Денежно-кредитная политика Национального Банка Казахстана (2020–2025): Критический анализ эффективности инфляционного таргетирования в условиях глобальной и структурной нестабильности

Дипломная работа

Годовая инфляция в Казахстане достигла своего пика за последние годы в феврале 2023 года на уровне 21,3%.

Этот показатель, являющийся отражением кумулятивного воздействия глобальных логистических шоков, геополитической нестабильности и внутренних структурных дисбалансов, не просто обозначил серьезный макроэкономический вызов, но и поставил под сомнение эффективность режима инфляционного таргетирования (ИТ) Национального Банка Казахстана (НБ РК) в его текущей, «переходной» конфигурации. В условиях, когда инфляция более чем в четыре раза превышала целевой ориентир, критический анализ архитектуры, инструментария и ограничений монетарной политики становится не просто актуальным, но и методологически необходимым для обеспечения ценовой стабильности. И что из этого следует? Фактическое отставание от целевых показателей требует от регулятора не только повышения базовой ставки, но и стратегического пересмотра взаимодействия с фискальной политикой.

Введение в проблему и методологические основы исследования

Период 2020–2025 годов стал временем исключительной макроэкономической волатильности для Республики Казахстан. Пандемия COVID-19, геополитический кризис 2022 года и связанные с ним сбои в цепочках поставок, а также мощный импорт инфляции от ключевых торговых партнеров, потребовали от НБ РК максимальной гибкости и жесткости в реализации денежно-кредитной политики (ДКП).

Однако, несмотря на переход к режиму ИТ и решительное повышение базовой ставки, устойчивое снижение инфляции к целевым показателям так и не было достигнуто, что подчеркивает наличие глубоких, немонетарных структурных проблем, ослабляющих трансмиссионный механизм ДКП. По состоянию на середину 2025 года, годовая инфляция продолжала оставаться двузначной (11,8%), хотя для такой сырьевой экономики, как Казахстан, достижение устойчивой ценовой стабильности является ключевым условием диверсификации и привлечения долгосрочных инвестиций.

6 стр., 2542 слов

Роль евро в современной мировой валютной системе (2015–2025 гг.): ...

... кризис 2010–2012 гг., стали эмпирической проверкой применимости теории ОВА к ЭВС. Ярким примером структурной неоптимальности стала ситуация ... этом издержки, связанные с потерей суверенной денежно-кредитной политики. Классические критерии ОВА включают мобильность факторов производства ( ... гармонизацию: Критерий Требование Стабильность цен Уровень инфляции не должен превышать более чем на 1,5 ...

Цель работы: Провести исчерпывающий, критический анализ эффективности режима инфляционного таргетирования НБ РК в период 2020–2025 гг., выявить ключевые структурные ограничения и сформулировать обоснованные рекомендации для перехода к полноценному ИТ к 2030 году.

Задачи исследования:

  1. Описать текущую архитектуру ДКП и ее инструментарий.
  2. Проанализировать динамику инфляции и определить ее ключевые драйверы.
  3. Систематизировать структурные барьеры трансмиссионного механизма (фискальное доминирование, долларизация, импортная зависимость).
  4. Обосновать стратегические реформы, необходимые для повышения независимости и предсказуемости ДКП.

Теоретические основы режима инфляционного таргетирования (ИТ)

Инфляционное таргетирование — это современный режим ДКП, при котором центральный банк публично объявляет количественную цель по инфляции и берет на себя ответственность за ее достижение в среднесрочной перспективе.

Согласно классической теории (в частности, критериям Бенки-Фридмана и Б. Бернанке), полноценный режим ИТ (full-fledged IT) базируется на трех столпах:

  1. Институциональная независимость: Центральный банк должен быть свободен от политического давления, особенно в отношении фискальной политики.
  2. Прозрачность и коммуникация: Четкое, регулярное и понятное информирование рынка и населения о целях, решениях и прогнозах ДКП.
  3. Ответственность: Публичная подотчетность за достижение заявленной цели.

НБ РК ввел режим ИТ с 2015 года, утвердив его основу, известную как «четыре столпа» (с 2015 года): следование плавающему обменному курсу; использование процентной политики (базовой ставки) как главного инструмента; процесс принятия решений на основе системы макроэкономического анализа и прогнозирования; прозрачная коммуникация.

Тем не менее, НБ РК сам классифицирует свой режим как «переходный» или «light IT». Стратегия ДКП до 2030 года прямо указывает на наличие семи ключевых структурных ограничений, включая несбалансированную структуру экономики, высокую долларизацию и процикличную фискальную политику. Цель НБ РК — устранить эти барьеры и обеспечить устойчивое снижение инфляции до 5% в среднесрочной перспективе (к 2030 году).

Источниковая база и методы исследования

Данное исследование опирается на принцип методологической корректности и академической строгости.

Источники:

  • Официальные Годовые отчеты и Основные направления ДКП НБ РК за 2020–2025 гг.
  • Статистические данные Бюро национальной статистики РК (ИПЦ, ВВП).
  • Критические обзоры и страновые консультации Международного Валютного Фонда (МВФ, Статья IV) и Всемирного Банка (ВБ).

Методы исследования:

  1. Структурный анализ: Изучение архитектуры ДКП, ее целей и инструментария.
  2. Количественный анализ временных рядов: Анализ динамики инфляции, базовой ставки и обменного курса (2020–2025 гг.).
  3. Метод факторного анализа (качественный/декомпозиционный): Оценка вклада различных факторов (продовольствие, услуги, импорт) в общий уровень инфляции.
  4. Критический компаративный анализ: Сопоставление действий НБ РК с рекомендациями международных институтов и лучшими практиками центральных банков.

Архитектура денежно-кредитной политики НБ РК и ее инструментарий

Ключевой задачей ДКП в Казахстане является достижение ценовой стабильности, которая нашла свое отражение в Стратегии до 2030 года: поддержание годовой инфляции вблизи 5% в среднесрочном периоде. Эта цель является долгосрочным якорем для инфляционных ожиданий.

Текущая архитектура, несмотря на формальное следование принципам ИТ, сталкивается с рядом внутренних противоречий. НБ РК вынужден балансировать между официальной целью по инфляции и управлением финансовой стабильностью, а также сдерживанием волатильности на валютном рынке, что часто приводит к компромиссам и ослабляет доверие к режиму. Что же является наиболее важным нюансом, который здесь упускается? То, что любое отступление от принципа инфляционного таргетирования, пусть и вызванное необходимостью сглаживания волатильности, неизбежно подрывает главный актив центрального банка — его предсказуемость, что, в свою очередь, усложняет управление инфляционными ожиданиями.

Инструментарий процентной политики и его применение

Основным и наиболее оперативным инструментом НБ РК является базовая ставка, которая устанавливается с коридором +/- 1 п.п. Базовая ставка выступает в качестве номинального якоря и индикатора жесткости монетарных условий.

В ответ на эскалацию инфляции, которая переросла в двузначные значения в 2022–2023 годах, НБ РК был вынужден перейти к агрессивному циклу ужесточения.

Дата изменения Базовая ставка (%) Изменение (п.п.) Обоснование
Январь 2024 15,00% +0,25 Борьба с устойчиво высокими инфляционными ожиданиями.
Ноябрь 2024 15,25% +0,25 Необходимость сдерживания потребительского спроса и импорта инфляции.
Июль 2025 16,50% +1,25 Реакция на ускорение инфляционных процессов в I полугодии 2025 года и повышение регулируемых тарифов.

Поддержание базовой ставки на высоком уровне (15,25–16,5% в 2025 году) является критически важной, но и болезненной мерой. Жесткая процентная политика необходима для достижения двух ключевых целей: снижение инфляционных ожиданий (высокая ставка сигнализирует о решимости НБ РК вернуть инфляцию к цели, что стабилизирует ожидания экономических агентов) и предотвращение долларизации (жесткие монетарные условия делают сбережения в тенге более привлекательными, тем самым предотвращая давление на обменный курс и истощение золотовалютных резервов).

Однако, высокая ставка ограничивает кредитную активность и замедляет экономический рост, что постоянно вызывает критику со стороны Правительства и бизнеса.

Валютные операции и операции по стерилизации

В режиме плавающего обменного курса НБ РК минимизирует свое вмешательство на валютном рынке, ограничиваясь сглаживанием чрезмерной волатильности, чтобы не нарушать принципы ИТ. Тем не менее, в условиях высокой геополитической нестабильности (2022–2025 гг.) потребность в валютных интервенциях сохраняется.

Операции по стерилизации являются вторым по значимости инструментом ДКП и критически важны для операционного управления. НБ РК использует размещение краткосрочных нот (Ноты НБ РК) для изъятия избыточной ликвидности из банковской системы.

Цель стерилизации: Поддерживать межбанковскую процентную ставку в пределах коридора базовой ставки. Если ликвидности слишком много, банки могут кредитовать друг друга по ставкам ниже базовой, что фактически ослабляет монетарные условия, установленные НБ РК.

Объемы стерилизационных операций демонстрируют их масштаб: например, на аукционе 28-дневных нот НБ РК, состоявшемся 21 июля 2025 года, фактический объем размещения составил около 500 миллиардов тенге (499 999 999 970,03 тенге).

Эти операции эффективно сдерживают монетарные факторы инфляции, изымая из обращения значительные объемы средств. Однако, как будет показано ниже, усилия НБ РК часто нивелируются фискальной политикой.

Анализ эффективности ДКП и ключевые драйверы инфляции (2020–2025 гг.)

Оценка эффективности ДКП в рассматриваемый период является неоднозначной. С одной стороны, НБ РК продемонстрировал решимость, повысив базовую ставку до исторически высоких уровней. С другой стороны, фактические показатели инфляции на протяжении всего периода 2020–2025 гг. оставались значительно выше целевого коридора (вблизи 5%).

Динамика годовой инфляции и ее структура

После 2020 года инфляционное давление нарастало, достигнув своего апогея в феврале 2023 года.

Месяц/Год Годовая Инфляция (ИПЦ, %) Продовольственные товары (рост г/г, %) Вклад продовольствия в ИПЦ (п.п.) Базовая Ставка (%)
Февраль 2023 21,3% 26,2% ~10,0 16,75%
Январь 2025 8,9% 7,5% н/д 15,25%
Июнь 2025 11,8% 10,6% 4,389 15,25%
Июль 2025 11,8% н/д н/д 16,50%

Анализ структуры инфляции показывает, что инфляция в Казахстане носит выраженный немонетарный и структурный характер. На пике инфляции (февраль 2023 г.), продовольственные товары, рост которых составил 26,2%, внесли наибольший вклад в общий индекс. По итогам июня 2025 года, когда годовая инфляция составляла 11,8%, продовольственные товары, рост которых составил 10,6%, все еще обеспечивали значительный вклад в размере 4,389 процентных пункта.

Это доказывает, что инфляция в значительной степени определяется шоками предложения (неурожай, логистика, импорт, монополия), а не только избыточным монетарным спросом, который контролируется базовой ставкой. В таких условиях эффективность инструмента процентной политики снижается. Но если монетарные инструменты бессильны против инфляции предложения, стоит ли центральному банку продолжать агрессивное повышение ставки в ущерб экономическому росту?

Внутренние и внешние факторы инфляции

Ключевые драйверы инфляции в 2024–2025 гг. можно разделить на две группы:

1. Внешние факторы (Импорт инфляции)

Высокая зависимость Казахстана от импорта потребительских товаров, особенно из Российской Федерации (достигает 28% от общего объема импорта), делает экономику крайне уязвимой к внешним инфляционным шокам. Девальвация рубля, рост производственных издержек в странах-партнерах, а также нарушение логистических цепочек напрямую транслируются в рост цен на внутреннем рынке. Кроме того, высокая доля продовольствия и безалкогольных напитков в потребительской корзине (ИПЦ) — 37% — означает, что любое внешнее колебание цен на продукты питания сразу оказывает сильное давление на общий уровень инфляции.

2. Внутренние немонетарные факторы

  • Рост регулируемых тарифов: Значительный вклад в инфляцию 2024–2025 гг. внес рост цен на платные услуги, вызванный повышением регулируемых тарифов ЖКХ. Например, рост тарифов на холодную воду (+60,3% г/г в октябре 2024 г.) является шоком, который базовая ставка НБ РК не может контролировать.
  • Спрос, стимулируемый фискальной политикой: Как будет детально показано ниже, масштабные бюджетные расходы и трансферты из Национального фонда стимулируют совокупный спрос, который НБ РК пытается охладить, но безуспешно.

Критический разбор структурных ограничений трансмиссионного механизма (УИП)

Трансмиссионный механизм (УИП) — это система каналов, по которым изменение базовой ставки НБ РК влияет на конечную цель (инфляцию).

В Казахстане эффективность этого механизма критически ограничена структурными факторами, что и позволяет режиму ИТ оставаться в категории «light IT».

Фискальное доминирование и процикличная бюджетная политика

Ключевым препятствием для эффективной ДКП в Казахстане является фискальное доминирование, то есть ситуация, когда цели бюджетной политики ставятся выше целей ценовой стабильности, а масштабные государственные расходы нивелируют монетарное сдерживание.

Анализ объемов трансфертов из Национального фонда (НФ) в республиканский бюджет показывает процикличный характер фискальной политики, которая активно стимулирует спрос, даже когда экономика перегрета.

Год Общий объем изъятия средств из НФ (трлн KZT) Гарантированный трансферт в бюджет (трлн KZT)
2024 >6,0 5,6
2025 (Утвержденный) н/д 2,0

В 2024 году общий объем изъятия средств превысил 6 триллионов тенге. Даже если гарантированный трансферт на 2025 год утвержден на уровне 2,0 трлн тенге, общий объем бюджетных расходов остается огромным.

Критическое сопоставление: НБ РК в июле 2025 года изымает из системы около 500 миллиардов тенге через краткосрочные ноты, чтобы охладить ликвидность и сдержать инфляцию. В то же самое время, Правительство вливает в экономику триллионы тенге через трансферты и масштабные госпрограммы. Это создает мощное стимулирование совокупного спроса.

Вывод о фискальном доминировании: Объем фискальных стимулов в разы превосходит усилия НБ РК по стерилизации. Работа регулятора становится схожей с попыткой «наполнить дырявое ведро»: НБ РК вычерпывает ликвидность через ставку и ноты, но фискальный канал постоянно ее восполняет, поддерживая инфляционное давление. Именно поэтому, скоординированная бюджетная консолидация является императивом.

Долларизация и зависимость от импорта

Второй комплекс структурных ограничений связан с высокой зависимостью экономики от иностранных валют и импорта.

Долларизация

Исторически высокий уровень долларизации (69% депозитов в 2015 году) серьезно ограничивал эффективность процентного канала. Когда население и бизнес предпочитают хранить сбережения в иностранной валюте, изменение базовой ставки на тенговые депозиты оказывает слабое влияние на их сберегательные и инвестиционные решения.

НБ РК добился значительного прогресса в дедолларизации: к первой половине 2025 года долларизация депозитов физических лиц снизилась до 23,1%, что является исторически минимальным и «комфортным» уровнем. Однако дальнейшее снижение затруднено. Уровень 20-25% часто считается «естественной» долларизацией для развивающейся экономики, зависящей от экспорта сырья и крупного импорта. Для достижения более низких показателей необходимы глубокие реформы финансового рынка, обеспечивающие надежные и долгосрочные тенговые активы, а также устранение хронического недоверия населения к национальной валюте.

Уязвимость к импортной инфляции

Высокая доля импорта в потреблении, особенно продовольственных товаров (37% веса в ИПЦ), означает, что значительная часть инфляции не поддается контролю НБ РК. Базовая ставка может влиять на спрос и кредит, но она бессильна против роста цен на импортируемые товары, вызванного внешними шоками или девальвацией валют торговых партнеров. Это еще раз подтверждает, что в Казахстане преобладает инфляция издержек и предложения, а не инфляция спроса.

Стратегические реформы и перспективы перехода к полноценному ИТ

Переход к полноценному режиму ИТ (full-fledged IT) является не только монетарной, но и общеэкономической задачей, требующей скоординированных действий Правительства и НБ РК по устранению структурных барьеров.

Рекомендации международных финансовых институтов (МВФ, ВБ)

Международные финансовые институты в 2024–2025 гг. положительно оценили усилия НБ РК по стабилизации банковского сектора, но указали на необходимость смещения акцента с монетарной на фискальную и структурную политику.

Ключевые рекомендации МВФ/ВБ:

Сфера Рекомендация Цель
Фискальная политика Реформы, направленные на повышение доверия к налогово-бюджетной политике и ее координацию с ДКП. Жесткое сокращение процикличных расходов. Устранение фискального доминирования, снижение давления на совокупный спрос.
Структурные реформы Ускорение реформ по диверсификации экономики, снижение доли государства и сырьевой зависимости. Снижение уязвимости к внешним шокам и импортной инфляции.
Государственное управление Укрепление системы государственного управления и совершенствование мер регулирования рынка труда и товаров. Повышение производительности, снижение монопольных факторов инфляции.
ДКП Строгое соблюдение принципов полноценного режима ИТ до приближения инфляции к целевому показателю (прогноз МВФ: 7,5–8,0% в 2025 г.). Повышение предсказуемости и доверия к НБ РК.

Эксперты МВФ четко обозначили, что пока фискальная политика остается процикличной и не скоординированной с монетарной, усилия НБ РК будут ограничены.

Перспективы и меры по устранению структурных барьеров

Для завершения перехода к режиму «full-fledged IT» и достижения инфляции 5% к 2030 году необходим комплекс мер, направленных на устранение структурных барьеров.

1. Повышение независимости и предсказуемости НБ РК

  • Усиление коммуникации: НБ РК должен совершенствовать коммуникацию, чтобы четко отделять монетарные факторы инфляции от немонетарных (тарифы, импорт).

    Это повысит доверие рынка и позволит избежать необоснованных требований по снижению ставки.

  • Строгое следование принципам ИТ: НБ РК должен минимизировать валютные интервенции (за исключением случаев угрозы финансовой стабильности), чтобы укрепить принцип плавающего курса и снизить спекулятивные ожидания.

2. Снижение фискального доминирования

Это самая сложная, но критически важная реформа.

  • Ограничение трансфертов из НФ: Необходимо законодательно ограничить объемы гарантированных и целевых трансфертов из Национального фонда, привязав их к четким макроэкономическим правилам (например, к несырьевому дефициту бюджета), чтобы обеспечить контрцикличный характер фискальной политики.
  • Бюджетная консолидация: Снижение масштабов бюджетных расходов, не направленных на повышение производительности, для ослабления давления на совокупный спрос.

3. Дальнейшая дедолларизация и диверсификация

Для снижения долларизации ниже «естественного» уровня (20–25%) необходимы реформы по развитию рынка капитала, созданию долгосрочных, надежных тенговых финансовых инструментов (например, корпоративных облигаций с низким риском), что позволит населению и бизнесу диверсифицировать свои сбережения вне иностранной валюты.

Заключение и выводы

Проведенный анализ подтверждает, что денежно-кредитная политика Национального Банка Казахстана в период 2020–2025 гг. проводилась в режиме инфляционного таргетирования, но ее эффективность в достижении цели по ценовой стабильности была недостаточной. НБ РК продемонстрировал решительность в ужесточении монетарных условий, подняв базовую ставку до 16,5% (июль 2025 г.), что было необходимо для сдерживания инфляционных ожиданий и предотвращения эскалации долларизации.

Однако ключевой вывод заключается в том, что ДКП НБ РК оказалась неспособна обеспечить устойчивое снижение инфляции до целевых 5% из-за мощного воздействия структурных, немонетарных факторов. Основные ограничения включают:

  1. Фискальное доминирование: Проводимая Правительством процикличная бюджетная политика, выражающаяся в масштабных трансфертах из Национального фонда (2.0–6.0+ трлн тенге), нейтрализует усилия НБ РК по стерилизации (500 млрд тенге нот), поддерживая избыточный совокупный спрос.
  2. Инфляция предложения: Высокая доля продовольственных товаров (37% в ИПЦ) и зависимость от импорта, а также рост регулируемых тарифов (ЖКХ), делают экономику уязвимой к шокам издержек, на которые базовая ставка оказывает ограниченное влияние.

Для завершения перехода к полноценному режиму ИТ к 2030 году, как это заложено в Стратегии ДКП, необходим системный подход. В первую очередь, требуются скоординированные усилия по ужесточению фискальной политики и реализации структурных реформ (сокращение доли государства, улучшение госуправления), как это рекомендовано МВФ. Только устранение структурных барьеров позволит трансмиссионному механизму заработать в полную силу и обеспечит устойчивое возвращение инфляции к целевому коридору.

Список использованной литературы

  1. Бертаева К.Ж. Казахстанский валютный рынок: этапы формирования и тенденции развития в условиях глобализации мирового валютного рынка. Алматы: Ценные бумаги, 2005.
  2. Байназаров Г.Б. Инструмент независимости. Алматы: Анактап, 2003.
  3. В январе 2025 года Международный валютный фонд (МВФ) и Всемирный Банк (В).

    URL: https://halykfinance.kz (дата обращения: 08.10.2025).

  4. Дедолларизация в Казахстане идет уже много лет: вот к чему она привела. URL: https://digitalbusiness.kz (дата обращения: 08.10.2025).
  5. Деньги Кредит Банки / О.И. Лаврушин. Москва: Кнорус, 2004.
  6. Долларизация депозитов обновила исторический минимум. URL: https://nationalbank.kz (дата обращения: 08.10.2025).
  7. Закон Республики Казахстан от 31 августа 1995 г. «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 20.02.2006 г.).
  8. Закон Республики Казахстан от 24.12.96. «О валютном регулировании». // Бюллетень бухгалтера, №3, январь 1997.
  9. Закон РК от 30 марта 1995 г. №2155 «О национальном Банке Республики Казахстан» (с изменениями и дополнениями).
  10. Зейнельгабдин А.Б. Финансовая система: экономическое содержание и механизм использования. Алматы: Каржы-Каражат, 1995.
  11. Инфляционная головоломка: чего ждать в 2025 году. URL: https://inform.kz (дата обращения: 08.10.2025).
  12. Инфляция в Казахстане перестала расти впервые с начала года. URL: https://orda.kz (дата обращения: 08.10.2025).
  13. Как базовая ставка влияет на долларизацию депозитов. URL: https://kursiv.media (дата обращения: 08.10.2025).
  14. Казахстан: Заключительное заявление миссии по итогам консультаций 2024 года в соответствии со Статьей IV. URL: https://imf.org (дата обращения: 08.10.2025).
  15. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. Москва: Республика, 1993.
  16. Макроэкономический отчет за 1 полугодие 2025 года. URL: https://halykfinance.kz (дата обращения: 08.10.2025).
  17. Миссия МВФ завершает визит в Казахстан. URL: https://imf.org (дата обращения: 08.10.2025).
  18. Основные направления денежно-кредитной политики на 2008-2009 годы. Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 24 декабря 2007 года №146.
  19. Обзор монетарной политики. URL: https://halykfinance.kz (дата обращения: 08.10.2025).
  20. По итогам первой половины 2025 года объём депозитов населения превысил 25 триллионов тенге. URL: https://kdif.kz (дата обращения: 08.10.2025).
  21. Постановление Правления Агенства РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 30 сентября 2005 г. №358 «Инструкция о нормативных значенияхи методике расчетов пруденциальных нормативов для БВУ».
  22. Правила об условиях и минимальных требованиях к порядку предоставления информации поставщиками информации, о порядке оформления согласия субъектов кредитных историй на предоставление информации о них в кредитные бюро, оформления согласия на выдачу кредитного отчета и об условиях и порядке предоставления кредитного отчета от 21 августа 2004 года N 250.
  23. Правила о минимальных резервных требованиях. Утверждены Постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 27 мая 2006 года №38.
  24. Примененные меры. URL: https://nationalbank.kz (дата обращения: 08.10.2025).
  25. Продуктовая инфляция в РК ниже, чем в ЕАЭС, но общая все еще высокая. URL: https://halykfinance.kz (дата обращения: 08.10.2025).
  26. Почему инфляция в Казахстане выше, чем в воюющей России? URL: https://caravan.kz (дата обращения: 08.10.2025).
  27. Режим и цель денежно-кредитной политики. URL: https://nationalbank.kz (дата обращения: 08.10.2025).
  28. Республика Казахстан. Энциклопедический справочник / А.Н. Нысанбаев. Алматы: Казак энциклопедиясы, 2001.
  29. Сагадиев К.А. Экономика Казахстана: очерки актуальных проблем. Алматы, 2004.
  30. С 14 июля 2025 года базовая ставка на уровне 16,5% годовых. URL: https://cdb.kz (дата обращения: 08.10.2025).
  31. Стратегии денежно-кредитной политики до 2030 года. URL: https://nationalbank.kz (дата обращения: 08.10.2025).
  32. Таттимбетова Ж.К. Учебно-методический комплекс для дистанционного обучения по дисциплине: Денежно-кредитное регулирование экономики. Караганда, 2009.
  33. Тенге / Хайрула Габжалилов. Алматы: Алматыктап, 2003.
  34. Учетная ставка установлена на уровне 15,25% с января 2025 г. URL: https://mybuh.kz (дата обращения: 08.10.2025).
  35. 10 лет тенге / Айманбетова Г.З. Алматы: ПрессАТАше, 2003.