I. Введение.
1. Потому что будущая пенсия формируется в период нашей трудовой деятельности, а не в момент ее (пенсии) назначения.
2. Потому что сегодня коэффициент замещения пенсией утраченного заработка не «дотягивает» до минимального цивилизованного уровня в 40% и имеет устойчивую тенденцию к снижению.
3. Потому что действующая в России система пенсионного обеспечения не гарантирует со стороны государства какой-то определенный размер пенсии.
4. Потому что идеология пенсионной реформы проблему достойного материального пенсионного обеспечения переносит в большей степени с государства на самого человека.
5. Потому что пенсия случается в жизни каждого, и прожить эту часть жизни хочется в отдыхе и радости, путешествуя и балуя внуков подарками.
II. Основная часть.
1. Пенсионный фонд Российской Федерации: 1990-2010 гг.
1990 год: Создание Пенсионного фонда Российской Федерации
Пенсионный фонд Российской Федерации был образован 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения России, денежные средства которого не входят в состав федерального бюджета, других бюджетов и фондов и изъятию не подлежат. Создание Фонда решало две важнейшие задачи. Первая – средства пенсионной системы выводились из государственного бюджета и становились сферой самостоятельного бюджетного процесса. Поэтому изначально ПФР приобрел статус самостоятельного государственного социального фонда, был определён целевой характер денежных средств ПФР, и закреплен запрет на их изъятие из бюджета ПФР на другие цели. И вторая – основным источником финансирования пенсионных выплат стали страховые взносы и платежи, которые уплачивали работодатели и наемные работники.
1992 год: Первые шаги по организации процесса назначения и выплаты пенсий. Созданная в Московской области модель управления пенсионным обеспечением населения получила название «единая пенсионная служба». Из «пилотного» этот проект вскоре стал массовым. В 2000 году единые пенсионные службы действовали в 22 субъектах Российской Федерации.
1995 год: Создание системы индивидуального (персонифицированного) учета
Данные персонифицированного учета в «пилотном» режиме стали использоваться для назначения пенсий с 1998 года. К 2000 году работающее население страны было полностью охвачено персонифицированным учетом.
Понятие и правовое регулирование социальных пенсий по законодательству ...
... к пенсионной реформе: «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ; «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от ... в твердом размере за счет средств государственного бюджета. Как и трудовые пенсии, они назначаются в ... нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе на страховой основе, или ...
Система персонифицированного учета позволила решить одну из главных задач пенсионной реформы – включение гражданина Российской Федерации в процесс формирования своей будущей пенсии путем его информирования о состоянии индивидуального лицевого счета и предоставления права на выбор перевода накопительной части в управляющую компанию или НПФ.
2002 год: Реформа пенсионной системы России.
С 1 января 2002 года запущен механизм преобразований пенсионной системы. Впервые в истории в основу пенсионной системы России были положены страховые принципы. Существовавшая распределительная система начисления пенсий была дополнена накопительной частью пенсии и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином. Размер пенсии в новой пенсионной модели определяется, прежде всего, не стажем работника, как было до 2002 года, а его реальным заработком и размером отчислений в ПФР, производимых работодателем. Это дает возможность гражданам самим влиять на размер своей будущей пенсии.
2004 год: Создание клиентских служб Пенсионного фонда.
В то же время Пенсионный фонд искал способы для повышения эффективности этой работы и новые варианты развития взаимодействия с населением. В результате было принято решение о создании клиентских служб, которые должны были существенно повысить качество и скорость обслуживания обратившихся граждан. В том числе – за счет использования современных технологий: информационные автоматы, электронные очереди, прием населения по принципу «одного окна» и т.д. К 2005 году клиентские службы действовали практически во всех регионах России.
2005 год: Новые функции. Социальные выплаты
В 2005 года на Пенсионный фонд были возложены функции по начислению и выплате гражданам ежемесячных денежных выплат и реализации их прав на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Для учета прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
2007 год: Новые функции. Материнский капитал.
На Пенсионный фонд Российской Федерации возложена выдача государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал и выплата средств капитала. Изначально предполагалось, что первые деньги на реализацию сертификата на МСК будут направляться не ранее 2010 года, поскольку закон не предусматривал возможность распоряжения средствами МСК до достижения трехлетнего возраста второго ребенка. Однако в конце 2008 г. в связи со сложной экономической ситуацией законодательно было принято решение направлять средства материнского (семейного) капитала на погашение жилищных кредитов семьи, независимо от возраста ребенка. В кратчайшие сроки ПФР провел всю необходимую подготовительную работу, и уже в январе 2009 года этот процесс был запущен.
2008 год: Новые функции. Программа государственного софинансирования пенсии.
В октябре 2008 года ПФР начал принимать заявления от граждан о вступлении в Программу. С 1 января 2009 года стартовал второй этап Программы, в рамках которого участники могли приступить к платежам на накопительную часть своей будущей трудовой пенсии.
Пенсионный фонд Российской Федерации – основной орган пенсионного обеспечения
... дорог, заводов и выплату пенсий гражданам и т.д. декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» был образован Пенсионный фонд Российской Федерации для государственного управления финансами ...
2009-2010 гг.: Дальнейшее совершенствование пенсионной системы.
Летом 2009 года был приняты новые пенсионные законы, которые с 1 января 2010 года в значительной степени изменили российскую пенсионную систему. Так, единый социальный налог (ЕСН) заменен страховыми взносами в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, в федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. При этом функция администрирования взносов в ПФР и ФОМС передана от налоговых органов ПФР. В кратчайшие сроки было разработано и внедрено программное обеспечение, необходимое для эффективного взаимодействия со страхователями, разработаны формы и регламенты отчетности. Новое законодательство определило ряд мер, направленных на искоренение бедности среди пенсионеров – валоризацию пенсий (переоценку расчетного пенсионного капитала с учетом «советского» трудового стажа) и введение социальной доплаты до уровня прожиточного минимума пенсионера в регионе. ПФР в считанные месяцы произвел перерасчет пенсий 36 миллионов пенсионеров в связи с валоризацией, причем у 11,6 миллионов пенсионеров сведения о трудовом стаже были дополнены на основе индивидуальной работы с людьми и архивными документами.
2. Новая пенсионная модель.
С 2002 года в России действует пенсионная модель, основанная на страховых принципах. Это значит, что размер пенсии теперь напрямую зависит от размера пенсионных взносов, сформированных за всю трудовую деятельность на лицевом счете. Задуматься о своем благополучии на склоне лет надо уже сейчас, ведь пенсия – это не социальное пособие, а компенсация утраченного заработка. Современное российское законодательство предоставляет множество возможностей увеличить свою будущую пенсию, сделать ее достойной. Уже сейчас можно грамотно управлять своими пенсионными накоплениями, выбрать негосударственный пенсионный фонд или управляющую компанию для приумножения этих средств, вступить в Программу государственного софинансирования пенсий, которая поможет существенно увеличить будущую пенсию. Основа будущей пенсии – обязательные страховые взносы работодателей в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР).
В 2010 году по закону они составляют 20% от годового заработка работника в пределах 415 тысяч рублей по каждому месту работы. Эти платежи поступают на индивидуальный лицевой счет. Этот счет есть у каждого работающего россиянина – Пенсионный фонд Российской Федерации открывает его с момента получения страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования (как правило, это происходит при поступлении на первое официальное место работы).
Чем большая сумма взносов зафиксирована на индивидуальном лицевом счете в ПФР, тем больше будет пенсия — вот почему важно получать «белую» зарплату. Средства страховых взносов работодателей распределяются между двумя частями будущей пенсии: страховой и накопительной. Страховая часть формируется за счет страховых взносов, поступивших после 1 января 2002 года, а также путем преобразования в расчетный пенсионный капитал пенсионных прав, приобретенных до 2002 года. В состав страховой части входит фиксированный базовый размер. С 1 января 2010 года фиксированный базовый размер пенсии по старости составил 2 723 рубля. Средства страховой части будущей пенсии фиксируются на индивидуальном лицевом счете и ежегодно индексируются государством в соответствии с ростом средней заработной платы и ростом доходов ПФР в расчете на одного пенсионера, но не свыше роста доходов Пенсионного фонда. Физически эти деньги направляются на выплату пенсий нынешним пенсионерам.
Пенсии военнослужащим за выслугу лет
... жизни гражданина, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в ... источников приведён в конце работы. Курсовая работа состоит из двух основных частей. Первая часть включает в себя общие вопросы организационно-правового обеспечения, пенсионного обеспечения военнослужащих ...
3. Как формируется накопительная часть трудовой пенсии.
Сегодня трудовая пенсия по старости и инвалидности состоит из трех частей — базовой, страховой и накопительной. Накопительная часть трудовой пенсии формируется за счет сумм страховых взносов, поступивших за застрахованное лицо на специальную часть его индивидуального лицевого счета в ПФР (то есть эти средства учитываются отдельно от страховой части), и инвестиционного дохода. Вместе эти средства (страховые взносы + инвестиционный доход) называются пенсионные накопления. Важно подчеркнуть, что накопительная часть трудовой пенсии финансируется исключительно на накопительной основе, в отличие от страховой части, выполняющей функции минимального гарантированного социального пособия государства, в которой учтены пенсионные права, сформированные до начала реформы. Условием назначения пенсии по старости является наличие пяти лет страхового стажа и достижение установленного законодательством пенсионного возраста. При этом базовая часть каждой из пенсий является фиксированной и устанавливается государством. Страховая и накопительная части трудовой пенсии формируются за счет страховых взносов, уплачиваемых работодателем за каждого работника. Их размер в первую очередь зависит от размера заработной платы застрахованного лица. Тарифы страховых взносов для лиц 1967 года рождения и моложе распределяются следующим образом: 8% — на страховую часть трудовой пенсии, 6% — на накопительную часть трудовой пенсии. Для лиц 1966 года рождения и старше уплаченные работодателями страховые взносы в полном объеме поступают на страховую часть трудовой пенсии. Таким образом, размер пенсии напрямую зависит от суммы на лицевом счете, сформированной за всю трудовую деятельность. Накопительная часть трудовой пенсии также есть у мужчин 1953-1966 года рождения и женщин 1957-1966 года рождения, в пользу которых в период с 2002 по 2004 гг. включительно уплачивались страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии.
4. Способы формирования пенсионных накоплений.
Формировать свои пенсионные накопления можно:
1) через Пенсионный фонд Российской Федерации, выбрав одну из управляющих компаний, с которой ПФР заключил договор. При этом назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии будет осуществлять Пенсионный фонд Российской Федерации. Можно выбрать либо государственную управляющую компанию (ГУК) – Внешэкономбанк, либо частную управляющую компанию (УК).
Частные УК имеют более широкий перечень активов для инвестирования пенсионных накоплений, чем ГУК;
2) через негосударственный пенсионный фонд (НПФ), одним из видов деятельности которого является обязательное пенсионное страхование. При этом все средства пенсионных накоплений будут переданы Пенсионным фондом в выбранный НПФ, который и будет осуществлять назначение и выплату накопительной части будущей пенсии.
Трудовая пенсия по старости
... ст. 5 Федерального закона «О трудовых пенсиях» трудовые пенсии по старости и по инвалидности состоят из трех частей: 1) страховой части; 2) накопительной части. 4 Право на трудовую пенсию имеют граждане, застрахованные в системе ...
5. Как накопительная часть защищается от инфляции.
Средства накопительной части трудовой пенсии в обязательном порядке инвестируются по нормам Федерального закона №111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ». То есть средства накопительной части пенсии инвестируются даже в том случае, если сам человек (застрахованное лицо) об этом не знает и никакого инвестиционного решения не принимает. В этом случае инвестированием пенсионных накоплений «молчуна» занимается сам Пенсионный фонд РФ. С 2003 года население России получило возможность не меняя страховщика – Пенсионный фонд РФ, выбрать для инвестирования частную управляющую компанию. Если застрахованное лицо молчит и не выбирает инвестиционный портфель (управляющую компанию), то ПФР передает средства государственной управляющей компании – Внешэкономбанку.
Начиная с 2004 года, любой гражданин России, имеющий средства на накопительной части трудовой пенсии, может отказаться от услуг ПФР как страховщика и перевести пенсионные накопления в негосударственный пенсионный фонд. Страховая часть пенсии при этом по-прежнему остается у государства и выплачивается исключительно Пенсионным фондом РФ.
6. Способы использования накопительной части трудовой пенсии.
После достижения гражданином пенсионного возраста и обращения им к своему страховщику для назначения накопительной части трудовой пенсии средства пенсионных накоплений будут разделены на ожидаемый период дожития для того, чтобы исчислить размер ежемесячной пожизненной выплаты. Далее полученная сумма будет ежемесячно выплачиваться застрахованному лицу в течение всего срока его жизни на пенсии.
Правопреемство (наследование).
- В случае смерти застрахованного лица на этапе накопления (то есть до назначения и выплаты ему накопительной части трудовой пенсии) средства его пенсионных накоплений подлежат единовременной выплате правопреемнику/ам (то есть наследуются).
- Правопреемниками выступают либо лица, указанные застрахованным в договоре об обязательном пенсионном страховании либо в заявлении к нему. Если застрахованное лицо не указало правопреемников, ими становятся родственники первой очереди (супруги, дети, родители), а при отсутствии таковых – родственники второй очереди (братья, сестры, дедушки, бабушки, внуки).
Правопреемники (назначенные или родственники) должны обратиться за выплатой средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица в течение 6 месяцев с даты его смерти. Выплата производится в течение 2-х месяцев по истечении 6-месячного срока с даты смерти.