Управление государственным имуществом Чувашской Республики (2020–2025): от учета к инвестиционному инструменту. Кейс-стади Минэкономразвития ЧР

Отчет по практике

Введение: Актуальность, целевой интенет и институциональные изменения

Необходимость глубокого анализа процессов управления государственной собственностью в субъектах Российской Федерации обусловлена критически важной задачей пополнения региональных бюджетов и повышения общей экономической эффективности. В академической среде и среди управленцев признается негативная тенденция сокращения доли имущественных доходов в структуре региональных бюджетов, что сигнализирует о необходимости пересмотра подходов к учету, контролю и распоряжению активами. Чувашская Республика, активно интегрирующая управление имущественным комплексом в общую стратегию развития, представляет собой показательный кейс-стади для исследования.

Целью данного аналитического исследования является оценка эффективности деятельности уполномоченного органа Чувашской Республики — Министерства экономического развития и имущественных отношений ЧР (Минэкономразвития ЧР) — в сфере управления государственным имуществом и земельными ресурсами в период 2020–2025 годов, выявление ключевых проблем и разработка практико-ориентированных рекомендаций по совершенствованию данного процесса.

Трансформация субъекта управления: От Минимущества ЧР к интеграции в Минэкономразвития ЧР

Исторически, функции управления государственным имуществом Чувашской Республики (республиканской собственностью) были сосредоточены в специализированном министерстве. Однако недавняя трансформация — интеграция имущественного блока в структуру Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики — является отражением стратегического сдвига. Этот шаг подчеркивает, что республиканское имущество рассматривается не как статический набор активов, подлежащих учету, а как динамический ресурс, который должен быть активно вовлечен в процессы экономического роста и достижения целей, поставленных в Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2030 года.

Правовую основу управления составляет Закон Чувашской Республики от 3 мая 2001 г. № 12 «Об управлении и распоряжении государственной собственностью Чувашской Республики». Согласно этому закону, имущество, принадлежащее Чувашской Республике как субъекту РФ, находится в ведении Кабинета Министров ЧР, который осуществляет свои полномочия через уполномоченные органы, в данном случае, Минэкономразвития ЧР.

5 стр., 2163 слов

Отчет о деятельности Отделения Социального фонда России по Чувашской ...

... организационной структуры, ключевых функций и экономических показателей деятельности Отделения СФР по Чувашской Республике – Чувашии в 2024– ... населения. В Чувашской Республике в 2025 году среднедушевой ПМ составляет 15 428 рублей. Оценка имущественного положения семьи ... бюрократические издержки. Организационная структура и управление Отделением СФР по Чувашской Республике Место Отделения в структуре ...

В структуре Минэкономразвития ЧР ключевые функции по управлению активами реализует, в частности, Отдел приватизации и работы с хозяйственными обществами и государственными предприятиями. Эта структура отвечает за реализацию Закона ЧР от 21.11.2002 № 25 «О приватизации государственного имущества Чувашской Республики», согласно которому объектами приватизации могут выступать движимое и недвижимое имущество, имущественные комплексы ГУП ЧР, а также доли (акции) ЧР в уставных капиталах хозяйственных обществ. Интеграция имущественного блока в экономическое ведомство позволяет синхронизировать приватизационные решения с инвестиционной политикой региона, обеспечивая максимальную экономическую отдачу.

Методологический каркас оценки эффективности государственной собственности

Критический анализ управления государственным имуществом требует применения не только финансовых, но и комплексных, многомерных методик. Традиционный подход, сфокусированный исключительно на объеме доходов от аренды и приватизации, является недостаточным, поскольку игнорирует социальные, инфраструктурные и стратегические аспекты владения. Как в таких условиях можно обеспечить долгосрочную устойчивость и рост региона?

Применение принципа Сбалансированной Системы Показателей (BSC)

В сфере методологии оценки эффективности управления госимуществом академическое сообщество и ведущие федеральные органы рекомендуют использовать принцип Сбалансированной Системы Показателей (Balanced Scorecard, BSC). BSC позволяет рассматривать эффективность через призму четырех ключевых перспектив, обеспечивая системный взгляд на управление:

  1. Финансовая перспектива: Традиционные показатели дохода (аренда, приватизация) и сокращение расходов на содержание неэффективного имущества.
  2. Клиентская перспектива: Удовлетворенность пользователей (арендаторов, инвесторов, граждан) качеством предоставляемых государственных услуг в сфере имущественных отношений.
  3. Процессная перспектива: Эффективность и прозрачность внутренних процессов (учет, инвентаризация, принятие решений о распоряжении).
  4. Перспектива обучения и развития: Квалификация кадров, уровень цифровизации и внедрение инновационных методов управления.

Для Чувашской Республики наиболее релевантными категориями эффективности являются:

  • Экономическая эффективность: Увеличение поступлений в бюджет (подтверждается ростом неналоговых доходов в 2023 году).
  • Организационная эффективность: Полнота и достоверность Реестра госимущества (подтверждается активным ростом числа учтенных объектов).
  • Социальная эффективность: Использование имущества как инструмента поддержки приоритетных групп (например, предоставление льгот по аренде для социально-ориентированных НКО и участников СВО).

Критерии оптимальности состава имущества

Связанной с BSC концепцией является федеральная методика, направленная на определение критериев оптимальности состава имущества. Суть этой концепции в том, что наличие неиспользуемых или неэффективно используемых активов (невовлеченных активов) прямо снижает общую эффективность управления. Оптимальность состава имущества означает, что каждый объект государственной собственности должен выполнять свою функцию: либо приносить доход (коммерческие объекты), либо обеспечивать выполнение государственных функций (социальные, административные объекты).

Если имущество длительное время не используется и не приносит пользы, оно признается избыточным и должно быть либо вовлечено в оборот (через аренду или безвозмездное пользование), либо приватизировано.

Проблема неоптимального состава имущества остается острой, что подтверждается данными по ЧР: в 2023 году было выявлено 59 неиспользуемых объектов недвижимости. Активная работа по выявлению и передаче таких объектов (16 из них были оперативно переданы в безвозмездное пользование муниципалитетам) свидетельствует о том, что Минэкономразвития ЧР осознает и целенаправленно устраняет эту проблему, переводя неэффективные активы в категорию полезных для публичных нужд, что, в конечном итоге, способствует увеличению общественной ценности владения.

Количественная и контрольная динамика: Аудит государственного имущества ЧР (2020–2025)

Ключевым индикатором повышения организационной эффективности и прозрачности управления является динамика ведения Реестра государственного имущества. Рост числа учтенных объектов — это прямое следствие активной инвентаризации и постановки на учет ранее «скрытых» активов.

Динамика объектов капитального строительства и земельных участков

Анализ данных Реестра госимущества Чувашской Республики (ЧР) демонстрирует уверенную положительную динамику в период 2020–2025 годов, что является прямым доказательством усиления учетной функции Министерства.

Показатель На 01.01.2024 г. На 01.01.2025 г. Рост за 2020–2025 гг.
Объекты капстроительства (тыс. ед.) 11,0 11,2 +2,6 тыс.
Земельные участки (тыс. ед.) 4,5 4,8 +1,7 тыс.
Общая площадь ЗУ (тыс. га) 20,1 25,1
Движимое имущество (тыс. ед.) 393,8 431,4 +94,2 тыс.

Анализ динамики:

  1. Капитальное строительство и Земля: Рост числа учтенных объектов капитального строительства на 2,6 тыс. и земельных участков на 1,7 тыс. за последние пять лет указывает на масштабную работу по инвентаризации и регистрации прав собственности. Особенно значителен рост учтенной площади земельных участков (с 20,1 тыс. га до 25,1 тыс. га), что является критически важным для вовлечения земли в хозяйственный оборот и повышения налогооблагаемой базы.
  2. Движимое имущество: Существенное увеличение числа единиц движимого имущества (на 94,2 тыс. единиц) свидетельствует о систематизации учета имущества, находящегося на балансе государственных учреждений и предприятий, что снижает риски его нецелевого использования или утраты.

Эта количественная динамика — не просто статистика, а фундамент для эффективного распоряжения: только точно учтенные активы могут быть выставлены на торги, переданы в аренду или использованы для реализации социальных задач, что повышает инвестиционную привлекательность региона.

Повышение эффективности контроля и надзора

Параллельно с инвентаризацией Минэкономразвития ЧР существенно усилило контрольно-ревизионную деятельность, направленную на выявление фактов нецелевого и неэффективного использования государственного имущества.

В период 2020–2024 годов было проведено 552 плановых и внеплановых проверки. Особый акцент делается на проверке деятельности государственных учреждений: 259 совместных проверок, что составило 99% от общего числа учреждений.

Контрольная работа резко активизировалась в 2023 году, когда было проведено 200 плановых и внеплановых проверок, что на 70% больше, чем в предыдущем году. Результаты этой работы подтверждают ее необходимость:

  • Выявлено 61 замечание и нарушение условий договоров (задолженность по аренде, нецелевое использование и др.).
  • По 20 проверкам нарушения были оперативно устранены в досудебном порядке.

Такая интенсивность контроля демонстрирует переход от формального надзора к проактивному управлению рисками. В 2024 году эта тенденция сохранилась: в ходе 146 плановых проверок была проверена сохранность и эффективность использования 730 объектов недвижимости и более 81 тыс. единиц движимого имущества. Увеличение числа проверок (на 70% в 2023 году) является сильным индикатором того, что Министерство активно борется с теневым использованием активов и повышает дисциплину в государственных структурах.

Финансово-экономическая отдача и приватизация активов ЧР

Конечным экономическим показателем эффективности управления государственной собственностью является ее вклад в доходную часть республиканского бюджета.

Структура неналоговых доходов и имущественные поступления (2023 год)

Собственные доходы республиканского бюджета Чувашской Республики за 2023 год составили 55,0 млрд рублей, показав существенный рост на 25,4% к 2022 году. В этой структуре неналоговые доходы, куда входят поступления от управления и распоряжения имуществом, занимают важное место.

Неналоговые доходы республиканского бюджета за 2023 год составили 4430,8 млн рублей, что представляет значительный рост на 34,3% к уровню предыдущего года.

Источник дохода Сумма (2023 г., млн руб.) Доля в неналоговых доходах (4430,8 млн руб.)
Общий объем неналоговых доходов 4430,8 100%
Общий плановый доход от использования имущества 446,34 10,07%
Фактический доход от коммерческого жилфонда ЧР 306,6 6,92%

Фактический доход от управления и использования коммерческого жилищного фонда ЧР за 2023 год составил 306,6 млн рублей, превысив плановое задание на 12%. Хотя этот источник составляет относительно небольшую долю в общем объеме неналоговых доходов (около 6,92%), его стабильный рост критически важен в условиях общефедеральной проблемы сокращения доли имущественных доходов. Усиление финансовой отдачи от государственного имущества — ключевая цель Минэкономразвития ЧР.

Стратегия приватизации и вовлечение неэффективного имущества

Приватизация является инструментом оптимизации структуры госимущества, направленным на избавление от непрофильных и неэффективных активов, а также на привлечение частных инвестиций.

Согласно Прогнозному плану приватизации на 2025–2027 годы, ожидаемые поступления в республиканский бюджет от продажи государственного имущества (включая движимое) запланированы в размере:

  • 2025 год: не менее 3,8 млн рублей.
  • 2026 и 2027 годы: порядка 3,0 млн рублей ежегодно.

Несмотря на сравнительно небольшие плановые цифры, фактический доход от приватизации с начала 2024 года уже составил свыше 14 млн рублей, что указывает на консервативность прогнозов и высокий потенциал реализации плана. Важнейшим аспектом работы, помимо приватизации, является вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемого имущества. Как было упомянуто, в 2023 году было выявлено 59 неиспользуемых объектов. Из них 16 объектов были оперативно переданы по договорам безвозмездного пользования в пользование муниципальных образований. Это демонстрирует прагматичный подход: если актив не может быть продан с выгодой или сдан в аренду, он должен быть использован для выполнения публичных функций, что соответствует критериям социальной и организационной эффективности BSC.

Проблемы управления и практико-ориентированные рекомендации (2025)

Анализ количественных данных и финансовых результатов указывает на положительную динамику, однако существуют системные проблемы, требующие стратегического вмешательства, особенно в части учета и методологии. Какие шаги нужно предпринять для того, чтобы вывести эффективность управления на новый институциональный уровень?

Устранение проблем учета через комплексные кадастровые работы

Одной из фундаментальных проблем управления госимуществом на уровне субъектов РФ остается неполнота и недостоверность сведений в реестрах, особенно в отношении земельных участков. Неустановленные границы, отсутствие кадастрового учета или несоответствие данных не позволяют эффективно вовлекать эти активы в оборот.

Стратегическим ответом Чувашской Республики на эту проблему стало резкое увеличение финансирования Государственной программы «Развитие земельных и имущественных отношений». В 2025 году предусмотрено увеличение финансирования до 140,2 млн рублей, при этом львиная доля — 109,779 млн рублей — направлена именно на комплексные кадастровые работы.

Рекомендация: Учитывая, что в Реестре ЧР на 01.01.2025 г. учтено 4,8 тыс. земельных участков, эти средства должны быть направлены на ускоренную инвентаризацию и межевание земель, имеющих высокий инвестиционный потенциал или находящихся в зонах активной застройки. Успешное завершение кадастровых работ позволит:

  1. Увеличить площадь земельных участков, доступных для аренды и продажи.
  2. Снизить количество земельных споров.
  3. Повысить налоговую базу за счет корректной оценки объектов.

Использование имущества как инструмента социальной политики

Управление госимуществом не сводится исключительно к максимизации дохода. В условиях социальных и экономических кризисов государственные активы становятся важным инструментом поддержки населения и приоритетных социальных групп.

Чувашская Республика активно использует этот механизм, что подтверждается конкретными нормативно-правовыми актами. Кабинетом Министров ЧР были введены меры поддержки для следующих категорий арендаторов:

  • Социально-ориентированные НКО.
  • Организации, пострадавшие от COVID-19.
  • Граждане-участники СВО.

Например, на основании Постановления Кабинета Министров ЧР от 12.12.2022 № 658, для граждан, призванных на военную службу по мобилизации или заключивших контракт о добровольном содействии Вооруженным Силам РФ, была предоставлена отсрочка уплаты арендной платы за госимущество и земельные участки. Важно отметить, что размер отсрочки мог не превышать половины ежемесячной арендной платы, что демонстрирует баланс между социальной поддержкой и сохранением финансовой стабильности.

Рекомендация: Следует систематизировать и расширить практику предоставления льготной аренды в обмен на социальные обязательства. Например, разработать долгосрочную программу «Социальный инкубатор», в рамках которой неиспользуемые объекты недвижимости (в��явленные 59 объектов) могут быть переданы на льготных условиях стартапам и социальным предпринимателям, обязующимся создавать рабочие места, что также коррелирует с целями Стратегии-2030.

Заключение: Перспективы совершенствования управления и повышения прозрачности

Деятельность Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики (Минэкономразвития ЧР) в сфере управления государственным имуществом в период 2020–2025 годов демонстрирует переход от пассивного учета к активному, проактивному управлению. Об этом свидетельствует впечатляющий рост учетной базы (на 2,6 тыс. объектов капстроительства и 1,7 тыс. земельных участков), существенное увеличение контрольно-ревизионной работы (рост числа проверок на 70% в 2023 году) и положительная динамика неналоговых доходов (+34,3% в 2023 году).

Главный вывод заключается в том, что управление госимуществом в ЧР перестало быть исключительно административной функцией и превратилось в активный инструмент экономического развития и социальной политики.

Для дальнейшего совершенствования управления и достижения максимальной эффективности необходимо сосредоточиться на двух ключевых направлениях:

1. Институционализация методологии BSC и KPI:
Необходимо формально внедрить принципы Сбалансированной Системы Показателей в оценочную деятельность Министерства. KPI должны включать не только финансовые метрики (доходы от аренды и приватизации), но и показатели организационной эффективности (доля объектов, не имеющих кадастрового учета) и социальной отдачи (доля имущества, используемого для социальных нужд).

2. Тотальная цифровизация и повышение прозрачности:
Учитывая, что самые большие финансовые вливания (109,779 млн руб. в 2025 году) направлены на кадастровые работы, следующим логическим шагом должно стать внедрение открытых, интерактивных цифровых платформ. Рекомендуется создать публичный Интерактивный Реестр Неиспользуемого Имущества, который будет содержать:

  • Картографическую информацию о 59 (и более) выявленных неиспользуемых объектах.
  • Условия их возможной передачи в аренду, безвозмездное пользование или приватизацию.
  • Информацию о ходе реализации Прогнозного плана приватизации.

Повышение прозрачности через открытые цифровые инструменты не только соответствует требованиям федеральной политики, но и является мощным стимулом для привлечения инвесторов, снижая транзакционные издержки и повышая доверие к региональным органам власти.

Список использованной литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ).
  2. Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (с изменениями от 5 марта, 12 апреля 2001 г., 11 апреля 2002 г., 9 июня 2003 г., 11 мая, 29 июня, 22 августа, 2 ноября, 29, 30 декабря 2004 г.).
  3. Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».
  4. Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 113 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы РФ федеральным гражданским служащим» (с изменениями от 25 июля 2006 г.).
  5. Приказ Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 8 ноября 2005 г. № 536 «О типологии инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти».
  6. Закон Чувашской Республики от 03.05.2001 N 12 «Об управлении и распоряжении государственной собственностью Чувашской Республики» (с изменениями и дополнениями).
  7. Закон Чувашской Республики от 21 ноября 2002 г. «О приватизации государственного имущества Чувашской Республики».
  8. Закон Чувашской Республики «О Кабинете Министров Чувашской Республики».
  9. Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 августа 2024 г. N 506 «О Прогнозном плане (программе) приватизации государственного имущества Чувашской Республики на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов».
  10. Постановление Кабинета Министров ЧР от 7 декабря 2001 № 266 «О типовой инструкции по делопроизводству в органах исполнительной власти ЧР» (с изменениями от 17 января 2006 г.).
  11. Постановление Кабинета Министров ЧР от 14.04.2000 г. N 68 «О реестре показателей экономической эффективности деятельности республиканских государственных унитарных предприятий и хозяйственных обществ, акции (доли, вклады) которых находятся в республиканской собственности» (с изменениями от 28.03.2003 г.).
  12. Постановление Кабинета Министров ЧР от 01.03.2001 г. № 24 «О Концепции оценки стоимости государственного и муниципального имущества в ЧР».
  13. Распоряжение Минимущества Чувашии от 26.01.2005 № 106-р «О проведении открытого конкурса по отбору организаций, привлекаемых для оказания оценочных услуг по заказам Министерства имущественных и земельных отношений ЧР».
  14. Распоряжение Мингосимущества ЧР от 15.02.2000 г. № 298-р об утверждении «Положения о проведении торгов на право заключения договора аренды объектов недвижимости, находящихся в государственной собственности ЧР».
  15. Рыбальчев А. Новое в законе о наследственности имущества.
  16. Семехина В.В. Предоставление имущества в безвозмездное пользование.
  17. Степанов С.А. Недвижимое имущество в гражданском праве.
  18. К вопросу об эффективности управления государственной собственностью субъекта Российской Федерации // Fundamental-research.ru.
  19. Эффективность управления государственным имуществом в России // Cyberleninka.ru.
  20. Эффективность управления государственным и муниципальным имуществом на уровне субъекта Российской Федерации // Guu.ru.
  21. ОТЧЕТ о результатах деятельности Кабинета Министров Чувашской Республики за 2023 год // Cap.ru.
  22. Годовой отчет об исполнении республиканского бюджета за 2023 год одобрен правительством Чувашии // Cap.ru.
  23. Структура. Министерство экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики // Cap.ru.