Сравнительный аудит кредитов и займов в РФ: от ПБУ 15/01 и НК РФ (2002) до ФСБУ и МСА (2025)

Дипломная работа

Введение: Актуальность, цели и задачи исследования

Исторический анализ финансового регулирования Российской Федерации показывает, что эволюция стандартов учета и аудита является непрерывным процессом адаптации к глобальным экономическим требованиям и усложняющейся налоговой среде. В начале 2000-х годов, в условиях становления нового Налогового кодекса (Глава 25 НК РФ, введенная в 2002 году) и действия Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 15/01, учет заемных средств представлял собой сложную и часто противоречивую область, что закономерно приводило к искажениям финансовой отчетности.

Сегодня, в 2025 году, российская экономика оперирует в рамках Федеральных стандартов бухгалтерского учета (ФСБУ), гармонизированных с МСФО, и Международных стандартов аудита (МСА).

Эта трансформация требует не только понимания текущих норм, но и критического осмысления пройденного пути, поскольку исторические ошибки могут проявляться в новых формах. Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью актуализации методологии аудита кредитов и займов, учитывая кардинальные изменения в подходах к капитализации процентов, оценке обязательств и раскрытию информации.

Целью работы является проведение глубокого сравнительного исследования методики аудита операций по кредитам и займам в Российской Федерации, сопоставляя нормативно-правовую базу начала 2000-х годов с действующими стандартами 2025 года.

Научная новизна исследования заключается в проведении ретроспективного аудита типовых нарушений, выявленных в кейсах 2002 года (ОАО «Электроагрегат» и ЗАО «Резинотехника»), с позиции современных риск-ориентированных стандартов МСА и ФСБУ, что позволяет выявить устойчивые зоны риска.

Для достижения поставленной цели в работе последовательно решаются следующие задачи:

  1. Сравнительный анализ ключевых нормативных различий в учете заемных средств (ПБУ 15/01 vs. ПБУ 15/2008 и ФСБУ).
  2. Изучение эволюции налогового регулирования процентов по займам, включая правила «тонкой капитализации» (ст. 269 НК РФ).
  3. Определение влияния современных МСА (МСА 315, 540) на методику аудита долговых обязательств.
  4. Выработка практических рекомендаций по минимизации рисков на основе анализа исторического опыта и действующих норм.

Теоретико-методологические основы учета и аудита заемных средств в РФ

Исторические и современные стандарты бухгалтерского учета заемных средств

Нормативно-правовая база, регулирующая учет заемных средств в России, претерпела значительные изменения за последние два десятилетия. Точкой отсчета для ретроспективного анализа выступает Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 15/01 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию», действовавшее в начале 2000-х годов.

9 стр., 4122 слов

Комплексное исследование аудита дебиторской задолженности: актуальные ...

... камнем для любой аудиторской проверки, включая аудит дебиторской задолженности. Особое внимание следует уделить новейшим Федеральным стандартам бухгалтерского учета (ФСБУ), которые вносят значительные изменения: ... задолженности В своей основе, дебиторская задолженность представляет собой совокупность денежных средств или имущественных обязательств, которые причитаются компании от других физических ...

ПБУ 15/01 характеризовалось комплексным подходом, регулируя как признание и оценку самого обязательства (основного долга), так и учет расходов по его обслуживанию (процентов, комиссий).

Ключевое отличие заключалось в подходе к признанию основной задолженности: ПБУ 15/01 допускало отражение обязательства в сумме фактически поступивших средств, даже если она отличалась от договорной, что являлось источником потенциального искажения отчетности.

В 2009 году ПБУ 15/01 было заменено на ПБУ 15/2008, которое сузило сферу своего применения, сосредоточившись исключительно на учете расходов по займам и кредитам. Вопросы признания и оценки самого обязательства стали регулироваться общими принципами бухгалтерского учета, что привело к фрагментации нормативной базы. Сегодня эти вопросы окончательно интегрированы в систему ФСБУ.

Ключевые нормативные различия (2002 г. vs. 2025 г.)
Критерий сравнения ПБУ 15/01 (2002 г.) ПБУ 15/2008 (2025 г.) и ФСБУ Влияние на аудит
Регулируемый объект Основной долг и затраты по обслуживанию. Только расходы по обслуживанию. Требуется применять ФСБУ для оценки самого обязательства.
Оценка основного долга Могла быть принята по факту поступления, если отличалась от договорной суммы. Строго в сумме, указанной в договоре займа (кредита). Снижение риска искажения оценки первоначальной стоимости обязательства.
Капитализация процентов Проценты включались в стоимость инвестиционного актива (ОС, НМА), если заем был целевым. Проценты капитализируются, если они непосредственно связаны с приобретением/сооружением инвестиционного актива. При нецелевых займах — пропорционально доле средств, использованных для создания актива. Аудитор обязан проводить тщательную проверку целевого использования и расчетов пропорциональности.
Раскрытие информации Регулировалось ПБУ 4/99 (вместе с Приказом 66н). Регулируется ФСБУ 4/2023, требующим детализации и сравнимости данных, приближенной к МСФО. Повышенные требования к проверке пояснений и дополнительной информации.

С введением новых ФСБУ, таких как ФСБУ 4/2023 «Бухгалтерская (финансовая) отчетность», требования к отражению долговых обязательств стали еще строже. В частности, ФСБУ 4/2023 устанавливает детализацию заемных средств в балансе (строки 1410 «Долгосрочные заемные средства» и 1510 «Краткосрочные заемные обязательства»), что обязывает аудитора к более четкой классификации долга. Кроме того, косвенное влияние оказывает ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды», который, требуя признания права пользования активом и обязательства по аренде, может усложнить классификацию некоторых форм заемного финансирования.

Эволюция налогового регулирования процентов по долговым обязательствам (2002–2025)

Налоговый аспект учета заемных средств был радикально преобразован с введением Главы 25 Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль организаций» с 1 января 2002 года. В частности, ключевым инструментом налогового контроля стала статья 269 НК РФ, регулирующая так называемое правило «тонкой капитализации» (правило недостаточной капитализации).

Цель этого правила не изменилась с момента его введения: предотвращение минимизации налогооблагаемой базы путем замещения собственного капитала заемным, особенно в рамках трансграничных операций с взаимозависимыми лицами. Проценты по займам уменьшают налогооблагаемую прибыль, тогда как дивиденды — нет, что и создает стимул для такого замещения. Вследствие этого, налоговый аудит должен крайне внимательно проверять соблюдение лимитов, установленных статьей 269 НК РФ.

Хронология изменений в ст. 269 НК РФ (Контролируемая задолженность)
Критерий Редакция 2002 года (Ранняя) Редакция 2025 года (Актуальная)
Доля участия Критерии взаимозависимости могли быть более гибкими. Долговое обязательство перед иностранной организацией, которая прямо или косвенно владеет более чем 20% уставного капитала российской организации.
Предельное соотношение В ранних версиях могли использоваться другие коэффициенты. Собственный капитал к контролируемой задолженности: не более 1/3 (коэффициент 3:1).

Для банков/лизинговых компаний — 1/12,5 (коэффициент 12,5:1).

Последствия превышения Сверхнормативные проценты исключались из налоговых расходов. Переквалификация сверхнормативных процентов в дивиденды.
Выплаты российским лицам Могли возникать спорные ситуации. При выплате процентов российскому взаимозависимому лицу, превышение просто исключается из расходов (не переквалифицируется в дивиденды).

Для аудитора 2025 года проверка на «тонкую капитализацию» является обязательной процедурой при наличии контролируемой задолженности. Процедура включает:

  1. Определение контролируемой задолженности: Идентификация кредиторов (иностранные лица, взаимозависимые лица, поручители/гаранты).
  2. Расчет собственного капитала: Собственный капитал определяется как разница между активами и обязательствами (за исключением задолженности по налогам и сборам).
  3. Применение коэффициента 3:1 (или 12,5:1): Если задолженность превышает капитал в 3 раза, рассчитывается предельная сумма процентов, принимаемая в расходы.

Превышение предельного размера процентов, переквалифицированное в дивиденды, подлежит налогообложению у источника выплаты (по ставке, установленной НК РФ или соответствующим соглашением об избежании двойного налогообложения), что является критическим риском для налогового аудита, требующим пристального внимания. Проще говоря, это означает, что компания должна удержать налог, как если бы она платила дивиденды, а не проценты.

Современная методика риск-ориентированного аудита операций по кредитам и займам

Аудиторские стандарты и риск-ориентированный подход к проверке долговых обязательств

Методика аудита операций по кредитам и займам, применявшаяся в начале 2000-х годов, слабо фокусировалась на системных рисках и контроле. Если в 2000-х годах аудит часто носил характер сплошной проверки документов, то в 2025 году он строго основан на риск-ориентированном подходе, закрепленном в Международных стандартах аудита (МСА), обязательных к применению в РФ. Современный аудит всегда начинается с оценки рисков: от риска неправильной классификации (долгосрочные/краткосрочные) до риска налоговых претензий (неверное применение ст. 269 НК РФ).

Ключевую роль в аудите долговых обязательств играют следующие стандарты:

  1. МСА 315 (пересмотренный, 2019 г.) «Выявление и оценка рисков существенного искажения»: Аудитор обязан получить глубокое понимание деятельности аудируемого лица и его системы внутреннего контроля. В условиях цифровизации это включает анализ Общих средств ИТ-контроля (General IT Controls).
    • Применение: При аудите кредитов и займов аудитор проверяет, как информационная система организации обеспечивает полноту и точность данных о полученных суммах, начисленных процентах и графиках погашения. Риски могут быть связаны с несанкционированным доступом к данным, ошибками при переносе информации из банковских систем или сбоями в автоматическом расчете процентов.
  2. МСА 540 «Аудит оценочных значений и связанного с ними раскрытия информации»: Этот стандарт критически важен, поскольку многие аспекты учета долговых обязательств носят оценочный характер.
    • Применение: Оценочные значения включают расчет материальной выгоды по беспроцентным займам (для НДФЛ), дисконтирование займов (если это требуется) и, что особенно важно, сложные расчеты, связанные с капитализацией процентов по инвестиционным активам (ПБУ 15/2008).

      Аудитор должен оценить обоснованность допущений, использованных руководством.

  3. МСА 500 «Аудиторские доказательства»: Требует получения достаточных надлежащих аудиторских доказательств, подтверждающих достоверность отчетных показателей.
    • Применение: Аудитор должен подтвердить факт существования обязательства (акты сверки с кредиторами, договоры), его полноту (отсутствие скрытых обязательств) и оценку (правильность расчета процентов и их классификации).

Анализ спорных операций и их отражение в учете: Проводки 2002 vs. 2025

Наиболее спорной операцией, требующей детального аудиторского анализа, является учет расходов по займам в случае, если заемные средства используются для создания инвестиционного актива. Почему этот аспект остается таким проблемным для бухгалтеров?

Кейс: Капитализация процентов по инвестиционному активу

Предположим, организация взяла кредит в размере 10 000 000 руб. на строительство нового цеха (инвестиционный актив).

Годовая процентная ставка — 10%. За год до ввода объекта в эксплуатацию начислено процентов 1 000 000 руб.

Сравнение учета капитализации процентов
Операция Норма 2002 г. (ПБУ 15/01) Норма 2025 г. (ПБУ 15/2008) Комментарий аудитора (2025 г.)
Получение кредита Дт 51 Кт 67 (10 000 000) Дт 51 Кт 67 (10 000 000) Не изменилось.
Начисление процентов Дт 08 Кт 67 (1 000 000) Дт 08 Кт 67 (1 000 000) Проценты капитализируются (включаются в стоимость актива) до ввода объекта в эксплуатацию. Аудитор проверяет дату ввода и соблюдение принципа целевого использования.
Проценты после ввода Дт 91 субсчет «Прочие расходы» Кт 67 Дт 91 субсчет «Прочие расходы» Кт 67 С момента ввода объекта в эксплуатацию, проценты всегда относятся на прочие расходы.

Пример нарушения: Если организация в 2002 году ошибочно отнесла проценты на счет 91 до ввода цеха в эксплуатацию, это приводило к занижению налоговой базы по налогу на имущество (базой являлась балансовая стоимость ОС) и завышению расходов текущего периода. Современный аудит направлен на предотвращение подобных искажений, требуя четкой документации целевого использования средств.

Кейс: Налоговый учет процентов по нецелевому займу

В 2002 году, согласно Главе 25 НК РФ (ранняя редакция), проценты по нецелевому займу для целей налогообложения нормировались: в пределах лимита, основанного на ставке рефинансирования ЦБ РФ или уровне рыночных ставок.

В 2025 году, проценты по долговым обязательствам, за исключением операций, подпадающих под ст. 269 НК РФ, учитываются в расходах в полном объеме, если только не доказана их нерыночность по правилам ст. 105.3 НК РФ (контролируемые сделки).

Это значительно упростило налоговый учет, но усилило требования к контролю «тонкой капитализации», поскольку фокус сместился с нормирования на трансграничные риски.

Ретроспективный анализ типовых нарушений и совершенствование раскрытия информации

Критическая оценка нарушений 2002 года (на примере ОАО «Электроагрегат» и ЗАО «Резинотехника»)

Анализ типовых нарушений, выявленных в начале 2000-х годов, позволяет оценить, насколько эффективно современное законодательство решило эти проблемы. На примере условных кейсов ОАО «Электроагрегат» и ЗАО «Резинотехника», где были обнаружены ошибки в учете процентов и целевом использовании средств, можно выделить следующие характерные проблемы:

Актуальность типовых нарушений
Типовое нарушение (2002 г.) Актуальность в 2025 г. Причина устранения/актуальности
Неверная капитализация процентов Актуально. ПБУ 15/2008 сохраняет требование капитализации. Ошибка связана с неверной классификацией активов или несоблюдением принципа пропорциональности.
Отражение всех займов на одном счете Частично устранено. Современные требования ФСБУ 4/2023 и МСФО требуют четкого разделения краткосрочных (счет 66) и долгосрочных (счет 67) обязательств, а также обязательств перед работниками (счет 73).
Неисполнение функций налогового агента по НДФЛ (материальная выгода) Актуально (вновь). В период 2016–2020 гг. материальная выгода не облагалась НДФЛ. Однако с 2024 года налогообложение возобновлено, что снова вводит риск неисполнения обязанностей налогового агента. Ставка НДФЛ составляет 35%.
Проблемы с «Тонкой капитализацией» Актуально, но сильно изменено. Правила стали более строгими и детализированными (ст. 269 НК РФ), фокусируясь на трансграничных сделках. Риск переквалификации процентов в дивиденды остается высоким и требует тщательной аудиторской проверки.

В случае ОАО «Электроагрегат», если основное нарушение заключалось в отнесении процентов по кредиту, взятому на покупку оборудования, на прочие расходы, то современный аудит по МСА 540 и ПБУ 15/2008 немедленно выявил бы это как существенное искажение, поскольку такое действие занижает стоимость внеоборотного актива (счет 08), нарушает принцип капитализации и приводит к неправильному расчету амортизации. Таким образом, хотя законодательство стало более структурированным, базовые ошибки, связанные с неправильной классификацией и нарушением принципа капитализации, остаются существенными рисками, требующими повышенного внимания аудитора.

Влияние ФСБУ 4/2023 на аудит раскрытия долговых обязательств

Одним из наиболее значимых изменений, призванных повысить качество и прозрачность отчетности, стало введение Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 4/2023 «Бухгалтерская (финансовая) отчетность», пришедшего на смену устаревшим нормам. Этот стандарт напрямую влияет на методику аудита долговых обязательств, особенно в части раскрытия информации.

В 2001 году требования к раскрытию были менее детализированы. Отчетность, составленная по ПБУ 4/99, часто страдала от недостаточной аналитичности и сравнимости данных. Современный аудит требует ответа на скрытый вопрос: «Позволяет ли раскрытая информация пользователям отчетности принять обоснованное экономическое решение?»

Современные требования ФСБУ 4/2023 и аудит долговых обязательств (2025 г.):

  1. Сравнимость данных: ФСБУ 4/2023 требует представления всех числовых показателей за отчетный период и аналогичный период предыдущего года. Аудитор должен убедиться в сопоставимости остатков долговых обязательств на начало и конец периода, а также проанализировать существенные изменения в структуре задолженности.
  2. Существенность и Детализация: Стандарт требует, чтобы существенная информация о заемных обязательствах раскрывалась отдельно в пояснениях. Это означает, что аудитор должен проверить, раскрыты ли следующие детали:
    • Наличие и характер обеспечения по займам (залог, поручительство).
    • Условия погашения (графики, наличие опционов).
    • Валюта обязательства и связанные с этим валютные риски.
    • Средневзвешенная процентная ставка (или диапазон ставок).
  3. Повышение аналитичности: Введение новых строк в бухгалтерский баланс (например, строки 1410 и 1510) требует, чтобы аудитор подтвердил правильность отнесения обязательств к долгосрочным или краткосрочным, что критически важно для оценки финансового положения организации.

Таким образом, ФСБУ 4/2023 переносит акцент аудита с чистого подтверждения цифр в балансе на проверку качества и полноты пояснительной информации. Недостаточное раскрытие информации о заемных обязательствах (например, сокрытие обременений или нераскрытие сделок с взаимозависимыми лицами) может быть расценено аудитором как основание для модификации аудиторского заключения, поскольку это влияет на экономические решения пользователей отчетности.

Заключение и практические рекомендации

Проведенный сравнительный анализ нормативно-правовой базы и методологии аудита кредитов и займов в Российской Федерации с 2002 по 2025 год демонстрирует глубокую трансформацию подходов, обусловленную прежде всего гармонизацией с Международными стандартами финансовой отчетности (через ФСБУ) и ужесточением налогового контроля в области трансграничных операций (ст. 269 НК РФ).

Ключевые выводы по результатам сравнительного анализа:

  1. От целевого регулирования к комплексному: Если ПБУ 15/01 комплексно регулировало и долг, и затраты, то современный подход распределяет эти функции между ПБУ 15/2008 (затраты) и общими ФСБУ (признание и оценка обязательств), требуя от аудитора более широкой компетенции.
  2. Усложнение налогового контроля: Отмена общего нормирования процентов и введение строгих правил «тонкой капитализации» (ст. 269 НК РФ) повысили налоговые риски, связанные с займами от взаимозависимых иностранных лиц.
  3. Переход к риск-ориентированному аудиту: Современная методика, основанная на МСА (315, 540), требует от аудитора не просто проверки документов, а глубокого понимания системы внутреннего контроля клиента, включая ИТ-системы, и фокусировки на оценочных значениях.
  4. Повышение прозрачности: ФСБУ 4/2023 кардинально изменил требования к раскрытию информации, делая невозможным «скрытие» существенных деталей долговых обязательств, что является мощным инструментом для устранения типовых ошибок, свойственных отчетности начала 2000-х годов.

Практические рекомендации по совершенствованию учета и минимизации рисков

На основе анализа современных аудиторских стандартов 2025 года и выявленных рисков, предприятиям (бухгалтерам) можно дать следующие рекомендации для совершенствования учета заемных средств и минимизации рисков:

Практические рекомендации по минимизации рисков (2025 г.)
Область риска Рекомендация для предприятия (2025 г.)
1. Капитализация процентов Внедрить четкую систему контроля целевого использования заемных средств. Проценты по займам, используемым для создания инвестиционного актива, должны капитализироваться (Дт 08 Кт 67) до ввода объекта в эксплуатацию, а не списываться на прочие расходы (Дт 91).
2. Налоговый риск (ст. 269 НК РФ) Ежегодно, перед составлением отчетности, проводить тест на тонкую капитализацию для всех контролируемых задолженностей. Особое внимание уделить корректному расчету собственного капитала (исключая налоговые обязательства) и проверке доли участия иностранного кредитора (более 20%).
3. Риск НДФЛ Обеспечить строгий контроль за предоставлением займов физическим лицам (включая сотрудников).

При наличии беспроцентных займов или займов с процентной ставкой ниже 2/3 ставки рефинансирования, компания обязана выступать налоговым агентом, исчислять и удерживать НДФЛ с материальной выгоды.

4. Раскрытие информации При подготовке отчетности по ФСБУ 4/2023 обеспечить максимальную детализацию заемных обязательств в пояснениях: раскрыть условия, сроки, процентные ставки, наличие обеспечения и классификацию по долгосрочности/краткосрочности. Это снизит риск модификации аудиторского заключения.
5. Внутренний контроль Усилить Общие средства ИТ-контроля (General IT Controls), особенно в части расчетов процентов и формирования данных по задолженностям, чтобы обеспечить полноту и точность информации, передаваемой в бухгалтерский учет (требование МСА 315).

Применение этих рекомендаций позволит компаниям не только соответствовать высоким требованиям ФСБУ и НК РФ 2025 года, но и избежать тех типовых нарушений, которые были характерны для переходного периода начала 2000-х годов.

Список использованной литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации.
  3. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008).

    Утверждено Приказом Минфина России от 06.10.2008 № 107н.

  4. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ФСБУ 4/2023).

    Минфин России предлагает уточнить. [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: consultant.ru.

  5. Федеральные стандарты бухгалтерского учета (ФСБУ): какие, когда и где применять [Электронный ресурс] // Астрал. URL: astral.ru.
  6. Новый ФСБУ «Доходы»: как применять уже сейчас и зачем это делать [Электронный ресурс] // Российский налоговый курьер. URL: rnk.ru.
  7. Все действующие ПБУ и ФСБУ в 2022 году [Электронный ресурс] // Klerk.ru. URL: klerk.ru.
  8. Международные стандарты аудита (МСА) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: consultant.ru.
  9. В России ввели актуальные версии международных стандартов аудита [Электронный ресурс] // Гарант. URL: garant.ru.
  10. Международные стандарты аудита [Электронный ресурс] // Минфин России. URL: minfin.gov.ru.
  11. Тонкий подход к «тонкой капитализации» [Электронный ресурс] // Nalogoved.ru. URL: nalogoved.ru.
  12. Что такое тонкая капитализация [Электронный ресурс] // Главная книга. URL: glavkniga.ru.
  13. Тонкая капитализация: международный опыт и применение в России [Электронный ресурс] // Vegas Lex. URL: vegaslex.ru.
  14. Налогообложение и правила тонкой капитализации / Чая В.Т. [Электронный ресурс] // Cfin.ru. URL: cfin.ru.
  15. Собственный капитал для тонкой капитализации [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: consultant.ru.
  16. Аудит по МСФО в 2025: как пройти и о чем важно знать [Электронный ресурс] // Гарант. URL: garant.ru.
  17. Как составлять бухотчетность по новому ФСБУ с 2025 года [Электронный ресурс] // ProBusiness.news. URL: probusiness.news.
  18. Аудиторская проверка в 2025 году [Электронный ресурс] // Radar-c.ru. URL: radar-c.ru.
  19. ГАЙД: отчетность 2025 по-новому. Советы аудиторов, чтобы успеть сделать все верно! [Электронный ресурс] // Pravovest-audit.ru. URL: pravovest-audit.ru.
  20. Аудиторское заключение в 2025 году: требования, виды, подача [Электронный ресурс] // Radar-c.ru. URL: radar-c.ru.
  21. Подготовка промежуточной бухгалтерской отчетности по новым правилам [Электронный ресурс] // Klerk.ru. URL: klerk.ru.
  22. Как проводится аудит учета кредитов и займов [Электронный ресурс] // Zaochnik-com.com. URL: zaochnik-com.com.
  23. Новые требования к аудиту в 2025 году [Электронный ресурс] // Urcompany.org. URL: urcompany.org.
  24. Обязательный аудит в 2025 году: критерии, нормы и порядок [Электронный ресурс] // Radar-c.ru. URL: radar-c.ru.
  25. Учет выданных беспроцентных займов: типичные ошибки и их исправление [Электронный ресурс] // Гарант. URL: garant.ru.
  26. Типичные ошибки по договорам займа, выявляемые в ходе аудиторских проверок [Электронный ресурс] // Belaudit.by. URL: belaudit.by.
  27. Займы и кредиты: новое ПБУ [Электронный ресурс] // Audit-It.ru. URL: audit-it.ru.
  28. ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ, ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ ПРИ АУДИТЕ КРЕДИТОВ И ЗАЙМОВ [Электронный ресурс] // Elibrary.ru. URL: elibrary.ru.
  29. Как учитывать расходы по займам и кредитам в 2025 году [Электронный ресурс] // Klerk.ru. URL: klerk.ru.
  30. Учет кредитов и займов в бухгалтерском учете [Электронный ресурс] // Nalog-nalog.ru. URL: nalog-nalog.ru.
  31. Займы и кредиты в бухгалтерском и налоговом учете [Электронный ресурс] // Cyberleninka.ru. URL: cyberleninka.ru.
  32. ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ В УЧЕТЕ КРЕДИТОВ И ЗАЙМОВ [Электронный ресурс] // Cyberleninka.ru. URL: cyberleninka.ru.
  33. Аудит учета кредитов и займов. [Электронный ресурс] // URL: https://ddmfo.ru/diplomnaya/audit-ucheta-kreditov-i-zaymov/

Оставьте комментарий

Капча загружается...