По итогам первого полугодия 2025 года объем выдачи ипотечных жилищных кредитов в Удмуртской Республике (УР) сократился почти вдвое (на 47,7%) по сравнению с аналогичным периодом 2024 года, составив всего 18,4 млрд рублей. Этот драматический спад, сопровождаемый снижением количества выданных кредитов в 2,4 раза, не просто отражает общероссийскую стагнацию на рынке, но и сигнализирует о глубоком региональном кризисе доступности жилья, требующем немедленного и системного анализа.
Теоретико-правовые и методологические основы ипотечного жилищного кредитования
Краткая аннотация
Актуальность темы ипотечного жилищного кредитования (ИЖК) в Российской Федерации и, в частности, в Удмуртской Республике, определяется ее критической ролью в реализации национальных целей по обеспечению граждан доступным жильем. В условиях высокой волатильности макроэкономических показателей, жесткой денежно-кредитной политики и беспрецедентного доминирования льготных программ, система ИЖК претерпевает существенные структурные изменения, которые невозможно игнорировать.
Цель исследования заключается в проведении глубокого, структурированного и актуализированного академического анализа современного состояния, проблем, тенденций и перспектив развития ипотечного жилищного кредитования в Удмуртской Республике (УР) в контексте текущей федеральной и региональной жилищной политики.
Задачи исследования:
- Определить и систематизировать понятийный аппарат и правовую базу ИЖК.
- Проанализировать динамику ключевых показателей рынка УР за период 2020–2025 гг. в сравнении с общероссийскими трендами.
- Оценить влияние федеральных и региональных программ поддержки на структуру ипотечного портфеля УР.
- Выявить и количественно обосновать основные социально-экономические барьеры доступности ипотеки (дисбаланс доходов и цен).
- Разработать пакет экономически обоснованных предложений по совершенствованию регионального регулирования рынка ИЖК.
Объект исследования — система ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации.
Предмет исследования — финансово-экономические отношения, возникающие в процессе развития ипотечного жилищного кредитования в Удмуртской Республике.
Сущность и правовое регулирование ипотечного жилищного кредитования в РФ
Ипотечное жилищное кредитование (ИЖК) представляет собой сложную финансово-правовую систему долгосрочных кредитов, выдаваемых уполномоченными банками или иными кредитными организациями на приобретение или строительство жилья, где приобретаемое (или имеющееся) жилое помещение выступает в качестве залога (ипотеки).
Анализ системы ипотечного кредитования жилищного строительства ...
... системы России. Цель работы состоит в комплексном анализе современной системы ипотечного кредитования жилищного строительства в Российской Федерации, оценке организационно-экономической характеристики и ... ставок. Критическая оценка эффективности и адресности государственных льготных программ. Исследование организационно-экономических показателей и цифровой стратегии ПАО Сбербанк, включая платформу ...
С правовой точки зрения, ключевым документом, регулирующим эти отношения, является Федеральный закон от 16.07.1998 №102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)». Этот закон определяет ипотеку как способ обеспечения обязательств, при котором недвижимое имущество, оставаясь в собственности залогодателя, обременяется в пользу залогодержателя (кредитора).
Дополнительное, но не менее важное регулирование осуществляется Федеральным законом от 21.12.2013 №353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)». Он устанавливает общие требования к договорам потребительского кредита, включая ипотеку, в части раскрытия полной стоимости кредита (ПСК), порядка досрочного погашения и защиты прав заемщиков. Таким образом, ИЖК сочетает в себе механизмы залогового права и защиты прав потребителей финансовых услуг, что требует от регуляторов двойного внимания.
Механизмы рефинансирования и секьюритизации ипотечных активов
Для устойчивости и развития рынка ИЖК критически важны механизмы рефинансирования. Наиболее продвинутой формой привлечения долгосрочного фондирования является секьюритизация ипотечных активов.
Секьюритизация — это процесс преобразования неликвидных финансовых активов (в данном случае, портфеля ипотечных кредитов, обеспеченных закладными) в ликвидные ценные бумаги, которые могут быть проданы широкому кругу инвесторов.
Правовое регулирование этого процесса осуществляется Федеральным законом от 11.11.2003 №152-ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах».
Схема секьюритизации:
- Банк-оригинатор (кредитор) выдает заемщикам ипотечные кредиты и оформляет закладные.
- Банк формирует пул (портфель) этих активов.
- Портфель продается специализированной финансовой организации — ипотечному агенту (или специализированному обществу), который становится новым кредитором по закладным.
- Ипотечный агент, в свою очередь, выпускает ипотечные облигации (ценные бумаги, обеспеченные денежными потоками от платежей по кредитам) и продает их инвесторам.
Значение этого механизма для регионального рынка, включая Удмуртскую Республику, колоссально: он позволяет банкам и региональным операторам (таким как АО «ИКУР») быстро высвобождать капитал, который был "заморожен" в долгосрочных кредитах, и направлять его на выдачу новых займов, тем самым стимулируя рост рынка ИЖК. Без эффективной секьюритизации региональные банки быстро исчерпали бы свой лимит капитала.
Структура и функции институтов развития рынка ИЖК в УР
Развитие ипотечного рынка в Удмуртской Республике обеспечивается тесной связкой федеральных и региональных институтов:
Институт | Уровень | Основные функции и роль в УР |
---|---|---|
ДОМ.РФ (Единый институт развития в жилищной сфере) | Федеральный | Ключевой оператор льготных ипотечных программ (субсидирование ставок), выпускающий ценные бумаги, обеспеченные ипотечными активами (секьюритизация).
Осуществляет выплату 450 000 руб. многодетным семьям на погашение ипотеки. |
АО «Ипотечная корпорация Удмуртской Республики» (АО «ИКУР») | Региональный | Региональный оператор федеральной системы ИЖК. Основные направления: выдача ипотечных займов по стандартам ДОМ.РФ, выкуп закладных, рефинансирование, реструктуризация ипотечных займов. Выдано более 20 200 займов на 01.07.2025. |
Крупнейшие банки (Сбербанк, ВТБ и др.) | Коммерческий | Основные провайдеры кредитных продуктов. Выступают агентами по реализации федеральных льготных программ. |
АО «ИКУР», созданное Правительством УР, играет роль связующего звена, адаптируя федеральные стандарты к региональным условиям и выступая важным инструментом для управления региональным ипотечным портфелем, включая антикризисные меры, такие как реструктуризация займов для граждан, попавших в сложную финансовую ситуацию. Именно это позволяет региону сохранить социальный баланс, когда федеральные программы не справляются.
Динамика и системный анализ современного состояния рынка ИЖК в Удмуртской Республике (2020–2025 гг.)
Количественные и стоимостные показатели рынка ИЖК в УР и России
Рынок ипотечного жилищного кредитования в России и Удмуртской Республике переживает период острой турбулентности, вызванной жесткой денежно-кредитной политикой ЦБ РФ и структурной перестройкой рынка в пользу субсидируемых государством программ.
Общероссийский тренд на начало 2025 года — это резкое сжатие. Объем выдачи ипотеки в России за 9 месяцев 2025 года упал на 33,5% по сравнению с 2024 годом, составив 2,599 трлн рублей.
Однако в Удмуртской Республике кризисная динамика выражена еще более остро. Анализ данных ЦБ РФ за первое полугодие 2025 года показывает катастрофическое падение:
Таблица 1. Сравнительная динамика ИЖК в Удмуртской Республике (Январь-Июнь)
Показатель | 1 полугодие 2024 г. | 1 полугодие 2025 г. | Абсолютное изменение | Относительное изменение |
---|---|---|---|---|
Объем выданных кредитов (млрд руб.) | 35,2 | 18,4 | -16,8 | -47,7% |
Количество выданных кредитов (тыс. шт.) | 11,558 | 4,9 | -6,658 | -58,4% (падение в 2,4 раза) |
Средняя ставка по ИЖК (%) | Н/Д | 7,4% | Н/Д | Н/Д |
Средний срок кредитования (лет) | Н/Д | 26,5 | Н/Д | Н/Д |
Общая сумма обязательств на 01.07.2025 (млрд руб.) | Н/Д | 238,1 | Н/Д | Н/Д |
Двукратное падение объема выдачи и снижение числа кредитов более чем в два раза свидетельствуют о том, что рыночные механизмы в регионе практически парализованы. Этот обвал объясняется двумя основными факторами: исчерпанием эффекта ажиотажного спроса, наблюдавшегося в конце 2023 – начале 2024 года (на фоне ожидания сворачивания льготных программ), и резким ростом рыночных ставок, последовавшим за повышением ключевой ставки ЦБ РФ. При этом, несмотря на падение объемов, средний срок кредитования в УР достиг рекордных 26,5 лет, что является прямым следствием попыток заемщиков снизить ежемесячный платеж в условиях высокой стоимости жилья и кредита. Разве не очевидно, что без структурных изменений дальнейшее падение неизбежно?
Структура ипотечного портфеля и роль льготных программ
В условиях, когда рыночная ставка по ипотеке превышает 15–18% годовых, рынок ИЖК в УР, как и по всей стране, критически зависит от субсидируемых государством программ. На общероссийском уровне более 80% новых выдач обеспечиваются льготными программами. В Удмуртской Республике эта зависимость не менее выражена.
Ключевые федеральные программы, активно используемые в УР:
- «Семейная ипотека»: Ставка до 6% годовых. Для регионов, не входящих в перечень крупных агломераций (к которым относится УР), максимальная сумма кредита ограничена 6 млн рублей.
- «Сельская ипотека»: Ставка 0,1%–3% на жилье в сельской местности, также с ограничением до 6 млн рублей. Эта программа особенно актуальна для УР, где высок спрос на индивидуальное жилищное строительство (ИЖС) и развитие малых городов.
Региональные меры поддержки:
Правительство УР активно использует федеральные возможности, дополняя их собственными мерами. Наиболее значимой является социальная выплата до 450 000 рублей на погашение части ипотеки при рождении третьего или последующего ребенка. Эта мера, оператором которой выступает ДОМ.РФ, эффективно сочетается с региональной политикой по поддержке многодетных семей, включая предоставление земельных участков, регулируемое Законом УР от 16.12.2002 №68-РЗ.
Однако доминирование льготных программ приводит к структурным искажениям рынка: стимулируется только первичный рынок, в то время как вторичный рынок, который является основой для сделок по улучшению жилищных условий и обмена, остается стагнирующим из-за высоких рыночных ставок. Это означает, что граждане, нуждающиеся в покупке жилья на вторичном рынке или желающие продать старое жилье для покупки нового, сталкиваются с непреодолимым финансовым барьером.
Анализ уровня просроченной задолженности и рисков
Несмотря на общее снижение объемов выдачи, общая сумма обязательств по ИЖК в УР достигла 238,1 млрд рублей. Рост долговой нагрузки в сочетании с замедлением экономики неизбежно ведет к росту рисков.
Общероссийский тренд на начало сентября 2025 года показывает тревожную тенденцию: абсолютный объем просроченной задолженности по ипотеке превысил 146 млрд рублей к началу августа 2025 года, демонстрируя рост на 63,6% с начала года.
Хотя доля просроченной задолженности в общем объеме портфеля остается исторически низкой (не более 1%), столь резкий рост абсолютных показателей свидетельствует об ухудшении финансового положения заемщиков.
Потенциальные риски для рынка УР:
- Проблема «перекредитованности»: Значительный объем кредитов, выданных в 2023–2024 годах по низким льготным ставкам, был структурирован с максимально долгими сроками (средний срок в УР — 26,5 лет).
Любое ухудшение доходов или повышение жизненных затрат может быстро вывести заемщика на просрочку, поскольку «запас прочности» по платежам минимален.
- Риск вторичного рынка: Обвал спроса на нельготную ипотеку может привести к стагнации вторичного рынка жилья, что, в свою очередь, затруднит банкам реализацию заложенного имущества в случае дефолта.
Необходимость превентивных мер, включая усиление роли регионального оператора АО «ИКУР» в сфере реструктуризации, становится очевидной в свете роста просрочки на федеральном уровне.
Социально-экономические барьеры доступности ипотеки и роль региональной экономики
Ключевым системным барьером, который нивелирует усилия государства по субсидированию ставок, является критический дисбаланс между ростом денежных доходов населения и удорожанием жилья.
Дисбаланс между ростом денежных доходов и стоимостью жилья
Для строгого экономического обоснования снижения доступности ипотеки в УР необходимо сопоставить динамику двух ключевых макроэкономических показателей, используя актуальные данные Удмуртстата.
Таблица 2. Сравнительная динамика доходов и цен на жилье в УР (2024–2025 гг.)
Показатель | Период | Значение (руб.) | Рост | Источник |
---|---|---|---|---|
Среднедушевые денежные доходы | III кв. 2024 г. | 46 285 | +19,5% (к III кв. 2023 г.) | Росстат |
Среднедушевые денежные доходы | II кв. 2025 г. | 53 914 | Н/Д | Росстат (Прогноз/Актуализация) |
Средняя цена 1 кв.м (Первичный рынок) | II кв. 2024 г. | 101 735 | Н/Д | Удмуртстат |
Средняя цена 1 кв.м (Первичный рынок) | I кв. 2025 г. | 113 721 | +11,8% (за год) | Удмуртстат |
Средняя цена 1 кв.м (Вторичный рынок) | I кв. 2025 г. | 88 753 | Н/Д | Удмуртстат |
Анализ дисбаланса:
Хотя среднедушевые доходы населения УР демонстрируют уверенный рост (+19,5% к 2023 году), этот рост существенно замедляется инфляцией и, что более важно для ипотечного рынка, ростом стоимости жилья. За период со II квартала 2024 года по I квартал 2025 года средняя цена квадратного метра на первичном рынке в УР увеличилась на 11,8%.
Формально, рост доходов (19,5%) опережает рост цен (11,8%).
Однако необходимо учитывать, что:
- База сравнения: Рост цен на жилье начался гораздо раньше и с более высокой базы, чем активный рост доходов, который был стимулирован прежде всего инфляцией и дефицитом кадров.
- Абсолютная доступность: Увеличение доходов не компенсирует накопившегося дефицита доступности. При средней цене 113 721 руб. за 1 м2 на первичном рынке, для покупки стандартной квартиры площадью 50 м2 требуется более 5,68 млн рублей. С учетом первоначального взноса в 20% (1,14 млн руб.), заемщику необходимо брать кредит в размере 4,54 млн рублей. При средней ставке 7,4% и сроке 26,5 лет, ежемесячный платеж составит около 32-35 тыс. рублей, что при среднедушевом доходе 53 914 руб. является непосильной ношей для большинства семей, не имеющих высоких совокупных доходов.
- Гос. оценка стоимости: Для расчёта социальных выплат Минстрой России устанавливал рыночную стоимость жилья для УР на II квартал 2024 года в размере 85 305 рублей за 1 м2, что значительно ниже фактической рыночной цены (101 735 – 113 721 руб./м2).
Этот разрыв снижает эффективность социальных выплат.
Таким образом, дисбаланс, выраженный в высокой абсолютной стоимости жилья, является главным барьером, который не может быть полностью преодолен даже низкими льготными ставками, особенно для кредитов, ограниченных 6 млн рублей.
Влияние ключевой ставки ЦБ РФ и рыночного сегмента
Вторым критическим фактором является высокая ключевая ставка Центрального Банка РФ, которая была поднята в 2023–2024 гг. для борьбы с инфляцией.
Ключевая ставка ЦБ РФ напрямую определяет стоимость фондирования для коммерческих банков и, соответственно, уровень процентных ставок по нельготной ипотеке. В результате, доля рыночной ипотеки (не субсидируемой государством) в новых выдачах критически упала, по некоторым оценкам, до 15%.
Последствия для Удмуртской Республики:
- Паралич вторичного рынка: Большинство федеральных льготных программ (кроме «Сельской ипотеки») нацелены на первичный рынок (новое строительство).
Вторичный рынок, где происходит большинство сделок по улучшению жилищных условий и обмену, остался без поддержки, что тормозит мобильность граждан.
- Усиление монополизации: Рынок ИЖК становится зависимым от ограниченного числа крупных банков, способных выступать операторами льготных программ и получать субсидии, что снижает конкуренцию и гибкость региональных финансовых инструментов.
Основные направления совершенствования и повышения доступности ИЖК в Удмуртской Республике
Совершенствование регулирования рынка ИЖК в УР требует комплексного подхода, сочетающего адаптацию федеральных мер с разработкой уникальных региональных инструментов, нацеленных на устранение структурных дисбалансов и оживление вторичного рынка.
Развитие механизмов региональной финансовой поддержки вторичного рынка
В условиях, когда федеральные льготные программы не охватывают вторичный рынок, региональная власть должна взять на себя функцию стимулирования этого сегмента, что позволит обеспечить более широкий доступ к жилью гражданам, которым не подходит первичное жилье (например, в старых районах с развитой инфраструктурой).
Предложение: Внедрение регионального субсидирования процентной ставки для целевых групп.
Целевые группы: Молодые специалисты (до 35 лет) и работники бюджетной сферы (образование, здравоохранение) со стажем работы в регионе не менее 3 лет.
Механизм: Правительство УР выделяет средства для субсидирования части процентной ставки по ипотечным кредитам, взятым на приобретение жилья на вторичном рынке, снижая ставку для целевых групп на 2–4 процентных пункта от текущей рыночной ставки.
Экономическое обоснование: Если рыночная ставка составляет 16%, субсидирование на 4 п.п. снизит ее до 12%. Это позволит увеличить показатель доступности жилья (Affordability Index) для ключевых социальных групп, снизит их долговую нагрузку и оживит стагнирующий вторичный рынок, что, в свою очередь, поддержит ликвидность регионального ипотечного портфеля.
Усиление роли АО «ИКУР» в стабилизации регионального рынка
АО «Ипотечная корпорация Удмуртской Республики» обладает уникальным потенциалом как региональный оператор, способный выполнять антикризисные и социальные функции, не свойственные коммерческим банкам.
Предложение: Финансовая поддержка деятельности АО «ИКУР» для расширения программ реструктуризации и рефинансирования.
- Антикризисный фонд: Создание регионального фонда, пополняемого за счет целевых трансфертов из бюджета УР, предназначенного для оперативного выкупа у коммерческих банков ипотечных закладных заемщиков УР, столкнувшихся с временными финансовыми трудностями.
- Расширение реструктуризации: АО «ИКУР» должно получить мандат и ресурсы для предоставления программ реструктуризации (например, «ипотечные каникулы», временное снижение платежа за счет пролонгации срока) по региональным стандартам, превышающим минимальные федеральные требования.
Экономическое обоснование: Усиление роли АО «ИКУР» в реструктуризации позволит снизить темпы роста просроченной задолженности в регионе. Превентивное управление рисками через реструктуризацию обходится системе дешевле, чем судебные издержки и реализация залогов. Повышая финансовую устойчивость заемщиков, регион обеспечивает социальную стабильность и поддерживает репутацию рынка.
Стимулирование жилищного строительства через государственно-частное партнерство
Учитывая традиционно высокую долю индивидуального жилищного строительства (ИЖС) в УР и актуальность программы «Сельская ипотека», необходимо сместить фокус ГЧП с чисто коммерческого строительства на развитие инфраструктуры.
Предложение: Использование механизмов ГЧП для развития инженерной и социальной инфраструктуры в районах ИЖС и малых городов.
Механизм: Региональное правительство заключает соглашения о ГЧП, по которым частный партнер (застройщик, сетевая компания) берет на себя обязательства по прокладке дорог, водоснабжения, газоснабжения или строительству социальных объектов (школы, детские сады) в новых районах ИЖС. Регион, в свою очередь, гарантирует выкуп части инфраструктуры или предоставляет налоговые льготы.
Экономическое обоснование: Стоимость инфраструктуры часто составляет до 30% от общей стоимости домовладения. Перекладывание этих затрат на регион (через ГЧП) позволяет снизить конечную цену жилья для покупателя. Стимулирование ИЖС делает его более доступным, стимулирует равномерное развитие территории УР (особенно в малых городах) и увеличивает эффективность использования федеральных программ, таких как «Сельская ипотека».
Заключение и выводы
Проведенный анализ подтверждает, что рынок ипотечного жилищного кредитования в Удмуртской Республике находится под мощным воздействием кризисных явлений 2024–2025 годов, выраженных в резком падении объемов выдачи (-47,7% за I полугодие 2025 г.) и критической зависимости от льготных федеральных программ. Снижение выдачи ипотеки в 2,4 раза по количеству кредитов ставит под угрозу реализацию региональных жилищных программ, требуя немедленного вмешательства.
Основные выводы исследования:
- Кризисная динамика: Масштаб падения ипотечной выдачи в УР (в 2,4 раза по количеству кредитов) значительно превышает общероссийские показатели, что свидетельствует о системных региональных проблемах.
- Структурная зависимость: Более 80% новых выдач обеспечиваются льготным кредитованием, что приводит к стагнации вторичного рынка и высокой чувствительности регионального рынка к изменениям федеральной жилищной политики.
- Ключевой барьер доступности: Главным системным барьером является дисбаланс между ростом денежных доходов населения УР (до 53 914 руб. во II кв. 2025 г.) и высокой абсолютной стоимостью жилья, особенно на первичном рынке (113 721 руб./м2 в I кв. 2025 г.).
- Рост рисков: Рост абсолютного объема просроченной задолженности в РФ требует от УР превентивных мер по стабилизации рынка и поддержке заемщиков.
- Роль региональных институтов: АО «ИКУР» обладает нереализованным потенциалом как антикризисный оператор, способный управлять портфелем ипотечных рисков.
Обобщение предложенных мер по совершенствованию регулирования:
Разработанный пакет предложений направлен на снижение долговой нагрузки населения и оживление нельготных сегментов рынка:
- Введение регионального субсидирования процентной ставки для молодых специалистов и бюджетников для стимулирования вторичного рынка.
- Усиление финансовой поддержки АО «ИКУР» для расширения программ реструктуризации и рефинансирования, что снизит просроченную задолженность.
- Применение механизмов ГЧП для развития инфраструктуры в районах ИЖС и малых городах, что повысит доступность и эффективность «Сельской ипотеки».
Дальнейшие направления научных исследований:
Перспективы дальнейших исследований лежат в области количественной оценки эффективности предложенных региональных мер (например, расчет мультипликативного эффекта от регионального субсидирования) и детального анализа влияния секьюритизации ипотечных активов, осуществляемой ДОМ.РФ, на стабильность и капитализацию региональных банков, работающих на рынке УР.
Список использованной литературы
- Гражданский кодекс РФ: Части первая, вторая, третья.
- О банках и банковской деятельности: Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-I (ред. от 03.02.2014).
- О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 28.12.2013).
- Об ипотеке (залоге недвижимости): Федеральный закон от 16.07.1998 N 102-ФЗ.
- О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним: Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 23.07.2013).
- Жилищный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 28.12.2013).
- О кредитных историях: Федеральный закон от 30.12.2004 N 218-ФЗ (ред. от 21.12.2013).
- О жилищных накопительных кооперативах: Федеральный закон от 22.12.2004 N 215-ФЗ (ред. от 23.07.2013).
- О кредитной кооперации: Федеральный закон от 18.07.2009 N 190-ФЗ (ред. от 23.07.2013).
- О мерах по развитию системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 11.01.2000 N 28.
- О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы: Постановление Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050.
- Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения УР (2013 — 2015 годы)»: Постановление Правительства УР от 04.09.2013 N 396.
- О Концепции развития системы ипотечного жилищного кредитования в Удмуртской Республике: Постановление Правительства УР от 02.12.2002 N 995.
- «Стимулирование развития жилищного строительства в Удмуртской Республике на 2011 — 2015 годы»): Постановление Правительства УР от 07.02.2011 N 17.
- О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг: Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 600.
- О жилищных кредитах: Указ Президента РФ от 10.06.1994 N 1180.
- О выпуске и обращении жилищных сертификатов: Указ Президента РФ от 10.06.1994 N 1182.
- О государственной поддержке граждан в строительстве и приобретении жилья: Указ Президента РФ от 29.03.2000 N 430.
- О порядке предоставления и распределения субсидий… на возмещение части затрат в связи с предоставлением учителям ипотечного кредита: Постановление Правительства РФ от 29.12.2011 N 1177.
- Положение о предоставлении гражданам Российской Федерации… безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья: Постановление Правительства РФ от 03.08.2000 N 937.
- О порядке расчета и доведения до заемщика полной стоимости кредита: Указание ЦБ РФ от 29.05.2008 N 11772.
- О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории РФ: Положение ЦБ РФ от 09.10.2004 N 199-П.
- О безналичных расчетах в РФ: Положение ЦБ РФ от 10.02.2002 N 2-П.
- Асаул А. Н. Экономика недвижимости: учебник для вузов / С. Н. Иванов, М. К. Старовойтов. 3-е изд. СПб.: АНО «ИПЭВ», 2009. 304 с.
- Берегуля О. Ипотечное кредитование как банковская операция: теоретические основы и условия проведения // Вестник НБУ. 2007. № 10. С. 46–48.
- Васкевич Т. В. Инструменты оценки эффективности реализации региональной ипотечной политики // Новые технологии. 2013. № 1. С. 88–93.
- Грачев И. И. Они нам помогут // Квартирный ряд. 2012. 7–13 апр. С. 15.
- Гришаев С. П. Комментарий к Закону «Об ипотеке (залоге недвижимости)». М.: Юристъ, 2003. 159 с.
- Грудцына Л. Ю. Жилищное право России: Учебник. М.: Эксмо, 2005. 656 с.
- Завьялова И. В., Дьяконова М. Л. Система ипотечного жилищного кредитования и её структура // Вестник Самарского гос. экон. ун-та. 2007. № 7(33).
С. 36–39.
- Задонский Г. ИПОТЕКА В РФ // Экономико-политическая ситуация в России. 2011. № 4. С. 41–44.
- Зеленеев А. Ю. Структура и субъекты рынка ипотечного жилищного кредитования // Вестник Поволжского государственного технологического университета. Серия: Экономика и управление. 2011. № 3. С. 106–113.
- Ковалишин И. В. Сущность ипотеки и принципы жилищного ипотечного кредитования // Вестник Университета банковского дела НБУ. 2008. № 3. С. 123–127.
- Комиссарова Л. А. Проблемы и пути развития ипотечного жилищного кредитования в России // Вестник НГИЭИ. 2011. Т. 1. № 4 (5).
С. 119–127.
- Логинов М. П. Теоретические аспекты системы ипотечного жилищного кредитования в условиях России // Финансы и кредит. 2005. № 4. С. 30–34.
- Лопатников Л. И. Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. 5-е изд. М.: Дело, 2003. 520 с.
- Павлова И. В. Зарубежная ипотека для россиян // Банковский ритейл. 2012. N 4, IV квартал.
- Савчук Е. О. Определение сущности ипотечного кредитования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2010. № 6. С. 100–102.
- Филиппова Е. С. Жилищное право. М.: Юстицинформ, 2007. 448 с.
- Чинаев Т. В. Сущность и роль ипотечного жилищного кредитования в современной экономике // Вестник Башкирского университета. 2006. Т. 11. № 4. С. 79–80.
- Шанавазова М. С. Теоретические аспекты исследования ипотечного жилищного кредитования // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. № 76. С. 982–991.
- Экономический словарь / под ред. А. Н. Азрилияна. М.: Институт новой экономики, 2007. 1152 с.
- ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ ОДНОСТОРОННИХ ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫХ МЕР НА РЫНОК ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ // Cyberleninka. URL: https://cyberleninka.ru/ (Дата обращения: 09.10.2025).
- ТЕНДЕНЦИИ НА РЫНКЕ ИПОТЕКИ В 2024 ГОДУ. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕЙ СИТУАЦИИ И ПРОГНОЗ НА БУДУЩЕЕ // Cyberleninka. URL: https://cyberleninka.ru/ (Дата обращения: 09.10.2025).
- АО «ИКУР» — Ипотечная корпорация Удмуртской Республики: официальный сайт. URL: https://ikur.ru/ (Дата обращения: 09.10.2025).
- АО «Ипотечная корпорация Удмуртской Республики» // Министерство строительства и жилищной политики УР. URL: https://minstroy.ru/ (Дата обращения: 09.10.2025).
- Государство продолжает оказывать существенную поддержку семьям с детьми: до 450 000 рублей на погашение ипотеки // Министерство социальной политики УР. URL: https://minsoc18.ru/ (Дата обращения: 09.10.2025).
- За первое полугодие в Удмуртии выдано почти 5 тысяч ипотечных кредитов // Центральный Банк Российской Федерации. URL: https://cbr.ru/ (Дата обращения: 09.10.2025).
- Ипотеке в России предсказали откат на восемь лет назад // Banki.ru. URL: https://banki.ru/ (Дата обращения: 09.10.2025).
- Минстрой России определил рыночную стоимость жилья в Удмуртии // Udm-info.ru. URL: https://udm-info.ru/ (Дата обращения: 09.10.2025).
- Объём выдачи ипотеки в России с начала года рухнул на треть // DP.ru. URL: https://dp.ru/ (Дата обращения: 09.10.2025).
- Правовое регулирование ипотечного кредитования в жилищной сфере // Garant.ru. URL: https://garant.ru/ (Дата обращения: 09.10.2025).
- Программы с господдержкой в Удмуртской Республике. URL: https://xn--d1aqf.xn--p1ai/ (Дата обращения: 09.10.2025).
- Просроченная задолженность по ипотечным кредитам // FrankRG.com. URL: https://frankrg.com/ (Дата обращения: 09.10.2025).
- Развитие рынка ипотечного жилищного кредитования и деятельность АИЖК. URL: http://www.ahml.ru/common/img/uploaded/files/agency/reporting/review/report_04.2013.pdf (Дата обращения: 09.10.2025).
- Региональная структура кредитных организаций — участников рынка жилищного (ипотечного жилищного) кредитования. ЦБ РФ. URL: http://cbr.ru/statistics/UDStat.aspx?Month=01&Year=2013&TblID=3-2 (Дата обращения: 09.10.2025).
- Россияне не справляются с платежами по ипотеке // Banki.ru. URL: https://banki.ru/ (Дата обращения: 09.10.2025).
- Секьюритизация ипотеки: что это такое и как влияет на заёмщиков // Cian.ru. URL: https://cian.ru/ (Дата обращения: 09.10.2025).
- Секьюритизация ипотеки: что это и для чего нужно? // Obzor78.ru. URL: https://obzor78.ru/ (Дата обращения: 09.10.2025).
- Сельская ипотека под 3 процента в Удмуртской Республике 2025 года: условия и список населенных пунктов // Selskaya-ipoteka.com. URL: https://selskaya-ipoteka.com/ (Дата обращения: 09.10.2025).
- Среднедушевой доход семьи в Удмуртии в 2025 году // Gogov.ru. URL: https://gogov.ru/ (Дата обращения: 09.10.2025).
- Среднедушевые денежные доходы населения за 3 квартал 2024 года // Росстат. URL: https://rosstat.gov.ru/ (Дата обращения: 09.10.2025).
- Средние цены на рынке жилья по Удмуртской Республике во 2 квартале 2024 года // Росстат. URL: https://rosstat.gov.ru/ (Дата обращения: 09.10.2025).
- Центральный Банк Российской Федерации. URL: http://www.cbr.ru/statistics/?Prtid=ipoteka (Дата обращения: 09.10.2025).
- финансово-хозяйственная деятельность акционерного общества «Ипотечная корпорация Удмуртской Республики» // Минимущества УР. URL: https://udmurt.ru/ (Дата обращения: 09.10.2025).
- Что такое секьюритизация ипотечного кредита: ответы на популярные вопросы // Domclick.ru. URL: https://domclick.ru/ (Дата обращения: 09.10.2025).