Учет и анализ несостоятельности (банкротства) организаций в Российской Федерации: актуальная правовая и методическая база (2025 г.)

Курсовая работа

В условиях нестабильной экономической конъюнктуры и динамично меняющегося законодательства, вопрос несостоятельности (банкротства) организаций остается одной из наиболее острых и актуальных проблем как для предпринимательского сообщества, так и для государства. По данным Федресурса, в 2024 году зафиксирован значительный рост числа корпоративных банкротств (конкурсных производств) на 15,9% по сравнению с предыдущим годом, достигнув отметки в 8570 случаев. Эта цифра не только отражает сложную экономическую ситуацию, но и указывает на «отложенный» эффект моратория на банкротство, введенного в 2022 году, который лишь временно сдержал волну неплатежеспособности.

Настоящая работа призвана систематизировать и глубоко проанализировать теоретические, правовые и учетно-аналитические аспекты несостоятельности (банкротства) организаций в Российской Федерации, сфокусировавшись на актуальных изменениях 2024–2025 годов. Целью исследования является формирование исчерпывающей базы знаний для понимания текущего состояния и перспектив развития института банкротства, а также разработка практических рекомендаций по его учету и анализу.

Для достижения поставленной цели в работе последовательно решаются следующие задачи:

  • Раскрытие правовой сущности и ключевых процедур банкротства юридических лиц в РФ.
  • Идентификация и анализ последних изменений в законодательстве и судебной практике, влияющих на процесс банкротства.
  • Исследование методик финансового анализа для ранней диагностики несостоятельности с учетом влияния новых Федеральных стандартов бухгалтерского учета (ФСБУ).
  • Детальное рассмотрение организации бухгалтерского учета и отражения операций на различных стадиях банкротства, особенно в конкурсном производстве.
  • Обобщение статистических тенденций корпоративных банкротств в РФ за последние 3–5 лет.

Структура работы включает введение, три главы, посвященные теоретическим и правовым основам, методическому аппарату анализа и организации бухгалтерского учета, а также заключение, содержащее ключевые выводы и рекомендации. Особое внимание уделяется практическим аспектам, таким как типовые бухгалтерские проводки и влияние ФСБУ на финансовые показатели, что делает данное исследование не только академически ценным, но и применимым в реальной практике.

Глава 1. Теоретические и правовые основы несостоятельности (банкротства) в РФ

Понятие, признаки и цели института банкротства

Институт несостоятельности, или банкротства, представляет собой один из фундаментальных механизмов регулирования экономических отношений, направленный на разрешение кризисных ситуаций, возникающих вследствие неспособности хозяйствующих субъектов отвечать по своим обязательствам. В Российской Федерации правовая основа этого института закреплена в Федеральном законе от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве), который в его действующей редакции (на 2025 г.) определяет ключевые понятия и регулирует все процедуры.

7 стр., 3274 слов

Институт несостоятельности юридических лиц в Российской Федерации: ...

... несостоятельности (банкротстве)». В частности, кардинальные изменения 2025 года, связанные с повышением минимального порога задолженности, требуют пересмотра методологии возбуждения дел и оценки эффективности института в целом. Данное исследование ... основы и современная характеристика банкротства юридических лиц Основополагающее значение института несостоятельности заключается в балансировании ...

Согласно статье 2 Закона о банкротстве, несостоятельность (банкротство) — это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Важно подчеркнуть, что именно судебное признание является краеугольным камнем, отделяющим фактическое тяжелое финансовое положение от юридически оформленного статуса банкрота, что гарантирует защиту прав всех участников процесса.

Для юридического лица существуют четкие признаки банкротства, установленные Законом о банкротстве. Они включают:

  • Сумма требований: Неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в размере не менее 300 000 рублей. Для физических лиц этот порог составляет 500 000 рублей.
  • Срок просрочки: Данные требования не должны быть исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Эти критерии формируют так называемый «порог неплатежеспособности», при достижении которого у кредиторов или самого должника возникает право обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом.

Основной целью процедур банкротства является максимально возможное удовлетворение требований кредиторов, что достигается либо путем восстановления платежеспособности должника (реабилитационные процедуры), либо его ликвидацией с последующим распределением выручки от реализации имущества (ликвидационные процедуры).

Помимо этого, институт банкротства выполняет ряд важных функций:

  • Санация экономики: Устранение неэффективных или нежизнеспособных хозяйствующих субъектов, освобождение ресурсов для более продуктивного использования.
  • Защита интересов кредиторов: Обеспечение прозрачности и справедливости при распределении активов должника.
  • Предотвращение злоупотреблений: Механизмы оспаривания сделок и привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих лиц призваны бороться с недобросовестным выводом активов.
  • Социальная функция: Защита прав работников должника на выплату заработной платы и выходных пособий.

Таким образом, институт банкротства, будучи сложным и многогранным правовым механизмом, служит не только для разрешения финансовых кризисов отдельных предприятий, но и для поддержания общей стабильности и эффективности экономической системы государства.

17 стр., 8249 слов

Правовой институт оспаривания сделок должника в банкротстве: ...

... – предотвратить неравномерное удовлетворение требований в преддверии банкротства, когда должник, зная о своем неблагополучии, пытается "спасти" отдельных кредиторов. Эти понятия формируют сложную, ... сделок должника» в Закон о банкротстве оказало колоссальное влияние на развитие процедур восстановления прав кредиторов. Оно предоставило арбитражным управляющим и кредиторам мощный инструментарий ...

Процедуры, применяемые в деле о банкротстве: от наблюдения до ликвидации

Дело о банкротстве юридического лица — это многоэтапный процесс, включающий в себя несколько последовательных или альтернативных процедур, каждая из которых имеет свои цели, сроки и правовые последствия. Согласно Закону о банкротстве, в отношении юридического лица могут применяться следующие процедуры: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение. Рассмотрим каждую из них подробнее.

1. Наблюдение
Это первая и обязательная процедура, вводимая после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. Ее основные цели:

  • Анализ финансового состояния должника: временный управляющий (ВУ) собирает информацию о его активах, обязательствах, финансовой деятельности.
  • Обеспечение сохранности имущества должника: на период наблюдения устанавливаются ограничения на совершение сделок должником без согласия ВУ.
  • Составление реестра требований кредиторов: кредиторы заявляют свои требования, которые ВУ рассматривает и включает в реестр.
  • Проведение первого собрания кредиторов: на этом собрании кредиторы принимают решение о дальнейшей судьбе должника – либо о переходе к реабилитационным процедурам (финансовое оздоровление или внешнее управление), либо о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства.

В период наблюдения руководитель должника продолжает осуществлять свои полномочия, но с существенными ограничениями, направленными на предотвращение вывода активов.

2. Финансовое оздоровление
Эта процедура относится к числу реабилитационных. Она вводится по решению собрания кредиторов, если есть реальные перспективы восстановления платежеспособности должника. Основная цель — восстановление платежеспособности должника путем разработки и реализации плана финансового оздоровления. Назначается административный управляющий, который контролирует исполнение плана и деятельность руководителя должника. В период финансового оздоровления мораторий на удовлетворение требований кредиторов прекращается, и они погашаются в соответствии с графиком.

3. Внешнее управление
Еще одна реабилитационная процедура, вводимая по решению собрания кредиторов при наличии возможности восстановления платежеспособности должника. Ключевое отличие от финансового оздоровления — полное отстранение руководителя должника от управления и передача всех полномочий внешнему управляющему. Внешний управляющий разрабатывает план внешнего управления, который утверждается собранием кредиторов и арбитражным судом, и самостоятельно осуществляет управление должником, направляя все усилия на достижение финансовой устойчивости.

4. Конкурсное производство
Это ликвидационная процедура, применяемая к должнику, признанному банкротом. Ее цель — соразмерное удовлетворение требований кредиторов путем формирования, оценки и реализации конкурсной массы (всего имущества должника), а также проведение ликвидационных мероприятий. Назначается конкурсный управляющий, который полностью принимает на себя управление должником, проводит инвентаризацию, оценку, реализацию имущества и расчеты с кредиторами в установленной Законом очередности. После завершения всех расчетов и исключения должника из ЕГРЮЛ процедура считается оконченной.

5. Мировое соглашение
Мировое соглашение может быть заключено на любой стадии дела о банкротстве. Это компромиссное решение, которое позволяет должнику и кредиторам достичь соглашения о порядке и сроках удовлетворения требований. Утвержденное арбитражным судом мировое соглашение прекращает производство по делу о банкротстве.

Статистический контекст (2024 год): Ликвидационная направленность системы
Анализ статистики Федресурса за 2024 год выявляет тревожную тенденцию: реабилитационные процедуры (финансовое оздоровление и внешнее управление) имеют минимальные абсолютные и относительные значения в общей структуре банкротств. Так, в 2024 году суммарное количество процедур внешнего управления и финансового оздоровления снизилось до 81 случая (69 внешних управлений и 12 финансовых оздоровлений) с 97 в 2023 году. Это составляет лишь 0,9% от всех процедур банкротства (без наблюдения), что является минимальным значением за всю историю наблюдений с 2011 года. Почему же российская практика настолько ориентирована на ликвидацию, а не на спасение бизнеса?

Процедура Количество в 2023 году Количество в 2024 году Изменение, % Доля в 2024 году (без наблюдения), %
Наблюдение 9 160 7 559 -17,5 Не применимо
Финансовое оздоровление 18 12 -33,3 0,14
Внешнее управление 79 69 -12,7 0,81
Конкурсное производство 7 395 8 570 +15,9 99,05
Всего (без наблюдения) 7 492 8 651 +15,5 100

Источник: Данные Федресурса, обработка автора

Эта статистика наглядно демонстрирует, что российская система банкротства имеет ярко выраженную ликвидационную направленность. Реабилитационный потенциал реализуется крайне редко, что вызывает вопросы о ее эффективности как инструмента оздоровления бизнеса и чаще приводит к полному прекращению деятельности должника. Это подчеркивает острую необходимость пересмотра подходов к антикризисному управлению и поиску более эффективных механизмов для сохранения жизнеспособных предприятий.

Ключевые изменения в законодательстве и судебной практике 2024-2025 гг.

Институт банкротства в России находится в состоянии постоянного развития, что обусловлено необходимостью адаптации к меняющимся экономическим условиям и совершенствованием правоприменительной практики. Период 2024–2025 годов ознаменовался рядом значимых изменений, особенно в части регулирования субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц (КДЛ) и расширения прав участников дела о банкротстве.

Усиление института субсидиарной ответственности КДЛ

Одним из наиболее заметных трендов последних лет, который сохранил и даже усилил свою актуальность в 2024–2025 годах, является расширение практики привлечения контролирующих должника лиц (КДЛ) к субсидиарной ответственности. Эта мера призвана обеспечить компенсацию ущерба кредиторам, если банкротство должника произошло по вине его руководителей или собственников, которые своими действиями (или бездействием) привели компанию к финансовому краху. Верховный Суд РФ активно формирует новые подходы, направленные на повышение эффективности этого механизма. Например, в 2024 году были приняты и разъяснены позиции, существенно расширяющие возможности кредиторов и конкурсных управляющих по доказыванию вины КДЛ. Расширение практики означает, что суды все чаще удовлетворяют заявления о привлечении к субсидиарной ответственности, а круг лиц, которые могут быть признаны КДЛ, становится шире, включая не только формальных руководителей и учредителей, но и тех, кто фактически определял деятельность должника. Это создает дополнительный стимул для более ответственного корпоративного управления, поскольку риски для конечных бенефициаров значительно возрастают.

Расширение прав КДЛ: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.12.2024 № 40

Наряду с усилением ответственности, судебная практика стремится к балансу, предоставляя КДЛ определенные инструменты для защиты своих интересов и обеспечения справедливости. Ключевым документом, который внес существенные коррективы в этом направлении, стало Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.12.2024 № 40. Согласно пунктам 47-48 этого постановления, КДЛ получили право требовать пересмотра судебных актов, которые имеют существенное значение для формирования конкурсной массы. Это актуально, если исполнение таких актов может негативно повлиять на размер конкурсной массы и, как следствие, увеличить размер субсидиарной ответственности, которую предстоит нести КДЛ.

Такое изменение направлено на предотвращение необоснованного увеличения долгового бремени КДЛ за счет ошибок или недобросовестных действий иных лиц в рамках процедуры банкротства. КДЛ теперь могут оспаривать, например:

  • Сделки, признанные недействительными, если это признание было ошибочным.
  • Требования кредиторов, включенные в реестр, если есть основания полагать их необоснованными.
  • Оценку имущества должника, если она существенно занижена.

Расширен круг судебных актов, которые КДЛ вправе оспаривать (пересматривать по вновь открывшимся обстоятельствам).

Это позволяет КДЛ более активно участвовать в формировании конкурсной массы и защищать себя от несправедливого увеличения размера их субсидиарной ответственности.

Изменение способов распоряжения правом требования о привлечении к субсидиарной ответственности

Еще одно важное новшество касается механизма распоряжения правом требования о привлечении к субсидиарной ответственности. Кредиторам в деле о банкротстве предоставлена возможность изменить выбранный способ распоряжения этим правом (например, с продажи на уступку), если первоначальный способ (продажа на торгах) не был реализован. Это дает кредиторам большую гибкость и повышает шансы на возмещение их убытков, поскольку позволяет адаптироваться к рыночным условиям и найти наиболее эффективный способ реализации этого сложного актива.

Принцип недопустимости «двойной» ответственности

Верховный Суд РФ также активно развивает принцип недопустимости «двойной» ответственности. Этот принцип означает, что если требование из субсидиарной ответственности и иное требование (например, о взыскании убытков или неосновательного обогащения), направленные на удовлетворение одного и того же экономического интереса, существуют параллельно, то они являются взаимопогашающими. Иными словами, лицо не может быть дважды привлечено к ответственности за одно и то же деяние или его последствия, если это ведет к двойному возмещению ущерба. Это способствует справедливости и предотвращает необоснованное обогащение кредиторов за счет КДЛ.

Эти изменения свидетельствуют о том, что законодательство и судебная практика в сфере банкротства продолжают эволюционировать, стремясь к созданию более сбалансированной, справедливой и эффективной системы, которая защищает интересы всех участников процесса – от кредиторов до контролирующих должника лиц.

Глава 2. Методический аппарат анализа и ранней диагностики финансовой несостоятельности

Система показателей для оценки финансового состояния должника

Раннее выявление признаков финансовой несостоятельности является критически важным для принятия своевременных управленческих решений, направленных на предотвращение банкротства или минимизацию его негативных последствий. Основой для такой диагностики служит система финансового анализа, которая позволяет оценить текущее финансовое положение организации, выявить тенденции и потенциальные риски.

В Российской Федерации при оценке финансового состояния должника, в том числе для выявления признаков фиктивного или преднамеренного банкротства, используются коэффициенты, рекомендованные Постановлением Правительства РФ от 25.06.2003 № 367 «Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа» (далее – Правила № 367).

Эти коэффициенты позволяют всесторон��е оценить различные аспекты деятельности компании.

Ключевые группы коэффициентов:

1. Коэффициенты ликвидности: Характеризуют способность компании быстро и полностью погашать свои краткосрочные обязательства за счет оборотных активов.

  • Коэффициент текущей ликвидности (КТЛ): Наиболее важный показатель, рекомендованный Правилами № 367. Рассчитывается как отношение оборотных активов (за вычетом долгосрочной дебиторской задолженности) к краткосрочным обязательствам.

КТЛ = (Оборотные активы – Долгосрочная дебиторская задолженность) / Краткосрочные обязательства

  • Нормативное значение по Правилам № 367: ≥ 1.0 (для оценки неплатежеспособности)
  • Экономический смысл: Показывает, сколько рублей оборотных активов приходится на один рубль краткосрочных обязательств. Значение менее 1.0 свидетельствует о неспособности покрыть краткосрочные долги.

2. Коэффициенты финансовой устойчивости: Отражают структуру капитала компании и ее способность противостоять финансовым рискам.

  • Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (КСОС): Рассчитывается как отношение собственных оборотных средств (собственный капитал минус внеоборотные активы) к оборотным активам.

КСОС = (Собственный капитал – Внеоборотные активы) / Оборотные активы

  • Нормативное значение по Правилам № 367: ≥ 0.1 (для оценки неплатежеспособности).
  • Экономический смысл: Показывает долю собственных средств, финансирующих оборотные активы. Отрицательное значение или значение ниже нормы указывает на высокую зависимость от заемного капитала.
  • Коэффициент обеспеченности обязательств активами (КОА): Этот показатель, также рекомендованный Правилами № 367, отражает долю всех обязательств (краткосрочных и долгосрочных) в общей стоимости активов.

КОА = (Долгосрочные обязательства + Краткосрочные обязательства) / Валюта баланса

  • Нормативное значение по Правилам № 367: < 0.7 (для оценки возможности восстановления платежеспособности).
  • Экономический смысл: Чем выше коэффициент, тем больше активов финансируется за счет заемных средств, что увеличивает финансовый риск.

3. Коэффициенты деловой активности: Характеризуют эффективность использования активов компании, скорость оборачиваемости капитала.

  • Коэффициент оборачиваемости активов: Выручка / Средняя стоимость активов. Показывает, сколько раз за период оборачиваются все активы, генерируя выручку.
  • Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности: Выручка / Средняя дебиторская задолженность. Отражает скорость погашения долгов покупателями.

4. Коэффициенты рентабельности: Отражают эффективность деятельности компании и ее способность генерировать прибыль.

  • Рентабельность продаж: Чистая прибыль / Выручка. Показывает, какую долю прибыли приносит каждый рубль выручки.
  • Рентабельность активов: Чистая прибыль / Средняя стоимость активов. Отражает эффективность использования всех активов для получения прибыли.

Применение этих показателей в динамике, а также их сравнение с отраслевыми бенчмарками и нормативными значениями, позволяет получить комплексную картину финансового здоровья предприятия и выявить ранние признаки потенциальной несостоятельности.

Влияние новых ФСБУ на показатели финансового анализа

Внедрение новых Федеральных стандартов бухгалтерского учета (ФСБУ) в российскую практику оказало существенное влияние на методику формирования бухгалтерской отчетности, а следовательно, и на расчетные значения многих аналитических коэффициентов. Особое внимание следует уделить ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды», которые изменили подходы к балансовой оценке активов и обязательств.

1. ФСБУ 6/2020 «Основные средства»

До введения ФСБУ 6/2020 основные средства учитывались по первоначальной стоимости, а их переоценка была добровольной и не всегда регулярной. Новый стандарт вносит несколько ключевых изменений:

  • Обязательная регулярная переоценка: Компании, принявшие решение о переоценке, должны проводить ее регулярно, чтобы балансовая стоимость основных средств существенно не отличалась от их справедливой стоимости. Это может привести к значительному изменению стоимости внеоборотных активов в балансе, как в сторону увеличения, так и уменьшения.
  • Изменение подходов к амортизации: Стандарт детализирует правила определения элементов амортизации (срок полезного использования, ликвидационная стоимость, способ амортизации), что также влияет на балансовую стоимость активов.
  • Признание малоценных объектов: Возможность не признавать малоценные объекты основными средствами, если их стоимость незначительна.

Влияние на финансовые показатели:

  • Коэффициенты финансовой устойчивости: Изменение балансовой стоимости основных средств напрямую влияет на показатель внеоборотных активов, который является частью формулы коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами (КСОС). Увеличение стоимости ОС при переоценке может снизить КСОС, так как больше собственных средств окажется «связано» во внеоборотных активах. И наоборот, снижение стоимости ОС может улучшить КСОС.
  • Коэффициенты рентабельности активов: Поскольку балансовая стоимость активов может измениться, рентабельность активов (ROA), рассчитанная как отношение чистой прибыли к средней стоимости активов, также будет скорректирована. Если стоимость активов вырастет, ROA может снизиться даже при сохранении прибыли, создавая ложное впечатление ухудшения эффективности.

2. ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды»

До ФСБУ 25/2018 объекты аренды (за исключением финансовой аренды) чаще всего учитывались за балансом у арендатора. Новый стандарт требует от арендаторов признавать право пользования активом (ППА) и обязательство по аренде в бухгалтерском балансе.

  • Признание ППА: На дату начала аренды арендатор признает ППА как внеоборотный актив, равный первоначальной оценке обязательства по аренде.
  • Признание обязательства по аренде: В балансе появляется новое обязательство, которое равно дисконтированной стоимости будущих арендных платежей.

Влияние на финансовые показатели:

  • Коэффициент текущей ликвидности (КТЛ): Введение обязательств по аренде, часть которых относится к краткосрочным, увеличивает сумму краткосрочных обязательств. Это, при прочих равных условиях, снижает значение КТЛ, поскольку знаменатель формулы увеличивается.
  • Коэффициенты финансовой устойчивости: Появление обязательств по аренде в пассиве баланса (как долгосрочных, так и краткосрочных) увеличивает общую сумму обязательств. Это приводит к росту коэффициента обеспеченности обязательств активами (КОА), что может быть интерпретировано как ухудшение финансовой устойчивости, даже если фактически долговая нагрузка не изменилась, а просто стала видимой в балансе. Также возрастает сумма внеоборотных активов за счет ППА, что может повлиять на КСОС.
  • Анализ долговой нагрузки: Важно учитывать, что эти новые обязательства не являются традиционными кредитными долгами и могут иметь иную структуру погашения. При анализе долговой нагрузки необходимо проводить дополнительную детализацию.

Вывод:
Бухгалтерам и финансовым аналитикам крайне важно адаптировать свои методики оценки финансового состояния к новым реалиям, вызванным внедрением ФСБУ. Слепое применение «старых» нормативов или интерпретация коэффициентов без учета влияния новых стандартов может привести к ошибочным выводам о финансовой устойчивости компании и, как следствие, к неверным управленческим решениям или неправильной диагностике признаков несостоятельности. Понимание этих нюансов позволяет не только избежать ошибок в оценке, но и разработать более точные стратегии финансового оздоровления.

Практическое применение моделей прогнозирования банкротства

Наряду с системой традиционных финансовых коэффициентов, для ранней диагностики вероятности банкротства активно используются различные математические модели прогнозирования. Эти модели, как правило, основаны на дискриминантном анализе или логистической регрессии и позволяют оценить вероятность наступления неплатежеспособности на основе ряда финансовых показателей.

Классические зарубежные модели:

1. Модель Альтмана (Z-score): Одна из наиболее известных и широко применяемых моделей, разработанная Эдвардом Альтманом в 1968 году. Изначально была предназначена для публичных промышленных компаний США, но впоследствии были разработаны модификации для частных, непроизводственных компаний и развивающихся рынков.

  • Общий вид формулы (для публичных промышленных компаний):

Z = 1.2 * X1 + 1.4 * X2 + 3.3 * X3 + 0.6 * X4 + 1.0 * X5

Где:

  • X1 = (Оборотный капитал – Краткосрочные обязательства) / Итог баланса
  • X2 = Нераспределенная прибыль / Итог баланса
  • X3 = Прибыль до налогов и процентов / Итог баланса (EBIT / Total Assets)
  • X4 = Рыночная стоимость акций / Балансовая стоимость обязательств
  • X5 = Выручка / Итог баланса (Оборачиваемость активов)
  • Интерпретация: Значения Z-счета ниже определенного порога (например, 1.81 для оригинальной модели) указывают на высокую вероятность банкротства.
  • Ограничения: Несмотря на популярность, модель Альтмана разрабатывалась на данных американских компаний и может иметь ограниченную применимость в российских условиях из-за различий в структуре экономики, бухгалтерском учете и правовой среде. Особенно проблематичен показатель X4 для непубличных компаний.

2. Модель Бивера (Beaver’s Model): Предложена в 1966 году. Она использует пять финансовых коэффициентов:

  • Отношение чистой прибыли к общей сумме активов.
  • Отношение денежного потока к общей сумме долга.
  • Отношение суммы долга к общей сумме активов.
  • Отношение оборотного капитала к общей сумме активов.
  • Отношение оборотных активов к краткосрочным обязательствам (коэффициент текущей ликвидности).
  • Интерпретация: Модель оценивает вероятность банкротства на основе изменения этих коэффициентов в динамике.

Отечественные модели:

В России также были разработаны собственные модели прогнозирования банкротства, учитывающие специфику национальной экономики и бухгалтерского учета. Примерами являются модели Р.С. Сайфуллина и Г.Г. Кадыкова, О.П. Зайцевой и другие. Они обычно используют коэффициенты, характерные для российского баланса, такие как коэффициент автономии, коэффициент маневренности собственного капитала, коэффициент абсолютной ликвидности и т.д.

Ограничения применения моделей в современных российских условиях:

1. Влияние ФСБУ: Как уже отмечалось, новые Федеральные стандарты бухгалтерского учета существенно меняют значения многих балансовых показателей. Модели, разработанные на основе данных, сформированных по старым правилам, могут давать некорректные результаты. Например, признание права пользования активом и обязательства по аренде по ФСБУ 25/2018 увеличивает как активы, так и пассивы баланса, что искажает коэффициенты финансовой устойчивости и ликвидности, лежащие в основе многих моделей.

2. Качество исходных данных: Для корректного применения моделей критически важна достоверность бухгалтерской отчетности. Проблемы с качеством учета или намеренное искажение данных могут сделать результаты прогнозирования бесполезными.

3. Отраслевая специфика: Универсальные модели могут быть неэффективны для всех отраслей. Например, для компаний сферы услуг или IT-сектора, где преобладают нематериальные активы, модели, сильно зависящие от материальных активов, могут давать ошибочные сигналы.

4. Динамичность среды: Модели строятся на исторических данных и могут не успевать за быстрыми изменениями в экономике, законодательстве или бизнес-среде.

5. Фактор «черного лебедя»: Ни одна модель не может предсказать внезапные, катастрофические события (например, пандемия, геополитические кризисы), которые могут мгновенно привести к банкротству.

Заключение:

Модели прогнозирования банкротства являются полезным инструментом для ранней диагностики, но их результаты должны использоваться в комплексе с качественным экспертным анализом, учетом отраслевой специфики и последних изменений в законодательстве и стандартах бухгалтерского учета. Студентам и практикам важно понимать не только механику расчета, но и ограничения каждой модели, чтобы избежать ошибочных выводов, а также учитывать, что любая математическая модель — это лишь вспомогательный инструмент, требующий квалифицированной интерпретации.

Глава 3. Организация бухгалтерского учета в процедурах банкротства

Общие принципы ведения учета и формирования отчетности у организации-банкрота

Процедуры банкротства накладывают особый отпечаток на организацию бухгалтерского учета. Несмотря на признание арбитражным судом несостоятельности, организация-должник сохраняет статус юридического лица на протяжении всех процедур, вплоть до ее ликвидации и исключения из ЕГРЮЛ. Это означает, что обязанность по ведению бухгалтерского учета и формированию отчетности сохраняется, но осуществляется она с учетом специфики, диктуемой Законом о банкротстве и требованиями, предъявляемыми к арбитражному управляющему.

Основные принципы и особенности:

1. Сохранение статуса юридического лица: Должник не перестает быть субъектом права, а лишь находится в особом правовом режиме. Следовательно, действуют общие требования Федерального закона «О бухгалтерском учете» и иных нормативных актов.

2. Смена ответственных лиц:

  • На стадии наблюдения руководитель должника продолжает осуществлять учет, но под контролем временного управляющего.
  • На стадиях финансового оздоровления и внешнего управления учет ведет руководитель или внешний управляющий (при внешнем управлении), но под контролем административного/внешнего управляющего.
  • На стадии конкурсного производства все полномочия по управлению организацией, включая ведение бухгалтерского учета, переходят к конкурсному управляющему. Он становится единоличным исполнительным органом должника.

3. Роль конкурсного управляющего: Конкурсный управляющий несет полную ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета. Его функции включают:

  • Принятие дел и документации от предыдущего руководства.
  • Проведение инвентаризации имущества должника.
  • Организация оценки имущества с привлечением независимого оценщика.
  • Формирование конкурсной массы.
  • Обеспечение реализации имущества должника.
  • Контроль за расчетами с кредиторами.
  • Составление финансовой (бухгалтерской) отчетности в установленные сроки.

4. Изменение приоритетов учета: Если в обычной деятельности учет направлен на формирование достоверной информации для пользователей и принятие управленческих решений, то в процедуре банкротства основные акценты смещаются:

  • На обеспечение сохранности имущества.
  • На максимально полное и достоверное выявление всех активов и обязательств.
  • На соблюдение очередности удовлетворения требований кредиторов.
  • На прозрачность всех операций, связанных с конкурсной массой.

5. Особый режим для текущих обязательств: Возникающие в ходе конкурсного производства обязательства (например, расходы на управляющего, на оценку имущества, на коммунальные платежи) являются текущими и погашаются вне очереди, что требует их обособленного учета.

6. «Нулевой» баланс: После завершения всех расчетов и реализации имущества, конечной целью является обнуление баланса, то есть сведение всех активов и обязательств к нулю перед ликвидацией.

Таким образом, хотя фундаментальные принципы бухгалтерского учета остаются неизменными, их практическое применение в условиях банкротства требует глубокого понимания специфики процедур, роли арбитражного управляющего и особых требований Закона о банкротстве.

Учет операций по формированию и реализации конкурсной массы

Конкурсное производство является доминирующей стадией в российской практике банкротства, и именно на ней осуществляется основной объем учетной работы, связанной с формированием, оценкой и реализацией конкурсной массы. Конкурсная масса — это все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства.

1. Инвентаризация имущества и переоценка активов

Первоочередной задачей конкурсного управляющего является проведение полной инвентаризации всего имущества должника. Цель — выявить все активы, оценить их состояние и установить права на них.

  • Отражение инвентаризации: Результаты инвентаризации оформляются инвентаризационными описями и актами. Выявленные излишки приходуются, недостачи (после расследования и принятия мер) списываются за счет виновных лиц или на финансовые результаты.
  • Переоценка активов: Сог��асно Закону о банкротстве, конкурсный управляющий обязан привлечь независимого оценщика для оценки имущества, входящего в конкурсную массу. Эта оценка проводится по рыночной стоимости.
  • Бухгалтерские проводки по дооценке/уценке:
    • Дооценка основных средств (например, здания):
      Дебет счета 01 «Основные средства»
      Кредит счета 83 «Добавочный капитал» (на сумму дооценки)
    • Уценка основных средств:
      Дебет счета 83 «Добавочный капитал» (в пределах ранее проведенных дооценок)
      Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы» (сверх ранее проведенных дооценок или при их отсутствии)
      Кредит счета 01 «Основные средства»

    Аналогичные проводки применяются для других видов активов, если их рыночная оценка отличается от балансовой.

2. Реализация имущества с торгов

Имущество должника реализуется, как правило, через публичные торги. Вырученные средства поступают в конкурсную массу и используются для погашения требований кредиторов.

  • Отражение реализации:
    • Признание выручки от продажи имущества:
      Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
      Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы» (на сумму выручки от продажи)
    • Списание балансовой стоимости реализованного имущества:
      Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы»
      Кредит счета 01 «Основные средства» (или 10 «Материалы», 41 «Товары» и т.д.)
    • Начисление НДС (если применимо, зависит от объекта и режима):
      Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы»
      Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»
    • Поступление денежных средств от покупателя:
      Дебет счета 51 «Расчетные счета»
      Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

3. Учет расчетов с кредиторами

Расчеты с кредиторами — это центральный процесс конкурсного производства. Требования кредиторов погашаются в строгой очередности, установленной Законом о банкротстве (статья 134).

  • Очередность:
    1. Текущие платежи (судебные расходы, вознаграждение управляющему, расходы на оценку, заработная плата работников, возникшая после возбуждения дела о банкротстве и т.д.).
    2. Требования граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью.
    3. Требования о выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору.
    4. Требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов (ФНС) по денежным обязательствам и обязательным платежам.
    5. Остальные требования.
  • Бухгалтерские проводки:
    • Погашение требований первой очереди:
      Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
      Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
      Дебет счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»
      Дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»
      Кредит счета 51 «Расчетные счета»
    • Погашение требований кредиторов второй, третьей и последующих очередей:
      Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» (если это был аванс)
      Дебет счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»
      Дебет счета 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»
      Кредит счета 51 «Расчетные счета»
  • Списание непогашенных требований: Если средств конкурсной массы недостаточно для полного удовлетворения требований кредиторов, непогашенные требования списываются:
    • Дебет счета 60, 62, 66, 67, 68, 76 (в зависимости от вида кредитора)
    • Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы» (или 99 «Прибыли и убытки» в случае полной ликвидации без достаточной массы)

Особенности учета текущих обязательств: в конкурсном производстве возникает необходимость обособленного учета текущих платежей, которые не включаются в реестр требований кредиторов и погашаются вне очереди. Для этого могут использоваться отдельные субсчета или аналитические разрезы к счетам учета расчетов.

Таким образом, бухгалтерский учет в конкурсном производстве — это сложный, многоэтапный процесс, требующий от конкурсного управляющего не только бухгалтерских знаний, но и глубокого понимания норм Закона о банкротстве и сложившейся судебной практики.

Составление и значение ликвидационного баланса

Завершающим этапом бухгалтерского учета в процедуре ликвидации юридического лица, в том числе при банкротстве, является составление ликвидационного баланса. Это особый вид финансовой отчетности, который отражает имущественное положение организации на определенную дату, фиксируя остатки активов и обязательств после проведения всех необходимых процедур по расчетам.

Процесс составления ликвидационного баланса, как правило, включает два основных этапа:

1. Составление Промежуточного Ликвидационного Баланса (ПЛБ):

  • Назначение: ПЛБ составляется после истечения срока для предъявления требований кредиторами (обычно не менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации или открытия конкурсного производства) и до начала расчетов с ними.
  • Содержание: В ПЛБ отражается состав имущества организации, перечень предъявленных кредиторами требований, а также результаты их рассмотрения (признанные, непризнанные или находящиеся на рассмотрении).

    Он служит основой для формирования реестра требований кредиторов и дальнейшего планирования расчетов.

  • Утверждение: ПЛБ утверждается учредителями (участниками) организации или органом, принявшим решение о ликвидации. В случае банкротства его утверждает конкурсный управляющий (или собрание кредиторов) и согласовывает арбитражный суд.

2. Составление Окончательного (Итогового) Ликвидационного Баланса (ОЛБ):

  • Назначение: ОЛБ составляется после завершения всех расчетов с кредиторами, а также с учредителями (участниками) организации (если после удовлетворения требований кредиторов остались активы).
  • Содержание: Он должен дать полную характеристику имущества предприятия и источников его формирования на момент ликвидации. В идеале, ОЛБ должен иметь «нулевую» валюту, то есть все активы и обязательства должны быть погашены или списаны. Любые остатки средств после расчетов с кредиторами распределяются между участниками (учредителями) в соответствии с их долями и уставом.
  • Утверждение и регистрация: ОЛБ также утверждается учредителями (участниками) или соответствующим органом. В случае банкротства, после его утверждения арбитражным судом и представления в регистрирующий орган, юридическое лицо исключается из ЕГРЮЛ.

Значение ликвидационного баланса:

  • Информационная функция: Предоставляет полную информацию о завершении финансово-хозяйственной деятельности организации.
  • Контрольная функция: Служит инструментом контроля для кредиторов и учредителей (участников) за полнотой и правильностью проведения ликвидационных процедур.
  • Правовое значение: Является обязательным документом для государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией. Без утвержденного ликвидационного баланса запись об исключении организации из ЕГРЮЛ не будет внесена.
  • Основа для принятия решений: Позволяет оценить эффективность действий конкурсного управляющего, полноту выявления и реализации активов, а также соблюдение очередности удовлетворения требований.

Таким образом, ликвидационный баланс — это не просто отчетный документ, а ключевой элемент завершающей стадии бухгалтерского учета, который подтверждает выполнение всех обязательств организации и служит окончательной точкой в ее правовом существовании.

Заключение

Институт несостоятельности (банкротства) в Российской Федерации, как показало данное исследование, представляет собой динамично развивающуюся и сложную систему, находящуюся под постоянным влиянием законодательных изменений и судебной практики. Актуальный на 2025 год анализ выявил несколько ключевых тенденций и особенностей, формирующих современный ландшафт корпоративного банкротства.

Во-первых, правовая сущность банкротства, закрепленная в Федеральном законе № 127-ФЗ, по-прежнему базируется на судебном признании неспособности должника удовлетворять требования кредиторов при наличии установленных признаков (просрочка свыше трех месяцев и сумма требований от 300 000 рублей).

Однако, несмотря на наличие реабилитационных процедур (финансового оздоровления и внешнего управления), статистические данные за 2024 год категорично свидетельствуют о преимущественно ликвидационной направленности российской системы банкротства. Суммарное количество реабилитационных процедур составило всего 0,9% от всех корпоративных банкротств (без наблюдения), что является рекордно низким показателем за всю историю наблюдений. Это означает, что в подавляющем большинстве случаев процесс банкротства завершается ликвидацией должника и распределением конкурсной массы, а не восстановлением его платежеспособности. Такая ситуация ставит под вопрос реабилитационный потенциал системы и указывает на необходимость более активного применения инструментов по спасению бизнеса.

Во-вторых, период 2024-2025 годов ознаменовался значительным усилением института субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц (КДЛ). Судебная практика, формируемая Верховным Судом РФ, активно развивается в сторону расширения возможностей по привлечению КДЛ к ответственности, что является важным инструментом защиты интересов кредиторов. В то же время, разъяснения Верховного Суда РФ (в частности, Постановление Пленума от 17.12.2024 № 40) направлены на создание баланса, расширяя права КДЛ на оспаривание судебных актов, которые могут негативно повлиять на размер конкурсной массы и, как следствие, увеличить их субсидиарную ответственность. Это подчеркивает стремление судебной системы к справедливости и предотвращению необоснованного возложения ответственности.

В-третьих, методический аппарат анализа финансовой несостоятельности требует постоянной адаптации к меняющимся условиям. Традиционные коэффициенты ликвидности, финансовой устойчивости и рентабельности, рекомендованные Постановлением Правительства РФ № 367, остаются актуальными. Однако внедрение новых Федеральных стандартов бухгалтерского учета (ФСБУ), таких как ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды», оказывает существенное влияние на балансовую оценку активов и обязательств. Это, в свою очередь, корректирует значения аналитических коэффициентов, делая необходимым пересмотр привычных нормативов и подходов к интерпретации показателей для своевременной и точной диагностики кризисных явлений. Без учета влияния ФСБУ, результаты финансового анализа могут быть искажены и привести к ошибочным выводам.

В-четвертых, организация бухгалтерского учета в процедурах банкротства обладает выраженной спецификой. На стадии конкурсного производства, которая является доминирующей, конкурсный управляющий принимает на себя полную ответственность за ведение учета, инвентаризацию, переоценку и реализацию имущества. Учет операций по формированию и реализации конкурсной массы, а также расчетов с кредиторами в строгой очередности, требует не только глубоких бухгалтерских знаний, но и скрупулезного соблюдения норм Закона о банкротстве. Кульминацией учетной работы становится составление Промежуточного и Окончательного ликвидационного баланса, который фиксирует завершение всех финансовых операций и служит основой для прекращения деятельности юридического лица.

В заключение, современный институт банкротства в РФ характеризуется усилением ответственности контролирующих лиц, явным преобладанием ликвидационных процедур над реабилитационными и необходимостью адаптации аналитических методик к новым стандартам бухгалтерского учета. Для студентов и практикующих специалистов крайне важно глубокое понимание этих аспектов для эффективной работы в условиях постоянно меняющейся правовой и экономической среды. Своевременная и корректная диагностика, а также адекватный учет операций банкротства являются залогом минимизации потерь и соблюдения законных интересов всех участников процесса.

Список использованной литературы

  1. Бондина, Н.Н. Учет и анализ банкротств: учебное пособие / Н.Н. Бондина, Т.В. Зубкова, И.А. Бондин. Пенза: РИО ПГСХ, 2006.
  2. Антикризисное управление: учебное пособие / рук. авт. кол. проф. И.К. Ларионов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Дашков и К, 2005.
  3. Зуб, А.Т. Антикризисное управление: учебное пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2005.
  4. Антикризисное управление: учебное пособие / под ред. К.В. Балдина. М.: Гардарики, 2005.
  5. Банкротство: со 2 августа 2024 года расширены права кредиторов при привлечении к субсидиарной ответственности лица, контролирующего должника. URL: elcode.ru (дата обращения: 09.10.2025).
  6. Субсидиарная ответственность при банкротстве: новшества для кредиторов прошли Госдуму. URL: newsmine.ru (дата обращения: 09.10.2025).
  7. Субсидиарная ответственность в банкротстве (зима 2024-2025).

    URL: birchlegal.ru (дата обращения: 09.10.2025).

  8. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ПРОЦЕДУР БАНКРОТСТВА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ. URL: os-russia.com (дата обращения: 09.10.2025).
  9. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в редакции на 2025 г.).

    URL: consultant.ru (дата обращения: 09.10.2025).

  10. Федеральный закон от 07.06.2025 N 127-ФЗ «О проведении эксперимента по предоставлению услуг гостевых домов». URL: kontur.ru (дата обращения: 09.10.2025).
  11. Особенности учета текущих обязательств на стадии конкурсного производства в процедуре банкротства. URL: 1fin.ru (дата обращения: 09.10.2025).
  12. Закон о банкротстве физлиц: актуальная редакция ФЗ-127 и важные изменения 2025 года. URL: tvoy-bor.ru (дата обращения: 09.10.2025).
  13. Федеральный закон от 07.06.2025 г. № 127-ФЗ «О проведении эксперимента по предоставлению услуг гостевых домов». URL: garant.ru (дата обращения: 09.10.2025).
  14. Учет и отчетность при банкротстве (конкурсном производстве).

    URL: v-buhgalter.ru (дата обращения: 09.10.2025).

  15. Федеральный закон от 07.06.2025 г. № 127-ФЗ «О проведении эксперимента по предоставлению услуг гостевых домов». URL: kremlin.ru (дата обращения: 09.10.2025).
  16. Анализ динамики банкротств в 2024 году. URL: advgazeta.ru (дата обращения: 09.10.2025).
  17. Банкротства в России: 4 кв. 2024 и 2024 год. Абсолютное количество корпорат. URL: fedresurs.ru (дата обращения: 09.10.2025).
  18. Опубликована статистика по банкротствам за 2024 год. URL: rvzrus.ru (дата обращения: 09.10.2025).
  19. Российские компании в 2024 году на 17,5% реже переходили под наблюдение. URL: interfax.ru (дата обращения: 09.10.2025).
  20. Субсидиарная ответственность-2024. URL: probankrotstvo.ru (дата обращения: 09.10.2025).
  21. ОСОБЕННОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ПРОЦЕДУРОЙ КОНКУРСНОГО ПРОИЗВОДСТВА. URL: cyberleninka.ru (дата обращения: 09.10.2025).
  22. Банкротство в России. Статистический бюллетень Федресурса: Итоги 2024 года. URL: fedresurs.ru (дата обращения: 09.10.2025).
  23. Банкротство юридического лица: процедуры и учет на этапе конкурсного производства, ликвидационный баланс (часть 2).

    URL: corpinfosys.ru (дата обращения: 09.10.2025).

  24. Внебанкротная субсидиарная ответственность: что изменилось в 2024 году. URL: probankrotstvo.ru (дата обращения: 09.10.2025).
  25. Ключевые показатели для оценки финансовой устойчивости бизнеса. URL: pareto.com.ua (дата обращения: 09.10.2025).
  26. Финансовый анализ: что это, методы, зачем и как анализировать. URL: fintablo.ru (дата обращения: 09.10.2025).
  27. Абсолютные показатели финансовой устойчивости. URL: bitfinance.ru (дата обращения: 09.10.2025).
  28. Финансовый анализ предприятия: что такое, методы, показатели, как составить. URL: kontur.ru (дата обращения: 09.10.2025).
  29. Качественный учет нематериальных активов: ключ к оценке финансового состояния компании. URL: fd.ru (дата обращения: 09.10.2025).

Оставьте комментарий

Капча загружается...