Лизинг и его роль в развитии малого бизнеса в Российской Федерации: анализ современного состояния и перспективы в условиях экономических вызовов (2020–2025 гг.)

Дипломная работа

Теоретико-методические основы лизинговой деятельности

В условиях нестабильной макроэкономической конъюнктуры, характеризующейся высокой ключевой ставкой и ограниченным доступом к долгосрочным кредитным ресурсам, вопрос финансирования инвестиционной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) приобретает критическую значимость. Лизинг, находящийся на стыке арендных и кредитных отношений, исторически доказал свою эффективность как инструмент, позволяющий малому бизнесу модернизировать основные фонды, минуя жесткие требования банковского залога.

Целью настоящей выпускной квалификационной работы является разработка актуализированной и глубоко проработанной системы оценки и повышения эффективности использования лизинговых схем субъектами МСП в Российской Федерации с учетом современных экономических вызовов и изменений в нормативно-правовой базе (2020–2025 гг.).

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Раскрыть экономическую сущность и правовые основы лизинга в контексте современного российского законодательства (ФЗ № 164-ФЗ и ФСБУ 25/2018).
  2. Провести сравнительный финансово-налоговый анализ лизинга и кредита, используя актуальные ставки и механизмы налоговой оптимизации (ускоренная амортизация, НДС).
  3. Проанализировать динамику, структуру и ключевые проблемы лизингового рынка в сегменте МСП (2020–2025 гг.).
  4. Критически оценить эффективность мер государственной поддержки лизинга для малого бизнеса в условиях жесткой денежно-кредитной политики.
  5. Разработать практические рекомендации по выбору оптимальной лизинговой схемы и совершенствованию инструментов господдержки.

Экономическая сущность, функции и классификация лизинга

Лизинг представляет собой комплекс инвестиционно-финансовых отношений, связанных с приобретением и последующей передачей имущества (основных средств) во временное пользование на основании договора финансовой аренды.

В соответствии со Статьей 2 Федерального закона от 29.10.1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)», лизинг определяется как вид инвестиционной деятельности, при которой лизингодатель (инвестор) приобретает указанное лизингополучателем имущество и предоставляет его на основании договора лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и пользование.

10 стр., 4917 слов

Инвестиционная деятельность страны: Экономическая сущность, государственное ...

... регионов, ограничение реализации крупных проектов. Включение мнения российского бизнеса о критической оценке условий ведения деятельности (неопределенность, высокие ставки) Оценки самого российского бизнеса часто отражают глубокий скептицизм ...

Лизинг как альтернативный метод инвестиционного финансирования

Ключевая экономическая сущность лизинга для МСП проявляется в выполнении следующих функций:

Функция Сущность для МСП Отличие от кредита
Инвестиционная Позволяет МСП обновлять основные фонды и расширять производство без изъятия больших объемов оборотного капитала. Лизингодатель выступает собственником имущества, что упрощает процедуру получения активов.
Финансовая Является источником долгосрочного финансирования, растягивая крупные капитальные затраты на весь срок эксплуатации актива. Требования к залоговому обеспечению менее жесткие, поскольку сам предмет лизинга является обеспечением.
Налоговая Предоставление законных механизмов снижения налогооблагаемой базы (налог на прибыль, НДС, налог на имущество). Банковский кредит не предоставляет такой широкой линейки инструментов налоговой оптимизации, как ускоренная амортизация.
Экспертная (Управленческая) Лизингодатель берет на себя вопросы, связанные с приобретением, таможенным оформлением и страхованием дорогостоящего имущества. Банк предоставляет только денежные средства, оставляя всю операционную нагрузку на заемщике.

Классификация лизинга

Классификация лизинга, признаваемая в российской практике, включает следующие основные виды:

  1. По характеру арендных платежей и распределению рисков:

    • Финансовый лизинг. Срок лизинга сопоставим со сроком полезного использования имущества, а сумма платежей покрывает 100% стоимости актива. Право собственности, как правило, переходит к лизингополучателю после выплаты выкупной стоимости. Это наиболее распространенный вид лизинга для МСП, приобретающих дорогостоящее оборудование или спецтехнику.
    • Оперативный (операционный) лизинг. Срок договора значительно короче срока службы актива; лизинговые платежи не покрывают полную стоимость. Риски, связанные с остаточной стоимостью и ремонтом, несет лизингодатель. Актуален для МСП, нуждающихся в частой смене оборудования (например, IT-инфраструктура или транспорт).
  2. По составу участников: прямой, косвенный (через лизинговую компанию), возвратный.

Нормативно-правовое регулирование лизинговой деятельности в РФ

Правовая база лизинга в России является комплексной и регулируется нормами как гражданского, так и налогового законодательства.

Основа регулирования

Основными нормативно-правовыми актами являются:

  • Гражданский кодекс РФ (ГК РФ), Глава 34, § 6 «Финансовая аренда (лизинг)», который устанавливает основополагающие положения договора лизинга.
  • Федеральный закон от 29.10.1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)». Актуальная редакция Федерального закона № 164-ФЗ датирована 28.04.2023 года, что отражает постоянную работу законодателя над уточнением процедур.

Ключевые изменения с 2015 года, повлиявшие на МСБ

С 2015 года и до настоящего времени законодательство претерпело значительные изменения, которые прямо затронули МСП:

  1. Стандартизация бухгалтерского учета (ФСБУ 25/2018). Самое масштабное изменение коснулось учета лизинговых операций. С 1 января 2022 года применение ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды» стало обязательным для всех юридических лиц. Если раньше МСП могли учитывать лизинг вне баланса (на забалансовых счетах), то теперь они обязаны признавать на своем балансе Право пользования активом (ППА) и Обязательство по аренде (ОА). Это привело к удорожанию баланса лизингополучателей и потребовало пересмотра методик расчета финансовых коэффициентов.

  2. Налоговые уточнения (2025 год). Важнейшим изменением, напрямую влияющим на финансовую привлекательность лизинга, стало расширение круга плательщиков НДС. С 1 января 2025 года организации и индивидуальные предприниматели (ИП) на упрощенной системе налогообложения (УСН) с доходами, превышающими 60 млн рублей, становятся плательщиками НДС. Именно это дает таким субъектам МСП право принимать к вычету входящий НДС по лизинговым платежам, тем самым существенно увеличивая экономическую выгоду лизинга по сравнению с кредитом.

  3. Гибкость амортизационной политики. Подпункт 1 Пункта 2 Статьи 259.3 Налогового кодекса РФ по-прежнему позволяет лизингодателю применять коэффициент ускоренной амортизации до 3 к норме амортизации для объектов, входящих в 4–10 амортизационные группы. Этот механизм остается ключевым инструментом налоговой оптимизации для лизингополучателя.

Таким образом, актуальная нормативно-правовая база смещает акцент с простоты внебалансового учета на прозрачность и корректность отражения обязательств (ФСБУ 25/2018), одновременно повышая налоговую эффективность лизинга для более широкого круга МСП (за счет НДС для УСН).

Анализ финансово-налоговых механизмов лизинга для субъектов МСП

Экономическая целесообразность использования лизинга субъектами МСП определяется не только доступностью финансирования, но и его способностью обеспечить реальную налоговую экономию по сравнению с традиционным банковским кредитованием. В условиях 2025 года этот сравнительный анализ требует учета новых факторов: крайне высокой ключевой ставки и обновленных правил учета.

Сравнительный анализ лизинга и банковского кредитования

Основное отличие лизинга от кредита заключается в праве собственности: при лизинге имущество остается в собственности лизинговой компании до выкупа, тогда как при кредите заемщик сразу становится собственником, а приобретаемое имущество выступает залогом.

Оценка преимуществ и рисков в условиях высокой ключевой ставки

По состоянию на 28 октября 2024 года Банк России установил ключевую ставку на уровне 21,00% годовых. Эта ставка радикально удорожает фондирование для лизинговых компаний и банков, делая любые инвестиционные проекты зависимыми от субсидирования или высокой маржинальности. Неизбежно возникает вопрос, сохраняет ли лизинг свое ценовое преимущество в таких жестких условиях?

В условиях дорогого фондирования лизинг сохраняет преимущество для МСП не столько за счет номинально более низкой ставки (которая также высока), сколько за счет возможности легальной налоговой оптимизации, которая снижает эффективную стоимость владения активом.

Критерий Лизинг Банковское кредитование
Требования к залогу Мягче. Предмет лизинга сам выступает обеспечением. Жестче. Часто требуется дополнительное обеспечение и поручительство собственников.
Скорость оформления Выше. Процедура стандартизирована, меньше бюрократии, связанной с оценкой залога. Ниже. Длительный процесс оценки залога, комплексный кредитный анализ.
Стоимость финансирования Высока, но ниже эффективной стоимости кредита за счет налоговых преимуществ (НДС, налог на прибыль). Крайне высока из-за ключевой ставки 21,00%. Налоговый эффект минимален.
Право собственности Переходит в конце срока (при финансовом лизинге).

Риск изъятия выше при нарушении условий.

Приобретается сразу.
Влияние на ликвидность Лизинговые платежи равномерно распределяются, обеспечивая лучшую ликвидность оборотного капитала. Требует значительного первоначального взноса, ухудшая ликвидность.

Налоговое и бухгалтерское моделирование лизинговых операций

Ключевым преимуществом лизинга является его способность снижать налоговую нагрузку на МСП.

1. Уменьшение налогооблагаемой базы (Налог на прибыль)

Согласно Подпункту 10 Пункта 1 Статьи 264 Налогового кодекса РФ, лизинговые платежи (за исключением выкупной стоимости, если она выделена) включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Это напрямую уменьшает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль (20%).

2. Вычет НДС

Лизинговые платежи, как правило, облагаются НДС (20%).

Лизингополучатель, являющийся плательщиком НДС (ОСНО или УСН с доходом > 60 млн руб. с 2025 года), имеет право принять этот НДС к вычету, что составляет до 20% от общей стоимости имущества.

Расчет эффекта НДС для УСН-плательщиков (с 2025 года)

Если МСП, ранее находившееся на УСН, превысило лимит 60 млн руб. и стало плательщиком НДС, то лизинг становится финансово более привлекательным, чем кредит.

  • Ситуация «Кредит»: МСП покупает оборудование за 12 млн руб. (вкл. НДС 2 млн руб.).

    НДС к вычету не принимается, 2 млн руб. — это прямые расходы.

  • Ситуация «Лизинг»: Общая сумма лизинговых платежей (с учетом удорожания) составляет 15 млн руб., включая НДС 2,5 млн руб. Эти 2,5 млн руб. могут быть приняты к вычету, снижая реальную стоимость финансирования.

3. Эффект ускоренной амортизации

Ускоренная амортизация позволяет быстрее перенести стоимость актива на расходы, тем самым снижая налогооблагаемую базу в первые годы эксплуатации, когда МСП наиболее нуждается в финансовой поддержке.

Право на применение повышающего коэффициента (не выше 3) к норме амортизации для предметов лизинга, относящихся к 4–10 амортизационным группам, регулируется Подпунктом 1 Пункта 2 Статьи 259.3 НК РФ.

Пример расчета эффекта ускоренной амортизации

  • Исходные данные:
    • Стоимость оборудования (без НДС): 10 000 000 руб.
    • Амортизационная группа: 5-я (Срок полезного использования, СПИ = 7 лет).
    • Норма амортизации (линейный способ): 1/7 ≈ 14,28% в год.
    • Коэффициент ускорения (K): 3.
    • Налог на прибыль: 20%.

Формула расчета годовой амортизации (Ускоренная):

Aуск = (1 / СПИ) × Стоимость × K

Сравнение амортизационных отчислений за 1 год:

Показатель Нормальная амортизация (K=1) Ускоренная амортизация (K=3)
Годовая норма амортизации 14,28% 42,84% (14,28% × 3)
Годовая сумма амортизации 1 428 000 руб. 4 284 000 руб.
Экономия на налоге на прибыль (1 428 000 × 20%) = 285 600 руб. (4 284 000 × 20%) = 856 800 руб.
Дополнительная экономия 0 571 200 руб.

Использование коэффициента K=3 позволяет МСП на 571 200 руб. снизить налоговые платежи в первый же год, высвобождая оборотные средства. Не это ли является самым мощным стимулом для инвестирования в условиях дефицита ликвидности?

Влияние ФСБУ 25/2018 на финансовую отчетность МСП

С введением ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды» учет лизинговых операций претерпел революционные изменения, которые существенно повлияли на финансовые показатели МСП.

Суть изменений:

ФСБУ 25/2018 требует от лизингополучателя (как арендатора) признавать объект учета аренды на своем балансе, даже если право собственности не перешло.

  1. Право пользования активом (ППА). Это актив, который отражается в балансе по стоимости, равной приведенной стоимости будущих лизинговых платежей. ППА амортизируется в течение срока лизинга.
  2. Обязательство по аренде (ОА). Это обязательство, также отражаемое по приведенной стоимости платежей, которое МСП должно погашать. ОА учитывается как заемное обязательство.

Влияние на баланс и финансовые коэффициенты МСП

Ранее лизинг учитывался за балансом, что искусственно улучшало финансовые показатели МСП, особенно при расчете кредитоспособности. Теперь:

  • Увеличение валюты баланса. Баланс компании «раздувается» за счет включения ППА (актив) и ОА (пассив).

    Это делает отчетность более прозрачной, но может негативно сказаться на восприятии предприятия.

  • Изменение коэффициентов ликвидности и финансовой устойчивости.
    • Коэффициент автономии (Коэффициент финансовой устойчивости): ОА, являющееся долгосрочным обязательством, увеличивает общий размер пассивов. Если ППА финансируется в основном за счет ОА, коэффициент автономии (отношение собственного капитала к валюте баланса) может снизиться, что формально ухудшает финансовую устойчивость МСП в глазах потенциальных кредиторов.
    • Показатель EBITDA: Лизинговые платежи теперь разбиваются на амортизацию ППА и процентный расход по ОА. Это влияет на прибыль до налогообложения (EBIT) и, соответственно, на EBITDA, который является ключевым показателем для оценки кредитоспособности.

Введение ФСБУ 25/2018 повышает прозрачность отчетности, но требует от МСП более тщательного планирования структуры капитала, поскольку лизинговые обязательства теперь явно демонстрируются как квази-долг, что может осложнить привлечение дополнительного кредитования.

Динамика, структурные вызовы и государственная поддержка рынка лизинга МСП (2020–2025 гг.)

Анализ современного состояния лизингового рынка показывает, что период 2020–2025 гг. был сопряжен с серьезными макроэкономическими шоками — пандемией, санкционным давлением, удорожанием импорта и, главное, крайне жесткой денежно-кредитной политикой. Эти факторы кардинально изменили структуру и динамику лизинга, особенно в сегменте МСП.

Динамика и структура лизингового портфеля в сегменте МСП (2020-2025)

По итогам 2024 года российский лизинговый рынок пережил замедление. Объем нового бизнеса (стоимость имущества) снизился на 7% по сравнению с предыдущим годом, составив 3,3 трлн рублей. Это снижение является прямым следствием дороговизны фондирования, вызванной ростом ключевой ставки до 21,00%.

Динамика сегмента МСП

Сегмент МСП, который в 2023 году был драйвером роста (увеличение числа лизингополучателей на 33%), в 2024 году продемонстрировал резкое замедление:

  • Общее число лизингополучателей, заключивших договоры, выросло всего на 8% в 2024 году.
  • Доля МСП в объеме нового бизнеса сократилась на 5 процентных пунктов, составив 63% (против 68% в 2023 году).

Это сокращение свидетельствует о двух ключевых тенденциях:

  1. Снижение риск-аппетита лизинговых компаний, которые в условиях высокой неопределенности и дорогого фондирования предпочитают работать с крупными, финансово устойчивыми клиентами.
  2. Невозможность для многих МСП выдержать высокую эффективную ставку лизинга, связанную с ключевой ставкой ЦБ.

Структурные сдвиги (2024 год)

Наиболее тревожным для инвестиционной активности МСП является структурный сдвиг в распределении предметов лизинга:

Сегмент Доля в новом бизнесе, 2023 г. Доля в новом бизнесе, 2024 г. Изменение Значение для МСП
Оборудование 37% 30% -7 п.п. (Резкое падение) Отражает снижение инвестиций в производственные мощности, что критично для «экономики предложения».
Автолизинг Выше 30% Выше 30% Стабильно высокий Остается основным драйвером в количественном выражении, но не является индикатором модернизации.

Резкое сокращение доли лизинга оборудования (ключевого сегмента для производственного МСП) до 30% указывает на серьезные проблемы с импортом, логистикой и, самое главное, на откладывание инвестиционных проектов малыми предприятиями. А ведь именно производственная сфера больше всего нуждается в ускоренной амортизации.

Анализ рисков и платежной дисциплины лизингополучателей в текущих условиях

Рост ставок и ухудшение операционной среды неизбежно приводят к росту финансовых рисков как для лизингодателей, так и для лизингополучателей.

Ухудшение качества активов

Ключевым индикатором ухудшения платежной дисциплины является рост совокупной доли обесцененных активов (Чистые инвестиции в лизинг (ЧИЛ) с просроченной задолженностью более 90 дней и изъятое имущество).

По данным отраслевой аналитики, этот показатель вырос более чем в два раза за 2024 год, достигнув 5,6%.

Причины ухудшения платежеспособности МСП:

  1. Рост операционных издержек: Удорожание сырья, логистики и обслуживания импортного оборудования.
  2. Зависимость от ДКП: Высокие процентные ставки по фондированию транслируются в высокие лизинговые платежи, которые становятся неподъемными.
  3. Нестабильность спроса: Снижение потребительского или промышленного спроса на фоне общей экономической неопределенности.

Влияние на лизинговую политику

Рост рисков вынуждает лизинговые компании ужесточать требования к лизингополучателям МСП:

  • Увеличение размера авансового платежа (до 30-40% в нельготных программах).
  • Сокращение сроков договоров.
  • Более тщательная оценка кредитоспособности (например, требование предоставления отчетности по ФСБУ 25/2018).

Критическая оценка государственной поддержки лизинга для МСП

В условиях рыночного сжатия, государственная поддержка становится критически важным механизмом для поддержания инвестиционной активности МСП, особенно в приоритетных отраслях.

Программы Корпорации МСП

Государственная поддержка реализуется через дочернюю компанию Корпорации МСП – АО «МСП Лизинг» в рамках федерального проекта «Малое и среднее предпринимательство».

Основные параметры льготного лизинга в 2025 году:

  • Льготные ставки: 6% годовых для российского и 8% для зарубежного оборудования.
  • Увеличение лимитов: Максимальная сумма льготного финансирования для приоритетных отраслей увеличена со 100 млн до 200 млн рублей. По программе экспресс-лизинга лимит составляет 15 млн рублей.
  • Условия: Срок договора от 13 до 60 месяцев, авансовый платеж от 10%.

Отраслевые приоритеты

Льготный лизинг в 2025 году сфокусирован на «экономике предложения», поддерживая:

  • Обрабатывающие производства (машиностроение, металлообработка, химическая, пищевая промышленность).
  • Медицину, туризм, науку и креативные индустрии.

Наибольший объем льготной поддержки приходится на предприятия из отраслей машиностроения и металлообработки (более 46%), что подтверждает целевое использование средств для модернизации производства.

Критическая оценка достаточности поддержки

Несмотря на рост объема финансирования (общий объем льготного лизинга составил 4,6 млрд рублей по итогам 2024 года, увеличившись на 92% по сравнению с предыдущим годом), масштабы государственной поддержки остаются недостаточными относительно общего объема рынка (3,3 трлн руб. в 2024 г.).

  1. Масштаб против потребности. 4,6 млрд рублей, распределенные среди 391 предприятия, является точечным инструментом, который не может компенсировать общее сжатие рынка и удорожание фондирования, вызванное ключевой ставкой 21,00%.
  2. Прогноз сжатия. Прогноз «Эксперт РА» о сокращении объемов лизингового бизнеса в 2025 году на 15–25% (до 2,475 – 2,805 трлн рублей) указывает на то, что текущие меры господдержки недостаточны для предотвращения рецессии на рынке, а лишь сглаживают падение в наиболее приоритетных секторах.

Таким образом, государственная поддержка является эффективной по качеству (низкие ставки, фокус на производстве), но недостаточной по количеству для оказания макроэкономического влияния на весь сегмент МСП.

Практические рекомендации по совершенствованию использования лизинга МСП

На основе проведенного анализа, который выявил как значительные налоговые преимущества лизинга (особенно после изменений 2025 года), так и риски, связанные с высокой стоимостью фондирования и новым бухгалтерским учетом (ФСБУ 25/2018), необходимо разработать практические рекомендации для МСП и органов государственной власти.

Разработка методики выбора оптимальной лизинговой схемы

МСП должны подходить к выбору источника финансирования комплексно, оценивая не только номинальную ставку, но и эффективную стоимость владения с учетом налогового эффекта и влияния на баланс.

Критерии оценки при выборе между лизингом и кредитом:

Критерий Лизинг Кредит Рекомендация для МСП
Цель приобретения Оборудование для модернизации (4–10 аморт. группы) Недвижимость, оборотные средства Для производственных активов — лизинг из-за ускоренной амортизации.
Налоговый статус МСП ОСНО, или УСН с доходом > 60 млн руб. (с 2025 г.) УСН (без НДС) Наличие НДС-вычета делает лизинг безальтернативным.
Срочность проекта Требуется быстрое получение актива, нехватка ликвидности Свободный капитал, возможность длительного ожидания Лизинг обеспечивает более быстрый запуск проекта.
Влияние на баланс Обязательство по аренде (ОА) увеличивает долг Кредит увеличивает долг Для МСП с жесткими ковенантами по кредитам, лизинг по ФСБУ 25/2018 может быть нежелателен.

Методика оценки налогового преимущества:

МСП должно рассчитать чистую приведенную стоимость (NPV) лизинга и кредита, обязательно включая в расчет лизинга следующие факторы:

  1. Налоговый щит от амортизации: Экономия на налоге на прибыль, полученная за счет ускоренной амортизации (K=3).
  2. Налоговый щит от лизинговых платежей: Экономия на налоге на прибыль за счет включения тела платежа (кроме выкупной стоимости) в расходы.
  3. Вычет НДС: Полный объем возмещения НДС по лизинговым платежам.

Если NPVЛизинг > NPVКредит, лизинг является предпочтительным.

Перспективы развития лизингового рынка и рекомендации для государства

Рынок лизинга в России в 2025 году будет определяться степенью жесткости денежно-кредитной политики и масштабом государственного вмешательства.

Прогноз развития рынка

С учетом высокого уровня ключевой ставки, прогноз сокращения объемов лизингового бизнеса на 15–25% в 2025 году представляется реалистичным. Рост будет сосредоточен в сегментах, пользующихся субсидированием (льготный лизинг оборудования) и в сегменте оперативного лизинга IT-оборудования и недвижимости, который позволяет МСП сохранять гибкость и избегать балансовых эффектов ФСБУ 25/2018.

Рекомендации для государства по совершенствованию программ господдержки:

  1. Масштабирование программ субсидирования (Критически важно). Необходимо кратно увеличить лимиты финансирования АО «МСП Лизинг» с 4,6 млрд рублей до объемов, способных оказать реальное влияние на рынок (например, не менее 15-20 млрд рублей в год).

    Льготные ставки (6%/8%) должны стать доступными для большего числа предприятий, чтобы стимулировать инвестиции в условиях сжатия рынка.

  2. Расширение экспресс-лизинга. Увеличение лимита экспресс-лизинга (сейчас 15 млн рублей) до 30–50 млн рублей позволит микро- и малому бизнесу быстрее получать финансирование без длительных процедур.
  3. Приоритет ИТ-сектору. Включение в льготные программы лизинга современного IT-оборудования, программного обеспечения и цифровых платформ для стимулирования инновационной деятельности малых предприятий, что соответствует общемировому тренду цифровизации.

Примеры (кейсы) успешного применения лизинга в приоритетных отраслях МСП

Успешное применение лизинга в приоритетных отраслях демонстрирует его роль в реализации стратегии импортозамещения и модернизации.

Кейс: Предприятие металлообработки (Машиностроение)

  • Профиль: Малое предприятие в Свердловской области, специализирующееся на производстве сложных деталей.
  • Задача: Обновить парк станков с ЧПУ (4-я амортизационная группа) для повышения точности и сокращения производственного цикла.
  • Финансирование: Использован льготный лизинг АО «МСП Лизинг» (ставка 6% годовых).

    Объем финансирования 150 млн руб. (в пределах нового лимита 200 млн руб.).

  • Результат: Благодаря ставке 6% и применению ускоренной амортизации (K=3), предприятие получило налоговую экономию, которая в первые 3 года превысила 15% от общей суммы лизинговых платежей. Модернизация позволила увеличить производительность на 30%, что подтверждает эффективность господдержки, особенно учитывая, что более 46% льготной лизинговой поддержки в 2025 году приходится именно на машиностроение и металлообработку.

Кейс: Предприятие пищевой промышленности (Пищевая промышленность)

  • Профиль: Малый региональный производитель хлебобулочных изделий.
  • Задача: Приобретение новой линии для упаковки с целью выхода на федеральные сети, требующие высокой стандартизации.
  • Финансирование: Финансовый лизинг сроком на 5 лет. Использован механизм вычета НДС (поскольку оборот превысил 60 млн руб., и предприятие стало плательщиком НДС с 2025 года).
  • Результат: Вычет НДС позволил компенсировать удорожание, связанное с высокой ключевой ставкой. Лизинговые платежи включены в расходы, снизив налог на прибыль. Этот кейс демонстрирует, как новые налоговые нормы 2025 года делают лизинг выгодным даже для традиционно менее капиталоемких отраслей МСП.

Заключение

Проведенное исследование подтвердило, что лизинг сохраняет свою ключевую роль в развитии малого бизнеса в Российской Федерации, выступая жизненно важным инструментом инвестиционного финансирования, особенно в условиях экономических вызовов 2020–2025 гг.

Ключевые выводы:

  1. Актуальность и Правовая База. Лизинг остается предпочтительным методом инвестирования в основные фонды для МСП, особенно благодаря нормам Налогового кодекса РФ, позволяющим применять коэффициент ускоренной амортизации до K=3. Правовая база, основанная на ФЗ № 164-ФЗ (ред. 2023 г.), обеспечивает необходимую регуляторную рамку.
  2. Финансово-Налоговое Преимущество. В условиях высокой ключевой ставки (21,00% на конец 2024 г.), лизинг выигрывает у банковского кредита не за счет номинальной дешевизны, а за счет совокупного налогового эффекта: вычета НДС (в том числе для УСН-плательщиков с 2025 г.) и значительного снижения налогооблагаемой базы через ускоренную амортизацию.
  3. Влияние ФСБУ 25/2018. Введение ФСБУ 25/2018 (учет ППА и ОА) повысило прозрачность, но сделало лизинг «дороже» с точки зрения баланса, что требует от МСП более глубокого финансового планирования для сохранения показателей финансовой устойчивости.
  4. Рыночные Вызовы и Структурные Сдвиги. Рынок лизинга в 2024 году замедлился (объем нового бизнеса сократился на 7%), а доля МСП снизилась до 63%. Наиболее тревожным структурным сдвигом является резкое падение доли лизинга оборудования (до 30%), что указывает на замедление инвестиционных процессов в производственном секторе. Рост обесцененных активов до 5,6% подтверждает ухудшение платежеспособности лизингополучателей.
  5. Критическая Оценка Господдержки. Меры государственной поддержки через АО «МСП Лизинг» (ставки 6%/8%, лимиты до 200 млн руб.) эффективны по своей целевой направленности (поддержка «экономики предложения»), но недостаточны по масштабу (4,6 млрд руб. в 2024 г.) для компенсации общего сжатия рынка.

Практическая значимость работы заключается в разработке методики комплексной оценки лизинговых операций, учитывающей актуальные налоговые и бухгалтерские нормы 2025 года. Для государства предложены конкретные рекомендации по кратному увеличению объема и расширению инструментов льготного лизинга, что необходимо для стабилизации инвестиционной активности МСП в условиях жесткой денежно-кредитной политики.

Список использованной литературы

  1. Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» от 02.12.1990 г. № 395-1 (с изменениями и дополнениями от 05.02.1996 г. и последующими изменениями).
  2. Федеральный закон РФ от 29.10.1998 г. N 164-ФЗ «О лизинге».
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 2, глава 34, § 6.
  4. Постановление Правительства РФ от 29.06.1995 г. N 633 «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности» (с учётом изменений и дополнений).
  5. Постановление Правительства РФ от 26.02.1996 г. N 167 «Положение о лицензировании лизинговой деятельности в РФ».
  6. Постановление Правительства РФ от 26.10.1997 г. N 1367 «О совершенствовании лизинговой деятельности в агропромышленном комплексе РФ».
  7. Методические рекомендации по расчёту лизинговых платежей, утверждённые Министерством экономики РФ 16 апреля 1996 года.
  8. Абашина А.М., Симонова М.Н., Талье И.К. Аренда и лизинг. Бухгалтерский учет и налогообложение. — М.: ИДД «Филин», 1998.
  9. Банки и банковские операции: учебник / под ред. Е.Ф. Жукова. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2003.
  10. Банковские операции: учебное пособие. Ч. 1 / под общ. ред. О.И. Лаврушина. — М.: ИНФРА-М, 2004.
  11. Банковское дело: учебник / под ред. В.Н. Колесникова, Л.П. Кролевецкой. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2002.
  12. Банковское дело: учебник / под ред. О.И. Лаврушина. — М.: Финансы и статистика, 2003.
  13. Блинов А.О., Шапкин И.Н. Малое предпринимательство. — М.: Дашков и Кº, 2003.
  14. Васильев Н.М., Катырин С.Н., Лепе Л.Н. Лизинг как механизм развития инвестиций и предпринимательства. — М.: ООО Издательско – консалтинговая компания «ДеКа», 2004.
  15. Газман В.Д. Лизинг: теория, практика, комментарии. — М.: Фонд «Правовая культура», 1997.
  16. Горемыкин В.А. Лизинг. Практическое учебно-справочное пособие. — М.: ИНФРА – М, 2003.
  17. Горемыкин В.А. Основы технологии лизинговых операций: учебное пособие. — М.: Ось – 89, 2004.
  18. Грибов В.Д. Менеджмент в малом бизнесе. — 2-е изд. — М.: Финансы и статистика, 2002.
  19. Джуха В.М. Лизинг. Серия «Учебники, учебные пособия». — Ростов-н/Д: Феникс, 1999.
  20. Кабатова Е.В. Лизинг: правовое регулирование, практика. — М.: ИНФРА – М, 2003.
  21. Карп, Махмутов Р.А., Шабалин Е.М. Финансовый лизинг на предприятии. — М.: ЮНИТИ, 1998.
  22. Куликов А.Г. Лизинг в России: стоит ли убивать курицу, несущую золотые яйца // Деньги и кредит. — 2003. — № 6. – С. 35-44.
  23. Лапуста М.Г., Старостин Ю.П. Малое предпринимательство: учеб. пособие. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2002.
  24. Лещенко М.И. Основы лизинга: учеб. пособие. — М.: Финансы и статистика, 2000.
  25. Маркова О.М., Сахарова Л.С. Коммерческие банки и их операции. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2004.
  26. Миловидов В.Д. Современное банковское дело: Опыт организации и функционирования банков США. — М.: Из-во Моск.ун-та, 2002.
  27. Рид Э., Коттер Р., Гилл Э., Смит Р. Коммерческие банки / под ред. В.М. Усоскина. — 2-е изд. — М.: Финансы и статистика, 1986.
  28. Рубе В.А. Малый бизнес: история, теория, практика. — М.: ТЕИС, 2005.
  29. Севрук В.Т. Банковские риски. — М.: Дело ЛТД, 2004.
  30. Усоскин В.М. Современный коммерческий банк: управление и операции. — М.: Все для Вас, 2001.
  31. Финансово-кредитный словарь: В 3 т. / под ред. В.Ф. Гарбузова, Н.В. Гаретовского. — М.: Финансы и статистика, 1984–1988.
  32. Финансовый менеджмент: учебник / под ред. Е.С. Стояновой. — М.: Перспектива, 1998.
  33. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник / под ред. Л.А. Дробозиной. — М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999.
  34. Францева Е.Ф. Лизинг. Справочное пособие. — М.: Приор, 2002.
  35. Ширинская Е.Б. Операции коммерческих банков: российский и зарубежный опыт. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 1995.
  36. Штайнхофф Д., Бреджес Дж. Основы управления малым бизнесом / пер. с англ. АХН. — М.: Дело, 1997.
  37. Экономика предприятия: учебник / под ред. О.И. Волкова. — М.: ИНФРА-М, 1998.
  38. Программа «Развитие лизинга» (г. Москва) [Электронный ресурс] // URL: https://ddmfo.ru/diplomnaya/lizing-kak-forma-razvitiya-predprinimatelstva/ (дата обращения: 07.10.2025).