Российский рынок автострахования (ОСАГО и КАСКО, 2015–2025 гг.): Правовое регулирование, финансовая устойчивость и стратегические векторы развития в условиях цифровой трансформации

Дипломная работа

Введение: Актуальность, цели и методология исследования

С 2015 года российский рынок автострахования претерпел серию фундаментальных изменений, инициированных как регулятором (Центральным Банком РФ), так и беспрецедентными макроэкономическими шоками, включая санкционное давление и разрыв глобальных логистических цепочек. Эти факторы трансформировали некогда стабильные сегменты ОСАГО (обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств) и КАСКО (добровольное страхование транспортных средств) в зону повышенной финансовой и правовой напряженности.

Ключевым фактором, определяющим актуальность данного исследования, является критически низкая доля восстановительного ремонта (натурального возмещения) в ОСАГО, которая по итогам 2024 года достигла всего 5–6%. Эта цифра служит красноречивым индикатором системных проблем рынка: неспособности страховщиков обеспечить качественный и своевременный ремонт, что, в свою очередь, стимулирует мошенничество, снижает доверие потребителей и требует немедленного правового вмешательства. И что из этого следует? Если страховщики не могут обеспечить ремонт, потребитель вынужден обращаться за денежной выплатой, которой зачастую недостаточно для реального восстановления автомобиля, что создает благоприятную почву для деятельности недобросовестных посредников.

Цели исследования:

  1. Провести исчерпывающий теоретико-правовой анализ эволюции регулирования автострахования в РФ после 2015 года, акцентируя внимание на либерализации тарифов и реформе натурального возмещения.
  2. Оценить текущую динамику, структуру и финансовую устойчивость рынка за период 2020–2025 гг., используя ключевые показатели эффективности (Loss Ratio, Combined Ratio).
  3. Разработать комплексные стратегические предложения для регулятора и страховых компаний, направленные на повышение устойчивости рынка и его адаптацию к вызовам цифровой трансформации и постсанкционной экономики.

Методология исследования основана на системном подходе и включает: анализ актуальной нормативно-правовой базы (ФЗ об ОСАГО в редакции 2025 года, указания ЦБ РФ), эмпирическое исследование статистических данных (РСА, ЦБ РФ) с применением методов факторного анализа для оценки влияния инфляции запчастей на убыточность, а также критический синтез данных для разработки стратегических векторов развития.

5 стр., 2365 слов

Центральный банк РФ как мегарегулятор: Правовая трансформация ...

... анализа правового регулирования РЦБ в 2024–2025 годах определяется несколькими ключевыми факторами: во-первых, адаптацией рынка к новым геополитическим и санкционным вызовам; во-вторых, интенсивной цифровизацией, требующей правового ... ключевых законодательных новелл 2024–2025 годов, их доктринального значения и влияния на правовое положение участников рынка. Особое внимание уделено роли Банка ...

Теоретико-правовые основы и эволюция регулирования автострахования в РФ (2015–2025 гг.)

Поэтапная либерализация тарифов ОСАГО как ключевой фактор развития рынка

Ключевой вехой в развитии российского рынка обязательного страхования стало отступление от жесткого государственного контроля тарифов, начавшееся после 2015 года. Эта смена парадигмы была направлена на создание гибкого ценообразования, позволяющего страховщикам адекватно оценивать индивидуальные риски водителей и, как следствие, повышать финансовую устойчивость сегмента.

Нормативно-правовая база либерализации:

Процесс либерализации был поэтапным и выражался в расширении тарифного коридора базовых ставок ОСАГО. Если в 2015 году коридор был расширен незначительно (до 15% в обе стороны), то к 2022–2025 годам регулятор (ЦБ РФ) предоставил страховщикам гораздо более широкую степень свободы. Понять, насколько серьезны эти изменения для рынка, позволяет сравнение динамики:

Дата введения Целевая группа Изменение тарифного коридора Цель изменения
13 сентября 2022 г. Легковые авто (ФЛ/ЮЛ) Расширение на 26% в обе стороны Индивидуализация тарифа, компенсация инфляции запчастей.
27 января 2025 г. Общественный транспорт Расширение на 11,6% Компенсация высокой убыточности и рисков.
27 января 2025 г. Мототранспорт, небольшие грузовики Расширение на 20% Адаптация тарифов к повышенным рискам данных категорий.

Помимо расширения самого коридора, с 27 января 2025 года для мотоциклистов были введены индивидуальные коэффициенты — коэффициент мощности (КМ) и коэффициент возраст-стаж (КВС), отличные от действующих для других видов транспорта. Это демонстрирует детализированный подход ЦБ РФ к риск-менеджменту.

Одним из важнейших регуляторных изменений стала реформа коэффициента «бонус-малус» (КБМ), стартовавшая с 1 января 2019 года. Страховая история была жестко закреплена за каждым конкретным водителем, а практика обнуления истории при перерыве в вождении была упразднена. Это привело к более справедливому ценообразованию, поскольку аккуратные водители стали получать реальную скидку. В результате, по данным ЦБ РФ, в первой половине 2025 года число жалоб, связанных с неправильным расчетом КБМ, снизилось на 47% год к году, что подтверждает положительное влияние реформы на потребительское доверие и снижение административной нагрузки.

Проблема натурального возмещения в ОСАГО: Правовые пробелы и перспективы реформы

Внедрение приоритета натурального возмещения (восстановительного ремонта) в ОСАГО в 2017 году преследовало две ключевые цели: повышение качества ремонта для потребителя и пресечение деятельности недобросовестных «автоюристов», которые процветали на денежных выплатах. Однако практика показала, что эта мера оказалась малоэффективной.

Критический анализ текущей ситуации:

По итогам 2024 года доля восстановительного ремонта в ОСАГО достигла критически низкой отметки — 5–6%. Этот факт объясняется рядом системных проблем:

  1. Логистические шоки: Уход ряда европейских и японских автоконцернов и нарушение цепочек поставок после 2022 года сделали невозможным своевременный ремонт с использованием оригинальных запчастей.
  2. Удорожание запчастей: Стремительный рост стоимости комплектующих сделал ремонт на СТОА, работающих со страховщиками, экономически нецелесообразным при существующих лимитах.

Обсуждаемая реформа натурального возмещения (октябрь 2025 г.):

В ответ на эту ситуацию ведется активная работа над кардинальной реформой. Суть обсуждаемых нововведений направлена на повышение размера возмещения для потерпевшего, который не смог получить качественный ремонт. Какой важный нюанс здесь упускается? Упускается то, что без четкой регламентации качества неоригинальных запчастей, даже увеличение компенсации не гарантирует полного восстановления стоимости актива.

Согласно проекту реформы, если страховщик не смог организовать восстановительный ремонт (например, из-за отсутствия запчастей), потерпевший, получивший денежную выплату, вправе обратиться за дополнительной компенсацией в пределах величины износа. Ключевое условие: потерпевший должен сам отремонтировать автомобиль в течение 9 месяцев после получения первой денежной выплаты и предоставить соответствующие документы.

Кроме того, для учета логистических сложностей предлагается увеличить максимальный срок проведения восстановительных работ с 30 до 45 рабочих дней. Эти изменения призваны сбалансировать интересы страховщиков и потребителей в условиях дефицита комплектующих.

Эмпирический анализ динамики, структуры и финансовой устойчивости рынка (2020–2025 гг.)

Структурная динамика и уровень концентрации российского рынка

Российский страховой рынок в целом продемонстрировал впечатляющий рост в 2024 году, достигнув 3,7 трлн ₽. Однако этот рост был обеспечен, прежде всего, сегментом страхования жизни (ИСЖ и НСЖ), который вырос в 3,5 раза, достигнув 1,9 трлн ₽.

Динамика сегмента автострахования:

Рынок автострахования (ОСАГО и КАСКО) по итогам 2024 года вырос на 20%, достигнув внушительных 595,1 млрд ₽.

Сегмент Сборы 2024 г. (млрд ₽) Динамика г/г
ОСАГО 331,9 +2,3%
КАСКО 323,2 +19,4%

Анализ показывает, что ОСАГО демонстрировал замедленный рост (+2,3%), который лишь немного превысил уровень инфляции, что отражает сдерживающий эффект регулирования. В то же время, сегмент КАСКО показал существенное оживление (+19,4%).

Драйверы роста КАСКО:

  1. Рост продаж новых автомобилей: Несмотря на уход европейских брендов, рынок насыщается автомобилями китайского производства, которые занимают 60–70% продаж. Банки активно требуют страхование КАСКО при автокредитовании, что стимулирует спрос.
  2. Страхование подержанных авто: Высокая стоимость новых автомобилей и рост цен на ремонт стимулировали спрос на полисы КАСКО для автомобилей с пробегом, поскольку владельцы стремятся защитить свои активы от риска полной гибели или дорогостоящего ремонта.

Уровень концентрации:

Рынок автострахования остается высококонцентрированным. На долю 10 крупнейших страховщиков приходится 88,9% всех сборов по ОСАГО (по сравнению с 85,9% годом ранее).

Высокая концентрация рынка КАСКО подтверждается тем, что Топ-7 страховщиков (включая «Ингосстрах», «РЕСО-Гарантия», «АльфаСтрахование») обладают высочайшими кредитными рейтингами надежности (от ruAA- до ruAAA).

В условиях экономической нестабильности высокий рейтинг (финансовая устойчивость) становится ключевым фактором выбора для потребителя и дилеров. Неужели потребители готовы жертвовать ценой ради гарантии того, что в случае крупного убытка компания сможет выполнить свои финансовые обязательства?

Критический анализ финансовой устойчивости страховщиков (Закрытие слепой зоны)

Финансовая устойчивость страховщиков в сегменте автострахования определяется соотношением собранных премий и понесенных расходов, ключевым из которых является убыточность.

Убыточность и рентабельность:

В ОСАГО уровень убыточности (Loss Ratio, LR) по итогам 2024 года, с учетом перестрахования, был близок к 70%. Этот показатель указывает на напряженную ситуацию с рентабельностью, поскольку операционные и аквизиционные расходы (затраты на привлечение клиентов) ложатся на оставшиеся 30% премии.

Ситуация в КАСКО, хотя и более благоприятна, требует детального анализа:

  • Коэффициент убыточности (LR) по КАСКО: 50%.
  • Коэффициент аквизиционных расходов (AR): 34%.

Для оценки операционной эффективности используется Совокупный коэффициент (Combined Ratio, CR), который рассчитывается как сумма коэффициента убыточности и аквизиционных расходов:

CR = Loss Ratio + Acquisition Ratio

CRКАСКО ≈ 50% + 34% = 84%

Показатель CR ≈ 84% означает, что на покрытие убытков и привлечение клиентов уходит 84% собранной премии. Оставшиеся 16% (операционная прибыль) должны покрыть административные расходы, налоги и обеспечить чистую прибыль. Высокий коэффициент аквизиционных расходов (34%) в КАСКО отражает жесткую конкуренцию, высокие комиссионные выплаты агентам и значительные расходы на маркетинг.

Влияние макроэкономических шоков:

Основной причиной роста выплат (на 25% в ОСАГО в 2024 году) является инфляция и нарушение логистических цепочек.

Эмпирический анализ показывает критический рост цен на автозапчасти:

  • Средний рост цен на автозапчасти в России в 2024 году составил 18–25%.
  • Для деталей европейских марок (например, Volkswagen Group) рост достигал 50–73% из-за сложностей с импортом и валютных колебаний.

Этот экспоненциальный рост стоимости ремонта напрямую влияет на среднюю величину убытка, что, в свою очередь, давит на Loss Ratio страховщиков. В этом контексте либерализация тарифов ОСАГО, позволяющая страховщикам адекватно реагировать на инфляцию, становится не инструментом максимизации прибыли, а механизмом поддержания элементарной финансовой устойчивости.

Системные проблемы и цифровая трансформация (InsurTech)

Борьба с мошенничеством и совершенствование андеррайтинга

Мошенничество остается одним из наиболее деструктивных системных рисков для рынка автострахования. Его масштабы продолжают расти, несмотря на усилия регулятора и страховщиков.

Масштабы мошенничества:

По итогам 9 месяцев 2024 года общая сумма заявлений о страховом мошенничестве, поданных страховщиками в правоохранительные органы, составила 3 млрд ₽, что на 20% выше, чем годом ранее. В структуре мошенничества ОСАГО стабильно занимает подавляющую долю — 89–90% от общего числа заявлений.

Резкий рост средней суммы мошеннического требования:

Наиболее тревожным трендом является резкий рост средней суммы мошеннических требований, что напрямую связано с удорожанием запчастей.

  • По КАСКО средняя сумма мошеннического требования выросла на 40% (до 2,4 млн ₽ в III кв. 2024 г.).
  • По ОСАГО рост составил 19% (до 370 тыс. ₽).

Это свидетельствует о том, что мошенники используют высокую стоимость запчастей как новый рычаг давления, выставляя завышенные требования, что делает выявление недобросовестных схем более сложным.

Применение InsurTech для борьбы с рисками:

Для противодействия этим тенденциям страховщики активно внедряют технологии InsurTech, прежде всего, Big Data и Machine Learning (ML).

  1. Оптимизация андеррайтинга: ИИ-модели позволяют обрабатывать огромные массивы данных о клиенте (история вождения, кредитная история, КБМ) для точного прогнозирования убыточности и персонализации тарифов.
  2. Предотвращение мошенничества: Аналитика больших данных используется для выявления нетипичных паттернов поведения, автоматизированного обнаружения «серийных» заявителей и подозрительных цепочек событий в процессе урегулирования убытков. Использование ИИ в урегулировании по КАСКО помогает быстро оценивать ущерб по фото- и видеоматериалам, сокращая время ответа и повышая эффективность выявления поддельных документов.

Цифровизация процессов и качество клиентского пути (CJM)

Цифровая трансформация российского рынка автострахования достигла высокой зрелости, особенно в сегменте ОСАГО.

Ключевые достижения цифровизации:

  • Е-ОСАГО: Доля электронных полисов е-ОСАГО достигла 70% от общего числа проданных полисов в начале 2025 года. Это не только повысило доступность услуги, но и снизило количество поддельных полисов.
  • Электронное урегулирование: С 1 января 2025 года страховщики обязаны обеспечить возможность оформления электронных выплат по страховым случаям ОСАГО через сайты или мобильные приложения. Это упрощает процесс взаимодействия с клиентом и сокращает временные затраты на документооборот.

Страховая телематика (Pay-As-You-Drive):

Технологии страховой телематики (устройства, фиксирующие стиль вождения) в России пока находятся на начальной стадии, но активно используются в КАСКО. Применение телематики позволяет страховщикам:

  1. Индивидуализировать тариф: Информация о скорости, резкости маневров и времени суток вождения служит основой для формирования тарифа Pay-As-You-Drive, который может быть на 10–30% ниже для аккуратных водителей.
  2. Снижать риски мошенничества: Телематика предоставляет объективные данные о ДТП, исключая возможность фальсификации обстоятельств.

Внедрение цифровых решений критически важно для оптимизации карты клиентского пути (Customer Journey Map, CJM).

Страховщики сосредоточены на том, чтобы сделать процесс покупки, взаимодействия и, главное, урегулирования убытков максимально бесшовным и прозрачным в онлайн-среде, что является прямой реакцией на повышение требований потребителей к качеству сервиса.

Стратегические направления развития рынка и предложения по повышению устойчивости

Адаптация бизнес-моделей к постсанкционной реальности (Стратегический вектор)

Долгосрочная устойчивость российского рынка автострахования зависит от его способности адаптироваться к новым экономическим реалиям: дефициту запчастей, росту цен и изменению структуры автопарка (доминирование китайских брендов).

Стратегический фокус должен сместиться с традиционного страхования на «экосистему мобильности».

Стратегические предложения для страховщиков:

  1. Фокус на сегменте «мобильности»: Вместо концентрации исключительно на традиционных полисах, страховщикам необходимо развивать продукты для каршеринга, краткосрочной аренды и микромобильности. Это требует гибких, цифровых, параметрических полисов (Pay-Per-Use, Pay-How-You-Drive).
  2. Внедрение продуктов-заменителей: В ответ на уход автопроизводителей и сокращение официальной гарантии, страховщики должны активно продвигать продукты типа «Продленная гарантия» или страхование поломок для подержанных и новых китайских автомобилей. Это заполняет рыночный вакуум, вызванный санкциями, и создает новы�� источник премий.
  3. Управление рисками поставок: Страховщикам необходимо налаживать прямые партнерские отношения с авторизованными поставщиками запчастей из дружественных стран и активно сотрудничать с СТОА, специализирующимися на ремонте китайских марок, для обеспечения возможности выполнения обязательств по натуральному возмещению.

Необходимость ужесточения надзора ЦБ РФ:

Регулятор должен продолжать ужесточение требований к капиталу и резервам (Solvency Ratio) страховщиков, особенно в условиях высокой инфляции. Это направлено на повышение общей финансовой надежности рынка и снижение рисков банкротства компаний, которые не могут справиться с растущей убыточностью. Высокие кредитные рейтинги лидеров рынка (ruAAA) должны стать стандартом, а не исключением.

Практические рекомендации для регулятора и страховых компаний

Рекомендации для ЦБ РФ (Мегарегулятора):

  1. Ускорение и финализация реформы натурального возмещения: Необходимо оперативно внедрить обсуждаемую реформу, которая позволит потерпевшим получать компенсацию в пределах износа, если ремонт не был организован. Особое внимание следует уделить четкой регламентации использования неоригинальных запчастей и увеличению срока ремонта до 45 рабочих дней, что является адаптацией к текущим логистическим реалиям.
  2. Стандартизация использования телематики: Разработать нормативные акты, стимулирующие использование телематики в ОСАГО для наиболее рискованных категорий водителей (например, такси).

    Это позволит сделать тарифы более справедливыми и снизит системный риск за счет точного андеррайтинга.

Рекомендации для страховых компаний:

  1. Углубление использования AI для превентивного риск-менеджмента: Перейти от реактивного выявления мошенничества к превентивному. Использовать ML-модели для оценки вероятности мошенничества уже на этапе оформления полиса, а также для прогнозирования потенциальной суммы убытка.
  2. Оптимизация CJM в цифровой среде: Сосредоточиться на мобильных решениях. Внедрить полную автоматизацию процесса заявления и первичной оценки убытка (Damage Estimation) через мобильные приложения. Цель — сократить время урегулирования убытка по КАСКО до 3–5 дней, что является ключевым конкурентным преимуществом.
  3. Диверсификация портфеля в КАСКО: Предлагать «коробочные» продукты КАСКО с франшизой и ограниченным покрытием для снижения цены, делая полис доступным для владельцев подержанных и бюджетных автомобилей, тем самым повышая проникновение добровольного страхования.

Заключение

Российский рынок автострахования (ОСАГО и КАСКО) за период 2015–2025 гг. продемонстрировал высокую степень адаптивности, обусловленную глубокими регуляторными реформами и необходимостью реагирования на макроэкономические шоки.

Правовой анализ подтвердил переход к индивидуализированному риск-ориентированному регулированию через расширение тарифного коридора ОСАГО (до +20% для отдельных категорий в 2025 году) и реформу КБМ, что обеспечило снижение количества жалоб и повышение прозрачности ценообразования. В то же время, сохраняется критическая проблема натурального возмещения, о чем свидетельствует его доля всего в 5–6%, что требует немедленной финализации обсуждаемой реформы.

Эмпирическое исследование показало, что, несмотря на общий рост рынка (на 20% в 2024 году, преимущественно за счет КАСКО), финансовая устойчивость сегмента ОСАГО остается напряженной (Loss Ratio ~70%).

КАСКО, хотя и прибыльно (Combined Ratio ≈ 84%), сталкивается с высоким давлением аквизиционных расходов (34%) и, что критически важно, с экспоненциальным ростом средней суммы мошеннических требований (+40% в 2024 году) как прямым следствием инфляции запчастей (рост до 73% для некоторых марок).

Цифровая трансформация, выраженная в 70% доле е-ОСАГО и внедрении электронного урегулирования, является основным инструментом для борьбы со структурными проблемами. Стратегические векторы развития должны быть сосредоточены на адаптации бизнес-моделей к «экосистеме мобильности» и активном внедрении продуктов-заменителей (например, «Продленная гарантия») в ответ на постсанкционную реальность. Долгосрочная устойчивость рынка будет зависеть от способности страховщиков и регулятора гармонизировать тарифную политику с фактическими затратами на ремонт, используя Big Data и AI для точного, превентивного риск-менеджмента, поскольку именно в этих технологиях кроется ключ к контролю над растущей убыточностью.

Список использованной литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (части 1, 2).

    Москва; Санкт-Петербург, 2008. 430 с.

  2. Федеральный закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27.11.1992 № 4015-1.
  3. Абрамов В. Ю. Третьи лица в страховании. Москва: Финансы и статистика, 2009. 128 с.
  4. Ардатова М. М., Балинова В. С., Кулешова А. Б. и др. Страхование в вопросах и ответах. Москва: Проспект, 2008. 294 с.
  5. Аудит страховых компаний: практическое пособие для страховых аудиторов и страховых организаций / под ред. В. И. Рябикина. Москва: Финстатинформ, 2008. 128 с.
  6. Граве К. А., Лунц Л. А. Страхование. Москва: Государственное издательство юридической литературы, 2007.
  7. Дедиков С. В. Обязательное страхование автогражданской ответственности. Выпуск 1. Москва: Волтерс Клувер, 2008. 144 с.
  8. Денисов И. П. Страхование. Москва: ИКЦ «МорТ», 2008. 179 с.
  9. Ермасов С. В., Ермасова Н. Б. Страхование: Учебное пособие для вузов. Москва: ЮНИТИ – ДАНА, 2008. 76 с.
  10. Журавлев Ю. М. Словарь-справочник терминов по страхованию и перестрахованию. Москва: Анкил, 2009. 319 с.
  11. Комментарий к федеральному закону «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (Постатейный) / под ред. А. Н. Ткача. ЗАО Юстицинформ, 2009.
  12. Корнилова Н. В. Правовое регулирование страховой деятельности. Проблемы теории и практики: Учебное пособие. Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2009. 184 с.
  13. Страхование / под ред. Т. А. Федоровой. Москва: Экономистъ, 2008. 875 с.
  14. Страхование от А до Я: книга для страхователей / под ред. Л. И. Корчевской, К. Е. Турбиной. Москва: Инфра, 2008. 624 с.
  15. Страховое право: Учебник / под ред. В. В. Шахова, В. Н. Григорьева, С. Л. Ефимова. Москва: Закон и право: Юнити-Дана, 2009. 384 с.
  16. Циммерман И. Бухгалтерский учет и финансовый менеджмент в страховой компании / пер. с нем. 2009.
  17. Чернова Г. В. Основы экономики страховой организации по рисковым видам страхования. Санкт-Петербург: Питер, 2007. 240 с.
  18. Шахов В. В. Введение в страхование. Москва: Финансы и статистика, 2008.
  19. Юрченко Л. А. Финансовый менеджмент страховщика: учебное пособие. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. 199 с.
  20. Анализ и прогноз развития рынка страхования в России в 2025 году // polis.online. URL: https://polis.online (дата обращения: 07.10.2025).
  21. Big Data, Machine Learning и Internet of Things в страховании // bigdataschool.ru. URL: https://bigdataschool.ru (дата обращения: 07.10.2025).
  22. В 2025 году страховой рынок может вырасти более чем на треть // insur-info.ru. URL: https://www.insur-info.ru (дата обращения: 07.10.2025).
  23. Внедрение инновационных информационных технологий на страховом рынке в России: телематика в автостраховании // pp-mag.ru. URL: https://pp-mag.ru (дата обращения: 07.10.2025).
  24. За полугодие рост премий страховщиков по ОСАГО составил 2%, выплат — 28% // finmarket.ru. URL: https://www.finmarket.ru (дата обращения: 07.10.2025).
  25. Итоги 2023 года на страховом рынке и прогноз на 2024-й: от рекорда к замедлению // raexpert.ru. URL: https://www.raexpert.ru (дата обращения: 07.10.2025).
  26. ОБЗОР КЛЮЧЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРАХОВЩИКОВ // cbr.ru. URL: https://cbr.ru (дата обращения: 07.10.2025).
  27. ОСАГО: уточнена тарификация для некоторых видов транспорта и территорий // cbr.ru. URL: https://cbr.ru (дата обращения: 07.10.2025).
  28. Официальный сайт ОАО Ингосстрах. URL: www.ingos.ru (дата обращения: 07.10.2025).
  29. Официальный сайт ОАО Росгосстрах. URL: www.rgs.ru (дата обращения: 07.10.2025).
  30. Официальный сайт Ресо-Гарантия. URL: www.reso.ru (дата обращения: 07.10.2025).
  31. Официальный сайт УралСиб Страхование. URL: www.uralsibins.ru (дата обращения: 07.10.2025).
  32. Продажи полисов ОСАГО и каско выросли: итоги первого полугодия // cbr.ru. URL: https://cbr.ru (дата обращения: 07.10.2025).
  33. Рейтинг лучших страховых компаний по ОСАГО в 2025 // vc.ru. URL: https://vc.ru (дата обращения: 07.10.2025).
  34. Рейтинг страховых компаний по КАСКО 2024 // Insapp. URL: https://insapp.ru (дата обращения: 07.10.2025).
  35. Российский рынок страхования: драйверы роста и перспективы // kept.ru. URL: https://www.kept.ru (дата обращения: 07.10.2025).
  36. С 5 сентября тарифный коридор ОСАГО расширится // consultant.ru. URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 07.10.2025).
  37. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ СТРАХОВОГО РЫНКА // consult-cct.ru. URL: https://www.consult-cct.ru (дата обращения: 07.10.2025).
  38. Страхование (рынок России) // TAdviser. URL: https://www.tadviser.ru (дата обращения: 07.10.2025).
  39. СТРАХОВАНИЕ С ТЕЛЕМАТИКОЙ КАК ДРАЙВЕР СТРАХОВОГО РЫНКА: РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ // cyberleninka.ru. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 07.10.2025).
  40. Убыточность в ОСАГО и каско в 2024 году выросла // insur-info.ru. URL: https://www.insur-info.ru (дата обращения: 07.10.2025).
  41. ЦБ скорректировал тарифные подходы в ОСАГО для некоторых видов транспорта и территорий // interfax.ru. URL: https://www.interfax.ru (дата обращения: 07.10.2025).
  42. ЦБ с оговорками поддержал концепцию проекта о реформе натуральных выплат в ОСАГО // asn-news.ru. URL: https://www.asn-news.ru (дата обращения: 07.10.2025).