Личное Пенсионное Планирование в РФ (2024–2025): Актуализированный Анализ Системы, Законодательства и Инструментов

Эссе

В Российской Федерации целевой коэффициент замещения заработной платы средним размером пенсии, установленный Конвенцией Международной организации труда (МОТ) № 102, должен составлять не менее 40%. Однако, по актуальным данным 2024 года, этот показатель снизился до критически низкого уровня — 27,3%. Этот факт служит не просто статистической сводкой, а жестким предупреждением: полагаться исключительно на обязательное государственное пенсионное обеспечение более невозможно, поскольку уровень будущих выплат даже теоретически не сможет покрыть привычные расходы.

Данная работа представляет собой глубокий аналитический обзор современного состояния пенсионной системы РФ, учитывающий все законодательные и экономические изменения 2024–2025 годов. Наша задача — не просто деконструировать устаревшие подходы, характерные для периода 2016–2017 годов, но и разработать практически применимый, юридически и экономически обоснованный личный финансовый план для молодого специалиста, нацеленного на обеспечение достойной старости.

Введение: Цели, Актуальность и Структура Эссе

Актуальность темы личного пенсионного планирования в России обусловлена двумя фундаментальными факторами: демографическим давлением на систему и структурными изменениями в законодательстве, направленными на стимулирование добровольных накоплений, что является глобальной тенденцией. Проблема низкого коэффициента замещения (27,3%) свидетельствует о том, что даже при выполнении всех требований обязательного пенсионного страхования (ОПС), будущая страховая пенсия по старости не сможет обеспечить уровень жизни, сопоставимый с уровнем трудовой деятельности. Это требует от граждан, особенно от молодых специалистов, перехода к активной стратегии управления своим будущим капиталом, при котором персональная ответственность становится ключевым драйвером успеха.

Цель работы: Провести комплексный анализ текущей трехуровневой пенсионной системы РФ, выявить ее сильные и слабые стороны в контексте 2024–2025 гг., и на основе полученных данных разработать актуализированную, многокомпонентную стратегию личного долгосрочного финансового планирования, интегрирующую Программу долгосрочных сбережений (ПДС) и Индивидуальный Инвестиционный Счет третьего типа (ИИС-3).

Структура работы: Эссе последовательно раскрывает теоретические основы, детализирует параметры обязательной системы, анализирует эффективность негосударственных фондов и, наконец, сравнивает и интегрирует ключевые инструменты добровольного планирования в практический финансовый план.

6 стр., 2591 слов

Структура и Методология Курсовой Работы: Финансовые Риски и Критерии ...

... и методологически обоснованной системы оценки и прогнозирования финансовой несостоятельности российских ... работы необходимо решить следующие ключевые задачи: Обобщить и систематизировать правовые и теоретические основы финансового ... план выходят системные внутренние проблемы. Согласно аналитическим обзорам Банка России и опросам руководителей компаний (данные февраля–июня 2024 года), финансовые ...

Теоретические Основы Пенсионного Обеспечения в РФ

Современная пенсионная система Российской Федерации является многоуровневой и функционирует на стыке социального страхования, государственного обеспечения и частных накоплений. Ее структура представляет собой сложный механизм, требующий четкого понимания ролей ключевых участников и правовых основ.

Правовые основы и структура (ОПС, ГПО, НПО)

Пенсионная система традиционно делится на три уровня:

  1. Обязательное Пенсионное Страхование (ОПС): Базируется на принципе солидарности поколений. Основным элементом является Страховая пенсия, регулируемая Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в актуальной редакции от 28.02.2025).

    Ее размер напрямую зависит от индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) и стажа.

  2. Государственное Пенсионное Обеспечение (ГПО): Включает социальные пенсии и пенсии за выслугу лет для отдельных категорий граждан (военнослужащие, госслужащие).
  3. Негосударственное Пенсионное Обеспечение (НПО) и Долгосрочные Сбережения (ПДС): Является добровольным и регулируется, в частности, Федеральным законом от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (в ред. от 31.07.2025).

    В эту категорию входят традиционные программы НПО, а также новый ключевой элемент — Программа долгосрочных сбережений (ПДС), запущенная в 2024 году.

Накопительная пенсия — это денежные средства, сформированные за счет страховых взносов, инвестиционного дохода и добровольных взносов. Она регулируется Федеральным законом от 28.12.2013 № 424-ФЗ. Накопительная часть пенсии формировалась за счет обязательных взносов до 2014 года и продолжает расти за счет инвестирования.

Роль Социального Фонда России (СФР) и Негосударственных Пенсионных Фондов (НПФ)

В начале 2023 года произошло объединение Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования в единый Социальный Фонд России (СФР).

СФР является государственной структурой и выполняет следующие ключевые функции:

  • Сбор страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию.
  • Учет и начисление индивидуальных пенсионных коэффициентов (ИПК).
  • Формирование и выплата страховых пенсий.
  • Управление накопительной частью пенсии граждан, не выбравших НПФ (т.н. «молчуны»).

Негосударственный Пенсионный Фонд (НПФ) — это частная некоммерческая организация, действующая под контролем Центрального Банка РФ (ЦБ РФ).

Роль НПФ эволюционировала:

  1. Управление ОПС: НПФ инвестируют средства пенсионных накоплений, сформированных до 2014 года, стремясь обеспечить доходность выше инфляции.
  2. Негосударственное Пенсионное Обеспечение (НПО): Классические корпоративные и индивидуальные программы.
  3. Администратор ПДС: В рамках новой программы НПФ выступают операторами долгосрочных сбережений, обеспечивая их инвестирование, защиту и выплату, в том числе с использованием механизма государственного софинансирования.

Регулирование ЦБ РФ гарантирует, что НПФ придерживаются консервативной инвестиционной политики, что является ключевым фактором стабильности системы, но часто ограничивает потенциальную доходность. Так что, если вы ищете агрессивный рост, возможно, стоит рассмотреть ИИС-3.

Актуальный Анализ Страховой Пенсии и Макроэкономического Контекста (2025)

Страховая пенсия остается фундаментом пенсионного обеспечения, но ее расчетные параметры и макроэкономический контекст ясно показывают, что она не может быть единственным источником дохода в старости.

Параметры расчета Страховой Пенсии (СП) в 2025 году

Страховая пенсия (СП) по старости рассчитывается по формуле, где каждый элемент строго регламентирован ФЗ №400:

СП = ИПК × СИПК + ФВ

Где:

  • ИПК (Индивидуальный Пенсионный Коэффициент) — сумма коэффициентов, начисленных за каждый год трудовой деятельности.
  • СИПК (Стоимость одного ИПК) — ежегодно индексируемая государством стоимость.
  • ФВ (Фиксированная Выплата) — гарантированная часть пенсии.

В 2025 году действуют следующие ключевые параметры (после завершения переходного периода):

Параметр Требование 2025 года Детализация
Минимальный ИПК 30 Необходимо накопить для назначения пенсии.
Минимальный Стаж 15 лет Необходимый страховой стаж.
Стоимость 1 ИПК (СИПК) 142,76 рубля Увеличена с 133,05 руб. в 2024 году.
Фиксированная Выплата (ФВ) 8 728,73 рубля Увеличена с 8 134,88 руб. в 2024 году.
Максимальный Годовой ИПК 10 Достигается при годовом доходе в пределах предельной базы для начисления взносов — 2 759 000 рублей.

Таким образом, даже максимальная страховая пенсия, рассчитанная при выполнении всех условий, остается относительно невысокой по сравнению с уровнем заработной платы, что усиливает необходимость личных накоплений.

Возобновление индексации и Социально-Экономические Вызовы

Важным законодательным изменением, вступившим в силу с 1 января 2025 года, стало возобновление индексации страховых пенсий работающим пенсионерам. Это решение направлено на восстановление социальной справедливости и стимулирование продолжения трудовой деятельности. Однако, на макроэкономическом уровне сохраняется критический вызов — низкий коэффициент замещения. Текущий показатель в 27,3% значительно отстает от международного стандарта МОТ (40%).

Снижение коэффициента замещения означает, что гражданин, вышедший на пенсию, столкнется с падением дохода более чем на 70% по сравнению с его трудовым периодом, если не будут предприняты меры личного накопления. Прожиточный минимум пенсионера (ПМП) на 2025 год установлен на уровне 15 250 рублей, что лишь подчеркивает разрыв между минимальными социальными гарантиями и потребностью в достойном доходе. Разве не стоит, зная об этих цифрах, взять свое финансовое будущее под личный контроль уже сегодня?

Бюджет СФР: Профицит ОПС vs. Общий Дефицит

Анализ бюджета Социального Фонда России на 2025 год дает двойственную картину устойчивости системы. С одной стороны, прогнозируется, что бюджет СФР в части обязательного пенсионного страхования (ОПС) будет исполнен с профицитом. Это означает, что поступлений от страховых взносов хватает для покрытия текущих выплат по страховым пенсиям, что устраняет необходимость в межбюджетном трансферте из федерального бюджета на эти цели. Этот профицит достигается благодаря жесткому контролю за поступлением взносов и «заморозке» накопительной части.

С другой стороны, при рассмотрении общего бюджета СФР (включая социальные выплаты, пособия и материнский капитал), картина меняется. Согласно утвержденному проекту, общий бюджет СФР на 2025 год прогнозируется с дефицитом в размере 369,52 млрд рублей (при доходах 16,623 трлн руб. и расходах 16,993 трлн руб.).

Этот дефицит, хоть и покрывается за счет других источников, указывает на то, что система социального обеспечения в целом остается зависимой от бюджетных вливаний, что является риском в долгосрочной перспективе.

Накопительная Составляющая: Статус и Фактическая Доходность

Для граждан, родившихся в 1967 году и моложе, судьба накопительной пенсии тесно связана с решениями государства и эффективностью управления НПФ.

Правовой статус накопительной пенсии (для 1967 г.р. и моложе)

С 2014 года действует «заморозка» формирования накопительной части пенсии за счет обязательных страховых взносов. Это означает, что все 6% взносов, которые ранее могли быть направлены в накопительную систему, теперь полностью идут на финансирование страховой пенсии (увеличивая ИПК текущих пенсионеров).

Важно: «Заморозка» касается только новых обязательных взносов. Накопленная сумма, сформированная до 2014 года, а также средства, поступившие за счет добровольных взносов или материнского капитала, продолжают расти за счет инвестиционного дохода, получаемого НПФ или СФР (в зависимости от выбора застрахованного лица).

Накопительная пенсия имеет более мягкие условия выхода на пенсию: право на выплату наступает при достижении «старого» пенсионного возраста (60 лет для мужчин, 55 лет для женщин), независимо от нового пенсионного возраста для страховой пенсии.

Особое внимание следует уделить возможности получения накоплений единовременной выплатой. Если расчетный размер накопительной пенсии составляет менее 10% от величины прожиточного минимума пенсионера (ПМП), гражданин может получить всю сумму сразу. При ПМП в 15 250 рублей на 2025 год, порог для единовременной выплаты составляет 1 525 рублей. Это актуально для граждан с небольшими накоплениями.

Доходность, Риски и Выбор НПФ

Инвестиционная эффективность НПФ — критически важный фактор. Анализ результатов 2024 года показывает, что медианная доходность НПФ по портфелям ОПС составила 10,1%. Однако, при расчете реальной эффективности для застрахованных лиц (отражение на счетах), средневзвешенная доходность составила лишь 6,5% при официальном уровне инфляции в 9,52%.

Вывод: В 2024 году инвестиционная деятельность НПФ не смогла перекрыть инфляцию, что привело к реальному обесцениванию накоплений. Этот факт должен стать мощным аргументом в пользу инструментов, где гражданин сам выбирает стратегию, например, при использовании Индивидуального Инвестиционного Счета.

Для долгосрочного планирования необходимо выбирать фонды, демонстрирующие не только высокую, но и стабильную доходность, а главное — максимальную надежность.

Критерии выбора НПФ:

  1. Рейтинг Надежности: Следует ориентироваться на рейтинги ведущих российских агентств («Эксперт РА», НРА).

    Максимальный уровень надежности обозначается как ruAAA. Например, по состоянию на май 2025 года, АО «НПФ Эволюция» подтвердил кредитный рейтинг финансовой надежности на уровне ruAAA.

  2. Инвестиционная Политика: Портфели НПФ, как правило, консервативны. По состоянию на 2025 год, наиболее крупные доли в активах ОПС занимают: Государственные ценные бумаги РФ (ОФЗ) (порядка 57–58%) и Корпоративные облигации российских эмитентов (порядка 24–26%).

    Эта структура минимизирует риски, но ограничивает потенциал роста.

Инструменты Личного Долгосрочного Планирования (ПДС и ИИС-3)

В условиях «заморозки» ОПС, личное финансовое планирование переходит в плоскость добровольных, частных инструментов. Два наиболее актуальных инструмента в 2024–2025 гг. — это Программа Долгосрочных Сбережений (ПДС) и Индивидуальный Инвестиционный Счет третьего типа (ИИС-3).

Программа Долгосрочных Сбережений (ПДС) как фундамент

ПДС, запущенная с 1 января 2024 года, является государственно-частным партнерством, призванным создать новую основу для долгосрочных накоплений. ПДС обладает тремя ключевыми преимуществами:

  1. Государственное Софинансирование: Государство предоставляет софинансирование в течение 10 лет (срок увеличен с первоначальных 3 лет).

    Максимальная сумма доплаты составляет 36 000 рублей в год.

  2. Защита АСВ: Накопления в ПДС, в отличие от инвестиций на брокерском счете, застрахованы Агентством по страхованию вкладов (АСВ) на сумму до 2,8 млн рублей, что вдвое превышает лимит страхования банковских вкладов.
  3. Налоговые Льготы: Вкладчик имеет право на налоговый вычет (возврат НДФЛ) с личных взносов в ПДС в размере до 400 000 рублей в год.

Ключевой нюанс: Зависимость Софинансирования от Дохода

Размер государственного софинансирования напрямую зависит от среднемесячного официального дохода вкладчика (по данным ФНС), что является критически важным для планирования:

Среднемесячный Доход (руб.) Соотношение Софинансирования Максимальный Ежегодный Взнос для Макс. Софинансирования (36 000 руб.)
До 80 000,00 1:1 (на 1 руб. взноса — 1 руб. от государства) 36 000 руб.
От 80 000,01 до 150 000,00 1:0,5 72 000 руб.
Свыше 150 000,01 1:0,25 144 000 руб.

Выплаты из ПДС могут быть назначены через 15 лет участия в программе или при достижении «старого» пенсионного возраста (60/55 лет).

Досрочное снятие возможно только при потере кормильца или дорогостоящем лечении.

Индивидуальный Инвестиционный Счет третьего типа (ИИС-3)

ИИС-3, запущенный в 2024 году, является мощным инвестиционным инструментом, интегрирующим налоговые льготы и долгосрочную инвестиционную дисциплину.

Преимущества ИИС-3:

  • Двойной Налоговый Вычет: Вкладчик может одновременно использовать:
    1. Вычет с внесенных средств (тип А, до 400 000 руб./год).
    2. Вычет с инвестиционного дохода (тип Б, без лимита на прибыль, до 30 млн руб.).
  • Срок Владения: Минимальный срок владения для получения льгот составляет 5 лет для счетов, открытых в 2024–2026 годах, с последующим поэтапным увеличением до 10 лет.

ИИС-3 позволяет молодому специалисту инвестировать в более доходные, но и более рискованные активы (акции, корпоративные облигации), тем самым максимизируя потенциальный доход на горизонте 20–30 лет.

Сравнительный анализ инструментов

Для принятия решения о личном пенсионном планировании необходим сравнительный анализ ключевых инструментов, доступных в 2025 году.

Критерий ПДС (через НПФ) ИИС-3 (через Брокера/УК) ОФЗ/Корп. Облигации (Брокерский счет) Банковский Вклад
Цель Долгосрочные сбережения с гос. поддержкой Долгосрочное инвестирование с макс. налоговыми льготами Инвестиционный доход, средний риск Сохранность, ликвидность
Гос. Софинансирование Да (до 36 000 руб./год, 10 лет) Нет Нет Нет
Страхование АСВ До 2,8 млн руб. Нет (только средства клиента) Нет До 1,4 млн руб.
Налоговый Вычет Да (возврат НДФЛ до 52 000 руб./год) Да (Двойной вычет: на взнос и на доход) Нет (НДФЛ с купонов и прибыли) Нет
Ликвидность Низкая (15 лет или пенсионный возраст) Низкая (5–10 лет) Средняя (быстрая продажа) Высокая
Потенциальная Доходность Средняя (консервативная политика НПФ) Высокая (зависит от стратегии) Средняя/Высокая Низкая (не всегда покрывает инфляцию)

Разработка Практического Личного Финансового Плана

Для молодого специалиста, начинающего карьеру в 2024–2025 годах, оптимальная стратегия не должна быть основана на одном инструменте. Она должна использовать синергию государственных программ и эффективных инвестиционных механизмов.

Пошаговая стратегия формирования долгосрочного капитала

Этап 1: Формирование Фонда Государственного Софинансирования (ПДС)

  • Цель: Получить максимальную гарантированную «премию» от государства.
  • Действие: Открыть счет ПДС в НПФ с наивысшим рейтингом надежности (ruAAA).
  • Взнос: Определить необходимую сумму взноса для получения максимального софинансирования в 36 000 рублей.
    • Пример (Доход до 80 000 руб./мес.): Ежегодный взнос должен составлять 36 000 руб. (3 000 руб./мес.).
    • Пример (Доход от 80 000 до 150 000 руб./мес.): Ежегодный взнос должен составлять 72 000 руб. (6 000 руб./мес.).
  • Выгода: В течение 10 лет участник получает до 360 000 рублей от государства, которые сразу инвестируются. Дополнительно он получает налоговый вычет 13% от своих взносов. ПДС выступает как «якорный» консервативный актив с максимальной защитой.

Этап 2: Максимизация Инвестиционной Доходности (ИИС-3)

  • Цель: Догнать и перегнать инфляцию за счет активного инвестирования и налоговых льгот.
  • Действие: Открыть ИИС-3.
  • Взнос: Направлять оставшуюся часть долгосрочных сбережений на ИИС-3, чтобы использовать налоговый вычет (до 400 000 руб. в год).
  • Стратегия: На ИИС-3 следует использовать более агрессивную стратегию, чем у НПФ. Рекомендуется инвестировать в диверсифицированный портфель, включающий ОФЗ (как базовый актив), высоконадежные корпоративные облигации, а также акции российских эмитентов, ориентированных на рост.

Этап 3: Регулярный Мониторинг и Ребалансировка

  • Ежегодный анализ доходности НПФ и ИИС-3.
  • Проверка соответствия взносов в ПДС для получения полного софинансирования (корректировка при изменении дохода).
  • Переход к более консервативным инструментам на ИИС-3 за 5–7 лет до планируемого выхода на пенсию.

Расчетные примеры

Рассмотрим пример молодого специалиста с официальным доходом 70 000 рублей в месяц (840 000 руб./год).

1. Накопления через ПДС (Срок: 10 лет софинансирования)

Параметр Расчет Сумма за 10 лет
Личный Взнос (1:1) 36 000 руб./год 360 000 руб.
Софинансирование 36 000 руб./год 360 000 руб.
Итого Взнос + Софинансирование 72 000 руб./год 720 000 руб.
Налоговый Вычет (13% от 36 000) 4 680 руб./год 46 800 руб.

Таким образом, за 10 лет только за счет взносов и софинансирования в ПДС капитал увеличится на 720 000 рублей (плюс инвестиционный доход).

2. Накопления через ИИС-3

Предположим, специалист дополнительно вносит на ИИС-3 100 000 рублей в год в течение 10 лет.

  • Взнос: 1 000 000 руб.
  • Налоговый Вычет (Тип А): 13% от 1 000 000 руб. = 130 000 руб.

Даже при умеренной среднегодовой доходности 10% годовых, через 10 лет этот капитал достигнет:

Будущая стоимость = Взнос × [((1+r)n - 1) / r]

Будущая стоимость = 100 000 × [((1+0.10)10 — 1) / 0.10] ≈ 100 000 × 15.937 = 1 593 700 руб.

Общий Вывод: При комбинированном подходе, за первые 10 лет работы, капитал специалиста составит более 2,3 млн рублей (без учета инвестиционного дохода НПФ и возвращенного НДФЛ), что является существенной базой для обеспечения достойного уровня жизни в дополнение к страховой пенсии.

Заключение

Анализ современного состояния пенсионной системы Российской Федерации (2024–2025 гг.) однозначно подтверждает необходимость перехода от пассивной надежды на государственное обеспечение к активному, юридически и финансово грамотному личному планированию.

Система обязательного пенсионного страхования (ОПС), несмотря на профицит в части сбора взносов и возобновление индексации работающим пенсионерам, не способна обеспечить достойный уровень жизни в старости. Критически низкий коэффициент замещения (27,3%) и ограниченная фактическая доходность негосударственных пенсионных фондов (6,5% при инфляции 9,52% в 2024 году) являются прямыми стимулами для личного участия.

Ключевой вывод состоит в том, что достойное финансовое обеспечение старости возможно только через синергетическое сочетание государственных и частных инструментов, основанных на актуальном законодательстве.

  1. Программа Долгосрочных Сбережений (ПДС): Является фундаментом личного плана благодаря государственному софинансированию до 36 000 рублей в год (в течение 10 лет) и беспрецедентной защите накоплений (АСВ до 2,8 млн руб.), что закреплено в Федеральном законе № 75-ФЗ (редакция 2025 года).
  2. Индивидуальный Инвестиционный Счет третьего типа (ИИС-3): Обеспечивает потенциально более высокую доходность и мощные налоговые льготы (двойной вычет), позволяя эффективно бороться с инфляцией на длинном горизонте.

Использование ПДС для гарантированного роста капитала и ИИС-3 для его диверсификации и агрессивного приумножения является оптимальной стратегией для молодого специалиста в современных реалиях, обеспечивая не просто выживание, а финансовую независимость в пожилом возрасте.

Список использованной литературы

  1. Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».
  2. Федеральный закон от 28.12.2013 N 424-ФЗ «О накопительной пенсии».
  3. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 28.02.2025) «О страховых пенсиях» [Электронный ресурс]. Документ опубликован на сайте Consultant.ru.
  4. Федеральный закон от 30.11.2011 N 360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений».
  5. Федеральный закон от 04.12.2013 N 351-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения».
  6. Программа долгосрочных сбережений граждан – закон об увеличении срока софинансирования опубликован [Электронный ресурс]. Документ опубликован на сайте Consultant.ru.
  7. Индивидуальный пенсионный коэффициент (формула расчета) [Электронный ресурс]. Документ опубликован на сайте Consultant.ru.
  8. Что такое ИПК? [Электронный ресурс]. Документ опубликован на сайте СФР. URL: https://sfr.gov.ru.
  9. Рейтинги финансовой надежности негосударственных пенсионных фондов [Электронный ресурс]. Документ опубликован на сайте raexpert.ru.
  10. «Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг АО «НПФ Эволюция» на уровне ruAAА [Электронный ресурс]. Документ опубликован на сайте raexpert.ru.
  11. Бюджет для граждан 2023-2025 [Электронный ресурс]. Документ опубликован на сайте Минфина России. URL: https://minfin.gov.ru.
  12. Что изменилось в России с 1 января 2025 года: увеличение МРОТ и пенсий, введение прогрессивной шкалы НДФЛ, рост ставки налога на прибыль организаций [Электронный ресурс]. Документ опубликован на сайте Garant.ru.
  13. Индивидуальный инвестиционный счет: как открыть ИИС-3 [Электронный ресурс]. URL: https://xn--80apaohbc3aw9e.xn--p1ai.
  14. Программа долгосрочных сбережений — Портал МОИФИНАНСЫ.РФ [Электронный ресурс]. URL: https://xn--80apaohbc3aw9e.xn--p1ai.
  15. Индивидуальный пенсионный коэффициент: как рассчитывается [Электронный ресурс]. URL: https://xn--d1aqf.xn--p1ai.
  16. СФР или НПФ: в чем разница и где хранить деньги? [Электронный ресурс]. Документ опубликован на сайте Ya.ru.
  17. Пенсионная реформа — 2025: что ждет россиян в наступившем году [Электронный ресурс]. Документ опубликован на сайте НАПФ. URL: https://napf.ru.
  18. Что изменилось в социальном обеспечении граждан с 2025 года? [Электронный ресурс]. Документ опубликован на сайте РАНЕПА. URL: https://ranepa.ru.
  19. Что такое программа долгосрочных сбережений (ПДС): условия и как работает [Электронный ресурс]. Документ опубликован на сайте Sberbank.com.
  20. Программа долгосрочных сбережений 2025 года: Тест-драйв [Электронный ресурс]. Документ опубликован на сайте VTB NPF. URL: https://vtbnpf.ru.
  21. ОБЗОР КЛЮЧЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ [Электронный ресурс]. Документ опубликован на сайте Банка России. URL: https://cbr.ru.
  22. Накопительная пенсия: кто и как может получить в 2025 году [Электронный ресурс]. URL: https://xn--d1aqf.xn--p1ai.
  23. Что такое пенсионные коэффициенты [Электронный ресурс]. Документ опубликован на сайте Госуслуг. URL: https://gosuslugi.ru.
  24. Что такое негосударственный пенсионный фонд (НПФ) простыми словами [Электронный ресурс]. Документ опубликован на сайте fpa.ru.
  25. ИНФОРМАЦИОННО-СТАТИСТИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК за 2024 год [Электронный ресурс]. Документ опубликован на сайте СФР. URL: https://sfr.gov.ru.
  26. http://www.pfrf.ru/
  27. http://www.lkapital.ru/
  28. http://www.npfsberbanka.ru/
  29. http://finsuccess.ru/
  30. http://pensia-expert.ru/
  31. http://www.aif.ru/
  32. https://ipp.npfsb.ru/
  33. http://www.ra-national.ru/