Введение: Актуальность, цели и методы исследования
В современной России система социального обеспечения пережила фундаментальную трансформацию. Если в 2015 году фокус анализа лежал на разрозненных функциях двух отдельных структур — Пенсионного фонда России (ПФР) и Фонда социального страхования (ФСС), то с 1 января 2023 года ситуация кардинально изменилась.
Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью системного осмысления этой реорганизации. Создание Социального фонда России (СФР) путем слияния двух крупнейших внебюджетных фондов ознаменовало переход к принципиально новой, интегрированной модели управления социальными рисками и выплатами, известной как «Социальное казначейство». Устаревшие отчеты, посвященные ПФР, более не отражают ни правовую базу, ни фактические механизмы реализации государственных гарантий. Из этого следует, что бизнесу и гражданам критически важно понимать новую архитектуру взаимодействия с государством, чтобы исключить риски несоблюдения законодательства и проактивно пользоваться всеми положенными гарантиями.
Целью настоящей работы является проведение системного и актуализированного анализа организационно-правовых основ, ключевых функций и финансово-экономической деятельности Социального фонда России в период 2023–2025 годов, а также оценка его роли как единого оператора социального обеспечения в РФ.
Для достижения поставленной цели в работе последовательно решаются следующие задачи:
- Изучить правовой статус и структуру СФР, основанные на Федеральном законе № 236-ФЗ.
- Проанализировать трансформацию системы администрирования страховых взносов и персонифицированного учета.
- Оценить актуальные статистические и бюджетные показатели Фонда на 2024–2025 годы, включая анализ исполнения бюджета и стратегических решений.
- Исследовать концепцию «Социального казначейства» и прогресс цифровой трансформации услуг СФР.
Методологическую базу исследования составили общенаучные методы (анализ, синтез, индукция и дедукция), а также специальные методы экономико-правового анализа. Информационной основой послужили действующее законодательство РФ (прежде всего ФЗ № 236-ФЗ от 14.07.2022 г.), официальные документы и статистика Социального фонда России, Министерства труда и социальной защиты РФ, а также актуальные научные публикации 2023–2025 годов.
Социальный фонд России (СФР): Комплексный анализ структуры, функций ...
... анализ бюджета Социального фонда Финансовая устойчивость СФР и, как следствие, всей системы социального обеспечения, зависит от сбалансированного исполнения бюджета, который является вторым по объему после федерального бюджета России. ... важная для понимания современной социальной политики. Целью настоящего исследования является проведение академически достоверного и глубокого анализа СФР в контексте ...
Глава 1: Организационно-правовая база и структура Социального фонда России (СФР)
Историко-правовые предпосылки: Реорганизация системы социального страхования РФ
Создание Социального фонда России стало кульминацией многолетнего процесса оптимизации и повышения эффективности системы социального обеспечения. До 2023 года граждане и страхователи взаимодействовали с двумя крупными, но функционально разрозненными структурами: Пенсионным фондом (ПФР), отвечавшим за пенсионное обеспечение и ряд социальных выплат, и Фондом социального страхования (ФСС), ведавшим пособиями по временной нетрудоспособности, материнству и травматизму.
Реформа, запущенная Федеральным законом от 14 июля 2022 года № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации», упразднила эту двойственность. Основной предпосылкой слияния являлась не столько экономия административных ресурсов, сколько необходимость реализации концепции «Социального казначейства», требующей унификации процессов учета и предоставления услуг по принципу «единого окна». Ведь если процессы учета унифицированы, то и вероятность ошибок при начислении выплат становится минимальной, что является прямой выгодой для получателей социальных гарантий.
| Признак сравнения | ПФР и ФСС (до 01.01.2023) | Социальный фонд России (СФР) |
|---|---|---|
| Правовая основа | Отдельные Федеральные законы, регулирующие деятельность каждого Фонда. | ФЗ № 236-ФЗ от 14.07.2022 г. |
| Администрирование взносов | Раздельный учет, разные тарифы и базы для ОПС, ОМС, ВНиМ. | Единый тариф страховых взносов, уплачиваемый через ФНС. |
| Услуги для граждан | Обращение в два фонда по разным вопросам (пенсии в ПФР, больничные в ФСС). | Комплексное обслуживание в «единых офисах» и через цифровые сервисы. |
| Отчетность страхователей | Множество форм (СЗВ-М, СЗВ-ТД, 4-ФСС и др.). | Единая форма отчетности ЕФС-1. |
Слияние позволило унифицировать тарифы, оптимизировать сбор данных и, что самое важное для граждан, синхронизировать даты перечисления различных выплат, обеспечив, таким образом, более цельное государственное обеспечение.
Правовой статус и органы управления СФР
СФР — это не просто объединенный фонд, а новый субъект права, обладающий уникальным статусом. Согласно статье 2 ФЗ № 236-ФЗ, Социальный фонд России создан Российской Федерацией в организационно-правовой форме государственного внебюджетного фонда. Это государственный внебюджетный фонд, находящийся в ведении Правительства Российской Федерации.
Ключевые аспекты правового статуса:
- Учредитель и координатор: Функции и полномочия учредителя Фонда от имени Российской Федерации осуществляет Правительство РФ. Координацию деятельности осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти — Министерство труда и социальной защиты РФ.
- Юридическое лицо: СФР является юридическим лицом, имеет собственную печать, счета в Центральном банке РФ и других кредитных организациях.
Органы управления СФР:
Управление Фондом осуществляется на основе коллегиальности и единоначалия:
- Председатель Фонда: Осуществляет единоличное руководство деятельностью СФР. С 2023 года эту должность занимает Сергей Александрович Чирков. Он несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Фонд задач.
- Правление Фонда: Является коллегиальным органом управления, определяющим стратегические направления деятельности и утверждающим бюджет Фонда.
- Контрольно-ревизионная комиссия: Создается для контроля за финансово-хозяйственной деятельностью и целевым использованием средств Фонда.
Территориальная структура и принцип «единого окна»
Эффективность СФР как единого оператора критически зависит от его территориальной структуры, которая должна обеспечить равнодоступность услуг для всех граждан.
Структура СФР включает:
- Центральный аппарат: Осуществляет общее управление, методологическое обеспечение и координацию деятельности.
- Территориальные Отделения: Созданы в каждом субъекте Российской Федерации. Они являются ключевыми звеньями, обеспечивающими непосредственное взаимодействие с гражданами и страхователями.
- Подведомственные учреждения: Включают, например, реабилитационные центры, которые ранее находились в ведении ФСС.
Реализация принципа «Единого окна»
Принцип «единого окна» стал одним из главных преимуществ слияния. Теперь граждане могут получить полный спектр услуг, от оформления пенсии до получения пособия по временной нетрудоспособности, в одном клиентском офисе или через единый цифровой сервис. Это значительно сократило бюрократические барьеры и время ожидания. Почему же это так важно? Потому что упрощение доступа к услугам напрямую повышает доверие граждан к государственным социальным гарантиям.
| Уровень структуры | Основная функция | Реализация принципа «Единого окна» |
|---|---|---|
| Центральный аппарат | Разработка стандартов, администрирование Единой цифровой платформы. | Унификация всех процессов и баз данных. |
| Территориальные Отделения | Прием граждан, обработка заявлений, назначение и выплата пособий/пенсий. | Создание единых клиентских служб, замена двух фондов одной точкой контакта. |
Глава 2: Анализ ключевых функций и трансформация администрирования страховых взносов
Комплекс государственных услуг: Пенсионное обеспечение и меры социальной защиты
СФР выступает в роли главного гаранта социального обеспечения, объединяя функции, ранее распределенные между ПФР и ФСС. Его деятельность охватывает как обязательное пенсионное страхование (ОПС), так и обязательное социальное страхование (ОСС).
Основные направления деятельности СФР:
- Пенсионное обеспечение: Назначение, перерасчет и выплата всех видов пенсий: страховых пенсий (по старости, инвалидности, потере кормильца) и пенсий по государственному пенсионному обеспечению.
- Обязательное социальное страхование: Выплата пособий по временной нетрудоспособности, пособий по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, а также страховых выплат пострадавшим на производстве.
- Предоставление мер социальной поддержки: Реализация государственных гарантий, включая материнский капитал, ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ), и обеспечение техническими средствами реабилитации.
Новые социальные меры и рост выплат (2024 г.):
С момента создания СФР ключевым инструментом поддержки семей с детьми стало Единое пособие (введено с 2023 года), которое заменило ряд ранее существовавших выплат. По состоянию на конец 2023 года, Фонд предоставлял это пособие родителям более 10,7 млн детей и свыше 390 тыс. беременных женщин.
Кроме того, в 2024 году были существенно пересмотрены максимальные размеры выплат, что отражает рост предельной базы для начисления страховых взносов и инфляцию:
| Вид пособия | Максимальный размер в месяц (2024 г.) | Примечание |
|---|---|---|
| Пособие по временной нетрудоспособности | 122 808,69 рубля | Основано на максимальном дневном пособии 4039,73 руб. |
| Пособие по беременности и родам (за 140 дней) | 565 597,80 рублей | Расчетный период увеличен на 49% по сравнению с предыдущим годом. |
Важным нововведением стало сохранение права на пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет даже в случае досрочного выхода родителя на работу (включая дистанционную или неполный рабочий день).
Эта мера направлена на стимулирование занятости матерей без потери социальной поддержки.
Реформа администрирования: Единый тариф страховых взносов и взаимодействие с ФНС
Объединение фондов позволило унифицировать и упростить процедуру уплаты страховых взносов, что стало серьезным шагом в реформе администрирования.
Единый тариф и предельная база:
С 2023 года введен единый тариф страховых взносов, который объединил взносы на ОПС, ОМС и ОСС на случай ВНиМ.
- Стандартный единый тариф в 2024 году: 30% от фонда оплаты труда (ФОТ).
- Предельная величина базы для начисления взносов (2024 год): 2 225 000 рублей. После превышения этой суммы применяется пониженный тариф (15,1% или 15% для МСП).
Механизм уплаты:
Реформа переложила основную функцию сбора средств на Федеральную налоговую службу (ФНС).
Страхователи уплачивают взносы по единому тарифу на Единый налоговый счет (ЕНС). ФНС затем самостоятельно распределяет эти средства по видам страхования в СФР и ФОМС.
Исключение — Взносы «на травматизм»:
Единственным исключением, которое по-прежнему администрируется непосредственно СФР, являются взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (взносы «на травматизм»).
Они уплачиваются работодателями напрямую в территориальные органы СФР на отдельный КБК (бюджетный классификатор).
Разве не очевидно, что унификация тарифа и передача сбора в ФНС — это не просто техническое изменение, а фундаментальный сдвиг в сторону упрощения налогового бремени для бизнеса?
Новый порядок персонифицированного учета и отчетность
Упрощение администрирования потребовало и унификации отчетности.
Единая форма ЕФС-1:
В сфере персонифицированного учета была введена новая единая форма отчетности ЕФС-1 («Единые сведения»).
Эта форма заменила множество ранее существовавших документов, таких как СЗВ-М (сведения о застрахованных лицах), СЗВ-ТД (сведения о трудовой деятельности) и 4-ФСС (расчет по взносам на травматизм).
ЕФС-1 позволяет страхователям предоставлять в СФР полную информацию о трудовой деятельности, стаже, а также о начислении страховых взносов, что значительно снизило административную нагрузку на бизнес.
Критически важное изменение регистрационного учета:
В рамках перехода на Единую цифровую платформу произошла унификация регистрационных данных. С 30 сентября 2024 года введен новый 10-значный регистрационный номер страхователя в СФР. Этот номер заменил прежние разрозненные номера: 12-значный номер ПФР и отдельный 10-значный номер ФСС. С 1 ноября 2024 года использование нового 10-значного номера стало обязательным для всех страхователей при представлении отчетности. Это изменение является фундаментальным для целей цифровой интеграции.
Глава 3: Финансово-экономический анализ деятельности СФР (2023–2025 гг.)
Исполнение бюджета СФР в 2024 году и ключевые статистические показатели
Анализ финансовой деятельности СФР является ключевым для оценки устойчивости системы социального обеспечения. Бюджет СФР на 2024 год изначально планировался с небольшим дефицитом.
Плановый и фактический бюджет 2024 года:
- Плановые доходы: 16 019,34 млрд рублей.
- Плановые расходы: 16 178,13 млрд рублей.
- Плановый дефицит: 158,8 млрд рублей.
Однако, согласно предварительным данным, фактическое исполнение бюджета 2024 года продемонстрировало высокую собираемость страховых взносов и эффективное управление. Бюджет СФР в 2024 году был исполнен с профицитом в объеме 554,9 млрд рублей (поступления составили 16,8 трлн рублей, расходы – 16,3 трлн рублей).
Этот факт свидетельствует о финансовой устойчивости Фонда и корректности реформы администрирования.
Ключевые статистические показатели (конец 2024 года):
- Количество пенсионеров: 41,2 млн человек.
- Средний размер назначенных пенсий (общий): 21 098,33 рубля.
- Средний размер страховой пенсии по старости у неработающих пенсионеров (после индексации 7,5%): 23 245 рублей.
- Объем выплат страховых пенсий в 2024 году: 10 030,8 млрд рублей.
Таблица 1. Ключевые финансовые показатели СФР (2024 г.)
| Показатель | Плановый (млрд руб.) | Фактический (млрд руб.) | Разница |
|---|---|---|---|
| Доходы | 16 019,34 | 16 800 (прибл.) | Профицит поступлений |
| Расходы | 16 178,13 | 16 300 (прибл.) | Соответствует плану |
| Финансовый результат | Дефицит 158,8 | Профицит 554,9 | Значительное улучшение |
Бюджетная политика и прогноз на 2025–2026 годы
Несмотря на профицит 2024 года, бюджет СФР на среднесрочную перспективу прогнозируется с дефицитом, что обусловлено ростом социальных обязательств и необходимостью дотаций из федерального бюджета для сбалансирования пенсионной системы.
Прогноз бюджета СФР на 2025 год:
- Плановые Доходы: 16,623 трлн рублей.
- Плановые Расходы: 16,993 трлн рублей.
- Плановый Дефицит: 369,52 млрд рублей.
Рост расходов на 2025 год обусловлен как ежегодной индексацией пенсий (в том числе увеличением объемов средств на страховые пенсии), так и стратегическими социальными инициативами. В проекте бюджета на 2026 год, например, на выплату страховых пенсий планируется выделить уже 11,9 трлн рублей.
Стратегическое решение: Возобновление индексации пенсий работающим пенсионерам
Ключевым фактором, влияющим на бюджетную структуру 2025 года и последующих лет, является стратегическое решение о возобновлении индексации пенсий работающим пенсионерам.
В бюджете СФР на 2025 год учтены соответствующие расходы, связанные с **возобновлением индексации пенсий работающим пенсионерам на тех же условиях, что и неработающим**. Это решение, которое было анонсировано в середине 2024 года, несет в себе две важные составляющие:
- Социальная справедливость: Восстанавливается принцип равенства пенсионных прав, что может стимулировать продолжение трудовой деятельности среди квалифицированных пожилых кадров.
- Бюджетное давление: Несмотря на позитивный социальный эффект, это решение требует значительных дополнительных ассигнований из федерального бюджета для покрытия дефицита СФР. Рост планового дефицита на 2025 год (до 369,52 млрд руб.) частично отражает эту нагрузку.
Это решение является ярким примером того, как СФР, координируемый Минтрудом и Правительством, реализует ключевые векторы социальной политики государства.
Глава 4: Цифровая трансформация и концепция «Социального казначейства»
Принцип «Социального казначейства» и Единая цифровая платформа
Концепция «Социального казначейства» — это не просто лозунг, а стратегическая цель, определяющая вектор развития СФР. Ее суть заключается в переходе от заявительного принципа предоставления услуг к проактивному (беззаявительному), минимизации бумажного документооборота и обеспечении адресности мер поддержки.
Ключевые элементы «Социального казначейства»:
- Единая цифровая платформа в социальной сфере (ЕЦП): Централизованная система, объединяющая все базы данных и информационные потоки, ранее находившиеся в ПФР и ФСС. ЕЦП позволяет СФР получать данные из других государственных систем (ЗАГС, ФНС, МВД, медицинские учреждения) без необходимости запрашивать их у граждан.
- Устранение бумажных межведомственных запросов: За счет ЕЦП информация о наступлении социального случая (рождение ребенка, инвалидность, смерть) поступает в Фонд автоматически, что позволяет запустить процесс назначения выплаты без участия гражданина.
Расширение проактивного (беззаявительного) режима предоставления услуг
Цифровизация позволила СФР значительно расширить проактивный режим. По данным Фонда, ежегодно СФР оказывает свыше 280 млн услуг, из которых более половины предоставляются именно в проактивном (беззаявительном) режиме.
Примеры проактивного назначения выплат в 2024 году:
- Пенсии по инвалидности: Назначаются автоматически на основании данных Федерального реестра инвалидов (ФРИ) после получения информации из бюро МСЭ.
- Выплаты по ОСС: Пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременное пособие при рождении ребенка — все эти выплаты производятся проактивно на основании данных электронных листков нетрудоспособности (ЭЛН) и сведений ЗАГС.
- Новые проактивные меры (2024 г.): Режим был расширен на назначение пенсий по потере кормильца (по данным ЗАГС), а также на установление надбавок за северный стаж (на основании данных персонифицированного учета).
Внедрение электронных листков временной нетрудоспособности (ЭЛН) стало фундаментом для этого проактивного режима в сфере ОСС, поскольку с 2022 года больничные оформляются только в электронном виде, что исключает необходимость предоставления документов работодателем или гражданином.
Вызовы и перспективы развития: Федеральный реестр нуждающихся и «единое электронное окно»
Главные перспективы развития СФР связаны с повышением адресности помощи и дальнейшей консолидацией цифровых сервисов.
Федеральный реестр нуждающихся (ФРН):
С 1 января 2024 года начал функционировать ФРН, который является частью Единой цифровой платформы. Основная задача ФРН — сбор и анализ данных о материальном положении граждан из разных источников (ФНС, Росреестр и др.).
Это позволяет СФР не только назначать выплаты проактивно, но и более точно определять критерии нуждаемости, минимизируя нецелевое использование государственных средств и повышая эффективность социальной поддержки.
«Единое электронное окно» на Госуслугах:
Финальный этап цифровой трансформации предусматривает полную консолидацию всех сервисов. К 1 декабря 2024 года запланировано завершение перехода всех пенсионных сервисов СФР на портал «Госуслуги.ру». Создаст это полноценное «единое электронное окно» для взаимодействия граждан с Фондом, позволяя получать справки, заказывать выписки из лицевого счета и подавать заявления в одном месте.
Заключение и выводы
Создание Социального фонда России (СФР) 1 января 2023 года стало не просто административным слиянием ПФР и ФСС, а качественным шагом в развитии российской системы социального обеспечения. СФР успешно выполнил функции единого оператора социальных выплат, консолидировав все государственные гарантии под единым управлением, что подтверждается его организационно-правовым статусом, закрепленным в ФЗ № 236-ФЗ.
Ключевые выводы, основанные на анализе 2023–2025 гг.:
- Организационная эффективность: Переход на единую структуру, единые клиентские службы и единую форму отчетности ЕФС-1, а также введение нового 10-значного регистрационного номера страхователя (с 30.09.2024 г.), значительно упростили взаимодействие граждан и страхователей с Фондом.
- Финансовая устойчивость: Несмотря на сложные экономические условия, бюджет СФР продемонстрировал высокую эффективность администрирования. Фактический профицит бюджета 2024 года (554,9 млрд руб.) при первоначальном плановом дефиците свидетельствует о высоком уровне собираемости единого страхового тарифа и рациональном использовании средств.
- Социальная политика и стратегические инициативы: СФР успешно интегрировал новые социальные меры, такие как Единое пособие, и значительно увеличил максимальные размеры выплат по ОСС. Стратегическим решением, влияющим на бюджетную структуру 2025 года, стало возобновление индексации пенсий работающим пенсионерам, что является ключевым направлением социальной политики государства.
- Цифровая трансформация: Реализация концепции «Социального казначейства» посредством Единой цифровой платформы и Федерального реестра нуждающихся позволила СФР расширить предоставление услуг в проактивном (беззаявительном) режиме (более половины из 280 млн ежегодных услуг), включая назначение пенсий по потере кормильца и надбавок за северный стаж.
В целом, Социальный фонд России демонстрирует высокий потенциал для дальнейшего развития системы социального обеспечения. Переход к «Социальному казначейству» и полная консолидация сервисов на портале «Госуслуги.ру» (к декабрю 2024 г.) являются ключевыми векторами, которые обеспечат прозрачность, адресность и доступность государственных социальных гарантий в Российской Федерации.
Список использованной литературы
- Агапова, Т. А. Макроэкономические аспекты реформирования пенсионной системы // Профессиональные пенсионные системы: проблемы и перспективы развития. М.: Страховое ревю, 2012.
- Бюджет Социального фонда на 2024 год внесен Правительством в Государственную думу [Электронный ресурс] // Социальный фонд России. URL: https://sfr.gov.ru (дата обращения: 07.10.2025).
- Бюджет СФР в 2024 году исполнен с профицитом в объеме 554,9 млрд рублей [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: https://consultant.ru (дата обращения: 07.10.2025).
- В 2024 году число беззаявительных мер поддержки, предоставляемых Социальным фондом России, увеличится [Электронный ресурс] // РИА Карачаево-Черкесия. URL: https://riadagestan.ru (дата обращения: 07.10.2025).
- Информация о среднем размере пенсий пенсионеров, состоящих на учете в системе СФР [Электронный ресурс] // Социальный фонд России. URL: https://sfr.gov.ru (дата обращения: 07.10.2025).
- Интервью председателя Социального фонда Сергея Чиркова телеканалу «Россия-24» [Электронный ресурс] // Социальный фонд России. URL: https://sfr.gov.ru (дата обращения: 07.10.2025).
- На выплату страховых пенсий в 2026 году выделят почти 12 трлн рублей [Электронный ресурс] // Expert.ru. URL: https://expert.ru (дата обращения: 07.10.2025).
- Персонифицированный учет и администрирование страховых взносов [Электронный ресурс] // Социальный фонд России. URL: https://sfr.gov.ru (дата обращения: 07.10.2025).
- Перспективы создания социального казначейства [Электронный ресурс] // Социальный фонд России. URL: https://sfr.gov.ru (дата обращения: 07.10.2025).
- Постановление ВС РФ от 27.12.1991 N 2122-1 (ред. от 05.08.2000) «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)».
- Проблемы и перспективы реформации фонда пенсионного и социального страхования [Электронный ресурс] // sciup.org. URL: https://sciup.org (дата обращения: 07.10.2025).
- Размер страховых взносов в ФСС и ПФР в 2024 году [Электронный ресурс] // Мое дело. URL: https://moedelo.org (дата обращения: 07.10.2025).
- С 1 декабря 2024 года сервисы СФР будут доступны на портале gosuslugi.ru [Электронный ресурс] // Государственное юридическое бюро Краснодарского края. URL: https://gurbx.ru (дата обращения: 07.10.2025).
- СФР (Социальный фонд России): что такое и как работает [Электронный ресурс] // Skillbox Media. URL: https://skillbox.ru (дата обращения: 07.10.2025).
- СФР назвал средний размер накопительной пенсии в 2026 году [Электронный ресурс] // Финансы Mail. URL: https://finance.mail.ru (дата обращения: 07.10.2025).
- Социальный фонд в 2024 году — что изменилось для бизнеса [Электронный ресурс] // «СберБизнес». URL: https://sberbank.ru (дата обращения: 07.10.2025).
- Социальный фонд в этом году оказал россиянам свыше 107 млн услуг [Электронный ресурс] // Социальный фонд России. URL: https://sfr.gov.ru (дата обращения: 07.10.2025).
- Социальный фонд России: история, структура и функции [Электронный ресурс] // Финансы Mail. URL: https://finance.mail.ru (дата обращения: 07.10.2025).
- Сроки перечисления страховых взносов и представления отчетности в 2025 году [Электронный ресурс] // Контур. URL: https://kontur.ru (дата обращения: 07.10.2025).
- Страховые взносы ООО на УСН в 2024 году [Электронный ресурс] // Контур.Бухгалтерия. URL: https://kontur.ru (дата обращения: 07.10.2025).
- Тарифы страховых взносов на 2024 год [Электронный ресурс] // Социальный фонд России. URL: https://sfr.gov.ru (дата обращения: 07.10.2025).
- Услуги Социального фонда – 2024: что ждет россиян с нового года [Электронный ресурс] // Социальный фонд России. URL: https://sfr.gov.ru (дата обращения: 07.10.2025).
- Утвержден бюджет СФР на 2024 — 2026 годы [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: https://consultant.ru (дата обращения: 07.10.2025).
- Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О негосударственных пенсионных фондах».
- Федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 236-ФЗ “О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации” [Электронный ресурс] // Garant.ru. URL: https://garant.ru (дата обращения: 07.10.2025).
- Что такое СФР в России с 1 января 2024 года [Электронный ресурс] // Контур. Эльба. URL: https://e-kontur.ru (дата обращения: 07.10.2025).
- Отчет о прохождении практики в УПФР по Советскому району [Электронный ресурс]. URL: https://ddmfo.ru/otchet/pensionnyiy-fond-sovetskogo-rayona/ (дата обращения: 07.10.2025).