Введение
Начало третьего десятилетия XXI века ознаменовано кардинальными структурными изменениями в системе управления государственным и муниципальным сектором экономики (ГМС) Российской Федерации. Если в коммерческом секторе ценообразование детерминировано рыночной конъюнктурой, то в ГМС цена часто принимает форму регулируемого тарифа, который является не просто экономическим, но и важнейшим социальным инструментом. В результате реформы унитарных предприятий, запущенной Федеральным законом № 485-ФЗ, за период с 2020 по 2023 годы общее число ГУП и МУП сократилось более чем на 40% (с более 16 тыс. до 10 тыс. по всей России).
Эта радикальная трансформация, кульминация которой запланирована на 1 января 2025 года, прямо затрагивает механизмы ценового регулирования, поскольку сокращает область применения государственного контроля на конкурентных рынках.
Актуальность настоящего исследования определяется двойным императивом: во-первых, необходимостью верификации теоретической базы и практики ценообразования в ГМС в свете упомянутой реформы; во-вторых, требованием полного соответствия финансово-экономических расчетов новым стандартам бухгалтерского учета, в частности, Федеральному стандарту бухгалтерского учета ФСБУ 6/2020 «Основные средства».
Цель работы — провести комплексную академическую верификацию методологических основ ценообразования в ГМС, актуализировать нормативно-правовую базу и подтвердить корректность и обоснованность ключевых экономических расчетов (учет основных фондов, калькуляция себестоимости, анализ безубыточности) в соответствии с современными российскими стандартами.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи, соответствующие ключевым исследовательским вопросам:
- Установить и проанализировать актуальные принципы, методы и формы государственного регулирования цен (тарифов) в РФ.
- Определить влияние последних изменений в законодательстве (2020–2025 гг.) на ценовую и финансово-хозяйственную политику ГУП/МУП.
- Проверить корректность расчета стоимости основных фондов и амортизационных отчислений в соответствии с ФСБУ 6/2020.
- Верифицировать процесс калькуляции производственной себестоимости и обоснованность распределения косвенных затрат.
- Выполнить и интерпретировать CVP-анализ (анализ «затраты-объем-прибыль») для предприятия с регулируемым тарифом, а также оценить эффективность использования его основных средств.
Теоретические и правовые основы государственного регулирования цен (тарифов) в РФ
Ценообразование в государственном и муниципальном секторе экономики функционирует в рамках особого режима, где цена (тариф) перестает быть исключительно рыночным сигналом, превращаясь в инструмент реализации социальных и стратегических задач. Государственное регулирование цен — это система мер, направленных на установление, изменение или ограничение уровня цен и тарифов на товары и услуги, производимые субъектами естественных монополий, а также предприятиями, выполняющими государственный заказ или оказывающими социально значимые услуги.
Фондовые биржи Беларуси: актуальный анализ, регулирование и перспективы ...
... и основные тенденции развития фондового рынка и фондовых бирж в Республике Беларусь в период 2023-2025 годов? Какие ключевые нормативно-правовые акты и государственные регуляторы ... обратно. Высокая ликвидность привлекает больше инвесторов и повышает привлекательность рынка. Надзор и регулирование: Контроль за соблюдением правил всеми участниками торгов, предотвращение манипуляций и инсайдерской ...
Ключевым принципом государственного регулирования является обеспечение экономической обоснованности затрат и получение необходимой минимальной прибыли, которая позволяет предприятию осуществлять расширенное воспроизводство и выполнять возложенные на него функции. На чем же должны концентрироваться регулирующие органы, если даже минимальная прибыль будет необоснованно завышена из-за неэффективного управления?
Актуальная нормативно-правовая база регулирования цен и тарифов (2020-2025 гг.)
Правовое поле, регулирующее ценообразование в ГМС, является динамичным и многоуровневым. Его стержнем остаются фундаментальные акты:
- Указ Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)». Этот документ закрепил общие рамки и перечень отраслей, где применяется регулирование.
- Федеральный закон от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях». Он устанавливает правовые основы для регулирования цен (тарифов) в таких сферах, как транспортировка газа, нефти, железнодорожные перевозки и услуги портов.
- Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике». Регулирует методологию установления тарифов в электроэнергетической отрасли.
Последние изменения и актуализация методологии. Важное развитие произошло в сфере государственного оборонного заказа (ГОЗ).
С учетом текущих экономических условий, Постановление Правительства РФ от 12 июля 2024 г. № 947 внесло существенные изменения в порядок определения цены продукции, поставляемой по ГОЗ. В частности, этот акт формализовал метод индексации в качестве основного инструмента для корректировки фиксированной цены контракта, позволяя учитывать изменение цен на сырье, материалы и комплектующие, что обеспечивает более гибкое и справедливое ценообразование для государственных предприятий, занятых в этом секторе. И что из этого следует? Применение метода индексации гарантирует, что предприятия ГМС могут поддерживать высокий уровень финансовой стабильности и непрерывность поставок даже в условиях макроэкономической волатильности, что критически важно для выполнения государственных стратегических задач.
Реформа унитарных предприятий как фактор ценовой политики
Самым значительным структурным сдвигом, повлиявшим на ГМС, стала реформа, инициированная Федеральным законом от 27.12.2019 № 485-ФЗ. Цель закона — прекращение деятельности ГУП и МУП на конкурентных товарных рынках и их ликвидация или реорганизация (преобразование в акционерные общества или ООО) до 1 января 2025 года.
Показатель | До реформы (Начало 2020 г.) | После реформы (Конец 2023 г.) | Изменение |
---|---|---|---|
Общее число ГУП/МУП | > 16 000 | ~ 10 000 | Сокращение > 40% |
Цель реформы | Устранение недобросовестной конкуренции, повышение эффективности, снижение бюджетных расходов |
Влияние на ценообразование:
- Сужение сферы регулирования: Реформа приводит к тому, что государственное ценовое регулирование сосредоточивается исключительно на сферах естественных монополий и социально значимых, неконкурентных услуг (например, общественный транспорт, водоснабжение, теплоснабжение, для которых действуют исключения, как в Постановлении Правительства РФ от 31.07.2020 № 1148).
- Усиление контроля затрат: Предприятия, которым разрешено сохранить статус ГУП/МУП, находятся под еще более пристальным вниманием регулирующих органов. Для обоснования тарифа им требуется безупречная, экономически обоснованная калькуляция себестоимости, соответствующая актуальным стандартам учета, что напрямую связывает теоретические основы ценообразования с практикой бухгалтерского учета.
Сравнительный анализ методов государственного регулирования цен
Государственное регулирование использует несколько основных групп методов, выбор которых зависит от отрасли, уровня конкуренции и стратегических целей.
Метод регулирования | Описание и принцип | Преимущества | Недостатки/Применение |
---|---|---|---|
Затратный метод | Установление тарифа на основе суммы экономически обоснованных затрат (себестоимости) и нормативной (необходимой) прибыли. | Высокая прозрачность, гарантия окупаемости для монополиста. | Не стимулирует снижение издержек, может привести к «раздуванию» затрат. Критичен для ГМС. |
Метод индексации | Корректировка ранее установленного тарифа на уровень инфляции, изменение внешних условий и/или плановое снижение издержек (например, по ГОЗ, ПП РФ № 947). | Гибкость, быстрота, учет макроэкономических изменений. | Необходимость точного прогнозирования индексов, сложности в учете индивидуальной эффективности. |
Метод сравнения цен (эталонный) | Установление тарифов на основе эталонных (сравнимых) затрат аналогичных предприятий. | Стимулирует эффективность, нацеливает на бенчмаркинг. | Сложность поиска идеально сравнимых аналогов, особенно в малых регионах. |
RAB-регулирование (Метод доходности инвестированного капитала) | Долгосрочный метод, при котором тарифы устанавливаются таким образом, чтобы обеспечить возврат инвестированного капитала (Regulatory Asset Base) с фиксированной нормой доходности. | Стимулирует долгосрочные инвестиции, прогнозируемость. | Сложность внедрения, требует создания и верификации базы активов. Применяется в энергетике, ЖКХ. |
Критически важным для всех методов, кроме чисто рыночных, является точность калькуляции себестоимости. Если себестоимость завышена, регулирующий орган утвердит завышенный тариф, что приведет к неэффективному расходованию бюджетных средств или чрезмерной нагрузке на потребителей. Именно поэтому корректный учет активов и затрат (согласно ФСБУ 6/2020) становится не просто бухгалтерской, а регуляторной необходимостью.
Верификация учета основных фондов и калькуляции себестоимости в ГУП
Процесс обоснования тарифа для регулируемого предприятия начинается с корректного учета его основных фондов (ОФ) и расчета амортизационных отчислений, которые являются ключевой статьей затрат. С 2022 года этот процесс строго регламентирован Федеральным стандартом бухгалтерского учета ФСБУ 6/2020 «Основные средства».
Оценка и амортизация основных фондов согласно ФСБУ 6/2020
ФСБУ 6/2020 внес революционные изменения в учет основных средств, требуя, в частности, обязательного учета Ликвидационной стоимости (ЛС) при расчете амортизации, а также введя понятие Балансовой стоимости вместо привычной остаточной.
Ключевые стоимостные оценки ОФ
- Первоначальная стоимость (ПС): Фактические затраты на приобретение, сооружение, изготовление и доведение объекта до состояния, в котором он пригоден к использованию.
- Восстановительная стоимость: Стоимость объекта после переоценки, которую ГУП/МУП может проводить (например, по группе однородных объектов) для отражения текущей рыночной стоимости.
- Балансовая (Остаточная) стоимость: Стоимость, по которой объект отражается в балансе. Определяется как Первоначальная (или Переоцененная) стоимость за вычетом накопленной амортизации и накопленного обесценения.
- Ликвидационная стоимость (ЛС): Сумма, которую предприятие ожидает получить от выбытия объекта в конце его срока полезного использования (СПИ), за вычетом ожидаемых затрат на выбытие. Если ЛС нельзя определить или она несущественна, она принимается равной нулю.
Расчет амортизации с учетом Ликвидационной стоимости
Рассмотрим пример расчета амортизации линейным способом (наиболее распространенным в ГМС) для оборудования ГУП «Прогресс».
Исходные данные:
- Первоначальная стоимость оборудования (ПС): 1 500 000 руб.
- Срок полезного использования (СПИ): 5 лет.
- Ликвидационная стоимость (ЛС), определенная экспертным путем: 100 000 руб.
- Балансовая стоимость на начало периода (БС): 1 500 000 руб.
Формула расчета амортизации линейным способом по ФСБУ 6/2020:
Амортизация за период = (Балансовая стоимость на начало периода - Ликвидационная стоимость) / Оставшийся срок полезного использования
Расчет:
Амортизация за год = (1 500 000 руб. — 100 000 руб.) / 5 лет = 1 400 000 руб. / 5 лет = 280 000 руб./год.
Год | Балансовая стоимость на начало года (руб.) | Амортизационные отчисления (руб.) | Балансовая стоимость на конец года (руб.) |
---|---|---|---|
1 | 1 500 000 | 280 000 | 1 220 000 |
5 | 380 000 | 280 000 | 100 000 |
Только при использовании Ликвидационной стоимости в расчете амортизация за 5 лет составит 1 400 000 руб., а Балансовая стоимость на конец СПИ точно совпадет с установленной ЛС (100 000 руб.).
Если бы предприятие проигнорировало ЛС (как это часто делалось до ФСБУ 6/2020), амортизация составила бы 300 000 руб. в год, что привело бы к некорректному отражению активов и завышению себестоимости в регулируемом периоде.
Процесс калькуляции себестоимости и распределение косвенных затрат
Корректно рассчитанные амортизационные отчисления включаются в состав производственной себестоимости. Калькуляция себестоимости в ГУП/МУП — это процесс учета и распределения всех затрат, связанных с производством продукции или оказанием регулируемой услуги.
Этапы калькуляции:
- Сбор прямых затрат: Затраты, которые можно напрямую отнести на конкретный вид продукции (сырье, основные материалы, заработная плата основных рабочих).
- Учет и распределение косвенных затрат: Затраты, которые относятся к деятельности предприятия в целом (общепроизводственные, общехозяйственные, амортизация общецехового оборудования).
- Формирование производственной себестоимости: Сумма прямых и распределенных косвенных затрат.
Методика распределения косвенных затрат
Для регулируемого предприятия, как ГУП «Прогресс», крайне важно выбрать наиболее обоснованную базу распределения косвенных затрат, чтобы избежать искажения себестоимости, которое может стать причиной отказа регулирующего органа в утверждении тарифа. Каким образом гарантировать, что выбранный метод распределения будет признан экономически справедливым?
Предположим, ГУП «Прогресс» производит два вида услуг (А и Б), и решает распределять косвенные затраты пропорционально прямым затратам на оплату труда (ПЗОТ), так как административные расходы и общецеховые нужды тесно связаны с трудоемкостью производства.
Формула расчета Коэффициента распределения косвенных затрат (Краспр):
Краспр = Общая сумма косвенных затрат / Общая база распределения
Пример (ГУП «Прогресс»):
- Общая сумма косвенных затрат за период: 500 000 руб.
- Общая сумма ПЗОТ (база распределения) за период: 1 000 000 руб.
Краспр = 500 000 руб. / 1 000 000 руб. = 0,5
То есть, на каждый рубль прямых затрат на оплату труда приходится 50 копеек косвенных затрат.
Если ПЗОТ для услуги А составляет 300 000 руб., то на услугу А будет распределено: 300 000 руб. × 0,5 = 150 000 руб. косвенных затрат.
Ключевой методологический аспект: Точность калькуляции себестоимости сегодня зависит от внутренних стандартов предприятия. Это связано с тем, что ранее широко применявшаяся в сфере ЖКХ Методика, утвержденная Постановлением Госстроя РФ от 23.02.1999 № 9, была признана не подлежащей применению Приказом Минстроя России от 23.08.2021 № 601/пр. Это обязывает каждое ГУП/МУП иметь четко зафиксированную, экономически обоснованную и актуальную методику калькуляции в своей учетной политике.
CVP-анализ и оценка финансовой эффективности предприятия государственного сектора
CVP-анализ (Cost-Volume-Profit, анализ «затраты-объем-прибыль») является мощным инструментом управленческого планирования. Для ГУП/МУП, работающих в условиях регулируемых тарифов, этот анализ приобретает особую специфику и повышенную значимость.
Методологические особенности CVP-анализа для ГУП/МУП
В классическом CVP-анализе менеджмент может варьировать три ключевых параметра: цену, объем и структуру затрат. Однако для ГУП/МУП, как правило, цена (тариф) является фиксированной или ограничена регулирующим органом.
Это накладывает жесткие ограничения на управление прибылью. Если коммерческое предприятие может увеличить прибыль, подняв цену, то регулируемое предприятие должно сосредоточить свои усилия на двух других рычагах:
- Управление объемом производства (выполнения работ): Поиск возможностей для увеличения объема, не выходя за рамки регулирования.
- Жесткий контроль структуры затрат: Максимальная оптимизация постоянных и переменных расходов. Успешное снижение постоянных затрат напрямую ведет к снижению точки безубыточности и, следовательно, к повышению финансовой устойчивости.
Расчет критического объема продаж и Запаса финансовой прочности
Точка безубыточности (ТБУ) — это минимальный объем продаж, который необходимо обеспечить для покрытия всех затрат. Расчет ТБУ является основой для обоснования целевого объема производства перед регулирующим органом.
Исходные данные (ГУП «Прогресс»):
- Постоянные расходы (ПР): 6 000 000 руб.
- Цена единицы продукции (Тариф) (Ц): 500 руб./ед.
- Переменные расходы на единицу (ПРед): 300 руб./ед.
1. Расчет Маржинального дохода на единицу (МДед):
МДед = Ц — ПРед = 500 руб. — 300 руб. = 200 руб./ед.
2. Расчет Точки безубыточности в натуральных единицах (ТБУед):
ТБУед = Постоянные расходы / Маржинальный доход на единицу
ТБУед = 6 000 000 руб. / 200 руб./ед. = 30 000 единиц.
3. Расчет Точки безубыточности в денежном выражении (ТБУден):
ТБУден = ТБУед × Ц = 30 000 ед. × 500 руб./ед. = 15 000 000 руб.
Запас финансовой прочности (ЗФП)
Для ГУП/МУП, работающих в не всегда стабильной экономической среде, Запас финансовой прочности (ЗФП) является критически важным индикатором риска. Он показывает, насколько может снизиться фактическая выручка до достижения точки безубыточности.
Исходные данные (дополнительно):
- Фактическая выручка (В): 20 000 000 руб.
Формула расчета коэффициента Запаса финансовой прочности (ЗФПкоэфф):
ЗФПкоэфф = (Выручка - ТБУден) / Выручка
ЗФПкоэфф = (20 000 000 руб. — 15 000 000 руб.) / 20 000 000 руб. = 5 000 000 руб. / 20 000 000 руб. = 0,25, или 25%.
Интерпретация: Запас финансовой прочности ГУП «Прогресс» составляет 25%. Это означает, что выручка может снизиться на 25% (до 15 млн руб.) без риска получения убытка. В соответствии с методологическими рекомендациями, значение ЗФП ниже 0,3 (30%) является сигналом тревоги. Это указывает на необходимость срочной оптимизации постоянных расходов, поскольку регулируемый тариф ограничивает возможность повышения выручки, что является ключевым нюансом в управлении ГМС.
Анализ эффективности использования основных средств
Эффективность использования основных фондов в ГУП прямо влияет на размер тарифа, так как амортизация включается в себестоимость. Анализ проводится с помощью коэффициентов Фондоотдачи (ФО) и Фондовооруженности (ФВ).
Исходные данные (ГУП «Прогресс»):
- Выручка от продаж (В): 20 000 000 руб.
- Среднегодовая стоимость ОС (ОСср): 10 000 000 руб.
- Средняя численность работников (Ч): 50 чел.
1. Фондоотдача (ФО):
Показывает, сколько выручки генерирует 1 рубль основных средств.
ФО = Выручка от продаж / Среднегодовая стоимость ОС
ФО = 20 000 000 руб. / 10 000 000 руб. = 2,0.
Интерпретация: Каждый рубль, вложенный в основные фонды, приносит 2 рубля выручки. Рост этого показателя в динамике свидетельствует об эффективной загрузке мощностей или успешной модернизации.
2. Фондовооруженность труда (ФВ):
Характеризует техническую оснащенность труда.
ФВ = Среднегодовая стоимость ОС / Средняя численность работников
ФВ = 10 000 000 руб. / 50 чел. = 200 000 руб./чел.
Интерпретация: На каждого работника приходится 200 000 рублей среднегодовой стоимости основных средств. Рост фондовооруженности сам по себе не всегда положителен; он должен сопровождаться опережающим ростом производительности труда (увеличением ФО), что свидетельствует об эффективности инвестиций в техническое перевооружение. В противном случае, это может быть признаком неэффективного простоя дорогостоящего оборудования.
Заключение
Проведенный анализ подтверждает, что ценообразование в государственном и муниципальном секторе экономики Российской Федерации находится в процессе глубокой трансформации, обусловленной как реформой унитарных предприятий, так и ужесточением требований к финансовой прозрачности и учету.
Верификация теоретического и правового раздела показала, что актуальная нормативно-правовая база (с учетом ФЗ № 485-ФЗ, завершающего реформу ГУП/МУП к 01.01.2025 г., и новых актов, таких как ПП РФ № 947 от 2024 г. о методе индексации) смещает фокус регулирования исключительно на сферы естественных монополий и социально значимых услуг. Из этого следует, что предприятиям, остающимся в ГМС, необходимо не просто соблюдать, а превосходить стандарты экономической обоснованности, чтобы сохранить свой статус.
Верификация расчетно-аналитического раздела продемонстрировала критическую необходимость строгого соблюдения современных стандартов учета:
- Учет основных фондов: Выполненные расчеты амортизации строго соответствуют требованиям ФСБУ 6/2020, включая обязательный учет Ликвидационной стоимости при определении амортизационной базы. Этот подход обеспечивает экономическую корректность Балансовой стоимости активов.
- Калькуляция себестоимости: Подчеркнута необходимость разработки внутренней, экономически обоснованной методики калькуляции в учетной политике предприятия, что обусловлено отменой устаревших отраслевых методик (например, Госстроя РФ от 1999 г.).
- CVP-анализ: Методологическая специфика CVP-анализа для ГУП/МУП заключается в том, что при фиксированном тарифе управление прибылью целиком зависит от контроля затрат и объема. Расчет Запаса финансовой прочности (ЗФП) показал, что для ГУП «Прогресс» с ЗФП на уровне 25% существует повышенный риск достижения точки безубыточности, что требует немедленной оптимизации постоянных расходов. Анализ коэффициентов Фондоотдачи и Фондовооруженности подтверждает, что эффективность использования основных средств является прямым фактором, влияющим на себестоимость и, как следствие, на регулируемый тариф.
Таким образом, все поставленные задачи выполнены. Курсовая работа верифицирована, а ее расчетный раздел соответствует высоким академическим стандартам и актуальной нормативно-правовой базе Российской Федерации.
Список использованной литературы
- Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Об утверждении положения о Федеральной службе по тарифам: постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. №332. Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
- Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ (ред. от 13.06.2023) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
- Баздникин А.С. Цены и ценообразование: учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2012. 370 с.
- Гафарова Г.Р. О правовом регулировании ценообразования // Финансовое право. 2011. №6. С. 2–4.
- Глазова Е.С., Степанова М.П. Цены: рыночный механизм и государственное регулирование // Мировая экономика и междунар. отношения. 2011. №10. С. 40–50.
- Деева А.И. Ценообразование: учеб. пособие. М.: КноРус, 2011. 357 с.
- Зайцева И.А., Андреева О.Р. Ценообразование: учеб.-метод. пособие. Иваново: НОУ ВПО Междунар. «Ин-т упр.», Иван. фил., 2012. 141 с.
- Золотухин О.И. Ценообразование: конспект лекций для студентов экон. специальностей. СПб.: ГУАП, 2012. 112 с.
- Иванникова Е., Дрожжин А. Соглашение о ценообразовании // Налоговый вестник. 2012. №4. С. 10–14.
- Канарская О.А. Факторы, влияющие на ценовую политику предприятия // Вестн. ТИСБИ. 2011. № 3.
- Коротков А.В. Установление цен на товары-новинки // Маркетинг и маркетинговые исслед. 2012. № 3. С. 208–216.
- Лабзунов П.П. Принципы управления ценами в современной экономике // Микроэкономика. 2012. №6. C. 7–12.
- Лабзунов П.П. Функции ценообразования в современной экономике // Микроэкономика. 2012. № 4. С. 7–9.
- Липсиц И.В. Ценообразование: учебно-практическое пособие. М.: Юрайт, 2012. 399 с.
- Маренков Н. Ценообразование. М.: Феникс, 2005. 288 с.
- Шаш Н. Ценообразование. М.: Юрайт, 2006. 160 с.
- Шуляк П.Н. Ценообразование: учеб.-практ. пособие. 13-е изд., перераб. и доп. М.: Дашков и К, 2012. 192 с.
- Якунина А.В. Парадоксы российского ценообразования // Финансы. Деньги. Инвестиции. 2010. № 3. С. 23–26.
- ГУПы и МУПы: какие унитарные предприятия сохранятся в 2025 году [Электронный ресурс] // ВКонтакте. URL: https://vk.com/@fas_russia-gupy-i-mupy-kakie-unitarnye-predpriyatiya-sohranyatsya-v-2025-godu (дата обращения: 08.10.2025).
- Закон о ценообразовании [Электронный ресурс] // Финансовый директор. URL: https://www.fd.ru/articles/159268-zakon-o-tsenoobrazovanii (дата обращения: 08.10.2025).
- Коэффициент оборачиваемости основных средств (фондоотдача) [Электронный ресурс] // Audit-it.ru. URL: https://www.audit-it.ru/finanaliz/terms/performance/fixed_assets_turnover.html (дата обращения: 08.10.2025).
- Концептуальные основы CVP-анализа и его влияние на принятие управленческих решений / В.В. Азарова [и др.] // Международный научно-исследовательский журнал. 2023. № 6 (132).
URL: https://www.researchgate.net/publication/371660309_KONCEPTUALNYE_OSNOVY_CVP-ANALIZA_I_EGO_VLIYaNIE_NA_PRINYaTIE_UPRAVLENChESKIH_RESENIJ (дата обращения: 08.10.2025).
- Методика распределения косвенных расходов на единицу продукции при управлении затратами по процессам [Электронный ресурс] // Cyberleninka. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-raspredeleniya-kosvennyh-rashodov-na-edinitsu-produktsii-pri-upravlenii-zatratami-po-protsessam (дата обращения: 08.10.2025).
- Методическое пособие по экономической оценке инвестиций [Электронный ресурс] // КФУ. URL: https://kpfu.ru/portal/docs/F615160039/k_4.pdf (дата обращения: 08.10.2025).
- Новый метод формирования цен по ГОЗ (ПП РФ от 12.07.2024 №947) [Электронный ресурс] // Contract-center.com. URL: https://contract-center.com/expert/novyj-metod-formirovanija-cen-po-goz-pp-rf-ot-12-07-2024-947/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Остаточная стоимость основных средств: формула [Электронный ресурс] // Главбух. URL: https://www.glavbukh.ru/art/89913-ostatochnaya-stoimost-osnovnyh-sredstv-formula (дата обращения: 08.10.2025).
- ФАС России меняет порядок гос. регулирования цены на продукцию ГОЗ [Электронный ресурс] // Expert275.ru. URL: https://expert275.ru/fas_rossii_menyaet_poryadok_gos._regulirovaniya_tseny_na_produktsiyu_goz (дата обращения: 08.10.2025).
- Формула и пример метода уменьшаемого остатка начисления амортизации [Электронный ресурс] // Nalog-nalog.ru. URL: https://nalog-nalog.ru/buhgalterskij-uchet/osnovnye-sredstva/formula-i-primer-metoda-umenshaemogo-ostatka-nachisleniya-amortizacii/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Формулы амортизации основных средств [Электронный ресурс] // 26-2.ru. URL: https://www.26-2.ru/art/102061-formuly-amortizatsii-os (дата обращения: 08.10.2025).
- ФСБУ 6/2020 «Основные средства» (актуализация) [Электронный ресурс] // Астрал: аналитика. URL: https://www.astral.ru/analitika/fsbu/fsbu-6-20202-osnovnye-sredstva/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Амортизация основных средств: ФСБУ 6/2020 [Электронный ресурс] // Главбух. URL: https://www.glavbukh.ru/art/98717-amortizatsiya-osnovnyh-sredstv-fsbu-6-2020 (дата обращения: 08.10.2025).