Актуальность, цели и задачи исследования
Страховой рынок Российской Федерации переживает период беспрецедентной трансформации, обусловленной сочетанием глобальных геополитических вызовов, санкционного давления, ускоренной цифровизации экономики и значительных изменений в регуляторной среде. В условиях, когда традиционные механизмы управления рисками нарушены, а финансовая система ищет новые пути обеспечения устойчивости, роль страхования как ключевого института финансовой защиты и экономического стабилизатора возрастает многократно, требуя глубокого теоретического переосмысления его сущности.
Актуальность настоящего исследования определяется необходимостью глубокого теоретического переосмысления сущности и функций страхования, а также проведения исчерпывающего эмпирического анализа структуры и динамики рынка в период 2024–2025 годов. Устаревшие подходы не способны адекватно оценить новые феномены, такие как критическая роль внутреннего перестрахования, взрывной, но технически обусловленный рост накопительного страхования жизни (НСЖ) и острота проблем, связанных с инфляцией в ключевых сегментах (ДМС, ОСАГО).
Целью работы является обновление и углубление анализа понятия, сущности и функций страхования, а также проведение актуального обзора структуры и динамики видов страхования в Российской Федерации с учетом современного законодательства, экономических реалий и последних научных исследований.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи, которые легли в основу структуры работы:
- Определить современное экономическое и юридическое понятие страхования, проанализировав, как его сущность и функции (рисковая, сберегательная, контрольная) проявляются в условиях цифровой экономики и геополитических рисков в РФ.
- Выявить ключевые изменения в законодательстве РФ о страховании (Федеральный закон и регулирование Банка России) за последние 5 лет, оказавшие влияние на структуру страхового рынка.
- Провести детальный анализ актуальной структуры и динамики российского страхового рынка (виды страхования, объемы премий и выплат) по данным Банка России за 2023–2025 годы.
- Рассмотреть новые (инновационные) виды страхования (InsurTech, киберриски, ESG-страхование) и оценить их роль в обеспечении финансовой устойчивости.
- Изучить основные проблемы и перспективы развития ключевых отраслей страхования в РФ (НСЖ/ИСЖ, ОСАГО, ДМС) в текущих макроэкономических условиях.
Глава 1. Теоретические основы и особенности проявления функций страхования в современных экономических реалиях
Ключевой задачей современной теории страхования является не только классическое определение его механизмов, но и анализ того, как его фундаментальные функции — рисковая, сберегательная, инвестиционная и контрольная — трансформируются под воздействием глобальных и локальных экономических, политических и технологических факторов. Сегодня страхование выступает не просто как механизм возмещения ущерба, но как системообразующий институт финансовой стабильности в условиях перманентной неопределенности; неспособность адаптировать эти функции к новым вызовам приведет к потере рынком своей фундаментальной ценности.
Социальный фонд России (СФР): Комплексный анализ структуры, функций ...
... СФР в контексте современного государственного управления, его правовых основ, организационной структуры, финансовой динамики и ключевых проблем развития. Ключевой тезис, определяющий сущность ... связи с материнством. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Объединение этих функций позволило ликвидировать дублирование административных ...
Понятие и правовая основа страхования в Российской Федерации
Юридическое закрепление понятия страхования в России остается неизменным и базируется на Законе РФ от 27.11.1992 № 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Согласно данному закону, страхование — это отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков.
На экономическом уровне, сущность страхования заключается в формировании специализированного страхового фонда путем перераспределения риска между членами страхового сообщества. Этот фонд служит для компенсации убытков, возникающих в результате реализации случайных и вероятностных событий. Несмотря на внедрение новых технологий цифровой экономики (InsurTech, онлайн-сервисы), которые кардинально меняют технологию работы страховщиков, фундаментальная экономическая сущность, заключающаяся в формировании и распределении денежных фондов для возмещения ущерба, остается неизменной.
Критическая реализация рисковой функции в условиях санкционного давления
Рисковая функция — основная функция страхования, направленная на принятие на себя страховщиком рисков страхователя и их последующее перераспределение и управление. В условиях геополитического кризиса и введенных санкций, в 2022–2025 годах рисковая функция страхового рынка РФ столкнулась с одним из самых серьезных вызовов в новейшей истории — почти полным прекращением доступа к международным перестраховочным мощностям, особенно по крупным и технически сложным рискам (авиация, морские перевозки, крупная промышленность).
Этот фактор критически повысил роль Российской национальной перестраховочной компании (РНПК). РНПК, созданная в 2016 году, стала де-факто ключевым и безальтернативным инструментом обеспечения финансовой устойчивости внутреннего рынка, поскольку без ее участия страхование крупных рисков в стране было бы фактически парализовано.
Анализ эмпирических данных подтверждает ее доминирующее положение:
- По итогам девяти месяцев 2024 года, доля РНПК во взносах, принятых в перестрахование (без учета ОСАГО), составила беспрецедентные 70%.
- РНПК приняла на себя все крупные страховые убытки (свыше 5 млрд рублей) в РФ за последние два года, а общий объем заявленных убытков, находящихся в процессе урегулирования, на конец II квартала 2025 года составлял около 110 млрд рублей.
Рост вовлеченности РНПК позволил достичь уникального экономического результата: за период 2022–2024 гг. в России впервые был зафиксирован чистый приток средств по трансграничному перестрахованию в размере 59 млрд рублей, что резко контрастирует с чистым оттоком в 173 млрд рублей, наблюдавшимся в 2019–2021 гг. Это свидетельствует о том, что риски, которые ранее уходили за рубеж, теперь концентрируются и эффективно управляются внутри национальной системы.
Показатель | Период 2019–2021 гг. | Период 2022–2024 гг. | Изменение |
---|---|---|---|
Чистый приток/отток средств по трансграничному перестрахованию | Отток 173 млрд руб. | Приток 59 млрд руб. | Кардинальная смена тренда |
Доля РНПК во взносах (9 мес. 2024 г.) | Низкая (до 20%) | 70% | Значительный рост |
Таким образом, рисковая функция трансформировалась: из механизма глобального распределения риска она превратилась в механизм централизованного национального управления стратегическими рисками, что является важнейшим шагом к суверенизации финансовой защиты.
Трансформация контрольной и сберегательной функций
Сберегательная и инвестиционная функции страхования проявились в 2024 году особенно ярко. Традиционно эти функции реализуются через накопительное (НСЖ) и инвестиционное (ИСЖ) страхование жизни. В условиях высокой ключевой ставки и поиска населением альтернативных депозитам инструментов, продукты страхования жизни продемонстрировали рекордный рост.
Это подтверждается ростом сборов по НСЖ и ИСЖ, что позволило им временно стать важным инструментом сохранения и приумножения средств, конкурирующим с банковскими депозитами. Однако, как будет показано далее, этот рост носит во многом технический характер, обусловленный краткосрочными договорами и налоговым арбитражем.
Контрольная функция страхования, направленная на превенцию рисков, оценку ущерба и контроль за целевым использованием средств, демонстрирует критические противоречия на примере системы обязательного медицинского страхования (ОМС).
В сфере ОМС контрольную функцию осуществляют страховые медицинские организации (СМО), которые проводят экспертизы качества оказанной медицинской помощи, выявляют нарушения и налагают санкции на медицинские учреждения. Эксперты отмечают, что СМО ежегодно проводят свыше 30 млн экспертиз качества медпомощи, выступая независимым защитником прав граждан.
Однако в 2025 году был инициирован резонансный законопроект, предусматривающий возможность наделения глав субъектов РФ правом передавать полномочия СМО территориальным фондам ОМС (ТФОМС). Это предложение вызывает острую критику в научном и профессиональном сообществе, поскольку создает фундаментальный конфликт интересов: ТФОМС является плательщиком, а, став контролером, он будет совмещать функции оплаты и контроля в одном лице. По мнению экспертов, такая реформа фактически устранит независимый механизм защиты прав граждан и снизит качество контроля, что является прямым риском для реализации контрольной функции страхования.
Глава 2. Структурный анализ и актуальная динамика страхового рынка РФ (2023–2025 гг.)
Динамика российского страхового рынка в 2024 году стала объектом пристального внимания регулятора и аналитиков. Рынок продемонстрировал впечатляющие темпы роста, существенно опередив макроэкономические показатели страны. Однако этот рост был структурно неоднороден, что требует детального анализа.
Общая динамика и макроэкономические показатели рынка
По итогам 2024 года, общий объем страховых взносов (премий) в России составил 3,7 трлн рублей, что ознаменовало рост на 62,8% по сравнению с 2023 годом. Этот показатель свидетельствует о восстановлении и даже перегреве отдельных сегментов рынка.
Важным макроэкономическим индикатором является уровень проникновения страхования, который отражает отношение страховых премий к ВВП страны. В 2024 году этот показатель увеличился на 0,6 процентных пункта и достиг 1,9%. Несмотря на рост, данный уровень по-прежнему остается низким по сравнению с развитыми экономиками, где он может достигать 5–10%, что указывает на значительный потенциал для дальнейшего развития.
Финансовая устойчивость страховщиков также укрепилась: чистая прибыль по итогам 2024 года выросла почти в 1,5 раза и составила 462,8 млрд рублей. Это обусловлено как общим ростом сборов, так и высокими процентными доходами от инвестирования временно свободных средств в условиях высокой ключевой ставки.
Анализ сегментов life и non-life
Ключевым структурным изменением 2024 года стало историческое сближение объемов сегментов страхования жизни (Life) и страхования иного, чем страхование жизни (Non-Life).
Сегмент | Объем сборов 2024 г. (трлн руб.) | Рост к 2023 г. | Ключевой драйвер |
---|---|---|---|
Страхование жизни (Life) | 2,033 | +162,3% | Накопительное страхование жизни (НСЖ) |
Иное страхование (Non-Life) | 1,687 | +11,7% | ДМС, КАСКО |
Сегмент Life: Взрывной рост рынка страхования в целом был обеспечен сегментом страхования жизни, который собрал 2,033 трлн рублей. Главным двигателем стало Накопительное страхование жизни (НСЖ), сборы по которому выросли на 310,3% до 1,446 трлн рублей.
Однако, как отмечают аналитики Банка России, этот рекордный рост носит во многом технический характер. Он был спровоцирован массовой продажей краткосрочных (до 3-х месяцев) полисов, которые по истечении срока многократно пролонгировались, что искусственно завышало статистику сборов. Кроме того, привлекательность НСЖ/ИСЖ была связана с налоговым арбитражем относительно депозитов (освобождение от НДФЛ при определенных условиях), что также временно стимулировало спрос.
Необходимо признать, что подобный ажиотаж вокруг НСЖ не отражает истинного долгосрочного инвестиционного потенциала, а скорее сигнализирует о необходимости более строгого регуляторного надзора за структурой продаваемых продуктов.
Сегмент Non-Life: Рост в сегменте иного страхования был более умеренным (+11,7%).
Внутри этого сегмента наблюдались следующие тенденции:
- ДМС: Сборы выросли на 29,5% (до 328,3 млрд руб.), что отражает высокий спрос со стороны корпоративного сектора, использующего ДМС как инструмент удержания персонала.
- КАСКО: Рост на 19,4% (до 323,2 млрд руб.) обусловлен ростом стоимости автомобилей и автозапчастей, что требует увеличения страховых сумм.
- ОСАГО: Показал слабый рост (2,3% до 331,9 млрд руб.) на фоне высокой средней выплаты.
- Страхование от несчастных случаев и болезней: Падение на 16,0% связано с сокращением объемов потребительского кредитования, так как данный вид страхования традиционно продается в привязке к кредитам.
Среди лидеров рынка по общему объему страховых премий доминируют компании, аффилированные с крупными банками, что подчеркивает роль банковских каналов продаж (банкострахования).
В 2024 году лидерами стали ООО СК «Сбербанк страхование жизни» (доля 29,8%) и ООО «АльфаСтрахование-Жизнь» (доля 7,9%).
Инновационное развитие рынка: InsurTech и ESG-страхование
Современный российский страховой рынок активно интегрирует цифровые технологии, что получило название InsurTech. Стремительная цифровизация проявляется в:
- Онлайн-урегулировании убытков: Внедрение возможности отправки электронных заявлений (например, по ОСАГО) и использование мобильных приложений для фиксации страхового случая.
- Мобильные платформы и агрегаторы: Упрощение процесса покупки полисов и сравнения условий, что повышает прозрачность рынка.
Цифровая экономика порождает новые виды рисков, среди которых наиболее актуальными стали киберриски. Страхование киберрисков позволяет минимизировать финансовые потери от информационных угроз, утечек данных и сбоев ИТ-систем. Объем рынка киберстрахования в России приближается к 1 млрд рублей (на сентябрь 2025 года).
Несмотря на замедление темпов роста в 2023–2024 гг. до 10–15% (по сравнению с 30% ранее), потенциал данного сегмента остается высоким.
Параллельно с цифровизацией, на рынке усиливается влияние ESG-повестки (экологическое, социальное и корпоративное управление).
Банк России, несмотря на геополитические ограничения, ставит ESG-принципы в число приоритетов для финансового сектора. Регулятор использует подход «мягкого регулирования», выпуская рекомендации по ESG-факторам, но планирует в перспективе интегрировать эти принципы в пруденциальное регулирование и надзор.
Методология Банка России для страховщиков предусматривает:
- Учет ESG-факторов при инвестировании резервов.
- Разработку экологических страховых продуктов.
- Внедрение программ, связанных с заботой о здоровье граждан.
На корпоративном рынке наличие у страховщика ESG-рейтинга и нефинансовой отчетности становится конкурентным преимуществом и часто является обязательным требованием для участия в крупных тендерах.
Глава 3. Ключевые законодательные новеллы, проблемы и перспективы развития
Регулирование страхового рынка РФ претерпевает существенные изменения, направленные на повышение защиты потребителей, стимулирование долгосрочных сбережений и обеспечение финансовой стабильности в условиях высокой инфляции и мошенничества. Все эти меры, несомненно, создают предпосылки для более зрелого и устойчивого рынка в долгосрочной перспективе.
Новеллы в регулировании страхования жизни и имущественного страхования
Ключевым прорывом в защите прав потребителей стало принятие Федерального закона № 477-ФЗ от 26.12.2024, который предусматривает запуск с 1 января 2027 года системы гарантирования на рынке страхования жизни (ЖС). Оператором фонда выступит Агентство по страхованию вкладов (АСВ).
Страховой случай | Максимальная гарантированная сумма |
---|---|
Смерть застрахованного лица | До 10 млн рублей |
Наступление иных страховых событий или окончание срока полиса | До 2,8 млн рублей |
Данная мера призвана повысить доверие населения к долгосрочным продуктам страхования жизни, сделав их более привлекательными по сравнению с банковскими депозитами, которые имеют гарантированный лимит в 1,4 млн рублей.
Важные изменения коснулись налогового регулирования НСЖ/ИСЖ с целью устранения налогового арбитража. С 1 января 2025 года отменяется льгота по освобождению от НДФЛ дохода по краткосрочным полисам, не превышающего среднегодовой ключевой ставки Банка России. Это, как ожидается, резко замедлит технический рост рынка страховани�� жизни, сфокусировав его на действительно долгосрочных продуктах.
В целях стимулирования долгосрочных сбережений, новые поправки в Налоговый кодекс предусматривают повышение размера социального налогового вычета по договорам долгосрочного страхования жизни со 150 тыс. рублей до 400 тыс. рублей.
В сфере ОСАГО основной законодательной новеллой стало ужесточение наказания за вождение без полиса: с 1 января 2025 года штраф за повторное в течение года управление транспортным средством без полиса ОСАГО увеличен с 800 рублей до 3 000 – 5 000 рублей.
Критические вызовы в сегменте добровольного медицинского страхования (ДМС)
Сегмент ДМС, несмотря на высокие темпы роста сборов (почти 30% в 2024 году), столкнулся с серьезными вызовами, связанными с макроэкономической ситуацией. Спрос на ДМС остается высоким, поскольку работодатели используют его как ключевой элемент социального пакета в условиях дефицита кадров.
Главной проблемой стала медицинская инфляция. Рост цен на импортное оборудование, расходные материалы, медикаменты (связанный с курсом валют) и повышение заработной платы медицинского персонала привели к значительному удорожанию услуг клиник. Почему же страховщики не могут полностью переложить эти растущие расходы на потребителей?
Эмпирические данные подтверждают остроту проблемы:
- По итогам 2024 года страховщики оценили медицинскую инфляцию в 12,7% (значительно выше официальной статистики Росстата).
- Прогноз медицинской инфляции на 2025 год, согласно экспертным опросам, составляет около 13%.
- Критически важный показатель — убыточность сегмента корпоративного ДМС в 2024 году достигла 97%.
Такая высокая убыточность вынуждает страховщиков принимать жесткие меры: повышать тарифы для нового бизнеса и, что более негативно для потребителей, сокращать наполняемость полисов, например, исключая дорогостоящие виды помощи (вроде высокотехнологичной стоматологии или отдельных видов обследований).
Проблемы ценообразования в ОСАГО и риск-ориентированный надзор Банка России
Рынок обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) остается социально значимым, но сложным для регулирования. Основные проблемы связаны с ростом стоимости ремонта из-за удорожания автозапчастей и старения автопарка, что привело к росту средней выплаты (за 6 месяцев 2025 года рост на 17% к аналогичному периоду 2024 года).
В ответ на эти вызовы и рост мошенничества, Банк России инициировал проект по совершенствованию тарифной политики, основанный на риск-ориентированном надзоре:
- Расширение тарифного коридора: Предлагается расширить тарифный коридор на 15% для большинства категорий водителей. Это позволит страховщикам более гибко реагировать на индивидуальные риски и сохранять справедливое ценообразование, не допуская массового ухода компаний с рынка.
- Риск-ориентированные территориальные коэффициенты (КТ): Банк России рассматривает возможность удвоения КТ в регионах, где наблюдается длительный высокий риск мошенничества или аварийности (например, Республика Ингушетия и Новосибирская область).
Эта мера направлена на повышение справедливости ценообразования, привязывая стоимость полиса не только к традиционным факторам, но и к уровню мошеннических рисков в регионе проживания.
Реализация этих мер направлена на сохранение финансовой стабильности страховщиков и улучшение доступности полисов в высокорисковых регионах, одновременно стимулируя борьбу с мошенничеством. Именно благодаря такому гибкому подходу к ценообразованию в ОСАГО регулятор сможет поддержать баланс между социальной функцией и коммерческой устойчивостью страховщиков.
Заключение: Выводы и рекомендации
Настоящее исследование позволило провести комплексный и актуальный анализ страхового рынка Российской Федерации в период 2024–2025 годов, выявив ключевые тенденции, структурные дисбалансы и регуляторные новеллы.
Основные выводы исследования
- Трансформация функций страхования: Геополитические риски кардинально изменили реализацию рисковой функции, сделав Российскую национальную перестраховочную компанию (РНПК) системообразующим элементом финансовой устойчивости. Доля РНПК во взносах достигла 70%, обеспечив чистый приток капитала по трансграничному перестрахованию (59 млрд рублей).
В то же время, контрольная функция в ОМС находится под угрозой из-за законодательных инициатив, способных устранить независимый контроль СМО (ежегодно 30 млн экспертиз).
- Структурный дисбаланс роста: Объем рынка достиг 3,7 трлн рублей, при росте 62,8% и проникновении 1,9% ВВП. Однако этот рост был почти полностью обеспечен сегментом Life (рост 162,3%) за счет НСЖ (рост 310,3%).
Этот взрывной рост носит технический характер, обусловленный краткосрочными договорами и налоговым арбитражем.
- Ключевые законодательные новеллы: С 2027 года вводится система гарантирования страхования жизни (ЖС) с высокими лимитами выплат (до 10 млн рублей), что является важнейшей мерой по защите потребителей. В регулировании НСЖ/ИСЖ с 2025 года устраняется налоговый арбитраж, что неизбежно приведет к замедлению роста, но повысит качество продуктов.
- Проблемы ключевых отраслей: Сегмент ДМС находится в зоне риска из-за высокой медицинской инфляции (прогноз 13%) и критической убыточности корпоративного ДМС (97%), что вынуждает страховщиков сокращать покрытие. В ОСАГО регулятор реагирует на рост мошенничества и стоимости ремонта инициативой по расширению тарифного коридора и возможности удвоения территориального коэффициента в высокорисковых регионах.
Рекомендации по дальнейшему совершенствованию страхового законодательства и механизмов обеспечения финансовой устойчивости
Проведенный анализ подтверждает, что страховой рынок РФ, несмотря на внешние шоки, демонстрирует высокую адаптивность и потенциал роста, при условии оперативного и сбалансированного регуляторного реагирования на структурные вызовы.
- Повышение прозрачности НСЖ/ИСЖ: Необходимо внедрение жестких регуляторных требований к раскрытию информации для потребителей по продуктам страхования жизни, включая четкое разделение инвестиционного и страхового дохода, а также стандартизацию минимального срока действия договора для квалификации как «долгосрочного сбережения».
- Сохранение независимости контроля в ОМС: Рекомендуется сохранить механизм независимого контроля качества медицинской помощи, осуществляемого страховыми медицинскими организациями (СМО), исключив совмещение функций оплаты и контроля в территориальных фондах ОМС (ТФОМС).
- Стимулирование ESG-страхования: Банку России следует ускорить интеграцию ESG-принципов в пруденциальный надзор, а также разработать механизмы налогового стимулирования для компаний, предлагающих «зеленые» страховые продукты и инвестирующих резервы в устойчивые проекты.
- Управление медицинской инфляцией: Для стабилизации рынка ДМС необходимо внедрение механизмов государственно-частного партнерства в сфере регулирования цен на медицинские услуги или субсидирование (через налоговые льготы) страховщиков, работающих в убыточном корпоративном сегменте.
Список использованной литературы
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ).
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 26.01.1996 N 14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 32.
- Об организации страхового дела в Российской Федерации: Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 (ред. от 01.05.2019).
- О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации»: Федеральный закон от 10.12.2003 N 172-ФЗ.
- О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 02.07.2021 г. № 343-ФЗ.
- Басаков М.И. Страховое дело в вопросах и ответах. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
- Гражданское право. Часть III: учебник / под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2009.
- Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая / под ред. Т.Е. Абовой и А.Ю. Кабалкина. М., 2008.
- Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть третья / отв. ред. О.Н. Садиков. М., 2009.
- Рейтман Л.И. Страховое дело: учебник. М., 2009.
- Шахов В.В. Страхование: учебник. М., 2008.
- Солдаткин В.И. Книга страховщика. М., 2009.
- Страховое дело: учебник / под ред. Л.И. Рейтмана. М., 2008.
- Рубин Ю.Б. Страховой портфель: книга предпринимателя. М., 2010.
- ВЛИЯНИЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОГО КРИЗИСА НА СТРАХОВОЙ РЫНОК РОССИИ // Cyberleninka.ru.
- Из-за медицинской инфляции страховщики будут сокращать перечень услуг по ДМС // Агентство страховых новостей.
- Интеграция принципов ESG в страховой отрасли: в мире – растет // RA-National.ru.
- Итоги 2024 года на страховом рынке и прогноз на 2025-й: короткие продукты двигают рынок // RAExpert.ru.
- Медицинское страхование: что изменится в 2025 году // Einsur.ru.
- Налог и ставка — два фактора взлета страхования жизни // ACRA-Ratings.ru.
- Николенко Н.П. Состояние и перспективы развития добровольного страхования в России // Финансы. 2007. №2.
- Обзор рынка страхования в России: рост, тенденции и новые продукты в 2024-2025 годах [Электронный ресурс]. URL: https://tbank.ru/
- Пастухов Б.И. Современное состояние страхового рынка и пути выхода из кризиса // Финансы. 2009. №10.
- Принципы устойчивого развития и ESG в страховании дают реальную добавленную ценность бизнесу // Insurance-law.ru.
- РАЗВИТИЕ СТРАХОВОГО РЫНКА РОССИИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ // Cyberleninka.ru.
- Рынок инвестиционно-накопительного страхования в 2025 году резко затормозит // Vedomosti.ru.
- Страховой рынок: итоги 2024 года. Банк России.
- Страховые компании выступили против законопроекта о реформе системы ОМС // Expert.ru.
- Сущность страхования [Электронный ресурс]. URL: https://ddmfo.ru/diplomnaya/suschnost-strahovaniya/
- ТРАНСФОРМАЦИЯ СТРАХОВОГО РЫНКА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ // Neicon.ru.
- Тренды рынка корпоративного ДМС 2024-2025 // Remind.ru.
- ЦБ РФ намерен расширить внедрение риск-ориентированных подходов в надзоре за страховщиками // Finmarket.ru.
- ЦБ: результаты страхового рынка в 2024 году // Calmins.com.
- ЦБ: чистая прибыль страховщиков по итогам 2024 г. выросла 1,5 раза — до 462 млрд р. // ASN-news.ru.
- Экспертный совет заявил о риске снижения уровня медпомощи из-за реформы ОМС // Vostokmedia.com.
- Все изменения в ОСАГО в 2025 году: что важно знать каждому водителю? // Rosstrah.ru.
- Добровольное медицинское страхование в 2025 году: ключевые аспекты // Tatcenter.ru.
- Анализ и прогноз развития рынка страхования в России в 2025 году // Polis.online.