Сравнительный анализ моделей медицинского страхования стран Европы: Институциональные и финансовые реформы 2024–2025 гг. и уроки для Российской Федерации

Дипломная работа

Введение: Методологические основы и актуальность сравнительного анализа

В условиях глобальных экономических потрясений, демографического старения населения и стремительного технологического прогресса, национальные системы здравоохранения и медицинского страхования оказались под беспрецедентным финансовым и институциональным давлением, что делает их реформирование неизбежным. Способность государства гарантировать всеобщий доступ к качественной и своевременной медицинской помощи, сохраняя при этом фискальную устойчивость, становится ключевым маркером социально-экономической стабильности.

Актуальность настоящего сравнительного исследования обусловлена необходимостью глубокого анализа современных тенденций в европейских системах здравоохранения, которые исторически являются эталонами для многих стран мира. Особый фокус сделан на последних институциональных и финансовых реформах, инициированных в 2024–2025 годах, поскольку именно они отражают реакцию развитых экономик на новые вызовы (например, последствия пандемии COVID-19 и угрозу кадрового кризиса).

И что из этого следует? Только внимательное изучение этих адаптационных стратегий позволяет России оценить потенциал для повышения финансовой устойчивости и качества собственного Обязательного медицинского страхования.

Целью работы является не только типологизация европейских моделей, но и критическая оценка их эффективности, а также выявление конкретных «best practices», применимых для повышения устойчивости и качества системы Обязательного медицинского страхования (ОМС) в Российской Федерации. Исследование базируется на актуальных (2024–2025 гг.) данных Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и последних законодательных актов стран Европейского союза (ЕС).

Тезис: Актуальные нормативно-правовые дефиниции

Для обеспечения академической строгости необходимо четко определить ключевые категории, используемые в сфере финансирования здравоохранения:

  • Обязательное медицинское страхование (ОМС) / Социальное страхование (Social Security): Система, основанная на принципе солидарности и обязательности участия, где финансирование происходит за счет целевых страховых взносов (отчислений от доходов работников и работодателей).
    11 стр., 5294 слов

    Инвестиционная политика в здравоохранении РФ: Актуальный анализ, ...

    ... частных клиниках), так и через систему добровольного медицинского страхования (ДМС). В 2018 году общие расходы на здравоохранение в стране достигли 5,1 трлн рублей. Из них государственные ... 25 Всего государственные расходы 4964,0 100 Как видно из таблицы, Фонд обязательного медицинского страхования (ОМС) является крупнейшим каналом государственных расходов, что подчеркивает его центральную роль ...

    Средства аккумулируются и распределяются через некоммерческие фонды или больничные кассы (например, GKV в Германии).

  • Национальная служба здравоохранения (НСЗ) / Бюджетная система (National Health System, NHS): Система, основанная на принципе всеобщего охвата и финансируемая преимущественно за счет общих налоговых поступлений (из государственного бюджета).

    Медицинские услуги предоставляются государственными учреждениями и полностью или почти полностью бесплатны для граждан в момент потребления (например, NHS в Великобритании).

  • Добровольное медицинское страхование (ДМС): Частное страхование, основанное на договоре между страхователем и страховщиком. Оно может быть дополняющим (покрывает сооплату или услуги, не входящие в ОМС) или замещающим (для категорий граждан, не подлежащих ОМС, например, высокодоходные группы в Германии).

Теоретико-методологические основы европейских систем здравоохранения

Исторически сложились две доминирующие парадигмы организации и финансирования здравоохранения в Европе: модель Отто фон Бисмарка и модель Уильяма Бевериджа. Однако в XXI веке эти модели подверглись значительной конвергенции, адаптируясь к новым социально-экономическим реалиям. Именно адаптация, а не слепое следование изначальным принципам, сделала эти системы устойчивыми.

Модель Бисмарка (Социальное страхование): Механизмы сбора и аккумулирования средств

Модель Бисмарка, впервые реализованная в Германии в конце XIX века, базируется на принципах профессиональной и территориальной солидарности. Суть ее заключается в том, что финансирование осуществляется за счет обязательных взносов, которые аккумулируются в независимых, но строго регулируемых государством страховых фондах или больничных кассах. Эти кассы, конкурируя между собой, выступают покупателями медицинских услуг.

Тезис: Классическая схема и современные показатели финансирования (Германия, Франция)

Современная Германия является классическим примером модифицированной системы Бисмарка. Финансирование происходит через государственное медицинское страхование (GKV), которое является обязательным для большинства граждан.

Финансирование Германии (2024):
Общая ставка взноса в GKV составляет 14,6% от дохода, разделенная поровну между работником и работодателем (по 7,3% каждому).

К этой базовой ставке добавляется индивидуальный дополнительный взнос (Zusatzbeitrag), размер которого устанавливается каждой больничной кассой отдельно, исходя из ее финансовых потребностей. В 2023 году средний размер этого взноса составлял примерно 1,6% от дохода. Таким образом, совокупная ставка, оплачиваемая работником и работодателем, превышает 16%.

Во Франции система социального страхования (Sécurité sociale) также является центральной. По данным 2019 года, финансирование осуществляется за счет обязательных отчислений, составляющих около 8% из заработной платы работника и около 13% от работодателей.

Страна Модель Источник финансирования Базовый взнос (Германия, 2024)
Германия Бисмарка (GKV) Страховые взносы работников и работодателей 14,6% (поровну) + 1,6% (доп.)
Франция Бисмарка (Sécurité sociale) Страховые взносы работников и работодателей Около 21% (общей ставки)
Великобритания Бевериджа (NHS) Общее налогообложение Не применимо

Модель Бевериджа (Национальная служба здравоохранения): Принципы бюджетного финансирования

Модель Бевериджа, разработанная в Великобритании в 1948 году, воплощает принципы всеобщего, равного и бесплатного доступа к медицине. Финансирование осуществляется почти полностью за счет общего налогообложения. Средства собираются централизованно, а затем распределяются через органы управления здравоохранением (Национальную службу здравоохранения, NHS).

Тезис: Описание принципов финансирования (Великобритания) и сравнение административных расходов

В Великобритании NHS является крупнейшим в мире работодателем и централизованной системой. Поскольку средства поступают напрямую из казны, управление ресурсами теоретически более прямолинейно.

Сравнительный анализ административных расходов показывает, что модель Бевериджа, как правило, демонстрирует более низкие накладные расходы. В странах с бюджетной системой (НСЗ) доля административных расходов (на управление, документооборот, контроль) обычно составляет 1–3% от общих государственных расходов на здравоохранение. Это объясняется отсутствием необходимости содержать многочисленные конкурирующие страховые кассы, проводить маркетинговые кампании и сложный клиринг между фондами и поставщиками.

В то же время, в странах с моделью ОМС (Бисмарка) — таких как Германия или Франция — доля административных расходов выше, составляя 2–5%. Этот избыток объясняется сложностью структуры управления, необходимостью контроля за конкуренцией между страховыми фондами и более детальной обработкой страховых случаев, однако он также обеспечивает больший выбор для пациента и децентрализацию рисков, что тоже является важным фактором качества. Какая из систем, обладая более низкими административными издержками, на деле обеспечивает лучший пациентский опыт?

Глубокий сравнительный анализ институциональных и финансовых реформ (2024-2025 гг.)

Кризисы последнего десятилетия (экономические спады, пандемия) выявили структурные слабости в европейских системах, что привело к инициированию масштабных реформ, которые трансформируют базовые механизмы финансирования и предоставления услуг.

Реформа госпитального сектора в Германии (2025): Смена парадигмы оплаты

Самая значительная институциональная реформа в Германии за последние годы касается госпитального сектора. Реформа, вступающая в силу с начала 2025 года, является прямым ответом на финансовое давление, вызванное старой системой оплаты по клинико-статистическим группам (DRG).

Тезис: Детализация реформы и новая система оплаты

Цель реформы: Повышение качества услуг за счет концентрации узкоспециализированной помощи и снижение финансового давления на клиники, особенно в сельской местности.

  1. Сокращение и Классификация: Реформа призвана значительно сократить нынешнее число больниц (около 1700) и ввести их классификацию на три большие группы (уровня): от широкопрофильных клиник с основным набором услуг до узкоспециализированных центров.
  2. Смена парадигмы оплаты: Центральный финансовый механизм реформы — это уход от исключительной оплаты за пролеченный случай (DRG).

    В новой модели фиксированные ставки за пролеченного пациента (DRG) будут составлять только 40% от общего финансирования. Остальные 60% будут выплачиваться клиникам за постоянное поддержание персонала, помещений и оборудования.

Это изменение является фундаментальным: оно переносит акцент с количества пролеченных случаев на готовность к оказанию помощи и поддержание качества инфраструктуры, что особенно важно для обеспечения доступа к специализированной помощи в регионах. Какой важный нюанс здесь упускается? Эта система, известная как оплата за готовность, стабилизирует сельские больницы, которые не могут конкурировать по объему услуг с городскими гигантами, но критически важны для региональной доступности.

Десятилетний план реформирования NHS в Великобритании (2025): Институциональная трансформация

Британская NHS, несмотря на ее эффективность как бюджетной системы, столкнулась с хроническим недофинансированием, длинными очередями и высоким уровнем бюрократии. Реформы 2025 года направлены на радикальную децентрализацию и цифровизацию.

Тезис: Раскрытие сути плана «Fit for the Future»

В марте 2025 года был представлен 10-летний план реформирования NHS под названием «Fit for the Future: The 10-Year Health Plan for England».

Ключевые институциональные сдвиги:

  1. Упразднение NHS England: Объявлено о предстоящем упразднении NHS England (ключевой надправительственной организации, контролирующей услуги), что является попыткой сократить бюрократию и упростить цепочки принятия решений.
  2. Переход к местным общинным службам: Основной приоритет — переход от доминирующей «больничной системы» к системе, основанной на местных медицинских центрах, которые будут координировать первичную, вторичную и социальную помощь в пределах общины.
  3. Цифровизация и Профилактика: План предусматривает расширение цифрового медицинского обслуживания и переход от лечения болезней к масштабной профилактике и скринингу, что является попыткой снизить долгосрочное финансовое бремя старения населения.

Обеспечение универсальности доступа во Франции (PUMA, 2016): Финансовые гарантии

Франция, будучи ярким примером модели Бисмарка, нацелена на достижение максимальной универсальности покрытия, что было закреплено в реформе 2016 года.

Тезис: Анализ роли системы PUMA

В январе 2016 года была введена система Protection Universelle Maladie (PUMA).

PUMA гарантирует универсальный доступ к государственному медицинскому обслуживанию всем резидентам страны, производящим отчисления, независимо от их трудового статуса. Если ранее страховое покрытие было привязано к профессиональной деятельности, то PUMA гарантирует его даже при смене работы или длительной безработице.

Эта система, финансируемая за счет обязательных отчислений в Фонд социального страхования (Sécurité sociale), обеспечивает высокий уровень базового покрытия, что является важным финансовым гарантом социальной справедливости.

Оценка эффективности и ключевые системные вызовы европейского здравоохранения

Эффективность системы здравоохранения оценивается не только по объему гарантированных услуг, но и по ее финансовой устойчивости и способности противостоять долгосрочным вызовам.

Финансовая устойчивость: Доля личных расходов населения (Out-of-Pocket)

Один из важнейших показателей устойчивости системы и доступности медицинской помощи — это доля личных расходов населения (Out-of-Pocket, ООP) в общих текущих расходах на здравоохранение.

Тезис: Сравнительная статистика и соответствие рекомендациям ВОЗ

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендует, чтобы доля частных расходов населения не превышала 20% от текущих расходов на здравоохранение. Превышение этого порога свидетельствует о высоком риске катастрофических расходов для домохозяйств.

По данным ОЭСР (2018), средний уровень общих расходов на здравоохранение в странах ОЭСР составлял $3994 на человека в год (по ППС).

Собственные (личные) расходы населения в среднем по странам ОЭСР составили 20,5% от текущих расходов на здравоохранение.

Страны с моделью Бисмарка (Германия, Франция) стремятся удерживать этот показатель ниже среднего уровня ОЭСР за счет развитой системы обязательного и дополнительного страхования. Этот показатель, находящийся на критической границе, ясно демонстрирует, что даже самые развитые системы не могут полностью избавить граждан от финансового бремени.

Таблица 1. Доля личных расходов населения (ООP) в общих расходах на здравоохранение (ОЭСР, 2018)

Показатель Средний по ОЭСР Рекомендация ВОЗ
Доля ООP от текущих расходов 20,5% ≤ 20%
Вывод Средний показатель в ОЭСР находится на границе устойчивости, указывая на необходимость повышения государственного/страхового покрытия.

Кадровый кризис и демографический вызов (ВОЗ-Европа)

Ключевым долгосрочным вызовом для всех европейских систем является демографический фактор (старение населения), который неизбежно увеличивает спрос на медицинскую помощь. Однако этот фактор усугубляется острой проблемой кадрового обеспечения.

Тезис: Анализ роста числа иностранных специалистов

Стремительный рост числа медицинских работников, получивших образование за пределами ЕС, ставит под угрозу устойчивость систем. Согласно докладу ВОЗ-Европа (2025), за последнее десятилетие (2014–2023 гг.) зависимость Европы от медицинских мигрантов значительно возросла:

  • Число врачей, получивших образование за пределами Европейского региона ВОЗ, выросло на 58%.
  • Число медсестер, получивших образование за пределами Европейского региона ВОЗ, выросло на 67%.

Большинство этих специалистов (60% врачей и 72% медсестер, начавших работать в 2023 г.) были обучены за пределами Европы. Это явление создает серьезные проблемы: неравномерное распределение нагрузки на здравоохранение между странами, необходимость адаптации образовательных стандартов и потенциальную «утечку мозгов» из стран-доноров. Решение этой проблемы требует комплексных стратегий удержания национальных кадров и регулирования миграционных потоков, ведь иммиграция, хоть и закрывает кадровые дыры, не решает фундаментальную проблему дефицита обучения и удержания специалистов.

Специфика Добровольного медицинского страхования (ДМС) в европейских моделях

Роль ДМС в Европе крайне неоднородна и зависит от того, насколько полно ОМС или НСЗ покрывает потребности населения.

Роль ДМС как «дополнительной кассы» (Франция)

Во Франции ДМС (mutuelle или complémentaire santé) носит преимущественно дополнительный характер. Оно не замещает государственное обязательное страхование, а дополняет его, покрывая те расходы, которые ОМС возмещает частично.

Тезис: Покрытие сооплаты (co-payment) и франшиз

Французская система ОМС (Sécurité sociale) предусматривает механизм сооплаты (co-payment), когда пациент оплачивает часть стоимости услуги. Например, при визите к врачу, который стоит 22€, ОМС возмещает 16€. Оставшиеся расходы (6€) ложатся на пациента, либо, что чаще всего происходит, покрываются дополнительным частным полисом ДМС (mutuelle).

В этом контексте ДМС является неотъемлемой частью финансовой архитектуры, обеспечивая практически полное отсутствие личных платежей за стандартный пакет услуг и повышая доступность.

ДМС и высокие личные расходы в Восточной Европе (на примере Чехии/Венгрии)

В странах Восточной Европы, которые перешли от системы Семашко к модели социального страхования (Чехия, Венгрия), роль ДМС и структура частных расходов иная.

Тезис: Низкая доля ДМС при высоких личных платежах

Несмотря на наличие системы обязательного социального страхования, в ряде стран Восточной Европы государственное покрытие не является исчерпывающим. В Чехии, Словении, Эстонии и Венгрии государственное обязательное страхование покрывает лишь 61–69% расходов (данные 2017 года), что оставляет значительный объем для личных расходов граждан.

Например, в Чехии (2021) медицинские страховые компании покрыли 71% общих расходов на здравоохранение, а прямые платежи граждан (out-of-pocket) составили 12,7%. При этом доля добровольного медицинского страхования в общих расходах традиционно низка. Это означает, что значительная часть частных расходов покрывается гражданами напрямую, а не через ДМС.

Это создает двойную проблему:

  1. Неравенство доступа: Те, кто не может оплатить услугу напрямую, вынуждены ждать в очередях в государственном секторе.
  2. Стимулирование частного сектора: Высокие личные платежи, не покрываемые ДМС, стимулируют быстрый рост частных клиник, которые часто не принимают государственную карту (например, Венгрия), тем самым фактически разделяя систему на два параллельных контура.

Европейский опыт как основа для совершенствования системы ОМС Российской Федерации

Анализ европейских реформ предоставляет Российской Федерации ценный материал для стратегического планирования. Российская система ОМС является гибридной, во многом заимствующей принципы модели Бисмарка (страховые взносы, работа фондов), но имеющая значительные институциональные отличия.

Сравнительный анализ тарификации (КСГ/DRG): Опыт и отличия

Одним из наиболее успешных примеров внедрения европейских практик в РФ стало использование принципов оплаты стационарной помощи.

Тезис: Сравнение российской системы КСГ с западными аналогами

Российская модель клинико-статистических групп (КСГ), используемая для оплаты стационарной помощи по ОМС с 2012 года, является полным аналогом западной модели Diagnostic Related Groups (DRG).

Эта система классифицирует случаи госпитализации по нозологическому (диагностическому) и затратному принципу, обеспечивая оплату за законченный случай лечения.

Цель: Стимулировать эффективность и рациональное расходование ресурсов, минимизируя риски неоправданного удлинения сроков лечения.

Ключевое отличие РФ: В отличие от многих зарубежных DRG-моделей, где оплата медикаментов часто вынесена за пределы тарифа или покрывается частными источниками, российская система КСГ включает в себя оплату лекарственной терапии, в том числе дорогостоящих препаратов. Эта особенность, хотя и увеличивает стоимость тарифа, гарантирует пациентам доступ к необходимому лечению в рамках ОМС.

Фискальные и институциональные уроки

Наиболее острый урок, который РФ может извлечь из европейского опыта, касается фискальной устойчивости и необходимости институционального контроля качества.

Тезис: Анализ фискального разрыва и институциональные меры

Системы Бисмарка демонстрируют высокий уровень социального финансирования, что обеспечивает их устойчивость.

Фискальный разрыв:
По состоянию на 2026 год, уровень социальных (страховых) взносов, направляемых на здравоохранение, в странах Бисмарка (Словения, Чехия, Франция, Германия) находится в диапазоне 14,56% — 15,83% к ВВП. В то же время, в Российской Федерации этот показатель составляет всего 6,1% к ВВП.

Этот значительный фискальный разрыв (более чем в два раза) является ключевым ограничением российской системы ОМС. Без повышения уровня обязательных целевых отчислений до сопоставимого уровня, система ОМС РФ будет постоянно испытывать дефицит финансирования и не сможет обеспечить такой же объем и качество гарантированных услуг, как в ведущих странах ЕС.

Институциональные уроки (Контроль качества):
Европейские реформы (например, в Германии) показывают сдвиг от оплаты количества к оплате качества и готовности. РФ может перенять этот опыт, усиливая уже существующую систему внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (ВККиБМД), введенную Приказом Минздрава России № 785н от 31.07.2020. Для этого необходимо:

  1. Дифференциация тарифов: Внедрение механизмов, аналогичных немецкому 60/40, где часть оплаты ОМС будет привязана не к пролеченному случаю, а к поддержанию готовности, наличию квалифицированного персонала и соблюдению индикаторов качества.
  2. Региональная концентрация: Использование опыта Германии по классификации и сокращению больниц для концентрации узкоспециализированной дорогостоящей помощи в крупных центрах, что повысит эффективность и качество.

Заключение

Сравнительный анализ европейских моделей медицинского страхования подтверждает, что классические системы Бисмарка (Германия, Франция) и Бевериджа (Великобритания) находятся в состоянии активной и глубокой трансформации, реагируя на фискальные, демографические и кадровые вызовы современности.

Основные выводы:

  1. Конвергенция моделей: Наблюдается тенденция к гибридизации: системы Бисмарка вводят элементы бюджетного планирования (см. реформу оплаты госпитального сектора в Германии), а системы Бевериджа стремятся к децентрализации и цифровизации (10-летний план NHS).
  2. Актуальные Реформы (2025): Ключевые институциональные сдвиги сосредоточены на качестве и устойчивости. Переход Германии к оплате 60% фиксированной ставкой за готовность — это критически важный шаг от конкуренции за пациента к обеспечению инфраструктурной стабильности. Реформы NHS направлены на сокращение бюрократии и переход к профилактической, общинной медицине.
  3. Системные Вызовы: Главные угрозы — демографическое старение и обостряющийся кадровый кризис, выраженный в критической зависимости от иностранных специалистов (рост на 58-67% за 2014–2023 гг.), что требует от ЕС разработки совместных стратегий удержания кадров.
  4. Уроки для РФ: Для повышения устойчивости системы ОМС Российской Федерации необходимо устранить значительный фискальный разрыв (текущий уровень взносов в РФ 6,1% к ВВП против 14,56%–15,83% в странах Бисмарка).

    Институционально РФ может перенять опыт Германии, внедряя в систему КСГ/DRG оплату за готовность и качество, а не только за количество пролеченных случаев.

Долгосрочный прогноз развития европейских систем предполагает дальнейшее усиление государственного регулирования, увеличение доли профилактики и цифровизации, а также неизбежное повышение фискальной нагрузки на население и бизнес для сохранения принципа всеобщего доступа к качественной медицинской помощи.

Список использованной литературы

  1. Абрамов В. Ю. Страхование: теория и практика. Москва: Волтерс Клувер, 2007. 221 с.
  2. Бурков В. Н., Заложнев А. Ю., Кулик О. С., Новиков Д. А. Механизмы страхования в социально-экономических системах. Москва: ИПУ РАН, 2001. 321 с.
  3. Гвозденко А. А. Страхование: учебник. Москва: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. 463 с.
  4. Сплетухов Ю. А., Дюжиков Е. Ф. Страхование: учебное пособие. Москва: ИНФРА-М, 2006. 313 с.
  5. Щербаков В. А. Страхование: учебное пособие. Москва: КиноРус, 2007. 343 с.
  6. Лукьянчук Е. Медицинское страхование в ЕС, или На вкус и цвет товарищей нет? // Еженедельник АПТЕКА. 2012. № 2.
  7. Оплата медицинской помощи в стационаре по клинико-статистическим группам (КСГ) – общемировой тренд. URL: https://rosmedex.ru (дата обращения: 09.10.2025).
  8. КЛИНИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ (КСГ) КАК НОВЫЙ МЕТОД ОПЛАТЫ СТАЦИОНА // Волгоградский государственный медицинский университет. URL: https://volgmed.ru (дата обращения: 09.10.2025).
  9. Опыт здравоохранения зарубежных стран. URL: https://orgzdrav.com (дата обращения: 09.10.2025).
  10. Обзор моделей финансирования здравоохранения на примере Франции, Германии, Великобритании, США, Канады и России // КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 09.10.2025).
  11. Рейтинг стран мира по уровню расходов на здравоохранение // Гуманитарный портал. URL: https://gtmarket.ru (дата обращения: 09.10.2025).
  12. КАКАЯ МОДЕЛЬ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЛУЧШЕ: БЮДЖЕТНАЯ ИЛИ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ? О ЧЕМ СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ? URL: https://mednet.ru (дата обращения: 09.10.2025).
  13. В Британии представили 10-летний план по реформированию системы здравоохранения // Медвестник. URL: https://medvestnik.ru (дата обращения: 09.10.2025).
  14. Обзор системы здравоохранения Франции: выбор врача, посещение больницы. URL: https://insure.travel (дата обращения: 09.10.2025).
  15. NHS England будет упразднена: премьер-министр Великобритании объявил о масштабной реформе здравоохранения. URL: https://akcent.uk (дата обращения: 09.10.2025).
  16. Финансирование здравоохранения и его эффективность в странах с высоким уровнем доходов // Лечащий врач. URL: https://lvrach.ru (дата обращения: 09.10.2025).
  17. Что нужно знать о больничной реформе в Германии. URL: https://ausnews.de (дата обращения: 09.10.2025).
  18. Бундесрат утвердил спорную реформу больниц в Германии // OstWest TV. URL: https://ostwest.tv (дата обращения: 09.10.2025).
  19. Реформа здравоохранения в Германии: быть или не быть. URL: https://newsmon.de (дата обращения: 09.10.2025).
  20. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов // Минфин России. URL: https://minfin.gov.ru (дата обращения: 09.10.2025).
  21. Управление качеством в медицинской организации // НИИОЗММ ДЗМ. URL: https://niioz.ru (дата обращения: 09.10.2025).
  22. Об утверждении Концепции развития здравоохранения Республики Казахстан до 2026 года // Әділет. URL: https://zan.kz (дата обращения: 09.10.2025).
  23. Государственные расходы на здравоохранение и экономический рост в Р // Высшая школа экономики. URL: https://hse.ru (дата обращения: 09.10.2025).
  24. Проект Четырнадцатой общей программы работы на 2025–2028 гг. // World Health Organization (WHO).

    URL: https://who.int (дата обращения: 09.10.2025).

  25. Европа на грани кадрового кризиса: кто лечит европейцев и почему это тревожит ВОЗ? URL: https://un.org (дата обращения: 09.10.2025).
  26. Прогноз расходов на здравоохранение в России до 2030 года. URL: https://nifi.ru (дата обращения: 09.10.2025).
  27. Медицинская страховка в Венгрии в 2025: частное и государственное страхование. URL: https://imigrant-hungary.com (дата обращения: 09.10.2025).

Оставьте комментарий

Капча загружается...