Введение: Цели, задачи и институциональный контекст исследования
В условиях глобальной экономической нестабильности и климатических вызовов, продовольственная безопасность и устойчивое развитие агропромышленного комплекса (АПК) становятся ключевыми приоритетами для Республики Казахстан. Финансовая поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей (СХТП) является критически важным звеном в этом процессе. Основным оператором государственной политики в этой сфере выступает АО «Аграрная кредитная корпорация» (АКК).
Актуальность данного аналитического отчета обусловлена необходимостью глубокого пересмотра и актуализации методологии оценки практики кредитования АПК. Исходные данные и механизмы, существовавшие до 2020 года, оказались нерелевантными в свете масштабной институциональной реорганизации и внедрения новых, беспрецедентных по объему финансовых программ (например, «Кең Дала-2»).
Цель работы — провести исчерпывающий, объективный анализ текущих финансовых инструментов, оценить динамику и качество кредитного портфеля АКК в период 2022–2025 годов, а также выявить ключевые системные проблемы, влияющие на кредитный риск в секторе. И что из этого следует? Объективное выявление этих проблем позволит скорректировать государственную политику, направив финансовые потоки на повышение реальной производительности, а не только на покрытие операционных расходов.
Институциональное позиционирование АКК в системе НУХ «Байтерек»
Институциональная реформа 2020 года кардинально изменила ландшафт финансовой поддержки казахстанского АПК. В рамках исполнения Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Главы государства от 1 сентября 2020 года, произошло объединение ключевых финансовых институтов АПК.
АКК, ранее входившая в структуру АО «НУХ «КазАгро», была интегрирована в более крупный и централизованный государственный холдинг — АО «Национальный управляющий холдинг «Байтерек». Это преобразование имело стратегическое значение: оно позволило консолидировать финансовые ресурсы, улучшить координацию программ и повысить инвестиционную привлекательность аграрного сектора за счет синергии с другими институтами развития, входящими в периметр «Байтерек».
Основная роль АКК, согласно Плану развития НУХ «Байтерек» на 2024–2033 годы, заключается в реализации государственной политики по формированию доступной системы кредитования, стимулирующей развитие конкурентоспособного предпринимательства на селе. Корпорация выступает не просто кредитором, но и оператором финансовых инструментов поддержки, наряду с АО «КазАгроФинанс» (КАФ), обеспечивая приток капитала для сезонных работ и инвестиционных проектов. Интеграция в Холдинг «Байтерек» обеспечила АКК доступ к крупным объемам рыночного капитала: например, в 2024 году Холдинг профинансировал АКК на 100 млрд тенге через покупку облигаций на KASE для обеспечения аграриев средствами на сезонные работы.
Казахстанская Ипотечная Компания (КЖК) в 2025 году: Тройной Мандат, ...
... рынка секьюритизации: Структурное слабое место Секьюритизация — это высшая форма развития вторичного рынка, позволяющая привлекать небюджетные, рыночные инвестиции, делая ипотеку самодостаточной. ... – начала 2021 года стал временем фундаментальной организационно-правовой трансформации государственного жилищного сектора. В рамках оптимизации жилищного блока Холдинга "Байтерек" и устранения ...
Роль АКК в развитии системы агрострахования
Помимо прямого кредитования, АКК выполняет критически важную функцию в управлении агропромышленными рисками, выступая оператором в сфере добровольного агрострахования с государственной поддержкой.
Стимулирование страхования в АПК является прямым ответом на растущие климатические риски, особенно в зонах рискованного земледелия. Ключевым механизмом является субсидирование страховой премии. В 2022 году этот механизм был значительно усилен. С 5 сентября 2022 года, согласно приказу Министерства сельского хозяйства РК, норматив субсидирования части страховой премии был увеличен с 50% до 80%.
Схема субсидирования агрострахования (2024–2025 гг.):
Показатель | Доля покрытия | Описание |
---|---|---|
Оплата фермером | 20% | Непосредственная оплата страховой премии СХТП. |
Государственная субсидия | 80% | Выплачивается оператором (АКК) по заявке страховщика за счет бюджетных средств. |
Таким образом, фермер оплачивает лишь пятую часть стоимости страхования, что делает этот инструмент максимально доступным и способствует снижению кредитных рисков, связанных с потерей урожая или поголовья скота, которые, в свою очередь, влияют на способность заемщика погашать кредит перед АКК. Это прямое влияние на качество кредитного портфеля, поскольку застрахованный урожай служит дополнительной гарантией возврата средств.
Актуальные финансовые инструменты и механизмы льготного кредитования (2024–2025 гг.)
Современная практика кредитования АПК в Казахстане характеризуется не только наращиванием объемов, но и совершенствованием продуктовой линейки, смещая фокус с прямого субсидирования конечного продукта на льготное кредитование и механизмы гарантирования. Какие именно инструменты помогают аграриям сегодня?
Программа «Кең Дала-2»: Условия и беспрецедентный рост объемов
Ключевой и наиболее значимой программой льготного финансирования, направленной на обеспечение аграриев оборотными средствами для проведения весенне-полевых и уборочных работ (ВПРиУР), является «Кең Дала-2». Эта программа служит индикатором государственной поддержки и ее финансовой мощности.
Ключевые условия программы «Кең Дала-2» в 2024–2025 гг.:
Параметр | Условие | Значение |
---|---|---|
Цель | Финансирование ВПРиУР | Приобретение семян, ГСМ, удобрений, пестицидов и оплата услуг. |
Ставка вознаграждения | Льготная | 5% годовых (ГЭСВ — от 5% годовых). |
Срок кредита | Краткосрочный | До 12 месяцев. |
Каналы финансирования | Прямые заемщики, Кредитные товарищества (КТ), Банки второго уровня (БВУ). | Расширение доступа к ресурсам. |
Программа «Кең Дала-2» демонстрирует беспрецедентный рост объемов финансирования. В 2024 году на ВПРиУР было направлено 320 млрд тенге, что более чем в два раза превысило объемы предыдущих лет (ранее финансирование составляло порядка 140 млрд тенге).
Планы на 2025 год предусматривают дальнейшее наращивание объемов: общий объём финансирования на ВПРиУР запланирован в размере до 700 млрд тенге, при этом до 560 млрд тенге планируется привлечь из рыночных источников капитала через НУХ «Байтерек» и АКК.
Такой объем финансирования, предоставляемый по ставке, значительно ниже рыночной (5% при рыночной стоимости денег 17–18%), подчеркивает стратегическую важность сельского хозяйства для государства. Какой важный нюанс здесь упускается? Столь низкая ставка, хоть и критически важна для поддержки фермеров, создает риск искажения рыночных механизмов, что требует особого внимания при анализе долгосрочной финансовой устойчивости получателей.
Механизмы повышения доступности: Гарантирование и «Расщепление ставки»
Одной из главных системных проблем, препятствующих доступу СХТП к кредитам, является нехватка качественного залогового обеспечения. АКК, в партнерстве с Фондом «Даму», активно внедряет механизмы, снижающие залоговые требования.
Гарантирование займов:
Для повышения доступности кредитов по программе «Кең Дала-2» предусмотрен механизм гарантирования, который покрывает до 85% от суммы договора займа. Это позволяет фермерам, не имеющим достаточного ликвидного залога (например, при наличии только земельных прав или неликвидного оборудования), получить необходимое финансирование. Этот механизм фактически переносит часть кредитного риска с АКК на Фонд гарантирования, что является критически важным для малых и средних агропредприятий.
Пилотная программа «Расщепление ставки вознаграждения»:
АКК также реализует пилотную программу, направленную на повышение прозрачности и эффективности использования государственных субсидий. Суть программы заключается в том, что вместо предоставления всего займа под одну льготную ставку, заем делится на две части: рыночная часть (кредит АКК) и субсидируемая часть (государственная поддержка).
Это позволяет четко видеть, какова реальная стоимость привлеченных средств и какой объем поддержки получает конечный заемщик.
Динамика кредитного портфеля АКК: Сопоставление роста объемов и качества
Анализ финансовой деятельности АКК за 2023–2024 годы показывает двойственную картину: с одной стороны, Корпорация демонстрирует впечатляющий рост объемов финансирования и финансовых показателей, с другой — наблюдается тревожное ухудшение качества кредитного портфеля.
Рост консолидированных активов и чистой прибыли
Благодаря государственной поддержке и активному привлечению средств через Холдинг «Байтерек», АКК значительно нарастила свои финансовые показатели.
Консолидированные финансовые результаты АО «Аграрная кредитная корпорация» (на 31 декабря):
Показатель | 2023 год (млрд тенге) | 2024 год (млрд тенге) | Динамика (%) |
---|---|---|---|
Совокупные Активы | 1 412 | 1 991 | +41,0% |
Чистая Прибыль | 29,55 | 60,36 | +104,3% |
Объем финансирования АПК (АКК + КАФ) | Свыше 550 | 765 | +39,1% |
Источник: Консолидированная финансовая отчетность АО «Аграрная кредитная корпорация» за 2024 год, KASE.
В 2024 году общий объем финансирования аграриев по линии АКК и КАФ превысил 765 млрд тенге, что является историческим максимумом. Рост активов до 1,991 трлн тенге и чистой прибыли до 60,36 млрд тенге свидетельствует об успешности Корпорации как финансового института в плане привлечения, размещения средств и операционной эффективности.
Показатели эффективности (консолидированные на 31.12.2024 г.) также выглядят позитивно:
- Рентабельность активов (ROA) составила 3,03%.
- Рентабельность собственного капитала (ROE) достигла 12,30%.
Критический анализ просроченной задолженности (NPL)
Несмотря на рост объемов и прибыли, ключевым индикатором, вызывающим серьезную озабоченность, является качество кредитного портфеля, измеряемое долей неработающих кредитов (Non-Performing Loans, NPL).
Зачем наращивать объемы финансирования, если львиная доля инвестиций не возвращается?
Аналитические данные указывают на тревожную тенденцию:
- Доля просроченных кредитов (NPL) в отдельной отчётности АКК выросла с 17% до 22% по итогам 2023 года.
Наиболее критическая ситуация наблюдается в сегменте инвестиционного кредитования, предназначенного для модернизации и расширения производства.
Сегмент кредитования (по состоянию на 01.07.2023 г.) | Доля в портфеле | Уровень просрочки (NPL) |
---|---|---|
Инвестиционные проекты | 11% | 40% |
Кредиты на ВПРиУР (оборотные средства) | Около 89% | Значительно ниже, но растет |
Источник: Анализ отчетов АКК, 2023 г.
Уровень просрочки (NPL) в 40% по инвестиционным проектам является критическим индикатором системного риска. Он свидетельствует о том, что крупные капиталовложения, которые должны были повысить конкурентоспособность и эффективность СХТП, не приносят ожидаемой отдачи. Этот факт, часто игнорируемый в публичных отчетах, является ключевым для академического анализа, поскольку он прямо указывает на низкую эффективность капитальных инвестиций в АПК, несмотря на государственную поддержку.
Системные проблемы АПК как фактор кредитного риска
Рост просроченной задолженности (NPL) в портфеле АКК является не просто следствием неудачного финансового менеджмента, а прямым отражением глубоких, структурных проблем, существующих в агропромышленном комплексе Казахстана.
Технологическое отставание и износ основных средств
Самой острой структурной проблемой, напрямую влияющей на кредитоспособность заемщиков, является критический уровень технологического отставания.
Проблема износа техники:
Износ сельскохозяйственной техники в целом по стране достигает 80%. Количество тракторов и комбайнов, эксплуатируемых 16 лет и более, составляет 95 тыс. и 23 тыс. единиц соответственно. Несмотря на субсидирование лизинга через КАФ и кредитование АКК, темпы обновления парка остаются недостаточными.
Уровень обновления парка сельхозтехники по итогам 2024 года составил всего 5,5% (при целевом индикаторе 5,2%), что ниже необходимого для эффективного агропроизводства уровня в 6–7% в год. Устаревшая техника ведет к высоким операционным расходам, низкому качеству обработки земли, повышенному риску простоев и, как следствие, снижению урожайности и финансовой устойчивости заемщика, что напрямую повышает риск невозврата кредитов.
Проблема внесения удобрений:
Низкая культура земледелия также является фактором риска. Фактический объем внесения минеральных удобрений в 2024 году составил всего 44% от научной потребности (1,4 млн тонн).
При этом, для достижения продовольственной безопасности и повышения урожайности, в 2025 году планируется довести объем внесения удобрений до 1,9 млн тонн. Разрыв между фактическим и научно обоснованным уровнем внесения удобрений снижает потенциальный доход фермера, делая его более уязвимым к климатическим колебаниям и повышая вероятность дефолта по кредитам АКК.
Антирыночный характер государственной поддержки
Ряд аналитиков и финансовых экспертов критикуют действующую модель государственной поддержки за ее антирыночный характер.
Проблема субсидирования ставок:
Продолжается практика льготного финансирования по ставкам, значительно ниже рыночных (например, 5% по «Кең Дала-2»), в то время как рыночная ставка по займам, полученным самой АКК от Правительства в 2023 году, оценивалась в 17,71–18,25% годовых. Такая существенная разница в стоимости фондирования искажает рыночные сигналы.
Риск «бюджетного иждивенчества»:
Критическая оценка заключается в том, что чрезмерная и не всегда адресная государственная помощь, в том числе пролонгация кредитов (например, пролонгация на сумму 52,6 млрд тенге в 2023 году для пострадавших от погодных условий), может превращать агробизнес в «бюджетного иждивенца».
Фермеры, рассчитывая на регулярные льготы и списание долгов, могут быть менее мотивированы к внедрению дорогостоящих, но необходимых агротехнологий и диверсификации посевных площадей. В результате, несмотря на постоянные финансовые вливания, структурные проблемы (износ техники, низкая производительность) не решаются.
Правовое регулирование и перспективы развития финансовых инструментов
Для обеспечения устойчивого развития кредитования АПК необходимо постоянное совершенствование правовых и финансовых инструментов.
Статус аграрной расписки в законодательстве РК
Одним из перспективных инструментов, способных решить проблему нехватки ликвидного залогового обеспечения и расширить источники финансирования, является аграрная расписка.
Определение и функции:
Аграрная расписка — это долговая именная неэмиссионная ценная бумага, которая удостоверяет право держателя на получение либо определенного объема сельскохозяйственной продукции (товарная аграрная расписка), либо денежных средств (финансовая аграрная расписка).
Она обеспечена залогом прав на земельный участок сельскохозяйственного назначения, что делает ее привлекательной для кредитора.
Актуальный юридический статус (2024–2025 гг.):
Несмотря на широкое обсуждение и наличие Законопроекта, по состоянию на ноябрь 2024 года, аграрная расписка не предусмотрена действующим законодательством Республики Казахстан в качестве разновидности ценных бумаг. Это связано с тем, что Гражданский кодекс РК содержит закрытый перечень ценных бумаг. Законопроект о ее введении находится в активной разработке с целью расширения источников финансирования СХТП.
Отличие от зерновой расписки:
Важно отметить, что в Казахстане уже действует регулирование зерновых расписок. В отличие от аграрной расписки (которая привязана к будущему урожаю или денежному эквиваленту), зерновая расписка состоит из складского и залогового свидетельств и является ордерной неэмиссионной ценной бумагой, удостоверяющей право собственности на уже существующее зерно, хранящееся на лицензированном элеваторе. Введение аграрной расписки позволит финансировать СХТП еще до начала посевной, используя в качестве обеспечения будущий урожай.
Выводы и предложения по совершенствованию практики
Подводя итоги, необходимо оценить, насколько эффективно реализуется стратегическая миссия АКК в современных условиях.
Выводы
АО «Аграрная кредитная корпорация» успешно выполняет миссию по реализации государственной политики в АПК, демонстрируя беспрецедентный рост объемов финансирования (765 млрд тенге в 2024 г.) и внедряя эффективные механизмы повышения доступности кредитов (программа «Кең Дала-2» под 5%, гарантирование займов до 85%).
Однако этот успех сопровождается серьезными системными рисками. Главный вывод анализа — наращивание объемов финансирования не коррелирует с улучшением качества кредитного портфеля и технологическим обновлением сектора.
- Проблема качества портфеля: Рост NPL до 22% в целом по Корпорации, и критические 40% просрочки по инвестиционным проектам, свидетельствуют о том, что государственные средства не трансформируются в устойчивую производственную эффективность и финансовую отдачу.
- Технологический барьер: Основой кредитного риска является 80% износа сельхозтехники и низкий уровень применения агротехнологий (44% от потребности в удобрениях).
До тех пор, пока эти структурные проблемы не будут решены, кредиты, даже льготные, будут нести высокий риск невозврата.
- Институциональная эффективность: АКК успешно адаптировалась к структуре НУХ «Байтерек» и внедрила эффективное субсидирование агрострахования (80%), но сталкивается с проблемой неэффективного использования инвестиционных кредитов конечными заемщиками.
Предложения по совершенствованию практики
Для повышения эффективности деятельности АКК и снижения кредитных рисков в АПК предлагаются следующие меры, ориентированные на увязку льготного финансирования с показателями технологического обновления:
- Обязательная увязка льготного кредитования с технологическими индикаторами (Conditionality):
Необходимо ввести механизм, при котором доступ к наиболее льготным кредитным продуктам (например, «Кең Дала-2» под 5%) предоставляется только тем СХТП, которые демонстрируют прогресс в технологическом обновлении.
- Для растениеводства: Обязательство использовать минеральные удобрения на уровне не ниже 60% от научно обоснованной потребности (с целью достижения 1,9 млн тонн в 2025 г.).
- Для всех СХТП: Требование по ежегодному обновлению парка сельхозтехники не менее чем на 6% от общего объема, подтвержденное лизинговыми контрактами с КАФ или собственными инвестициями, прежде чем будет одобрено гарантирование займа.
- Дифференциация ставок по инвестиционным проектам (снижение NPL):
Учитывая 40% просрочки по инвестпроектам, необходимо создать два потока финансирования:
- Поток А (Базовый): Для проектов, не связанных с глубокой переработкой, с повышенными требованиями к залогу и более высокой ставкой.
- Поток Б (Приоритетный): Для проектов, связанных с внедрением сертифицированных агротехнологий или глубокой переработкой. Предоставление ставки 5% только при условии привлечения независимого агро-аудита, который подтвердит финансовую модель и ее жизнеспособность.
- Правовое стимулирование:
Ускорить принятие Закона «Об аграрных расписках» и обеспечить широкое разъяснение механизма их использования. АКК должна стать ключевым оператором рынка аграрных расписок, используя этот инструмент для снижения потребности в традиционном залоге и привлечения частных инвесторов в АПК.
- Повышение прозрачности и мониторинга:
АКК должна проводить более жесткий и целевой мониторинг использования кредитных средств, особенно по инвестиционным проектам, с внедрением современных систем спутникового мониторинга посевных площадей и контроля закупленной техники.
Список использованной литературы
- Досье на проект Закона Республики Казахстан «Об аграрных расписках» (апрель 2018 года).
URL: https://online.zakon.kz/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Об утверждении Плана развития акционерного общества «Национальный управляющий холдинг «Байтерек» на 2024 – 2033 годы. URL: https://zan.kz/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Об утверждении Правил выдачи, обращения и погашения зерновых расписок… URL: https://zan.kz/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Кредиты под 5% доступны для аграриев. URL: https://www.gov.kz/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Итоги года и планы на 2024 год обсудили в ходе расширенной коллегии Министерства. URL: https://www.gov.kz/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Опубликована консолидированная финансовая отчетность АО «Аграрная кредитная корпорация» за 2024 год и аудиторский отчет. URL: https://kase.kz/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Исторический максимум по объему финансирования. АКК подвела итоги 2024 года. URL: https://apk-news.kz/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Холдинг «Байтерек» выделил аграрному сектору 100 млрд тенге. URL: https://bizmedia.kz/ (дата обращения: 09.10.2025).
- АКК начала прием заявок на финансирование посевной-2025. URL: https://sarybay.kz/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Казахстанские фермеры получили 440 миллиардов тенге на весенние работы. URL: https://tengrinews.kz/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Казахстан и Швейцария работают над усовершенствованием системы агрострахования. URL: https://apk-inform.com/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Почему в Казахстане никак не решаются проблемы сельского хозяйства. URL: https://forbes.kz/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Казахстан десятилетиями впустую тратит деньги на развитие сельского хозяйства – Halyk Finance. URL: https://kursiv.media/ (дата обращения: 09.10.2025).
- АО «Аграрная кредитная корпорация» вошло в структуру холдинга «Байтерек». URL: https://agrocredit.kz/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Программы кредитования. URL: https://agrocredit.kz/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Возобновление финансирования Кредитного товарищества со стороны АО «Аграрная кредитная корпорация». URL: https://agroconsult.kz/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Аграрная кредитная корпорация повысила чистую прибыль на 80%. URL: https://world-nan.kz/ (дата обращения: 09.10.2025).