С 12 октября 2021 года вступили в силу изменения, которые привели к существенному сокращению Перечня развивающихся стран – пользователей Единой системы тарифных преференций (ЕСТП) ЕАЭС: их число уменьшилось со 103 до 29 государств. Эта радикальная оптимизация подчеркивает стремление Союза актуализировать преференциальную политику и сфокусировать экономическую поддержку исключительно на тех странах, которые объективно в ней нуждаются, что является ключевым вызовом для современного таможенного регулирования.
Теоретико-правовые и экономические основы системы таможенных преференций
Таможенные преференции представляют собой краеугольный камень внешнеэкономической политики, позволяя государству или экономическому союзу гибко регулировать торговые потоки, одновременно реализуя принципы международной помощи и развития. В условиях функционирования Евразийского экономического союза (ЕАЭС) система преференций трансформировалась из национального инструмента в единый механизм, подчиненный наднациональному регулированию, что требует глубокого понимания как правовых, так и экономических аспектов.
Актуальность темы обусловлена не только непрерывным процессом совершенствования таможенно-тарифного регулирования, но и его критической значимостью для внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, особенно в контексте геополитической турбулентности и необходимости укрепления торговых связей с новыми партнерами. Практическая выгода здесь очевидна: эффективное использование преференций напрямую снижает себестоимость импортных товаров, повышая конкурентоспособность отечественного бизнеса.
Историко-правовой анализ системы таможенно-тарифного регулирования в РФ и ЕАЭС
Правовые основания для предоставления таможенных преференций в ЕАЭС закреплены в основополагающих документах Союза. В первую очередь, это Договор о Евразийском экономическом союзе (статьи 36 и 37), который устанавливает право стран-членов Союза на применение единых преференциальных режимов. Детализация, практическая реализация и администрирование этих режимов возложены на Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС), вступивший в силу в 2018 году, и ряд решений Евразийской экономической комиссии (ЕЭК).
Правовое регулирование системы государственных пособий гражданам, ...
... предмет и структура работы. Объектом настоящего исследования является система общественных отношений, возникающих в процессе правового регулирования предоставления государственных пособий гражданам, имеющим детей. Предметом ... 16.12.2022 N 2330. Такая унификация позволяет говорить о переходе от фрагментированной системы к единой адресной поддержке, что является важным этапом развития права ...
До создания Таможенного союза и ЕАЭС в Российской Федерации действовала собственная Национальная система преференций (НСП РФ), основанная на принципах, заложенных еще в Законе РФ «О таможенном тарифе» (1993 г.).
С момента формирования единой таможенной территории, национальные системы стали гармонизироваться, уступая место Единой системе тарифных преференций (ЕСТП) ЕАЭС.
ЕСТП ЕАЭС представляет собой унифицированный механизм, обеспечивающий единые условия применения льготных ставок пошлин на товары, происходящие из развивающихся стран (РС) и наименее развитых стран (НРС), что позволило устранить дискриминацию и создать равные условия для всех участников внешнеэкономической деятельности в рамках Союза.
Экономическая сущность и цели применения преференциальных режимов
Тарифные преференции — это не просто правовые исключения из общего режима налогообложения, это мощный инструмент экономической дипломатии и развития. Их экономическая сущность заключается в предоставлении односторонних торговых льгот, выражающихся в полном или частичном освобождении от уплаты ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа (ЕТТ) ЕАЭС.
Основными целями применения преференциальных режимов являются:
- Содействие развитию (Принцип ЮНКТАД): Главная цель, соответствующая принципам Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД, 1968 г.), — предоставление недискриминационного доступа на рынок ЕАЭС для товаров из РС и НРС, объективно нуждающихся в экономической поддержке. Это стимулирует их экспорт, валютные поступления и общее экономическое развитие.
- Стимулирование торговли: Для стран ЕАЭС преференции способствуют диверсификации импорта, снижению закупочных цен и повышению конкурентоспособности отдельных товарных групп на внутреннем рынке.
- Инструмент внешнеторговой политики: Предоставление преференций является механизмом мягкой силы, позволяющим ЕАЭС укреплять политические и экономические связи с развивающимися регионами, особенно в Азии, Африке и Латинской Америке.
Важно различать односторонние преференции (предоставляемые РС и НРС на недискриминационной основе в рамках ЕСТП ЕАЭС) и преференции в рамках соглашений о свободной торговле (ССТ). Последние носят двусторонний или многосторонний характер и являются взаимными. Например, ЕАЭС имеет ССТ с Вьетнамом и Сербией. В отличие от ЕСТП, где льготы могут быть аннулированы в одностороннем порядке, ССТ предполагают договорные обязательства и, как правило, ведут к полному обнулению пошлин на широкий спектр товаров при соблюдении более жестких правил определения страны происхождения. Каждая страна-член ЕАЭС, в зависимости от своей внешнеторговой стратегии, может иметь уникальные преференциальные режимы, не распространяющиеся на Союз в целом.
Механизм предоставления тарифных преференций: ставки, критерии происхождения и документационное обеспечение
Эффективность системы преференций напрямую зависит от четкости и прозрачности механизма ее применения. В ЕАЭС этот механизм строго регламентирован решениями ЕЭК, устанавливающими как размер льготы, так и критерии, по которым товар признается правомочным для ее получения.
Условия и размеры преференций: 0% и 75% ставки ЕТТ ЕАЭС
Размер предоставляемой преференции зависит от статуса страны-происхождения товара в Единой системе тарифных преференций ЕАЭС. Эта система дифференцирует льготы по двум категориям государств:
Категория страны | Статус в ЕСТП ЕАЭС | Размер ставки ввозной таможенной пошлины | Правовое обоснование |
---|---|---|---|
Наименее развитые страны (НРС) | Пользователи ЕСТП ЕАЭС (до 48 стран) | Нулевая ставка (0%) | Полное освобождение от уплаты пошлины. |
Развивающиеся страны (РС) | Пользователи ЕСТП ЕАЭС (до 29 стран) | 75% от базовой ставки ЕТТ ЕАЭС | Скидка в размере 25% от полной ставки. |
Таким образом, для товаров из НРС применяется наиболее либеральный режим, полностью устраняющий тарифные барьеры, что соответствует цели максимальной поддержки наименее развитых экономик. Товары из РС получают существенное, но не полное снижение пошлины.
Критерии достаточной переработки и либерализация для наименее развитых стран
Определение страны происхождения является краеугольным камнем для применения любого преференциального режима. В ЕАЭС эти правила утверждены Решением Совета ЕЭК от 14 июня 2018 г. № 60.
Товар признается происходящим из страны-пользователя ЕСТП, если он либо полностью получен или произведен в этой стране (например, добытое сырье, выращенный урожай), либо подвергнут достаточной переработке.
Критерий достаточной переработки применяется, когда в производстве товара использовались иностранные (непреференциальные) материалы. Этот критерий может быть выражен через изменение товарной позиции по ТН ВЭД, выполнение специфических производственных или технологических операций, или через адвалорную долю. В рамках ЕСТП ЕАЭС используется последний, наиболее распространенный критерий:
Адвалорный критерий достаточной переработки: Стоимость иностранных материалов или компонентов, использованных при производстве товара, не должна превышать определенный процент от стоимости готового товара на условиях «Франко-завод» (EXW).
Актуальные критерии адвалорной доли:
- Для развивающихся стран (РС): Стоимость иностранных материалов не должна превышать 50% от стоимости готового товара на условиях EXW.
- Для наименее развитых стран (НРС): Для НРС предусмотрен более мягкий режим. Согласно актуальным изменениям, с 1 января 2025 года доля иностранных материалов в стоимости товара может быть увеличена до 60%.
Эта плановая либерализация для НРС является важной мерой по стимулированию их участия в международной торговле. Увеличение допустимой доли импортных компонентов до 60% позволяет НРС более гибко использовать глобальные цепочки поставок, не лишаясь при этом преференциального доступа на рынок ЕАЭС. Не будет ли такой либеральный подход, однако, стимулировать транзит и минимальную переработку товаров из более развитых стран?
Порядок подтверждения происхождения товара: Сертификат формы «А»
Для подтверждения права на получение тарифных преференций декларант обязан предоставить таможенному органу документ, удостоверяющий происхождение товара.
Основным документом, подтверждающим происхождение товара в целях применения ЕСТП ЕАЭС, является Сертификат о происхождении товара формы «А».
Этот сертификат должен быть выдан уполномоченным органом страны-экспортера, которая является пользователем ЕСТП ЕАЭС. Сертификат формы «А» должен содержать все необходимые сведения: наименование и адрес экспортера и импортера, описание товара, критерии происхождения и обязательное заверение уполномоченным органом (печать и подпись).
Без надлежащим образом оформленного Сертификата формы «А» таможенный орган не вправе предоставить преференцию.
Актуализация Единой системы тарифных преференций ЕАЭС и ее последствия (Реформа 2021 года)
Внешняя торговая политика ЕАЭС не является статичной. В последние годы ЕСТП ЕАЭС претерпела одну из наиболее значимых трансформаций, направленную на повышение ее эффективности и соответствие реальному экономическому положению стран-пользователей. Кульминацией этого процесса стало Решение Совета ЕЭК от 05.03.2021 N 17, вступившее в силу 12 октября 2021 года.
Специфические критерии исключения развивающихся стран из перечня ЕСТП
Главной задачей реформы 2021 года стало исключение из системы тех стран, которые достигли достаточно высокого уровня экономического развития и перестали объективно нуждаться в односторонней помощи. ЕЭК утвердила четкие, измеримые критерии исключения, основанные на международных статистических данных.
Страна исключается из Перечня развивающихся стран (РС), если она достигла одного из двух пороговых значений в течение двух лет подряд:
- Пороговый критерий Всемирного банка (ВБ): Страна классифицируется Всемирным банком как государство с уровнем дохода «выше среднего» или «высоким». Этот показатель отражает общий экономический рост и благосостояние населения.
- Пороговый критерий ВТО (Доля в мировом экспорте): Доля страны в мировом экспорте товаров превышает 1% по данным Всемирной торговой организации (ВТО).
Этот показатель свидетельствует о высокой конкурентоспособности страны на мировых рынках.
Применение этих критериев позволило придать процессу исключения объективный и деполитизированный характер, приведя ЕСТП ЕАЭС в соответствие с мировой практикой, в частности, с аналогичными системами США и Европейского союза.
Анализ изменения состава стран-пользователей (РС: с 103 до 29; НРС: с 50 до 48)
Результаты реформы 2021 года оказались масштабными и глубоко повлияли на внешнеторговые отношения.
Сокращение перечня РС:
- До реформы: 103 развивающихся страны.
- После реформы (с 12.10.2021): 29 развивающихся стран.
- Исключено: 74 страны.
Среди наиболее значимых торговых партнеров, исключенных из Перечня РС, оказались такие государства, как Китайская Народная Республика (КНР), Республика Корея (РК), Социалистическая Республика Вьетнам (хотя с Вьетнамом действует ССТ, исключение из ЕСТП закрыло возможность применения преференций для товаров, не попадающих под ССТ), Бразилия, Индия, Турция и другие.
Сокращение перечня НРС:
- До реформы: 50 наименее развитых стран.
- После реформы: 48 наименее развитых стран.
- Исключено: 2 страны.
Сокращение перечня НРС было минимальным, что подтверждает неизменность стратегической цели ЕАЭС по оказанию максимальной поддержки самым бедным экономикам мира.
Экономический эффект оптимизации:
Исключение таких гигантов, как КНР, из преференциального списка означает, что импорт их товаров теперь облагается полной ставкой ЕТТ ЕАЭС. Это решение преследует несколько стратегических целей:
- Защита национальных производителей: Увеличение таможенной нагрузки на импорт из высококонкурентных экономик, таких как Китай, создает более благоприятные условия для развития внутреннего производства в странах ЕАЭС, особенно в чувствительных отраслях.
- Усиление фокуса помощи: Ресурсы, высвободившиеся за счет отказа в преференциях развитым странам, перенаправлены на поддержку торговли с действительно нуждающимися партнерами.
- Актуализация системы: Система стала более целевой и соответствует международным обязательствам, избегая предоставления льгот странам, которые уже являются мощными глобальными экспортерами.
Проблемы таможенного администрирования преференций и практика применения в РФ
Правовая конструкция системы преференций может быть идеальной, однако ее эффективность проверяется на практике таможенного администрирования. В России, как и в других странах ЕАЭС, возникают типичные проблемы, связанные с подтверждением происхождения товара и оперативностью принятия решений.
Ненадлежащее оформление сертификатов и право декларанта на восстановление преференций (ст. 31 ТК ЕАЭС)
Ключевым проблемным аспектом является ненадлежащее оформление Сертификата о происхождении товара (Форма «А»).
Таможенные органы часто отказывают в предоставлении преференции, если в сертификате обнаружены ошибки, такие как:
- Нечеткие оттиски печатей уполномоченного органа страны-экспортера.
- Недостаточно подробное или некорректное описание товара, не позволяющее однозначно соотнести его с кодом ТН ВЭД, указанным в декларации.
- Отсутствие или неверное указание критерия происхождения (например, «P» — полностью полученный, или «WO» — достаточная переработка).
В соответствии со статьей 31 ТК ЕАЭС, сертификат о происхождении товара не рассматривается в качестве документа о происхождении, если он оформлен с нарушениями требований.
Однако правовая система ЕАЭС предусматривает механизм защиты добросовестного импортера. В случае отказа в предоставлении преференций, декларант обязан выпустить товар с уплатой полных ставок пошлин, но при этом сохраняет право на восстановление тарифных преференций. Декларант может обратиться в таможенный орган с заявлением об уточнении сведений и представлении надлежаще оформленного сертификата в течение одного года с даты регистрации декларации на товары. После устранения ошибок и подтверждения происхождения, излишне уплаченные суммы таможенных пошлин подлежат возврату. Этот механизм является критически важным для снижения коммерческих рисков.
Временные меры ЕЭК (2022–2025) в условиях внешних вызовов и постконтроль
В условиях глобальных логистических сбоев, вызванных внешними экономическими и политическими вызовами, ЕЭК была вынуждена пойти на беспрецедентные меры для обеспечения непрерывности торговли и администрирования преференций.
Ключевым актом стало Решение Совета ЕЭК от 19 мая 2022 года № 85 (с изменениями, внесенными Решением № 120 от 20.10.2023), которое временно легализовало использование копий Сертификата о происхождении товара (Форма «А») для получения тарифных преференций.
Согласно этому решению:
- Декларанту разрешается представлять таможенному органу электронную или бумажную копию сертификата в момент регистрации декларации на товары.
- Это позволяет получить преференцию немедленно, не дожидаясь оригинала документа.
- Декларант принимает на себя обязательство предоставить оригинал сертификата на бумажном носителе в срок не позднее 6 месяцев с даты регистрации ДТ.
Эта мера, действующая, согласно актуальным данным, до 31 декабря 2025 года, существенно упростила логистику и снизила риски для импортеров, но одновременно усилила роль таможенного постконтроля, который теперь несет ответственность за проверку предоставления оригиналов в установленный срок.
Динамика и товарная структура импорта по преференциальным режимам в РФ (2020–2025 гг.)
Анализ статистики ФТС России показывает, что, несмотря на сокращение перечня стран-пользователей в 2021 году, преференциальный режим остается важным для определенных товарных групп.
По данным Федеральной таможенной службы за январь–май 2025 года, в товарной структуре импорта Российской Федерации наибольший удельный вес приходится на:
- Машины, оборудование и транспортные средства: 48,4% от общего объема импорта.
- Продукция химической промышленности.
- Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье.
Хотя приведенные данные отражают общую структуру импорта, они косвенно указывают на ключевые товарные группы, где преференциальный режим может быть наиболее востребован. Значительный объем импорта машин и оборудования предполагает, что в этих секторах существует спрос на комплектующие и готовую продукцию из оставшихся 29 РС и 48 НРС, позволяющий снизить их конечную стоимость на российском рынке. Реформа 2021 года временно снизила общий объем импорта по преференциальным ставкам из-за исключения КНР, однако ожидается, что со временем эффект будет скомпенсирован углублением торговых связей с новыми партнерами и более активным использованием ССТ.
Направления совершенствования Национальной системы преференций Российской Федерации в контексте ЕАЭС
Несмотря на унификацию в рамках ЕАЭС, страны-члены сохраняют определенную автономию в формировании своей внешнеторговой политики, а также имеют уникальные экономические интересы. В этом контексте актуальным становится вопрос о совершенствовании Национальной системы преференций (НСП) РФ, интегрированной в ЕСТП ЕАЭС.
Сравнительный анализ НСП РФ с системой тарифных преференций других стран-членов ЕАЭС
Полное сравнение систем преференций стран ЕАЭС (России, Казахстана, Беларуси, Армении, Кыргызстана) показывает, что в целом, они подчинены единым правилам, установленным ЕЭК. Однако могут существовать различия в применении специфических исключений или в деталях административной практики.
Ключевой аспект сравнения — перечни стран-пользователей. До 2021 года, когда каждая страна-член Союза могла иметь свои национальные особенности в перечнях стран, существовали дисбалансы. Реформа 2021 года устранила большинство этих различий, обеспечив единый перечень РС и НРС для всего Союза.
Однако различия могут проявляться в следующих областях:
- Национальные исключения: Каждая страна-член ЕАЭС имеет право на применение защитных мер или изъятий в отношении определенных товаров, что может косвенно влиять на фактическое применение преференций.
- Двусторонние ССТ: Наличие или отсутствие двусторонних соглашений о свободной торговле (вне рамок ЕАЭС) у отдельных стран-членов (например, ССТ с Ираном у России) создает уникальные преференциальные режимы, не распространяющиеся на Союз в целом.
Гармонизация НСП РФ в текущих условиях означает минимизацию таких национальных особенностей, которые могут создавать риски для единообразия таможенного администрирования на границах Союза, и это стратегически верный путь.
Рекомендации по гармонизации НСП РФ с нормами ВТО и оптимизации перечня стран-пользователей
Для повышения эффективности и устойчивости Национальной системы преференций РФ (как части ЕСТП ЕАЭС) необходимы следующие шаги, учитывающие как нормы ВТО, так и современные геополитические реалии:
1. Прозрачность и периодичность пересмотра перечней стран:
- Рекомендация: Закрепить в правовых актах ЕАЭС механизм автоматического ежегодного пересмотра перечней РС и НРС, основанный на обновленных данных ВБ и ВТО. Это обеспечит соблюдение принципа ВТО о том, что преференции должны предоставляться на временной основе до достижения страной порогового уровня развития.
- Обоснование: Несмотря на успешную реформу 2021 года, необходимо предотвратить накопление «задержавшихся» стран в списке.
2. Усиление контроля за происхождением товаров:
- Рекомендация: Стимулировать переход к цифровому обмену сертификатами происхождения (e-Certificates).
- Обоснование: Это минимизирует риски, связанные с ненадлежащим оформлением бумажных Сертификатов формы «А», что является основной проблемой администрирования.
3. Использование критерия либерализации (2025 г.) как инструмента политики:
- Рекомендация: Последовательно применять либерализованный критерий достаточной переработки (60% иностранных материалов для НРС с 2025 года) для углубления торговых связей с наименее развитыми партнерами, стимулируя их экспорт, в том числе, в части сложной продукции.
- Обоснование: Эта мера соответствует требованиям ВТО о специальном и дифференцированном подходе к НРС.
4. Стратегическое использование ССТ (ВТО-совместимый подход):
- Рекомендация: Вместо включения крупных, но не достигших пороговых значений стран в перечень РС, сфокусироваться на заключении с ними полномасштабных, взаимных соглашений о свободной торговле.
- Обоснование: ССТ, в отличие от односторонних преференций, являются взаимными и более устойчивыми с точки зрения ВТО, а также позволяют получить максимальные преференциальные условия (0% пошлины).
Выводы
Проведенное исследование подтверждает, что система таможенных преференций в Российской Федерации, интегрированная в правовую среду ЕАЭС, является сложным и динамично развивающимся инструментом внешнеэкономической политики. Следует признать, что способность системы быстро реагировать на экономические и геополитические изменения определяет ее ценность для внешней торговли.
Основные выводы исследования:
- Правовая база актуализирована: Актуальное правовое регулирование таможенных преференций (Договор о ЕАЭС, ТК ЕАЭС, Решения ЕЭК № 60, № 17, № 85/120) создает единую и четкую основу для предоставления льгот в виде ставок 0% (НРС) и 75% (РС).
- Механизм ужесточен и либерализован одновременно: Реформа 2021 года, основанная на объективных критериях Всемирного банка (доход «выше среднего») и ВТО (доля экспорта ≥ 1%), привела к исключению 74 стран, что повысило целевую направленность системы. Одновременно, система демонстрирует гибкость, вводя либерализацию критерия достаточной переработки для НРС до 60% с 2025 года.
- Администрирование требует внимания: Ключевыми проблемами остаются ненадлежащее оформление Сертификатов формы «А» и необходимость использования временных административных решений (Решение ЕЭК № 85/120), позволяющих работать с копиями сертификатов до конца 2025 года.
- Потребность в совершенствовании НСП РФ: Для достижения максимальной эффективности и гармонизации с международными стандартами ВТО, Российской Федерации необходимо активно участвовать в дальнейшей оптимизации ЕСТП ЕАЭС, фокусируясь на автоматизации пересмотра перечней стран и стратегическом использовании соглашений о свободной торговле как более устойчивого инструмента.
Научная новизна исследования заключается в систематизации и анализе новейших правовых и административных мер, принятых в 2021–2025 годах (реформа перечня стран, либерализация критериев происхождения, временные меры ЕЭК), которые были упущены в более ранних академических работах, а также в разработке рекомендаций по стратегическому совершенствованию Национальной системы преференций в условиях ЕАЭС.
Список использованной литературы
- Таможенный кодекс Российской Федерации: [введен в действие Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 18 июня 1993 г. № 5223-1]. Москва: Гос. Тамож. Ком. Рос. Федерации, 1993.
- О таможенном тарифе: Закон РФ от 21 мая 1993 г. // Российская газета. 1993. 5 июня. С. 13.
- Федеральная целевая программа развития таможенной службы: Постановление Правительства Российской Федерации от 1 сентября 1996 г. № 1052 // Российская газета. 1996. 2 октября. С. 4.
- Пресняков В. Ю. Государственное регулирование внешней торговли России в условиях перехода к рыночной экономике: проблемы и перспективы: монография. Москва: РИО РТА, 1997. 200 с.
- Таможенное право: учебник для вузов / под ред. Б. Н. Габричидзе. Москва: БЕК, 1995. 480 с.
- Основы таможенного дела: учебник для слушателей таможенной академии и студентов вузов / под ред. В. Г. Драганова. Москва: Экономика, 1998. 687 с.
- Козырин А. Н. Комментарий к Закону Российской Федерации «О таможенном тарифе». Москва: Легат, 1997. 277 с.
- Ершов А. Д. Определение страны происхождения товара. Санкт-Петербург: С.-Петербургский филиал РТА, 1996. 56 с.
- О правилах определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза. URL: https://alta.ru (дата обращения: 09.10.2025).
- Памятка о правилах определения происхождения товаров при импорте в Евразийский экономический союз. URL: https://cntd.ru (дата обращения: 09.10.2025).
- Правила определения происхождения товаров, ввозимых на территорию Евразийского экономического союза. URL: https://tpprf.ru (дата обращения: 09.10.2025).
- Влияние системы таможенно-тарифных льгот на торговлю и экономическое развитие стран ЕАЭС // НВ-Журнал. URL: https://nvjournal.ru (дата обращения: 09.10.2025).
- Система тарифных преференций в условиях Евразийского экономического союза: особенности применения и проблемы функционирования // Cyberleninka. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 09.10.2025).
- Тарифные преференции развивающимся и наименее развитым странам. URL: https://eaeunion.org (дата обращения: 09.10.2025).
- Перечни стран с тарифными преференциями ЕАЭС сокращены. URL: https://orlan.su (дата обращения: 09.10.2025).
- Тарифные преференции в ЕАЭС. URL: https://free-ved.com (дата обращения: 09.10.2025).
- Тарифные преференции при ввозе товаров из развивающихся и наименее развитых стран. URL: https://padatak.by (дата обращения: 09.10.2025).
- Обзор ключевых мер и решений ЕЭК. URL: https://eaeunion.org (дата обращения: 09.10.2025).
- Оптимизация системы тарифных преференций ЕАЭС в современных условиях. URL: https://rea.ru (дата обращения: 09.10.2025).
- Статья 36. Тарифные преференции в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран и (или) наименее развитых стран. URL: https://consultant.ru (дата обращения: 09.10.2025).
- ФТС представила данные таможенной статистики за пять месяцев. URL: https://osfts.ru (дата обращения: 09.10.2025).
- Федеральная таможенная служба России опубликовала данные об экспорте и импорте товаров за январь–июнь 2025 года. URL: https://lognews.ru (дата обращения: 09.10.2025).
- ЕАЭС совершенствует единую систему тарифных преференций. URL: https://eaeunion.org (дата обращения: 09.10.2025).
- Перечень развивающихся стран — пользователей тарифных преференций ЕАЭС будет значительно сокращен. URL: https://alta.ru (дата обращения: 09.10.2025).