Финансовый механизм обязательного социального страхования Российской Федерации в условиях функционирования Социального Фонда России (СФР): комплексный анализ и направления совершенствования (2023–2025 гг.)

Дипломная работа

Введение: Актуальность, цель и задачи исследования

С 1 января 2023 года в результате масштабной реорганизации в России был создан Социальный Фонд России (СФР) путем преобразования Пенсионного фонда (ПФР) и присоединения к нему Фонда социального страхования (ФСС).

Эта консолидация, закрепленная Федеральным законом от 14.07.2022 № 236-ФЗ, стала не просто административным шагом, но кардинальным изменением финансового механизма обязательного социального страхования (ОСС), затронувшим как страхователей, так и застрахованных лиц.

В современных экономических условиях, характеризующихся демографическими вызовами и потребностью в повышении эффективности государственных расходов, система ОСС играет роль ключевого стабилизирующего элемента. Кардинальное изменение, выразившееся в создании СФР и введении Единого тарифа страховых взносов (ЕТСВ), требует глубокого академического осмысления. Необходимо проанализировать, как реформа повлияла на формирование, распределение и расходование колоссальных финансовых потоков, которые в 2023 году составили почти 14 триллионов рублей, и что из этого следует для долгосрочной финансовой стабильности системы.

Цель исследования — проведение комплексного анализа финансового механизма обязательного социального страхования Российской Федерации в условиях функционирования Социального Фонда России (СФР) и разработка научно обоснованных предложений по его совершенствованию на период 2023–2025 гг.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие ключевые задачи:

  1. Определить актуальный правовой статус, структуру и функции СФР как страховщика.
  2. Проанализировать особенности механизма формирования доходов Фонда, вызванные введением ЕТСВ.
  3. Представить и проанализировать ключевые финансовые показатели бюджета СФР за 2023 год (доходы, расходы, дефицит).
  4. Провести критическую оценку финансовой устойчивости системы ОСС, выявив зависимость от межбюджетных трансфертов.
  5. Сформулировать конкретные предложения по диверсификации источников финансирования и совершенствованию системы нормативного финансирования социальных услуг.

Глава 1. Теоретические и правовые основы функционирования Социального Фонда России как института ОСС

Понятие, цели и правовой статус Социального Фонда России (СФР)

Социальный Фонд России (СФР), или полное наименование Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, — это современный правопреемник двух крупнейших внебюджетных фондов страны.

6 стр., 2739 слов

Социальный фонд России (СФР): Актуальный финансово-правовой анализ ...

... от федерального бюджета. Правовой статус и организационная структура Социального фонда России СФР по своей природе является уникальным институтом, объединяющим ... ключевого инструмента реализации государственной социальной политики. Фонд выступает страховщиком по всем видам обязательного социального страхования, кроме обязательного медицинского страхования (ОМС). Институциональная трансформация ...

Правовой статус. В соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 № 236-ФЗ, СФР является государственным внебюджетным фондом. Это не просто административная единица, а публично-правовая компания, созданная Российской Федерацией для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование и социальное обеспечение.

СФР выступает страховщиком по трем ключевым направлениям обязательного социального страхования (ОСС):

  1. Обязательное пенсионное страхование (ОПС).
  2. Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ОСС ВНиМ).
  3. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ОСС НСиПЗ).

Управление и координация. Учредителем СФР выступает Правительство РФ. Координацию деятельности Фонда осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти — Министерство труда и социальной защиты РФ (Минтруд).

Под руководством Минтруда разрабатывается и реализуется государственная политика, а также нормативно-правовое регулирование в сфере социального страхования.

Внутренняя структура управления СФР включает:

  • Председатель Фонда (в настоящее время — Сергей Александрович Чирков), осуществляющий единоличное руководство.
  • Правление Фонда (коллегиальный орган из 35 человек), отвечающее за стратегическое планирование и принятие ключевых решений.
  • Наблюдательный совет (7 человек), контролирующий вопросы формирования бюджета, тарифов страховых взносов и общее исполнение Фондом своих функций.

Критически важно отметить, что, несмотря на консолидацию, бюджет СФР формируется раздельно по каждому виду обязательного социального страхования. Этот принцип, заложенный в законодательстве, исключает возможность прямого перекрестного субсидирования дефицита одного вида страхования (например, пенсионного) средствами другого (например, страхования от травматизма), что обеспечивает сохранение страховых принципов. Данный нюанс позволяет сохранить финансовую автономию наиболее устойчивых видов страхования.

Структура и функционал финансового механизма обязательного социального страхования до и после 2023 года

Реформа 2023 года была продиктована не только стремлением к оптимизации, но и необходимостью унификации административных процессов. Финансовый механизм ОСС претерпел следующие структурные изменения:

Таблица 1. Сравнительный анализ структуры управления и финансирования ОСС до и после 2023 года

Характеристика Период до 01.01.2023 г. Период после 01.01.2023 г.
Организационная структура Децентрализованная (ПФР, ФСС, ФОМС) Централизованная (СФР, ФОМС)
Администрирование взносов Отдельные платежи по разным КБК в ПФР, ФСС, ФОМС Единый платеж по Единому тарифу страховых взносов (ЕТСВ) в ФНС
Тарифная база Раздельные предельные базы (для ОПС и ОСС ВНиМ) Единая предельная величина базы для всех видов страхования (кроме ОСС НСиПЗ)
Выплаты Раздельные потоки выплат, часто требующие заявления Проактивное предоставление услуг, реализация концепции «Социального казначейства»
Правовая база Множество ФЗ, регулирующих каждый фонд Федеральный закон №236-ФЗ; НК РФ (Глава 34) в новой редакции

Изменение функционала. Главный функционал СФР в части ОСС — это централизованное управление финансовыми потоками и их распределение. До 2023 года финансовый механизм ОСС ВНиМ (пособия по нетрудоспособности и материнству) находился под управлением ФСС, который аккумулировал и расходовал средства, а также администрировал выплаты. Теперь эти функции объединены в СФР, что позволило внедрить принцип «Социального казначейства».

«Социальное казначейство» — это не просто новый термин, а методологический подход к управлению финансовыми ресурсами, который обеспечивает:

  1. Проактивное назначение выплат: Снижение бюрократической нагрузки на граждан за счет автоматического получения информации и назначения пособий.
  2. Цифровизацию: Оптимизация процесса сбора взносов (через ФНС) и распределения выплат (через единую ИТ-платформу СФР).

Таким образом, если до реформы финансовый механизм был фрагментированным, то после создания СФР он стал унифицированным и централизованным, что является предпосылкой для повышения его операционной эффективности. Централизация позволила повысить доступность и проактивность в предоставлении социальных услуг.

Глава 2. Анализ финансового механизма обязательного социального страхования РФ после реформы 2023 года

Введение Единого тарифа страховых взносов (ЕТСВ) и Единой предельной величины базы

Кардинальным изменением финансового механизма стало введение с 1 января 2023 года Единого тарифа страховых взносов (ЕТСВ), регулируемого Налоговым кодексом РФ. Этот шаг упростил расчеты для страхователей и унифицировал базу для обложения.

Механизм ЕТСВ. Единый тариф объединил взносы на ОПС, ОСС ВНиМ и ОМС. Взносы на ОСС НСиПЗ (травматизм) по-прежнему рассчитываются отдельно по дифференцированным тарифам (от 0,2% до 8,5%).

Таблица 2. Структура и динамика Единого тарифа страховых взносов (2023–2024 гг.)

Показатель Ставка в пределах ЕПВБ Ставка сверх ЕПВБ
Общая ставка ЕТСВ 30% 15,1%
Распределение внутри 30%:
На ОПС 72,8% 91,4%
На ОСС ВНиМ 8,9% 0%
На ОМС 18,3% 8,6%

Источник: НК РФ, расчеты автора на основе установленных пропорций.

Единая Предельная Величина Базы (ЕПВБ). Введение ЕПВБ устранило ранее существовавшие различия между базами для пенсионных и социальных взносов. Это ключевой элемент, влияющий на объем страховых поступлений.

Период Единая Предельная Величина Базы Дореформенные базы (2022 г.)
2023 год 1 917 000 руб. ОПС: 1 565 000 руб.
2024 год 2 225 000 руб. ОСС ВНиМ: 1 032 000 руб.

Увеличение ЕПВБ в 2023 году (с 1 565 000 руб. до 1 917 000 руб.) привело к расширению налогооблагаемой базы, что способствовало росту поступлений в Фонд, особенно на ОПС, поскольку работники с высокими доходами теперь платят взносы по полной ставке с большей части зарплаты. Разве не этот фактор является фундаментальным для повышения социальной справедливости в системе ОСС?

Структура доходов и расходов бюджета СФР (в части ОСС) в 2023-2025 гг.

Анализ бюджета СФР за 2023 год, первый год функционирования единого Фонда, дает исчерпывающее представление о его финансовом здоровье и структурных проблемах.

Таблица 3. Ключевые финансовые показатели бюджета СФР за 2023 год (млрд руб.)

Показатель Сумма (млрд руб.) Доля в структуре
Общий объем доходов 13 264,9 100%
Страховые взносы (совокупные) 8 800,0 66,3%
Межбюджетные трансферты (из ФБ) 4 000,0 30,1%
Прочие доходы 464,9 3,6%
Общий объем расходов 13 858,3 100%
Расходы на пенсионное обеспечение (ОПС) 9 227,5 66,6%
Расходы на единое пособие (ВРР) 1 142,9 8,2%
Расходы на ВНиМ (больничные, декретные) 483,0 3,5%
Общий финансовый результат — 593,4 Дефицит (4,28% расходов)

Источник: Отчет СФР об исполнении бюджета за 2023 год.

Анализ структуры доходов. Структура доходов четко демонстрирует зависимость финансового механизма от федерального бюджета. Только 66,3% средств поступило от прямых страховых взносов, что является классическим страховым источником. Оставшиеся 30,1% (4 трлн руб.) — это межбюджетные трансферты. Такая высокая доля нестраховых источников (субсидий) указывает на то, что, несмотря на консолидацию, система обязательного социального страхования, в первую очередь пенсионного, остается дотационной.

Анализ структуры расходов. Основная нагрузка традиционно ложится на пенсионное обеспечение (более 66% расходов).

Важным нововведением стало введение с 2023 года Единого пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка (ВРР), расходы на которое составили более 1,14 трлн руб., что подчеркивает возросшую роль СФР как оператора ключевых мер социальной поддержки.

Финансовое обеспечение основных видов обязательного социального страхования

Финансовое обеспечение в СФР распределяется по трем основным видам ОСС, каждый из которых имеет свои особенности и финансовый результат.

1. Обязательное пенсионное страхование (ОПС). Это наиболее крупный и одновременно самый проблемный финансовый блок. Расходы на выплату страховых пенсий составили 9 057,8 млрд руб., а совокупные расходы на пенсионное обеспечение — 9 227,5 млрд руб.

2. Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ОСС ВНиМ). Этот вид страхования традиционно более сбалансирован. Расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности, включая больничные и декретные выплаты, составили около 483 млрд руб. Введение ЕТСВ и единой предельной базы пошло на пользу этому виду страхования. Увеличение предельной базы (с 1 032 000 руб. в 2022 г. до 1 917 000 руб. в 2023 г.) позволило существенно увеличить лимиты по пособиям, что повысило страховую защиту граждан с высоким уровнем дохода. Именно перераспределение рисков в рамках этого вида страхования требует дальнейшего мониторинга.

3. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (ОСС НСиПЗ). Данный вид страхования отличается высокой финансовой устойчивостью и профицитностью, поскольку имеет отдельный, низкий и дифференцированный тариф, а его выплаты строго целевые. Финансовые потоки по ОСС НСиПЗ не подверглись влиянию ЕТСВ, сохранив свой замкнутый страховой механизм.

Глава 3. Оценка финансовой устойчивости бюджета СФР и эффективности его деятельности

Критический анализ финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного страхования

Финансовая устойчивость системы ОСС, несмотря на организационную консолидацию, продолжает оставаться под угрозой, что видно из анализа бюджета ОПС.

Проблема структурного дефицита. Ключевая проблема состоит в том, что пенсионная система функционирует скорее как распределительная система социального обеспечения, чем как классический страховой институт. Фактически, ОПС является крупнейшим потребителем государственных дотаций, а не самодостаточной страховой системой.

Для подтверждения этого тезиса необходимо провести анализ доходов и расходов ОПС до учета межбюджетных трансфертов:

  1. Совокупные расходы на пенсионное обеспечение (2023 г.): 9 227,5 млрд руб.
  2. Собираемость страховых взносов, направленных на ОПС (2023 г.): 6 800,0 млрд руб. (оценочно, исходя из общей суммы взносов и пропорций ЕТСВ).

Расчет внутреннего дефицита ОПС:

Дефицит(ОПС) = Расходы(ОПС) - Взносы(ОПС)

Дефицит(ОПС) = 9 227,5 млрд руб. - 6 800,0 млрд руб. = 2 427,5 млрд руб.

Таким образом, внутренний дефицит ОПС до учета трансфертов превысил 2,4 трлн руб. Этот колоссальный разрыв был покрыт за счет 4 трлн руб. межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, что составляет около 30% общего объема доходов Фонда.

Вывод о финансовой устойчивости: Финансовая устойчивость системы ОПС критически зависит от дотаций государства, а доля страховых взносов (около 74% от потребности ОПС) недостаточна для выполнения всех обязательств. Это противоречит классическим принципам страхования, где средства должны аккумулироваться за счет взносов. Создание СФР не устранило эту проблему, а лишь консолидировало ее в рамках одного фонда, сделав межбюджетные трансферты постоянной и необходимой частью финансового механизма.

Оценка эффективности централизации функций (Социальное казначейство)

В отличие от финансовых проблем ОПС, реформа 2023 года принесла значительные успехи в повышении операционной эффективности и доступности услуг, что является прямым следствием централизации и создания «Социального казначейства».

Повышение доступности и проактивность. Одной из главных целей объединения было сокращение сроков оказания услуг и переход к проактивному предоставлению мер поддержки. Количественные показатели подтверждают успех этой стратегии:

  • Проактивное предоставление: Более 50% из 280 млн ежегодных услуг, оказываемых СФР, предоставляются гражданам без их заявления, что радикально снижает бюрократическую нагрузку.
  • Цифровизация и скорость: Около 85 млн услуг предоставляются в онлайн-режиме в течение одной минуты, что свидетельствует о высокой степени автоматизации и эффективности ИТ-инфраструктуры, унаследованной и оптимизированной от ПФР и ФСС.

Централизация госзакупок, кадрового и бюджетного учета в рамках СФР позволила добиться оптимизации административных расходов, что является положительным результатом для финансового механизма в целом. Каким образом нам следует использовать эту операционную эффективность для снижения долгосрочного дефицита ОПС?

Проблемы финансового механизма в части ОСС ВНиМ и ОСС НСиПЗ

ОСС ВНиМ. Введение ЕТСВ и единой предельной базы оказало двоякое влияние на страхование по временной нетрудоспособности и материнству. С одной стороны, расширение базы привело к увеличению поступлений. С другой стороны, произошло увеличение страховых обязательств Фонда, поскольку максимальный размер пособий вырос вслед за увеличением предельной базы.

Ключевой проблемой здесь является перераспределение рисков в рамках ЕТСВ. Хотя формально бюджеты разделены, единый тариф создает некую общую «копилку» взносов. Если в дореформенный период можно было четко прос��едить, как взнос ФСС покрывает расходы ФСС, то теперь взносы администрируются ФНС и перечисляются в СФР в виде единого потока, который затем распределяется по видам страхования в установленных пропорциях. Это может создать риски для финансовой устойчивости ОСС ВНиМ в случае неблагоприятных эпидемиологических или экономических ситуаций, хотя в 2023 году этот вид страхования оставался финансово сбалансированным. Этот риск необходимо учитывать при стратегическом планировании.

ОСС НСиПЗ (Травматизм). Этот вид страхования остается наиболее стабильным. Его финансовый механизм не подвергался кардинальным изменениям, так как он сохранил отдельный тариф. Основные проблемы здесь связаны не с дефицитом, а с необходимостью совершенствования системы профилактики травматизма и более точного нормирования выплат.

Глава 4. Направления совершенствования финансового механизма обязательного социального страхования РФ на перспективу

Для повышения финансовой стабильности и социальной эффективности СФР необходимы стратегические меры, выходящие за рамки административной консолидации. Предложения должны быть направлены на диверсификацию источников дохода и повышение прозрачности расходования средств.

Диверсификация финансовых потоков и использование небюджетных инструментов

Критическая зависимость от межбюджетных трансфертов (30% доходов) требует поиска альтернативных и дополнительных источников финансирования, особенно в сфере социального обслуживания, которое тесно связано с функциями СФР.

Предложение: Внедрение ваучерного и контрактного финансирования.

Вместо прямого дотационного финансирования учреждений социального обслуживания, которое поглощает значительные бюджетные средства, следует активнее применять рыночные механизмы:

  1. Ваучерное финансирование (Социальный сертификат): Предоставление гражданам (получателям услуг) социальных сертификатов (ваучеров), которые они могут использовать для оплаты услуг у любого аккредитованного поставщика (государственного или негосударственного).

    Это переводит средства от государства напрямую к потребителю, стимулируя конкуренцию и повышая качество услуг.

  2. Контрактное финансирование: Переход на систему государственного/муниципального контракта, где финансовые средства выделяются не на содержание учреждения, а на выполнение конкретного объема работ или оказание услуг.

Эти небюджетные инструменты позволяют снизить прямую зависимость от межбюджетных трансфертов, перераспределяя нагрузку и обеспечивая целевое расходование средств на социальные нужды. Конечный результат — повышение качества социальных услуг за счет рыночной конкуренции и оптимизация государственных расходов.

Совершенствование системы нормативного финансирования социальных услуг

Существующая система финансирования социальных услуг часто основана на сметном или нормативном подходе, привязанном к содержанию учреждения, а не к результатам его работы.

Предложение: Переход к нормативному финансированию на основе «единицы работы» (государственной услуги).

Данный методологический подход, уже апробированный в некоторых регионах (например, Свердловской области), обеспечивает прозрачность и экономическую обоснованность затрат.

Механизм:

  1. Единица нормирования: Вместо финансирования содержания здания или штата, нормирование происходит на основе «единицы работы» или «единицы государственной услуги» (например, одна консультация, один день стационарного пребывания, одна доставка питания).
  2. Расчет нормативных затрат: Нормативные затраты рассчитываются на основе среднеотраслевых показателей и включают прямые затраты (оплата труда персонала, материальные расходы) и накладные расходы, необходимые для оказания данной конкретной услуги.

Формула нормативных затрат:

Н(i) = Σ(j=1)n [З(i, j)прямые + З(i, j)накладные] × К(корр)

Где: Нi — норматив затрат на i-ю услугу; Зi, j — затраты j-го вида; Ккорр — корректирующий коэффициент (например, региональный).

Внедрение этой системы в практику СФР и подведомственных ему учреждений позволит:

  • Сделать процесс расходования средств максимально прозрачным и проверяемым.
  • Повысить эффективность, поскольку финансирование напрямую зависит от объема и качества предоставленных услуг.

Роль стратегического планирования в повышении финансовой стабильности СФР

Для обеспечения долгосрочной финансовой стабильности необходим полноценный комплекс стратегических документов, которые должны задавать приоритеты развития Фонда.

Предложение: Разработка Программы финансового обеспечения СФР.

Эта программа должна сочетать два типа возможностей:

  1. «Активные» возможности: Меры, направленные на стимулирование плательщиков страховых взносов и расширение тарифной базы. Сюда входит борьба с теневой занятостью, повышение собираемости взносов и корректировка ЕТСВ с учетом долгосрочных демографических прогнозов.
  2. «Пассивные» возможности: Меры, направленные на повышение финансовой поддержки со стороны Правительства РФ, но с условием четкого разделения страховой и социальной составляющих. Трансферты должны быть строго целевыми и компенсировать только нестраховые обязательства (например, базовые пенсии, финансируемые государством), а не дефицит страхового механизма.

Разработка такой программы позволит СФР перейти от реагирования на текущие финансовые проблемы к проактивному стратегическому управлению ресурсами.

Заключение и выводы

Реформа 2023 года, выразившаяся в создании Социального Фонда России и внедрении Единого тарифа страховых взносов, является крупнейшим организационно-правовым изменением в системе обязательного социального страхования РФ за последнее десятилетие.

Ключевые выводы исследования:

  1. Правовая консолидация и операционная эффективность: СФР успешно выполнил задачи по централизации функций и повышению операционной эффективности. Внедрение «Социального казначейства» и цифровизация позволили обеспечить проактивное предоставление более 50% услуг, что стало неоспоримым социальным успехом реформы.
  2. Финансовая структура и ЕТСВ: Введение Единого тарифа страховых взносов унифицировало платежи и расширило налогооблагаемую базу (увеличение ЕПВБ до 2 225 000 руб. в 2024 году).

    Однако это не устранило структурный дефицит.

  3. Критическая финансовая зависимость: Анализ бюджета СФР за 2023 год показал, что, несмотря на консолидацию, система ОПС сохраняет критическую зависимость от нестраховых источников. Внутренний дефицит ОПС (до трансфертов) составил около 2,4 трлн руб., который был покрыт за счет 4 трлн руб. межбюджетных трансфертов, что составляет 30% всех доходов Фонда. Это подтверждает, что ОПС функционирует как дотационная система социального обеспечения.
  4. Направления совершенствования: Для повышения долгосрочной финансовой устойчивости СФР необходим переход к стратегическому управлению и диверсификации. Ключевые рекомендации включают внедрение нормативного финансирования на основе «единицы работы» для повышения прозрачности расходов на социальные услуги и использование небюджетных инструментов (ваучеры, контракты) для снижения дотационной зависимости.

В целом, создание СФР стало необходимым шагом для повышения удобства граждан и эффективности администрирования. Однако для достижения подлинной финансовой устойчивости требуется дальнейшее совершенствование финансового механизма, направленное на укрепление страховых принципов и минимизацию зависимости от бюджетных вливаний.

Список использованной литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 1-ФКЗ).
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 04.08.2023).
  3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 04.08.2023).
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 31.07.2023).
  5. Федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации».
  6. Федеральный закон от 24.07.1998 г. №125-ФЗ (ред. от 02.07.2013 г.) «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
  7. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ (ред. от 11.07.2011 г. №200-ФЗ) «Об основах обязательного социального страхования».
  8. Федеральный закон от 17.07.1999 г. №178-ФЗ (ред. от 02.07.2013 г.) «О государственной социальной помощи».
  9. Федеральный закон от 05.02.2007 года №255-ФЗ (ред. от 23.07.2013 г. №243-ФЗ) «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию».
  10. Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
  11. Федеральный закон от 07.05.2013 г. №104-ФЗ (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса».
  12. Указ Президента РФ от 7 августа 1992 года № 822 «О Фонде социального страхования Российской Федерации».
  13. Постановление Правительства РФ от 26 октября 1993 года № 1094 «Вопросы Фонда социального страхования Российской Федерации».
  14. Постановление Правительства РФ от 12.02.94г. № 101 (с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 22.11.97 г. № 1471) «О Фонде социального страхования Российской Федерации».
  15. Постановление Правительства РФ от 30.05.2012 г. № 543 «Об утверждении Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации».
  16. Ветрова Н.С. Система социального страхования и государственной помощи // 2009. С. 45.
  17. Роик В.Д. Основы социального страхования: учебник / В.Д. Роик. – Москва: Издательство РАГС, 2007. С. 16, 20, 22.
  18. Соколов В.П. Особенности функционирования забалансовых социальных фондов на современном этапе // Экономический анализ: теория и практика. – 2010. С. 67.
  19. Федотов Д.Ю. О формировании доходов внебюджетных фондов России // Финансы. – 2010. №4. С. 50-51.
  20. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ // elibrary.ru.
  21. Объединение ПФР и ФСС: утверждены законы о создании единого Фонда пенсионного и социального страхования // buh.ru.
  22. Сенаторы одобрили законы о структуре Социального фонда России // interfax.ru.
  23. Совершенствование механизма бюджетного финансирования социальной сферы в Российской Федерации // cyberleninka.ru.
  24. Социальный фонд: доходы СФР в прошлом году составили 13,3 трлн рублей, расходы достигли почти 14 трлн рублей // sfr.gov.ru.
  25. СФР (Социальный фонд России): что такое и как работает // skillbox.ru.
  26. Утвержден отчет СФР об исполнении бюджета за 2023 год // consultant.ru.