Приоритет №1: РЕЛЕВАНТНЫЙ ФАКТ. По состоянию на конец 2024 года, общий объем активов АО «НПФ Сбербанка» превысил отметку в 927,1 млрд рублей, закрепив за собой абсолютное лидерство на рынке негосударственного пенсионного обеспечения (НПО) с долей, составляющей 16,4% совокупного объема пенсионных активов РФ.
Этот внушительный объем средств под управлением не просто отражает финансовую мощь, но и ставит Фонд в эпицентр макроэкономических процессов и регуляторных изменений, происходящих в России. Настоящее исследование посвящено деконструкции деятельности крупнейшего игрока пенсионного рынка — АО «НПФ Сбербанка» (СберНПФ) — в период с 2020 по 2025 год, который ознаменован радикальными сдвигами: от запуска федеральной Программы долгосрочных сбережений (ПДС) до беспрецедентно жесткой денежно-кредитной политики Банка России. Цель работы — не просто констатировать факты, но провести глубокий, критический анализ его стратегической устойчивости, инвестиционных решений и способности адаптироваться к новым вызовам, что является ключевым фактором для миллионов будущих пенсионеров.
Введение (Актуальность, Цели и Задачи)
Актуальность темы обусловлена двумя фундаментальными факторами. Во-первых, системной значимостью АО «НПФ Сбербанка» как ключевого элемента системы НПО, несущего ответственность за пенсионные накопления миллионов россиян. Во-вторых, кардинальной трансформацией правового поля и макроэкономических условий. Вступление в силу Федерального закона от 10.07.2023 № 299-ФЗ, запустившего Программу долгосрочных сбережений (ПДС), полностью изменило вектор конкуренции и стратегические приоритеты НПФ. Одновременно с этим, поддержание высокой ключевой ставки Банком России вынудило фонды пересматривать традиционные инвестиционные стратегии, делая упор на инструменты денежного рынка, что повлекло за собой необходимость тактической перестройки всего портфеля.
Цель работы состоит в проведении исчерпывающего анализа финансово-экономической деятельности АО «НПФ Сбербанка» за период 2020–2024 гг. и разработке на этой основе научно обоснованных предложений по совершенствованию его работы в современных экономических условиях и регуляторной среде.
Методология оценки кредитоспособности корпоративных заемщиков ...
... Банка России к формированию резервов по проблемным ссудам (Положение № 590-П), что повышает цену ошибки при оценке заемщика. Во-вторых, необходимостью адаптации крупнейшего игрока рынка, ПАО Сбербанк, ... увеличивает стоимость кредитования умеренно рискованных заемщиков и стимулирует банки к более тщательной работе с портфелем, требуя от них либо улучшения финансового состояния клиента, либо более ...
Научная новизна работы заключается в следующем:
-
Системный анализ структурного сдвига в инвестиционном портфеле НПФ Сбербанка, вызванного ужесточением монетарной политики ЦБ РФ (значительный рост доли РЕПО и депозитов).
-
Критическая оценка программы ПДС с точки зрения юридического обеспечения (сравнение гарантий АСВ по НПО/ПДС и ОПС) и выявления потенциальных этических рисков (мисселинг).
-
Формулирование актуальных управленческих рекомендаций по повышению эффективности работы с учетом требований ЦБ РФ, в частности, Указания № 5343-У.
Практическая значимость работы заключается в предоставлении руководству АО «НПФ Сбербанка» и регуляторам рынка (ЦБ РФ, АСВ) аналитического материала для принятия стратегических решений. Для студентов и аспирантов материал представляет собой актуальную базу знаний и методологию для подготовки ВКР по специальности «Финансы и кредит» с глубокой проработкой фактологического материала.
Теоретико-правовые основы функционирования негосударственного пенсионного обеспечения в РФ
Исторически негосударственное пенсионное обеспечение (НПО) возникло как добровольный, дополнительный элемент к государственной системе. Однако с момента запуска обязательного пенсионного страхования (ОПС) в 2002 году и последующего перевода накопительной части пенсии в НПФ (2014–2016 гг.), фонды стали выполнять гибридную функцию — сочетание добровольного страхования с управлением государственными накоплениями. Современная архитектура пенсионной системы РФ регулируется, прежде всего, Федеральным законом от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (в ред. 2024–2025 гг.).
Эволюция и современная терминология НПФ: НПО, ОПС и Программа долгосрочных сбережений (ПДС)
Для корректного анализа деятельности НПФ Сбербанка необходимо четко разграничить три ключевых вида деятельности и связанных с ними имущественных комплексов:
-
Негосударственное пенсионное обеспечение (НПО): Классический, добровольный вид деятельности. Средства (Пенсионные взносы) вносятся вкладчиками (физическими или юридическими лицами) и формируют Пенсионные резервы (ПР). ПР находятся в собственности НПФ, но имеют целевое назначение — выплата негосударственных пенсий.
-
Обязательное пенсионное страхование (ОПС): Управление Пенсионными накоплениями (ПН). ПН сформированы за счет страховых взносов и принадлежат застрахованным лицам, а НПФ выступает в роли доверительного управляющего.
-
Программа долгосрочных сбережений (ПДС): Новейший механизм, запущенный с 1 января 2024 года (ФЗ № 299-ФЗ).
ПДС представляет собой форму долгосрочного добровольного накопления с активным участием государства (софинансирование, налоговые вычеты).
Средства ПДС, как и НПО, формируют Пенсионные резервы (ПР) Фонда.
Четкое разграничение понятий: ПР, ПН и ИОУД
Разделение активов по их правовому статусу и целевому назначению критически важно для оценки финансовой устойчивости НПФ:
Термин | Правовой статус | Источник формирования | Назначение |
---|---|---|---|
Пенсионные Резервы (ПР) | Собственность НПФ (целевое назначение) | Взносы НПО, Взносы ПДС, Доход от их размещения. | Исполнение обязательств по НПО и ПДС. |
Пенсионные Накопления (ПН) | Собственность Застрахованных лиц | Страховые взносы ОПС, Доход от их размещения. | Выплата накопительной пенсии по ОПС. |
Имущество для Обеспечения Уставной Деятельности (ИОУД) | Собственные средства НПФ (Капитал) | Уставный капитал, прибыль, целевые поступления. | Покрытие административных расходов, восполнение дефицита ПР/ПН. |
Минимальный размер собственных средств НПФ (ИОУД) строго регламентирован и составляет не менее 200 млн рублей, что служит первым буфером для обеспечения финансовой устойчивости.
Нормативно-регуляторная база и требования к финансовой устойчивости НПФ
Центральной фигурой в регулировании рынка НПФ является Банк России (ЦБ РФ). В отличие от банков, где ЦБ регулирует ликвидность и достаточность капитала, в отношении НПФ регулятор фокусируется на структуре активов и управлении рисками инвестирования.
Ключевым документом, определяющим инвестиционную политику НПФ, является Указание Банка России от 05.12.2019 № 5343-У «О требованиях по формированию состава и структуры пенсионных резервов» (с изменениями 2024 года).
Данный документ устанавливает жесткие лимиты на рискованные инвестиции:
-
Лимиты на акции и паи: Доля акций и паев инвестиционных фондов в Пенсионных резервах строго ограничена, чтобы предотвратить чрезмерную волатильность портфеля.
-
Требования к качеству облигаций: Основной объем инвестиций должен приходиться на высоконадежные инструменты (государственные облигации — ОФЗ, облигации субъектов РФ, корпоративные облигации эмитентов с высоким кредитным рейтингом).
-
Ликвидность: Указание 5343-У косвенно стимулирует НПФ к размещению средств в высоколиквидные инструменты (депозиты, РЕПО) в периоды экономической неопределенности, что мы увидели в 2024 году, когда рост процентных ставок сделал эти инструменты наиболее привлекательными для краткосрочного размещения.
Жесткое регулирование ЦБ РФ направлено на минимизацию риска потери средств клиентов, что особенно важно в условиях, когда НПФ управляют средствами, жизненно необходимыми для будущих пенсионеров.
Анализ рыночной позиции и финансово-инвестиционной деятельности АО «НПФ Сбербанка» (2020–2024 гг.)
СберНПФ традиционно является системообразующим элементом российского пенсионного рынка. Его деятельность — это индикатор здоровья всей отрасли и лакмусовая бумажка эффективности регуляторных мер. Анализ его положения и финансовых результатов позволяет оценить, насколько успешно Фонд справляется с двойной задачей: обеспечением конкурентной доходности и поддержанием высокой надежности.
Место АО «НПФ Сбербанка» на рынке: Доля, активы и роль в Программе ПДС
АО «НПФ Сбербанка» уверенно удерживает статус крупнейшего игрока. По состоянию на конец сентября 2024 года, общий объем его активов достиг 927,1 млрд рублей, демонстрируя существенный рост (+96 млрд рублей с начала года).
Эта динамика привела к закреплению Фонда в качестве лидера рынка с долей 16,4% по совокупному объему пенсионных активов. Важно отметить, что его лидерство усиливается благодаря активному освоению нового направления — Программы долгосрочных сбережений (ПДС).
Углубленный анализ статуса лидера по ПДС
Запуск ПДС в 2024 году стал ключевым событием для рынка, и НПФ Сбербанка продемонстрировал здесь экстраординарные результаты. Фонд стал абсолютным лидером по привлечению средств в рамках новой программы:
-
Количество договоров ПДС: К концу 2024 года в СберНПФ было заключено 1,9 млн договоров, что составляет колоссальные 68% от общего числа ПДС-счетов, открытых в стране.
-
Объем активов ПДС: Общий объем активов, привлеченных в рамках ПДС, достиг 141 млрд рублей.
Такой успех объясняется высокой узнаваемостью бренда «Сбер», доверием клиентов и, вероятно, эффективной кросс-продажей через обширную банковскую сеть. Этот вектор развития подтверждает, что в условиях стагнации рынка ОПС, именно добровольные программы (НПО и ПДС) становятся основным драйвером роста для крупнейших фондов. И что из этого следует? Следует, что для Фонда критически важно сейчас не только привлекать, но и сохранять этот поток, обеспечивая высокую прозрачность и безупречный сервис, дабы не подорвать доверие к новому инструменту.
Сравнительный анализ доходности и структуры инвестиционного портфеля в условиях высокой ключевой ставки
2024 год стал испытанием для инвестиционных стратегий НПФ из-за агрессивного повышения ключевой ставки Банком России. Это привело к росту доходности по инструментам денежного рынка, но также к увеличению волатильности на рынках акций и облигаций.
Сопоставление доходности ПДС и ОПС
Результаты доходности НПФ Сбербанка за 2024 год по двум ключевым программам демонстрируют разительный контраст:
Программа | Доходность за 2024 год (годовых) | Примечание |
---|---|---|
Программа долгосрочных сбережений (ПДС) | 17,8% | Высокая доходность, отражающая инвестиции в период роста ставок. |
Обязательное пенсионное страхование (ОПС) | 6,35% | Доходность ниже инфляции и ключевой ставки. |
Причины различия:
Разница более чем в 11 процентных пунктов объясняется не столько разными управляющими, сколько фундаментальными различиями в структуре и сроках инвестирования активов:
-
Инвестиционный горизонт и момент входа: Средства ПДС являются «новыми деньгами», которые начали активно поступать в 2024 году. Фонд имел возможность инвестировать их в облигации и депозиты по высоким ставкам, которые предлагались на фоне высокой ключевой ставки ЦБ РФ (от 16% и выше).
-
Наследие ОПС: Портфель ОПС, напротив, формировался годами и включает значительный объем активов, приобретенных ранее в периоды низких ставок. Продажа этих активов сейчас для покупки новых (в условиях высоких ставок) привела бы к фиксации убытков. Таким образом, доходность ОПС отражает не только текущие, но и прошлые, менее выгодные инвестиционные решения. Однако какой важный нюанс здесь упускается? Упускается то, что низкая доходность ОПС в долгосрочной перспективе может стимулировать отток клиентов, и руководству Фонда придется искать способы замещения или хеджирования этих «старых» низкодоходных активов.
Показатель доходности ПДС (17,8%) является важным маркетинговым инструментом, привлекающим новых клиентов, в то время как низкая доходность ОПС (6,35%) остается предметом острой критики и потенциальным фактором для перевода средств клиентами в другие фонды или государственную управляющую компанию (ГУК).
Критический анализ структурного сдвига в портфелях (РЕПО/Депозиты)
Анализ инвестиционной политики НПФ Сбербанка (и отрасли в целом) в 2024 году выявил ключевой структурный сдвиг, который является прямым следствием ужесточения денежно-кредитной политики ЦБ РФ.
Стратегия «Переждать Волатильность»:
В условиях неопределенности процентной политики и высокой волатильности на долговом рынке, Фонд, согласно регуляторным требованиям Указания 5343-У и здравому смыслу, значительно увеличил долю вложений в наиболее ликвидные и наименее рискованные инструменты денежного рынка:
-
Требования по сделкам РЕПО: Эти сделки позволяют Фонду размещать средства под залог высококачественных ценных бумаг на короткий срок, получая доходность, близкую к ключевой ставке ЦБ РФ.
-
Депозиты: Размещение средств на банковских депозитах, особенно в материнском банке (Сбербанк), также гарантирует высокую, но краткосрочную доходность.
Увеличение доли РЕПО и депозитов отражает тактическую стратегию: минимизировать риск падения стоимости облигаций (особенно долгосрочных) при росте ставок и обеспечить высокую текущую доходность за счет ликвидных инструментов. Свидетельствует ли этот сдвиг о временном отказе от долгосрочных, более рискованных, но потенциально более доходных инвестиций (например, корпоративных акций), доля которых в ПН СберНПФ составляла около 12% в 2023 году, или это просто разумное управление рисками в период турбулентности?
Оценка рисков и актуальных вызовов в деятельности НПФ Сбербанка в 2025 году
Позиция лидера рынка не освобождает АО «НПФ Сбербанка» от системных и операционных рисков. В 2025 году они будут сконцентрированы вокруг регуляторных требований, обеспечения гарантий и этических аспектов продвижения новой программы ПДС.
Система гарантирования АСВ и оценка надежности Фонда
Надежность НПФ Сбербанка подтверждается высшим рейтингом финансовой надежности от «Эксперт РА» — ruAAA со стабильным прогнозом. Это означает максимальный уровень надежности и минимальный риск неисполнения обязательств.
Однако, основой доверия граждан является система гарантирования, функции которой возложены на Агентство по страхованию вкладов (АСВ). Здесь крайне важно понимать юридические нюансы, отличающие гарантии по ОПС от НПО/ПДС.
Детализированное сравнение гарантий АСВ
Программа | Гарантируемая сумма и объем | Юридический нюанс |
---|---|---|
Обязательное Пенсионное Страхование (ОПС) | Гарантия номинала всех пенсионных взносов. | Не гарантируется инвестиционный доход, полученный НПФ. |
Негосударственное Пенсионное Обеспечение (НПО) и ПДС | Гарантированный остаток до 2,8 млн рублей. | Гарантия распространяется на внесенные взносы плюс весь инвестиционный доход, начисленный на эти взносы. |
Критически важно, что система ПДС предоставляет участникам значительно более широкие гарантии сохранности, включая инвестиционный доход, до установленного лимита. Это повышает привлекательность ПДС по сравнению с ОПС, где в случае банкротства фонда или отзыва лицензии гарантируется только «тело» взносов.
Вызовы 2025 года: Достижение целевых показателей ПДС и предотвращение мисселинга
Ключевым вызовом для СберНПФ в 2025 году является поддержание динамики привлечения средств в ПДС. Государство установило амбициозные цели: первоначально привлечь в ПДС не менее 250 млрд рублей в 2024 году, а в долгосрочной перспективе — более 2 трлн рублей к 2026 году.
Для НПФ Сбербанка, как лидера, задача Президента по привлечению 0,5 трлн рублей в ПДС в ближайшее время становится стратегическим ориентиром.
Риск Мисселинга и доверие
Агрессивное продвижение нового продукта, особенно с высоким потенциалом софинансирования от государства, всегда сопряжено с риском мисселинга (недобросовестной продажи).
Это происходит, когда финансовые агенты, стремясь выполнить планы, не до конца информируют клиентов о юридических особенностях продукта, его долгосрочном характере или условиях расторжения.
По мнению «Эксперт РА», предотвращение мисселинга является ключевым этическим и регуляторным вызовом 2025 года. Учитывая массовость привлечения в СберНПФ, Фонд должен уделить первостепенное внимание:
-
Качеству обучения фронт-офиса.
-
Четкому и прозрачному донесению информации о гарантиях АСВ (в частности, о лимите в 2,8 млн рублей и условиях вывода средств).
Роль цифровизации: Внедрение ИИ для повышения эффективности и клиентского сервиса
В условиях массового притока клиентов по программе ПДС, а также увеличения объема пенсионных выплат (рост на 40% к 2023 году), эффективность операционной деятельности становится критической.
Внедрение искусственного интеллекта (ИИ) в НПФ становится отраслевым трендом. ИИ применяется для:
-
Автоматизации регистрации клиентских обращений: Сокращение времени обработки стандартных запросов и снижения операционных издержек.
-
Оптимизации актуарных расчетов: Повышение точности оценки актуарных обязательств.
-
Персонализации сервиса: Предложение индивидуальных пенсионных планов на основе данных о клиенте.
Для НПФ Сбербанка развитие данных технологий является не просто вопросом модернизации, а стратегическим императивом для сохранения конкурентного преимущества и поддержания высокого качества обслуживания миллионов клиентов при минимальном росте административных расходов.
Научно обоснованные предложения по совершенствованию деятельности АО «НПФ Сбербанка»
Основываясь на проведенном анализе рыночной позиции, инвестиционной стратегии и актуальных вызовах, сформулируем конкретные, экономически обоснованные меры, направленные на повышение эффективности и устойчивости АО «НПФ Сбербанка».
Рекомендации по оптимизации инвестиционной политики в условиях монетарной политики ЦБ РФ
Инвестиционная стратегия Фонда в 2024 году, ориентированная на депозиты и РЕПО, была тактически верной, обеспечивая высокую доходность по ПДС и защиту от волатильности. Однако эта стратегия не может быть долгосрочной, так как не позволяет генерировать максимальный доход для клиентов.
Предложения:
-
Динамическое управление ликвидностью: Разработать и внедрить систему автоматического пересмотра доли ликвидных активов (Депозиты/РЕПО) с привязкой к прогнозу ключевой ставки ЦБ РФ.
-
Механизм: При получении сигналов от ЦБ РФ о предстоящем снижении ключевой ставки, Фонд должен заблаговременно снижать долю депозитов и РЕПО, переориентируя средства на покупку долгосрочных корпоративных облигаций с фиксированным высоким купоном (доходность которых будет выше, чем ставки по новым депозитам).
-
-
Оптимизация портфеля ПН: Учитывая низкую доходность по ОПС (6,35%), необходимо провести тщательный анализ структуры портфеля ПН, идентифицируя и постепенно замещая низкодоходные инструменты (если это не приведет к фиксации значительных убытков) на более доходные, соответствующие требованиям Указания ЦБ РФ № 5343-У.
-
Использование Метода Цепных Подстановок для анализа доходности: Для внутренней отчетности Фонд должен регулярно применять метод цепных подстановок для детального факторного анализа доходности.
-
Формула в общем виде: ΔД = f(x1, x2, …, xn)
-
Пример применения: Анализ изменения общей доходности (ΔД) за период 2024 года по сравнению с 2023 годом должен быть разложен на влияние изменения структуры портфеля (доля акций, облигаций, депозитов) и влияния изменения средней доходности каждого инструмента. Это позволит точно определить, какой фактор (структурный сдвиг или изменение рыночной конъюнктуры) оказал наибольшее влияние на отставание доходности ОПС.
-
Повышение прозрачности и укрепление доверия через ПДС
Успех ПДС зависит от долгосрочного доверия населения, что напрямую связано с прозрачностью и предотвращением мисселинга.
Предложения:
-
Внедрение «Листа ключевых условий ПДС»: Создание краткого, юридически четкого документа (по аналогии с «Ключевым информационным документом» в ЕС), который в простой форме раскрывает:
-
Размер гарантии АСВ (2,8 млн рублей) и ее включение инвестиционного дохода.
-
Условия и сроки для получения государственного софинансирования.
-
Юридические последствия досрочного расторжения договора.
-
Мера предотвращения мисселинга: Подписание этого листа должно быть обязательным для клиента до заключения основного договора ПДС.
-
-
Цифровизация образовательных программ: Использование ИИ и машинного обучения для создания персонализированных образовательных модулей (вебинаров, чат-ботов), объясняющих сложные юридические аспекты пенсионных продуктов. Это повысит финансовую грамотность и снизит риски будущих претензий из-за недопонимания условий.
Заключение
АО «НПФ Сбербанка» не просто сохраняет, но и укрепляет свое лидерство на российском рынке НПО, эффективно используя новые возможности, предоставленные Программой долгосрочных сбережений (ПДС).
Благодаря агрессивному привлечению клиентов, Фонд стал ключевым драйвером новой федеральной программы, набрав 68% от общего числа договоров ПДС. Однако для удержания лидерства необходимо внедрять более гибкие подходы к управлению активами.
Ключевые выводы работы:
-
Правовая трансформация: Запуск ПДС (ФЗ № 299-ФЗ) и жесткое регулирование ЦБ РФ (Указание № 5343-У) требуют от Фонда постоянной адаптации. Критически важно, что гарантии АСВ по ПДС (до 2,8 млн руб., включая доход) значительно шире, чем по ОПС (только номинал взносов).
-
Инвестиционная стратегия: В условиях высокой ключевой ставки (2024 г.) Фонд продемонстрировал тактически верный структурный сдвиг в инвестиционном портфеле, увеличив долю ликвидных инструментов (РЕПО, депозиты).
Это привело к высокой доходности по ПДС (17,8%), но обнажило проблему низкой доходности по историческим активам ОПС (6,35%).
-
Стратегические риски: Главными вызовами 2025 года являются выполнение амбициозных государственных планов по привлечению средств в ПДС (0,5 трлн руб.) и, одновременно, предотвращение этических рисков, связанных с мисселингом при массовом привлечении.
-
Пути совершенствования: Фонду необходима дальнейшая цифровизация операций (внедрение ИИ) для обработки растущего потока клиентов и внедрение более гибкого, динамического управления инвестиционным портфелем, привязанного к прогнозам монетарной политики ЦБ РФ.
Настоящая Выпускная квалификационная работа, основанная на актуальных данных 2024–2025 гг. и глубоком анализе регуляторной базы, подтверждает высокую практическую и научную значимость темы, предлагая конкретные решения для повышения финансовой устойчивости и доверия к крупнейшему игроку пенсионного рынка.
Список использованной литературы
- Гражданский кодекс Российской Федерации.
- Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ (ред. от 31.07.2025) «О негосударственных пенсионных фондах».
- Федеральный закон от 08.12.1995 N 7-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «О некоммерческих организациях».
- Требования к составу и структуре пенсионных резервов: Указание Банка России от 05.12.2019 N 5343-У.
- В 2024 году россияне получили в СберНПФ пенсии на 14,4 млрд рублей // НПФ Сбербанка. URL: https://npfsberbanka.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Как Агентство по страхованию вкладов гарантирует сохранность средств клиентов НПФ // НПФ ВТБ. URL: https://vtbnpf.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Компании: АО «НПФ СБЕРБАНКА» // RAEX. URL: https://raexpert.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Негосударственные пенсионные фонды // Банк России. URL: https://cbr.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Новации «БУДУЩЕГО»: заявления клиентов в НПФ регистрирует искусственный интеллект // Ведомости. URL: https://www.vedomosti.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
- НПФ заработали россиянам до 39% по программе долгосрочных сбережений // НАПФ. URL: https://napf.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
- ОБЗОР КЛЮЧЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ // Банк России. URL: https://cbr.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Оценка финансового положения негосударственных пенсионных фондов // КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Рейтинг НПФ 2024 года: по доходности, объёмам накоплений, надёжности и устойчивости // VBR.ru. URL: https://www.vbr.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Рейтинг доходности НПФ 2024. Обесценивание вкладов будущих пенсионеров // RostSber.ru. URL: https://rostsber.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Список НПФ 2025 года: рынок действующих негосударственных пенсионных фондов Москвы // VBR.ru. URL: https://www.vbr.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Ставка на ПДС: итоги опроса негосударственных пенсионных фондов // RAEX. URL: https://raexpert.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).