Кредитная система Российской Федерации: теоретические основы, современное состояние и перспективы развития в условиях цифровой трансформации (2024-2025 гг.)

Курсовая работа

Введение

Начало 2025 года ознаменовалось продолжением фундаментальных сдвигов в российской экономике, характеризующихся, с одной стороны, ужесточением денежно-кредитной политики, направленной на сдерживание инфляции, а с другой — ускоренной цифровой трансформацией финансового сектора и глубокой структурной перестройкой внешнеэкономических связей. В этих условиях кредитная система, являющаяся кровеносной системой экономики, переживает период высокой волатильности и адаптации, что требует немедленного внимания.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена необходимостью комплексного анализа кредитной системы Российской Федерации в контексте этих макроэкономических вызовов. Недостаточно просто описать традиционные функции кредита; необходимо оценить, как принципы срочности, платности и возвратности трансформируются под воздействием финтех-инноваций и новых регуляторных мер.

Цель работы — провести исчерпывающий анализ теоретических основ кредита, изучить современную структуру кредитной системы РФ, оценить влияние макроэкономических факторов 2024–2025 гг. на ее динамику и выявить ключевые проблемы и стратегические перспективы развития до 2030 года.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

  1. Раскрыть сущность и функции кредита в условиях цифровой экономики.
  2. Проанализировать институциональную структуру кредитной системы РФ, включая роль небанковских финансовых институтов.
  3. Оценить влияние денежно-кредитной политики и геополитических факторов на динамику кредитного рынка.
  4. Выявить основные риски и проблемы, такие как закредитованность населения и качество кредитного портфеля.
  5. Изучить стратегические направления развития кредитной системы, определенные регулятором до 2030 года.

Работа построена на анализе актуальной нормативно-правовой базы (включая ФЗ № 202-ФЗ от 22.07.2024), статистических данных Центрального банка РФ и официальных стратегических документов.

16 стр., 7700 слов

Кредитная Система Государства: Структура, Функции, Эволюция и ...

... аспекта кредитной системы: функциональную и институциональную формы. Функциональная форма охватывает всю совокупность кредитных отношений, многообразие форм и методов предоставления и погашения кредитов, ... изменения в экономической среде. Роль и функции кредитной системы в экономике Общеэкономические функции кредитной системы Кредитная система выступает в роли одного из центральных регуляторов ...

Глава 1. Теоретические основы и цифровая эволюция кредита

1.1. Экономическая сущность, функции и принципы кредита: современная интерпретация

Кредит и финансы являются двумя фундаментальными экономическими категориями, которые, как показывает история, находятся в процессе непрерывной эволюции. В своей классической трактовке, кредит (от лат. creditum — ссуда, долг) представляет собой экономические отношения между кредитором и заемщиком по поводу передачи во временное пользование стоимости на условиях возвратности, платности и срочности.

Современная интерпретация сущности кредита базируется на его способности обеспечивать перераспределение временно свободных денежных средств из неиспользуемых источников в сферы, где они могут принести максимальный экономический эффект. Следовательно, кредит выступает не просто как технический инструмент, а как ключевой механизм ускорения экономического роста через оптимизацию использования капитала.

Ключевые принципы кредитования, формирующие его правовую и экономическую основу, остаются неизменными, но их реализация приобретает новые черты в условиях цифровых технологий:

Принцип Содержание Трансформация в ЦФТ-среде
Возвратность Обязательство заемщика вернуть сумму основного долга. Усиление за счет использования систем скоринга на базе Big Data и Цифрового профиля, позволяющих более точно оценивать кредитоспособность.
Срочность Ограничение срока, на который предоставляется ссуда. Высокая скорость принятия решений (мгновенные займы) и автоматическое управление сроками через смарт-контракты.
Платность Взимание платы за пользование средствами (проценты). Платность определяется ключевой ставкой ЦБ и макропруденциальными надбавками, дифференцирующими стоимость кредита в зависимости от уровня долговой нагрузки заемщика.
Целевой характер Использование средств на заранее оговоренные цели (характерно для ряда кредитов). Контроль за целевым использованием облегчается через прозрачные цифровые транзакции и интеграцию финансовых сервисов.
Обеспеченность Наличие гарантий возврата (залог, поручительство). Включает не только физический залог, но и цифровые активы, а также залог прав требования, закрепленных в цифровых реестрах.

Важно отметить, что в условиях жесткой денежно-кредитной политики 2024–2025 гг. принцип платности приобрел особое значение, поскольку повышение ключевой ставки (до 21% в конце 2024 года) прямо транслировалось в увеличение стоимости кредита, что стало основным инструментом ЦБ РФ для ограничения проинфляционного спроса. Стоимость ресурсов, вот что критически меняет подход банков к управлению рисками.

1.2. Цифровая трансформация кредитных отношений: инфраструктура и правовая основа

Цифровая трансформация кредитных отношений в России является одним из приоритетов Банка России и отражает глобальный тренд на интеграцию финтех-решений. Как отмечает регулятор, цифровые финансовые технологии (ЦФТ) выступают драйвером развития российского финансового бизнеса, трансформируя бизнес-модели банков, особенно в условиях санкционного давления.

Развитие инфраструктурных решений ЦБ РФ:

  1. Единая биометрическая система (ЕБС): ЕБС позволяет банкам проводить идентификацию клиентов удаленно. По итогам 2024 года количество образцов, зарегистрированных в банках, выросло более чем в два раза, достигнув 1,8 млн. Это критически важно для повышения доступности кредитных услуг в регионах и снижения операционных расходов банков.
  2. Система быстрых платежей (СБП): Хотя СБП напрямую не связана с выдачей кредитов, она кардинально снижает стоимость и скорость расчетов, что является основой для развития моментального кредитования (POS-кредитования).
  3. Цифровой профиль: Этот инструмент позволяет гражданам в электронном виде предоставлять финансовым организациям сведения о себе, хранящиеся в государственных информационных системах (СНИЛС, ИНН, данные о доходах).

    К концу 2024 года к Цифровому профилю было подключено 163 финансовые организации, что почти в 1,5 раза превышает показатель предыдущего года, с возможностью передачи 39 видов сведений. Продление эксперимента по использованию Цифрового профиля до конца 2025 года свидетельствует о его высокой значимости для упрощения и ускорения процедур кредитования.

Правовая основа цифровых активов:

Развитие технологий распределенного реестра (блокчейн) привело к формированию нового правового поля для кредитных отношений, не ограниченных традиционными деньгами. Федеральные законы (ФЗ № 259-ФЗ, ФЗ № 331-ФЗ) закрепили понятия:

  • Цифровые Финансовые Активы (ЦФА): Имущественные права, удостоверенные в блокчейне.
  • Утилитарные Цифровые Права (УЦП).
  • Гибридные Цифровые Права (ГЦП).

Эти изменения позволяют банкам и финансовым организациям использовать цифровые активы в качестве предмета залога или инструмента привлечения финансирования. На конец 2025 года Реестр операторов ЦФА-платформ Банка России насчитывал 18 участников, включая крупнейшие системно значимые банки, что подчеркивает интеграцию цифровых технологий в классическое кредитование. Разве не означает это, что мы стоим на пороге фундаментального сдвига в понятии обеспеченности кредита?

Глава 2. Структура, регулирование и динамика кредитного рынка Российской Федерации

2.1. Институциональная структура кредитной системы РФ: роль банков и небанковских финансовых институтов

Кредитная система Российской Федерации традиционно имеет двухуровневую структуру, закрепленную Федеральным законом «О банках и банковской деятельности»:

  1. Первый уровень (Мегарегулятор): Центральный банк Российской Федерации (Банк России).

    Он выполняет функции эмиссии, регулирования, надзора и проведения денежно-кредитной политики.

  2. Второй уровень (Операционный): Совокупность кредитных организаций (коммерческие банки, небанковские кредитные организации), филиалы иностранных банков, а также небанковские финансовые институты (НФИ).

Исторически российская финансовая система является банкоцентричной, где коммерческие банки выступают основными аккумуляторами ресурсов и главными кредиторами экономики. Однако в последние годы наблюдается рост значимости НФИ, хотя их доля в совокупных активах финансовой системы все еще меньше, чем у банков.

Современные тенденции в небанковском секторе (2024 год):

Институты Динамика активов (2024 г.) Роль в кредитной системе
Страховые компании Рост активов на 21% Предоставление инвестиционных услуг, долгосрочное фондирование.
Паевые инвестиционные фонды (ПИФ) Заметное увеличение чистых активов Привлечение частных инвестиций, формирование заемного капитала для корпоративного сектора.
Микрофинансовые организации (МФО) Продолжают занимать нишу высокорискового потребительского кредитования. Предоставление узкоспециализированных продуктов, непривлекательных для универсальных банков.
Операторы ЦФА-платформ 18 зарегистрированных операторов Новый сегмент, обеспечивающий финансирование через выпуск цифровых прав.

Крупнейшие банки активно реагируют на эту тенденцию, развивая концепцию «финансовых супермаркетов». Это означает создание дочерних небанковских структур (управляющих компаний, страховых компаний, брокеров), позволяющих предлагать клиентам комплексный набор финансовых услуг. Таким образом, несмотря на сохранение банкоцентричности, происходит институциональное размывание границ между банковским и небанковским секторами.

2.2. Правовое регулирование кредитных отношений: анализ новейших актов Банка России и федеральных законов

Кредитные отношения в РФ регулируются широким спектром нормативных актов, начиная с Гражданского кодекса РФ и заканчивая инструкциями ЦБ РФ. В 2024 году были внесены значимые изменения, направленные на повышение социальной справедливости и защиту уязвимых категорий граждан.

Ключевое изменение 2024 года: Социальные банковские счета и вклады

Одним из важнейших регуляторных нововведений стал Федеральный закон от 22.07.2024 № 202-ФЗ, который ввел в российское законодательство понятия социального банковского счета и социального банковского вклада. Этот закон призван обеспечить базовую доступность финансовых услуг для получателей мер социальной поддержки.

Основные положения ФЗ № 202-ФЗ:

  1. Социальный банковский счет: Предназначен для граждан — получателей мер социальной поддержки. Запрещено взимать комиссию за открытие, обслуживание счета, использование банковской карты и переводы денежных средств в пределах 20 000 рублей в месяц. Для системно значимых банков его применение становится обязательным с 1 июля 2025 года.
  2. Социальный банковский вклад: Имеет ограничение по максимальному размеру — 50 000 рублей. Предполагает особые условия по процентным ставкам, стимулирующие сбережение средств наименее обеспеченных слоев населения.

Данное нововведение отражает усиление социальной направленности регулирования и попытку ЦБ РФ балансировать между рыночными механизмами и необходимостью защиты населения от чрезмерной финансовой нагрузки и высоких комиссий. Это демонстрирует, что регулятор готов использовать административные инструменты для снижения социального напряжения, связанного с финансовой эксклюзией.

2.3. Макроэкономические факторы и динамика кредитования в 2024-2025 гг.

Динамика кредитного рынка РФ в 2024–2025 гг. определялась тремя ключевыми макроэкономическими факторами: жесткой денежно-кредитной политикой (ДКП), инфляционным давлением и структурными изменениями, вызванными геополитической трансформацией.

1. Жесткая ДКП и Инфляция:

Главной целью Банка России в этот период было обуздание высокой инфляции, которая имела проинфляционные риски, связанные с высоким внутренним спросом. Для перелома инфляционной тенденции ЦБ РФ дополнительно повысил ключевую ставку, которая достигла 21% к концу 2024 года.

Ужесточение ДКП оказывает непосредственное влияние на кредитование:

  • Торможение роста: Высокая ставка делает кредиты дорогими, ограничивая инвестиционный и потребительский спрос.
  • Приток ликвидности: При этом высокие ставки по депозитам (вкладам) стимулируют население сберегать, что является источником фондирования для банков.

2. Динамика кредитных портфелей (Июль–Август 2025 г.):

Данные ЦБ РФ за середину 2025 года указывают на смешанные сигналы:

  • Корпоративное кредитование: Прирост требований банков к компаниям составил 1,1% в июле 2025 года, ускорившись до 1,3% в августе (месяц к месяцу).

    Это ускорение, несмотря на высокую ставку, является проинфляционным сигналом, так как финансирует рост спроса.

  • Потребительское кредитование: Портфель потребительских кредитов после сокращения на 0,5% в июле, в августе почти не изменился. Это свидетельствует об эффективности макропруденциальных мер ЦБ, но общее оживление корпоративного кредитования создало общий проинфляционный фон.

3. Геополитическая трансформация и дедолларизация:

Санкционное давление вынудило финансовую систему РФ ускорить процесс дедолларизации и переориентацию внешнеторговых расчетов. Этот структурный сдвиг является ключевым фактором повышения устойчивости кредитной системы:

К концу 2024 года доля внешней торговли, осуществлявшейся в национальных валютах (рублях и валютах стран-партнеров), достигла почти 80% (в сравнении с 25% в 2020 году).

Страна/Объединение Доля расчетов в национальных валютах (2024 г.)
Китай (КНР) Более 95% (юани и рубли)
Страны ЕАЭС 93% (из них 75% в рублях)
Индия 90%

Эта трансформация снижает зависимость российской кредитной системы от западных валют и инфраструктуры, обеспечивая стабильность трансграничных расчетов и возможность для банков продолжать кредитование импорта и экспорта. Зачем же, в таком случае, некоторые аналитики продолжают говорить о высокой уязвимости банковского сектора?

Глава 3. Актуальные проблемы, риски и стратегические перспективы развития

3.1. Уровень закредитованности населения и качество кредитного портфеля

Проблема чрезмерной закредитованности граждан остается одним из центральных рисков для финансовой стабильности РФ.

Закредитованность населения:

К 1 июня 2024 года количество россиян, имеющих три и более кредита, увеличилось на 20% за год, достигнув критической отметки в 13,2 млн человек. На эту группу наиболее закредитованных заемщиков приходится около 50% общей задолженности по розничным кредитам.

Для противодействия этому риску Банк России активно применяет макропруденциальную политику, устанавливая надбавки к коэффициентам риска по ссудам, выдаваемым гражданам с высокой показателем долговой нагрузки (ПДН).

Эффективность макропруденциальной политики (2024 г.):

Применение жестких макропруденциальных надбавок привело к положительному эффекту: во втором полугодии 2024 года общее число заемщиков сократилось на 0,5 млн человек (впервые с 2022 года).

Это свидетельствует о том, что регулятор успешно дестимулировал банки выдавать ссуды высоко закредитованным гражданам. Средний показатель закредитованности по России (соотношение среднего долга к среднемесячному доходу) в 2024 году составил 13,9, снизившись на 0,5 процентных пункта за год, что является признаком стабилизации ситуации.

Качество кредитного портфеля:

В целом, по состоянию на май 2025 года, ЦБ РФ не видит значимого ухудшения качества кредитного портфеля банков. Однако кредитный риск находится в зоне особого внимания, что обусловлено высокой ключевой ставкой. Доля кредитов IV-V категорий риска (высокий риск невозврата) на апрель 2025 года составила 3,4% (незначительный рост с 3,3% в конце 2024 года).

Наибольшее ухудшение качества наблюдается в сегменте кредитования микропредприятий и малого и среднего предпринимательства (МСП), которые наиболее чувствительны к ужесточению ДКП и замедлению экономического роста.

3.2. Основные риски и структурные вызовы для кредитной системы

Помимо закредитованности населения, кредитная система РФ сталкивается с рядом структурных и операционных вызовов:

  1. Риск процентной ставки: Продолжительное сохранение ключевой ставки на высоком уровне увеличивает стоимость фондирования для банков и повышает вероятность дефолтов заемщиков, особенно корпоративных, чьи бизнес-модели не выдерживают высокой кредитной нагрузки.
  2. Структурный дефицит долгосрочного фондирования: Российская финансовая система по-прежнему испытывает нехватку «длинных» денег. Банки, опираясь преимущественно на краткосрочные вклады населения, вынуждены выдавать долгосрочные кредиты (особенно ипотечные) с высоким риском процентного несоответствия.
  3. Геополитическая неопределенность и операционный риск: Санкционные ограничения усложняют трансграничные расчеты, а киберриски возрастают. Банкам приходится инвестировать значительные средства в разработку новых платежных решений и усиление кибербезопасности.
  4. Слабость небанковского сектора: Недостаточное развитие небанковских институтов (венчурные фонды, пенсионные фонды, специализированные НКО) означает, что основная нагрузка по финансированию инвестиций и риска ложится на банки, что ограничивает возможности для диверсификации источников финансирования экономики.

3.3. Перспективы развития кредитной системы РФ до 2030 года

Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации до 2030 года, утвержденная в декабре 2022 года, определяет три ключевых направления, которые будут трансформировать кредитную систему:

1. Структурная трансформация и ориентация на внутренние источники:

Ключевой задачей является ускорение структурной трансформации экономики с опорой на внутренние источники финансирования инвестиций. Это означает снижение зависимости от внешних займов и стимулирование развития национального рынка капитала. Что из этого следует? Только устойчивое внутреннее фондирование обеспечит финансовый суверенитет страны.

2. Развитие рынка капитала как альтернатива банковскому кредиту:

Стратегия предполагает активное развитие долевого и венчурного финансирования. Цель — создать альтернативу традиционному банковскому кредиту для инновационных компаний и проектов. Развитие рынка ЦФА (18 операторов платформ) является частью этой стратегии, предоставляя компаниям новые инструменты для привлечения капитала.

3. Дальнейшая цифровизация и интеграция данных:

Цифровизация будет углубляться через:

  • Развитие Цифрового рубля (на этапе пилотирования) как нового инфраструктурного элемента, способного снизить транзакционные издержки.
  • Полная интеграция ЕБС и Цифрового профиля во все финансовые процессы, что позволит кредитным организациям принимать решения мгновенно и с минимальным риском ошибки.

4. Трансформация внешнеторговых расчетов:

Продолжится закрепление курса на переход к расчетам в национальных валютах. Достижение почти 80% доли расчетов в нацвалютах (на конец 2024 года) является фундаментом для построения устойчивой кредитно-расчетной системы, независимой от валют недружественных стран, и обеспечения бесперебойного кредитования внешнеэкономической деятельности. Именно этот сдвиг, по мнению экспертов, определяет долгосрочную жизнеспособность российской финансовой системы.

Заключение

Кредитная система Российской Федерации в 2024–2025 гг. продемонстрировала высокую устойчивость и способность к адаптации в условиях беспрецедентного ужесточения денежно-кредитной политики и глубокой геополитической трансформации.

Основные выводы по результатам анализа:

  1. Теоретические основы кредита сохраняют свою фундаментальную значимость (срочность, платность, возвратность), но их практическая реализация полностью интегрирована в цифровую среду. Активное использование ЕБС (1,8 млн зарегистрированных образцов) и Цифрового профиля (163 подключенные ФО) меняет процесс оценки кредитоспособности, делая его более быстрым и точным. Правовое закрепление ЦФА (18 операторов платформ) открывает новые горизонты для привлечения финансирования.
  2. Структура кредитной системы остается банкоцентричной, но роль небанковского сектора (особенно страховых компаний и ПИФов, показавших рост активов до 21% в 2024 году) возрастает. Регуляторная среда оперативно адаптируется к социальным вызовам, что подтверждается введением социального банковского счета/вклада (ФЗ № 202-ФЗ от 22.07.2024), который станет обязательным для системно значимых банков с 1 июля 2025 года.
  3. Динамика кредитного рынка находится под прямым контролем ключевой ставки, направленной на сдерживание инфляции. Наблюдавшиеся в середине 2025 года проинфляционные сигналы, выраженные в ускорении корпоративного кредитования (до 1,3% в августе), требуют повышенного внимания ЦБ. Внешнеэкономическая устойчивость обеспечивается почти полным завершением перехода на национальные валюты во внешнеторговых расчетах (около 80%).
  4. Ключевой проблемой остается высокий уровень закредитованности населения (13,2 млн человек с тремя и более кредитами).

    Однако макропруденциальная политика ЦБ показала свою эффективность, снизив общее число заемщиков на 0,5 млн человек во второй половине 2024 года. Качество кредитного портфеля в целом стабильно, хотя риск возрастает в сегменте МСП.

Практическая значимость работы заключается в том, что она предоставляет студентам и практикующим специалистам актуализированную картину кредитной системы РФ, которая выходит за рамки общих теоретических положений и фокусируется на новейших регуляторных актах, цифровых инновациях и макроэкономических сдвигах, определяющих финансовую политику России до 2030 года.

Список использованной литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1. (Ст. 329).

    Часть 2. (Ст. 819).

  2. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 15.02.2010, с изм. от 08.05.2010) «О банках и банковской деятельности».
  3. Федеральный закон от 22.07.2024 N 202-ФЗ.
  4. Базылев Н.И., Базылева М.Н. Экономическая теория: Учебник. – Минск: Книжный дом, 2004.
  5. Балабанов И.Т. Банковское дело: учебное пособие для вузов. – М.: Экзамен, 2002. С. 89–96.
  6. Банк России зафиксировал рост закредитованности населения // Финансы Mail.ru. 01.10.2024. URL: https://finance.mail.ru/news/2024-10-01/bank-rossii-zafiksiroval-rost-zakreditovannosti-naseleniya/.
  7. Белоглазова Л.П. Банковское дело: учебник. – М: Финансы и статистика, 2004. С. 425–426.
  8. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2006.
  9. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика / Общая ред. В.М. Гальперина. – СПБ: Экономическая школа, 2006. – 864 с.
  10. Дробозина Л.А. Общая теория финансов: учебник. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2005. С. 236–256.
  11. Калтырина А.В. Деятельность коммерческих банков: Учеб. пособие. – Рн/Д.: Феникс, 2004. С. 20–36.
  12. Кравцова Г.Ф., Цветков Н.И., Островская Т.И. Основы экономической теории (макроэкономика): Учебное пособие. – Хабаровск: ДВГУПС, 2001.
  13. Кредитная система и ее организация в России: структура, институты и роли // Сравни.ру. URL: https://www.sravni.ru/enciklopediya/info/kreditnaja-sistema-i-ee-organizacija-v-rossii/.
  14. Куликов Л.М. Экономическая теория: Учебник. – М.: Проспект, 2006 г.
  15. Курс экономической теории: Учебник / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. – 5-е изд., испр. и доп.
  16. НЕБАНКОВСКИЙ СЕКТОР КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ: СТРУКТУРА И ПАРАМЕТРЫ СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ // ResearchGate. URL: https://www.researchgate.net/publication/348271701_NEBANKOVSKIJ_SEKTOR_KREDITNOJ_SISTEMY_STRUKTURA_I_PARAMETRY_SOVREMENNOGO_RAZVITI.
  17. Основные направления развития финансовых технологий на период 2025–2027 годов. Банк России. URL: https://www.cbr.ru/Content/Document/File/164805/onrft_2025-2027.pdf (Дата публикации: 2024).
  18. Пещанская И.В. Организация деятельности коммерческого банка: учебник. – М.: ИНФРА – М, 2004. С. 101–120.
  19. РАЗВИТИЕ НЕБАНКОВСКИХ КРЕДИТНЫХ ИНСТИТУТОВ РОССИИ // Фундаментальные исследования (научный журнал).

    URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=45753.

  20. Сажина. Экономическая теория. Учебник, 2-е изд, перераб. и доп. – М.: Норма, 2006.
  21. Свиридов О.Ю. Деньги, кредит, банки: учебник. 3-е изд. – М.: Изд. центр МАРРТ, 2004. С. 123–186.
  22. Сидорович А.В. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001.
  23. Трошин А.Н. Финансы, денежное обращение и кредиты: Учеб. пособие. – Рн/Д.: Феникс, 2000. С. 109–123.
  24. Утверждена Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации до 2030 года: Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2022 N 4355-р // КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_435427/.
  25. Финансы и кредит: сравнительный анализ экономических категорий // Baikal Research Journal. 2024. URL: https://brj-bguep.ru/reader/article.aspx?id=30512.
  26. Цифровые финансовые технологии как драйвер развития российского финансового бизнеса // КиберЛенинка (Аудиторские ведомости, 2025).

    URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-finansovye-tehnologii-kak-drayver-razvitiya-rossiyskogo-finansovogo-biznesa/viewer.

  27. Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. А.С. Булатова. – М.: Экономистъ, 2004. – 896 с.
  28. Экономическая теория (Микроэкономика 1-2): Учебник, 3-е изд. / Под ред. Г.П. Журавлевой. – М.: ИД «Дашков и К», 2007.