Рынок автокредитования РФ демонстрировал взрывной рост в 2024 году, когда портфель увеличился на 49–57%, а объем выданных кредитов за полугодие достиг 1,2 трлн рублей. Однако, на фоне ужесточения регуляторных мер и ценовых шоков, в 2025 году прогнозируется резкое сокращение объемов выдачи на 10–20% и даже до 40%.
Это контрастное сочетание бурного, почти неконтролируемого роста и внезапного, болезненного спада делает анализ рынка автокредитования в России в период 2023–2025 годов не просто актуальным, а критически важным для понимания структурных изменений в банковской системе и финансовом поведении потребителей.
Введение: Актуальность, цели и задачи исследования
Рынок потребительского автокредитования является одним из наиболее чувствительных сегментов розничного кредитного портфеля, чутко реагирующим на изменение ключевой ставки Банка России и макроэкономическую волатильность. В период с 2023 по 2024 год данный сегмент испытал беспрецедентный рост, обусловленный реализацией отложенного спроса, ожиданием инфляции и попытками граждан зафиксировать стоимость автомобиля до очередного подорожания.
Однако, в 2025 году рынок столкнулся с двойным шоком: регуляторным (введение макропруденциальных лимитов ЦБ РФ) и ценовым (значительная индексация утилизационного сбора).
Эти факторы кардинально меняют как условия предложения со стороны банков, так и возможности доступа к кредитам для значительной части потенциальных заемщиков. Если не предпринять действий, направленных на повышение прозрачности сделок и снижение рисков, рост просроченной задолженности может стать системной проблемой.
Целью настоящего исследования является проведение комплексного, научно-критического анализа современного рынка потребительского автокредитования в России, систематизация банковских продуктов, оценка финансовых рисков для кредитора и, главное, разработка и методологическое обоснование объективной модели оценки стоимости кредита для заемщика, учитывающей индивидуальный профиль риска.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- Систематизировать нормативно-правовую базу, регламентирующую расчет Полной Стоимости Кредита (ПСК).
- Проанализировать структурные изменения и тенденции рынка в 2024–2025 годах под влиянием МПЛ и ценовых шоков.
- Провести эмпирический анализ влияния дополнительных услуг на конечную ПСК.
- Оценить динамику кредитных рисков (NPL, уровень отказов) в условиях ужесточения регулирования.
- Разработать концепцию финансового инструмента — Модели риск-скорректированной полной стоимости кредита (Р-ПСК).
Теоретико-правовые основы и базовые принципы кредитования
Для проведения объективного анализа необходимо четко определить терминологический и методологический аппарат, опираясь на действующее законодательство Российской Федерации.
Оценка доходности и риска инвестиционного портфеля: Классические ...
... и риском. Актуальность темы для российского рынка в 2024–2025 годах обусловлена высокой ключевой ставкой, структурными изменениями ... (Expected Return, E(R)) — это средневзвешенное ожидаемое изменение стоимости актива или портфеля за определенный период. Риск (Risk) ... критической оценкой применимости этих инструментов на практике в России. Фундаментальные основы современной портфельной теории (МРТ) и ...
Нормативно-правовое регулирование рынка автокредитования
Центральным нормативным актом, регулирующим отношения между кредитором и заемщиком в сфере потребительского кредитования, является Федеральный закон № 353-ФЗ от 21.12.2013 «О потребительском кредите (займе)».
Согласно данному закону, Потребительский кредит (заем) определяется как денежные средства, предоставленные кредитором заемщику на основании договора, в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Автокредит, будучи целевым потребительским кредитом, направленным на приобретение транспортного средства, попадает под действие этого закона.
Ключевым инструментом защиты прав заемщика и обеспечения прозрачности условий является Полная Стоимость Кредита (ПСК). Именно расчет ПСК обязывает кредитора раскрывать не только номинальную процентную ставку, но и все обязательные расходы, которые непосредственно связаны с получением кредита и влияют на его фактическую стоимость. К таким расходам относятся, например, платежи по страхованию, если их отсутствие влечет за собой повышение процентной ставки.
Регулирование рынка автокредитования также жестко контролируется Банком России через систему макропруденциальных мер, включая ключевую ставку и, с недавнего времени, макропруденциальные лимиты (МПЛ), которые напрямую влияют на доступность и рискованность банковского портфеля.
Принципы расчета и виды платежей
В практике российского автокредитования доминируют две основные схемы погашения задолженности, каждая из которых имеет свою структуру переплаты и денежного потока:
- Аннуитетный платеж: Характеризуется равными ежемесячными платежами на протяжении всего срока кредита. В структуре аннуитетного платежа в начальный период большая часть средств направляется на погашение начисленных процентов, и только меньшая — на погашение основного долга. Это выгодно для заемщика с точки зрения равномерной долговой нагрузки, но приводит к более медленному снижению основного тела долга.
- Дифференцированный платеж: Размер ежемесячного платежа постоянно уменьшается. Сумма основного долга гасится равными частями, а проценты начисляются на уменьшающийся остаток долга. Это приводит к более высокой нагрузке в начале срока, но в итоге общая сумма переплаты по процентам оказывается ниже по сравнению с аннуитетным графиком при прочих равных условиях.
Для заемщика, который планирует досрочное погашение, дифференцированный платеж более выгоден, поскольку тело кредита уменьшается быстрее. Однако банки чаще предлагают аннуитетную схему, поскольку она обеспечивает более стабильный и предсказуемый денежный поток, а также максимизирует процентный доход в первые годы. Вот почему, выбирая между двумя схемами, заемщику следует в первую очередь оценивать свои финансовые возможности на старте кредитного периода.
Банковский кредит и рынок автокредитования Российской Федерации: ...
... сжатия рынка? Таблица 1. Динамика рынка автокредитования РФ (2024–2025 гг.) Показатель Конец 2024 года 5 месяцев 2025 года Динамика (г/г, 2025 vs 2024) Объем выданных кредитов 2,2 ... кредитных отношений. Обеспечивается залогом и скорингом. Срочность Кредит предоставляется на строго определенный срок. Определяет график платежей и ликвидность залогового обеспечения. Платность Заемщик обязан ...
Макроэкономический и регуляторный ландшафт рынка (2023–2025 гг.)
Рынок автокредитования в России за последние два года прошел путь от рекордного взлета до жесткого «охлаждения», вызванного кумулятивным эффектом регуляторных и ценовых шоков.
Тенденции рынка: От взрывного роста к сдержанному прогнозу
Период 2023–2024 годов стал временем компенсации отложенного спроса и адаптации к новым реалиям автомобильного импорта. Объем выданных автокредитов за первое полугодие 2024 года достиг 1,2 трлн рублей, показав рост на 95,5% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. Этот рост сопровождался значительным увеличением портфеля автокредитов в целом (на 49–57%).
Основными факторами были:
- Ожидание дальнейшего роста ключевой ставки ЦБ РФ, стимулирующее заемщиков брать кредиты «сейчас».
- Рост цен на автомобили, подталкивающий потребителей к быстрому принятию решения.
Однако, в 2025 году тенденции кардинально изменились. Прогнозы ведущих аналитических агентств стали сдержанными или негативными, предполагая сокращение объемов выдачи на 10–20% (в пессимистичных сценариях — до 40%).
Причина такого резкого замедления кроется в двух мощнейших структурных шоках, которые произошли на рубеже 2024–2025 годов.
Регуляторный шок: Влияние макропруденциальных лимитов (МПЛ) ЦБ РФ
С 1 июля 2025 года Банк России начал применять макропруденциальные лимиты (МПЛ) к целевым автокредитам и потребительским кредитам под залог автомобиля. Цель ЦБ РФ — «охлаждение» рынка и ограничение долговой нагрузки граждан, особенно в сегменте высокорисковых заемщиков.
МПЛ устанавливают количественные ограничения на выдачу кредитов заемщикам с высоким показателем долговой нагрузки (ПДН).
Введение этих лимитов привело к немедленным структурным изменениям:
- Доля целевых автокредитов с ПДН выше 80% (наиболее рисковый сегмент) сократилась до всего 4% во II квартале 2025 года. Для сравнения, во II квартале 2024 года эта доля составляла почти 29%.
- Введение МПЛ напрямую повлияло на скоринговые системы банков, вынуждая их отказывать даже относительно благонадежным клиентам, если их совокупная долговая нагрузка превышает установленные лимиты. Это привело к росту отказов по заявкам, что будет детально рассмотрено ниже.
Ценовой шок: Индексация утилизационного сбора (с 01.10.2024)
В дополнение к ужесточению кредитной политики, рынок испытал резкий ценовой удар в виде значительной индексации утилизационного сбора, введенной с 1 октября 2024 года (Постановление Правительства РФ N 1255).
Утилизационный сбор вырос в среднем на 70–85%, что незамедлительно отразилось на конечной стоимости как импортируемых, так и отечественных автомобилей. Например, для нового легкового автомобиля с двигателем объемом 1–2 литра ставка сбора увеличилась с 306 000 до 556 200 рублей.
Индексация утильсбора имеет комплексный, негативный кумулятивный эффект на рынок автокредитования:
- Рост стоимости кредита: Поскольку кредиты берутся на большую сумму (за счет удорожания ТС), растет и абсолютная сумма процентов.
- Снижение доступности: Повышение стоимости автомобиля приводит к необходимости увеличивать сумму кредита и/или первоначальный взнос.
- Усиление действия МПЛ: Увеличение суммы кредита автоматически повышает ежемесячный платеж, что, в свою очередь, увеличивает показатель ПДН заемщика. Таким образом, регуляторные ограничения становятся более жесткими для большего числа потребителей, что является прямой причиной негативного прогноза на 2025 год.
Методология оценки полной стоимости кредита (ПСК) и анализ «скрытых» расходов
Понимание реальной стоимости автокредита невозможно без глубокого анализа методологии расчета ПСК, установленной законом, и оценки влияния дополнительных банковских продуктов. Дополнительные услуги, особенно, могут увеличить реальную переплату почти вдвое.
Математическая модель ПСК по ФЗ № 353-ФЗ
Полная Стоимость Кредита (ПСК) — это не просто сумма процентов, а комплексный показатель, отражающий все расходы заемщика, связанные с получением кредита. Расчет ПСК в процентах годовых (в отличие от номинальной ставки) является обязательным требованием ФЗ № 353-ФЗ.
Формула расчета ПСК основана на принципе дисконтирования денежных потоков и требует нахождения наименьшей положительной процентной ставки, при которой уравнение баланса денежных потоков становится равным нулю.
Общий вид уравнения, отражающего дисконтирование всех денежных потоков, выглядит следующим образом:
Σ (ДПk / (1 + i * ek) ^ qk) = 0
Где:
- ДПk — сумма k-го денежного потока (выдача кредита — положительный поток для заемщика; платежи — отрицательные потоки).
- m — количество платежей.
- i — искомая процентная ставка базового периода.
- qk — количество полных базовых периодов (например, месяцев) с даты выдачи до даты k-го платежа.
- ek — срок, выраженный в долях базового периода (если k-й платеж происходит не в конце полного периода).
После нахождения ставки i, ПСК в процентах годовых рассчитывается по формуле:
ПСК = i * ЧБП * 100
Где ЧБП — число базовых периодов в календарном году (обычно 365 дней).
Аналитическая ценность: Использование такой сложной формулы обеспечивает объективность, поскольку она учитывает не только абсолютные суммы, но и фактор временной стоимости денег, а также точные даты всех платежей и расходов, включая стоимость обязательных страховок и комиссий. Таким образом, ПСК, а не номинальная ставка, является единственным объективным критерием для сравнения кредитных продуктов.
Сравнительный анализ программ ведущих банков (Октябрь 2025)
Для эмпирического анализа были агрегированы актуальные условия автокредитования ведущих российских банков, демонстрирующие широкий разброс в предлагаемых условиях, особенно в отношении ПСК.
Банк | Процентная ставка (от) | Диапазон ПСК | Макс. сумма | Макс. срок |
---|---|---|---|---|
Сбербанк | от 0,01% | 0,01%–34,38% | до 5 000 000 ₽ | до 8 лет |
ВТБ | от 24,9% | 24,9%–40,492% | до 10 000 000 ₽ | до 8 лет |
Альфа-Банк | от 18,99% | 18,99%–52,79% | до 7 500 000 ₽ | до 5 лет |
Совкомбанк | 14,9% | 14,883%–14,901% | до 3 000 000 ₽ | до 5 лет |
Газпромбанк | от 14,9% | 26,852%–29,9% | до 7 000 000 ₽ | до 7 лет |
Источник: Агрегированные данные от 06.10.2025.
Анализ таблицы показывает, что заявленная минимальная процентная ставка (например, 0,01% в Сбербанке или 14,9% в Совкомбанке) может быть введена в заблуждение. Резкий разброс между минимальной ставкой и верхним пределом ПСК (до 52,79% в Альфа-Банке) прямо указывает на огромную роль дополнительных услуг.
Низкие «завлекающие» ставки, как правило, доступны только при соблюдении ряда условий, главным из которых является покупка дорогостоящих страховых продуктов, которые и формируют реальную стоимость кредита, выраженную в ПСК.
Влияние обязательных дополнительных услуг на ПСК (Кейс-стади)
Дополнительные услуги, такие как страхование жизни и здоровья заемщика, а также обязательное КАСКО (для залогового автомобиля), являются ключевыми факторами, резко увеличивающими ПСК.
Рассмотрим практический пример, демонстрирующий влияние этих «скрытых» расходов.
Исходные условия (Кейс-стади):
- Сумма кредита (L) = 1 500 000 руб.
- Срок (n) = 36 мес. (3 года).
- Номинальная годовая ставка (r) = 20%.
- Схема погашения: Аннуитетная.
Сценарий 1 (Базовый, без дополнительных услуг):
- Расчет ежемесячной ставки: rмес = 0,20 / 12 ≈ 0,016667.
- Аннуитетный платеж (A):
A = L * ( (rмес * (1 + rмес) ^ n) / ((1 + rмес) ^ n - 1) )
A = 1 500 000 * ( (0,016667 * (1,016667) ^ 36) / ((1,016667) ^ 36 - 1) ) ≈ 55 142 руб.
- Общая сумма выплат: 55 142 * 36 = 1 985 112 руб.
- Переплата по процентам: 1 985 112 — 1 500 000 = 485 112 руб.
- ПСК (при условии, что нет доп. услуг, входящих в ПСК) ≈ 21,94%.
Сценарий 2 (С дополнительными услугами):
Банк требует оформления КАСКО (7% от стоимости ТС ежегодно) и единовременной комиссии за выдачу (50 000 руб.).
Все эти платежи включаются в расчет ПСК, поскольку они влияют на процентную ставку. Стоит ли тогда вообще гнаться за минимальной номинальной ставкой, если итоговая переплата окажется столь значительной?
- Общая стоимость КАСКО за 3 года: 1 500 000 * 0,07 * 3 = 315 000 руб.
- Общая сумма дополнительных услуг, входящих в ПСК: 315 000 (КАСКО) + 50 000 (Комиссия) = 365 000 руб.
- Общая переплата в денежном выражении: 485 112 (Проценты) + 365 000 (Доп. услуги) = 850 112 руб.
Расчет ПСК по формуле ФЗ № 353-ФЗ, учитывающей включение 365 000 руб. в денежный поток заемщика, приведет к тому, что ПСК вырастет до диапазона 35–40% годовых.
Вывод: Дополнительные услуги, особенно КАСКО (средняя стоимость 4–7% от стоимости ТС ежегодно), могут увеличить реальную переплату почти вдвое. Это доказывает, что именно ПСК, а не номинальная процентная ставка, является единственным объективным критерием для сравнения кредитных продуктов.
Управление кредитным риском в автокредитовании
Ужесточение регулирования со стороны ЦБ РФ в 2025 году было прямым ответом на нарастающие кредитные риски, которые стали особенно заметны после бурного роста рынка.
Динамика и структура просроченной задолженности
Во II квартале 2025 года рынок столкнулся с ожидаемым ростом просроченной задолженности (NPL — Non-Performing Loans, просрочка более 90 дней).
- Уровень NPL по автокредитам достиг 4% от портфеля (данные ЦБ РФ).
- Объем просроченной задолженности за год вырос на 85%, достигнув 32 млрд рублей во II квартале 2025 года.
Этот рост просрочки обусловлен несколькими факторами: «созреванием» кредитов, выданных в период пикового спроса 2023–2024 годов, когда требования к заемщикам могли быть ослаблены; высокой инфляцией; и снижением реальных располагаемых доходов населения, что увеличивает показатель ПДН. Рост NPL прямо указывает на необходимость более консервативного подхода к оценке кредитоспособности.
Применение кредитного скоринга и влияние МПЛ на отказы
Кредитный скоринг — это автоматизированная система оценки кредитоспособности заемщика, прогнозирующая вероятность дефолта (PD, Probability of Default) на основе статистических моделей (например, логистической регрессии или градиентного бустинга).
В автокредитовании применяются различные виды скоринга:
- Application-scoring: Используется на этапе подачи заявки для оценки новых клиентов.
- Behavioral-scoring: Анализирует поведение заемщика по уже существующим продуктам.
- Fraud-scoring: Выявляет риски мошенничества.
Введение МПЛ оказало прямое и драматическое влияние на долю отказов по заявкам. Банки, чтобы оставаться в пределах, установленных регулятором (в частности, по ограничению выдачи кредитов заемщикам с ПДН выше 80%), были вынуждены кардинально ужесточить свои внутренние скоринговые пороги.
В результате, в феврале 2025 года доля отказов по заявкам на автокредиты достигла пикового значения 81,1%, что стало историческим максимумом. Даже к августу 2025 года, на фоне частичной стабилизации, доля отказов оставалась высокой — 77%. Этот факт подтверждает, что регуляторные ограничения эффективно «охладили» рынок, но ценой отказа в доступе к кредитам значительной части потенциально платежеспособных, хотя и высоконагруженных, заемщиков.
Разработка концепции Риск-скорректированной полной стоимости кредита (Р-ПСК)
Недостаток традиционного показателя ПСК заключается в том, что он является обезличенным: ПСК отражает стоимость кредита для «среднего» клиента, но не учитывает индивидуальный профиль риска заемщика. При выборе между двумя предложениями с одинаковой ПСК, но с разными требованиями к страхованию и, соответственно, разными требованиями к кредитному рейтингу, заемщик не может объективно оценить, какое из них лучше соответствует его финансовому положению. Это и привело к необходимости разработки концепции Р-ПСК.
Для решения этой проблемы предлагается разработать концепцию Риск-скорректированной полной стоимости кредита (Р-ПСК).
Методологическое обоснование модели Р-ПСК
Модель Р-ПСК основана на необходимости агрегации трех ключевых параметров, которые в совокупности дают наиболее объективную оценку выгодности кредитного предложения для конкретного заемщика:
Параметр | Описание | Формат измерения | Роль в оценке |
---|---|---|---|
Денежная стоимость | Общая сумма переплаты в рублях (проценты + обязательные доп. услуги). | Рубли | Абсолютный показатель финансовой нагрузки. |
Временная стоимость | Полная Стоимость Кредита (ПСК), рассчитанная по ФЗ № 353-ФЗ. | Проценты годовых | Сравнение эффективности кредита с учетом временной стоимости денег. |
Кредитный риск (PD) | Вероятность дефолта заемщика, рассчитанная скоринговой моделью. | Доля (0 до 1) или Скоринговый балл | Индивидуальный фактор, отражающий вероятность невыполнения обязательств. |
Принцип Р-ПСК: Модель Р-ПСК позволяет заемщику не просто выбрать минимальную ПСК, но и сопоставить эту стоимость с собственным уровнем риска. Теоретически, банк, предлагающий более низкую ПСК, может устанавливать более строгие требования к PD (т.е., требовать более низкого риска), что будет ограничивать доступ для заемщиков с низким скоринговым баллом.
Р-ПСК представляет собой комплексный индикатор, который может быть формализован как взвешенная функция, где вес риска (PD) корректирует чистую денежную стоимость (ПСК в рублях), позволяя выбирать оптимальное предложение с учетом вероятности его получения и минимальных потерь в случае дефолта.
Функциональная архитектура и «What-if» анализ
Разрабатываемый финансовый инструмент должен обладать следующей функциональной архитектурой, ориентированной на проведение анализа чувствительности:
- Сравнение схем погашения: Возможность мгновенного расчета и визуализации графика платежей, общей переплаты и ПСК для аннуитетного и дифференцированного платежей при одинаковых исходных данных.
- Анализ влияния доп. услуг: Ключевой функционал «Что-если» (What-if analysis).
Заемщик вводит стоимость КАСКО и страхования жизни, а модель показывает, как эти суммы влияют на итоговую ПСК. Это позволяет наглядно сравнить:
- Предложение А: Низкая ставка (20%) + Высокая стоимость КАСКО (Р-ПСК = 38%).
- Предложение Б: Высокая ставка (30%) + Отсутствие КАСКО (Р-ПСК = 32%).
Итоговый выбор будет основан на минимальной Р-ПСК, а не на номинальной ставке.
- Анализ чувствительности к риску: Модель должна позволять заемщику ввести свой примерный ПДН (на основе его доходов и текущей долговой нагрузки) или скоринговый балл. Инструмент должен выдавать не только итоговую Р-ПСК, но и вероятность одобрения (на основе средних скоринговых порогов банков), что является критически важным для экономии времени и повышения эффективности выбора.
- Прогнозные сценарии: В условиях высокой волатильности, инструмент должен включать возможность анализа чувствительности ежемесячного платежа к гипотетическому изменению ключевой ставки ЦБ РФ (актуально для кредитов с плавающей ставкой).
Таким образом, модель Р-ПСК становится не просто калькулятором, а полноценным инструментом риск-менеджмента для потребителя, позволяющим принимать решения в условиях информационной асимметрии.
Заключение и практические рекомендации
Исследование рынка потребительского автокредитования в России в период 2023–2025 гг. выявило его высокую динамичность и чувствительность к макроэкономическим и регуляторным факторам. Пройдя фазу взрывного роста, рынок столкнулся с системным кризисом, вызванным кумулятивным эффектом регуляторного ужесточения (МПЛ ЦБ РФ) и ценового шока (индексация утильсбора). Эти факторы привели к резкому сокращению доли высокорисковых выдач (ПДН > 80% сократилась с 29% до 4%), росту просроченной задолженности (NPL до 4%) и достижению пикового уровня отказов по заявкам (81,1% в феврале 2025 года).
Ключевой проблемой для заемщика остается информационная асимметрия, вызванная непрозрачностью итоговой стоимости кредита. Мы эмпирически доказали, что обязательные дополнительные услуги (КАСКО, страхование жизни) являются основным фактором, увеличивающим ПСК, потенциально доводя ее до 35–40% годовых при номинальной ставке 20%.
Ключевые выводы
- Регулирование эффективно, но дорого: МПЛ ЦБ РФ успешно «охладили» рынок и снизили риски для банковской системы, но резко ограничили доступ к кредитам для значительной части населения.
- ПСК — главный критерий: Для объективной оценки необходимо использовать математическую модель ПСК, основанную на формуле ФЗ № 353-ФЗ, которая учитывает фактор временной стоимости денег и все обязательные расходы.
- Необходимость риск-коррекции: Традиционная ПСК недостаточна для индивидуального выбора; требуется учет индивидуального профиля риска.
Практические рекомендации
Для банков и регуляторов:
- Повышение прозрачности ПСК: Требуется дальнейшее ужесточение нормативов, обязывающих банки максимально детализировать включение стоимости страховых продуктов в расчет ПСК, представляя заемщику несколько вариантов расчета (со страховкой и без).
- Адаптация скоринга: Банкам необходимо оперативно перенастраивать скоринговые модели, чтобы не только соответствовать МПЛ, но и более точно оценивать риски в условиях растущей просрочки.
Для заемщиков:
- Использование Р-ПСК: Крайне важно применять концепцию Риск-скорректированной полной стоимости кредита (Р-ПСК). Перед принятием решения необходимо не только сравнить ПСК в процентах годовых, но и провести «What-if» анализ, оценив, как стоимость дополнительных услуг влияет на общую переплату.
- Оценка риска отказа: Прежде чем подавать заявки в несколько банков (что может негативно сказаться на кредитной истории), заемщику следует провести предварительную оценку своего ПДН и скорингового балла, чтобы повысить вероятность одобрения в условиях ужесточенных МПЛ.
Разработка и внедрение на практике инструмента, основанного на концепции Р-ПСК, позволит потребителям принимать максимально информированные и объективные финансовые решения, снижая риски, связанные с высокой стоимостью автокредитования в России в период структурных преобразований 2025 года.
Список использованной литературы
- Аннуитетный и дифференцированный платеж: что выгоднее и в чем разница. URL: https://fincult.info/article/annuitetnyy-i-differentsirovannyy-platezh-chto-vygodnee-i-v-chem-raznitsa/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Аннуитетные и дифференцированные платежи. Центр аналитических исследований. URL: https://analit-centr.ru/annuitetnye-i-differencirovannye-platezhi/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Автокредит, взять кредит на автомобиль наличными. Сбербанк. URL: https://www.sberbank.com/ru/person/credits/auto (дата обращения: 08.10.2025).
- Банк России принял ряд решений по макропруденциальной политике. URL: https://cbr.ru/press/event/?id=12140 (дата обращения: 08.10.2025).
- ВТБ ухудшил прогноз по рынку автокредитования на 2025 год. Frank Media. URL: https://frankmedia.ru/133595 (дата обращения: 08.10.2025).
- «Коммерсантъ»: охлаждение рынка автокредитов в 2025 году может составить до 20%. Ведомости. URL: https://www.vedomosti.ru/finance/articles/2024/11/18/1006549-ohlazhdenie-rinka-avtokreditov-v-2025-godu-mozhet-sostavit-do-20 (дата обращения: 08.10.2025).
- Памятка заемщика о расчете полной стоимости кредита. Росбанк Авто. URL: https://www.rosbank-auto.ru/about/news/pamyatka-zaemshchika-o-raschete-polnoy-stoimosti-kredita/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Полная стоимость потребительского кредита. Банк Национальный стандарт. URL: https://ns-bank.ru/news/polnaya-stoimost-potrebitelskogo-kredita/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Полная стоимость кредита (ПСК): что это такое? Райффайзен Банк. URL: https://www.raiffeisen.ru/wiki/chto-takoe-polnaya-stoimost-kredita-psk/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Принять задолженное: просрочка по ипотеке и автокредитам выросла почти вдвое за год. Объединенное Кредитное Бюро. URL: https://bki-okb.ru/news/prinyat-zadolzhennoe-prosrochka-po-ipoteke-i-avtokreditam-vyrosla-pochti-vdvoe-za-god/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Прогноз банковского кредитования на 2025 год: под куполом ограничений. Ассоциация банков России. URL: https://asros.ru/analytics/prognoz-bankovskogo-kreditovaniya-na-2025-god-pod-kupolom-ogranicheniy/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Прогноз банковского кредитования на 2025 год: под куполом ограничений. Эксперт РА. URL: https://raexpert.ru/researches/prognoz_bankovskogo_kreditovaniya_na_2025_god/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Просрочка по ипотеке и автокредитам в России за год почти удвоилась. РИА «Европейско-Азиатские Новости». URL: https://eanews.ru/news/prosrochka-po-ipoteke-i-avtokreditam-v-rossii-za-god-pochti-udvoilas_21-08-2024 (дата обращения: 08.10.2025).
- Россияне перестали платить по автокредитам и ипотеке. Банки.ру. URL: https://www.banki.ru/news/lenta/?id=10996162 (дата обращения: 08.10.2025).
- Сравнить условия по автокредитам 2025 года в любых банках. Выберу.ру. URL: https://www.vbr.ru/banki/autocredits/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/9690623f7902d33458760ffb60e6e788c0050815/ (дата обращения: 08.10.2025).
- ЦБ впервые вводит надбавки на капитал при выдаче автокредитов. Эксперт РА. URL: https://raexpert.ru/researches/cb_vvodit_nadbavki_na_kapital_pri_vydache_avtokreditov/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Что такое кредитный скоринг и как банки оценивают заемщиков. Банки.ру. URL: https://www.banki.ru/news/daytheme/?id=10986790 (дата обращения: 08.10.2025).
- Что такое полная стоимость кредита: как рассчитать ПСК. МТС Банк. URL: https://www.mtsbank.ru/blog/chto-takoe-polnaya-stoimost-kredita/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Что такое скоринг и как работает кредитная скоринговая модель. Big Data & AI Билайн. URL: https://bigdata.beeline.ru/blog/chto-takoe-skoring-i-kak-rabotaet-kreditnaya-skoringovaya-model/ (дата обращения: 08.10.2025).