Обязательное социальное страхование в Российской Федерации (2024-2025 гг.): Правовой анализ трансформации и оценка финансовой устойчивости

Курсовая работа

Введение: Актуальность, цели и структура исследования

В условиях динамичного социально-экономического развития и демографических вызовов система обязательного социального страхования (ОСС) выступает краеугольным камнем социальной политики Российской Федерации. Главной задачей ОСС является компенсация или минимизация последствий социальных рисков, таких как старость, временная нетрудоспособность, материнство или потеря кормильца. Именно поэтому государство уделяет особое внимание устойчивости этой системы.

Актуальность темы обусловлена масштабной институциональной реформой, проведенной в России с 1 января 2023 года. Эта реформа ознаменовалась объединением двух ключевых внебюджетных фондов — Пенсионного фонда РФ (ПФР) и Фонда социального страхования РФ (ФСС) — в единый Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (Социальный фонд России, СФР).

Данная трансформация не только изменила организационную структуру, но и повлекла за собой внедрение новых механизмов администрирования страховых взносов (Единый Тариф Страховых Взносов, ЕТСВ) и предоставления социальных выплат (Единое пособие, ЕФС-1).

И что из этого следует? Переход к единому Фонду должен был обеспечить значительную экономию на операционных расходах и повысить прозрачность управления социальными потоками, что критически важно для эффективного использования средств налогоплательщиков и работодателей.

Цель настоящего исследования состоит в проведении углубленного теоретико-правового и экономического анализа современной системы обязательного социального страхования РФ (2024-2025 гг.).

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Определить и систематизировать правовые основы и принципы функционирования ОСС, а также проанализировать новую организационную структуру СФР.
  2. Исследовать финансовую модель ОСС, включая механизм Единого Тарифа Страховых Взносов и актуальные показатели социальных выплат.
  3. Оценить финансовую устойчивость системы, выявив ключевые проблемы (на примере дефицита бюджета СФР и дифференциации тарифов НСПЗ) и обозначить перспективы ее развития до 2030 года.

Структура работы отражает логику исследования: от теоретического осмысления базовых категорий и правового анализа институциональных изменений к экономическому анализу финансовой модели и актуальных показателей и, наконец, к критической оценке проблем и предложению мер по повышению эффективности.

11 стр., 5369 слов

Страхование в системе финансово-кредитных отношений РФ: экономическая ...

... предмета. Экономическая сущность и место страхования в финансовой системе Российской Федерации Страхование — это не просто ... социальном контексте: рисковую, предупредительную, сберегательную и контрольную. Рисковая функция (главная): Эта функция является стержнем всей страховой ... трансформации и меняющихся экономических вызовов. Структура исследования ориентирована на академическое и углублённое ...

Теоретико-правовые и организационные основы системы ОСС РФ

Понятие и базовые принципы обязательного социального страхования

Система обязательного социального страхования представляет собой сложный правовой и экономический механизм, созданный государством для обеспечения социальной защиты населения, прежде всего работающих граждан. Ее функционирование является прямым отражением конституционного права граждан на социальное обеспечение.

Официальное определение ОСС, закрепленное в Федеральном законе от 16.07.1999 № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", гласит: ОСС — это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и/или социального положения работающих граждан (и иных категорий) вследствие достижения пенсионного возраста, инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве, профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка, ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством.

В основе функционирования ОСС лежат принципы, обеспечивающие его стабильность и справедливость:

  1. Устойчивость финансовой системы: Обеспечивается на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам ОСС. Это означает, что размер выплат должен быть соотносим с объемом уплаченных взносов, хотя в распределительной системе этот принцип реализуется через солидарность поколений.
  2. Всеобщий обязательный характер участия: Участие в ОСС обязательно для всех работодателей (страхователей) и наемных работников (застрахованных лиц), что обеспечивает широкий охват и солидарную базу финансирования.
  3. Государственная гарантия: Государство гарантирует реализацию прав застрахованных лиц при наступлении страхового случая, даже если система фондов сталкивается с временными финансовыми трудностями (через трансферты из федерального бюджета).
  4. Солидарность: Центральный принцип, выражающийся в том, что средства формируются за счет всех участников, а выплаты производятся тем, у кого наступил страховой случай.

Институциональная трансформация: Создание Социального фонда России (СФР)

Ключевым событием, кардинально изменившим организационную модель ОСС в РФ, стало создание Социального фонда России (СФР) с 1 января 2023 года на основании Федерального закона от 14.07.2022 № 236-ФЗ.

Причины объединения были продиктованы стремлением к оптимизации административных процессов, снижению операционных расходов, унификации правил сбора страховых взносов (введение ЕТСВ) и упрощению процедуры получения гражданами социальных услуг (принцип "одного окна").

До реформы ПФР занимался пенсиями и частью пособий, а ФСС — пособиями по временной нетрудоспособности, материнству и травматизму.

Структура и Функции СФР:

СФР является правопреемником ПФР и ФСС и управляет всей системой обязательного социального страхования (кроме ОМС, которое регулируется ФОМС).

Основные функции Фонда включают:

  • Назначение и выплата всех видов пенсий и государственных пособий.
  • Администрирование страховых взносов (взаимодействие с ФНС по сбору, распределение средств по видам страхования).
  • Ведение персонифицированного учета граждан (ведение индивидуальных лицевых счетов).
  • Предоставление мер социальной поддержки (например, выплата материнского капитала, Единого пособия).

В результате объединения для страхователей была введена единая форма сведений ЕФС-1, которая заменила ряд ранее действовавших форм отчетности (СЗВ-ТД, СЗВ-СТАЖ, 4-ФСС и др.), что стало важным шагом к упрощению взаимодействия бизнеса с государством. ЕФС-1, по сути, объединила в себе сведения о трудовой деятельности, стаже, взносах на травматизм, значительно сократив бюрократическую нагрузку.

Анализ управленческого звена СФР: Наблюдательный совет

Для понимания механизмов управления финансовой системой ОСС критически важно рассмотреть высший орган управления СФР — Наблюдательный совет. Его роль часто недооценивается, но именно он обеспечивает стратегическое планирование и контроль финансовой устойчивости Фонда.

Наблюдательный совет СФР формируется Правительством РФ сроком на три года и состоит не более чем из девяти членов. Его деятельность осуществляется на общественных началах. В состав совета входят представители Правительства (председатель), общероссийских объединений профсоюзов и общероссийских объединений работодателей, что закрепляет принцип социального партнерства.

Критические полномочия Наблюдательного совета:

Сфера Полномочий Описание Функции Значение для Системы ОСС
Бюджетирование Рассмотрение и одобрение проекта бюджета Фонда, включая доходы, расходы и трансферты. Обеспечение финансовой прозрачности и соответствия расходов запланированным доходам.
Резервы Принятие решений о формировании и использовании резервов по ОСС. Создание "подушки безопасности" для обеспечения выплат при наступлении чрезвычайных ситуаций или экономических кризисов.
Тарифы Рассмотрение вопросов об установлении или изменении размеров тарифов страховых взносов. Влияние на экономическую нагрузку на бизнес и формирование доходной части Фонда.
Аудит Контроль за деятельностью Фонда и утверждение годового отчета. Обеспечение целевого использования средств ОСС.

Таким образом, Наблюдательный совет выступает ключевым инструментом трехстороннего контроля (государство, работники, работодатели) над финансовыми потоками СФР, что является реализацией принципа общественной подотчетности и управления.

Разграничение ОСС и ГСО в современной российской практике

Для точного юридического анализа необходимо четко разграничить два смежных, но принципиально разных механизма социальной защиты: Обязательное социальное страхование (ОСС) и Государственное социальное обеспечение (ГСО).

ОСС основывается на страховом принципе и эквивалентности. Выплаты (пенсии, пособия по больничным листам) напрямую зависят от факта уплаты страховых взносов и наличия страхового стажа (то есть от трудовой деятельности).

Финансирование ОСС происходит за счет целевых страховых взносов, которые аккумулируются во внебюджетных фондах (СФР, ФОМС).

Страхуется социальный страховой риск.

ГСО основывается на принципе солидарности и адресности. Выплаты предоставляются без привязки к страховому стажу или факту уплаты взносов, а финансируются напрямую из федерального бюджета. ГСО направлено на поддержку тех граждан, которые не могут участвовать в страховой системе (например, дети, инвалиды с рождения, граждане с низкими доходами) или на компенсацию социального риска в широком смысле.

В современной российской практике это разграничение стало менее очевидным, поскольку СФР, будучи по своей природе страховым институтом, также администрирует и выплачивает ряд мер ГСО, финансируемых из бюджета.

Примеры разграничения:

Критерий Обязательное Социальное Страхование (ОСС) Государственное Социальное Обеспечение (ГСО)
Источник Финансирования Страховые взносы (ЕТСВ, НСПЗ, ОМС). Трансферты из федерального и региональных бюджетов.
Условие Выплаты Наличие страхового стажа и уплата взносов. Нуждаемость, категория граждан (например, инвалидность, возраст).
Примеры Выплат Страховые пенсии, пособие по нетрудоспособности, пособие по беременности и родам. Социальные пенсии, Единое пособие (частично), материнский капитал.

Интеграция ГСО-выплат в СФР (например, Единое пособие) является частью стратегии по повышению эффективности администрирования, но не меняет правовую природу этих средств: страховые взносы остаются целевыми, а бюджетные трансферты – субсидиарными. Какой важный нюанс здесь упускается? То, что СФР, администрируя выплаты ГСО, формально увеличивает собственный дефицит, создавая ложное представление о финансовой несостоятельности именно страхового элемента системы.

Финансовая модель и актуальное состояние видов ОСС в РФ

Виды социальных страховых рисков и система обязательного страхования в РФ

Федеральный закон № 165-ФЗ определяет исчерпывающий перечень социальных страховых рисков, на случай наступления которых осуществляется ОСС. К ним относятся:

  1. Необходимость получения медицинской помощи (ОМС).
  2. Временная нетрудоспособность, трудовое увечье и профессиональное заболевание (ОСС на случай ВН и М, ОСС от НСПЗ).
  3. Материнство, рождение ребенка, уход за ребенком (ОСС на случай ВН и М).
  4. Инвалидность, наступление старости, потеря кормильца (ОПС).
  5. Признание безработным (ОСС на случай безработицы — отдельный фонд в РФ отсутствует, регулируется ГСО).

Модель ОСС в РФ носит смешанный характер, сочетая элементы двух классических мировых систем:

  • Модель Бисмарка (Страховая): Основана на профессиональном принципе и финансируется за счет взносов от заработной платы. Этот элемент доминирует в ОПС, ОМС и ОСС от НСПЗ.
  • Модель Бевериджа (Бюджетная/Государственная): Основана на принципе всеобщности, а выплаты, как правило, гарантированы государством и финансируются из общих налогов. Этот элемент проявляется в сильной роли государства в управлении СФР, а также в гарантированных минимальных выплатах и значительных трансфертах из федерального бюджета в СФР.

Единый Тариф Страховых Взносов (ЕТСВ) и финансовое наполнение фондов

С 2023 года был введен Единый Тариф Страховых Взносов (ЕТСВ), который заменил раздельную уплату взносов в ПФР, ФСС (на ВН и М) и ФОМС. Это позволило унифицировать базу для начисления взносов и упростить администрирование.

Ставки ЕТСВ (2024 год):

Статус Выплат Ставка Взносов Назначение
До достижения Единой Предельной Базы (ЕПБ) 30% Пенсионное, социальное, медицинское страхование
С выплат, превышающих ЕПБ 15,1% Только пенсионное и медицинское страхование

Единая Предельная База (ЕПБ) в 2024 году: Установлена в размере 2 225 000 рублей (Постановление Правительства РФ от 10.11.2023 № 1883).

Фиксированные взносы для ИП: Для индивидуальных предпринимателей (ИП), не имеющих наемных работников, установлены фиксированные взносы. За 2024 год совокупный фиксированный размер взносов на ОПС и ОМС составляет 49 500 рублей.

Несмотря на унификацию сбора через ЕТСВ, система обязательного пенсионного страхования (ОПС) остается преимущественно распределительной. Это означает, что текущие взносы, уплачиваемые работающим поколением, немедленно направляются на финансирование пенсий нынешних пенсионеров (солидарность поколений).

Накопительный компонент, введенный в 2002 году, был заморожен с 2014 года, однако ранее сформированные накопления сохраняются и продолжают инвестироваться. Неужели в условиях старения населения и растущей нагрузки на бюджет распределительная система способна сохранить свою эффективность без кардинального пересмотра структуры финансирования?

Актуальные показатели социальных выплат СФР (2024-2025 гг.)

Повышение социальных стандартов и индексация выплат являются ключевыми задачами СФР. Актуальные данные за 2024 год демонстрируют значительный рост предельных размеров выплат, что является прямым следствием индексации и роста Единой Предельной Базы.

1. Пенсионное Обеспечение (ОПС)

К концу 2023 года средний размер назначенных пенсий в России достиг 19 638,79 рубля, при этом средняя страховая пенсия составила 20 286,53 рубля. Социальные пенсии, относящиеся к ГСО, были значительно ниже — 12 516,51 рубля, что подчеркивает разницу между страховым и бюджетным принципами.

2. Выплаты по Материнству и Нетрудоспособности

Увеличение ЕПБ напрямую влияет на максимальные размеры пособий, рассчитываемых исходя из среднего заработка.

Вид Пособия Максимальный Размер в Месяц (2024) Примечание
Пособие по временной нетрудоспособности До 122 000 рублей Зависит от страхового стажа (при стаже 8+ лет выплачивается 100% среднего заработка).
Пособие по беременности и родам (за 140 дней) До 565 000 рублей Максимальная сумма за весь период декретного отпуска.
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет До 49 000 рублей Для работающих родителей, рассчитывается как 40% среднего заработка.

3. Единое Пособие и Материнский Капитал

С 2023 года СФР объединил ряд выплат на детей в Единое пособие (в связи с рождением и воспитанием ребенка).

Расходы на это пособие за 2023 год превысили 1,14 трлн рублей, демонстрируя масштаб государственной поддержки семей с низкими доходами (относящейся к ГСО, но администрируемой СФР).

Материнский капитал был проиндексирован на 7,4% с 1 февраля 2024 года:

  • На первого ребенка: 630 967,72 рубля.
  • На второго ребенка (если на первого не выплачивался): 833 800,37 рубля.

Эти актуальные показатели служат подтверждением того, что, несмотря на институциональные изменения, система ОСС продолжает выполнять свою ключевую функцию — финансовое обеспечение граждан при наступлении социальных рисков.

Проблемы и перспективы повышения эффективности системы ОСС до 2030 года

Оценка финансовой автономии: Анализ дефицита бюджета СФР (2023 г.)

Важнейшим критерием эффективности любой страховой системы является ее финансовая устойчивость и автономность. Идеальная страховая система должна функционировать за счет собранных страховых взносов, минимизируя зависимость от государственного бюджета.

Анализ исполнения бюджета СФР за 2023 год, первый год работы объединенного фонда, выявил серьезные структурные проблемы, связанные с недостаточной автономией.

Показатель бюджета СФР (2023 год) Сумма (млрд рублей)
Доходы Фонда 13 264,9
Расходы Фонда 13 858,3
Дефицит Фонда 593,4

Вывод: Дефицит бюджета СФР в размере 593,4 млрд рублей подтверждает, что система не может полностью финансировать свои обязательства исключительно за счет страховых взносов и нуждается в значительных трансфертах из федерального бюджета. Это демонстрирует, что ОСС в России по сути является гибридной системой.

Причины дефицита:

  1. Демографический дисбаланс: В распределительной пенсионной системе увеличение числа пенсионеров на фоне сокращения доли работающего населения усиливает нагрузку на страховые взносы.
  2. Выплаты ГСО: СФР администрирует и выплачивает значительный объем пособий, которые по своей природе являются ГСО и должны финансироваться из бюджета (например, социальные пенсии, Единое пособие).

    Эти расходы формально учитываются в бюджете СФР, но покрываются за счет трансфертов, что искусственно увеличивает дефицит фонда как страхового института.

  3. Льготные тарифы: Существование пониженных тарифов страховых взносов для отдельных категорий бизнеса сокращает общий объем поступлений.

Таким образом, сохранение дефицита указывает на то, что финансовая модель ОСС в России носит субсидиарно-страховой характер, где принцип эквивалентности нарушается в пользу принципа государственной гарантии.

Проблема дифференциации тарифов ОСС от несчастных случаев на производстве (НСПЗ)

Система ОСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (НСПЗ) финансируется отдельно от ЕТСВ, и ее целью является компенсация вреда здоровью, полученного работником при исполнении трудовых обязанностей.

Существующая Проблема: Текущая методика формирования тарифов НСПЗ, несмотря на наличие дифференциации, является недостаточно стимулирующей для работодателей в области охраны труда.

Тарифы НСПЗ устанавливаются в зависимости от класса профессионального риска, который определяется по основному виду экономической деятельности (ОКВЭД) страхователя. В России существует 32 класса профессионального риска.

Класс Профессионального Риска Тариф НСПЗ (2024)
1-й класс (минимальный риск) 0,2%
32-й класс (максимальный риск) 8,5%

Проблема заключается в том, что все предприятия в рамках одного ОКВЭД, независимо от их индивидуального уровня травматизма, платят один и тот же базовый тариф. Это снижает заинтересованность конкретного работодателя в инвестировании в безопасность.

Перспектива Модернизации (2030):

В качестве ключевой меры по совершенствованию НСПЗ предлагается углубить принцип индивидуальной ответственности путем перехода от классификации по ОКВЭД к актуарным расчетам и установлению класса риска для каждого предприятия индивидуально. В этом случае работодатель, эффективно управляющий рисками, получает прямую финансовую выгоду.

Предлагаемые меры реформы НСПЗ:

  1. Индивидуализация тарифа: Внедрение механизмов, позволяющих более гибко устанавливать скидки и надбавки к страховым тарифам, исходя из реальных показателей производственного травматизма конкретного страхователя.
  2. Актуализация учета: Предлагается учитывать страховые случаи за последние три года деятельности (вместо всего периода) и приравнять один несчастный случай со смертельным исходом к определенному количеству дней временной нетрудоспособности для более точного расчета индивидуального риска.

Такая реформа позволит системе НСПЗ стать более справедливой и стимулирующей, напрямую связывая финансовую нагрузку работодателя с его усилиями по обеспечению безопасных условий труда.

Общие направления совершенствования системы ОСС в РФ

Развитие системы ОСС до 2030 года должно быть направлено на повышение ее устойчивости и адаптацию к демографическим и экономическим вызовам.

1. Усиление финансовой устойчивости пенсионной системы:

Для снижения дефицита СФР и зависимости от бюджетных трансфертов необходимо искать пути для усиления накопительного элемента в ОПС. Это может включать добровольные программы долгосрочных сбережений, стимулируемые государством, что позволит диверсифицировать источники финансирования и снизить нагрузку на распределительную систему.

2. Совершенствование администрирования и контроля:

Несмотря на создание СФР и введение ЕФС-1, необходимо продолжать работу по цифровизации и интеграции данных. Усиление контроля за целевым использованием средств, а также повышение эффективности сбора страховых взносов (особенно с учетом вызовов теневой занятости) остаются приоритетными задачами.

3. Развитие ОМС:

В сфере обязательного медицинского страхования (ОМС) предстоит дальнейшее совершенствование системы стандартов оказания медицинской помощи, а также повышение прозрачности использования средств, собираемых через ЕТСВ и направляемых в ФОМС.

4. Социальный аудит:

Внедрение системы регулярного и независимого социального аудита для оценки эффективности расходования средств СФР и ФОМС, а также для проверки соблюдения принципов солидарности и эквивалентности.

Заключение

Система обязательного социального страхования Российской Федерации в период 2024-2025 годов находится на этапе глубокой институциональной трансформации, ключевым элементом которой стало создание Социального фонда России (СФР).

В ходе исследования были достигнуты поставленные цели. Проведенный теоретико-правовой анализ подтвердил, что современная система ОСС базируется на принципах солидарности и государственной гарантии, сочетая элементы страховой (Бисмарк) и бюджетной (Беверидж) моделей. Создание СФР и введение ЕТСВ упростили администрирование, а анализ управленческой структуры, в частности, критических полномочий Наблюдательного совета, показал стремление к повышению прозрачности и трехстороннему контролю.

Экономическая оценка выявила сохраняющиеся проблемы финансовой устойчивости. Дефицит бюджета СФР за 2023 год (593,4 млрд рублей) свидетельствует о недостаточной автономности страховой системы и ее высокой зависимости от трансфертов федерального бюджета, что обусловлено демографическими вызовами и включением значительного объема ГСО-выплат в компетенцию Фонда.

В качестве ключевой перспективы повышения эффективности до 2030 года определена необходимость модернизации системы ОСС от НСПЗ. Переход от классификации тарифов по ОКВЭД (32 класса риска) к индивидуальным актуарным расчетам для каждого предприятия позволит усилить стимулирующую функцию тарифа и повысить ответственность работодателей за охрану труда. Научная значимость полученных результатов заключается в актуализации правового и экономического анализа системы ОСС РФ с учетом законодательных изменений, вступивших в силу после 2023 года, и в критическом осмыслении финансового положения СФР. Дальнейшее развитие системы ОСС будет зависеть от способности государства сбалансировать принципы солидарности и эквивалентности, обеспечив при этом устойчивость Фонда перед лицом растущих социальных обязательств.

Список использованной литературы

  1. Бабич А. М., Егоров Е. В., Жильцов Е. Н. Экономика социального страхования. М.: МГТУ, 2002. 364 с.
  2. Бабич А. М., Егоров Е. В. и др. Социальное страхование в России и за рубежом. М.: РАГС, 2003. 510 с.
  3. Бугаев Ю. С. О некоторых проблемах и перспективах социального страхования в России // Финансы. 2003. № 3. С. 15–22.
  4. Бурков В. Н., Заложнев А. Ю., Кулик О. С., Новиков Д. А. Механизмы страхования в социально-экономических системах. М.: ИПУ РАН, 2001. 109 с.
  5. Ветрова Н. С. Система социального страхования и государственной помощи. М.: Финансы и статистика, 2005. 78 с.
  6. Верховцев А. В. Государственное и социальное страхование. М.: ИНФРА-М, 2002. 250 с.
  7. Волгин Н. А., Ракитинский Б. В. Экономика труда и социальные отношения. М.: РАГС, 2003. 198 с.
  8. Дегтярев Г. П., Аверчело Е. С., Трубин В. В. Развитие социального страхования в России и роль социального страхования в социальной защите граждан. М.: Владос, 2001. 166 с.
  9. Зимняя И. А. Социальная работа как профессиональная деятельность // Социальная работа. 2002. Вып. 2.
  10. Ильюхина Т. М. Виды пособий по обязательному социальному страхованию // Вестник государственного социального страхования. Социальный мир. 2003. № 7. С. 16–21.
  11. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок).

    М.: Юнити, 2004. 64 с.

  12. Корочкина И. Е. Социальный налог и социальное страхование // Вестник социального государственного страхования. Социальный мир. 2002. №3. С. 16–20.
  13. Кричевский Н. А. Социальное страхование. М.: Дашков и К, 2007. 316 с.
  14. Ланцов В. И., Павлюченко В. Г. Социальное страхование в современной России: мифы и реальность // Вестник государственного социального страхования. 2004. № 10. С. 10–16.
  15. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31.07.1998 г. N 147-ФЗ. М., 1998.
  16. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 5.08.2000 г. N 118-ФЗ. М., 2000.
  17. Постановление Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» // Российская газета. 1994. 18 февраля.
  18. Починок А. П. Быть или не быть социальному страхованию в России? // Вестник государственного социального страхования. Социальный мир. 2001. № 1. С. 15–22.
  19. Реформирование социальной сферы в условиях перехода к рыночной экономике / под общ. ред. Н. С. Слепцова. М.: Издательство РАГС, 2002. 98 с.
  20. Роик В. Д. Основы социального страхования. М.: Анкил, 2005. 255 с.
  21. Роик В. Социальное страхование в России: проблемы и пути их решения // Страховое дело. 2007. №1. С. 3–11.
  22. Роик В. Социальное страхование — составляющая социальной политики // Человек и труд. 2007. №2. С. 55–58.
  23. Соловьев А. К. Финансовая система государственного пенсионного страхования в России. М.: Финансы и статистика, 2001. 56 с.
  24. Социальное обслуживание населения и социальная работа за рубежом. М.: Владос, 2001. 78 с.
  25. Социальная политика / под общ. ред. Н. А. Волгина. М.: Издательство «Экзамен», 2003. 158 с.
  26. Социальная политика: реформы социального страхования // Общество и экономика. 2002. № 10. С. 25–30.
  27. Сулейманова Г. В. Социальное обеспечение и социальное страхование. М.: Экспертное бюро, 2001. 207 с.
  28. Федеральный закон «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год» от 08.12.2003 г. №166 ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. №50. Ст. 4852.
  29. Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ (ред. от 29.10.2024) «Об основах обязательного социального страхования» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: consultant.ru (Дата обращения: 09.10.2025).
  30. Федеральный закон от 21.12.2021 N 413-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» [Электронный ресурс] // ГАРАНТ.РУ. URL: garant.ru (Дата обращения: 09.10.2025).
  31. Федеральный закон от 08.07.2024 г. № 173-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: kremlin.ru (Дата обращения: 09.10.2025).
  32. Федеральный закон от 26.10.2024 г. № 352-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: government.ru (Дата обращения: 09.10.2025).
  33. Якушев Л. П. Социальная защита. М.: Владос, 2001. 204 с.
  34. Годовой отчет Социального фонда России за 2023 год [Электронный ресурс]. URL: sfr.gov.ru (Дата обращения: 09.10.2025).
  35. Единая форма сведений (ЕФС‑1) [Электронный ресурс] // Контур. Экстерн. URL: kontur-extern.ru (Дата обращения: 09.10.2025).
  36. О солидарной системе пенсионного обеспечения и распределении страховых взносов [Электронный ресурс] // СФР. URL: sfr.gov.ru (Дата обращения: 09.10.2025).
  37. Основные принципы осуществления обязательного социального страхования [Электронный ресурс] // ГАРАНТ.РУ. URL: garant.ru (Дата обращения: 09.10.2025).
  38. ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И МОДЕЛЬ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РА [Электронный ресурс] // CyberLeninka. URL: cyberleninka.ru (Дата обращения: 09.10.2025).
  39. Оценка эффективности распределительной и накопительной моделей пенсионного обеспечения в России [Электронный ресурс] // CyberLeninka. URL: cyberleninka.ru (Дата обращения: 09.10.2025).
  40. Понятие, принципы и виды социального страхования [Электронный ресурс] // УБРиР. URL: ubrr.ru (Дата обращения: 09.10.2025).
  41. Признаки социального риска при страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (алгоритмы страхования) [Электронный ресурс] // CyberLeninka. URL: cyberleninka.ru (Дата обращения: 09.10.2025).
  42. Проблемы и перспективы функционирования Фонда социального страхования РФ [Электронный ресурс] // CyberLeninka. URL: cyberleninka.ru (Дата обращения: 09.10.2025).
  43. Статья 9. Страховой риск, страховой случай [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: consultant.ru (Дата обращения: 09.10.2025).
  44. Страховые взносы 2024: расчеты, тарифы, предельная база, отчётность [Электронный ресурс] // Kadis. URL: kadis.org (Дата обращения: 09.10.2025).
  45. Страховые взносы в 2024 году: лимит базы, ставки, льготные тарифы [Электронный ресурс] // Regberry. URL: regberry.ru (Дата обращения: 09.10.2025).
  46. Страховые взносы за работников в 2024 году: ставки и порядок уплаты [Электронный ресурс] // Моё дело. URL: moedelo.org (Дата обращения: 09.10.2025).
  47. Страховые взносы за сотрудников в 2024 году: тарифы, сроки уплаты, примеры расчетов [Электронный ресурс] // Контур. URL: kontur.ru (Дата обращения: 09.10.2025).
  48. Услуги Социального фонда – 2024: что ждет россиян с нового года [Электронный ресурс] // СФР. URL: sfr.gov.ru (Дата обращения: 09.10.2025).
  49. Утвержден размер фиксированных страховых взносов на 2024 год [Электронный ресурс] // ФНС России. URL: nalog.gov.ru (Дата обращения: 09.10.2025).
  50. Утвержден отчет СФР об исполнении бюджета за 2023 год [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: consultant.ru (Дата обращения: 09.10.2025).
  51. Что такое СФР в России с 1 января 2024 года [Электронный ресурс] // Контур. URL: kontur.ru (Дата обращения: 09.10.2025).

Оставьте комментарий

Капча загружается...