2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что одной из основных целей пенсионной реформы, проводимой в течение последних нескольких лет в Российской Федерации, является повышение уровня жизни будущих пенсионеров. Основой накопительного механизма может стать Негосударственный Пенсионный Фонд Сберегательного банка (НПФ Сбербанка).
Проблемность состоит в том, что развитие всей системы негосударственного пенсионного обеспечения и пенсионного страхования сдерживается рядом негативных факторов:
рынок пенсионных резервов отличается высокой концентрацией и неравномерностью распределения по регионам.
деятельность НПФ по негосударственному пенсионному обеспечению охватывает сотрудников крупных компаний, а прочие наемные работники не имеют доступа к дополнительному пенсионному обеспечению.
неясность с налогообложением средств пенсионных накоплений ведет к недоверию населения к деятельности НПФ.
Объект исследования — деятельность НПФ Сбербанка по негосударственному пенсионному обеспечению.
Предмет исследования — совокупность экономических и организационных отношений, возникающих в процессе формирования рынка пенсионных накоплений в системе пенсионного обеспечения.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в анализе деятельности НПФ Сбербанка по негосударственному пенсионному обеспечению и разработке основных направлений её совершенствования.
Для достижения поставленной цели в работе определены следующие задачи:
Рассмотреть пенсионную реформу в РФ.
Определить основные направления деятельности НПФ в системе пенсионного обеспечения и пенсионного страхования.
Проанализировать деятельность НПФ в сфере пенсионного обеспечения населения.
Рассмотреть порядок формирования дел с юридическими лицами.
Выявить проблемы в экономической деятельности НПФ Сбербанка.
Провести экономический анализ и оценку финансовых показателей НПФ Сбербанка.
Сформулировать основные направления по совершенствованию деятельности НПФ по негосударственному пенсионному обеспечению.
Размещением накопительной части трудовых пенсий должны «приоритетно» заниматься НПФ, так как они смогут обеспечить более высокую доходность, нежели Пенсионный фонд.
Теоретической и методической базой исследования явились фундаментальные труды отечественных ученых в области экономики, страхования, современных экономических и организационных проблем развития системы негосударственного пенсионного страхования, в трудах таких людей, как М. М. Аранжереев, Г. А. Ахинов, А. М. Бабич, В. В. Басов, В. В. Батаев, М. Э. Дмитриев, Е. В. Егоров, Е. Н. Жильцов и другие.
Перспективы развития пенсионного страхования в России
... досрочных пенсий и накопительной составляющей пенсионной системы, развития корпоративного пенсионного обеспечения, формирования пенсионных прав, системы управления обязательным пенсионным страхованием, а также развития международного сотрудничества в пенсионной сфере. Министерство труда и социального ...
При подготовке работы проанализированы законодательные и нормативные документы, определяющие основы пенсионного обеспечения в РФ, деятельность НПФ по негосударственному пенсионному обеспечению и государственное регулирование этой деятельности были проанализированы статистические материалы: годовые отчеты, ежегодно формируемые НПФ Сбербанка, данные периодической печати.
1. Место и значение пенсионного обеспечения в экономике РФ
1.1 История развития пенсионного обеспечения в РФ
Сложность вопроса о пенсионном обеспечении трудящихся обусловлена многими факторами — нельзя забывать, что в СССР пенсионные взносы не платили ни работодатели, ни работники. Пенсия выплачивалась из государственного бюджета, а ее средний размер превышал 1,5 прожиточных минимума и потому о пенсии никто заранее не думал. Работник не мог влиять на размер пенсии.
Время изменилось, изменилась страна, изменилось пенсионное законодательство, и теперь государство только стремится к таким пенсиям, размер которых будет превышать прожиточный минимум пенсионера.
Россия, войдя с 2000 года в Совет Европы, в соответствии с взятыми на себя обязательствами, постепенно приближается к европейским и международным нормам общепринятого пенсионного законодательства. Эти нормы предусматривают зависимость размера пенсии от пенсионных взносов с первого дня трудовой деятельности работника.
Какие еще причины заставили менять пенсионную систему?
Разрабатывавшаяся с 1995 года реформа пенсионной системы нашла свое законодательное отражение в 2001 году. [3, C. 13] Рассмотрим реформу пенсионной системы РФ в таблице 1.1.
Таблица 1.1Реформа пенсионной системы
№ |
До реформы |
Предусмотрено реформой |
|
1 |
Право на пенсию:
Женщины — в 55 лет, при общем трудовом стаже 20 лет |
Право на пенсию:
Женщины — в 55 лет, при общем страховом стаже 5 лет |
|
2 |
Размер пенсии мало зависит от размера заработка, определяющим является продолжительность трудового стажа Участие работника в формировании размера своей пенсии не предусмотрено |
Размер пенсии: зависит от поступивших пенсионных взносов после 01.01.2002 г. Размер накопительной части пенсии зависит от выбора работника |
|
3 |
Финансирование выплаты пенсий осуществлялось за счет пенсионных взносов, собираемых Пенсионным фондом России |
Финансирование выплаты пенсий производится за счет единого социального налога (ЕСН) |
|
4 |
Механизм выплаты: *распределительный, за счет солидарности поколений |
Механизм выплаты:
*накопительной части — за счет пенсионных накоплений работника |
|
Для выполнения первой части поставленной цели с 2002 года введен единый социальный налог (ЕСН), уплачиваемый работодателем.
Поскольку пенсия является отложенным заработком, ее размер должен быть поставлен в зависимость от уплаченных взносов из заработной платы работника (как это принято во всем мире, во всех пенсионных системах) за весь период работы. В России сегодня эти взносы платит работодатель, сам работник ничего не платит.
Вторая часть цели предусматривает заинтересовать всех работников (а не только работников предпенсионного возраста), заставить работника требовать от работодателя официальной (налогооблагаемой) оплаты труда («белой» зарплаты).
[2, C. 5] Работники могут и должны заботиться о своей будущей пенсии, начиная с первого дня работы.
Еще одна цель, о которой с самого начала реформы говорили как о «демографической», обусловлена соотношением количества работников, за которых уплачиваются взносы в пенсионную систему, к количеству пенсионеров. Во всех странах мира население стареет (демографические причины), но ни в одной нет такого количества мелких предпринимателей и их работников, за которых не платятся пенсионные взносы или платятся в мизерном размере (в виде вмененного налога).
Переход к рыночным отношениям болезненно сказался на функционировании государственной пенсионной системы — изменился собственник предприятий — большая часть из них перестала быть государственными. Многие граждане стали индивидуальными предпринимателями, немалая часть работодателей перестала адекватно представлять сведения о стаже и заработке своих работников. Поэтому соотношение между работниками, за которых вносятся пенсионные взносы и получающими пенсию постоянно ухудшается (что многими воспринимается как «демографический кризис»).
Участники реформы пенсионной системы. Кто имеет право распоряжаться пенсионными накоплениями?
Работодатели за своих работников (мужчин 1953-1966 г.р. и женщин 1957-1966 г.р.) в 2002-2004 гг. производили отчисления ЕСН, включающие пенсионные взносы на формирование накопительной части пенсии в размере 2% от начисленной заработной платы работника. С 2005 года эта категория работников исключена из финансирования накопительной части трудовой пенсии, но может перевести пенсионные накопления из Пенсионного фонда Российской Федерации в частную управляющую компанию или в негосударственный пенсионный фонд. [1, C. 216-220] Лица моложе 41 года имеют все возможности для того, чтобы сделать свою пенсию максимально большой. Остальные участники реформы также имеют возможность увеличить свою пенсию, не стоит пренебрегать этим правом
В настоящее время накопительная часть трудовой пенсии формируется для работников 1967 г.р. и моложе. [13] Обязательные отчисления в составе ЕСН с 2008 года составляют 6% от начисленной заработной платы работника (застрахованного лица).
Особенность накопительной части трудовой пенсии состоит в том, что взносы работодателя (6% из ФОТ), направляемые на ее формирование, идут на выплату тому застрахованному лицу, за которого они перечислены. Чтобы эти средства — пенсионные накопления не обесценились к моменту выхода человека на пенсию, их необходимо инвестировать для того, чтобы преумножить. [8, C. 78-103]
В связи с этим, застрахованному лицу дано право выбрать организацию, которая будет отвечать за инвестирование средств пенсионных накоплений, а также назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии. [4, C. 4]
В качестве такой организации по обязательному пенсионному страхованию выступает либо Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), либо выбранный застрахованным лицом негосударственный пенсионный фонд (НПФ).
[4, C. 2-4] При этом негосударственный пенсионный фонд может распоряжаться пенсионными накоплениями только в отношении накопительной части трудовой пенсии.
Действующая в настоящее время пенсионная система в Российской Федерации предлагает застрахованному лицу на выбор три варианта распоряжения пенсионными накоплениями для формирования накопительной части трудовой пенсии:
Первый вариант («молчуны») — не предпринимать вообще ничего, все средства останутся в ПФР, который и будет являться для застрахованного лица страховщиком по накопительной части трудовой пенсии. Инвестированием пенсионных накоплений займется государственная управляющая компания (ГУК) — Внешэкономбанк. Однако, доходность в данном случае будет невысокой (за три последних года — 6%), так как средства Внешэкономбанк обязан вкладывать только в государственные ценные бумаги (а их доходность ниже текущего уровня инфляции).
Второй вариант — информировать клиента об этом варианте только при его ответе на конкретный вопрос об управляющих компаниях — оставить в качестве страховщика ПФР, но для инвестирования средств выбрать частную управляющую компанию (УК).
Доход, скорее всего, будет выше, чем в первом варианте. Однако, существенный недостаток УК заключается в том, что они не работают с каждым конкретным человеком индивидуально — средства в УК поступают массово, обезличенно. Получить какие-либо справочные данные о собственных пенсионных накоплениях от управляющей компании невозможно, поскольку согласно законодательству она отвечает только перед ПФР об общих результатах управления. Застрахованное лицо в данном случае сможет лишь ежегодно узнавать информацию о начисленном инвестиционном доходе из письма ПФР.Если УК получит низкую доходность или даже убыток, то исправить положение — перейти в НПФ можно будет только на следующий год после получения информации (письма) о результатах инвестирования.
Рассматривая все три варианта, необходимо подчеркнуть, что размер трудовой пенсии (накопительной части трудовой пенсии) рассчитывает и определяет либо Пенсионный фонд России, либо негосударственный пенсионный фонд (НПФ Сберегательного банка).
У каждого из этих субъектов разные подходы к данному вопросу — НПФ использует таблицы дожития, то есть рассчитывает размер пенсии конкретно для каждого человека, исходя из его половозрастных показателей и закладывая «гарантированную» доходность средств (пенсионных накоплений работника), а ПФР этого не делает, определяя размер пенсии для некоего «усредненного» работника «среднего» пола (тем самым существенно занижая эту сумму для мужчин).
[12, C. 10-95]
Негосударственные пенсионные фонды обладают следующими преимуществами:
- Информационная и консультационная открытость застрахованному лицу: фонд направляет уведомления об открытии счетов, выписки о состоянии пенсионных счетов, регулярно информирует о результатах работы;
- Индивидуальный подход к каждому клиенту;
- Несколько управляющих компаний (распределение рисков);
- Доходность при инвестировании средств пенсионных накоплений выше, чем в одной государственной УК;
- Надежность, система контроля, прозрачность деятельности выше, чем в ПФР;
- Период инвестирования в ПФР заканчивается с назначением трудовой пенсии, а в НПФ он продолжается на всем этапе пенсионных выплат;
- Законодательство и конкуренция заставляют фонд действовать в установленных рамках с максимальной эффективностью;
- Гарантии возвратности средств в ПФР, если фонд не сможет далее функционировать.
1.2 Порядок формирования трудовой пенсии
Трудовая пенсия формируется из 3 частей: базовой, страховой и накопительной. [3, C. 2]
Источник финансирования — единый социальный налог, в 2008 году он составляет 20% от начисленной заработной платы работника и распределяется как 6% — для выплаты базовой части пенсии нынешним пенсионерам, 8% — для учета взносов при определении страховой части пенсии нынешних работников (также идет на выплату пенсий нынешним пенсионерам), 6% (для родившихся в 1967 году и позднее) — для формирования накопительной части трудовой пенсии.
Единый социальный налог (в том числе взносы в пенсионную систему) не уменьшают размер заработной платы работника, он уплачивается работодателем в соответствии с начисленной заработной платой работнику из фонда оплаты труда.
Размер трудовой пенсии = БЧ + СЧ + НЧ
*Размер базовой части трудовой пенсии (БЧ) устанавливается в
законодательном порядке. Размер базовой части трудовой пенсии индексируется с учетом темпов роста инфляции в пределах предусмотренных средств (коэффициент индексации и ее периодичность определяются Правительством Российской Федерации).
[1, C. 5]
*Размер страховой части трудовой пенсии (СЧ) определяется по формуле:
СЧ = РПК + ПВ/Т,
где
РПК — сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица (денежная оценка пенсионных прав, накопленных до 2002 года); РПК рассчитывался при назначении пенсии (и составляет, как правило, от 660 до 1054 рублей);
— ПВ — пенсионные взносы на формирование страховой части (в составе ЕСН отраженными на индивидуальном лицевом счете на день назначения трудовой пенсии. Взносы, поступающие на финансирование страховой части трудовой пенсии, отражаются на лицевых счетах граждан (реальные средства идут на выплату пенсий нынешним пенсионерам), т.е. государство просто фиксирует свои обязательства перед гражданином.
Т — количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии (расчетное значение — 19 лет = 228 месяцев).
Из вышеизложенного очевидно, что страховая часть трудовой пенсии зависит исключительно от уплаченных страховых взносов.
*Размер накопительной части (НЧ) трудовой пенсии определяется по формуле:
НЧ = ПН/Т,
где
ПН — сумма пенсионных накоплений застрахованного лица;
- Т — количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии (устанавливается федеральным законом, который до сих пор не принят).
Трудовая пенсия формируется исходя из пенсионных взносов в составе единого социального налога, уплачиваемого работодателем.
Размер накопительной части трудовой пенсии подлежит ежегодной индексации с учетом доходов от инвестирования средств пенсионных накоплений и изменения периода выплаты трудовой пенсии.
Работник имеет право определять порядок инвестирования пенсионных накоплений» т.е. определять размер трудовой пенсии (ее накопительной части) посредством своих решений.
Конечный размер ежемесячной трудовой пенсии для конкретного человека определяется путем суммирования всех трех частей: базовой, страховой, накопительной. Рассмотрим это подробнее на рисунке 1.3.
1.3 Нормативная база пенсионного обеспечения Негосударственного Пенсионного Фонда
В своей деятельности Фонд руководствуется Гражданским кодексом
Российской Федерации, Федеральным законом «О негосударственных пенсионных Фондах» и иными нормативными документами, регламентирующими деятельность негосударственных пенсионных фондов.
Фонд функционирует независимо от системы государственного пенсионного обеспечения.
Так же Фонд информативно опирается на Устав, утвержденный Постановлением Совета Директоров Сберегательного банка Российской Федерации №86 от 17 марта 1995 года.
Разработаны соответствующие Правила пенсионного обеспечения Негосударственного Пенсионного Фонда Сберегательного банка, утверждены решением Совета НПФ Сбербанка, протокол № 13 от 27 апреля 1999 года, протокол № 16 от 20 марта 2000 года.
Основные извлечения из Устава
Негосударственный пенсионный фонд — особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:
- деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников Фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;
- деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом и договорами об обязательном пенсионном страховании;
- деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем.
Учредительным документом Фонда является Устав Фонда. Изменения в Устав Фонда вносятся по решению Совета Фонда и вступают в силу со дня их государственной регистрации.
Фонд имеет самостоятельный баланс, печать, штампы и бланки с фирменным знаком и своим наименованием.
Фонд отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Учредитель не имеет право на переданное Фонду имущество, которое является собственностью Фонда.
Фонд несет ответственность за сохранность документов (управленческих и финансово-хозяйственных, по личному составу и других), обеспечивает передачу документов на государственное хранение в архив г. Москвы.
В соответствии с целями своей деятельности Фонд выполняет следующие основные функции:
- разрабатывает Правила Фонда;
- заключает пенсионные договоры, договоры об обязательном пенсионном страховании и договоры о создании профессиональных пенсионных систем;
- аккумулирует пенсионные взносы и средства пенсионных накоплений;
- ведет пенсионные счета негосударственного пенсионного обеспечения;
- информирует вкладчиков, участников и застрахованных лиц о состоянии указанных счетов;
- заключает договоры с иными организациями об оказании услуг по организационному, информационному и техническому обеспечению деятельности Фонда;
- формирует имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности, и размещает составляющие его денежные средства;
- формирует пенсионные резервы, организует размещение средств пенсионных резервов и размешает пенсионные резервы;
- ведет в установленном порядке бухгалтерский и налоговый учет;
- производит назначение и осуществляет выплаты негосударственных пенсий участникам;
- производит назначение и осуществляет выплаты накопительной части трудовой пенсии застрахованным лицам или выплаты их правопреемникам;
- Совокупный вклад учредителя составляет 240 000 000 (двести сорок миллионов) рублей.
Для обеспечения своей платежеспособности по обязательствам перед участниками Фонд формирует пенсионные резервы.
Обязанности НПФ Сбербанка:
- осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- знакомить вкладчиков, участников и застрахованных лиц с Правилами Фонда и со всеми вносимыми в них изменениями и дополнениями;
- осуществлять учет своих обязательств перед вкладчиками, участниками и застрахованными лицами в форме ведения пенсионных счетов негосударственного пенсионного обеспечения и пенсионных счетов накопительной части трудовой пенсии;
- предоставлять вкладчикам, участникам и застрахованным лицам информацию о состоянии их пенсионных счетов один раз в год в соответствии с Правилами Фонда;
- выплачивать негосударственные пенсии или выкупные суммы в соответствии с условиями пенсионного договора;
- переводить по поручению вкладчика или участника выкупные суммы в другой фонд в соответствии с условиями пенсионного договора;
- не принимать в одностороннем порядке решения, нарушающие права вкладчиков, участников и застрахованных лиц.
Фонд в целях охраны интересов вкладчиков, участников и застрахованных лиц не вправе принимать на себя поручительство за исполнение обязательств третьими лицами, отдавать в залог средства пенсионных резервов и средства пенсионных накоплений, выступать в качестве учредителя в организациях, организационно—правовая форма которых предполагает полную имущественную ответственность учредителей (учредителя), выпускать ценные бумаги. Сделки, совершенные с нарушением требований настоящего пункта, являются ничтожными.
Фонд не вправе передавать третьим лицам, за исключением правопреемников участников и застрахованных лиц, а также организаций, которые в соответствии с договором осуществляют ведение пенсионных счетов, если указание на такие организации содержится в Правилах Фонда, конфиденциальные сведения. К указанным сведениям относится информация, полученная в процессе сбора, хранения, передачи и использования сведений, содержащихся в пенсионных счетах негосударственного пенсионного обеспечения, пенсионных счетах накопительной части трудовой пенсии, а также при выплате негосударственной пенсии и накопительной части трудовой пенсии, выплатах (переводе) выкупных сумм и выплатах правопреемникам.
Отчетным годом Фонда является календарный год — с 1 января по 31 декабря включительно.
Фонд обязан публиковать годовой отчет о своей деятельности в периодической печати не реже одного раза в год.
Основные извлечения из Правил пенсионного обеспечения НПФ Сбербанка
Настоящие Правила пенсионного обеспечения негосударственного Пенсионного Фонда Сбербанка (далее — Правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах» №75-ФЗ, Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Требований к пенсионным схемам негосударственных пенсионных фондов, применяемым для негосударственного пенсионного обеспечения населения» (№1385 от 13 декабря 1999 года) и Уставом Негосударственного Пенсионного Фонда Сбербанка. Правила определяют порядок и условия негосударственного пенсионного обеспечения, осуществляемого Фондом.
Основанием для получения негосударственной пенсии Участником Фонда является:
Право на получение государственной пенсии, в т.ч.:
- Достижение пенсионного возраста в соответствии с законодательством, действующим на дату заключения договора;
- Получение инвалидности;
- Другие основания, дающие право на государственную пенсию.
Пенсионные взносы уплачиваются Вкладчиками в рублях через:
филиалы Сберегательного Банка Российской Федерации,
другие коммерческие банки,
перечислением через бухгалтерию по месту работы,
перечислением со счета (расчетного, текущего, лицевого) Вкладчика,
наличными деньгами в кассу Фонда. В платежном документе указывается наименование (ФИО) Вкладчика, номер договора и сумма взноса по каждому Участнику (ИПС) в рублях.
Первый (единовременный) пенсионный взнос по договору должен быть уплачен в течение 3-х рабочих дней, начиная с даты подписания договора. В случае неуплаты первого (единовременного) пенсионного взноса в срок договор считается несостоявшимся.
Негосударственная пенсия выплачивается ежемесячно.
Начало периода выплат устанавливается начиная с месяца, следующего за месяцем поступления в Фонд заявления о выплате, но не ранее начала срока выплат, указанного в договоре.
В течение 30 дней после поступления первого пенсионного взноса на счет Фонда. Фонд обязан открыть пенсионный счет:
- с физическим лицом — именной пенсионный счет Участника (ИПС);
с юридическим лицом (организацией) — солидарный пенсионный счет
С 2008 года начался новый виток пенсионной реформы. Если раньше работнику начислял пенсию ПФР независимо, то теперь необходимо самому заботиться о своей будущей пенсии. Можно уже сейчас дополнительно еще выделять из своих средств часть и уплачивать ее в НПФ Сбербанка для того, чтобы при наступлении пенсионного возраста получать две пенсии — государственную и негосударственную. Это повышает уровень жизни населения.
Сотрудничество с НПФ Сбербанка позволяет клиентам заключать договоры негосударственного пенсионного обеспечения, производить оплату пенсионных взносов и получать негосударственную пенсию с наибольшими для них удобствами. Клиенты могут заключать договоры ПНО и получать негосударственную пенсию в любом регионе России в филиалах Сбербанка России, расположенных в непосредственной близости от своего места жительства, без оплаты дополнительных комиссионных сборов. Для решения важнейшей социальной задачи имеется все необходимое, чтобы полнее учесть требования и возможности клиентов. [16]
Необходимость повышения уровня жизни наших граждан после окончания трудовой деятельности неоднократно подчеркивалась и президентом России, и правительством страны.
2. Анализ финансово-экономической деятельности НПФ Сбербанка
2.1 Краткая характеристика НПФ Сбербанка
Полное наименование Фонда на русском языке:
Негосударственный Пенсионный Фонд Сберегательного Банка.
Сокращенное наименование Фонда на русском языке:
НПФ Сбербанка.
Полное наименование Фонда на английском языке:
Nonstate Pension fund of Saving bank
Сокращенное наименование Фонда на английском языке:
NPF of Saving bank.
Место нахождения Фонда: 111024, г. Москва, шоссе Энтузиастов, д. 14.
Фонд имеет филиал в городе Красноярске.
Фонд имеет филиал в городе Туле «Тульский филиал Негосударственного Пенсионного Фонда Сберегательного банка».
Место нахождения филиала: 300000, г. Тула, пр. Ленина,16.
Тел./факс (4872) 36-28-43
Эл. адрес: http://www.npfsberbanka.ru; E-mail: [email protected]
НПФ Сбербанка (Фонд) является некоммерческой организацией и создан по решению Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (решение Совета Директоров № 86 от 17.03.1995 г.) в рамках действия Указа Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 г. № 1077 «О негосударственных пенсионных Фондах».
Более 14 лет НПФ Сбербанка предоставляет услугу по негосударственному пенсионному обеспечению. Являясь одним из крупнейших негосударственных пенсионных фондов, видна основная миссия в том, чтобы в любом регионе России люди в лице этого Фонда имели надежного партнера, которому можно было бы доверить свое будущее материальное благополучие.
В своей деятельности Фонд руководства Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом РФ «О некоммерческих организациях» от 8 декабря 1995 года, Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах» № 75-ФЗ от 07.05.98 г. и иными нормативными документами, регламентирующими деятельность негосударственных пенсионных фондов.
В соответствии с Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах» № 75-ФЗ исключительным видами деятельности НПФ Сбербанка являются негосударственное пенсионное обеспечение (НПО) Участников Фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения и обязательное пенсионное страхование.
Высшим органом управления Фондом является Совет Фонда, в состав которого входят (рассмотрено в таблице 2.1):
Таблица 2.1 Состав Совета Фонда
Председатель Совета фонда Королев Евгений Арефьевич |
||
Члены Совета Фонда: |
||
Афанасьева Лидия Николаевна Директор Управления вкладов и расчетов Сбербанка России ОАО |
Павлов Владимир Анатольевич Директор управления ценных бумаг Сбербанка России ОАО |
|
Кулешов Николай Иванович Директор Управления корпоративных клиентов Сбербанка России ОАО |
Родионов Валерий Михайлович Директор управлении япо работе с персоналом Сбербанка России ОАО |
|
Морозова Галина Владимировна Президент НПФ Сбербанка |
Рыжих Нина Сергеевна Заместитель директора Управления налогового планирования Сбербанка России ОАО |
|
Единственным Учредителем Фонда является Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации (открытое акционерное общество).
Деятельность Фонда контролируется Ревизионной комиссией, назначаемой Советом Фонда.
НПФ Сбербанка имеет Лицензию № 41 на осуществление деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению населения‚ выданную Инспекцией НПФ при Министерстве труда и социального развития Российской Федерации 7 февраля 1996 года. В связи с изменением адреса места нахождения НПФ Сбербанка Федеральной службой по финансовым рынкам указанная лицензия была переоформлена (переоформленная лицензия).
НПФ Сбербанка внесен в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным № 1027739317924 от 24 января 2005 года.
НПФ Сбербанка является пенсионным фондом открытого типа‚ то есть заключает пенсионные договоры с любыми физическими и юридическими лицами.
НПФ Сбербанка является членом Национальной Ассоциации Негосударственных Пенсионных Фондов и Профессиональной Лиги негосударственных пенсионных фондов.
НПФ Сбербанка осуществляет свою деятельность по обязательному пенсионному страхованию и негосударственному пенсионному обеспечению.
НПФ Сбербанка осуществляет свою деятельность по заключению пенсионных договоров и выплате негосударственной пенсии практически во всех регионах России с использованием собственных филиалов в г. Красноярске и г. Туле‚ а также через филиалы Сбербанка России.
С 2005 года разработаны новые пенсионные программы для юридических лиц, учитывающие изменения законодательства и отвечающие современным пенсионным технологиям.
В 2007 году Фонд продолжал динамично развиваться, что подтверждается ростом пенсионных активов Фонда в 1,6 раза. Среднегодовая доходность, начисляемая Фондом по пенсионным счетам негосударственного пенсионного обеспечения в течение последних 5 лет, превысила среднегодовой уровень инфляции за этот же период, что подтверждает правильность выбранной консервативной инвестиционной политики Фонда.
По итогам работы в 2007 году пенсионными активами Фонда управляли управляющие компании, имеющие рейтинг надежности «Группа ААА (максимальная надежность) или АА (очень высокая надежность- второй уровень)», присвоенные Национальным рейтинговым агенством:
ООО «УК Капиталъ», ЗАО «ОФГ-Инвест», ЗАО «ПИОГЛОБАЛ Эссет-менеджмент», ЗАО «Регион Эссет-менеджмент»
По итогам работы в 2007 году Национальным рейтинговым агенством Фонду присвоен рейтинг «Группа А+ (высокая надежность — первый уровень)».
НПФ Сбербанка является лауреатом национальной премии «Финансовый Олимп 2007» в номинации «Стратегия управления НПФ» в категории «Результат и успех».
Пенсионными резервами Фонда в 2008 году управляют четыре управляющие компании:
- ЗАО «Объединенная финансовая группа ИНВЕСТ».
- КИТ Фортис Инвестментс (ОАО).
- ЗАО «ПИОГЛОБАЛ Эссет Менеджмент».
- ЗАО «РЕГИОН Эссет Менеджмент».
Пенсионными накоплениями Фонда в 2008 году управляют четыре управляющие компании:
- ЗАО «ПИОГЛОБАЛ Эссет Менеджмент».
- ЗАО «РЕГИОН Эссет Менеджмент».
- ЗАО «Управляющая компания «ТРИНФИКО».
- КИТ Фортис Инвестментс (ОАО).
Аудитором Фонда‚ осуществляющим ежегодную проверку ведения бухгалтерского учета‚ пенсионных счетов‚ осуществления выплат негосударственных пенсий и выкупных сумм‚ выплат правопреемникам‚ а также проверку бухгалтерской отчетности управляющих компаний и специализированного депозитария по формированию и размещению средств пенсионных резервов‚ является закрытое акционерное общество «Аудиторская фирма «Скарабей» (Лицензия № Е 005160 на осуществление аудиторской деятельности — Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 20 октября 2003 года №321).
НПФ Сбербанка входит в ТОП-20 негосударственных пенсионных фондов России.
Деятельность Фонда по негосударственному пенсионному обеспечению (НПО) включает в себя:
- аккумулирование пенсионных взносов;
- учет пенсионных обязательств Фонда;
- назначение и выплату негосударственных пенсий Участникам Фонда.
Деятельность Фонда в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию (ОПС) включает:
- аккумулирование средств пенсионных накоплений;
- организацию инвестирования средств пенсионных накоплений;
- учет средств пенсионных накоплений застрахованных лиц;
- назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии застрахованным лицам.
Заключение договоров негосударственного пенсионного обеспечения осуществляется на основании «Правил пенсионного обеспечения НПФ Сбербанка», зарегистрированных в Инспекции НПФ при Министерстве труда и социального развития РФ 31 марта 2000 года.
Заключение договоров об ОПС осуществляется на основании «Страховых правил Негосударственного Пенсионного Фонда Сберегательного банка, осуществляющего деятельность по обязательному пенсионному страхованию», зарегистрированных ФСФР России 7 сентября 2006 года.
Деятельность НПФ Сбербанка осуществляется практически во всех регионах России. Заключение договоров НПО осуществляется в филиалах Сбербанка России на основании Генерального соглашения о сотрудничестве между Сбербанком России и НПФ Сбербанка и в структурных подразделениях Фонда.
Заключение договоров об ОПС осуществляется в структурных подразделениях Фонда.
Фонд имеет филиалы в г. Красноярске и г. Туле.
Специализированным депозитарием, осуществляющим хранение сертификатов ценных бумаг и учет прав на ценные бумаги, в которые размещены пенсионные резервы, а также ежедневный контроль за соблюдением Фондом и управляющими компаниями ограничений по размещению пенсионных резервов является ОАО «Специализированный депозитарий «ИНФИНИТУМ».
2.2 Основные экономические показатели деятельности НПФ
В 2005 году Фондом выплачено 40,99 млн. рублей по договорам негосударственного пенсионного обеспечения (29,5 млн. рублей выплачено в 2004 году).
Сумма выплат негосударственной пенсии составил 16,64 млн. рублей — как показано на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 Распределение количества договоров по пенсионным схемам
Пенсионные активы Фонда за 2007 год увеличились на 57% и по состоянию на 01.01.2008 составили 2,2 млрд. рублей. Динамика активов имеется на рисунке 2.2.
Рисунок 2.2 Динамика активов НПФ Сбербанка за 2001 — 2007 годы по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию
Объем пенсионных взносов, поступивших в 2007 году, составил 257,5 млн. рублей, в том числе (рассмотрено на рисунке 2.3):
178,5 млн. рублей (70%) — пенсионные взносы, поступившие от физических лиц;
79 млн. рублей (30%) — пенсионные взносы, поступившие от юридических лиц.
Рисунок 2.3 Динамика поступления пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения НПФ Сбербанка за 2001-2007 годы (тыс. руб.)
По состоянию на 31 декабря 2007 года фонд осуществлял выплаты 1829 Участникам — пенсионерам, из них 62 % — по корпоративным пенсионным договорам. Динамика НПО и ОПС показана на рисунке 2.4.
По состоянию на 01.01.2008 года число застрахованных лиц, заключивших договоры об ОПС, составило 18 832 человека, количество договоров НПО составило 79 638, в том числе с юридическими лицами 576. Общее количество участников — 172 012 человек, в том числе получающих ежемесячную негосударственную пенсию — 2744 человека. Это на 20% больше, по сравнению с 2007 годом.
Рисунок 2.4 Динамика количества договоров негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования НПФ Сбербанка
Минимальный размер пенсии — 100 рублей, максимальный размер пенсии — 17646 рублей.
Среднегодовая доходность, начисляемая фондом по пенсионы счетам негосударственного пенсионного обеспечения в течение последних 5 лет, составила 14,4% годовых, что на 3,3% превышает среднегодовой уровень инфляции за этот же период.
Состав и структура пенсионных резервов полностью соответствует нормативно установленным ограничениям и проиллюстрирована на рисунке 2.5.
По состоянию на 01.01.2008 размер имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности Фонда, соответствует нормативным требованиям законодательства. Рассмотрим в таблице 2.1.
Достоверность бухгалтерской отчетности НПФ Сбербанка по состоянию на 1 января 2008 года подтверждена аудиторским заключением ЗАО «Аудиторская фирма «Скарабей» (Лицензия № Е005160).
Таблица 2.1 Баланс на 1 января 2008 года (тыс. руб.)
Актив |
Пассив |
|||||
Статьи |
01.01.2007 |
01.01.2008 |
Статьи |
01.01.2007 |
01.01.2008 |
|
Внеоборотные активы |
1924 |
2712 |
Целевое финансирование и резервы |
39482 |
35648 |
|
Долгосрочные финансовые вложения |
1321358 |
2123752 |
Пенсионные резервы |
1399018 |
1712796 |
|
Краткосрочные финансовые вложения |
15431 |
52679 |
Пенсионные накопления |
0 |
488375 |
|
Денежные средства |
45500 |
52679 |
||||
Оборотные активы |
63743 |
29888 |
Прочие обязательства |
9456 |
13212 |
|
БАЛАНС |
1447956 |
2250031 |
БАЛАНС |
1447956 |
2250031 |
|
Результаты анализа финансово — хозяйственной деятельности НПФ Сбербанка свидетельствуют о финансовой устойчивости Фонда и выполнении им обязательств перед его участниками в соответствии с законодательством. Итог показан в таблице 2.2.
Таблица 2.2 Динамика основных показателей НПФ Сбербанка 2001 — 2007 гг. (тыс. руб.)
Год |
Сумма пенсионных резервов, млн. руб. |
Сумма пенсионных взносов, млн. руб. |
Выплачено пенсий, млн. руб. |
Количество действующих договоров, шт. |
Количество участников, чел. |
Доходность к распределению по пенсионным счетам, % годовых |
||
Всего |
В т.ч. с юр. лицами |
|||||||
2001 |
301,56 |
50,28 |
8,72 |
61412 |
425 |
141971 |
18,7 |
|
2002 |
410,9 |
68 |
9,3 |
67570 |
462 |
153059 |
20,05 |
|
2003 |
568,31 |
95,08 |
11,45 |
70976 |
510 |
159639 |
17,15 |
|
2004 |
788,75 |
140,76 |
16,33 |
74061 |
536 |
164746 |
14,1 |
|
2005 |
1031,94 |
149,38 |
16,64 |
7384 |
543 |
165316 |
15,07 |
|
2006 |
1399,02 |
232,93 |
23,62 |
75709 |
566 |
169283 |
15,38 |
|
2007 |
1712,8 |
257,53 |
31,09 |
79638 |
576 |
172012 |
10,16 |
|
Варианты накопления средств на негосударственную пенсию
Выделим следующие варианты:
- в зависимости от способа накопления:
- на Именных Пенсионных Счетах (ИПС), с момента получения работниками права стать участниками корпоративной пенсионной программы;
на Солидарном Пенсионном Счете (СПС), с последующей персонификацией накопленных средств на именных пенсионных счетах
- в зависимости от установленной пенсионной схемы:
уплата пенсионных взносов осуществляется с определенной периодичностью в размерах, соответствующих тарифам Фонда на накопление пенсии в установленных договором размерах в отношении каждого Участника пенсионной программы (схемы 5,6,7,9,15,17 и 19).
уплата пенсионных взносов осуществляется в размерах, определяемых вкладчиком с учетом минимальных значений, устанавливаемых фондом. Размер пенсии определяется исходя из накопленной суммы по окончании периода накопления (схема 2).
Условия пенсионных схем позволяют учесть пожелания и возможности клиентов НПФ Сбербанка, в зависимости от их:
- финансовых возможностей;
- возраста;
- желаемого размера негосударственной пенсии;
- желаемого периода получения негосударственной пенсии и других факторов.
Остановимся на пенсионных схемах подробнее:
Пенсионные схемы, установленные «Правилами пенсионного обеспечения Негосударственного Пенсионного Фонда Сберегательного банка», позволяют любому клиенту подобрать для себя наиболее приемлемые условия накопления и получения негосударственной пенсии в зависимости от своих желаний и возможностей.
Для накопления пенсии с оплатой пенсионных взносов по мере возникновения финансовых возможностей НПФ Сбербанка предлагает пенсионную схему с установленным размером взносов.
Негосударственная пенсия может накапливаться с оплатой пенсионных взносов по мере возникновения финансовых возможностей. Для этих целей НПФ Сбербанка предлагает пенсионную схему с установленными размерами взносов (схема 2).
При заключении договора по этой пенсионной схеме размер негосударственной пенсии будет установлен Фондом по окончании периода накопления исходя из накопленной суммы пенсионных взносов и инвестиционного дохода.
Пенсия будет выплачиваться ежемесячно в течение выбранного периода, но не менее 5 лет, до полного исчерпания средств на именном пенсионном счете.
Для накопления пенсии в заранее установленном договором размере НПФ Сбербанка предлагает пенсионные схемы с установленным размером выплат (схемы 5,6,7,9,15,17 и 19).
При этом вне зависимости от возраста, пола участника и пенсионной схемы, договором также будет установлен размер и периодичность уплаты пенсионных взносов.
При соблюдении вкладчиком на протяжении всего периода накопления установленного договором порядка уплаты пенсионных взносов, фонд обязуется выплачивать негосударственную пенсию в размере, установленном договором, в течение 10, 15 лет или пожизненно в зависимости от выбранной пенсионной схемы. Негосударственная пенсия формируется как за счет пенсионных взносов, так и за счет инвестиционного дохода, ежегодно начисляемого НПФ Сбербанка.
Динамика соотношения доходности и инфляции представлена в таблице 2.3.
Таблица 2.3 Динамика соотношения доходности и инфляции НПФ Сбербанка (тыс. руб.)
Год деятельности НПФ Сбербанка |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
|
Доходность (% годовых в рублях) |
18,70 |
20,05 |
17,15 |
14,1 |
15,07 |
15,38 |
10,16 |
|
Инфляция (% в год) |
18,6 |
15,1 |
12,0 |
11,7 |
10,9 |
9,0 |
11,9 |
|
Среднегодовая доходность, начисляемая Фондом по пенсионным счетам негосударственного пенсионного обеспечения в течение последних 5 лет, на 3,3% превышает среднегодовой уровень инфляции за этот же период.
В течение срока выплат предусмотрена индексация установленного размера пенсии в зависимости от реально полученного инвестиционного дохода. [13, C. 51-92]
Уплачивая пенсионные взносы по договору НПО, вкладчик имеет право получить социальный вычет по налогу на доходы физических лиц в сумме фактически уплаченных в налоговом периоде взносов. Размер социального вычета не может превышать 100 тысяч рублей в год.
2.3 Деятельность НПФ в сфере пенсионного обеспечения населения
Система негосударственных пенсионных фондов состоялась. Особых
кризисов в системе НПФ не наблюдалось «и даже 98 год ее мало потревожил». [5, C. 5; 18]
За последнее время качество работы НПФ заметно улучшилось: не было ни одного случая завышения доходности, а также прекратились случаи отзыва лицензии. Средства, находящиеся в активах НПФ, не облагаются подоходным налогом, т.к. не являются доходами граждан и законодательно даже не являются их собственностью.
По данным Федеральной службы по контролю финансовых рынков (ФСФР), за первое полугодие 2009 года объем резервов пенсионных фондов увеличился без малого на 20%, объем пенсионных накоплений превысил 20 млрд рублей, а численность участников НПФ выросла вдвое.
Со следующего года поступления на накопительные пенсионные счета станут добровольными. Держава посредством сознательно создаваемого Фонда национального благосостояния будет прибавлять к ним сумму, равную их годовому объему, но не превышающую 10 тыс. рублей. Впрочем, для относительно крупной категории россиян эти инициативы не до того важны. Речь идет о сотрудниках крупных отраслевых монополий, которые предлагают своим работникам соцпакет, включающий, посреди прочего, и дополнительное пенсионное обеспечение. Сейчас, по данным ФСФР, в структуре пенсионных резервов НПФ возле 65% приходится на акции и облигации корпоративных эмитентов, в первую очередь, на «голубые фишки».
Основными проблемами НПФ в настоящее время являются:
Особенности пенсионного законодательства.
Касаясь особенностей пенсионного законодательства, в законопроектах, касающихся НПФ, которые сейчас находятся на рассмотрении в Госдуме, предусмотрены нелегкие условия — работодатели, участвующие в программах негосударственного пенсионного обеспечения НПФ Сбербанка, поставлены существующей системой налогообложения в жесткие рамки: взнос в Фонд им приходится оплачивать из чистой прибыли. Помимо того, ныне не решен вопрос, должны ли работодатели включать в базу для исчисления единого социального налога пенсионные взносы, которые уплачены ими по договорам пенсионного обеспечения лиц, направляемые в НПФ.
Ограниченность экономических инструментов инвестирования.
Сравнительно малый объем финансовых резервов фондов и их недостаток: сегодня в России действует 268 НПФ в 51 субъекте РФ, и только 35 из них имеет личный финансовый резерв более 100 млн. руб. Основная задача НПФ — сделать фонды мощнее, понизить стоимость их услуг и административные издержки.
Проблема пополнения страхового резерва (согласно законодательству он не должен быть меньше 5% резерва покрытия пенсионных обязательств), а также проблема недостаточного объема имущества для обеспечения уставной деятельности.
По расчетам «Эксперт РА», к концу 2008 года страховой резерв, который НПФ традиционно поддерживали на уровне, незначительно превышающем норматив (5-6% от величины резерва покрытия пенсионных обязательств), уменьшился до критических значений. Минимальная величина, зафиксированная агентством, — 1,47%. Аналогично ведет себя объем имущества для обеспечения уставной деятельности (эквивалент уставного капитала на пенсионном рынке).
[24]
Большие объемы страховых резервов позволяют Фонду компенсировать убытки от размещения резервов покрытия пенсионных обязательств, тем самым защищая будущие пенсии вкладчиков от сегодняшних рисков. При необходимости можно компенсировать убытки за счет ИОУД, опять-таки защищая интересы вкладчиков. [20]
Интерес к рынку НПФ охлаждает и внутренняя логика его развития. В последние два года он рос беспрецедентными темпами, и все-таки многие аналитики предупреждают о возможности серьезной коррекции, которая может привести к тому, что фонды покажут по результатам года низкую доходность. Это, в свою очередь, способно отпугнуть потенциальных клиентов.
Для главной массы крупных фондов ключевой предпосылкой роста является повышение доходов населения. Разрешается условиться с тем утверждением, что только тогда, когда в России оплата труда достигнет достойного уровня, позволительно будет полноценно развивать пенсионную систему.
Анализ деятельности позволяет сделать следующий вывод — НПФ Сбербанка играет значительную роль в социально-экономической жизни страны. [10, C. 31-81] С одной стороны, он призван повысить нынешний уровень пенсионного обеспечения населения, а с другой, является значительным источником долгосрочных инвестиционных ресурсов, так необходимых российской экономике. Фонд обладает технической вооруженностью, позволяющей ему успешно решать задачи сегодняшнего дня.
Вместе с тем, учитывая задачи, которые стоят перед Фондом, необходимо дальнейшее развитие и постоянное совершенствование. Неоднородность развития телекоммуникационной инфраструктуры и систем связи регионов, различия в кадровом потенциале регионов затрудняют проведение Фондом единой технологической политики и требуют дополнительных затрат.
Однако сможет ли он в полной мере реализовать свой потенциал, зависит от того, как скоро и насколько эффективно будут решены проблемы, с которыми сталкивается НПФ Сбербанка на пути своего развития. К тому же необходимо преодолевать проблемы, описанные выше, с которыми сталкивается Фонд.
3. Основные направления совершенствования деятельности НПФ Сбербанка
3.1 Улучшение деятельности НПФ Сбербанка
В настоящее время улучшение, другими словами, совершенствование деятельности НПФ Сбербанка занимает одно из главнейших задач, решение которой выступает важным условием привлечения средств, а в последующем инвестирования в различные сегменты. В условиях конкурентного рынка [19, C. 179-211] основными направлениями в совершенствовании деятельности Фонда являются:
увеличение количества Вкладчиков
это имеет высокий приоритет значимости, так как стремление и основная цель Фонда — работа для удобства клиентов, обеспечение людей достойной пенсией;
повышение качества обслуживания потребителей
при совершенствовании в этом направлении не только повысится приток клиентов, но и они в большинстве своем останутся довольны качественным обслуживанием, профессионализмом в данной сфере;
- сохранение лидирующей роли на рынке страны [15, C. 25-72]
необходимо держаться на достигнутом уровне. Постоянство — признак мастерства;
усиление работы с корпоративными клиентами
привлечь в Фонд и закрепить на долгосрочную перспективу максимальное количество первоклассных клиентов. Увеличить удельный вес средств корпоративных клиентов в привлеченных средствах до 25%.
создание гибкой, адекватной в быстроменяющейся обстановке системы управления Фондом, основанной на экономических рычагах управления и оптимальной системе распределения полномочий. Повысить скорость управляемости Фонда путем расширения самостоятельности и совершенствования технологии принятия решений.
Одной из приоритетных задач НПФ Сбербанка всегда было и остается обеспечение высокой надежности Фонда в сочетании с получением доходности от инвестирования пенсионных резервов, защищающей накопления клиентов от инфляции, что в полной мере подтверждают итоги деятельности 2007 года.
Деятельность НПФ Сбербанка направлена на обеспечение негосударственной пенсией своих Участников. Выплата негосударственной пенсии осуществляется при наступлении у Участника пенсионных оснований. При этом цель фонда — гарантировать сохранность полученных в управление средств от инфляции и обеспечить их прирост в интересах клиента.
Услуги НПФ Сбербанка для физических лиц
Рассмотрим какие же схемы действуют в настоящее время и сравним их в Приложении 1.
Как выбрать пенсионную схему?
Если:
Человек еще не определился с размером негосударственной пенсии,
Либо не вполне уверен в том, что сможет в течение длительного периода времени регулярно уплачивать пенсионные взносы в установленных размерах,
Либо определяющим условием является возможность полного наследования остатка средств как в период накопления, так и в период выплат,
- то целесообразнее заключить договор негосударственного пенсионного обеспечения на условиях пенсионной схемы с установленным размером взносов (схема 2).
Если:
Человек желает обеспечить себе гарантированный договором размер негосударственной пенсии в течение выбранного вами срока или пожизненно,
Имеет возможность в течение длительного периода осуществлять регулярную оплату взносов в установленных договором размерах,
Имеет возможность внесения единовременного пенсионного взноса для получения желаемого размера негосударственной пенсии,
Имеет право на государственную пенсию, а так же возможность внести единовременный пенсионный взнос, позволяющий получать со следующего месяца после его уплаты пожизненную негосударственную пенсию,
- то наиболее целесообразно заключить договор НПО на условиях схем с установленным размером негосударственной пенсии (схемы 5, 6, 7, 15, 16, 17, 19).
При этом если условие наследования средств на именном пенсионном счете не является определяющим, то лучше выбрать схему 15, 16, 17 или 19, так как в расчете на один и тот же размер пенсии по ним надо будет внести меньшие взносы, чем соответственно по схемам 5, 6, 7 или 9.
Увеличивается число вкладчиков и застрахованных лиц, заключивших договоры с НПФ Сбербанка.
Услуги НПФ для юридических лиц
НПФ Сбербанка предлагает услугу по реализации корпоративной пенсионной программы.
С помощью пенсионных программ НПФ Сбербанка работодатель получает новый современный и эффективный метод управления персоналом, способный повысить эффективность производства.
Факторы, определяющие потребность работодателя в корпоративной пенсионной программе: