Введение: Актуальность, цели и задачи исследования
Рынок ипотечного жилищного кредитования (ИЖК) в Российской Федерации на протяжении последнего десятилетия выступал одним из ключевых драйверов экономического роста и стабилизации строительной отрасли. Однако период с 2020 по 2025 годы ознаменовался беспрецедентной волатильностью: от рекордных объемов выдачи в 2023 году (более 7,8 трлн рублей) до резкого ужесточения регулирования и стагнации в 2024–2025 годах, вызванных высокой ключевой ставкой и сворачиванием массовых льготных программ. Именно беспрецедентная волатильность рынка и необходимость комплексного осмысления этих тектонических сдвигов определяет актуальность настоящего исследования.
Рынок ИЖК трансформируется под двойным давлением: с одной стороны, его поддерживают адресные государственные программы, с другой — Центральный банк Российской Федерации (Банк России) внедряет жесткие макропруденциальные инструменты (МПЛ, надбавки к коэффициентам риска) для снижения системных рисков и охлаждения перегретых сегментов. Из этого следует, что дальнейшее развитие рынка будет определяться не столько рыночной конъюнктурой, сколько балансом между социальной поддержкой и стремлением регулятора к финансовой стабильности.
Цель работы состоит в проведении глубокого экономико-правового анализа современного состояния рынка ипотечного кредитования в России, оценке эффективности действующей нормативно-правовой базы и макропруденциальной политики, а также разработке научно обоснованных рекомендаций по повышению его устойчивости и доступности в долгосрочной перспективе.
Научная новизна исследования заключается в детальной проработке и оценке следующих аспектов, актуальных на 2025 год:
- Анализ фактического влияния макропруденциальных лимитов (МПЛ), установленных ЦБ РФ в 2025 году, на структуру кредитования, включая сегменты индивидуального жилищного строительства (ИЖС) и высокорискованных заемщиков (ПДН > 80%).
- Оценка перспектив внедрения альтернативных финансовых инструментов, в частности, механизма Строительных Сберегательных Касс (ССК), как стратегического ответа на проблему низкого платежеспособного спроса.
- Комплексный анализ правовых рисков в системе секьюритизации ипотечных активов в условиях перехода к электронным закладным.
Структура работы традиционна для академического исследования и включает теоретические основы, детализированный аналитический обзор динамики рынка, оценку регуляторных мер и разработку практических рекомендаций.
Развитие рынка ипотечного кредитования в Республике Беларусь: ...
... всестороннему анализу текущего состояния рынка ипотечного кредитования в Республике Беларусь. Мы исследуем его динамику, выявляем ключевые проблемы, сдерживающие развитие, и формулируем стратегические рекомендации для его дальнейшего совершенствования. Цель исследования ...
Теоретико-правовые основы и модели ипотечного жилищного кредитования
Ипотечное кредитование представляет собой сложный финансово-правовой институт, сочетающий кредитные отношения (выдача денежных средств) с вещным правом (залог недвижимости).
С экономической точки зрения, ипотека — это долгосрочный, обеспеченный кредит, который играет роль мультипликатора, стимулируя спрос в смежных отраслях (строительство, производство стройматериалов).
А с правовой точки зрения, ипотека определяется как залог недвижимого имущества, обеспечивающий исполнение обязательства, чаще всего, договора займа или кредитного договора. Ключевым нормативно-правовым актом, регулирующим эти отношения в Российской Федерации, является Федеральный закон от 16.07.1998 N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)». Этот закон устанавливает порядок возникновения, регистрации, содержания и прекращения ипотеки, а также регулирует оборот ипотечных ценных бумаг — закладных.
Сравнительный анализ мировых моделей ипотечного кредитования
В мировой практике сформировались две принципиально разные модели построения системы ипотечного кредитования: одноуровневая и двухуровневая.
1. Одноуровневая модель (Европейская, Германская).
Эта модель характерна для стран Западной Европы (Германия, Дания) и основана на принципе самофинансирования. Ипотечные банки или специализированные кредитные институты самостоятельно выдают ипотечные кредиты и рефинансируют их за счет выпуска специальных обеспеченных облигаций — Пфандбрифы (Pfandbriefe).
- Особенность: Пфандбрифы обеспечены пулом ипотечных активов и, что критически важно, гарантией самого эмитента (банка).
Это обеспечивает высокую надежность и низкий риск для инвесторов.
- Преимущество: Прямая связь между кредитом и ценной бумагой, что упрощает структуру и снижает транзакционные издержки.
2. Двухуровневая модель (Американская).
Двухуровневая система разделяет рынок на:
- Первичный рынок: Коммерческие банки и кредитные организации выдают кредиты заемщикам.
- Вторичный рынок: Специализированные финансовые институты (в США — Fannie Mae, Freddie Mac; в России — АО «ДОМ.РФ») выкупают выданные кредиты (права требования, оформленные закладными), секьюритизируют их и выпускают ипотечные ценные бумаги (ИЦБ), обеспеченные пулом этих активов.
Российская система была принята как базовая двухуровневая модель. Первоначально ее оператором выступило Агентство по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК), которое впоследствии было преобразовано в АО «ДОМ.РФ». Цель этой модели в РФ — обеспечить приток долгосрочных инвестиций в жилищную сферу через вторичный рынок капитала.
Характеристика | Одноуровневая модель (Германия) | Двухуровневая модель (Россия, США) |
---|---|---|
Основной механизм рефинансирования | Выпуск обеспеченных облигаций (Pfandbriefe) банком-оригинатором. | Секьюритизация пула закладных специализированным оператором. |
Распределение кредитного риска | Риск остается на банке-эмитенте облигаций. | Риск может быть передан инвесторам (в классической модели) или сохраняться на операторе вторичного рынка (как в РФ, где банк обязан заменить дефолтную закладную). |
Специализированный оператор | Отсутствует. | Присутствует (АО «ДОМ.РФ», СФО/СОПФ). |
Правовое регулирование инфраструктуры вторичного рынка
Развитие вторичного рынка ипотечного кредитования требует создания сложной и надежной правовой инфраструктуры, обеспечивающей прозрачность сделок и защиту инвесторов.
В России основополагающим в этом отношении является законодательство о секьюритизации, базирующееся на Федеральном законе от 21.12.2013 N 379-ФЗ. Этот закон закрепил ключевые элементы инфраструктуры вторичного рынка:
- Специализированное финансовое общество (СФО) и Специализированное общество проектного финансирования (СОПФ): Это юридические лица, созданные исключительно для приобретения финансовых активов, управления ими и выпуска ценных бумаг (ИЦБ).
Их правовой статус обеспечивает принцип «true sale» (истинная продажа), то есть отделение секьюритизируемых активов от баланса банка-оригинатора, что является критически важным для снижения риска банкротства эмитента.
- Институт счетов эскроу: Законодательство ввело правовое регулирование счетов эскроу (условного депонирования), которые стали мощным инструментом обеспечения исполнения взаимных обязательств. В сфере долевого строительства использование счетов эскроу стало обязательным с 1 июля 2019 года в соответствии с поправками к Федеральному закону от 30.12.2004 N 214-ФЗ. Это обеспечило беспрецедентный уровень защиты средств граждан, поскольку деньги дольщиков хранятся на специальных счетах в уполномоченных банках и могут быть переданы застройщику только после ввода объекта в эксплуатацию. Таким образом, счета эскроу не просто элемент ипотечной инфраструктуры, но и ключевой фактор снижения юридических рисков для заемщиков.
Анализ динамики и ключевых факторов развития ипотечного рынка РФ в 2024–2025 гг.
Ипотечный рынок России в 2024–2025 годах демонстрирует глубокую структурную перестройку, вызванную ужесточением денежно-кредитной политики и сменой парадигмы государственной поддержки. Разве не стоит задаться вопросом, как долго рынок сможет удерживать объемы выдачи, опираясь преимущественно на субсидируемый спрос, и что произойдет, когда льготные программы полностью завершатся?
Общая динамика ипотечного рынка: Объем выдачи и средневзвешенные ставки
Рынок пережил фазу «перегрева» в 2023 году, когда был установлен абсолютный рекорд выдачи: более 2 млн кредитов на сумму 7,8 трлн рублей. Этот бум был обусловлен низкими ставками по льготным программам и стремлением граждан зафиксировать условия кредитования на фоне ожидаемой инфляции и повышения ставок.
Однако в 2024–2025 годах наблюдается резкое охлаждение:
- По прогнозам Аналитического центра ДОМ.РФ, объем выданных ИЖК за полный 2024 год составит лишь 4,888 трлн рублей, что означает сокращение на 37% по сравнению с 2023 годом.
- За 9 месяцев 2025 года общий объем выданных ИЖК составил 2,6 трлн рублей, что на 33% меньше аналогичного периода 2024 года.
Сокращение произошло почти исключительно в сегменте рыночной ипотеки. Высокая ключевая ставка Банка России, которая держалась на уровне 15–16% годовых, привела к тому, что средневзвешенные ставки по рыночным программам превысили 17–18%, делая их недоступными для широкого круга заемщиков. При этом средний размер ипотечного кредита в августе 2025 года достиг 4,594 млн рублей, а средняя ставка по ипотеке (включая льготные программы) составила 7,58% годовых. Рост среднего чека обусловлен инфляцией на рынке жилья, а также тем, что льготные программы стали основными драйверами спроса, концентрируясь, как правило, в более дорогих новостройках.
Государственные программы поддержки как структурный элемент рынка
В условиях высоких рыночных ставок государственные программы стали не просто вспомогательным, а структурообразующим элементом рынка. В августе 2024 года более половины (52,2%) всех выданных ИЖК были предоставлены по программам государственной поддержки.
С 1 июля 2024 года прекратила действие самая массовая программа «Льготная ипотека» под 8%, что стало ключевым фактором снижения общего объема выдачи. Однако на ее место пришли адресные программы:
Программа | Ставка (до) | Продлена до | Основные условия (2025 г.) | Лимиты кредита |
---|---|---|---|---|
Семейная ипотека | 6% | 31.12.2030 | Семьи с ребенком до 6 лет или двумя+ несовершеннолетними детьми. | 12 млн ₽ (Москва, СПб, области); 6 млн ₽ (остальные регионы).
Первоначальный взнос — от 20%. |
IT-ипотека | 5–6% | 2025 г. | Сотрудники аккредитованных IT-компаний (с учетом изменений 2024 г.). | Унифицированный лимит 9 млн ₽ для всех регионов. Возможность докредитования до 18 млн ₽. Первоначальный взнос — от 20,1%. |
Сельская ипотека | 3% | — | Приобретение/строительство жилья в сельской местности. | 6 млн ₽ (индивидуально), 12 млн ₽ (супруги).
Первоначальный взнос — 20%. |
По итогам сентября 2025 года, несмотря на общее сокращение, доля льготных программ в объеме выдачи оставалась высокой, но снизилась до 74%. Это снижение, а также рост выдачи по рыночным программам на 17–18% в сентябре по сравнению с августом, свидетельствует о начавшемся снижении рыночных ставок и возможном восстановлении нельготного сегмента.
Наиболее устойчивой является «Семейная ипотека»: за 9 месяцев 2025 года ее выдача продемонстрировала рост на 16% по объему по сравнению с 2024 годом, подтверждая переориентацию господдержки на адресную помощь. Важным регуляторным изменением, введенным с декабря 2023 года, стало правило «один раз в жизни» для большинства льготных программ (за исключением Семейной ипотеки), что направлено на борьбу со спекулятивным спросом и повышение эффективности мер поддержки.
Влияние макропруденциальной политики Банка России на структуру кредитования
В 2024–2025 годах Банк России последовательно ужесточал макропруденциальные требования (МПП) для снижения рисков перекредитования населения и формирования «пузыря» на рынке жилья. Макропруденциальное регулирование реализуется через два основных механизма: надбавки к коэффициентам риска (НКР) и макропруденциальные лимиты (МПЛ).
1. Надбавки к коэффициентам риска (НКР):
ЦБ РФ использует НКР для увеличения требований к капиталу банков, выдающих высокорисковые кредиты. Наиболее жесткие надбавки применяются к кредитам с низким первоначальным взносом (ПВ) и высоким Показателем Долговой Нагрузки (ПДН).
Например, с 1 марта 2025 года для ипотечных кредитов на строящееся жилье с:
- ПВ 10–15% и ПДН 70–80% надбавка составляет 5,0.
Таким образом, для выдачи одного рубля такого кредита банку нужно резервировать в пять раз больше капитала, что делает выдачу таких займов экономически невыгодной и стимулирует банки к работе с более надежными заемщиками (ПВ > 20%, ПДН < 70%).
2. Макропруденциальные лимиты (МПЛ):
С апреля 2025 года ЦБ РФ получил право устанавливать МПЛ по ипотечным кредитам. Фактическое введение лимитов началось:
- Ограничение по ПДН: С 1 июля 2025 года ЦБ РФ планирует ввести МПЛ на выдачу ипотечных кредитов заемщикам с ПДН свыше 80% (наиболее рискованный сегмент).
Это ограничивает долю таких кредитов в общем объеме выдачи банка.
- Расширение на ИЖС и нецелевые кредиты: С 1 октября 2025 года Банк России впервые установил МПЛ по ипотечным кредитам в сегменте Индивидуального жилищного строительства (ИЖС) и по нецелевым потребительским кредитам под залог недвижимости. Это важный шаг, поскольку эти сегменты демонстрировали значительный рост в 2024 году, но имеют повышенные риски из-за сложностей с оценкой залога и целевым использованием средств.
В результате макропруденциального ужесточения, к 1 июля 2025 года был сформирован буфер капитала по ипотечным кредитам в размере 1,8%, что повышает устойчивость банковского сектора к возможному росту просроченной задолженности.
Проблемы, риски и стратегические направления совершенствования рынка ипотечного кредитования
Несмотря на стабилизацию и высокие объемы выдачи в рамках льготных программ, российский ипотечный рынок сталкивается с системными рисками и требует стратегических преобразований, особенно в части инфраструктуры и доступности.
Оценка рисков ипотечной секьюритизации в российской модели
Российская двухуровневая модель, хотя и построена на принципах секьюритизации, имеет специфические особенности, связанные с распределением кредитных рисков.
В классической американской модели (например, при выпуске MBS), риски дефолта могут полностью переходить инвесторам. Однако в российской практике, согласно правилам АО «ДОМ.РФ» как оператора вторичного рынка, существует механизм, обязывающий банк-оригинатор заменить неплатежеспособную закладную в пуле секьюритизированных активов. Таким образом, риски дефолтных закладных по-прежнему несет на себе банк-кредитор, а не инвестор в ИЦБ, что повышает устойчивость вторичного рынка, но снижает интерес банков к передаче высокорисковых активов. Следовательно, для эффективной работы вторичного рынка требуется пересмотр механизмов распределения кредитного риска, о чем подробно сказано в Практических рекомендациях.
Проблемы с внедрением электронных закладных (ЭЗ):
Секьюритизация нового поколения невозможна без полной цифровизации. Хотя законодательство позволяет использовать электронные закладные, их внедрение идет непросто. Основные сложности связаны с:
- Регистрацией изменений: Процедура регистрации изменений условий или погашения ЭЗ после перехода прав к новому владельцу требует четкого межведомственного взаимодействия (нотариат, Росреестр, депозитарии).
- Правовой защитой: Необходимо полное законодательное устранение правовой неопределенности при возникновении споров, связанных с ЭЗ, чтобы обеспечить их абсолютную надежность для инвесторов.
Перспективы развития «цифровой ипотеки» и повышения эффективности
Цифровизация является ключевым направлением повышения эффективности и снижения транзакционных издержек. Опыт крупнейших участников рынка показывает, что переход к «цифровой ипотеке» неизбежен. Примером успешной интеграции является Банк ДОМ.РФ, где доля электронных закладных в общем объеме выдачи в 2025 году превысила 96%. Это свидетельствует о том, что при наличии соответствующей технологической и правовой поддержки со стороны регулятора, полный цикл ипотечной сделки может быть полностью переведен в цифровой формат.
Дальнейшее совершенствование требует:
- Развития единой цифровой платформы для обмена данными между участниками (банки, Росреестр, ФНС).
- Унификации стандартов электронных закладных для всех банков-оригинаторов, работающих с АО «ДОМ.РФ».
Зарубежный опыт и разработка новых финансовых инструментов
Главная системная проблема российского ипотечного рынка заключается в низком уровне платежеспособного спроса населения, особенно в условиях высоких рыночных ставок и жестких макропруденциальных лимитов, которые отсекают часть потенциальных заемщиков. Для долгосрочного решения этой проблемы необходимо внедрение механизмов, стимулирующих накопление первоначального взноса и снижающих стоимость кредита без массированного бюджетного субсидирования.
Внедрение механизма Строительных Сберегательных Касс (ССК):
Зарубежный опыт (например, немецкие Bausparkassen) демонстрирует высокую эффективность систем строительных сбережений. Эта модель предусматривает два этапа:
- Накопление: Гражданин накапливает определенную долю (например, 30–50%) от стоимости жилья на специальном счете в ССК.
- Кредитование: После достижения накопленного лимита, гражданин получает право на льготный целевой кредит по фиксированной, низкой ставке (например, не выше 3%) на оставшуюся часть суммы.
В октябре 2025 года в Госдуме была выдвинута инициатива по внедрению механизма Строительных Сберегательных Касс (ССК) в России. Этот механизм, получивший предварительную поддержку вице-премьера Марата Хуснуллина, является стратегически важным направлением совершенствования рынка. Внедрение ССК должно сопровождаться предоставлением государственных гарантий и налоговых льгот на доход по долгосрочному кредитованию для повышения заинтересованности коммерческих банков и региональных администраций.
Преимущества ССК для России очевидны: снижается доля кредитов с низким первоначальным взносом, что прямо соответствует целям макропруденциальной политики ЦБ РФ, обеспечивается адресность поддержки, а также повышается устойчивость рынка за счет снижения его зависимости от текущих ставок рефинансирования и бюджетных субсидий.
Заключение: Основные выводы и практические рекомендации
Ипотечное кредитование в России в 2024–2025 годах находится в фазе глубокой структурной трансформации, обусловленной переходом от массовой государственной поддержки к адресной и беспрецедентным ужесточением финансового регулирования. В долгосрочной перспективе, устойчивость российского ипотечного рынка будет зависеть от способности государства и регулятора сбалансировать цели социальной поддержки (через адресные льготные программы) и финансовой стабильности (через макропруденциальные инструменты).
Внедрение ССК, как показывает международный опыт, является наиболее перспективным направлением для достижения этого баланса.
Основные выводы
- Правовая и теоретическая база: Российский рынок базируется на двухуровневой модели, ключевым правовым регулятором которой является ФЗ №102. Инфраструктура вторичного рынка (СФО, СОПФ, счета эскроу) обеспечивает высокий уровень защиты средств граждан в долевом строительстве (обязательность эскроу с 2019 г.) и прозрачность секьюритизации.
- Динамика и структура рынка: После рекордного 2023 года (7,8 трлн руб. выдачи), 2024–2025 гг. характеризуются резким сокращением объемов (прогноз 4,88 трлн руб. в 2024 г.), преимущественно за счет рыночного сегмента. Льготные программы («Семейная ипотека», «IT-ипотека») стали доминирующими (доля 74% в сентябре 2025 г.), что сместило фокус рынка на адресную поддержку.
- Регуляторное влияние: Макропруденциальная политика Банка России с 2025 года является ключевым фактором охлаждения рынка и снижения рисков. Введение МПЛ на кредиты с ПДН > 80%, а также расширение регулирования на сегменты ИЖС и нецелевые кредиты под залог недвижимости (с октября 2025 г.) направлены на повышение устойчивости банковского сектора и предотвращение образования «ипотечного пузыря».
Практические рекомендации по совершенствованию законодательства и финансового регулирования
Направление совершенствования | Конкретная рекомендация | Ожидаемый эффект |
---|---|---|
Повышение доступности | Внедрение механизма Строительных Сберегательных Касс (ССК) по аналогии с немецкими Bausparkassen (с учетом инициативы октября 2025 г.). | Стимулирование накопления первоначального взноса (30-50%) и предоставление льготного кредита (до 3%) на остаток, что снизит зависимость от текущей ключевой ставки. |
Секьюритизация и риски | Нормативное закрепление механизмов, позволяющих АО «ДОМ.РФ» или иным операторам вторичного рынка принимать на себя кредитный риск, освобождая банк-оригинатор от обязательства замены дефолтной закладной. | Увеличение заинтересованности коммерческих банков в секьюритизации и притоке капитала, более эффективное распределение рисков. |
Цифровизация | Унификация правовых и технических стандартов для электронных закладных (ЭЗ) и разработка единой государственной платформы для регистрации и оборота ЭЗ, исключающей правовые коллизии при переуступке прав. | Снижение операционных и транзакционных издержек, повышение скорости сделок и надежности актива для инвесторов. |
Регуляторная политика | Использование дифференцированных макропруденциальных надбавок в зависимости от регионального уровня цен и платежеспособности. | Более тонкая настройка регулирования, предотвращение чрезмерного охлаждения рынка в регионах с низким уровнем доходов при сохранении жесткости в мегаполисах. |
Список использованной литературы
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (в ред. Федерального закона от 26.06.2007 №118-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1994. №32. ст. 3301.
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (в ред. Федерального закона от 16.05.2007 №75-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2000. №32. ст. 3340.
- Федеральный закон от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. Федерального закона от 03.11.2006 №183-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1996. №48. ст. 5369.
- Федеральный закон от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в ред. Федерального закона от 18.12.2006 №232-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1997. №30. ст. 3594.
- Федеральный закон от 16.07.1998 №102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (в ред. Федерального закона от 26.06.2007 №118-ФЗ) // Российская газета. 1998. №137.
- Федеральный закон от 07.07.2003 №110-ФЗ «О внесении изменений в статьи 219 и 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» // Российская газета. 2003. №132.
- Федеральный закон от 22.05.2003 №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» // Собрание законодательства РФ. 2003. №21. ст. 1957.
- Федеральный закон от 11.11.2003 №152-ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах» (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 №141-ФЗ) // Парламентская газета. 2003. №215–216.
- Федеральный закон от 20.08.2004 №112-ФЗ «О внесении изменений в статьи 220 и 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2004. №34. ст. 3527.
- Федеральный закон от 02.11.2004 №127-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации…» (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 №244-ФЗ) // Российская газета. 2004. №246.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 11.01.2000 №28 «О мерах по развитию системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации» (в ред. Постановления Правительства от 08.05.2002 №302) // Собрание законодательства РФ. 2000. №3. ст. 278.
- Письмо Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 22.03.2002 №СА-6-04/341 «О предоставлении имущественного налогового вычета» // Экономика и жизнь. 2002. №14.
- Закон Алтайского края от 6 июля 2000 г. N 40-ЗС «О порядке предоставления ипотечных жилищных кредитов жителям Алтайского края за счет средств краевого бюджета» // Алтайская правда. 2000. 14 июля. N 162, 163.
- Закон Кемеровской области от 15 февраля 2001 г. N 21-ОЗ «О предоставлении долгосрочных целевых займов и развитии ипотечных отношений в жилищной сфере в Кемеровской области» // Кузбасс. 2001. 27 фев. N 38.
- Закон Волгоградской области от 27 марта 2001 г. N 524-ОД «О развитии ипотечного жилищного кредитования в Волгоградской области» // Волгоградская правда. 2001. 25 апр.
- Закон Астраханской области «Об организационном и финансовом обеспечении системы ипотечного жилищного кредитования в Астраханской области» // известия. 2002. 14 нояб.
- Постановление Правительства Нижегородской области от 28 июня 2002 г. N 147 «Об ипотечном жилищном кредитовании населения Нижегородской области» // Нижегородские новости. 2002. 14 авг. N 150.
- Закон Краснодарского края от 7 августа 2002 г. N 511-КЗ «Об организационном и финансовом обеспечении развития жилищного кредитования» // Кубанские новости. 2002. 20 авг.
- Закон Республики Мордовия от 8 декабря 2003 г. N 68-З «О государственной поддержке жилищной ипотеки в Республике Мордовия» // Известия Мордовии. Спецвыпуск. 2003. 10 дек.
- Закон Самарской области от 29 июня 2004 г. N 96-ГД «Об ипотечном жилищном кредитовании в Самарской области» // Волжская Коммуна. 2004. N 122. 7 июля.
- Закон Пензенской области от 25 мая 2004 г. N 611-ЗПО «О программе «Социальная поддержка граждан в сфере ипотечного жилищного кредитования в Пензенской области на 2004 – 2010 годы»» // Пензенские губернские ведомости. 2004. 17 июня.
- Закон Кировской области от 30 июня 2005 г. N 339-ЗО «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, проживающих на территории Кировской области, в сфере ипотечного жилищного кредитования» // Вятский край. 2006. 10 июня.
- Закон г. Москвы от 31 марта 1999 г. N 11 «Об организационном и финансовом обеспечении внедрения системы ипотечного жилищного кредитования в г. Москве» // Ведомости Московской городской Думы. 1999. N 5.
- Постановление Администрации Нижегородской области от 27 февраля 1998 г. N 47 «О льготном жилищном кредитовании граждан» // СПС «КонсультантПлюс».
- Программа развития ипотечного жилищного кредитования в г. Москве на 2006 – 2008 гг., утвержденная Постановлением правительства Москвы от 8 ноября 2005 г. N 881-ПП // Вестник мэра и правительства Москвы от 28 ноября 2005 г. N 67.
- Областной закон от 5 февраля 2004 г. N 249-ОЗ «О социальной поддержке граждан, участвующих и приобретении жилья, в сфере ипотечного жилищного кредитования в Новгородской области» // Новгородские ведомости. 2004. 11 февр. N 22.
- Гришаев С.П. Ипотека жилых помещений. Москва, 2005.
- Осадченко И.В. К вопросу о государственном стимулировании развития в России жилищной ипотеки // Жилищное право. 2006. №7.
- Туранин В.Ю., Самострелова О.И. Правовое регулирование ипотеки на федеральном и региональном уровнях // Юрист. 2006. №6.
- Рогожин А. Крупнейшие ипотечные банки в 2006 г. // РБК. 26.02.2007.
- Скробов Б. Ипотека – залог недвижимости // Аудит и налогообложение. 2007. №1.
- Правовые проблемы организации рынка ипотечного кредитования в России / Под ред. В.С. Ема. Москва: Статут, 1999.
- Толковый экономический и финансовый словарь. Французская, русская, английская, немецкая, испанская терминология. Т. II. Пер. с франц. / Под общ. ред. Л.В. Степанова. Москва: Международные отношения, 1994. С. 180.
- Ласк Г. Гражданское право США (право торгового оборота) / Под ред. Е.А. Флейшиц. Москва: Иностранная литература, 1961. С. 525.
- Синочкин Д. Ментальный тормоз ипотеки. Москва, 2007.
- Муратова Д.Д., Шилкин С.А. Ипотека. Новые возможности и новые проблемы // Главбух. 2005. №6.
- Меркулов В.В. Положения об ипотеке в Гражданском кодексе Российской Федерации // Правовые вопросы. 2006. №2.
- Проскурин А.Г. Развитие законодательства об ипотеке // Правовые вопросы. 2006. №2.
- Пашов Д.Б. Жилищная ипотека в России // Аграрное и земельное право. 2005. №3.
- Яшенков К.А. Субъекты договора ипотеки, их взаимные права и обязанности // Право и политика. 2005. №2.
- Роньшин А.А. Акцессорность российской ипотеки и потребности практики // Юрист. 2004. №7.
- Курбатская А. Залог недвижимости как форма ипотеки // Бизнес-адвокат. 2004. №14.
- Киселев А.А. Предмет договора ипотеки // Нотариус. 2003. №2.
- Журбина Е. Заключение договора ипотеки // Юрист. 2005. №7.
- Сальникова Л. Ипотека как разновидность залога // Финансовая газета. Региональный выпуск. 2006. №38.
- Зуйкова Л. Предмет договора об ипотеке // ЭЖ-Юрист. 2006. №32.
- Банк ДОМ.РФ с начала года выдал ипотечных кредитов на ИЖС в объеме 13,5 млрд рублей // domrfbank.ru.
- ДВУХУРОВНЕВАЯ МОДЕЛЬ ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ — что это простыми словами // finuslugi.ru.
- ДОМ.РФ: объем выдачи ипотеки в РФ в 2024 г. сократится на 50% // expert.ru.
- Зарубежный опыт и возможности его использования в развитии ипотечного кредитования в России в современных условиях // sseu.ru.
- ИНФРАСТРУКТУРА КАК ЧАСТЬ РЫНКА ИПОТЕЧНОЙ СЕКЬЮРИТИЗАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // ranepa.ru.
- ИПОТЕЧНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ В ПРАКТИКЕ РОССИЙСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ // vaael.ru.
- Ипотечное кредитование | ЕИСЖС — Единая информационная система жилищного строительства // xn--d1aqf.xn--p1ai.
- IT-ипотека и другие льготы при покупке жилья с господдержкой в 2025 году: самое главное // mts.ru.
- Льготная ипотека 2024: 7 федеральных программ для россиян // garant.ru.
- Льготная ипотека в 2024 году: какие программы доступны заемщикам // cian.ru.
- Льготная ипотека с господдержкой в 2024 году | Консультационный центр ДОМ.РФ // xn--d1aqf.xn--p1ai.
- Льготная ипотека: какие программы доступны в 2024 году // моифинансы.рф.
- Макропруденциальные лимиты | Банк России // cbr.ru.
- Макропруденциальные лимиты по ипотеке и автокредитам: ЦБ РФ предлагает ввести эти ограничения // consultant.ru.
- МОДЕЛИ ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ // applied-research.ru.
- Обзор рынка ипотечного жилищного кредитования | Банк России // cbr.ru.
- Правовое регулирование института эскроу в Российской Федерации: проблемы теории и практики // cyberleninka.ru.
- Сравнительный анализ современных моделей ипотечного кредитования в России и за рубежом // cyberleninka.ru.
- ЦБ впервые ввел макропруденциальные лимиты для ипотеки на ИЖС // bosfera.ru.
- ЦБ установит макропруденциальные лимиты на выдачу ипотеки заемщикам с ПДН более 80% // interfax.ru.
- ЦБ впервые установил макропруденциальные лимиты по ипотеке на ИЖС // ttfinance.ru.
- Чуть более 500 тыс. ипотечных кредитов выдали за восемь месяцев в России // interfax-russia.ru.
- Энциклопедия секьюритизации. 2023 // russecuritisation.ru.