Денежно-кредитная политика Банка России в условиях структурной трансформации: критическая оценка эффективности и стратегические рекомендации (2015–2025 гг.)

Дипломная работа

Введение

С момента перехода Банка России (БР) к режиму инфляционного таргетирования (ИТ) в 2015 году, отечественная денежно-кредитная политика (ДКП) претерпела значительную эволюцию, направленную на повышение ценовой стабильности. Однако, несмотря на успех первоначального заякоривания инфляции (2017–2020 гг.), период 2021–2025 годов ознаменовался серией беспрецедентных внешних и внутренних шоков, которые поставили под сомнение не только способность ДКП достигать заявленных целей, но и адекватность ее текущего инструментария в условиях структурной трансформации экономики.

Приоритет №1: Релевантный Факт.

По итогам 2024 года годовая инфляция в России составила 9,52%, что более чем вдвое превышает установленную Банком России количественную цель в 4%. Этот устойчивый и продолжительный отрыв от таргета, наряду с кардинальным пересмотром оценки нейтральной ставки до 7,5–8,5% в середине 2024 года, не просто отражает макроэкономическую волатильность, но сигнализирует о глубоких структурных проблемах, которые не могут быть решены исключительно монетарными средствами.

Актуальность темы обусловлена необходимостью критического осмысления эффективности ДКП в условиях устойчивого инфляционного давления, вызванного сочетанием проинфляционной фискальной политики, структурного дефицита кадров и ограниченности производственных мощностей. Исследование трансформации операционной процедуры и оценка реальной силы трансмиссионного механизма (ТМ) в новых реалиях с 2022 года имеют решающее значение для разработки рекомендаций по повышению устойчивости и предсказуемости российской макроэкономической политики, что является ключевым условием для возобновления долгосрочного роста.

Объектом исследования выступает денежно-кредитная политика Российской Федерации, реализуемая Банком России.

Предметом исследования является механизм формирования, инструменты и оценка эффективности ДКП Банка России в период с 2015 по 2025 год.

Цель работы — разработка актуализированного и критически осмысленного комплекса рекомендаций по повышению эффективности ДКП Банка России в условиях структурной трансформации и устойчивого превышения инфляционного таргета.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Систематизировать теоретические основы режима гибкого инфляционного таргетирования применительно к российской экономике.
  2. Детализировать современный инструментарий и операционную процедуру ДКП, включая трансформацию механизма предоставления ликвидности (Основной Механизм / Дополнительный Механизм).
  3. Провести глубокий анализ фактической динамики инфляции, инфляционных ожиданий и пересмотра нейтральной ставки в период 2018–2025 гг.
  4. Критически оценить роль ключевых немонетарных факторов (фискальная политика, структурные ограничения) в ограничении действенности ДКП.
  5. Разработать практические рекомендации по координации ДКП с бюджетной и структурной политикой для обеспечения ценовой стабильности и устойчивого роста.

Структура работы соответствует поставленным задачам и включает три главы: теоретико-методологическую базу, аналитическую оценку эффективности и разработку рекомендаций.

6 стр., 2836 слов

Денежно-кредитная политика Национального Банка Казахстана (2020–2025): ...

... Провести исчерпывающий, критический анализ эффективности режима инфляционного таргетирования НБ РК в период 2020–2025 гг., выявить ... наличие глубоких, немонетарных структурных проблем, ослабляющих трансмиссионный механизм ДКП. По состоянию на середину 2025 ... контролируется базовой ставкой. В таких условиях эффективность инструмента процентной политики снижается. Но если монетарные инструменты ...

Глава 1. Теоретико-методологические основы денежно-кредитной политики Центрального банка

1.1. Эволюция целей и принципов ДКП: переход к режиму инфляционного таргетирования

История российской ДКП после распада СССР была отмечена поиском устойчивого якоря, что привело к смене нескольких режимов: от таргетирования денежной массы до фактического таргетирования обменного курса. Переход к стратегии гибкого инфляционного таргетирования (ИТ) в 2015 году стал знаковым этапом, знаменующим отказ от попыток прямого управления курсом рубля и переход к фокусировке на ценовой стабильности.

В соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», основная цель ДКП — защита и обеспечение устойчивости рубля. Эта цель достигается через поддержание ценовой стабильности, которая, по убеждению Банка России, является необходимым условием для сбалансированного и устойчивого экономического роста.

Количественная цель по инфляции установлена на постоянной основе в виде точечного значения «вблизи 4%» годового темпа прироста потребительских цен (ИПЦ).

Выбор именно 4% был обусловлен несколькими факторами: необходимостью обеспечить запас прочности против дефляции, учесть особенности российской статистики и специфику высокой волатильности цен на ряд товаров (администрируемые тарифы, сезонные продукты).

Гибкость режима ИТ (Flexible Inflation Targeting) означает, что Центральный банк, хотя и нацелен на достижение таргета, не игнорирует макроэкономическую стабилизацию в целом. Достичь цели в среднесрочном периоде (3–6 кварталов) позволяет ему минимизировать отклонения выпуска от его потенциала (Output Gap) при условии сближения инфляции с целью.

Характеристика Режим инфляционного таргетирования (с 2015 г.)
Главный якорь Инфляция (ценовая стабильность)
Количественная цель 4% годового прироста ИПЦ
Основной инструмент Ключевая ставка
Гибкость Учет отклонения выпуска от потенциала (Output Gap)
Коммуникация Высокая прозрачность решений, публикация прогнозов

Важнейшим достижением этого режима стало заякоривание инфляционных ожиданий. В период 2017–2020 годов годовая инфляция действительно колебалась в диапазоне 2,2%–5,5%, что свидетельствовало о восстановлении доверия к политике БР. Однако, как будет показано в Главе 2, последующие шоки 2021–2024 гг. привели к дезаякориванию ожиданий, что потребовало от БР проявления дополнительной жесткости и критической переоценки собственных методологических установок, в частности, в отношении нейтральной ставки.

1.2. Инструментарий ДКП Банка России и трансформация операционной процедуры

Операционная процедура ДКП Банка России направлена на управление ликвидностью банковского сектора для поддержания ставок денежного рынка вблизи ключевой ставки, которая является основным инструментом воздействия на экономику.

Ключевая ставка — процентная ставка, по которой Банк России предоставляет ликвидность кредитным организациям в рамках операций регулирования ликвидности на срок одна неделя. Она служит ориентиром для формирования краткосрочных ставок.

Операционная цель ДКП реализуется через процентный коридор, который ограничивает колебания ставок денежного рынка (например, ставки RUONIA) вокруг ключевой ставки. Этот коридор формируется ставками по операциям постоянного действия:

  • Нижняя граница: Ставка по депозитным операциям БР.
  • Верхняя граница: Ставка по кредитам овернайт.

Трансформация механизма предоставления ликвидности (ОМ и ДМ):
С 16 октября 2023 года Банк России провел важную трансформацию операционной процедуры, разделив стандартный механизм предоставления ликвидности на два уровня: Основной механизм (ОМ) и Дополнительный механизм (ДМ). Это изменение стало ответом на возросшую волатильность и потребность в более тонкой настройке управления ликвидностью.

Механизм Цель Ставка (относительно Ключевой Ставки) Срок
Основной Механизм (ОМ) Реализация целей ДКП, управление ликвидностью в стандартном режиме. Ключевая ставка + 1,00 п. п. До 30 дней
Дополнительный Механизм (ДМ) Предоставление средств при возникновении временных трудностей у отдельных банков. Ключевая ставка + 1,75 п. п. До 180 дней

В условиях высокой волатильности, как это произошло в марте 2022 года, гибкость инструментария Банка России (экстренное повышение ключевой ставки, оперативное проведение аукционов «тонкой настройки») позволила быстро купировать панические настроения и устранить структурный дефицит ликвидности, продемонстрировав операционную эффективность.

1.3. Каналы трансмиссионного механизма ДКП и особенности их проявления в российской экономике

Трансмиссионный механизм (ТМ) ДКП — это сложная система каналов, по которым изменение ключевой ставки ЦБ воздействует на конечные макроэкономические переменные (совокупный спрос, инфляцию).

  1. Процентный канал (Interest Rate Channel): Изменение ключевой ставки напрямую влияет на ставки межбанковского рынка, а затем на ставки по кредитам и депозитам для нефинансового сектора. Рост ставки делает кредиты дороже, стимулирует сбережения, снижает инвестиции и потребление, тем самым ограничивая совокупный спрос и инфляцию.
  2. Канал обменного курса (Exchange Rate Channel): Повышение ключевой ставки приводит к росту привлекательности рублевых активов, притоку капитала (при отсутствии жестких ограничений) и, как следствие, к укреплению национальной валюты. Укрепление рубля снижает стоимость импорта, что оказывает дезинфляционное воздействие. Однако, в условиях санкций и ограничений на трансграничные потоки капитала (после 2022 года), эффективность валютного канала снизилась, а лаги его действия удлинились.
  3. Канал кредита (Credit Channel): Этот канал действует через влияние ставки на условия кредитования и финансовое положение заемщиков.
    • Балансовый подканал: Рост ставки ухудшает финансовое положение заемщиков, снижает их кредитный рейтинг и способность привлекать средства.
    • Банковский подканал: Ужесточение ДКП может сокращать объемы ликвидности, доступной банкам для кредитования.
  4. Канал инфляционных ожиданий (Expectations Channel): Коммуникационная политика Банка России, разъяснение целей и прогнозов, влияют на ожидания экономических агентов. Если население и бизнес верят, что ЦБ вернет инфляцию к цели 4%, они будут закладывать эту цифру в свои ценовые и зарплатные решения, что само по себе стабилизирует инфляцию.

Особенности ТМ в России:

По оценкам Банка России, влияние изменения ключевой ставки на инфляцию проявляется с временным лагом, составляющим в среднем 3–6 кварталов. Это означает, что решения принимаются на опережение, на основе среднесрочного макроэкономического прогноза. Почему же, несмотря на опережающий характер решений, цель по инфляции остается недостижимой?

Ключевые ограничения эффективности ТМ в России:

  • Слаборазвитость финансовых рынков: Ограниченная ликвидность и узость рынка корпоративных ценных бумаг снижают охват процентного канала.
  • Высокая доля административно регулируемых цен и тарифов: Снижает чувствительность ИПЦ к монетарным инструментам.
  • Сильное влияние немонетарных шоков: Структурные ограничения предложения могут полностью нивелировать эффект от ужесточения ДКП.

Глава 2. Анализ эффективности ДКП Банка России и функционирования трансмиссионного механизма (2018–2025 гг.)

2.1. Динамика макроэкономических показателей и фактическое достижение цели по инфляции

Критическая оценка эффективности ДКП требует анализа фактического отклонения годовой инфляции от целевого значения 4%.

В период 2017–2020 годов ДКП оценивалась как успешная, позволившая заякорить ожидания. Однако, начиная с 2021 года, на фоне постпандемийного восстановления, глобального всплеска цен и последующих геополитических шоков, инфляция устойчиво превышает таргет.

Год Годовая инфляция (ИПЦ, дек. к дек.) Цель Банка России Отклонение от цели
2021 8,39% 4,0% +4,39 п. п.
2022 11,94% 4,0% +7,94 п. п.
2023 7,42% 4,0% +3,42 п. п.
2024 (Прогноз/Факт) 9,52% 4,0% +5,52 п. п.

Источники: Росстат, Банк России.

Неспособность Банка России достичь цели по инфляции несколько лет подряд указывает на то, что воздействие проинфляционных шоков (как спросовых, так и шоков предложения) оказалось сильнее монетарного противодействия. И что из этого следует? Это означает, что для достижения таргета в будущем требуются либо гораздо более длительные периоды жесткой политики, либо (что более вероятно) устранение немонетарных источников инфляции, исходящих от фискальной политики и структурных узких мест.

Особое внимание следует уделить базовой инфляции, которая исключает административные и сезонные факторы. По состоянию на октябрь 2024 года, годовая инфляция составила 8,63%, при этом показатель базовой инфляции также находился на уровне выше 8% с апреля 2024 года. Устойчиво высокий уровень базовой инфляции является тревожным сигналом, поскольку он свидетельствует о широком распространении инфляционного давления по всем сегментам экономики и сильном влиянии спросовых факторов, в то время как монетарные инструменты наиболее эффективны именно против спроса.

Инфляционные ожидания остаются дезаякоренными. Ожидаемая аналитиками инфляция на конец 2024 года составляла 7,7%, что значительно выше таргета. Сохранение высоких ожиданий подрывает эффективность канала ожиданий ТМ, вынуждая ЦБ поднимать ставку до более высоких уровней для компенсации недоверия.

2.2. Оценка нейтральной процентной ставки как индикатора "перегрева" экономики

Одним из наиболее критичных событий 2024 года, отражающим системные изменения в российской экономике, стало повышение оценки номинальной нейтральной процентной ставки Банком России.

Нейтральная ставка (r*) — это теоретический уровень реальной ставки, при котором экономика находится в состоянии равновесия (выпуск равен потенциальному, а инфляция — таргету).

Номинальная нейтральная ставка (i*) рассчитывается по формуле:

i* = r* + π*

где r* — Реальная нейтральная ставка, а π* — Целевая инфляция (4%).

Критический анализ:

До июля 2024 года Банк России оценивал долгосрочную номинальную нейтральную ставку в диапазоне 6,0–7,0% (при реальной ставке 2,0–3,0% и таргете 4%).

В июле 2024 года Банк России пересмотрел свою оценку, повысив ее на 1,5 п. п. до диапазона 7,5–8,5%.

Показатель Оценка до июля 2024 г. Оценка после июля 2024 г. Изменение
Номинальная нейтральная ставка (i*) 6,0–7,0% 7,5–8,5% +1,5 п. п.
Реальная нейтральная ставка (r*) 2,0–3,0% 3,5–4,5% +1,5 п. п.

Значение пересмотра:

Повышение оценки нейтральной ставки на 1,5 п. п. является фундаментальным сигналом, имеющим два ключевых значения: признание структурного «перегрева» и необходимость долгосрочной жесткости ДКП.

  1. Признание структурного «перегрева»: Рост нейтральной ставки означает, что экономика требует более высокого уровня реальной стоимости денег для достижения равновесия. Это напрямую связано с увеличением инвестиционного и потребительского спроса, который превышает потенциал предложения (см. Глава 3).
  2. Необходимость долгосрочной жесткости ДКП: Чтобы вернуть инфляцию к 4%, Банк России должен удерживать текущую ключевую ставку значительно выше новой нейтральной ставки (т. е. в зоне жесткой ДКП) в течение более длительного времени, чем предполагалось ранее.

Кроме того, высокие инфляционные ожидания аналитиков на более длительном горизонте (медиана ожиданий по нейтральной ставке 8,0% в сентябре 2025 года) подтверждают, что рынок уже заложил более высокий уровень равновесных ставок.

2.3. Влияние структурного профицита/дефицита ликвидности на эффективность операционной процедуры

Операционная процедура ДКП тесно связана с управлением структурным состоянием ликвидности банковского сектора.

Структурный профицит ликвидности означает, что у банков в целом имеется избыток средств на корсчетах в ЦБ. В таких условиях ЦБ должен абсорбировать ликвидность (например, через депозитные аукционы), чтобы ставки денежного рынка не опускались ниже ключевой ставки.

Российская банковская система находилась в структурном профиците с 2017 года. Однако в 2023 году ситуация начала меняться. Влияние роста бюджетных расходов и финансирования бюджетного дефицита привело к увеличению спроса на ликвидность, что существенно сократило профицит.

Период Структурный Профицит Ликвидности Влияние на операционную процедуру
До 2023 г. Высокий (до 4 трлн руб. в пиковые моменты) ЦБ активно абсорбирует ликвидность, используя депозитные аукционы.
Конец 2023 г. Существенное сокращение (прогноз 0,5–1,2 трлн руб.) Уменьшение необходимости в абсорбировании ликвидности; повышение внимания к аукционам рефинансирования.

Сокращение профицита ликвидности означает, что в будущем Банк России, возможно, будет чаще переходить к режиму структурного дефицита, в котором основным инструментом становится не привлечение средств, а их предоставление (через аукционы РЕПО).

Эта динамика требует от Банка России постоянной «тонкой настройки» (fine-tuning) операционных инструментов для обеспечения того, чтобы ставки денежного рынка оставались точно вблизи ключевой ставки и в пределах процентного коридора.

Глава 3. Структурные ограничения и стратегические рекомендации по повышению эффективности ДКП

3.1. Немонетарные факторы инфляции: фискальная политика и внешнеэкономические условия

Эффективность ДКП в России критически ограничивается мощными немонетарными факторами, на которые монетарные инструменты оказывают лишь косвенное или отложенное влияние. В условиях конфликта политик, когда фискальные стимулы перекрывают монетарное сдерживание, какова реальная сила одного лишь монетарного регулятора?

1. Фискальная политика и проинфляционные риски:

Фискальная политика, особенно в части финансирования бюджетного дефицита, выступает мощным источником проинфляционных рисков. Расширение бюджетных расходов, особенно направленных на стимулирование спроса (например, социальные выплаты, рост государственных закупок), ведет к увеличению денежной массы и росту совокупного спроса. Если этот спрос не может быть удовлетворен внутренним предложением (из-за структурных ограничений), возникает устойчивое инфляционное давление.

В условиях, когда фискальная политика остается мягкой (стимулирующей), Банку России приходится проводить чрезвычайно жесткую монетарную политику, чтобы компенсировать проинфляционный импульс бюджета. Это создает классический конфликт политик, снижающий общую эффективность макроэкономического управления.

2. Внешнеэкономические условия и санкции:

Введение масштабных внешних торговых и финансовых ограничений с 2022 года кардинально изменило условия функционирования экономики.

  • Логистические издержки: Нарушение традиционных логистических цепочек и необходимость переориентации поставок на «дружественные» страны привели к росту транспортных издержек, которые перекладываются на конечного потребителя (Cost-push inflation).
  • Ограничение импорта: Сокращение доступа к технологиям и оборудованию ограничивает инвестиции и модернизацию, что ведет к ограниченности производственных мощностей (см. 3.2).

3.2. Роль дефицита кадров и ограниченности производственных мощностей как ключевых проинфляционных факторов

Наиболее острые немонетарные ограничения эффективности ДКП в России с 2023 года связаны с состоянием рынка труда и предложения.

Дефицит кадров:

Проблема на рынке труда достигла рекордных масштабов. По данным на 2024 год, российским компаниям не хватало около 2,2 млн работников (7,6% от общего числа).

Около 69% предприятий испытывали дефицит кадров.

  • Механизм влияния на инфляцию: Острый дефицит рабочей силы вынуждает компании повышать заработную плату, чтобы удержать и привлечь сотрудников. Этот рост зарплат, не подкрепленный соответствующим ростом производительности труда, приводит к росту издержек производства, который немедленно перекладывается в цены. Это создает устойчивую спираль «зарплата-цены». ДКП не может напрямую решить проблему структурного дефицита труда.

Ограниченность производственных мощностей:

Высокий уровень загрузки производственных мощностей в обрабатывающей промышленности (в условиях активного роста внутреннего спроса, стимулируемого бюджетом) означает, что экономика не может быстро нарастить предложение для удовлетворения спроса.

  • Механизм влияния на инфляцию: Если спрос растет, а предложение — нет, предприятия начинают повышать цены, используя свою рыночную власть. Повышение ключевой ставки может лишь охладить спрос, но не устраняет узкие места в предложении (например, дефицит импортных комплектующих или отсутствие внутренних мощностей).

Эти структурные факторы формируют инфляцию издержек и структурную инфляцию, которая не поддается стандартным монетарным методам. В этой ситуации чрезмерное ужесточение ДКП может привести к ненужному замедлению экономического роста без достижения таргета по инфляции, поскольку инфляция обусловлена не спросом, а дефицитом предложения.

3.3. Рекомендации по координации ДКП с бюджетной и структурной политикой

Для повышения эффективности ДКП Банка России и обеспечения устойчивого возвращения инфляции к цели 4% необходим комплексный подход, основанный на тесной координации монетарной, фискальной и структурной политики. Именно координация действий властей является решающим условием успеха.

1. Координация с фискальной политикой:

  • Синхронизация целей: Необходимо достичь лучшей синхронизации целей фискальной политики (поддержание роста) и ДКП (ценовая стабильность).

    Фискальный импульс должен быть более умеренным и, по возможности, направлен на устранение структурных узких мест, а не на недифференцированное стимулирование совокупного спроса.

  • Усиление Бюджетного Правила: Пересмотр и ужесточение бюджетного правила в части определения уровня структурного дефицита, который может быть профинансирован без создания чрезмерного проинфляционного давления.

2. Меры по устранению структурных ограничений (в ведении Правительства РФ):

  • Адресные инвестиции в мощности: Разработка программ стимулирования инвестиций в сектора, где наблюдается максимальная загрузка мощностей и ограниченность предложения, для расширения производственного потенциала.
  • Стимулирование рынка труда: Целевые программы по повышению производительности труда, переквалификации кадров и снижению структурного дефицита рабочей силы, а также меры по повышению мобильности трудовых ресурсов.

3. Повышение эффективности ДКП (в ведении Банка России):

  • Усиление коммуникационной политики: В условиях дезаякоренных ожиданий Банк России должен еще более активно и прозрачно объяснять логику своих действий, особенно в отношении решения о повышении оценки нейтральной ставки. Четкое информирование о сроках возвращения инфляции к 4% (даже если это потребует более длительного горизонта) критически важно.
  • Использование макропруденциального инструментария: Банк России может использовать макропруденциальные инструменты (например, лимиты на ПДН — предельную долговую нагрузку) для адресного охлаждения наиболее «перегретых» сегментов спроса (например, потребительское кредитование), не прибегая к чрезмерному повышению ключевой ставки, которое может негативно сказаться на инвестициях в промышленных секторах.

Только совместные усилия монетарных властей и Правительства РФ, направленные на устранение структурных ограничений, позволят ДКП вновь стать эффективным инструментом достижения ценовой стабильности без ущерба для устойчивого экономического роста.

Заключение

Денежно-кредитная политика Банка России, основанная на режиме гибкого инфляционного таргетирования, прошла испытание на прочность в период 2015–2025 гг. В то время как на первом этапе (2017–2020 гг.) ей удалось успешно заякорить инфляционные ожидания и достичь цели 4%, последующие годы (2021–2025 гг.) продемонстрировали устойчивое превышение таргета, вызванное комбинацией мощных внешних шоков и внутренних структурных ограничений.

Ключевые выводы исследования:

  1. Теоретическая база и инструментарий ДКП (ключевая ставка, процентный коридор, трансформация операционной процедуры в ОМ/ДМ) соответствуют лучшим мировым практикам ИТ. Операционная эффективность была подтверждена в критических ситуациях (например, март 2022 г.).
  2. Фактическая эффективность ДКП оказалась недостаточной для возвращения инфляции к цели в среднесрочной перспективе. Годовая инфляция несколько лет подряд значительно превышала 4%, что свидетельствует о дезаякоривании инфляционных ожиданий и сохранении высокого спросового давления.
  3. Пересмотр оценки нейтральной ставки до 7,5–8,5% в 2024 году является критически важным аналитическим результатом, подтверждающим структурный «перегрев» экономики и необходимость более длительного и жесткого цикла монетарной политики.
  4. Действенность ДКП ограничена мощными немонетарными факторами: В первую очередь, это проинфляционный фискальный импульс, а также острые структурные проблемы, такие как рекордный дефицит кадров и ограниченность производственных мощностей. Эти факторы создают устойчивую инфляцию издержек и структурную инфляцию, которая не может быть купирована исключительно повышением ключевой ставки.

Финальные рекомендации:

Для устойчивого возвращения инфляции к таргету в 4% необходима фундаментальная координация между Банком России и Правительством РФ.

  • Банк России должен продолжать удерживать ключевую ставку в жесткой зоне, пока инфляционные ожидания не вернутся к цели, и использовать инструменты макропруденциального регулирования для адресного охлаждения спроса.
  • Правительство РФ должно обеспечить более умеренный и структурно ориентированный фискальный импульс, а также активно работать над устранением узких мест предложения — прежде всего, через инвестиции в увеличение производственных мощностей и реализацию программ по повышению производительности труда и квалификации кадров.

Только устранение структурных дисбалансов и восстановление доверия к целям ДКП через согласованные макроэкономические действия позволят обеспечить ценовую стабильность и устойчивый экономический рост в России.

Список использованной литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации.
  2. Федеральный закон от 03.02.1996 N 17-ФЗ «О банках и банковской деятельности» (с изм. на 06.12.2011 г.).
  3. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
  4. Положение Банка России от 07.08.2009 N 342-П «Об обязательных резервах кредитных организаций».
  5. Указание Банка России от 12.02.2013 N 2970-У «Об установлении нормативов обязательных резервов (резервных требований) Банка России».
  6. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2025 год и период 2026 и 2027 годов : [утверждено Банком России]. URL: https://www.youtube.com/ (Дата обращения: 08.10.2025).
  7. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2023 год и период 2024 и 2025 годов // Документы системы ГАРАНТ. URL: https://www.garant.ru/ (Дата обращения: 08.10.2025).
  8. Авагян, Г. Л. Деньги, кредит, банки / Г. Л. Авагян, Т. М. Ханина, Т. П. Носова. М.: Инфра-М.
  9. Белотелова, Н. П. Деньги. Кредит. Банки / Н. П. Белотелова, Ж. С. Белотелова. М.: Дашков и Ко, 2011. 484 с.
  10. Белоглазова, Г. Н. Деньги, кредит, банки / Г. Н. Белоглазова. М.: Юрайт, 2009. 392 с.
  11. Гамза, В. А. Общие замечания к Докладу Банка России о денежно-кредитной политике // Деловая Россия. 12.02.2013.
  12. ДКП-2025: «в яблочко» или «в молоко»? // Эксперт РА. URL: https://raexpert.ru/ (Дата обращения: 08.10.2025).
  13. Жарковская, Е. П. Банковское дело / Е. П. Жарковская. М.: Омега-Л, 2008. 440 с.
  14. Жуков, Е. Ф. Общая теория денег и кредита / Е. Ф. Жуков. М.: Юнити-Дана, 2009. 365 с.
  15. Жуков, В. Ф. Деньги. Кредит. Банки / В. Ф. Жуков. М.: Юнити-Дана, 2010. 784 с.
  16. Звонова, Е. А. Деньги, кредит, банки / Е. А. Звонова. М.: Инфра-М, 2012. 592 с.
  17. Иванов, В. В. Деньги. Кредит. Банки / В. В. Иванов. М.: Проспект, 2011. 848 с.
  18. Илларионов, А. Основные направления единой государственной денежно-кредитной системы // Вопросы экономики. 2012. № 2. С. 23–39.
  19. Казак, А. Ю. Проблемы денежно-кредитной системы России // Вопросы экономики. 2012. № 4. С. 3–5.
  20. Корчагин, Ю. А. Деньги, кредит, банки / Ю. А. Корчагин. М.: Феникс, 2009. 348 с.
  21. Кравцова, Г. С. Деньги. Кредит. Банки / Г. С. Кравцова. М.: Финансы, 2008. 374 с.
  22. Кузнецова, Е. И. Деньги, кредит, банки / Е. И. Кузнецова. М.: КноРус, 2011. 537 с.
  23. Лаврушин, О. И. Деньги, кредит, банки / О. И. Лаврушин. М.: КноРус, 2011. 448 с.
  24. Меркулова, И. В. Деньги. Кредит. Банки / И. В. Меркулова. М.: КноРус, 2012. 352 с.
  25. Мудрак, А. В. Деньги. Кредит. Банки / А. В. Мудрак. М.: Флинта, 2012. 232 с.
  26. Нешитой, А. С. Финансы и кредит / А. С. Нешитой. М.: Дашков и К⁰, 2010. 575 с.
  27. О немонетарных факторах инфляции и мерах по снижению ее волатильности. URL: https://cbr.ru/ (Дата обращения: 08.10.2025).
  28. Об итогах обзора денежно-кредитной политики Банка России. URL: https://cbonds-congress.com/ (Дата обращения: 08.10.2025).
  29. Поляк, Г. Б. Финансы, денежное обращение и кредит / Г. Б. Поляк. М.: Юнити, 2009. 420 с.
  30. Портной, М. А. Финансы и кредит / М. А. Портной. М.: Экономика, 2010. 185 с.
  31. Продченко, И. А. Деньги, кредит, банки / И. А. Продченко. М.: Юнити-Дана, 2009. 374 с.
  32. Романовский, М. В. Финансы, денежное обращение и кредит / М. В. Романовский. М.: Юрайт, 2010. 543 с.
  33. Селищев, А. С. Деньги, кредит, банки / А. С. Селищев. СПб.: Питер Пресс, 2010. 415 с.
  34. Сенчагова, В. К. Финансы, денежное обращение и кредит / В. К. Сенчагова. М.: КноРус, 2008. 385 с.
  35. ТРАНСМИССИОННЫЙ МЕХАНИЗМ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ. URL: https://www.consultant.ru/ (Дата обращения: 08.10.2025).
  36. Улюкаев, А. В. Новые вызовы денежно-кредитной политики // Деньги и кредит. 2012. № 11. С. 3–5.