Современные тенденции, проблемы и перспективы развития страхового рынка Российской Федерации (2024–2025 гг.)

Дипломная работа

Актуальность, цели и задачи исследования

Страховой рынок Российской Федерации переживает период беспрецедентной трансформации, обусловленной сочетанием глобальных геополитических вызовов, санкционного давления, ускоренной цифровизации экономики и значительных изменений в регуляторной среде. В условиях, когда традиционные механизмы управления рисками нарушены, а финансовая система ищет новые пути обеспечения устойчивости, роль страхования как ключевого института финансовой защиты и экономического стабилизатора возрастает многократно, требуя глубокого теоретического переосмысления его сущности.

Актуальность настоящего исследования определяется необходимостью глубокого теоретического переосмысления сущности и функций страхования, а также проведения исчерпывающего эмпирического анализа структуры и динамики рынка в период 2024–2025 годов. Устаревшие подходы не способны адекватно оценить новые феномены, такие как критическая роль внутреннего перестрахования, взрывной, но технически обусловленный рост накопительного страхования жизни (НСЖ) и острота проблем, связанных с инфляцией в ключевых сегментах (ДМС, ОСАГО).

Целью работы является обновление и углубление анализа понятия, сущности и функций страхования, а также проведение актуального обзора структуры и динамики видов страхования в Российской Федерации с учетом современного законодательства, экономических реалий и последних научных исследований.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи, которые легли в основу структуры работы:

  1. Определить современное экономическое и юридическое понятие страхования, проанализировав, как его сущность и функции (рисковая, сберегательная, контрольная) проявляются в условиях цифровой экономики и геополитических рисков в РФ.
  2. Выявить ключевые изменения в законодательстве РФ о страховании (Федеральный закон и регулирование Банка России) за последние 5 лет, оказавшие влияние на структуру страхового рынка.
  3. Провести детальный анализ актуальной структуры и динамики российского страхового рынка (виды страхования, объемы премий и выплат) по данным Банка России за 2023–2025 годы.
  4. Рассмотреть новые (инновационные) виды страхования (InsurTech, киберриски, ESG-страхование) и оценить их роль в обеспечении финансовой устойчивости.
  5. Изучить основные проблемы и перспективы развития ключевых отраслей страхования в РФ (НСЖ/ИСЖ, ОСАГО, ДМС) в текущих макроэкономических условиях.

Глава 1. Теоретические основы и особенности проявления функций страхования в современных экономических реалиях

Ключевой задачей современной теории страхования является не только классическое определение его механизмов, но и анализ того, как его фундаментальные функции — рисковая, сберегательная, инвестиционная и контрольная — трансформируются под воздействием глобальных и локальных экономических, политических и технологических факторов. Сегодня страхование выступает не просто как механизм возмещения ущерба, но как системообразующий институт финансовой стабильности в условиях перманентной неопределенности; неспособность адаптировать эти функции к новым вызовам приведет к потере рынком своей фундаментальной ценности.

5 стр., 2030 слов

Социальный фонд России (СФР): Комплексный анализ структуры, функций ...

... СФР в контексте современного государственного управления, его правовых основ, организационной структуры, финансовой динамики и ключевых проблем развития. Ключевой тезис, определяющий сущность ... связи с материнством. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Объединение этих функций позволило ликвидировать дублирование административных ...

Понятие и правовая основа страхования в Российской Федерации

Юридическое закрепление понятия страхования в России остается неизменным и базируется на Законе РФ от 27.11.1992 № 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Согласно данному закону, страхование — это отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков.

На экономическом уровне, сущность страхования заключается в формировании специализированного страхового фонда путем перераспределения риска между членами страхового сообщества. Этот фонд служит для компенсации убытков, возникающих в результате реализации случайных и вероятностных событий. Несмотря на внедрение новых технологий цифровой экономики (InsurTech, онлайн-сервисы), которые кардинально меняют технологию работы страховщиков, фундаментальная экономическая сущность, заключающаяся в формировании и распределении денежных фондов для возмещения ущерба, остается неизменной.

Критическая реализация рисковой функции в условиях санкционного давления

Рисковая функция — основная функция страхования, направленная на принятие на себя страховщиком рисков страхователя и их последующее перераспределение и управление. В условиях геополитического кризиса и введенных санкций, в 2022–2025 годах рисковая функция страхового рынка РФ столкнулась с одним из самых серьезных вызовов в новейшей истории — почти полным прекращением доступа к международным перестраховочным мощностям, особенно по крупным и технически сложным рискам (авиация, морские перевозки, крупная промышленность).

Этот фактор критически повысил роль Российской национальной перестраховочной компании (РНПК). РНПК, созданная в 2016 году, стала де-факто ключевым и безальтернативным инструментом обеспечения финансовой устойчивости внутреннего рынка, поскольку без ее участия страхование крупных рисков в стране было бы фактически парализовано.

Анализ эмпирических данных подтверждает ее доминирующее положение:

  • По итогам девяти месяцев 2024 года, доля РНПК во взносах, принятых в перестрахование (без учета ОСАГО), составила беспрецедентные 70%.
  • РНПК приняла на себя все крупные страховые убытки (свыше 5 млрд рублей) в РФ за последние два года, а общий объем заявленных убытков, находящихся в процессе урегулирования, на конец II квартала 2025 года составлял около 110 млрд рублей.

Рост вовлеченности РНПК позволил достичь уникального экономического результата: за период 2022–2024 гг. в России впервые был зафиксирован чистый приток средств по трансграничному перестрахованию в размере 59 млрд рублей, что резко контрастирует с чистым оттоком в 173 млрд рублей, наблюдавшимся в 2019–2021 гг. Это свидетельствует о том, что риски, которые ранее уходили за рубеж, теперь концентрируются и эффективно управляются внутри национальной системы.

Показатель Период 2019–2021 гг. Период 2022–2024 гг. Изменение
Чистый приток/отток средств по трансграничному перестрахованию Отток 173 млрд руб. Приток 59 млрд руб. Кардинальная смена тренда
Доля РНПК во взносах (9 мес. 2024 г.) Низкая (до 20%) 70% Значительный рост
Таблица 1. Изменение структуры трансграничного перестрахования в РФ.

Таким образом, рисковая функция трансформировалась: из механизма глобального распределения риска она превратилась в механизм централизованного национального управления стратегическими рисками, что является важнейшим шагом к суверенизации финансовой защиты.

Трансформация контрольной и сберегательной функций

Сберегательная и инвестиционная функции страхования проявились в 2024 году особенно ярко. Традиционно эти функции реализуются через накопительное (НСЖ) и инвестиционное (ИСЖ) страхование жизни. В условиях высокой ключевой ставки и поиска населением альтернативных депозитам инструментов, продукты страхования жизни продемонстрировали рекордный рост.

Это подтверждается ростом сборов по НСЖ и ИСЖ, что позволило им временно стать важным инструментом сохранения и приумножения средств, конкурирующим с банковскими депозитами. Однако, как будет показано далее, этот рост носит во многом технический характер, обусловленный краткосрочными договорами и налоговым арбитражем.

Контрольная функция страхования, направленная на превенцию рисков, оценку ущерба и контроль за целевым использованием средств, демонстрирует критические противоречия на примере системы обязательного медицинского страхования (ОМС).

В сфере ОМС контрольную функцию осуществляют страховые медицинские организации (СМО), которые проводят экспертизы качества оказанной медицинской помощи, выявляют нарушения и налагают санкции на медицинские учреждения. Эксперты отмечают, что СМО ежегодно проводят свыше 30 млн экспертиз качества медпомощи, выступая независимым защитником прав граждан.

Однако в 2025 году был инициирован резонансный законопроект, предусматривающий возможность наделения глав субъектов РФ правом передавать полномочия СМО территориальным фондам ОМС (ТФОМС). Это предложение вызывает острую критику в научном и профессиональном сообществе, поскольку создает фундаментальный конфликт интересов: ТФОМС является плательщиком, а, став контролером, он будет совмещать функции оплаты и контроля в одном лице. По мнению экспертов, такая реформа фактически устранит независимый механизм защиты прав граждан и снизит качество контроля, что является прямым риском для реализации контрольной функции страхования.

Глава 2. Структурный анализ и актуальная динамика страхового рынка РФ (2023–2025 гг.)

Динамика российского страхового рынка в 2024 году стала объектом пристального внимания регулятора и аналитиков. Рынок продемонстрировал впечатляющие темпы роста, существенно опередив макроэкономические показатели страны. Однако этот рост был структурно неоднороден, что требует детального анализа.

Общая динамика и макроэкономические показатели рынка

По итогам 2024 года, общий объем страховых взносов (премий) в России составил 3,7 трлн рублей, что ознаменовало рост на 62,8% по сравнению с 2023 годом. Этот показатель свидетельствует о восстановлении и даже перегреве отдельных сегментов рынка.

Важным макроэкономическим индикатором является уровень проникновения страхования, который отражает отношение страховых премий к ВВП страны. В 2024 году этот показатель увеличился на 0,6 процентных пункта и достиг 1,9%. Несмотря на рост, данный уровень по-прежнему остается низким по сравнению с развитыми экономиками, где он может достигать 5–10%, что указывает на значительный потенциал для дальнейшего развития.

Финансовая устойчивость страховщиков также укрепилась: чистая прибыль по итогам 2024 года выросла почти в 1,5 раза и составила 462,8 млрд рублей. Это обусловлено как общим ростом сборов, так и высокими процентными доходами от инвестирования временно свободных средств в условиях высокой ключевой ставки.

Анализ сегментов life и non-life

Ключевым структурным изменением 2024 года стало историческое сближение объемов сегментов страхования жизни (Life) и страхования иного, чем страхование жизни (Non-Life).

Сегмент Объем сборов 2024 г. (трлн руб.) Рост к 2023 г. Ключевой драйвер
Страхование жизни (Life) 2,033 +162,3% Накопительное страхование жизни (НСЖ)
Иное страхование (Non-Life) 1,687 +11,7% ДМС, КАСКО
Таблица 2. Объем и динамика ключевых сегментов страхового рынка РФ.

Сегмент Life: Взрывной рост рынка страхования в целом был обеспечен сегментом страхования жизни, который собрал 2,033 трлн рублей. Главным двигателем стало Накопительное страхование жизни (НСЖ), сборы по которому выросли на 310,3% до 1,446 трлн рублей.

Однако, как отмечают аналитики Банка России, этот рекордный рост носит во многом технический характер. Он был спровоцирован массовой продажей краткосрочных (до 3-х месяцев) полисов, которые по истечении срока многократно пролонгировались, что искусственно завышало статистику сборов. Кроме того, привлекательность НСЖ/ИСЖ была связана с налоговым арбитражем относительно депозитов (освобождение от НДФЛ при определенных условиях), что также временно стимулировало спрос.

Необходимо признать, что подобный ажиотаж вокруг НСЖ не отражает истинного долгосрочного инвестиционного потенциала, а скорее сигнализирует о необходимости более строгого регуляторного надзора за структурой продаваемых продуктов.

Сегмент Non-Life: Рост в сегменте иного страхования был более умеренным (+11,7%).

Внутри этого сегмента наблюдались следующие тенденции:

  • ДМС: Сборы выросли на 29,5% (до 328,3 млрд руб.), что отражает высокий спрос со стороны корпоративного сектора, использующего ДМС как инструмент удержания персонала.
  • КАСКО: Рост на 19,4% (до 323,2 млрд руб.) обусловлен ростом стоимости автомобилей и автозапчастей, что требует увеличения страховых сумм.
  • ОСАГО: Показал слабый рост (2,3% до 331,9 млрд руб.) на фоне высокой средней выплаты.
  • Страхование от несчастных случаев и болезней: Падение на 16,0% связано с сокращением объемов потребительского кредитования, так как данный вид страхования традиционно продается в привязке к кредитам.

Среди лидеров рынка по общему объему страховых премий доминируют компании, аффилированные с крупными банками, что подчеркивает роль банковских каналов продаж (банкострахования).

В 2024 году лидерами стали ООО СК «Сбербанк страхование жизни» (доля 29,8%) и ООО «АльфаСтрахование-Жизнь» (доля 7,9%).

Инновационное развитие рынка: InsurTech и ESG-страхование

Современный российский страховой рынок активно интегрирует цифровые технологии, что получило название InsurTech. Стремительная цифровизация проявляется в:

  1. Онлайн-урегулировании убытков: Внедрение возможности отправки электронных заявлений (например, по ОСАГО) и использование мобильных приложений для фиксации страхового случая.
  2. Мобильные платформы и агрегаторы: Упрощение процесса покупки полисов и сравнения условий, что повышает прозрачность рынка.

Цифровая экономика порождает новые виды рисков, среди которых наиболее актуальными стали киберриски. Страхование киберрисков позволяет минимизировать финансовые потери от информационных угроз, утечек данных и сбоев ИТ-систем. Объем рынка киберстрахования в России приближается к 1 млрд рублей (на сентябрь 2025 года).

Несмотря на замедление темпов роста в 2023–2024 гг. до 10–15% (по сравнению с 30% ранее), потенциал данного сегмента остается высоким.

Параллельно с цифровизацией, на рынке усиливается влияние ESG-повестки (экологическое, социальное и корпоративное управление).

Банк России, несмотря на геополитические ограничения, ставит ESG-принципы в число приоритетов для финансового сектора. Регулятор использует подход «мягкого регулирования», выпуская рекомендации по ESG-факторам, но планирует в перспективе интегрировать эти принципы в пруденциальное регулирование и надзор.

Методология Банка России для страховщиков предусматривает:

  • Учет ESG-факторов при инвестировании резервов.
  • Разработку экологических страховых продуктов.
  • Внедрение программ, связанных с заботой о здоровье граждан.

На корпоративном рынке наличие у страховщика ESG-рейтинга и нефинансовой отчетности становится конкурентным преимуществом и часто является обязательным требованием для участия в крупных тендерах.

Глава 3. Ключевые законодательные новеллы, проблемы и перспективы развития

Регулирование страхового рынка РФ претерпевает существенные изменения, направленные на повышение защиты потребителей, стимулирование долгосрочных сбережений и обеспечение финансовой стабильности в условиях высокой инфляции и мошенничества. Все эти меры, несомненно, создают предпосылки для более зрелого и устойчивого рынка в долгосрочной перспективе.

Новеллы в регулировании страхования жизни и имущественного страхования

Ключевым прорывом в защите прав потребителей стало принятие Федерального закона № 477-ФЗ от 26.12.2024, который предусматривает запуск с 1 января 2027 года системы гарантирования на рынке страхования жизни (ЖС). Оператором фонда выступит Агентство по страхованию вкладов (АСВ).

Страховой случай Максимальная гарантированная сумма
Смерть застрахованного лица До 10 млн рублей
Наступление иных страховых событий или окончание срока полиса До 2,8 млн рублей
Таблица 3. Лимиты гарантированных выплат в системе ЖС (с 2027 г.).

Данная мера призвана повысить доверие населения к долгосрочным продуктам страхования жизни, сделав их более привлекательными по сравнению с банковскими депозитами, которые имеют гарантированный лимит в 1,4 млн рублей.

Важные изменения коснулись налогового регулирования НСЖ/ИСЖ с целью устранения налогового арбитража. С 1 января 2025 года отменяется льгота по освобождению от НДФЛ дохода по краткосрочным полисам, не превышающего среднегодовой ключевой ставки Банка России. Это, как ожидается, резко замедлит технический рост рынка страховани�� жизни, сфокусировав его на действительно долгосрочных продуктах.

В целях стимулирования долгосрочных сбережений, новые поправки в Налоговый кодекс предусматривают повышение размера социального налогового вычета по договорам долгосрочного страхования жизни со 150 тыс. рублей до 400 тыс. рублей.

В сфере ОСАГО основной законодательной новеллой стало ужесточение наказания за вождение без полиса: с 1 января 2025 года штраф за повторное в течение года управление транспортным средством без полиса ОСАГО увеличен с 800 рублей до 3 000 – 5 000 рублей.

Критические вызовы в сегменте добровольного медицинского страхования (ДМС)

Сегмент ДМС, несмотря на высокие темпы роста сборов (почти 30% в 2024 году), столкнулся с серьезными вызовами, связанными с макроэкономической ситуацией. Спрос на ДМС остается высоким, поскольку работодатели используют его как ключевой элемент социального пакета в условиях дефицита кадров.

Главной проблемой стала медицинская инфляция. Рост цен на импортное оборудование, расходные материалы, медикаменты (связанный с курсом валют) и повышение заработной платы медицинского персонала привели к значительному удорожанию услуг клиник. Почему же страховщики не могут полностью переложить эти растущие расходы на потребителей?

Эмпирические данные подтверждают остроту проблемы:

  • По итогам 2024 года страховщики оценили медицинскую инфляцию в 12,7% (значительно выше официальной статистики Росстата).
  • Прогноз медицинской инфляции на 2025 год, согласно экспертным опросам, составляет около 13%.
  • Критически важный показатель — убыточность сегмента корпоративного ДМС в 2024 году достигла 97%.

Такая высокая убыточность вынуждает страховщиков принимать жесткие меры: повышать тарифы для нового бизнеса и, что более негативно для потребителей, сокращать наполняемость полисов, например, исключая дорогостоящие виды помощи (вроде высокотехнологичной стоматологии или отдельных видов обследований).

Проблемы ценообразования в ОСАГО и риск-ориентированный надзор Банка России

Рынок обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) остается социально значимым, но сложным для регулирования. Основные проблемы связаны с ростом стоимости ремонта из-за удорожания автозапчастей и старения автопарка, что привело к росту средней выплаты (за 6 месяцев 2025 года рост на 17% к аналогичному периоду 2024 года).

В ответ на эти вызовы и рост мошенничества, Банк России инициировал проект по совершенствованию тарифной политики, основанный на риск-ориентированном надзоре:

  1. Расширение тарифного коридора: Предлагается расширить тарифный коридор на 15% для большинства категорий водителей. Это позволит страховщикам более гибко реагировать на индивидуальные риски и сохранять справедливое ценообразование, не допуская массового ухода компаний с рынка.
  2. Риск-ориентированные территориальные коэффициенты (КТ): Банк России рассматривает возможность удвоения КТ в регионах, где наблюдается длительный высокий риск мошенничества или аварийности (например, Республика Ингушетия и Новосибирская область).

    Эта мера направлена на повышение справедливости ценообразования, привязывая стоимость полиса не только к традиционным факторам, но и к уровню мошеннических рисков в регионе проживания.

Реализация этих мер направлена на сохранение финансовой стабильности страховщиков и улучшение доступности полисов в высокорисковых регионах, одновременно стимулируя борьбу с мошенничеством. Именно благодаря такому гибкому подходу к ценообразованию в ОСАГО регулятор сможет поддержать баланс между социальной функцией и коммерческой устойчивостью страховщиков.

Заключение: Выводы и рекомендации

Настоящее исследование позволило провести комплексный и актуальный анализ страхового рынка Российской Федерации в период 2024–2025 годов, выявив ключевые тенденции, структурные дисбалансы и регуляторные новеллы.

Основные выводы исследования

  1. Трансформация функций страхования: Геополитические риски кардинально изменили реализацию рисковой функции, сделав Российскую национальную перестраховочную компанию (РНПК) системообразующим элементом финансовой устойчивости. Доля РНПК во взносах достигла 70%, обеспечив чистый приток капитала по трансграничному перестрахованию (59 млрд рублей).

    В то же время, контрольная функция в ОМС находится под угрозой из-за законодательных инициатив, способных устранить независимый контроль СМО (ежегодно 30 млн экспертиз).

  2. Структурный дисбаланс роста: Объем рынка достиг 3,7 трлн рублей, при росте 62,8% и проникновении 1,9% ВВП. Однако этот рост был почти полностью обеспечен сегментом Life (рост 162,3%) за счет НСЖ (рост 310,3%).

    Этот взрывной рост носит технический характер, обусловленный краткосрочными договорами и налоговым арбитражем.

  3. Ключевые законодательные новеллы: С 2027 года вводится система гарантирования страхования жизни (ЖС) с высокими лимитами выплат (до 10 млн рублей), что является важнейшей мерой по защите потребителей. В регулировании НСЖ/ИСЖ с 2025 года устраняется налоговый арбитраж, что неизбежно приведет к замедлению роста, но повысит качество продуктов.
  4. Проблемы ключевых отраслей: Сегмент ДМС находится в зоне риска из-за высокой медицинской инфляции (прогноз 13%) и критической убыточности корпоративного ДМС (97%), что вынуждает страховщиков сокращать покрытие. В ОСАГО регулятор реагирует на рост мошенничества и стоимости ремонта инициативой по расширению тарифного коридора и возможности удвоения территориального коэффициента в высокорисковых регионах.

Рекомендации по дальнейшему совершенствованию страхового законодательства и механизмов обеспечения финансовой устойчивости

Проведенный анализ подтверждает, что страховой рынок РФ, несмотря на внешние шоки, демонстрирует высокую адаптивность и потенциал роста, при условии оперативного и сбалансированного регуляторного реагирования на структурные вызовы.

  1. Повышение прозрачности НСЖ/ИСЖ: Необходимо внедрение жестких регуляторных требований к раскрытию информации для потребителей по продуктам страхования жизни, включая четкое разделение инвестиционного и страхового дохода, а также стандартизацию минимального срока действия договора для квалификации как «долгосрочного сбережения».
  2. Сохранение независимости контроля в ОМС: Рекомендуется сохранить механизм независимого контроля качества медицинской помощи, осуществляемого страховыми медицинскими организациями (СМО), исключив совмещение функций оплаты и контроля в территориальных фондах ОМС (ТФОМС).
  3. Стимулирование ESG-страхования: Банку России следует ускорить интеграцию ESG-принципов в пруденциальный надзор, а также разработать механизмы налогового стимулирования для компаний, предлагающих «зеленые» страховые продукты и инвестирующих резервы в устойчивые проекты.
  4. Управление медицинской инфляцией: Для стабилизации рынка ДМС необходимо внедрение механизмов государственно-частного партнерства в сфере регулирования цен на медицинские услуги или субсидирование (через налоговые льготы) страховщиков, работающих в убыточном корпоративном сегменте.

Список использованной литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ).
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 26.01.1996 N 14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 32.
  3. Об организации страхового дела в Российской Федерации: Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 (ред. от 01.05.2019).
  4. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации»: Федеральный закон от 10.12.2003 N 172-ФЗ.
  5. О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 02.07.2021 г. № 343-ФЗ.
  6. Басаков М.И. Страховое дело в вопросах и ответах. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
  7. Гражданское право. Часть III: учебник / под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2009.
  8. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая / под ред. Т.Е. Абовой и А.Ю. Кабалкина. М., 2008.
  9. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть третья / отв. ред. О.Н. Садиков. М., 2009.
  10. Рейтман Л.И. Страховое дело: учебник. М., 2009.
  11. Шахов В.В. Страхование: учебник. М., 2008.
  12. Солдаткин В.И. Книга страховщика. М., 2009.
  13. Страховое дело: учебник / под ред. Л.И. Рейтмана. М., 2008.
  14. Рубин Ю.Б. Страховой портфель: книга предпринимателя. М., 2010.
  15. ВЛИЯНИЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОГО КРИЗИСА НА СТРАХОВОЙ РЫНОК РОССИИ // Cyberleninka.ru.
  16. Из-за медицинской инфляции страховщики будут сокращать перечень услуг по ДМС // Агентство страховых новостей.
  17. Интеграция принципов ESG в страховой отрасли: в мире – растет // RA-National.ru.
  18. Итоги 2024 года на страховом рынке и прогноз на 2025-й: короткие продукты двигают рынок // RAExpert.ru.
  19. Медицинское страхование: что изменится в 2025 году // Einsur.ru.
  20. Налог и ставка — два фактора взлета страхования жизни // ACRA-Ratings.ru.
  21. Николенко Н.П. Состояние и перспективы развития добровольного страхования в России // Финансы. 2007. №2.
  22. Обзор рынка страхования в России: рост, тенденции и новые продукты в 2024-2025 годах [Электронный ресурс]. URL: https://tbank.ru/
  23. Пастухов Б.И. Современное состояние страхового рынка и пути выхода из кризиса // Финансы. 2009. №10.
  24. Принципы устойчивого развития и ESG в страховании дают реальную добавленную ценность бизнесу // Insurance-law.ru.
  25. РАЗВИТИЕ СТРАХОВОГО РЫНКА РОССИИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ // Cyberleninka.ru.
  26. Рынок инвестиционно-накопительного страхования в 2025 году резко затормозит // Vedomosti.ru.
  27. Страховой рынок: итоги 2024 года. Банк России.
  28. Страховые компании выступили против законопроекта о реформе системы ОМС // Expert.ru.
  29. Сущность страхования [Электронный ресурс]. URL: https://ddmfo.ru/diplomnaya/suschnost-strahovaniya/
  30. ТРАНСФОРМАЦИЯ СТРАХОВОГО РЫНКА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ // Neicon.ru.
  31. Тренды рынка корпоративного ДМС 2024-2025 // Remind.ru.
  32. ЦБ РФ намерен расширить внедрение риск-ориентированных подходов в надзоре за страховщиками // Finmarket.ru.
  33. ЦБ: результаты страхового рынка в 2024 году // Calmins.com.
  34. ЦБ: чистая прибыль страховщиков по итогам 2024 г. выросла 1,5 раза — до 462 млрд р. // ASN-news.ru.
  35. Экспертный совет заявил о риске снижения уровня медпомощи из-за реформы ОМС // Vostokmedia.com.
  36. Все изменения в ОСАГО в 2025 году: что важно знать каждому водителю? // Rosstrah.ru.
  37. Добровольное медицинское страхование в 2025 году: ключевые аспекты // Tatcenter.ru.
  38. Анализ и прогноз развития рынка страхования в России в 2025 году // Polis.online.

Оставьте комментарий

Капча загружается...