Внешний долг России на 1 октября 2024 года составил 293,4 млрд долларов США, впервые с 2006 года опустившись ниже отметки в 300 млрд долларов США. Этот показатель, на первый взгляд, может показаться лишь сухой цифрой, однако за ним кроется сложная система экономических взаимосвязей, влияющих на каждый аспект национальной экономики — от курса рубля до инвестиционной привлекательности страны. В условиях беспрецедентной глобальной экономической и геополитической нестабильности, когда санкционное давление и меняющаяся конъюнктура мировых рынков формируют новые вызовы, вопрос государственного внешнего долга Российской Федерации приобретает особую актуальность. Умение эффективно управлять этим инструментом становится решающим фактором для поддержания макроэкономической стабильности и обеспечения экономической безопасности страны.
Настоящая работа ставит перед собой амбициозную цель: провести комплексный анализ сущности, динамики, структуры, проблем и методов управления государственным внешним долгом России. Мы углубимся в теоретические основы, проследим историческую эволюцию показателей с 2007 года по октябрь 2025 года, рассмотрим стратегические подходы Правительства и Центрального банка, выявим актуальные проблемы и оценим влияние долговой нагрузки на макроэкономическую стабильность. Особое внимание будет уделено двойной роли России как заемщика и кредитора, а также урокам, извлеченным из прошлых долговых кризисов.
Структура работы охватывает все эти аспекты, разбивая сложное полотно долговых отношений на последовательные, логически связанные главы. Методологической базой для исследования послужат официальные отчеты Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ, Росстата, публикации международных финансовых организаций, а также научные статьи и монографии ведущих экономистов. Такой подход позволит создать всесторонний и академически обоснованный материал, способный пролить свет на один из важнейших аспектов финансовой системы современной России.
Теоретические основы и классификация государственного внешнего долга
Государственный внешний долг — это не просто сумма денег, которую страна должна зарубежным кредиторам; это сложный экономический феномен, чье понимание требует глубокого погружения в методологии и классификации, разработанные как на международном, так и на национальном уровнях, поскольку различия в подходах к его определению могут существенно влиять на восприятие долговой нагрузки и принимаемые управленческие решения.
Потребительское кредитование в Российской Федерации в 2024–2025 ...
... В ответ на системные риски, связанные с ростом необеспеченного кредитования, Банк России ввел концепцию Показателя Долговой Нагрузки (ПДН). ПДН (Debt Service-to-Income, DSTI) — это отношение ... ключевые стратегические риски и сформулировать среднесрочные прогнозные сценарии развития рынка до 2027 года. Разработать практические рекомендации для банковского сектора по эффективной адаптации к новым ...
Сущность внешнего долга: международные стандарты и национальные особенности
Для того чтобы говорить о внешнем долге, необходимо прежде всего четко определить его рамки. На международном уровне ключевыми ориентирами служат документы Международного валютного фонда (МВФ): «Статистика внешнего долга: руководство для составителей и пользователей» и шестое издание «Руководства по платежному балансу и международной инвестиционной позиции» (РПБ6).
Эти руководства определяют внешний долг как непогашенную сумму текущих безусловных обязательств резидентов данной страны перед нерезидентами, включающую как основной долг, так и начисленные проценты, подлежащие погашению. Важно, что эти обязательства оцениваются в долларах США, что обеспечивает сопоставимость данных между странами.
Однако в российской практике существуют свои нюансы. В то время как Банк России строго придерживается международной методологии, используя так называемый резидентный критерий (обязательства резидентов РФ перед нерезидентами), Министерство финансов РФ оперирует валютным критерием. Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации, внешний долг — это обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований).
Это различие может приводить к незначительным расхождениям в публикуемых оценках, поскольку не все обязательства резидентов перед нерезидентами обязательно номинированы в иностранной валюте (хотя это наиболее распространенный случай), и наоборот. Например, внутренние займы субъектов федерации, номинированные в иностранной валюте, могут не включаться в определение государственного внешнего долга по методологии Минфина, но могут учитываться как внешний долг страны в целом по методологии ЦБ.
Государственный внешний долг Российской Федерации и субъектов Российской Федерации формируется за счет внешних заимствований, осуществляемых исключительно в иностранной валюте. В объем государственного внешнего долга РФ включается основной долг по кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций, а также по международным соглашениям о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств, а также по государственным займам, осуществляемым путем выпуска ценных бумаг в иностранной валюте (например, евробонды).
Структура и классификация внешнего долга РФ
Классификация внешнего долга — это своего рода анатомия долговых обязательств, позволяющая более глубоко понять их природу и потенциальные риски. Основные параметры, по которым обычно классифицируется внешний долг, включают:
- По секторам заемщиков:
- Органы государственного управления: это непосредственно долг Правительства РФ, который возникает по внешним облигационным займам, а также по кредитам правительств иностранных государств и международным финансовым организациям. Эти обязательства на учете в ВЭБ.РФ.
- Банковский сектор: обязательства Центрального банка РФ и коммерческих банков перед нерезидентами.
- Прочие секторы экономики: это, по сути, внешний долг частного сектора, включающий обязательства корпораций и других нефинансовых организаций перед зарубежными кредиторами.
- По срокам погашения:
- Краткосрочные обязательства: имеют первоначальный срок погашения один год и менее, или выплачиваются по требованию.
- Долгосрочные обязательства: имеют первоначальный срок погашения свыше одного года.
Такое деление критически важно для оценки ликвидности и потенциальных рисков рефинансирования.
- По видам обязательств:
- Кредиты (займы) от иностранных государств, международных организаций, коммерческих банков, фирм.
- Государственные ценные бумаги, размещенные на внешних рынках (еврооблигации).
- Обязательства по государственным гарантиям.
- Просроченные платежи по основному долгу и процентам.
- По валюте обязательств: Преобладание той или иной иностранной валюты (доллар США, евро, юань) в структуре долга определяет валютный риск для страны.
При этом необходимо четко разграничивать понятия государственного внешнего долга и внешнего долга частного сектора. Государственный внешний долг — это долговые обязательства Российской Федерации, тогда как внешний долг частного сектора включает обязательства всех остальных институциональных единиц-резидентов, не подпадающих под определение государственного, перед нерезидентами. Несмотря на это различие, оба компонента формируют совокупный внешний долг страны, и динамика одного из них может влиять на другой, а также на общую макроэкономическую стабильность. Например, значительный рост корпоративного внешнего долга может повышать макроэкономические риски, особенно если он номинирован в иностранной валюте и не хеджирован от валютных колебаний. Таким образом, комплексное понимание государственного внешнего долга требует не только знания его базовых определений, но и глубокого анализа его сложной структуры, обусловленной как международными стандартами, так и национальными особенностями российской финансовой системы.
Международное инвестиционное и производственное сотрудничество ...
... РФ, Росстат, аналитические отчеты. Столь значительный чистый отток капитала (218 млрд долларов США за два года) отражает массовый выход западных компаний, продажу активов и прекращение финансирования ... капитала и сохранением государством права на гибкое оперативное регулирование в быстро меняющейся внешней среде. Динамика и переориентация прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в экономику РФ ...
Динамика и структура внешнего долга Российской Федерации (2007-2025 гг.)
История внешнего долга Российской Федерации за последние полтора десятилетия — это захватывающая повесть о стремительных взлетах, постепенных снижениях и адаптации к постоянно меняющимся глобальным и внутренним реалиям. С 2007 года по октябрь 2025 года страна прошла через периоды мировых финансовых кризисов, санкционного давления и структурных перестроек, что нашло прямое отражение в динамике и структуре ее внешних обязательств.
Общая динамика внешнего долга: от пиковых значений до исторического минимума
Путь российского внешнего долга с 2007 года можно охарактеризовать как чередующийся цикл роста и сокращения, вершиной которого стал исторический максимум в середине 2010-х годов, а затем — заметное снижение в последние годы.
В 2011 году Россия, после десятилетнего перерыва, вновь вышла на рынок внешних заимствований, разместив облигации на 7 млрд долларов США. Тогда внешний государственный долг составлял скромные 36,0 млрд долларов США на 1 ноября 2011 года, что было всего 2,5% от ВВП, значительно ниже среднего по еврозоне (87,3% ВВП в том же году).
Однако настоящий пик был достигнут к 1 июля 2014 года, когда совокупный внешний долг страны достиг беспрецедентных 732,78 млрд долларов США. Этот период характеризовался активным привлечением капитала как государственным, так и, особенно, частным сектором, на фоне относительно благоприятной конъюнктуры мировых рынков и высоких цен на энергоносители.
После 2014 года, под влиянием падения цен на нефть, введения западных санкций и политики дедолларизации, начался процесс постепенного сокращения внешнего долга. К 1 января 2022 года он составлял 478,2 млрд долларов США, показав небольшой рост на 11 млрд долларов США относительно 2021 года, в основном за счет увеличения долга ЦБ РФ (из-за распределения авуаров СДР МВФ) и банковского сектора.
С началом 2022 года и усилением геополитической напряженности тенденция к сокращению внешнего долга ускорилась. За период с 1 апреля 2022 года (453,5 млрд долларов США) по 1 октября 2024 года (293,4 млрд долларов США) совокупный внешний долг Российской Федерации сократился на 160,1 млрд долларов США, или примерно на 35,3%. Это снижение было обусловлено целенаправленной политикой по снижению зависимости от внешних заимствований и ограниченным доступом к международным рынкам капитала. Оценочный объем сокращения внешнего долга в иностранной валюте составил 80 млрд долларов США в 2022 году, 48,3 млрд долларов США в 2023 году и 20-22 млрд долларов США в 2024 году.
На 1 января 2024 года внешний долг России составлял 317,89 млрд долларов США. К началу 2025 года он снизился до 290,4 млрд долларов США. Однако во втором квартале 2025 года наблюдался некоторый рост: по пересмотренной оценке ЦБ РФ, совокупный внешний долг России на 1 июля 2025 года достиг 320,8 млрд долларов США, увеличившись за квартал на 8,1 млрд долларов США. Этот рост был обусловлен двумя ключевыми факторами:
- Укрепление рубля: Привело к увеличению долларового эквивалента рублевой задолженности.
- Привлечение долгового финансирования: Несмотря на ограничения, некоторые секторы экономики продолжали привлекать новые займы.
Таким образом, современная динамика демонстрирует устойчивую тенденцию к сокращению внешнего долга с периодическими колебаниями, вызванными курсовой переоценкой и точечным привлечением капитала.
Секторальная и валютная структура внешнего долга
Структура внешнего долга России претерпела значительные изменения, отражая как макроэкономическую политику, так и влияние внешних факторов. Традиционно наибольший удельный вес приходился на долг прочих секторов экономики (корпоративный долг), что является характерной чертой для многих развивающихся экономик.
Структура внешнего долга Российской Федерации по секторам (на 1 июля 2025 года и 1 января 2025 года):
| Сектор | 1 июля 2025 года (млрд долл. США) | Доля (1 июля 2025 г.) | 1 января 2025 года (млрд долл. США) | Доля (1 января 2025 г.) | Изменение за Q2 2025 (млрд долл. США) |
|---|---|---|---|---|---|
| Прочие секторы экономики | 192,9 | 60,1% | 177,1 | 60,98% | +3,7 (1,9%) |
| Банковский сектор (банки и ЦБ РФ) | 104,4 | 32,5% | 94,4 | 32,5% | +3,0 (2,9%) |
| Органы государственного управления | 23,4 | 7,3% | 18,8 | 6,5% | +1,4 (6,6%) |
| Всего | 320,8 | 100% | 290,4 | 100% | +8,1 |
Как видно из таблицы 1, на 1 июля 2025 года наибольший удельный вес по-прежнему занимал долг прочих секторов (более 60%), за ним следовал банковский сектор, и лишь малая часть приходилась на органы государственного управления. Это подчеркивает, что основная нагрузка по внешним обязательствам лежит на корпоративном секторе. Во втором квартале 2025 года рост наблюдался во всех секторах, причем наиболее заметный процентный прирост показал долг органов госуправления (на 6,6%) за счет увеличения задолженности по суверенным ценным бумагам.
Что касается валютной структуры, то в 2017-2021 годах средняя доля внешнего долга, номинированного в иностранной валюте, составляла 73%, а в последний год этого периода — около 66%. Усиление санкционного давления и политика дедолларизации, проводимая Россией, безусловно, повлияли на эту структуру, хотя точные актуальные данные по валютной разбивке в открытом доступе могут быть ограничены. Однако общая тенденция направлена на снижение доли обязательств в «недружественных» валютах и увеличение доли в национальных валютах или валютах стран-партнеров.
Исторически основными кредиторами Российской Федерации являлись страны Евросоюза (82% от общей суммы долга), международные финансовые организации (7%), а также официальные кредиторы из Парижского клуба и бывшие страны СЭВ (10%).
Однако в условиях современной геополитической ситуации и введенных санкций, актуальные данные по географической структуре кредиторов не публикуются в открытом доступе. Можно предположить, что произошла существенная переориентация на азиатские рынки и снижение зависимости от европейских и американских финансовых институтов.
Таким образом, динамика и структура внешнего долга России за последние годы свидетельствуют о целенаправленной политике по снижению долговой нагрузки, особенно в части государственных обязательств, и адаптации к новым геополитическим реалиям, хотя корпоративный сектор по-прежнему остается основным держателем внешних обязательств.
Стратегии и тактики управления государственным внешним долгом РФ
Эффективное управление государственным внешним долгом — это краеугольный камень макроэкономической стабильности. В условиях современных экономических реалий, характеризующихся санкционным давлением и геополитической неопределенностью, этот процесс для России приобретает особое значение. Правительство РФ и Центральный банк РФ применяют комплекс стратегий и тактик, направленных на минимизацию рисков и поддержание платежеспособности.
Цели и задачи долговой политики России
Главная стратегическая цель управления государственным долгом, как и в любой стране, заключается в поддержании платежеспособности правительства и обеспечении долгосрочной финансовой стабильности. Для России это означает не только возможность своевременно и в полном объеме выполнять свои обязательства, но и создавать благоприятные условия для экономического роста.
Министерство финансов Российской Федерации, как ключевой актор в этом процессе, формулирует конкретные задачи долговой политики, которые отражены в таких документах, как «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов». Среди основных задач можно выделить следующие:
- Сокращение объемов внешних долговых обязательств и стоимости их обслуживания: Это прямая цель, направленная на снижение бремени долга для бюджета. В условиях ограниченного доступа к внешним рынкам капитала и высокой стоимости заимствований, минимизация объемов становится естественной мерой.
- Оптимизация структуры внешнего долга: Предполагает изменение соотношения между различными видами долга, например, увеличение доли его рыночной составляющей и сокращение зависимости от прямых межправительственных кредитов, если это возможно. В текущих условиях, скорее, речь идет о диверсификации валют и географии заимствований.
- Оптимизация графика платежей по внешнему долгу: Цель состоит в устранении «пиков» платежей, которые могут создавать излишнюю нагрузку на бюджет в определенные периоды. Это достигается путем рефинансирования, пролонгации или досрочного погашения обязательств.
- Обеспечение стабильных экономических условий и структурная трансформация экономики: Долговая политика неразрывно связана с общей экономической стратегией. Поддержание умеренного уровня долга позволяет избежать инфляционного давления, сохранять стабильный курс рубля и привлекать инвестиции, что критически важно для структурных преобразований.
- Эффективная система управления и профилактики долгосрочных бюджетных и финансовых рисков: Это подразумевает разработку и внедрение механиз��ов оценки и управления различными видами рисков, связанных с долгом (процентный, валютный, риск рефинансирования).
Важным ограничителем размеров внешних заимствований служит установка на поддержание в определенных пределах показателей долговой зависимости, используемых в мировой практике. Например, Счетная палата РФ считает безопасным показатель госдолга до 20% ВВП. Глава Минфина Антон Силуанов в сентябре 2025 года отмечал, что текущий госдолг России составляет «чуть меньше, может, 15% от валового внутреннего продукта (ВВП)», выступая против его наращивания до 20-25% из-за отсутствия внешних инвесторов и дороговизны обслуживания. Это свидетельствует о консервативном подходе к долговой политике, направленном на обеспечение максимальной устойчивости.
Механизмы и инструменты управления
Внешние заимствования от имени Российской Федерации осуществляются Правительством Российской Федерации или уполномоченным им Министерством финансов. Эти полномочия закреплены законодательно, в частности, в Бюджетном кодексе РФ. Максимальные объемы государственного внешнего долга ежегодно определяются федеральным законом о федеральном бюджете. Предложения о предельных размерах государственных внешних заимствований и предельных размерах государственных кредитов вносятся Правительством РФ одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете. Такой централизованный и законодательно регламентированный подход позволяет осуществлять жесткий контроль над процессом формирования долга.
Процесс управления внешней задолженностью оказывает многогранное влияние на экономику:
- Эффективность бюджетной системы: Долговая нагрузка напрямую влияет на величину расходов бюджета на обслуживание долга, что может сокращать возможности финансирования других приоритетных статей (образование, здравоохранение, инфраструктура).
- Состояние валютных резервов: Для обслуживания внешнего долга необходима иностранная валюта, что может оказывать давление на золотовалютные резервы страны. Целенаправленная политика по поддержанию достаточного объема резервов является частью долговой стратегии.
- Уровень процентных ставок: Активные государственные заимствования могут увеличивать спрос на капитал на внутреннем рынке, что ведет к росту процентных ставок и удорожанию заимствований для частного сектора.
- Инвестиционная привлекательность страны: Высокий и неуправляемый внешний долг снижает доверие инвесторов, тогда как умеренный и хорошо управляемый долг сигнализирует о финансовой устойчивости.
Важным аспектом является формирование государственного бюджета таким образом, чтобы оптимизировать величину государственного внешнего долга. Это включает в себя не только контроль за новыми заимствованиями, но и рациональное использование привлекаемых средств, направляя их на проекты, способные генерировать доходы для последующего обслуживания долга или стимулировать экономический рост. Таким образом, стратегии и тактики управления государственным внешним долгом России представляют собой комплексный подход, основанный на принципах финансовой осторожности, законодательной регламентации и постоянной адаптации к меняющимся макроэкономическим и геополитическим условиям.
Проблемы и риски, связанные с внешним долгом России в современных реалиях
Даже при наличии консервативной и продуманной долговой политики, внешний долг всегда сопряжен с определенными проблемами и рисками, особенно в условиях нестабильной геополитической и макроэкономической ситуации. Для России эти вызовы приобретают особую остроту, требуя постоянного внимания и адаптивных решений.
Структурные дисбалансы и корпоративный внешний долг
Одним из фундаментальных вызовов для экономической безопасности России является усиление структурных дисбалансов в финансовой системе и, как следствие, рост частной и государственной задолженности. В частности, речь идет о внешнем корпоративном долге.
Несмотря на снижение совокупного внешнего долга в целом, внешняя задолженность прочих секторов экономики (включающая корпоративный долг) остается значительной. Например, во II квартале 2025 года она увеличилась на 3,7 млрд долларов США, достигнув 192,9 млрд долларов США. Это создает определенные макроэкономические риски и формирует зависимость национальной экономики от внешних источников финансирования.
Проблема усугубляется тем, что значительная часть частного долга номинирована в иностранной валюте. Это делает ряд российских компаний уязвимыми к валютному риску. В условиях колебаний курса рубля (например, его укрепления или ослабления), долларовый эквивалент рублевых доходов компаний может меняться, затрудняя обслуживание валютных обязательств. Если компания получает доходы в рублях, а обслуживает долг в долларах, резкое ослабление рубля может катастрофически увеличить долговую нагрузку. Хотя некоторые компании используют инструменты хеджирования, полный охват таких рисков является сложной и дорогостоящей задачей.
Исторически наблюдался парадокс: в периоды высоких цен на нефть увеличивалась возможность внешних заимствований, поскольку страна воспринималась как более платежеспособная. При падении цен доступ к международным рынкам капитала для России резко ухудшался. Этот цикл «сырьевых качелей» делает экономику уязвимой, а долговое бремя — непредсказуемым.
Геополитические и макроэкономические вызовы
Современные реалии выдвигают новые, уникальные вызовы для управления внешним долгом.
- «Парадокс» размещения резервов и привлечения частного капитала: Существующая модель макроэкономической стабилизации часто приводила к тому, что Россия размещала свои международные резервы за рубежом под относительно низкий процент (например, в государственные облигации развитых стран), в то время как частный сектор привлекал капитал из-за рубежа под более высокий процент, сталкиваясь при этом с валютным риском. Это своеобразная «утечка» капитала, где государство выступает как низкодоходный инвестор, а частный сектор — как высокозатратный заемщик. Санкции еще больше усугубили этот парадокс, ограничив возможности размещения резервов и удорожив внешние заимствования для частного сектора.
- Отсутствие целостной государственной политики и высокая стоимость заимствований: Долгое время в России ощущалось отсутствие по-настоящему целостной государственной политики по привлечению и использованию внешних финансовых ресурсов. Это означало, что заимствования иногда носили ситуативный характер, а не были частью долгосрочной, стратегически выверенной программы. В условиях отсутствия внешних инвесторов на российском рынке, государству приходится больше опираться на внутренние заимствования. Однако высокая стоимость заимствований на внутреннем рынке (обусловленная, в том числе, высокой ключевой ставкой ЦБ РФ для борьбы с инфляцией) также создает определенные вызовы для экономического развития и может вести к увеличению бюджетных расходов на обслуживание долга.
- Геополитическая напряженность и санкции: Введенные в отношении России санкции существенно ограничили доступ к международным рынкам капитала для многих российских компаний и банков, а также для самого государства. Это не только усложнило привлечение новых займов, но и повлияло на стоимость обслуживания существующих. Иностранные кредиторы могут требовать более высокую премию за риск, а операции по платежам могут быть затруднены из-за ограничений в банковской сфере.
- «Пики» платежей и нагрузка на бюджет: Отсутствие четкой взаимосвязи между заемной политикой и политикой в области погашения долга в прошлом приводило к образованию «пиков» платежей по государственному внешнему долгу (например, в 2003, 2005, 2008 годах).
Такие пиковые нагрузки требуют значительных объемов ликвидности в иностранной валюте, что может создавать дополнительное давление на бюджет и валютные резервы.
- Нагрузка на бюджет и инфляционное давление: Основная опасность наращивания государственного внешнего долга — это будущая нагрузка на бюджет (в виде процентных платежей и основного долга) и на экспортоориентированный сектор национальной экономики. Кроме того, если для обслуживания долга государство прибегает к эмиссии национальных денег, это может привести к текущему инфляционному давлению. Хотя Россия стремится поддерживать низкий уровень госдолга (менее 15% ВВП на сентябрь 2025 года, по словам Антона Силуанова), даже такой объем требует внимания, особенно в условиях дорогих внутренних заимствований и ограниченных внешних источников. Выплаты по внешнему государственному долгу отвлекают ресурсы, необходимые для дальнейшего развития экономики, и их не всегда компенсируют долги бывших социалистических и развивающихся стран перед Россией, поскольку эти суммы часто несопоставимы.
Эти проблемы и риски требуют от российских финансовых властей постоянного мониторинга, гибкости в принятии решений и разработки инновационных подходов к управлению внешним долгом, направленных на снижение уязвимости и повышение устойчивости экономики.
Влияние объема и структуры внешнего долга на макроэкономическую стабильность и экономическую безопасность России
Государственный внешний долг — это не просто строка в балансе страны; это мощный рычаг, способный как стимулировать экономический рост, так и стать причиной кризиса. Для России, пережившей несколько этапов кардинальных экономических трансформаций, состоятельность обслуживания государственного внешнего долга является одним из ключевых факторов макроэкономической стабильности и экономической безопасности.
Долговая нагрузка и макроэкономические индикаторы
Внешний долг оказывает как прямое, так и косвенное воздействие на множество элементов экономической системы. От характера решения долговой проблемы зависит:
- Бюджетная дееспособность России: Высокая долговая нагрузка может поглощать значительную часть бюджетных доходов на обслуживание долга, сокращая возможности для финансирования социальных программ, инвестиций в инфраструктуру и развитие.
- Состояние валютных резервов: Для погашения внешних обязательств требуется иностранная валюта. Чрезмерно большой внешний долг или «пики» платежей могут привести к истощению золотовалютных резервов, ставя под угрозу стабильность национальной валюты.
- Стабильность национальной валюты: Давление на валютные резервы напрямую влияет на курс рубля. Девальвация рубля, в свою очередь, удорожает импорт, разгоняет инфляцию и увеличивает рублевую стоимость обслуживания валютного долга.
- Уровень процентных ставок: Активные государственные заимствования на внутреннем рынке могут вытеснять частных инвесторов («эффект вытеснения»), повышая стоимость капитала для бизнеса и снижая инвестиции.
- Инвестиционный климат: Управляемый и низкий уровень долга свидетельствует о финансовой надежности страны, привлекая как внутренних, так и иностранных инвесторов. Наоборот, проблемы с долгом отталкивают капитал.
Особое внимание уделяется отношению внешнего долга к ВВП — ключевому индикатору долговой нагрузки. Динамика этого показателя в России с 2007 года демонстрирует впечатляющее снижение:
| Период | Внешний долг к ВВП |
|---|---|
| 1999 год (максимум) | 91% |
| 2013 год (максимум на душу населения) | 5072 долларов США |
| 2020 год | 31% |
| 2021 год | 16,8% |
| Конец 2022 года | 15,7% |
| Q2 2024 года | 14,9% |
| Конец сентября 2024 года | 14,5% (исторический минимум) |
| 2023 год | 14% |
Это снижение, особенно в последние годы, позиционирует Россию как государство с одним из самых низких показателей госдолга к ВВП среди стран G20. Для сравнения, в 2023 году у Японии этот показатель составлял 217%, у Италии — 137%, у США — 124%, у Великобритании — 103%, у Франции — 89%. По мнению Счетной палаты РФ, уровень госдолга до 20% ВВП позволяет экономике страны нормально функционировать и считается безопасным показателем. Россия уверенно находится в этой «зеленой зоне».
Экономическая безопасность и долговая устойчивость
Долговая безопасность — это не абстрактное понятие, а конкретный критический уровень государственной задолженности или оптимальное соотношение между внешним и внутренним долгом страны, учитывающее общую величину государственного долга и стоимость обслуживания его составных частей. Долговая безопасность достигается, когда долговая нагрузка не угрожает экономической стабильности и не препятствует устойчивому развитию. А не является ли текущий низкий уровень долговой нагрузки признаком упущенных возможностей для инвестиций в национальное развитие?
Россия обладает рядом преимуществ, которые способствуют ее долговой устойчивости:
- Высокий экспортный потенциал: Традиционно, Россия является крупным экспортером энергоресурсов и сырья. Это обеспечивает стабильный приток иностранной валюты, необходимой для обслуживания внешнего долга. В 2024 году экспорт товаров из России составил 433,9 млрд долларов США.
- Значительное положительное сальдо торгового баланса: Положительное внешнеторговое сальдо в 2024 году выросло на 7,8% по сравнению с 2023 годом, достигнув 150,9 млрд долларов США. Это создает резервы иностранной валюты и снижает давление на курс рубля. Основу российского экспорта традиционно составили минеральные продукты (60,9% в 2024 году).
- Консервативная бюджетная политика: В последние годы Правительство РФ придерживается политики, направленной на поддержание низкого уровня госдолга, что является сознательным выбором для повышения устойчивости к внешним шокам.
Однако существуют и недостатки/риски, влияющие на долговую устойчивость:
- Высокая стоимость заимствований: Из-за геополитической напряженности и санкций, стоимость заимствований для России, особенно на международных рынках, значительно выше по сравнению с развитыми странами. Даже на внутреннем рынке высокие процентные ставки (обусловленные борьбой с инфляцией) делают обслуживание долга более дорогим.
- Ограниченный доступ к международным рынкам капитала: Санкции фактически перекрыли или сильно ограничили доступ для многих российских эмитентов к традиционным западным финансовым рынкам, что сокращает возможности для рефинансирования долга и привлечения новых средств.
- Зависимость от сырьевых цен: Несмотря на положительное сальдо торгового баланса, значительная доля экспорта приходится на минеральные продукты, что делает экономику уязвимой к колебаниям мировых цен на сырье.
Таким образом, хотя Россия демонстрирует высокую степень долговой устойчивости благодаря низкому соотношению долга к ВВП и значительному экспортному потенциалу, ей приходится сталкиваться с серьезными вызовами, связанными с высокой стоимостью заимствований и ограниченным доступом к глобальным финансовым рынкам. Управление этими факторами является ключевым для обеспечения долгосрочной макроэкономической стабильности и экономической безопасности страны.
Россия в системе международных финансовых отношений: заемщик и кредитор
Уникальность положения России в мировой финансовой системе заключается в ее двойной роли: страна одновременно выступает и как значимый заемщик, и как крупный кредитор. Этот баланс формирует сложную сеть международных финансовых обязательств и активов, влияющих на ее внешнеэкономические отношения и геополитическое влияние.
Россия как кредитор: долги иностранных государств и межгосударственные кредиты
В то время как внешний долг России часто является предметом дискуссий, не менее важным аспектом является ее роль как кредитора. Россия сталкивается с классической проблемой всех крупных кредиторов: неспособностью или нежеланием некоторых стран-должников погашать свои обязательства. Это особенно актуально для долгов, корни которых уходят в 1990-е годы и которые до сих пор остаются «замороженными».
На конец 2022 года суммарные долги резидентов иностранных государств перед российскими кредиторами достигли 28,9 млрд долларов США. Среди крупнейших должников фигурируют:
- Белоруссия: 8,24 млрд долларов США
- Бангладеш: 5,86 млрд долларов США
- Индия: 3,75 млрд долларов США
- Египет: 1,82 млрд долларов США
- Вьетнам: 1,39 млрд долларов США
Россия активно использует инструмент межгосударственных кредитов для поддержки своих стратегических партнеров, особенно в рамках СНГ. Например, в конце 2007 года был выдан стабилизационный кредит Белоруссии. Эта практика продолжается и в последние годы:
- В 2022 году Россия предоставила межгосударственных кредитов на сумму 345,5 млрд рублей (эквивалент 4,84 млрд долларов США).
- В 2023 году из федерального бюджета было выдано межгосударственных финансовых и экспортных кредитов на 431,6 млрд рублей.
- На 2024 год запланировано выделение 468,5 млрд рублей (5,2 млрд долларов США) на эти цели.
Кроме того, Россия часто выступает гарантом в сделках со странами СНГ, что также формирует ее потенциальные обязательства. Государственные кредиты, предоставляемые Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, формируют государственные внешние (зарубежные) активы Российской Федерации. Эти активы являются важным элементом международного инвестиционного ба��анса страны.
Взаимодействие с международными финансовыми институтами
С начала 1990-х годов Россия активно интегрировалась в систему международных финансовых организаций, включая Международный валютный фонд (МВФ), Группу Всемирного банка, Всемирную торговую организацию (ВТО), а также стала членом Парижского клуба стран-кредиторов и Лондонского клуба банков-кредиторов. Это взаимодействие было критически важным для преодоления экономических трудностей и получения доступа к глобальным финансовым ресурсам.
Однако со временем характер взаимодействия России с этими институтами существенно изменился. С 2000 года Россия не только прекратила привлечение кредитных ресурсов из МВФ, но и начала активно погашать задолженность, полностью рассчитавшись по ней за пять лет. Сегодня квота России в МВФ составляет 5,9 млрд долларов США, или 2,5% от общей суммы квот стран — членов МВФ. Наметилась четкая тенденция к трансформации роли России: от крупного заемщика она стремится к роли полноправного акционера и влиятельного игрока, способного влиять на глобальные финансовые решения.
Эта трансформация нашла свое яркое проявление в участии России в создании и деятельности Нового банка развития (НБР) БРИКС. Идея о создании такого банка возникла на четвертом саммите БРИКС в Дели в 2012 году и была реализована подписанием соглашения на VI саммите БРИКС в Форталезе (Бразилия) 15 июля 2014 года. Банк был официально запущен в 2015 году с первоначальным уставным капиталом в 100 млрд долларов США, из которых 50 млрд долларов США было подписано (поровну между странами-основателями), а 10 млрд долларов США внесено.
Цель НБР — мобилизация ресурсов для инфраструктурных проектов и устойчивого развития в странах БРИКС и других развивающихся странах. Для России, как одного из основателей и крупнейших акционеров, НБР предоставляет возможность:
- Укреплять экономические связи со странами-партнерами, развивать альтернативные финансовые механизмы.
- Снижать зависимость от традиционных западных финансовых институтов, которые могут быть использованы для политического давления.
- Участвовать в формировании новой архитектуры глобального управления, где голос развивающихся стран будет звучать более весомо.
Таким образом, роль России в международных финансовых отношениях гораздо шире, чем просто заемщик или кредитор. Она является активным участником формирования многополярной финансовой системы, стремясь усилить свое влияние через межгосударственные кредиты, гарантии и участие в новых международных финансовых институтах, таких как НБР БРИКС.
Уроки долговых кризисов: 1998 год и их влияние на долговую политику России
Исторический опыт, особенно опыт кризисов, является бесценным источником для формирования будущей политики. Российская Федерация пережила несколько серьезных экономических потрясений, наиболее значимым из которых стал дефолт 1998 года. Уроки, извлеченные из тех событий, оказали глубокое влияние на подходы к управлению государственным долгом и формированию макроэкономической стабильности.
Причины и последствия дефолта 1998 года
Дефолт 17 августа 1998 года стал кульминацией целого комплекса причин: экономических, политических, институциональных и внешних шоков.
Основные причины кризиса:
- Накопленный бюджетный дефицит: Государственный бюджет долгое время сводился с дефицитом, что вынуждало правительство активно занимать.
- Экспансия государственного долга: Для финансирования дефицита и обслуживания ранее взятых обязательств активно использовались Государственные краткосрочные обязательства (ГКО) и Облигации федерального займа (ОФЗ).
К июлю 1998 года ежемесячные процентные платежи по российскому долгу выросли на 40% по сравнению с ежемесячным сбором налогов в стране. Это создало пирамиду долга, где новые займы шли на погашение старых.
- Затянувшийся режим фиксированного валютного курса: Правительство и Центральный банк долгое время пытались поддерживать стабильный, но завышенный курс рубля по отношению к доллару, что истощало золотовалютные резервы.
- Слабость институтов и низкий сбор налогов: Неэффективная налоговая система и слабость государственных институтов не позволяли собирать достаточно доходов для покрытия расходов.
- Зависимость от краткосрочного иностранного капитала: Допуск нерезидентов на рынок ГКО при гарантированном ЦБ отсутствии валютных рисков привлек значительные объемы спекулятивного краткосрочного иностранного капитала. Эти инвесторы были готовы быстро вывести свои средства при первых признаках нестабильности.
- Внешние шоки: Азиатский финансовый кризис 1997-1998 годов, падение цен на сырьевые товары (особенно нефть), а также внутриполитический кризис в России (частая смена правительств) подорвали доверие инвесторов.
- Неоднозначная роль МВФ: Хотя МВФ предоставлял России кредиты для стабилизации, некоторые эксперты критиковали условия этих кредитов и их влияние на долговую политику.
Последствия дефолта 1998 года были катастрофическими:
- Банковская система на грани краха: Многие банки, активно инвестировавшие в ГКО, оказались неплатежеспособными. Потери банковской системы составили около 100-150 млрд рублей.
- Макроэкономический шок: Объем ВВП снизился на 10%, объем инвестиций — на 15%.
- Социальные последствия: Реальные доходы населения сократились за год на четверть, что привело к резкому падению уровня жизни.
- Девалвация рубля: Рубль упал по отношению к доллару почти в три раза, что вызвало резкий рост цен на импортные товары.
- Отказ от погашения обязательств: Российское государство отказалось от погашения ряда своих международных и внутренних обязательств.
Формирование долговой политики после кризисов
Несмотря на всю тяжесть последствий, дефолт 1998 года дал России ряд ценных уроков и стал катализатором для кардинальных изменений в экономической политике:
- Развитие отечественной промышленности: Резкое обесценение рубля и удорожание импорта дали мощный импульс для развития отечественного производства, отгородив его от конкуренции и увеличив возможности экспорта. Это способствовало импортозамещению и диверсификации экономики.
- Жесткая бюджетная дисциплина: После кризиса российское правительство приняло на вооружение крайне консервативную бюджетную политику, направленную на минимизацию бюджетного дефицита и сокращение государственного долга. Принцип «нефтяных стабилизаторов» (Стабилизационный фонд, а затем Резервный фонд и ФНБ) был создан для накопления сверхдоходов от экспорта нефти, чтобы избежать зависимости от конъюнктуры и иметь подушку безопасности.
- Формирование валютных резервов: Накопление значительных золотовалютных резервов стало одним из приоритетов. Целью было создание буфера для защиты от внешних шоков и обеспечения платежеспособности страны.
- Управление валютным курсом: После опыта фиксированного курса, который способствовал кризису, Центральный банк перешел к более гибкому режиму управления курсом рубля, что позволяет экономике лучше адаптироваться к внешним изменениям.
- Минимизация государственного внешнего долга: Опыт 1998 года закрепил в сознании российских финансовых властей установку на поддержание низкого уровня государственного внешнего долга. Эта политика стала одним из столпов макроэкономической стабильности. Как отмечал Антон Силуанов в сентябре 2025 года, текущий госдолг РФ находится на уровне «чуть меньше, может, 15% от валового внутреннего продукта (ВВП)», и это сознательная политика, направленная на предотвращение рисков.
- Укрепление институтов: Кризис показал необходимость укрепления банковской системы, налоговой службы и других государственных институтов для обеспечения стабильности.
Последующие кризисы (например, 2008 года), хотя и были значительными, не приводили к повторению дефолта 1998 года, во многом благодаря извлеченным урокам и созданным механизмам защиты. Таким образом, дефолт 1998 года, несмотря на всю свою болезненность, стал своего рода «прививкой», сформировавшей текущую осторожную и консервативную долговую политику России, ориентированную на финансовую устойчивость и минимизацию рисков.
Заключение
Путешествие по миру государственного внешнего долга Российской Федерации — это не просто анализ сухих цифр и графиков, а глубокое погружение в историю экономических решений, стратегических поворотов и адаптации к постоянно меняющимся условиям. С 2007 года по октябрь 2025 года Россия прошла путь от пиковых значений внешнего долга до его исторического минимума, выстраивая уникальную модель финансовой устойчивости.
Мы выяснили, что сущность внешнего долга России определяется сложным переплетением международных методологий (МВФ) и национального законодательства (Бюджетный кодекс РФ), что иногда приводит к расхождениям в оценках Центрального банка и Министерства финансов. Структура долга демонстрирует преобладание корпоративных обязательств, в то время как государственный внешний долг остается на крайне низком уровне по сравнению с другими ведущими экономиками мира.
Динамика внешнего долга, особенно в последние годы, наглядно демонстрирует целенаправленную политику снижения долговой нагрузки. Значительное сокращение совокупного долга с 2014 года, а особенно после 2022 года, стало результатом не только ограниченного доступа к западным рынкам капитала, но и сознательного стремления к дедолларизации и повышению финансового суверенитета. Рост во II квартале 2025 года был обусловлен курсовой переоценкой и точечным привлечением средств, но общая тенденция остается неизменной.
Стратегии управления государственным внешним долгом России, реализуемые Правительством и Минфином, отличаются консервативностью и нацеленностью на поддержание платежеспособности и долгосрочной финансовой стабильности. Приоритетами являются сокращение объемов, оптимизация структуры и графика платежей, а также обеспечение экономической безопасности, что подтверждается установкой на низкое отношение долга к ВВП.
Однако эта политика не лишена проблем и рисков. Структурные дисбалансы, такие как значительный внешний корпоративный долг, номинированный в иностранной валюте, создают уязвимость к валютным колебаниям. «Парадокс» размещения государственных резервов под низкий процент при дороговизне внутренних и ограниченности внешних заимствований для частного сектора, а также геополитические вызовы и санкции, существенно усложняют процесс управления.
Тем не менее, низкое отношение внешнего долга к ВВП (исторический минимум в 14,5% на конец сентября 2024 года, 14% ВВП в 2023 году) является одним из ключевых преимуществ России, выгодно отличающим ее от большинства стран G20. Высокий экспортный потенциал и устойчивое положительное сальдо торгового баланса служат прочной основой для долговой устойчивости, несмотря на высокую стоимость заимствований в текущих условиях.
Россия активно проявляет себя не только как заемщик, но и как значимый кредитор на международной арене, предоставляя межгосударственные кредиты и выступая гарантом для стран-партнеров. Ее трансформация от крупного заемщика МВФ к влиятельному акционеру и одному из основателей Нового банка развития БРИКС свидетельствует о стремлении к формированию более справедливой и многополярной глобальной финансовой архитектуры.
Наконец, уроки дефолта 1998 года стали определяющими для формирования текущей долговой политики. Катастрофические последствия того кризиса — от обвала рубля до краха банковской системы — заставили Россию принять на вооружение принципы жесткой бюджетной дисциплины, накопления значительных золотовалютных резервов и поддержания минимального уровня государственного внешнего долга, что и позволило успешно противостоять последующим экономическим потрясениям.
В заключение, государственный внешний долг Российской Федерации — это сложный, динамичный и многогранный феномен. Несмотря на текущие геополитические и экономические вызовы, Россия демонстрирует высокую степень долговой устойчивости, опираясь на консервативную политику и извлеченные уроки прошлого. Перспективы развития долговой политики будут определяться способностью к дальнейшей диверсификации источников финансирования, снижению зависимости от «недружественных» валют и укреплению сотрудничества в рамках новых международных финансовых институтов, таких как БРИКС. Эти шаги позволят России сохранить макроэкономическую стабильность и обеспечить экономическую безопасность в условиях постоянно меняющегося глобального ландшафта.
Список использованной литературы
- Агапова, Т. А., Серегина, С. В. Макроэкономика. Москва: Дело и сервис, 2001.
- Балацкий, Е., Свистунов, В. Прогнозирование внешнего долга: модели и оценки // Мировая экономика. 2004. № 5.
- Бокова, Ю. Г. Государственный долг. Москва, 2000.
- Вавилов, Ю. Я. Государственный долг России. Москва: Перспектива, 2004.
- Вечканов, Г. С., Вечканова, Г. Р. Макроэкономика. Москва, 2002.
- Влияние внешнего государственного долга на социально-экономическое положение страны и населения. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-vneshnego-gosudarstvennogo-dolga-na-sotsialno-ekonomicheskoe-polozhenie-strany-i-naseleniya (дата обращения: 09.10.2025).
- Влияние государственного долга на экономическую безопасность России / Николайчук // Gtmarket.ru. 2014. 4 ноября. URL: https://gtmarket.ru/articles/2014/11/04/6987 (дата обращения: 09.10.2025).
- Внешний долг России впервые с 2006 года опустился ниже $300 млрд | Forbes.ru. URL: https://www.forbes.ru/finansy-i-investicii/523963-vnesnii-dolg-rossii-vpervye-s-2006-goda-opustilsa-nize-300-mlrd (дата обращения: 09.10.2025).
- Внешний долг России и проблемы его управления. Россия как кредитор, заемщик, гарант // Studme.org. URL: https://studme.org/168481/ekonomika/rossiya_mezhdunarodnyy_zaemschik_kreditor_vneshniy_dolg_rossii_metody_otsenki_politika_upravleniya_vneshnim_dolgom (дата обращения: 09.10.2025).
- Государственный внешний долг // ВЭБ.РФ. URL: https://вэб.рф/napravleniya-deyatelnosti/finansy-i-rynki/gosudarstvennyy-vneshniy-dolg/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Государственный внешний долг и макроэкономическая динамика // Проблемы современной экономики. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennyy-vneshniy-dolg-i-makroekonomicheskaya-dinamika-s-78 (дата обращения: 09.10.2025).
- ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ // Cyberleninka.ru. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennyy-dolg-i-ekonomicheskaya-bezopasnost (дата обращения: 09.10.2025).
- Государственный долг как индикатор экономической безопасности // Moluch.ru. URL: https://moluch.ru/archive/500/109771/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Дефолт-1998: уроки – как не повторять ошибок? // FxTeam. URL: https://www.fxteam.ru/forex/news/173981 (дата обращения: 09.10.2025).
- Долг России // TAdviser. URL: https://www.tadviser.ru/index.php/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F:%D0%94%D0%BE%D0%BB%D0%B3_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8 (дата обращения: 09.10.2025).
- Загладин, Н. Новый мировой беспорядок и внешняя политика России // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 1.
- Закон РФ «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» от 13.11.1992 N 3877-1 (последняя редакция).
URL: https://docs.cntd.ru/document/9003889 (дата обращения: 09.10.2025).
- Кириченко, В. Государственный долг // Российский экономический журнал. 2006. № 12.
- Классификация видов государственных внешних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также государственных внешних активов Российской Федерации // КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_169300/e9a31a98299a41851e34e56598c0953a812389d5/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Ковалева, А. М. Финансы и статистика. Учебное пособие. Москва, 1999.
- Красс, М., Цвирко, С. Модель управления динамикой государственного долга // Мировая экономика и международные отношения. 2004.
- Методологический комментарий к расчету внешнего долга Российской Федерации // Банк России. URL: https://www.cbr.ru/hd_base/debt/meth_comment/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Методология и оценка состояния государственных долгов // Cyberleninka.ru. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologiya-i-otsenka-sostoyaniya-gosudarstvennyh-dolgov (дата обращения: 09.10.2025).
- Миклашевская, Н. А. Международная экономика. Москва: Дело и сервис, 2005.
- Минфин России :: Объём и структура государственного внешнего долга Российской Федерации. URL: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/public_debt/external/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Овчинников, Г. П. Международная экономика. Санкт-Петербург: Полиус, 1998.
- Отношение внешнего долга к ВВП России достигло исторического минимума // Реальное время. URL: https://realnoevremya.ru/news/290352-otnoshenie-vneshnego-dolga-k-vvp-rossii-dostiglo-istoricheskogo-minimuma (дата обращения: 09.10.2025).
- Оценка состояния государственного внешнего и внутреннего долга Российской Федерации // КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-sostoyaniya-gosudarstvennogo-vneshnego-i-vnutrennego-dolga-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 09.10.2025).
- Оценка и влияние внешнего долга России на экономическую ситуацию в // Cyberleninka.ru. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-i-vliyanie-vneshnego-dolga-rossii-na-ekonomicheskuyu-situatsiyu-v (дата обращения: 09.10.2025).
- ПРОБЛЕМА ВНЕШНЕГО ДОЛГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Современные проблемы науки и образования (сетевое издание).
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21408 (дата обращения: 09.10.2025).
- РОССИЯ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ RUSSIA IN INTERNATIONAL FINANC // Turczaninowia. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiya-v-sisteme-mezhdunarodnyh-finansovyh-otnosheniy-russia-in-international-financ (дата обращения: 09.10.2025).
- Сироткин, В. Г. Золото и недвижимость России за рубежом. Москва: Международные отношения, 2000.
- Соснин, А. Тяжесть бремени государственного долга // Мировая экономика. 2005. № 10.
- Статистика внешнего сектора // Банк России. URL: https://www.cbr.ru/statistics/macro_itm/svs/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Теоретические основы внешнего долга Российской Федерации и методы его регулирования // КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-vneshnego-dolga-rossiyskoy-federatsii-i-metody-ego-regulirovaniya (дата обращения: 09.10.2025).
- Толкачев, С. А. Международная экономика. Учебное пособие. Москва: ЮРКНИГА, 2006.
- Уроки 1998 года // Банки.ру. URL: https://www.banki.ru/news/daytheme/?id=686827 (дата обращения: 09.10.2025).
- Уроки дефолта-1998 для 2018 года // Ведомости. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2018/08/17/778396-uroki-defolta (дата обращения: 09.10.2025).
- Федеральный закон от 06.07.1996 г. № 87-ФЗ // Президент России. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/9707 (дата обращения: 09.10.2025).
- Федеральный закон «О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и Международным организациям» от 26.12.1994 N 76-ФЗ… // КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5420/ (дата обращения: 09.10.2025).
- ФЗ от 15.08.1996 №115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации».
- ЦБ сообщил о росте внешнего долга России до $323 млрд // Интерфакс. URL: https://www.interfax.ru/business/978801 (дата обращения: 09.10.2025).
- ЦБ: внешний долг РФ на 1 июля составил $320.8 млрд // AKM.RU. URL: https://www.akm.ru/news/tsb_vneshniy_dolg_rf_na_1_iyulya_sostavil_320_8_mlrd/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Что такое государственный долг? // Открытый бюджет города Москвы. URL: https://budget.mos.ru/education/service/5 (дата обращения: 09.10.2025).
- Шимко, П. Д. Международная экономика. Москва: Высшая школа, 2006.
- Шуркалин, А. Внешний долг: перспективы реструктуризации и обслуживания. Финансовый бизнес, 2005.