Финансово-экономические инструменты государственного регулирования национального рынка РФ: системный анализ и оценка эффективности (2023–2026 гг.)

Курсовая работа

Введение: Актуальность, цели и структура исследования

В условиях нарастающей геополитической турбулентности, технологического суверенитета и необходимости структурной трансформации экономики Российской Федерации, роль государства как регулятора и стимулятора рыночных процессов многократно возрастает. Одной из центральных задач экономической политики является управление сложным комплексом финансово-экономических инструментов: ценами, тарифами, льготами, субсидиями и компенсациями. Эти инструменты представляют собой не просто статьи бюджетных расходов или ограничения, но мощные рычаги, способные формировать инвестиционный климат, обеспечивать социальную стабильность и направлять развитие приоритетных отраслей.

Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью системного анализа современного российского опыта применения этих инструментов, поскольку их эффективность напрямую зависит от их адресности, прозрачности и своевременной адаптации к меняющимся экономическим условиям. Особое внимание заслуживает новейшая правовая база 2023–2026 годов, в которой прослеживается четкий тренд на повышение адресности социальной поддержки и усиление контроля за обоснованностью тарифов, а также на существенное стимулирование производственной и научно-технической активности, что является критически важным для реализации национальных целей развития.

Цель работы — провести системный анализ механизма и дать оценку эффективности современной практики применения основных финансово-экономических инструментов государственного регулирования национального рынка Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

  1. Систематизировать понятийно-категориальный аппарат (субсидии, льготы, компенсации) в соответствии с действующим законодательством РФ.
  2. Раскрыть институциональные основы и методы регулирования цен и тарифов в секторах естественных монополий и ГОЗ, включая анализ новейших корректировок (2023–2025 гг.).
  3. Проанализировать объемы и механизмы применения стимулирующих льгот и субсидий, включая эмпирическую оценку их воздействия на инвестиционную активность.
  4. Выявить ключевые проблемы, возникающие при применении инструментов (проблема адресности, фискальной эффективности), и определить перспективные направления совершенствования регулирующей политики (2026 год).

Структура работы соответствует поставленным задачам и представляет собой логически последовательное исследование, начинающееся с теоретико-правовой базы и переходящее к анализу конкретных эмпирических кейсов и перспектив развития.

5 стр., 2399 слов

Гражданско-правовое регулирование договора финансовой аренды ...

... данного анализа является исчерпывающее рассмотрение актуальных проблем правового регулирования лизинга с акцентом на новейшие судебные прецеденты ... Обзор Президиума ВС РФ от 27.10.2021, п. 7). Применение стандарта «разумного и осмотрительного коммерсанта» Последние судебные ... судебной процедуры принудительного изъятия, что значительно снижает финансовые и временные затраты. Кроме того, в рамках ...

Теоретико-правовые основы и понятийно-категориальный аппарат

Государственное регулирование экономики опирается на сложный и дифференцированный набор инструментов, каждый из которых имеет строго определенное правовое поле и функциональное назначение. Для проведения корректного анализа необходимо четко разграничить ключевые понятия, такие как субсидия, льгота и компенсация, в контексте российского финансового и налогового законодательства.

Субсидии, Льготы и Компенсации: Разграничение понятий

С точки зрения финансового права, эти инструменты, хоть и направлены на перераспределение ресурсов, принципиально различаются по механизму предоставления, целевому назначению и правовому статусу.

Субсидия в соответствии с Бюджетным кодексом РФ (БК РФ) определяется как денежные средства, предоставляемые из бюджетов бюджетной системы РФ (в том числе межбюджетные трансферты) юридическим или физическим лицам, а также индивидуальным предпринимателям на условиях безвозмездности, целевого характера и, как правило, софинансирования определенных расходных обязательств.

В зависимости от цели, субсидии классифицируются на:

  • Компенсационные субсидии: Направлены на выравнивание социального дисбаланса или покрытие выпадающих доходов, связанных с государственным регулированием. Пример: субсидии на оплату ЖКУ для малообеспеченных граждан.
  • Стимулирующие субсидии: Направлены на создание положительных внешних эффектов и стимулирование экономического роста. Пример: субсидии на поддержку МСП, развитие АПК или инвестиционную деятельность.

Льготы по налогам и сборам определяются Налоговым кодексом РФ (п. 1 ст. 56) как предусмотренные законодательством преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков. В отличие от субсидии, льгота не предполагает прямого выделения средств из бюджета, а обеспечивает снижение фискальной нагрузки, то есть приводит к налоговым расходам государства.

Формы налоговых льгот многообразны:

  • Налоговый вычет (например, социальный или инвестиционный).
  • Пониженная ставка налога (например, для резидентов ОЭЗ).
  • Полное освобождение от уплаты налога или сбора.
  • Снижение налоговой базы (например, через ускоренную амортизацию).

Компенсация в бюджетном законодательстве РФ не имеет единого всеобъемлющего определения, однако в экономической практике она функционирует как денежная выплата, направленная на возмещение ранее понесенных расходов или недополученных доходов. В контексте государственного регулирования, компенсация критически важна для поддержания устойчивости регулируемых секторов. Так, согласно Постановлению Правительства РФ от 01.07.2014 № 603, компенсация применяется как возмещение недополученных доходов организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности (ЖКХ, ТКО, электроэнергетика), когда их тарифы искусственно занижены государством для социальных целей.

Инструмент Основа регулирования Форма предоставления Основное назначение
Субсидия Бюджетный кодекс РФ Прямые денежные средства Стимулирование, софинансирование, социальное выравнивание
Льгота Налоговый кодекс РФ Снижение налоговой нагрузки Стимулирование инвестиций, инноваций, поддержка категорий бизнеса
Компенсация Отраслевое законодательство/ПП РФ Возмещение расходов/доходов Покрытие выпадающих доходов регулируемых организаций, социальная защита

Институциональная и правовая база регулирования цен и тарифов

Государственное регулирование цен (тарифов) является наиболее жестким и прямым инструментом вмешательства в рыночный механизм. В РФ оно направлено, прежде всего, на защиту потребителей от злоупотреблений монопольным положением и обеспечение доступности социально значимых услуг.

Институциональная основа регулирования опирается на Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях». Ключевыми секторами, где регулирование остается доминирующим, являются:

  1. Услуги естественных монополий: Транспортировка нефти, газа, электроэнергии и тепловой энергии по трубопроводам, железнодорожные перевозки, услуги в транспортных терминалах и аэропортах.
  2. Социально значимые услуги: Тарифы в сферах жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), включая водоснабжение, водоотведение и обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО).

Отдельно регулируется ценообразование на продукцию, поставляемую по Государственному оборонному заказу (ГОЗ). Это стратегическое регулирование осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.12.2017 № 1465, которое регулярно корректируется для обеспечения финансовой устойчивости оборонно-промышленного комплекса.

Анализ современной практики ценового и тарифного регулирования

Современная практика регулирования цен и тарифов в РФ характеризуется не только сохранением контроля над естественными монополиями, но и активным внедрением механизмов, направленных на повышение экономической обоснованности тарифов и ликвидацию системных дисбалансов, таких как перекрестное субсидирование.

Методы и специфика регулирования естественных монополий

Регулирование тарифов субъектов естественных монополий (например, РЖД, ФСК ЕЭС) осуществляется Федеральной антимонопольной службой (ФАС России) и региональными регулирующими органами с использованием нескольких ключевых методов, целью которых является баланс интересов потребителей и монополий.

К основным методам ценового регулирования относятся:

  1. Метод экономически обоснованных расходов (затратный метод). Этот традиционный метод базируется на определении всех фактических и плановых расходов регулируемой организации, к которым добавляется определенный уровень рентабельности.
  2. Метод обеспечения доходности инвестированного капитала (RAB-регулирование). Более современный метод, направленный на стимулирование долгосрочных инвестиций. Он позволяет компании получать доход на вложенный капитал (инвестиционную базу), что делает регулирование более предсказуемым и привлекательным для инвесторов.

Выбор метода зависит от сектора и целей. Затратный метод, хотя и прост в расчете, часто критикуется за отсутствие стимулов к снижению издержек, поскольку все расходы автоматически включаются в тариф. RAB-регулирование, напротив, стимулирует повышение эффективности и снижение операционных затрат.

Актуальные механизмы корректировки ценообразования

В последние годы государственное регулирование активно модернизируется, реагируя на экономические и социальные вызовы.

Регулирование ГОЗ

В сфере государственного оборонного заказа (ГОЗ) критически важно обеспечить высокий уровень рентабельности предприятий ОПК для поддержания их технологического развития и выполнения заказов. В 2023 году были скорректированы правила ценообразования (Постановление Правительства РФ № 800 от 20.05.2023), что стало важным шагом в этом направлении.

Ранее при расчете прогнозной цены действовало ограничение: если плановая рентабельность (прибыль) превышала 20% от себестоимости, требовалась дополнительная оценка обоснованности. В 2023 году этот порог был увеличен с 20% до 25%. Это изменение свидетельствует о признании государством необходимости повышения финансовой устойчивости оборонных предприятий и предоставления им больших ресурсов для реинвестирования в собственное производство.

Борьба с перекрестным субсидированием

Одной из наиболее острых проблем в электроэнергетике долгое время оставалось перекрестное субсидирование, когда заниженные тарифы для населения компенсируются за счет завышенных тарифов для промышленных потребителей. Это искажает конкуренцию и тормозит развитие промышленности. Объем перекрестного субсидирования достигал 340 млрд рублей.

Для решения этой проблемы Правительство РФ предусмотрело право регулирующих органов устанавливать дифференцированные по объемам потребления тарифы для населения. Фактическое введение этого механизма началось с 1 января 2025 года.

Установлено три диапазона потребления:

  1. Первый уровень: До 3900 кВт⋅ч/мес (тариф остается льготным).
  2. Второй уровень: От 3900 до 6000 кВт⋅ч/мес (тариф повышается).
  3. Третий уровень: Свыше 6000 кВт⋅ч/мес (тариф становится значительно выше).

Этот механизм направлен на то, чтобы сохранить социальную защиту для добросовестных потребителей с нормальным уровнем потребления, но заставить платить по экономически обоснованным тарифам тех, кто использует электроэнергию в коммерческих целях или в объемах, не соответствующих бытовому потреблению. Разве не пора прекратить практику, когда крупные потребители косвенно оплачивают счета тех, кто злоупотребляет льготными условиями?

Государственное стимулирование инвестиций: Объемы, механизмы и эмпирическая оценка

В отличие от прямого регулирования цен, льготы и субсидии являются инструментами непрямого, стимулирующего воздействия. Их задача — снизить риски и издержки для бизнеса в приоритетных секторах, тем самым стимулируя инвестиционную и инновационную активность.

Объемы государственной финансовой поддержки ключевых отраслей

В последние годы объем государственной финансовой поддержки ключевых секторов национальной экономики демонстрирует устойчивый рост, что отражает приоритеты страны в области технологического суверенитета.

Поддержка Промышленности. Объем государственной поддержки промышленности РФ в 2023 и 2024 годах превысил 700 млрд рублей в год. Для сравнения, в 2018 году эта цифра составляла около 380 млрд рублей. Рост более чем в 1.8 раза указывает на стратегический фокус на развитии внутреннего производства.

Особое внимание уделяется поддержке малого и среднего предпринимательства (МСП) через инструменты Национальной гарантийной системы (НГС).

По итогам 2024 года общий объем привлеченного МСП финансирования превысил 1.18 трлн рублей, при этом:

  • На сферу обрабатывающих производств пришлось 252.9 млрд рублей.
  • На научно-техническую деятельность81.5 млрд рублей.

Поддержка Агропромышленного комплекса (АПК). АПК является критически важным для обеспечения продовольственной безопасности и экспорта. В 2023 году государственная поддержка АПК составила 540 млрд рублей, а в 2024 году было запланировано выделить 558 млрд рублей.

Структура расходов свидетельствует о стимулирующем характере поддержки: почти половина средств (173.4 млрд рублей в 2023 году) была направлена именно на стимулирование инвестиционной деятельности. В 2024 году акцент был сделан на развитии логистики и хранения, в частности, через увеличенные субсидии на строительство и модернизацию овощехранилищ.

Механизмы налогового стимулирования инвестиционной активности

Основным механизмом стимулирования крупномасштабных инвестиций является предоставление инвестиционных налоговых льгот (ИНЛ). Эти льготы интегрированы в специальные инвестиционные режимы, которые, по сути, являются государственным контрактом с инвестором, гарантирующим стабильные фискальные условия в обмен на вложение капитала.

Ключевые режимы, использующие ИНЛ:

  • Специальный инвестиционный контракт (СПИК): Предоставление налоговых льгот (налог на прибыль, имущество) в обмен на обязательство создать или модернизировать производство.
  • Региональный инвестиционный проект (РИП): Предоставление региональных льгот для проектов, реализуемых на территории субъекта РФ.
  • Территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) и Особые экономические зоны (ОЭЗ): Предоставление существенных льгот (0% налог на имущество, пониженные ставки по налогу на прибыль) для привлечения высокотехнологичных и производственных инвесторов.
  • Инвестиционный налоговый вычет (ИНВ): Позволяет организациям уменьшать сумму налога на прибыль на сумму расходов, связанных с приобретением основных средств.

Эмпирический анализ эффективности налоговых льгот

Для оценки реального воздействия налоговых льгот на инвестиционную активность необходимо использовать эмпирические методы. Исследования, проведенные на примере резидентов Особых экономических зон (ОЭЗ), показывают высокую степень корреляции между предоставленными льготами и объемом инвестиций.

В частности, анализ влияния налоговых льгот на инвестиционную активность резидентов ОЭЗ показал сильную положительную зависимость. В 2018 году был рассчитан:

  • Коэффициент корреляции (r): r = 0,8615.
  • Коэффициент эластичности (a1): a1 = 0,7414.

Интерпретация: Высокий коэффициент корреляции (близкий к 1) подтверждает, что существует сильная прямая связь: рост объема предоставленных налоговых льгот за предыдущий период ведет к значительному росту объема осуществленных инвестиций в текущем периоде. Коэффициент эластичности (0,7414) означает, что увеличение объема налоговых льгот на 1% приводит к увеличению объема инвестиций на 0,7414%. Таким образом, налоговые льготы, применяемые в рамках специальных режимов, являются эффективным инструментом стимулирования капитальных вложений, несмотря на то, что они формируют значительную часть «налоговых расходов» бюджета, поскольку мультипликативный эффект от привлеченных инвестиций окупает эти расходы в долгосрочной перспективе.

Проблемы применения и направления совершенствования регулирующих инструментов

Комплексное применение финансово-экономических инструментов неизбежно порождает системные противоречия и проблемы, связанные с адресностью, прозрачностью и эффективностью контроля. Современная государственная политика направлена на устранение этих дисфункций через законодательные и цифровые механизмы.

Проблемы адресности и контроля за расходованием бюджетных средств

Недостаточная адресность субсидий

Ключевой вызов при использовании субсидий, особенно в социальной сфере, — недостаточная адресность. Ярким примером является программа льготной семейной ипотеки. Изначально задуманная как мера демографической поддержки, она часто критикуется за то, что может быть использована лицами с высоким доходом, которые воспользовались бы ипотекой и без субсидирования, при этом программа оказывает значительное инфляционное давление на рынок недвижимости.

В целях совершенствования механизма субсидирования льготной ипотеки, на уровне Совета Федерации, обсуждается необходимость диверсификации ставки в зависимости от количества детей в семье. Это обеспечит более точное соответствие инструмента заявленным демографическим целям, повышая его социальную и экономическую эффективность.

Усиление контроля за тарифами ЖКХ

В сфере тарифов ЖКХ основная проблема заключается в необоснованном повышении цен со стороны управляющих и ресурсоснабжающих организаций. Решение этой проблемы требует усиления контрольно-надзорной функции государства, которую выполняет ФАС России.

Эмпирические данные подтверждают эффективность такого контроля:

  • В 2024 году Федеральная антимонопольная служба (ФАС) в рамках борьбы с необоснованным завышением тарифов исключила 29,2 млрд рублей экономически необоснованных средств из установленных тарифов.
  • С начала 2025 года по предписаниям ФАС из тарифов предписано исключить более 5,1 млрд рублей.

Эти цифры наглядно демонстрируют, что без жесткого государственного контроля рыночные субъекты в регулируемых секторах склонны к завышению своих расходов, что приводит к дополнительной нагрузке на потребителей и бюджет.

Проблема прозрачности налоговых льгот

Сложность дизайна и многообразие инвестиционных налоговых льгот, хотя и обеспечивают гибкость, могут приводить к снижению их прозрачности. Для инвестора и для контролирующих органов становится сложнее оценить совокупный эффект и фискальные издержки. Одним из направлений совершенствования является упрощение и стандартизация процедур предоставления льгот.

Новые векторы социальной и экономической политики (2026)

Система государственного регулирования находится в постоянном развитии, адаптируясь к принципу «семейноцентричности» и необходимости обеспечения технологического лидерства.

Введение Семейной налоговой выплаты (2026)

В сфере социальной политики с 2026 года вводится принципиально новый механизм — семейная налоговая выплата (Федеральный закон № 179-ФЗ от 13.07.2024), который представляет собой возврат части уплаченного НДФЛ (налоговый кэшбэк).

Этот инструмент является уникальным, поскольку он:

  1. Увеличивает адресность: Выплата положена семьям с двумя и более детьми, чей среднедушевой доход не превышает 1,5-кратного регионального прожиточного минимума на человека.
  2. Повышает фискальную эффективность: НДФЛ пересчитывается с 13% до льготной ставки 6% (возвращаются 7%) от разницы между уплаченным НДФЛ и суммой, рассчитанной по льготной ставке.
  3. Обеспечивает комплексность: Выплата будет совмещаться с другими мерами поддержки (универсальное пособие, маткапитал) и, что критически важно, не будет учитываться как доход при расчете права на них.

Введение этого механизма знаменует собой переход от традиционных пособий к использованию налоговой системы как инструмента активной социальной поддержки и повышения доходов нуждающихся семей.

Цифровизация и интеграция

Направления совершенствования также включают развитие региональных информационных систем и их интеграцию с федеральными витринами данных. Это критически важно для повышения эффективности контроля, исключения двойного субсидирования, обеспечения прозрачности и улучшения администрирования процессов предоставления как субсидий, так и налоговых льгот.

Заключение

Анализ финансово-экономических инструментов государственного регулирования национального рынка Российской Федерации (цены, тарифы, льготы, субсидии и компенсации) в период 2023–2026 гг. позволяет сделать вывод, что российская экономическая политика успешно сочетает жесткие меры прямого регулирования (цены и тарифы) с гибкими стимулирующими инструментами (льготы и субсидии).

Ключевые выводы по эффективности и тенденциям:

  1. Институциональная зрелость и актуализация: Правовая база регулирования (БК РФ, НК РФ, ФЗ «О естественных монополиях») устойчива, но постоянно актуализируется. Новейшие изменения (корректировка ценообразования по ГОЗ в 2023 г. и введение дифференцированных тарифов на электроэнергию с 2025 г.) направлены на повышение экономической обоснованности и устранение рыночных дисбалансов, таких как перекрестное субсидирование.
  2. Высокая стимулирующая эффективность льгот: Эмпирический анализ подтвердил сильную положительную взаимосвязь между предоставлением инвестиционных налоговых льгот (в рамках ОЭЗ) и объемом капитальных вложений (коэффициент корреляции r = 0,8615).

    Это доказывает, что специальные инвестиционные режимы являются действенным механизмом для направления финансовых потоков в приоритетные сектора экономики (промышленность, АПК).

  3. Усиление контроля и адресности: Главные проблемы применения инструментов — недостаточная адресность субсидий и риск необоснованного роста тарифов. Государство реагирует на эти вызовы путем введения механизмов контроля ФАС (исключение 29,2 млрд рублей необоснованных расходов из тарифов ЖКХ в 2024 г.) и разработки инновационных адресных мер, таких как Семейная налоговая выплата (2026 г.), которая использует налоговый механизм для повышения социальной защиты.
  4. Принцип «Семейноцентричности» и интеграция: Новые законодательные инициативы, вступающие в силу в 2026 году, демонстрируют четкий приоритет социальной политики, основанной на принципах адресности и повышения эффективности поддержки семей с низким доходом. Дальнейшее совершенствование системы, сфокусированное на интеграции цифровых платформ для администрирования льгот и субсидий, а также на постоянной оценке фискальной эффективности, должно обеспечить максимальную отдачу от государственных расходов и налоговых преференций.

В заключение, система финансово-экономического регулирования в РФ развивается в направлении повышения прозрачности, усиления контроля и внедрения более точечных, адресных механизмов стимулирования, поскольку именно в условиях ограниченных ресурсов приоритетом становится не просто выделение средств, но их целевое и результативное использование.

Список использованной литературы

  1. Абалкин Л. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики // Вопросы экономики. 2007. № 6. С. 4–12.
  2. Архитектор макроэкономики (Джон Мейнард Кейнс и его макроэкономическая теория) / Пайда Г., Мамедов О., Адилова Ж. и др. Ростов-на-Дону, 2003. 272 с.
  3. Аткинсон Э.Б., Стиглиц Д.Э. Лекции по экономической теории государственного сектора: Пер. с англ. М., 1995. 451 с.
  4. Бачурин А. Экономическая и социальная политика государства по улучшению условий жизни // Экономист. 2009. № 8. 215 с.
  5. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (последняя редакция).

    [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/

  6. Гумбольдт В. Опыт установления пределов государственной деятельности. Санкт-Петербург, 1908. 614 с.
  7. Гэлбрейт Дж.К. Экономические теории и цели общества. М., 1979. 84 с.
  8. Детские пособия в 2026 году: новые размеры выплат. [Электронный ресурс]. URL: https://buhsoft.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
  9. Егоров В.Ф. Государственное регулирование торговли в регионах: Дис. д-ра экон. наук. С.-Пб, 2010. 135 с.
  10. Желтов А.М. Государственное регулирование экономики: Учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2004. 289 с.
  11. Инвестиционные налоговые льготы в России: законодательное регулирование // Cyberleninka.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
  12. Колтунов В.М. Институционализм (возрождение теории и ее прикладное значение).

    Нижний Новгород: ВВАГС, 2011. 214 с.

  13. Краткий экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. М.: Институт новой экономики, 2001. 278 с.
  14. Макконнел К.Р., Брю С.Л. Экономикс. Пер. с англ. Т.1. М.: Республика, 1992. 635 с.
  15. Меры поддержки фермеров в России в 2023–2024 гг. [Электронный ресурс]. URL: https://grainrus.com/ (дата обращения: 08.10.2025).
  16. На господдержку АПК РФ в 2024 году планируют выделить 558 млрд рублей. [Электронный ресурс]. URL: https://www.interfax.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
  17. Направления господдержки АПК в 2024 году. [Электронный ресурс]. URL: https://sfera.fm/ (дата обращения: 08.10.2025).
  18. Нарзыкулов В. Планирование развития в условиях рыночной экономики // Вопросы экономики. 2010. № 4. С. 54–55.
  19. Непомилуев В.М. Экономическая теория: Учеб.-практ. пособие. Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии гос. службы, 2009. С. 57–58.
  20. Объем поддержки промышленности в 2023-2024 годах составит 700 млрд рублей в год. [Электронный ресурс]. URL: https://invest-ustlab.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
  21. О государственном регулировании цен (тарифов) на товары (услуги) естественных монополий от 20 октября 2004. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
  22. Оценка влияния налоговых льгот на инвестиционную активность в особых экономических зонах Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://urfu.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
  23. Перечень мер федеральной государственной поддержки промышленных предприятий на 2024 год. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gosuslugi.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
  24. Перечень нормативно-правовых актов в области государственного регулирования цен (тарифов).

    [Электронный ресурс]. URL: https://tarifagent.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).

  25. Положение о государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/
  26. Понятие и структура налоговой льготы. [Электронный ресурс]. URL: https://nalogoved.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
  27. Постановление Правительства Российской Федерации от 05.12.2024 г. № 1724. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
  28. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.12.2024 г. № 1886. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
  29. Приоритеты бюджета РФ — безопасность общества и социальные обязательства, заявила Матвиенко. [Электронный ресурс]. URL: https://vmeste-rf.tv/ (дата обращения: 08.10.2025).
  30. Проект бюджета-2026: парламентские слушания. [Электронный ресурс]. URL: https://vmeste-rf.tv/ (дата обращения: 08.10.2025).
  31. Роль налогообложения в стимулировании инвестиционной деятельности в России. [Электронный ресурс]. URL: https://uprav-uchet.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
  32. Салахов С.В. Государственное регулирование экономики в рыночных условиях // Аграрная наука. 2008. № 9. С. 9–10.
  33. С 3 июня 2023 года скорректированы правила государственного регулирования цен на продукцию, поставляемую по гособоронзаказу. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
  34. Совершенствование системы государственного регулирования цен (тарифов).

    [Электронный ресурс]. URL: https://council.gov.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).

  35. Справочник инвестиционных налоговых льгот. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ibs.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
  36. Статья 6. Методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
  37. Субсидии в современном российском праве (понятие, признаки, виды) // Cyberleninka.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
  38. Субсидии, их виды и цели. [Электронный ресурс]. URL: https://www.audit-it.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
  39. Топ направлений АПК с господдержкой в 2024 году. [Электронный ресурс]. URL: https://svoefermerstvo.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
  40. Хансен Э. Экономические циклы и национальный доход. М., 1959. 561 с.