Введение
В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству.
Государственные структуры играют ведущую роль в современной экономике. Эта роль не ограничивается только покупками товаров и услуг. Государственный структуры устанавливают правовые основы, в рамках которых осуществляется экономическая деятельность, регулируют экономическую деятельность и предпринимают попытки стабилизировать экономический цикл.
В данной работе рассмотрены основные инструменты государственного регулирования рынка.
Актуальность темы и степень научной разработанности проблемы обозначили цель и задачи, которые заключаются в том чтобы определить назначение и роль таких основных средств государственного регулирования рынка как: цены, тарифы, льготы, субсиди и, компенсации.
Целью курсовой работы является рассмотрение основных инструментов государственного регулирования национального рынка.
Для этого в данном исследовании необходимо выполнить ряд задач:
1. Изучить субъекты и объекты государственного регулирования
2. Изучить инструменты и методы государственного регулирования
3. Рассмотреть сферы государственного регулирования
4. Исследовать роль цен и тарифов в регулировании национального рынка
5. Исследовать роль льгот, субсидий, компенсаций в регулировании национального рынка
Объектом исследования является государственное регулирование рынка.
Предметом исследование является процесс влияния цен, тарифов, льгот, компенсаций и субсидий на регулирование национального рынка.
Теоретической базой исследования послужили труды Дж. М. Кейнса, М. Фридмена, В. Леонтьева, Д. Гелбрейта, А. Маршалла, П. Самуэльсона, Д. Норта, а также нормативно-правовые документы российского законодательства, отражающие состояние и влияния основных инструментов государственного регулирования национального рынка.
Для исследования в работе были применены следующие научные методы: теоретический метод, методы анализа и синтеза
Фрагмент работы для ознакомления
Представляется, что ко второму сектору государственного регулирования экономики, помимо сферы услуг (третичный сектор по третьей классификации), должна отойти значительная часть финансового рынка.2. . Роль цен, тарифов, льгот, субсидий и компенсаций в регулировании рынка.2.1 Цены и тарифыЦены как инструмент государственного регулирования представляют собой индивидуальную, общественную и социальную категорию. Как индивидуальная категория цены влияют на спрос и предложения на отдельные товары или услуги. Как общественная категория цены призваны влиять на экономические процессы в стране в целом.Цены — это один из самых мощных механизмов государственного регулирования В ценовом механизме следует различать и выделять две взаимодействующиечасти. Это, с одной стороны, сами цены, их виды, структура, величина, динамика изменения, и, с другой стороны, — ценообразование как способ, правила установления, формирования новых цен и изменения действующих. Цены и ценообразование составляют в своем единстве ценовый механизм.Тариф – система ставок платы за различные производственные и непроизводственные услуги, предоставляемых предприятиям, организациям, учреждениям и населению.Тарифная система – совокупность нормативов, с помощью которых осуществляется организация заработной платы в масштабах общества, отрасли, территории, на отдельном предприятии.
Государственное финансовое регулирование инвестиций в России
... Этими же факторами определяются стабилизация экономики и эко-номический рост. Необходимость государственного регулирования инвестиций, цен и доходов вытекает из стратегической цели восстановления разрушенной «реформами» эконо-мики. ... потоков ино-странных инвестиций. В прошлое ушла альтернатива — государство или рынок. При этом государство не должно подменять рыночные механизмы, оно должно их ...
На основе тарифной системы оценивают размеры оплаты сложности, ответственности, условий труды рабочих, специалистов и служащих. Тарифная система состоит из тарифных ставок и надбавок к ним, тарифных сеток, схем должностных окладов, тарифно-квалификационных справочников.Тарифная ставка определяет размер оплаты труда рабочего в единицу времени при выполнении установленной нормы работ. Наиболее важное в тарифных ставках – законодательно установленный размер минимальной заработной платы, ниже которого платить запрещается. Тарифная ставка – шкала соотношений тарифной ставки каждого последующего разряда по отношению к предыдущему или к ставке первого разряда. Эти соотношения обозначаются как межразрядные, а между первым и последним разрядами – как диапазон тарифной сетки. Межразрядные отношения могут быть процентными и абсолютными, нарастающими и снижающимися. Их величина должна отражать оценку различий в квалификации по разрядам. Присвоение квалификационного разряда осуществляется с помощью характеристик того, работник должен знать и уметь, содержащихся по каждой профессии (должности) в тарифно-квалификационных справочниках, государством полностью регулируется только Единая тарифная сетка для отраслей бюджетной сферы, а также схемы оплаты государственных служащих[7.С.133].Тарифный коэффициент – коэффициент, применяемый в системе потарифной оплаты труда для более точного определения квалификационных качеств работника и оценки его труда.
Введенная в России в 1992 году Единая тарифная система (ЕТС) имела целью улучшить материальное положение и усилить стимулирующую роль заработной платы работников непроизводственной сферы – здравоохранения, образования, науки, культуры, социальной защиты населения и др. ЕТС содержит 18 тарифных разрядов по оплате труда. Государственное вмешательство в определение цен (тарифов) ограничено законом и его допустимость требует конституционно-правовой оценки. Конечная цель соответствующих запретов и ограничений может лежать в экономической или социальной сферах.Следовательно, свобода сторон соглашения по установлению цены все-таки имеет некоторые пределы. В законе могут быть предусмотрены случаи, когда применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления (абз. 2 п. 1 ст. 424 ГК РФ).
Денежно-кредитная система и денежно-кредитная политика государства
... способность денег определяются, прежде всего, размерами ВВП страны; государство может проводить активную денежно - кредитную политику путем воздействия на денежное предложение, тем самым оказывая ... и развитие хозяйственной деятельности, население может увеличить степень своего благосостояния, а государство выполнять возложенные на него задачи. Кредит - это экономическая категория, которая ...
В связи с этим следует проверить наличие у соответствующих органов полномочий по установлению и регулированию цен на кредитные услуги.Право на вмешательство государства в рыночную экономику имеет конституционно-правовую основу. Как указывают Е.И. Козлова и О.Е. Кутафин, государство в различных формах несет ответственность за наиболее важные стороны организации производства и распределения в стране в целом, в особенности за то, что в наибольшей степени затрагивает интересы населения. Такой инструмент государственного воздействия как регулирование цен позволяет смягчить последствия нестабильности в экономике или колебаний спроса на международном рынке, а также ограничить власть монополий (экономическая цель).Другой важнейшей целью социального государства является сглаживание социального неравенства, преодоление его крайних форм. Способы, применяемые государством для достижения этой цели, весьма различны. Один из них — ценовое регулирование — может способствовать обеспечению общедоступности наиболее важных благ и услуг либо, насколько это вообще возможно, компенсировать фактическое неравенство участников хозяйственного оборота, вступающих в материальный обмен (социальная цель).Конституция закрепляет за Российской Федерацией полномочие на установление основ ценовой политики (ст. 71).
Однако единый закон, посвященный основам ценовой политики, отсутствует до сих пор. Правительство в рамках реализации своих задач разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен.Государственное регулирование цен (тарифов) является одной из форм реализации единой политики цен. Следует, однако, помнить, что в условиях рыночной экономики и свободы экономической деятельности такое регулирование должно носить исключительный (ограниченный) характер. Гражданское законодательство провозглашает принцип недопустимости произвольного вмешательства кого-либо, в том числе государства, в частные дела и принцип свободы договора (ст. 1 и 421 ГК РФ).
Тем самым встает вопрос об определении случаев и степени вмешательства государства в гражданский оборот, в том числе посредством установления или регулирования цен (тарифов) [1.С.12].Понятие регулирования цен (тарифов) следует понимать широко, оно охватывает не только случаи определения конкретных ценовых ставок, но и установление любых запретов, ограничений или требований к их составу и способу определения. И.В. Ершова подразделяет способы регулирования цен на директивные и экономические. Способом директивного (прямого) регулирования цен является установление фиксированных цен, предельных (максимальных и минимальных) цен, базовых цен и предельных коэффициентов их изменения, предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, предельного уровня рентабельности, гарантированных цен. В качестве мер экономического (косвенного) регулирования ценообразования следует назвать бюджетные дотации, компенсации затрат производителям, льготное кредитование, налоговые льготы. Каждая такая мера позволяет снизить себестоимость выпускаемой продукции и, следовательно, уровень цен.В настоящее время регулирование цен (тарифов) осуществляется как на основании федеральных законов, так и указов Президента.
Роль цен, тарифов, льгот, субсидий и компенсаций в регулировании ...
... регулировании национального рынка; определение объектов государственного регулирование; исследовать роль цен, тарифов, льгот, субсидий и компенсаций в регулировании ... ограничивается только покупками товаров и услуг и осуществлением трансфертных платежей. Государственные ... рынка дают экономическое оправдание государственного регулирования: монопольная власть, внешние факторы и несовершенная информация. ...
Законом предусмотрено, например, государственное регулирование тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию, газ, лекарственные средства, жилищно-коммунальные услуги и др. В то же время во исполнение Указа Президента РФ от 28.02.1995 N 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» издано постановление Правительства РФ от 07.03.1995 N 239, содержащее более широкие по сравнению с законами перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) осуществляют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ.Содержащийся в постановлении N 239 перечень услуг не включает ни одну из банковский операций (услуг), таким образом, единственным источником регулирования цен (тарифов) на банковские услуги, остается Закон о банках и банковской деятельности. К содержащимся в нем элементам ценового регулирования можно отнести, разве что, запрет на одностороннее изменение кредитной организацией процентов или порядка их определения, а также банковских комиссий при кредитовании физических лиц и право на взимание вознаграждений за проведение банковских операций.
Закон не только не устанавливает цен (предельных цен) на банковские услуги, но и не предусматривает никаких иных требований к составу или структуре банковских тарифов.В зону внимания законодателя попадают прежде всего естественные монополии либо социально значимые товары и услуги. Банковские продукты не принадлежат ни к одной из этих товарных групп. Этим объясняется отсутствие ценового регулирования в банковской сфере.Государственное регулирование цен может осуществляться как на федеральном уровне — в этом случае госрегулирование цен на внутреннем рынке России осуществляют Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти, так и на региональном — в этом случае полномочия по госрегулированию цен и тарифов делегированы органам исполнительной власти субъектов РФ. Результатом этого регулирования может быть установление твердой (фиксированной) цены, предельного уровня цены, коэффициентов к цене, состава и структуры тарифа или иного способа. Рассмотрим примеры такого регулирования из других отраслей, которые обнаруживают сложную структуру тарифов.Федеральный закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги потребителям. Указанные тарифы включают ценовые ставки, а также надбавки для потребителей, которые учитываются при расчетах потребителей с организациями коммунального комплекса и устанавливается в целях финансирования инвестиционных программ этих организаций коммунального комплекса (п. 12-13 ст. 2).
Обратим внимание на принципы, заложенные законодателем в основу регулирования тарифов и надбавок: установление их на уровне, обеспечивающем финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных и инвестиционных программ, а также полное возмещение затрат*(336) (ч. 1 ст. 3).Так как государственное регулирование цены находит свое выражение в императивных нормах, субъекты гражданско-правовых отношений обязаны их применять. Согласно ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующими в момент его заключения. В противном случае сделка может быть признана ничтожной на основании ст. 168 ГК РФ.2.2 ЛьготыЛьготы – преимущества, дополнительные права, предоставляемые определенным категориям граждан или отельным организациям, предприятиям и регионам. Это также освобождение от установленных правил, обязанностей или облегчение условий их выполнения. Такие преимущества могут иметь форму полного или частичного освобождения от уплаты налогов (налоговые льготы), от внесения других обязательных платежей (например, бесплатный проезд в общественном транспорте) от выполнения общих для всех обязанностей и др.Адресные (именные) льготы предоставляются конкретным лицам или организациям по решению государственных органов.Налоговые льготы – предоставляемая отдельным категориям налогоплательщиков возможность уплачивать налог в меньшем (по сравнению с другими налогоплательщиками) размере.
Анализ МСФО 20. Учет государственных субсидий и раскрытие информации ...
... прибыль); - государственного участия в капитале организаций ; - государственных субсидий, специальные правила в отношении которых предусмотрены МСФО 41 «Сельское хозяйство». В МСФО 20 из сферы регулирования исключены определенные ... под низкий процент. МСФО 20 не определяет порядок учета в отношении прочих форм государственной помощи, поскольку получаемая организацией выгода не может быть обоснованно ...
Налоговые льготы устанавливаются в соответствии с действующим законодательством[4.С.78].Обзор взглядов авторитетнейших экономистов и финансистов на податные привилегии не оставляет налоговым льготам права на существование. Уже А. Смит своим принципом всеобщности подорвал основы сословного обложения — главной налоговой «льготы» того времени. И далее у классиков мы не встретим доброго слова о льготах. Как показывают публикации в области экономики и финансов, интерес к проблеме налогового стимулирования обнаруживает циклический характер, определяемый экономическими неурядицами. Продолжающийся современный кризис не исключение, и он сопровождается очередным бумом рекомендаций по оживлению экономики, среди которых чуть ли не главное место занимают меры в области налогов. Налоговые преференции ведут к снижению эффективности распределения ресурсов и необходимости повышения других налогов в целях компенсации суммы упущенного дохода. Более тяжелое налоговое бремя, которое приходится на отдельные сектора экономики, как правило, еще больше деформирует налоговую систему. Дифференциация налогового режима по секторам и видам предпринимательской деятельности ведет также к принятию широких мер по планированию и пересмотру деятельности предприятий таким образом, чтобы получить права на налоговые льготы.
Обоснованность стимулирующей роли налоговых льгот «общего рынка», оно может привести к географическому распределению предприятий, несовместимому с общенациональной политикой, и заставить предприятия принимать решения, ориентированные на налоги в большей степени, чем этого хотели бы власти». В России система налогообложения рассматривается органами государственного управления в принципе как инструмент политики стимулирования той или иной отрасли, сектора, социальной группы и т. д., а не как механизм, призванный получать средства с возможно минимальными искажениями.2.3. СубсидииСубсидии – вид пособия в денежной или натуральной форме, предоставляемого государством либо другим учреждением юридическим и физическим лицам. Субсидия не предполагает последующего возврата получателем. Государственная субсидия – целевое безвозвратное пособие в денежной или натуральной форме, предоставляемое за счет средств государственного бюджета либо специальных государственных фондов предприятиям, организациям, местным органам власти, а также отдельным лицам и другим государствам.Основная цель субсидий – поддержка малодоходных, но важных для национальной экономики отраслей, а также производств, находящихся в состоянии реконструкции либо кризиса. Субсидии активно используются в целях стабилизации уровня цен на товары первой необходимости и коммунальные услуги в условиях инфляции. Различают прямое и косвенное субсидирование.Прямые государственные субсидии направляются на финансирование капиталовложений в приоритетные отрасли экономики, прежде всего в капиталоемкие отрасли промышленности, в сельское хозяйство, на развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).Субсидии как одно из направлений финансовой помощи субъектам РФ становятся сейчас важнейшим инструментом в выстраивании механизма межбюджетных отношений. Межбюджетные отношения в Российской Федерации прошли долгий путь — сначала этап становления во второй половине 1990-х гг., а затем — этап дальнейшего совершенствования, начиная с Концепции реформирования межбюджетных отношений, принятой в 1998 г., и заканчивая новациями, заложенными в последних программных документах.В рамках проводимых в этот период реформ по разграничению полномочий, ответственности, расходных обязательств и доходных источников между уровнями публичной власти мы двигались от создания структуры межбюджетных отношений в современном ее представлении к выстраиванию и обеспечению эффективного функционирования системы в целом.Специфика современного этапа совершенствования межбюджетных отношений состоит в том, что впервые за долгий период мы переходим на стратегическое долгосрочное планирование в рамках «Программы-2020» и среднесрочное четырехлетнее планирование в рамках Основных направлений деятельности Правительства РФ до 2012 г., в которых определены главные цели, задачи и направления развития страны, а также указаны конкретные проекты в основных сферах социально-экономического развития, механизмы их реализации и индикаторы результата.Основные подходы к совершенствованию межбюджетных отношений прежде всего должны обеспечивать достижение стратегических целей и приоритетов развития страны, реализацию базовых программных документов в сфере региональной политики. Это означает, что совершенствование межбюджетных отношений должно быть направлено:
Межбюджетные отношения в России
... недостатков налоговой системы. Все эти задачи решаются с помощью механизма межбюджетного выравнивания. Основным инструментом механизма межбюджетного выравнивания (межбюджетных отношений) между ... социально-эконономического развития с целью сбалансированного экономического развития, не допускающего сильной межрегиональной социальной напряженности; стимулирование территориальных «налоговых усилия» ( ...
- на создание стимулов к улучшению социально-экономического развития территорий, к реализации институциональных реформ, определенных федеральным правительством как приоритет на ближайшие четыре года, с одновременным расширением самостоятельности и ответственности за эффективность деятельности;
- на сокращение межрегиональной и внутрирегиональной дифференциации в уровне и качестве жизни населения;
— на увеличение финансово-экономической обеспеченности региональных и местных бюджетов.Предоставление субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг является одной из мер социальной поддержки граждан РФ с низким уровнем доходов, которые в силу определенных причин не могут оплачивать жилищно-коммунальные услуги без серьезного ущерба для качества их жизни. Данная мера является особенно актуальной в настоящее время, в период реформирования жилищно-коммунального хозяйства страны и значительного повышения тарифов по оплате коммунальных услуг.2.4 КомпенсацииКомпенсация – возмещение потерь, понесенных убытков, расходов, возврат долга, вознаграждение.Компенсация за обесцененные деньги – денежная компенсация потерь реальной стоимости вкладов, которые понесли вкладчики вследствие инфляции.Компенсационные выплаты – выплаты, призванные компенсировать ранее понесенные потери, нанесенный ущерб. Они представляют собой денежное возмещение недополученного дохода, неиспользованного отпуска, затрат на переезд и др.
Совершенствование государственного регулирования рынка ипотечного ...
... данной работы является определить направления совершенствования государственного регулирования рынка ипотечного кредитования. Объектом исследования является государственное регулирование рынка ипотечного кредитования в РФ. Предметом ... структуре сделки требовали контроля и регулирования, отлаженной регистрационной системы. В связи с ослаблением этих государственных функций с закатом эпохи Древнего ...
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://ddmfo.ru/kursovaya/tsenyi-i-subsidii-v-obschestvennom-sektore/
1. Абалкин Л. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики // Вопросы экономики. 2007. № 6. С. 4–12.
2. Архитектор макроэкономики (Джон Мейнард Кейнс и его макроэкономическая теория) / Пайда Г., Мамедов О., Адилова Ж. и др. Ростов-на-Дону, 2003. — 272с.
3. Аткинсон Э.Б., Стиглиц Д.Э. Лекции по экономической теории государственного сектора: Пер. с англ. М., 1995. — 451с.
4. Бачурин А. Экономическая и социальная политика государства по улучшению условий жизни // Экономист. 2009. № 8.- 215с.
5. Гумбольдт В. Опыт установления пределов государственной деятельности. Санкт-Петербург, 1908. – 614с.
6. Гэлбрейт Дж.К. Экономические теории и цели общества. М., 1979.-84с.
7. Егоров В.Ф. Государственное регулирование торговли в регионах: Дис. д-ра экон. наук. С.-Пб, 2010.- 135с.
8. Желтов А.М. Государственное регулирование экономики: Учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2004. -289с.
9. Колтунов В.М. Институционализм (возрождение теории и ее прикладное значение).
Нижний Новгород: ВВАГС, 2011. -214с.
10. Краткий экономический словарь (Под ред. А.Н. Азрилияна).
М.: Институт новой экономики, 2001. -278с.
11. Макконнел К.Р., Брю С.Л. Экономикс. Пер. с англ. Т.1. – М.: Республика, 1992. -635с.
12. Нарзыкулов В. Планирование развития в условиях рыночной экономики // Вопросы экономики. 2010. № 4. С. 54–55.
13. Непомилуев В.М. Экономическая теория: Учеб.-практ. пособие. Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии гос. службы, 2009. С. 57–58.
14. Салахов С.В. Государственное регулирование экономики в рыночных условиях // Аграрная наука. 2008. № 9. С. 9–10.
15. Хансен Э. Экономические циклы и национальный доход. М., 1959. -561с.