Правовой режим деятельности коммерческих банков на рынке ценных бумаг: проблемы конкуренции и пути совершенствования законодательства (по данным 2024–2025 гг.)

Курсовая работа

Введение

Начало XXI века ознаменовалось для российского финансового рынка эпохой глубокой трансформации, требующей от коммерческих банков не только выполнения традиционных посреднических функций, но и активного участия в рынке ценных бумаг (РЦБ) в качестве эмитентов, инвесторов и профессиональных участников. Сложная геополитическая и макроэкономическая обстановка последних лет, в частности, период 2024–2025 годов, выявила критическую важность устойчивости банковского сектора и совершенства его правового регулирования.

По итогам 2024 года, чистая прибыль российского банковского сектора достигла рекордных 3,8 трлн рублей, что прямо свидетельствует о высокой способности банковского капитала абсорбировать риски, но также подчеркивает их доминирующую роль и инвестиционную мощь на финансовом рынке, требующую пристального антимонопольного и регулятивного надзора.

Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью всестороннего анализа правового режима деятельности коммерческих банков на рынке ценных бумаг в контексте последних законодательных новелл и динамичной правоприменительной практики. В условиях, когда Банк России фиксирует рост числа нелегальных участников рынка, а судебная практика фокусируется на сложнейших вопросах принудительного перевода прав на ценные бумаги (ФЗ № 319-ФЗ), остро встает проблема гармонизации частноправовых норм Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) и публично-правового регулирования.

Предметом исследования выступают правовые нормы, регулирующие отношения, возникающие в процессе осуществления коммерческими банками операций с ценными бумагами. Объектом исследования является совокупность теоретических концепций, нормативно-правовых актов и практики их применения, определяющих правовой режим банковской деятельности на РЦБ.

Цель работы — провести комплексный анализ теоретических основ, правового регулирования и практической деятельности российских коммерческих банков на рынке ценных бумаг, с особым акцентом на анализ актуальных проблем антимонопольного законодательства и конкуренции в этой сфере, с целью подготовки всесторонней курсовой работы.

15 стр., 7142 слов

Комплексный правовой анализ и совершенствование регулирования ...

... позволит всесторонне рассмотреть предмет исследования и сформировать целостную картину современного состояния и перспектив развития правового регулирования банковского кредитования в России. Теоретические основы и общие положения правового регулирования банковского кредитования физических лиц ...

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Определить правовую природу и классификацию ценных бумаг в ГК РФ как объекта банковских сделок.
  2. Раскрыть особенности публично-правового регулирования деятельности банков на РЦБ, включая роль Банка России в лицензировании и надзоре.
  3. Проанализировать проблемы антимонопольного регулирования и конкуренции, выявив пробелы и коллизии в законодательстве.
  4. Обобщить новейшую правоприменительную практику 2024–2025 гг. и сформулировать конкретные предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы.

Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы (диалектический, системный, логический анализ и синтез) и частнонаучные методы (формально-юридический, сравнительно-правовой и статистический).

Нормативную базу составляют Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «О рынке ценных бумаг», Федеральный закон «О защите конкуренции», а также акты Банка России и официальные статистические данные регуляторов.

Теоретические основы и правовая природа ценных бумаг как объекта банковских сделок

Правовой режим операций коммерческих банков на рынке ценных бумаг неразрывно связан с доктринальным пониманием самой ценной бумаги как объекта гражданских прав. Банки, участвуя в этих отношениях, должны оперировать четкими юридическими категориями, определенными как в частноправовом (ГК РФ), так и в публично-правовом (ФЗ «О рынке ценных бумаг») законодательстве.

Понятие и классификация ценных бумаг в российском гражданском праве

Ключевым определением, с которого начинается любая банковская сделка с ценными бумагами, является норма, закрепленная в статье 142 Гражданского кодекса РФ.

Согласно пункту 1 статьи 142 ГК РФ, ценными бумагами признаются:

  • документы, соответствующие установленным законом требованиям и удостоверяющие обязательственные и иные права, осуществление или передача которых возможны только при предъявлении таких документов (документарные ценные бумаги);
  • обязательственные и иные права, закрепленные в решении о выпуске или ином акте лица, выпустившего ценные бумаги в соответствии с требованиями закона, осуществление и передача которых возможны только с соблюдением правил учета этих прав (бездокументарные ценные бумаги).

Данная статья устанавливает двуединую природу ценных бумаг в российском праве, классифицируя их по форме выпуска. Перечень ценных бумаг, названных в ГК РФ (ст. 142, п. 2), включает: акцию, вексель, закладную, инвестиционный пай, коносамент, облигацию, чек, а также иные ценные бумаги, названные в законе.

Коллизии частноправового режима: ценная бумага как «вещь» и «имущественное право»

Анализ ГК РФ выявляет тонкие, но принципиальные доктринальные различия в правовом режиме документарных и бездокументарных ценных бумаг, которые критически важны для банковских операций, связанных с залогом или виндикацией. Стоит ли говорить, что именно эта двойственность создает наибольшие риски для кредитных организаций, когда речь заходит о защите их прав как добросовестных приобретателей?

Документарные ценные бумаги (например, вексель, закладная), несмотря на то, что удостоверяют права, формально включены законодателем в перечень вещей в статье 128 ГК РФ (объекты гражданских прав), наряду с наличными деньгами. Это позволяет применять к ним некоторые нормы вещного права, касающиеся владения и передачи. Таким образом, документарная ценная бумага является специальной разновидностью вещи, ее ценность заключена не в материальном носителе, а в правах, которые она воплощает.

Бездокументарные ценные бумаги (большинство акций и облигаций), не имеющие материальной формы, не могут рассматриваться как вещи и, следовательно, не являются объектом права собственности и других вещных прав в строгом смысле. Они классифицируются статьей 128 ГК РФ как «иное имущество, в том числе имущественные права» (наряду с безналичными денежными средствами).

Эта разница имеет прямое правоприменительное значение. Например, статья 149.3 ГК РФ устанавливает прямой запрет на истребование (виндикацию) бездокументарных ценных бумаг, удостоверяющих исключительно денежные права требования (например, облигаций), от добросовестного приобретателя. Этот запрет направлен на обеспечение стабильности оборота и защиту добросовестных участников, включая банки, выступающие в роли инвесторов или посредников. Из этого следует, что для банковской системы крайне важна не форма, а юридическая надежность и прозрачность сделки.

Правовой статус коммерческого банка как субъекта рынка ценных бумаг

Коммерческие банки выступают на РЦБ в нескольких ипостасях, каждая из которых регулируется отдельными правовыми нормами и требует специфического лицензирования и надзора:

Роль банка на РЦБ Правовая основа и суть деятельности
Эмитент Банк выпускает собственные ценные бумаги (акции, облигации, векселя) для привлечения капитала. Регулируется ФЗ «Об акционерных обществах» и актами Банка России об эмиссии.
Инвестор Банк приобретает ценные бумаги других эмитентов за свой счет. Это основная форма вложения ликвидности и управления активами. Регулируется Положениями Банка России о классификации активов и нормативах достаточности капитала (Н1.0).
Профессиональный участник Деятельность, требующая специальной лицензии Банка России:
Брокерская деятельность Совершение сделок с ценными бумагами по поручению, за счет клиента.
Дилерская деятельность Совершение сделок с ценными бумагами от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки/продажи.
Депозитарная деятельность Оказание услуг по хранению сертификатов ценных бумаг и (или) учету и удостоверению прав на ценные бумаги.
Деятельность по управлению ЦБ Осуществление доверительного управления ценными бумагами, переданными клиентом.

Особенности публично-правового регулирования деятельности банков на рынке ценных бумаг (Роль Банка России)

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) является мегарегулятором финансового рынка и выступает ключевым органом, устанавливающим «правила игры» для коммерческих банков на РЦБ. Его функции определены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и Федеральным законом «О рынке ценных бумаг».

Лицензирование и надзорные функции Банка России

Банк России осуществляет комплексный надзор за профессиональной деятельностью, направленный на обеспечение финансовой устойчивости и защиту интересов инвесторов. Надзорные функции регулятора являются фундаментальным условием поддержания доверия к рынку.

Лицензирование. Банк России выдает лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (брокерская, дилерская, депозитарная, управление ценными бумагами).

Требования к лицензиатам, включая нормативы капитала и квалификационные требования к персоналу, являются одними из самых строгих в финансовом секторе.

Аннулирование лицензии за бездействие. Важнейшей нормой, обеспечивающей реальную, а не номинальную активность участников рынка, является пункт 2 статьи 39.1 ФЗ «О рынке ценных бумаг». В соответствии с ним, Банк России обязан аннулировать лицензию в случае неосуществления соответствующего вида профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг в течение более 18 месяцев. Для брокерской деятельности неосуществление понимается как отсутствие в течение этого периода фактов исполнения брокером поручения клиента на совершение гражданско-правовых сделок с ценными бумагами и/или заключения договоров, являющихся производными финансовыми инструментами. Это требование стимулирует банки либо активно работать на рынке, либо своевременно отказываться от лицензии, не создавая иллюзии конкурентной среды.

Актуальные регуляторные требования и выявление нелегальных участников

Регулятивная деятельность Банка России постоянно совершенствуется, особенно в части стандартизации отчетности и борьбы с теневым сектором.

С 1 апреля 2023 года вступило в силу Указание Банка России № 6282-У от 30 сентября 2022 года, которое устанавливает новый, более унифицированный объем, формы, порядок и сроки составления и представления отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг. Ужесточение требований к отчетности повышает прозрачность деятельности банков и позволяет регулятору более оперативно выявлять нарушения.

Вместе с тем, регулятор сталкивается с проблемой нелегальной деятельности, которая подрывает доверие к рынку. По итогам 2024 года Банк России выявил 1936 субъектов с признаками нелегальной профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, что почти в 1,6 раза больше, чем годом ранее. Рост числа «нелегалов» указывает на высокую потребность в инвестиционных услугах и, одновременно, на неполноту механизмов защиты инвесторов от мошенничества. Какой вывод должны сделать из этого факта банки, стремящиеся к долгосрочному лидерству на рынке?

Влияние макроэкономических показателей на капитал банков и операции с ЦБ (2024–2025 гг.)

Операции банков с ценными бумагами как инвесторов прямо зависят от их финансовой устойчивости и достаточности капитала. Динамика макроэкономических показателей в 2024–2025 гг. оказала существенное влияние на банковский сектор:

Показатель Динамика (Начало 2024 г. – Апрель 2025 г.) Влияние на операции с ЦБ
Чистая прибыль сектора Рост до рекордных 3,8 трлн руб. (2024 г.).

Прогноз на 2025 г. — 3–3,5 трлн руб.

Высокая прибыль обеспечивает базу для дальнейших инвестиций в долговые и долевые ценные бумаги.
Норматив Н1.0 (Достаточность собственных средств) Снижение с 13,3% (нач. 2024 г.) до 12,1% (окт. 2024 г.), затем рост до 13% (апр. 2025 г.) благодаря регуляторным мерам. Снижение капитала ограничивает возможность принятия рисков, в том числе по высокодоходным, но рискованным ценным бумагам. Рост Н1.0 стабилизирует инвестиционные возможности.
Отрицательная переоценка ЦБ Высока в 2024 г. из-за роста ключевой ставки. Приводит к снижению совокупного финансового результата, несмотря на рост процентного и комиссионного дохода.

Способность банковской системы справляться с ростом ключевой ставки и показывать рекордную прибыль (3,8 трлн руб. в 2024 г.) свидетельствует о ее силе, однако это же усиливает необходимость строгого контроля за тем, чтобы доминирующие игроки не злоупотребляли своим положением на рынке ценных бумаг.

Проблемы конкуренции и антимонопольного регулирования на российском рынке ценных бумаг

Эффективность рынка ценных бумаг невозможна без здоровой конкуренции. Однако особенности финансового рынка, где доминируют крупные кредитные организации, создают специфические проблемы для антимонопольного регулирования, которое должно балансировать между поддержанием конкуренции и обеспечением системной устойчивости.

Правовые основы антимонопольного контроля и критерии доминирования

Правовое регулирование конкуренции на РЦБ базируется на Федеральном законе № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Антимонопольный контроль, осуществляемый Федеральной антимонопольной службой (ФАС России), применяется, прежде всего, к действиям субъектов по приобретению активов или акций (долей в уставном капитале) финансовых организаций.

Ключевым аспектом является установление доминирующего положения. Критерии для финансовых организаций, включая банки, имеют специфические числовые пороги, отличающиеся от общих правил:

Согласно статье 5 ФЗ № 135-ФЗ и Постановлению Правительства РФ № 359 от 09.06.2007 г., для финансовой организации (за исключением кредитной организации) доминирующим признается положение, если ее доля превышает:

  1. 10 процентов на единственном в Российской Федерации товарном рынке; или
  2. 20 процентов на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в РФ.

Определение доминирования требует четкого установления продуктовых и географических границ рынка. Поскольку рынок ценных бумаг часто рассматривается как общероссийский, применение критерия 20% к финансовым организациям, не являющимся кредитными, является более распространенным. Однако для крупнейших универсальных банков, чья деятельность охватывает как кредитование, так и профессиональное участие на РЦБ, определение доминирования и выявление нарушений представляет собой сложную юридическую задачу, требующую постоянной адаптации методик ФАС.

Проблема гармонизации частноправовых и публично-правовых норм как источник коллизий

В юридическом сообществе активно обсуждается проблема, связанная с дуалистической природой регулирования рынка ценных бумаг.

С одной стороны, ценная бумага является объектом гражданских прав (частноправовая природа) — она может быть предметом купли-продажи, залога, наследования, что регулируется ГК РФ. С другой стороны, сам рынок ценных бумаг является высокорегулируемым публично-правовым институтом, требующим строжайшего надзора (ФЗ «О рынке ценных бумаг», акты Банка России).

Эта коллизия становится источником постоянного введения гармонизирующих норм. Например, нормы ГК РФ о требованиях к документарным ценным бумагам (ст. 143.1) и истребовании их от добросовестного приобретателя (ст. 147.1) были введены для того, чтобы уравновесить частные интересы владельцев и публичные интересы стабильности рынка.

Недостаточная сформированность базовых основ правового регулирования рынка ценных бумаг, как отмечают многие ученые, указывает на то, что это законодательство находится в постоянном процессе эволюции, что, в свою очередь, порождает нестабильность для крупных участников, включая банки.

Научные предложения по совершенствованию законодательства о конкуренции

Для устранения выявленных пробелов и коллизий в законодательстве о рынке ценных бумаг и антимонопольном регулировании, научное сообщество выдвигает ряд конкретных предложений:

  1. Детализация критериев доминирования для кредитных организаций. Хотя ФЗ № 135-ФЗ устанавливает критерии для финансовых организаций, необходимо разработать более детализированные и специальные методики ФАС для оценки доминирования именно крупных универсальных банков, учитывающие их многофункциональность (кредитование, брокеридж, управление активами).
  2. Устранение дублирующих и противоречащих норм. Проведение комплексной инвентаризации норм ФЗ «О рынке ценных бумаг» и ГК РФ с целью исключения излишнего дублирования и устранения противоречий, которые могут быть использованы недобросовестными участниками для обхода антимонопольных требований.
  3. Введение специального понятия «нарушение конкуренции на рынке ценных бумаг». Включение в ФЗ «О рынке ценных бумаг» или в акты Банка России более четких и специфических определений того, что именно считается нарушением конкуренции в контексте профессиональной деятельности банков (например, злоупотребление положением при размещении крупных выпусков облигаций или предоставлении услуг депозитария).

Анализ новейшей правоприменительной практики и выводы

Правоприменительная практика 2024–2025 годов играет ключевую роль в формировании современного правового режима операций банков с ценными бумагами. В этот период суды активно рассматривали сложные споры, связанные с регуляторными мерами, вызванными внешнеэкономическими ограничениями.

Актуальная судебная практика по принудительному переводу прав на ЦБ (ФЗ № 319-ФЗ, 2024–2025 гг.)

Одним из наиболее актуальных и сложных направлений судебной практики стало применение Федерального закона № 319-ФЗ, регулирующего принудительный перевод учета прав на ценные бумаги российских эмитентов, которые ранее учитывались на иностранных счетах депо (счета типа «С»).

Суть споров: Крупные арбитражные суды и Верховный Суд РФ рассматривают иски инвесторов против российских банков-депозитариев, которые могли неправомерно отказать в принудительной конвертации депозитарных расписок в российские акции или в принудительном переводе прав.

Пример: Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 22 января 2025 г. по делу № А40-141984/2023. Суды активно формируют практику по взысканию убытков (в том числе в виде средневзвешенной стоимости акций) с банков в связи с неправомерным отказом в данных операциях. Успех таких исков напрямую зависит от строгого соблюдения банками положений ФЗ № 319-ФЗ и актов Банка России.

Банкам необходимо учитывать, что в случае нарушения права пользования ценными бумагами, истец вправе требовать возмещения убытков в полном объеме, включая неполученные доходы (упущенную выгоду), в соответствии со статьей 15 ГК РФ.

Более ранняя, но основополагающая практика, касающаяся обеспечения банковских сделок, подчеркивала, что при заключении договора о залоге ценных бумаг (например, заклад векселей) должно быть обязательно указано существенное условие о предмете залога (п. 1 ст. 339 ГК РФ).

Несоблюдение этой формальности делает договор недействительным. Если не указано существенное условие о предмете залога, каким образом кредитор сможет реализовать свое преимущественное право удовлетворения требований?

Заключение (Выводы)

Проведенный анализ подтверждает, что правовой режим деятельности коммерческих банков на рынке ценных бумаг характеризуется высокой степенью сложности, обусловленной необходимостью гармонизации частноправовых доктрин (ГК РФ) и жестких публично-правовых требований регулятора (Банк России, ФАС).

Основные выводы:

  1. О доктринальных коллизиях. Новеллы ГК РФ четко разграничили правовой режим документарных ЦБ (классифицированных как вещи) и бездокументарных ЦБ (классифицированных как имущественные права), что имеет прямое влияние на банковские сделки, связанные с залогом и виндикацией. Запрет на истребование бездокументарных ЦБ от добросовестного приобретателя (ст. 149.3 ГК РФ) является ключевым элементом защиты стабильности оборота.
  2. О роли Банка России. Надзорные функции Банка России (лицензирование, строгий контроль отчетности через Указание № 6282-У) и борьба с нелегальными участниками (рост числа выявленных субъектов до 1936 в 2024 г.) свидетельствуют об ужесточении регулятивной среды. При этом рекордные финансовые результаты сектора (3,8 трлн руб. прибыли в 2024 г.) создают базу для дальнейшего роста операций с ЦБ.
  3. О проблемах конкуренции. Применение антимонопольного законодательства к финансовому рынку осложнено. Критерии доминирования (10% и 20% доли рынка для финансовых организаций) требуют тщательного методологического обоснования применительно к универсальным банкам. Недостаточная сформированность базовых основ рынка создает почву для коллизий между частным и публичным правом.
  4. О правоприменительной практике. Актуальная судебная практика 2024–2025 гг. сосредоточена на разрешении сложных споров, связанных с принудительным переводом прав на ЦБ в рамках ФЗ № 319-ФЗ, что требует от банков безупречного соблюдения регуляторных процедур во избежание многомиллиардных исков об убытках.

Предложения по совершенствованию законодательства РФ:

Для повышения эффективности антимонопольного регулирования и устранения пробелов, целесообразно:

  1. Разработать и утвердить специализированную методику ФАС России по определению доминирующего положения кредитных организаций на рынке профессиональных услуг с ценными бумагами, четко разделяя продуктовые рынки (брокерские услуги, депозитарные услуги, дилерские операции).
  2. Ввести в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» специальные статьи, посвященные защите конкуренции, которые бы содержали четкий, исчерпывающий перечень действий, признаваемых нарушением конкуренции именно в рамках финансового рынка (например, недобросовестное ценообразование при первичном размещении облигаций крупными банками-организаторами).
  3. Обеспечить полную гармонизацию норм ФЗ «О рынке ценных бумаг» и ГК РФ в части регулирования бездокументарных ценных бумаг, особенно в отношении института залога, чтобы минимизировать правовые риски банков-кредиторов.

Список использованной литературы

  1. Банковское право: учеб. / Е.О. Бонда [и др.]; под ред. И.Ш. Килясханова, Е.Ф. Жукова. — М.: ЮНИТИ: Закон и право, 2008. С. 264–285.
  2. Гусева И.А. Практикум по рынку ценных бумаг. — М.: Юристъ, 2012. 135 с.
  3. Иванов О.М. Коментарии к концепции совершенствования законодательства о ценных бумагах и финансовых сделках // Проблемы совершенствования гражданского законодательства: Материалы IV Ежегодных научных чтений памяти профессора С.Н. Братоуся (Москва, 28 марта 2013 г.).

    — М.: Юриспруденция, 2013. С. 143–150.

  4. Кирюшкина В.В. Перспективы развития рынка ценных бумаг // Российское право на современном этапе. Материалы международной научной конференции студентов и молодых ученых. — Ростов-на-Дону: Изд-во РГЭУ, 2014. С. 158–159.
  5. Микова Е.В. Анализ видов профессиональной деятельности коммерческих банков на рынке ценных бумаг // Право и образование. 2012. №9. С. 158–168.
  6. Мухаметшин Т.Ф. Брокерская деятельность банков на рынке ценных бумаг в России. — М., 2009. 231 с.
  7. Потосова А.С. Информационное обеспечение рынка ценных бумаг сравнительно-правовой анализ: автореф. дис. канд. юрид. наук. — Ростов-на-Дону, 2011. 31 с.
  8. Тедеев А.А. Банковское право: учеб. — М.: Эксмо, 2005. 432 с.
  9. Чикулаев Р.В. Вопросы эмиссионных ценных бумаг как объектов гражданско-правовых сделок // Журнал российского права. 2008. №10. С. 71–75.
  10. Эриашвили Н.Д. Банковское право: учеб. — М.: ЮНИТИ: Закон и право, 2009. С. 471–488.
  11. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30.11.1994 N 51-ФЗ. Статья 142. Ценные бумаги [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  12. Обзор практики рассмотрения арбитражными судами споров, связанных с применением норм о договоре о залоге и иных обеспечительных сделках с ценными бумагами [Электронный ресурс] // arbitr.ru. URL: https://arbitr.ru/ (Дата обращения: 08.10.2025).
  13. Правовая природа ценных бумаг [Электронный ресурс] // lawinfo.ru. URL: https://lawinfo.ru/ (Дата обращения: 08.10.2025).
  14. О правовой природе ценных бумаг [Электронный ресурс] // Cyberleninka. URL: https://cyberleninka.ru/ (Дата обращения: 08.10.2025).
  15. Профессиональные участники рынка ценных бумаг [Электронный ресурс] // Банк России. URL: https://cbr.ru/ (Дата обращения: 08.10.2025).
  16. Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 22 января 2025 г. № 305-ЭС24-16565 по делу N А40-141984/2023 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
  17. Статистика [Электронный ресурс] // Банк России. URL: https://cbr.ru/ (Дата обращения: 08.10.2025).
  18. Статья 42. Функции Банка России [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  19. Обзор судебной практики по 319-ФЗ [Электронный ресурс] // Адвокатское бюро NSP. URL: https://nsp.su/ (Дата обращения: 08.10.2025).
  20. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2, 3 (2024) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
  21. Ценные бумаги как объекты гражданских правоотношений [Электронный ресурс] // pravo163.ru. URL: https://pravo163.ru/ (Дата обращения: 08.10.2025).
  22. Пробелы и разные подходы: проблемы антимонополь��ого комплаенса [Электронный ресурс] // Право.ру. URL: https://pravo.ru/ (Дата обращения: 08.10.2025).
  23. Разъяснение Банка России об основаниях для признания профдеятельности осущестляемой [Электронный ресурс] // naufor.ru. URL: https://naufor.ru/ (Дата обращения: 08.10.2025).
  24. Правовой статус Банка России на рынке ценных бумаг [Электронный ресурс] // Cyberleninka. URL: https://cyberleninka.ru/ (Дата обращения: 08.10.2025).
  25. Выпущенные на внутреннем рынке ценные бумаги [Электронный ресурс] // Банк России. URL: https://cbr.ru/ (Дата обращения: 08.10.2025).
  26. Правовое регулирование рынка ценных бумаг в Российской Федерации [Электронный ресурс] // mgimo.ru. URL: https://mgimo.ru/ (Дата обращения: 08.10.2025).
  27. С 1 апреля вступает в силу Указание Банка России № 6282-У об отчетности профучастников рынка ценных бумаг [Электронный ресурс] // naufor.ru. URL: https://naufor.ru/ (Дата обращения: 08.10.2025).
  28. Российский банковский сектор — прогноз на 2025 год [Электронный ресурс] // Ассоциация банков России. URL: https://asros.ru/ (Дата обращения: 08.10.2025).
  29. Проблемы правового регулирования рынка ценных бумаг в России [Электронный ресурс] // Cyberleninka. URL: https://cyberleninka.ru/ (Дата обращения: 08.10.2025).
  30. Законодательные и нормативные акты, регулирующие допуск профессиональных участников рынка ценных бумаг [Электронный ресурс] // Банк России. URL: https://cbr.ru/ (Дата обращения: 08.10.2025).