение совокупного спроса, снижение инфляционных ожиданий. |
Эмпирическое влияние (2025 г.):
- Инфляция: Политика работает с трудом. Несмотря на высокую ставку, инфляция остается высокой (8,01%), что объясняется сильным бюджетным импульсом, структурными проблемами и ослаблением трансмиссионного механизма ДКП (льготное кредитование).
- ВВП и Инвестиции: Фискальный импульс, поддерживаемый целевым использованием ФНБ на крупные инфраструктурные проекты, способствует поддержанию ненефтегазового ВВП и инвестиционн��й активности в приоритетных отраслях, несмотря на высокие рыночные ставки.
Вывод об эффективности: Текущий Policy Mix демонстрирует высокую эффективность в части поддержания структурного роста (за счет фискального импульса) при замедленной эффективности в части достижения ценовой стабильности (из-за конфликта между стимулирующими бюджетными расходами и антиинфляционной ДКП).
Постепенное плановое сокращение бюджетного дефицита к 2028 году (до 4,8% ВВП) является необходимым условием для того, чтобы Банк России смог достичь своей цели по инфляции (4%) без избыточного затягивания денежно-кредитных условий.
Заключение и перспективы координации
Анализ Policy Mix в Российской Федерации в период 2022–2025 годов показывает, что система макроэкономического регулирования находится в состоянии динамического равновесия, характерного для периода структурной трансформации и внешних шоков.
Ключевые выводы:
- Конфликт целей: Наблюдается временный конфликт между стимулирующей фискальной политикой (высокий бюджетный импульс, льготное кредитование, использование ФНБ) и жесткой монетарной политикой (высокая ключевая ставка 17,00%).
- Специфика трансмиссии: Российская экономика демонстрирует особенность, выраженную в крутой кривой IS (низкая чувствительность инвестиций к ставке), что усиливает эффективность фискального мультипликатора, но ослабляет процентный канал ДКП.
- Институциональная основа: Координация осуществляется через взаимный учет прогнозов (документально-функциональный уровень), что позволяет ЦБ и Минфину гармонизировать траектории действий.
- Перспективы: Для достижения долгосрочной цели по инфляции (4%) критически важно, чтобы Правительство придерживалось объявленной траектории по сокращению структурного первичного дефицита (до 4,8% ВВП к 2028 году).
Сокращение бюджетного импульса позволит Банку России постепенно снизить ключевую ставку, минимизируя риск рецессии и сохраняя структурный потенциал роста.
Дальнейшее повышение эффективности Policy Mix в РФ будет зависеть от успешности структурных реформ (например, налогообложения ГМК) и от способности правительства постепенно сворачивать льготные программы, что позволит восстановить полноценную работу процентного канала трансмиссионного механизма ДКП.
Список использованной литературы
- Бутук А.И. Макроэкономика: Учебное пособие. — К.: Знання.
- Вечканов Г., Вечканова Г. Макроэкономика. 2-е изд. — СПб.: Питер.
- Инновационный менеджмент: учебное пособие / Под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. — М.: Дело.
- Экономика отраслей АПК / И.А. Минаков, И.И. Куликов, О.В. Соколов и др.; Под ред. И.А. Минакова. — М.: Колос.
- Экономика предприятия: Учебник / Под ред. А.Е. Карлика, М.Л. Шухгальтер. — М.: ИНФРА-М.
- Колоколов В.А. Инновационные механизмы функционирования предпринимательских структур // Менеджмент в России и за рубежом.
- «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2024 год и период 2025 и 2026 годов» (утв. Банком России) // legalacts.ru. URL: https://legalacts.ru/doc/osnovnye-napravlenija-edinoi-gosudarstvennoi-denezhno-kreditnoi-politiki-na-2024/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов. Министерство финансов РФ. URL: https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2024/10/main/ON_BNTTP_2026-2028.pdf (дата обращения: 08.10.2025).
- Объем фонда национального благосостояния на начало года превысил 11,8 трлн руб. // ГАРАНТ.РУ. URL: https://www.garant.ru/news/1689241/ (дата публикации: 08.01.2024).
- Объем ФНБ в сентябре вырос на 20,5 млрд рублей, до 13,16 трлн рублей // Интерфакс. URL: https://www.interfax.ru/business/985223 (дата обращения: 08.10.2025).
- Доля ликвидных активов в объеме ФНБ к началу 2025 года упала до рекордно низких 32% // Интерфакс. URL: https://www.interfax.ru/business/949984 (дата обращения: 08.10.2025).
- Предварительная оценка исполнения федерального бюджета за январь-июль 2025 года. Министерство финансов РФ. URL: https://minfin.gov.ru/ru/press-center/?id_4=39739 (дата обращения: 08.10.2025).
- Нефтегазовые доходы бюджета уменьшились почти на четверть в сентябре // Ведомости. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2025/10/04/1066705-neftegazovie-dohodi (дата публикации: 04.10.2025).
- Сергей Дробышевский: «К концу года ставка может снизиться до 14,5–15%, а инфляция – до 6%» // Институт Гайдара. URL: https://iep.ru/press/sergej-drobyshevskij-k-koncu-goda-stavka-mozhet-snizitsya-do-145-15-a-inflyaciya-do-6.html (дата обращения: 08.10.2025).
- Снизит или все-таки нет: аналитик оценил, как ЦБ поступит с ключевой ставкой // Банки.ру. URL: https://www.banki.ru/news/daytheme/?id=11071481 (дата обращения: 08.10.2025).
- Инфляция и ключевая ставка Банка России. Банк России. URL: https://www.cbr.ru/hd_base/infl_ks/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Заседания по ключевой ставке в 2025: график, прогнозы SberCIB // SberCIB Investment Research. URL: https://www.sbercib.ru/ru/analytics/keys-rate (дата обращения: 08.10.2025).
- Модель IS-LM / Высшая школа экономики. URL: https://www.hse.ru/data/2012/10/03/1243912151/Лекция%207%20Модель%20IS-LM.pdf (дата публикации: 03.10.2012).
- ПРИМЕНЕНИЕ МОДЕЛИ IS-LM ДЛЯ АНАЛИЗА СТИМУЛИРУЮЩЕЙ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ И ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РФ // KubSTU. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-modeli-is-lm-dlya-analiza-stimuliruyuschey-denezhno-kreditnoy-i-fiskalnoy-politiki-v-rf (дата обращения: 08.10.2025).
- Основы координации денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политик для обеспечения роста российской экономики // Экономика. Налоги. Право. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovy-koordinatsii-denezhno-kreditnoy-i-byudzhetno-nalogovoy-politik-dlya-obespecheniya-rosta-rossiyskoy-ekonomiki/viewer (дата обращения: 08.10.2025).
- Денежно-кредитная политика России на современном историческом этапе: основные направления, оценка и взаимосвязь с бюджетной политикой // Астраханский государственный технический университет. URL: https://www.astu.org/Content/Page/8916 (дата обращения: 08.10.2025).
- Структура механизма координации бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики // КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/struktura-mehanizma-koordinatsii-byudzhetno-nalogovoy-i-denezhno-kreditnoy-politiki (дата обращения: 08.10.2025).
- Денежно-кредитная политика и финансовая стабильность. Банк России, 2017. URL: https://www.cbr.ru/Content/Document/File/49495/dp_fs_2017.pdf (дата обращения: 08.10.2025).
- Проблемы координации бюджетной и денежно-кредитной политики Российской Федерации // КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-koordinatsii-byudzhetnoy-i-denezhno-kreditnoy-politiki-rossiyskoy-federatsii/viewer (дата обращения: 08.10.2025).