Государственный кредит и управление государственным долгом в Российской Федерации: Теория, правовое регулирование и стратегия оптимизации

Дипломная работа

Текущая дата анализа: 09.10.2025

По состоянию на 1 сентября 2025 года, фактический объем государственного внутреннего долга Российской Федерации достиг 26,84 трлн рублей, демонстрируя агрессивный рост, направленный на финансирование бюджетного дефицита. Этот показатель, превышающий 85% от общего объема государственных обязательств, не только отражает доминирование внутренних заимствований в долговой политике, но и ставит острые вопросы о макроэкономических последствиях такого наращивания, особенно в контексте жестких денежно-кредитных условий.

Государственный кредит — это не просто технический инструмент пополнения казны, а сложный финансово-правовой институт, оказывающий глубокое влияние на макроэкономические пропорции, денежное обращение и инвестиционную активность. В условиях геополитической напряженности и необходимости структурной перестройки экономики России, эффективное управление государственным долгом становится критически важным элементом обеспечения финансовой и экономической безопасности, поскольку ошибки в этой сфере могут парализовать бюджетную систему на годы вперед.

Целью данной работы является комплексное академическое исследование экономической сущности, функций, правового регулирования и механизмов функционирования государственного кредита, а также разработка рекомендаций по оптимизации управления государственным долгом и финансированию бюджетного дефицита в Российской Федерации.

Теоретические основы и сущность государственного кредита как звена финансовой системы

Эволюция и современное экономическое содержание государственного кредита

Исторически государственный кредит возник как реакция на потребность правителей финансировать внезапные и крупные расходы, прежде всего военные. В Средние века это были принудительные займы или прямое обращение к банкирам. Однако в современном понимании государственный кредит — это обособленная часть финансовой системы, выражающая экономические отношения, которые возникают между государством (выступающим в основном заемщиком) и кредиторами (физическими, юридическими лицами, международными организациями) по поводу формирования дополнительного денежного фонда. Не стоит забывать, что этот институт позволяет равномерно распределять финансовое бремя во времени, избегая шокового повышения налогов в периоды пиковых расходов.

6 стр., 2825 слов

Портал «Госуслуги» как ключевой инструмент цифровой трансформации ...

... ЕПГУ представляет собой критически важную задачу для понимания будущего государственного управления в Российской Федерации. Введение: Методологические и теоретические основы исследования Актуальность ... Цель работы: Провести исчерпывающий анализ роли и эффективности Портала государственных услуг Российской Федерации («Госуслуги») в контексте современной концепции «Электронного правительства» ...

В отличие от других финансовых категорий, государственный кредит имеет принципиальное отличие от налогов. Если налог изымается государством безвозвратно и безвозмездно, то государственный кредит базируется на ключевых принципах, свойственных кредитным отношениям:

  1. Возвратность: Средства, полученные государством, должны быть возвращены кредиторам в полном объеме.
  2. Платность: За пользование заемными средствами государство выплачивает кредиторам проценты (купоны).
  3. Срочность: Заемные обязательства имеют четко определенный срок погашения.

Таким образом, экономическое содержание государственного кредита заключается в мобилизации временно свободных денежных средств населения, бизнеса и финансовых институтов, которые затем используются для покрытия бюджетного дефицита, финансирования крупных инвестиционных проектов или рефинансирования старых долговых обязательств. Эта категория позволяет государству равномерно распределять финансовое бремя во времени, избегая шокового повышения налогов в периоды пиковых расходов.

Функциональный анализ государственного кредита: Распределительная, Регулирующая и Контрольная функции

В классической экономической теории принято выделять три основные функции государственного кредита, каждая из которых имеет критическое значение для макроэкономического управления.

1. Распределительная (Фискальная) функция

Данная функция является наиболее очевидной. Она проявляется в централизации денежных средств и формировании централизованных фондов государства. С фискальной точки зрения, государственный кредит выступает как дополнительный источник доходов бюджета, позволяя государству финансировать свои расходы, когда налоговых и неналоговых поступлений недостаточно.

  • Механизм: Государство, выпуская ценные бумаги (например, ОФЗ), привлекает средства, которые фактически являются перераспределением денежного капитала с частного рынка в государственный сектор. Это позволяет оперативно покрывать дефицит федерального бюджета, что особенно актуально для РФ в периоды повышенных расходов на национальную оборону или социальные программы.

2. Регулирующая функция

Эта функция, будучи более тонкой, имеет критическое значение для макроэкономической стабильности. Регулирующая функция заключается в воздействии государственного кредита на макроэкономические пропорции, денежное обращение, уровень занятости и инфляцию. Эффективность этой функции определяет, насколько сбалансированным будет рост экономики.

Через операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами (ГЦБ) государство может:

  • Связывать денежную массу: Продажа ГЦБ избыточно ликвидным субъектам (банкам, населению) позволяет изъять из обращения временно свободные денежные средства, тем самым снижая инфляционное давление и предотвращая дополнительную денежную эмиссию.
  • Воздействовать на процентные ставки: Массовое размещение государственных бумаг влияет на общую доходность рынка, тем самым регулируя стоимость заимствования для частного сектора.

3. Контрольная функция

Контрольная функция обеспечивает финансовый надзор и оценку эффективности долговой политики. Она реализуется через процедуры, установленные законодательством (например, БК РФ), и обеспечивает финансовый контроль за полнотой, своевременностью погашения государственных обязательств, а также за целевым и эффективным использованием средств, привлеченных через займы.

Эта функция требует постоянного мониторинга: соотношения долга к ВВП, структуры долга, а также расходов на его обслуживание, что является основой для принятия решений по корректировке бюджетной и долговой политики. Разве не это является гарантией того, что будущие поколения не будут обременены чрезмерным финансовым наследием?

Классификация и формы государственного кредита в современной экономике

Государственный кредит проявляется в различных формах, классификация которых зависит от ряда критериев:

Критерий классификации Основные формы Описание и примеры (РФ)
По субъекту-кредитору Внутренний Долг, выраженный в национальной валюте (рублях), обязательства перед резидентами РФ. Пример: Облигации федерального займа (ОФЗ).
Внешний Долг в иностранной валюте, обязательства перед нерезидентами, международными организациями, правительствами других стран. Пример: Евробонды РФ, кредиты от МВФ (редко).
По форме обязательств Государственные займы Выпуск долговых ценных бумаг (активная форма).
Государственные гарантии Обязательство государства погасить долг третьего лица (пассивная форма).
По способу размещения Рыночные Размещение через аукционы на бирже (ОФЗ).
Нерыночные Прямые кредиты от ЦБ РФ или международных финансовых организаций.

Форма государственного заимствования включает не только выпуск государственных ценных бумаг (ГЦБ), но и привлечение прямых кредитов от коммерческих банков, международных финансовых организаций и правительств других государств. В текущей практике Российской Федерации приоритет отдается рыночным внутренним заимствованиям через выпуск ОФЗ, что позволяет минимизировать валютные риски и опираться на внутренний капитал.

Правовое и организационное обеспечение государственного заимствования в Российской Федерации

Нормативно-правовая база государственных заимствований (на примере Бюджетного кодекса РФ)

В Российской Федерации государственные заимствования — строго регламентированная деятельность. Фундаментальной основой, определяющей порядок, условия и ограничения заимствований, является Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ), прежде всего его глава 14 (статьи 98–117).

Ключевым положением является Статья 103 БК РФ, которая определяет, что государственные заимствования — это привлечение заемных средств в бюджет путем размещения государственных ценных бумаг и в форме кредитов, по которым возникают долговые обязательства публично-правового образования как заемщика. Эта статья четко разделяет:

  1. Государственные внутренние заимствования: Осуществляются в валюте РФ (рублях) и используются для финансирования дефицита федерального бюджета, погашения долговых обязательств, а также пополнения остатков средств на счетах бюджета.
  2. Государственные внешние заимствования: Привлекаются в иностранной валюте от иностранных государств, международных финансовых организаций, кредитных организаций и иных субъектов международного права.

Важнейший правовой ограничитель — верхний предел государственного внутреннего долга РФ, который ежегодно утверждается отдельным федеральным законом. Согласно Федеральному закону от 30.11.2024 N 419-ФЗ (о федеральном бюджете), верхний предел государственного внутреннего долга РФ на 1 января 2026 года установлен в сумме 30 620 327 106,1 тыс. рублей (более 30,6 трлн руб.).

Это демонстрирует высокую степень прогнозируемости долговой политики и юридическую обязательность соблюдения лимитов.

Инструменты государственного долга РФ: Детальный анализ Облигаций федерального займа

Основным и наиболее ликвидным инструментом государственного внутреннего долга Российской Федерации являются Облигации федерального займа (ОФЗ). Они обеспечивают стабильный источник финансирования дефицита и являются эталоном безрисковой доходности на российском рынке.

Минфин РФ использует диверсифицированную линейку ОФЗ для управления структурой долга, процентными и инфляционными рисками:

Тип ОФЗ Полное название Описание и функция
ОФЗ-ПД С постоянным купонным доходом Наиболее распространенный тип. Купонная ставка фиксирована на весь срок обращения. Обеспечивает предсказуемость расходов на обслуживание долга.
ОФЗ-ПК С переменным купонным доходом Купон привязан к ставке RUONIA (средневзвешенная ставка однодневных межбанковских кредитов).

Защищает Минфин от роста ставок, так как при росте ставки растут и расходы по долгу (расходы переносятся на будущие периоды).

ОФЗ-ИН С индексируемым номиналом Номинал облигации индексируется на накопленную инфляцию (Индекс потребительских цен).

Защищает инвесторов от инфляции, но увеличивает номинальное долговое бремя государства.

ОФЗ-АД С амортизацией долга Предусматривает периодическое погашение части основной суммы долга (номинала) до наступления срока полного погашения. Позволяет Минфину снижать пиковые нагрузки на бюджет в момент окончательного погашения.

Использование ОФЗ-ПК и ОФЗ-ИН позволяет Минфину гибко реагировать на изменения макроэкономической среды, однако в периоды высокой инфляции (ОФЗ-ИН) или высоких ключевых ставок (ОФЗ-ПК) стоимость обслуживания такого долга значительно возрастает, что подтверждается данными 2025 года.

Организационная структура и функции участников долгового процесса

Процесс государственного заимствования и управления долгом в РФ четко структурирован между ключевыми органами исполнительной власти и финансовыми институтами:

  1. Правительство Российской Федерации: Определяет общую стратегию долговой политики, утверждает Программу государственных заимствований (внутренних и внешних) на очередной финансовый год и плановый период.
  2. Министерство финансов Российской Федерации (Минфин РФ): Является уполномоченным органом, непосредственно осуществляющим государственные заимствования от имени РФ. Минфин определяет конкретные параметры выпусков ОФЗ (объем, срок, тип купона), проводит первичное размещение и ведет учет государственного долга.

Ключевая роль Центрального банка РФ как генерального агента

Особое место в организационной структуре занимает Центральный банк Российской Федерации (ЦБ РФ). В соответствии с договором с Минфином, ЦБ РФ выполняет функции генерального агента по обслуживанию государственного внутреннего долга. Эти функции осуществляются бесплатно и включают:

  • Проведение аукционов: Установление правил и проведение аукционов по первичному размещению ОФЗ на Московской бирже.
  • Депозитарные и расчетные функции: Осуществление учета прав на ценные бумаги, а также выполнение операций по выплате купонного дохода и погашению основной суммы долга.
  • Операции на вторичном рынке: По поручению Минфина, ЦБ может осуществлять дополнительную продажу не проданных на первичном аукционе облигаций, а также проводить операции по поддержанию ликвидности рынка ГЦБ.

Таким образом, ЦБ РФ обеспечивает техническую и инфраструктурную поддержку долгового процесса, гарантируя его надежность и прозрачность.

Динамика, структура и макроэкономические последствия государственного кредита (2019–2028 гг.)

Динамика и структура государственного долга РФ: Анализ актуальных данных

Российская Федерация традиционно относится к странам с низким уровнем долговой нагрузки. Однако с 2019 года наблюдается устойчивая и прогнозируемая тенденция к росту номинального объема государственного долга, вызванная необходимостью финансирования растущего дефицита бюджета, особенно на фоне глобальных кризисов и структурных изменений в экономике.

Показатель 2019 г. (факт) 2023 г. (факт) 01.09.2025 г. (факт) 2028 г. (прогноз)
Общий объем госдолга (трлн руб.) ~13,6 ~25,6 ~31,17 ~53,8
Госдолг к ВВП (%) ~12% ~17% ~17–18% ~19,5%
Внутренний долг (трлн руб.) Н/Д ~21,5 26,84 Н/Д
Внешний долг (млрд USD) Н/Д ~60 53,95 Н/Д
Доля внутреннего долга (%) Н/Д ~84% ~86,1% Н/Д

Анализ структуры и динамики:

  1. Рост номинала: Номинальный объем долга демонстрирует экспоненциальный рост, увеличившись с 13,6 трлн руб. в 2019 году до более 31 трлн руб. к сентябрю 2025 года. К 2028 году прогнозируется достижение уровня 53,8 трлн руб.
  2. Устойчивость к ВВП: Несмотря на значительный рост номинала, отношение государственного долга к ВВП РФ остается на экономически безопасном уровне — около 17% по итогам 2023 года и прогнозируемом уровне 19,5% к 2028 году. Этот показатель значительно ниже установленного Правительством РФ порога в 20% ВВП и является одним из самых низких среди стран G20.
  3. Доминирование внутренних заимствований: На 1 сентября 2025 года доля внутреннего долга составляет примерно 86,1% (26,84 трлн руб. из общего рублевого эквивалента 31,17 трлн руб.).

    Эта структура минимизирует валютные риски и снижает зависимость от внешних рынков капитала, что является сильной стороной долговой политики РФ.

Эффект вытеснения частных инвестиций (Crowding-out effect) в условиях российской экономики

Одним из наиболее острых макроэкономических последствий государственного кредита является эффект вытеснения (crowding-out effect). Это явление происходит, когда государство, активно занимая на внутреннем рынке, поглощает значительную часть доступного капитала.

Механизм вытеснения:

Увеличение государственных заимствований для финансирования дефицита (например, через массовый выпуск ОФЗ) приводит к резкому росту спроса на ликвидность на финансовом рынке. Государство, обладая статусом безрискового заемщика, способно предложить инвесторам более высокую доходность, чем большинство частных компаний (корпоративные облигации).

В результате:

  1. Рост процентных ставок: Повышенный спрос на заемный капитал ведет к общему росту доходности по государственным ценным бумагам, что, в свою очередь, поднимает «стоимость денег» для всех остальных участников рынка.
  2. Снижение частных инвестиций: Удорожание кредитов и заимствований делает инвестиционные проекты частного сектора менее рентабельными. Частный бизнес либо отказывается от проектов, либо переносит их, поскольку не может конкурировать с государством за капитал.

Критический анализ в контексте ДКП ЦБ РФ (2025 г.)

В условиях российской экономики 2025 года эффект вытеснения приобрел особую актуальность. Центральный банк РФ был вынужден поддерживать жесткие денежно-кредитные условия, повышая ключевую ставку (которая в 2025 году достигала 21%), чтобы сдержать высокую инфляцию.

Ключевая проблема заключается в следующем: высокий внутренний спрос, стимулируемый значительными бюджетными расходами (финансируемыми за счет госдолга), поддерживает инфляционное давление. Чтобы нейтрализовать этот фискальный импульс, ЦБ РФ вынужден держать ставку высокой. Высокая ставка, в свою очередь, делает заемные средства крайне дорогими и недоступными для частного бизнеса. В этом взаимодействии государственный кредит (как инструмент финансирования бюджетного импульса) и жесткая ДКП (как инструмент сдерживания инфляции) создают идеальные условия для эффекта вытеснения, при котором:

Рост Госдолга → Рост Бюджетных Расходов → Рост Инфляции → Жесткость ДКП (Высокая Ставка) → Снижение Частных Инвестиций

Таким образом, политика Минфина, направленная на агрессивное заимствование, входит в противоречие с целями ЦБ РФ по стимулированию долгосрочных частных инвестиций, вынуждая частный сектор к стагнации.

Анализ расходов на обслуживание государственного долга и их влияние на бюджетную систему

Прямым следствием наращивания объемов долга и высокой стоимости заимствований (из-за высоких ставок) является резкий рост расходов федерального бюджета на обслуживание государственного долга. Эти расходы являются непроизводительными, поскольку не ведут к созданию ВВП, но напрямую отвлекают средства от других социальных и инвестиционных статей.

Динамика расходов на обслуживание госдолга (РФ):

Период Объем расходов (трлн руб.) Сравнение с предыдущим периодом Доля от общих расходов бюджета (прогноз)
I полугодие 2025 г. 1,581 Рост в 1,5 раза к I пол. 2024 г. Н/Д
Весь 2025 г. (план) 3,2 Н/Д Н/Д
2026 г. (прогноз) 3,9 Рост на 21,9% к 2025 г. ~8,8%

Резкий рост расходов на обслуживание долга в первом полугодии 2025 года (в 1,5 раза) свидетельствует о высокой эффективности механизма «дорогих денег», то есть о том, что государство платит высокую цену за привлечение капитала. Прогнозируемые расходы в размере 3,9 трлн рублей на 2026 год составляют около 8,8% от общих расходов федерального бюджета. Это демонстрирует, что обслуживание долга становится одной из крупнейших статей расходов, сопоставимой с расходами на образование или здравоохранение, и создает серьезное долгосрочное бремя для бюджетной системы.

Мировой опыт и стратегические направления оптимизации политики управления государственным долгом РФ

Сравнительный анализ моделей управления государственным долгом: Международный опыт

Мировая практика не дает единого ответа на вопрос, какой орган должен нести ответственность за управление государственным долгом. Существуют две основные модели:

Модель управления Страны-примеры Преимущества Недостатки
Управление Минфином (Казначейством) Россия, Чехия Прямая связь с бюджетным процессом и фискальной политикой. Единый центр принятия решений по доходам и расходам. Возможность возникновения конфликта с ЦБ по вопросам ставок и ликвидности.
Управление Центральным банком Канада, Дания, Исландия Профессионализм в работе с финансовыми рынками. Возможность более точной координации монетарной и долговой политики. Снижение прозрачности долговой политики. Риск подчинения монетарных целей фискальным.

В Российской Федерации исторически сложилась модель, при которой Минфин РФ осуществляет стратегическое управление и размещение долга, а ЦБ РФ выступает в роли генерального агента, обеспечивая техническое обслуживание. Эта система является сбалансированной, но требует постоянной и тесной координации действий. Опыт Канады, где Банк Канады управляет как денежным обращением, так и долговыми обязательствами правительства, показывает, что высокая степень интеграции может быть эффективной, но в условиях РФ это может привести к излишнему давлению на независимость ЦБ.

Методы управления государственным долгом и приоритеты политики Минфина РФ на 2026–2028 гг.

Для поддержания долговой устойчивости в мировой практике применяются следующие методы управления долгом:

  1. Рефинансирование: Выпуск новых займов для погашения старых. Является наиболее часто используемым методом.
  2. Консолидация: Изменение сроков займа, как правило, в сторону их увеличения (перевод краткосрочных обязательств в долгосрочные).
  3. Конверсия: Изменение условий займа (например, снижение процентной ставки).
  4. Унификация: Объединение нескольких займов в один.
  5. Реструктуризация: Комплексное изменение условий и сроков погашения, часто связанное с кризисными явлениями.

Приоритеты долговой политики Минфина РФ на 2026–2028 гг.:

Основной целью долговой политики Минфина РФ является сохранение долговой нагрузки на устойчивом уровне (не выше 20% ВВП).

Для достижения этой цели стратегия строится на следующих приоритетах:

  • Приоритет внутренних заимствований: Доля внутреннего долга будет сохранена на уровне выше 85% для минимизации валютных рисков и снижения зависимости от внешних рынков. В 2025 году внутренние заимствования планируются на уровне около 4 трлн рублей.
  • Минимизация использования ФНБ: Для покрытия дефицита бюджета в предстоящую трехлетку (2026–2028 гг.) планируется увеличить госзаимствования на 12,4 трлн руб., при этом траты из Фонда национального благосостояния (ФНБ) существенно сократятся. В 2027–2028 гг. траты из ФНБ на покрытие дефицита не предусмотрены.
  • Гибкое управление портфелем: Использование диверсифицированных инструментов (ОФЗ-ПД, ПК, ИН, АД) для оптимального распределения рисков и нагрузки на бюджет в будущем.

Методология оценки долговой устойчивости субъектов Российской Федерации

В рамках общей стратегии управления государственным долгом Минфин РФ проводит оценку долговой устойчивости субъектов Российской Федерации. Это критически важный инструмент для контроля за фискальной дисциплиной на региональном уровне. Методология регулируется статьей 107.1 БК РФ и соответствующими постановлениями Правительства РФ.

Оценка проводится ежегодно и классифицирует регионы на три группы: высокая, средняя и низкая устойчивость. По итогам 2025 года большинство регионов (69 из 89) были отнесены к группе с высокой устойчивостью.

Оценка основана на расчете четырех ключевых коэффициентов:

Коэффициент Формула и описание Допустимый порог (для высокой устойчивости) Функция
К1 Отношение объема государственного долга субъекта РФ к общему объему доходов бюджета (без учета безвозмездных поступлений). Не более 50% Оценка общей долговой нагрузки региона.
К2 Доля расходов на обслуживание долга в общем объеме расходов бюджета. Не более 5% Оценка стоимости обслуживания долга.
К3 Отношение суммы платежей по погашению и обслуживанию долга к налоговым, неналоговым доходам и дотациям. Не более 20% Оценка способности региона к своевременному выполнению обязательств.
К4 Доля краткосрочных долговых обязательств в общем объеме долга. Не более 30% Оценка рисков ликвидности и рефинансирования.

Тщательный мониторинг этих показателей позволяет Минфину применять санкции или ограничения на новые заимствования для регионов с низкой устойчивостью, обеспечивая системную финансовую стабильность в стране.

Рекомендации по минимизации рисков долгового бремени и повышению эффективности государственного кредита

На основе проведенного анализа, для повышения эффективности государственного кредита и минимизации рисков долгового бремени в РФ предлагаются следующие стратегические рекомендации:

  1. Снижение зависимости от внутреннего рынка в краткосрочной перспективе:
    • Прогнозный контроль: Разработать механизм более жесткого контроля за объемом госзаимствований в периоды ожидаемого роста ключевой ставки ЦБ РФ, чтобы снизить стоимость обслуживания долга.
    • Увеличение доли ОФЗ-ИН: В условиях сохраняющейся высокой инфляции увеличить долю облигаций с индексируемым номиналом (ОФЗ-ИН).

      Хотя это увеличивает номинальный долг, это позволяет Минфину привлекать средства по более низким реальным ставкам, снижая немедленную нагрузку на бюджет, характерную для ОФЗ-ПК в условиях жесткой ДКП.

  2. Противодействие эффекту вытеснения:
    • Инфраструктурные займы: Четко маркировать и направлять часть государственных заимствований исключительно на финансирование проектов, которые имеют высокий мультипликативный эффект и не конкурируют с частным сектором (например, фундаментальная инфраструктура).

      Это позволит создать «эффект привлечения» (crowding-in effect), стимулируя сопутствующие частные инвестиции.

    • Координация ДКП и ФП: Усилить институциональную координацию между Минфином и ЦБ РФ. Если фискальный импульс (рост расходов через госдолг) требует от ЦБ поддержания высокой ставки, необходимо пересмотреть стратегию заимствований в пользу более консервативного подхода, чтобы не создавать замкнутый круг дороговизны капитала.
  3. Повышение эффективности управления региональным долгом:
    • Стимулирование сокращения коммерческого долга: Продолжить политику замещения коммерческих кредитов субъектов РФ бюджетными кредитами, чтобы снизить процентные платежи регионов, тем самым освобождая ресурсы для инвестиций и социальных расходов.

Выводы и Заключительные положения

Государственный кредит в Российской Федерации представляет собой критически важный, но при этом сложный финансово-правовой институт, выполняющий функции централизации, регулирования и контроля. В современных условиях его роль сводится преимущественно к фискальной функции — финансированию дефицита бюджета, что подтверждается агрессивным ростом номинального объема долга, достигшего 26,84 трлн рублей по внутренним обязательствам на сентябрь 2025 года.

Ключевые выводы исследования:

  1. Теоретико-правовой фундамент: Государственный кредит РФ строго регламентирован Бюджетным кодексом РФ, который устанавливает четкие лимиты, включая верхний предел внутреннего долга (более 30,6 трлн руб. на 01.01.2026 г.).

    Организационная структура, включающая Минфин как эмитента и ЦБ РФ как генерального агента, обеспечивает стабильность и надежность долгового процесса.

  2. Долговая устойчивость и риски: Россия сохраняет низкий уровень долговой нагрузки относительно ВВП (~17%), что является сильной стороной. Однако структура долга, доминирующая внутренними заимствованиями (~86,1%), в сочетании с высокой ключевой ставкой ЦБ, приводит к серьезным макроэкономическим рискам.
  3. Макроэкономическое противоречие: Выявлен значительный эффект вытеснения (crowding-out effect). Наращивание госзаимствований для покрытия бюджетного дефицита усиливает инфляционный спрос, вынуждая ЦБ поддерживать высокую ключевую ставку. Это, в свою очередь, резко повышает стоимость обслуживания долга (рост в 1,5 раза в I пол. 2025 г.) и одновременно ограничивает доступ частного сектора к дешевым инвестиционным ресурсам, что тормозит структурную перестройку экономики.

Обобщение рекомендаций:

Оптимизация управления государственным кредитом требует перехода от простого покрытия дефицита к более активному использованию регулирующей функции. Это включает внедрение механизмов, направленных на снижение стоимости обслуживания долга, диверсификацию инструментов (увеличение доли ОФЗ-ИН), а также усиление координации между фискальной и денежно-кредитной политиками для минимизации негативного эффекта вытеснения частных инвестиций.

Список использованной литературы

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 04.08.2023) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3823. (Статья 103. Государственные (муниципальные) заимствования).
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410. (Статья 817. Договор государственного займа).
  3. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Cyberleninka. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-struktury-gosudarstvennogo-dolga-rossiyskoy-federatsii (Дата обращения: 09.10.2025).
  4. Госдолг России — TAdviser. URL: https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Госдолг_России (Дата обращения: 09.10.2025).
  5. Иванов, А. В. Сущность и функции государственного кредита / А. В. Иванов. — Текст : электронный // buklib.net. URL: https://buklib.net/books/37482/ (Дата обращения: 09.10.2025).
  6. МВФ понизил прогноз по госдолгу России до 19,9% ВВП в 2024 году // Expert.ru. URL: https://expert.ru/2024/04/16/mvf-ponizil-prognoz-po-gosdolgu-rossii-do-19-9-vvp-v-2024-godu/ (Дата обращения: 09.10.2025).
  7. Мировой опыт функционирования агентств по управлению государственным долгом // Rr-economic.ru. URL: https://rreconomic.ru/articles/mirovoj-opyt-funkcionirovaniya-agentstv-po-upravleniyu-gosudarstvennym-dolgom (Дата обращения: 09.10.2025).
  8. Особенности управления государственным долгом // Bseu.by. URL: https://www.bseu.by/russian/course8/course/course03/topic-3-3.htm (Дата обращения: 09.10.2025).
  9. Россия — Государственный долг к ВВП | 1999-2024 Данные | 2025-2027 прогноз // Trading Economics. URL: https://ru.tradingeconomics.com/russia/government-debt-to-gdp (Дата обращения: 09.10.2025).
  10. Силуанов Антон допустил рост госдолга России выше плана в 2025 году // Expert.ru. URL: https://expert.ru/2024/04/15/anton-siluanov-dopustil-rost-gosdolga-rossii-vyshe-plana-v-2025-godu/ (Дата обращения: 09.10.2025).
  11. Ставка Минфина: как рост госзаймов скажется на рынке облигаций // Forbes.ru. URL: https://www.forbes.ru/finansy/509059-stavka-minfina-kak-rost-goszaimov-skazetsa-na-rynke-obligacij (Дата обращения: 09.10.2025).
  12. Счетная палата: госдолг России вырос на 12,2% в 2023 году // Vedomosti.ru. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/news/2024/04/09/1030612-schetnaya-palata-gosdolg-rossii-viros-na-12-2 (Дата обращения: 09.10.2025).
  13. Эффект вытеснения // 1fin.ru. URL: https://1fin.ru/?id=449 (Дата обращения: 09.10.2025).
  14. ЭФФЕКТ ВЫТЕСНЕНИЯ (crowding-out effect), ПОТРЕБНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА В ЗАЙМАХ (public-sector borrowing requiriment (PSBR)) // Экономическая школа. URL: https://seinst.ru/page129/ (Дата обращения: 09.10.2025).

Оставьте комментарий

Капча загружается...