Государственные займы в Российской Федерации: экономико-правовое содержание, механизм управления и современные тенденции (2020-2025 гг.)

Курсовая работа

Введение

Расходы федерального бюджета на обслуживание всех обязательств государственного долга Российской Федерации за I полугодие 2025 года составили 1,581 трлн рублей, что почти в полтора раза превышает показатель аналогичного периода 2024 года. Этот факт, отражающий беспрецедентный рост стоимости заимствований и обслуживания накопленных обязательств, подчеркивает критическую актуальность темы государственных займов в современной финансовой системе России. Прогноз Минфина России о том, что к 2026 году процентные платежи по долгу возрастут до 3,9 трлн рублей, а доля этих расходов в общем объеме трат федерального бюджета достигнет 8,8%, делает вопрос эффективного управления государственным долгом центральной проблемой финансовой политики. Возникает закономерный вопрос: насколько долго бюджет способен выдерживать такую нарастающую процентную нагрузку?

Актуальность исследования обусловлена необходимостью глубокого анализа трансформации финансовой политики государства, где внутренние заимствования (прежде всего ОФЗ) становятся ключевым инструментом финансирования растущего дефицита бюджета (прогноз на 2025 год — 5,737 трлн рублей).

Понимание правовых основ, экономического содержания и динамики этого процесса критически важно для оценки финансовой устойчивости государства.

Цель исследования заключается в деконструкции теоретико-правового механизма функционирования государственных займов в Российской Федерации и проведении комплексного анализа динамики, структуры и стоимости обслуживания государственного долга в период 2020–2025 гг. с учетом макроэкономических тенденций.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Раскрыть экономическое и правовое содержание категорий «государственный заем», «государственный кредит» и «государственный долг» на основе Бюджетного кодекса РФ (БК РФ).
  2. Проанализировать инструментарий и классификацию государственных заимствований, используемых Министерством финансов РФ.
  3. Описать организационно-правовой механизм управления государственным долгом, определив роли Минфина и ЦБ РФ.
  4. Представить и оценить статистическую динамику и структуру государственного долга РФ, включая внутреннюю и внешнюю задолженность, за период 2020–2025 гг.
  5. Выявить и проанализировать ключевые современные проблемы и тенденции в сфере заимствований, связанные с денежно-кредитной политикой (ДКП) и финансированием дефицита бюджета.

Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в процессе формирования и реализации государственной долговой политики Российской Федерации. Предметом исследования являются правовые нормы, экономические механизмы и статистические показатели, характеризующие государственные займы и управление государственным долгом в РФ.

7 стр., 3025 слов

Финансово-экономические инструменты государственного регулирования ...

... практики применения основных финансово-экономических инструментов государственного регулирования национального рынка ... прямого выделения средств из бюджета, а обеспечивает снижение фискальной ... исследование, начинающееся с теоретико-правовой базы и переходящее к анализу конкретных эмпирических кейсов и перспектив развития. Теоретико-правовые основы и понятийно-категориальный аппарат Государственное ...

Методология исследования основана на сочетании общенаучных и специальных методов:

  • Нормативно-правовой анализ — для изучения положений Бюджетного кодекса РФ и профильных Федеральных законов.
  • Статистический анализ — для обработки данных Минфина и Счетной палаты (динамика, структура долга).
  • Сравнительный и факторный анализ — для оценки влияния макроэкономических факторов (ДКП, дефицит бюджета) на стоимость заимствований.

Теоретико-правовые основы функционирования государственных займов в Российской Федерации

Экономическое содержание и функции государственного кредита и займа

Государственный заем и государственный кредит — это не просто финансовые операции, а важнейшие экономические категории, отражающие специфическую форму перераспределения временно свободных денежных средств в экономике, что определяет их влияние на общий инвестиционный климат.

Государственный кредит в широком смысле представляет собой совокупность экономических отношений, связанных с привлечением государством (или муниципальными образованиями) денежных средств физических и юридических лиц, а также иностранных государств и международных финансовых организаций, на условиях возвратности, срочности, возмездности и добровольности. Его место в системе государственных финансов двойственно: с одной стороны, он выступает методом мобилизации финансовых ресурсов для покрытия государственных расходов (фискальная функция), с другой — является инструментом регулирования денежного обращения и инвестиционного климата (регулирующая функция).

Государственный заем — это конкретная форма реализации отношений государственного кредита, которая оформляется выпуском государственных ценных бумаг (облигаций) или заключением кредитных соглашений.

Классические экономические теории предлагают различные взгляды на роль государственного долга:

  • Классическая школа (Адам Смит, Давид Рикардо) рассматривала госдолг как потенциально опасное явление, приводящее к инфляции и вытеснению частных инвестиций (так называемый «эффект вытеснения»).
  • Кейнсианство (Дж. М. Кейнс) напротив, считает заимствования оправданным и необходимым инструментом для стимулирования совокупного спроса и вывода экономики из рецессии, особенно в периоды низких процентных ставок.

Современная российская практика, особенно в условиях возросшего дефицита бюджета, тяготеет к кейнсианскому подходу, используя государственные займы как основной механизм финансирования внеплановых и стратегических расходов, что гарантирует своевременную реализацию социальных обязательств и оборонных программ.

Правовое регулирование государственных заимствований (на основе БК РФ)

Правовая основа государственных заимствований в Российской Федерации закреплена в Бюджетном кодексе РФ (БК РФ), прежде всего в Главе 14 («Государственный (муниципальный) долг») и Статье 6, содержащей ключевые определения. Строгая регламентация гарантирует прозрачность, целевое использование средств и исполнимость обязательств.

Согласно Статье 6 БК РФ:

  • Государственное заимствование Российской Федерации определяется как передача в собственность РФ денежных средств, которые РФ обязуется возвратить в той же сумме с уплатой процента (платы) на сумму займа.
  • Государственный долг Российской Федерации — это совокупность долговых обязательств РФ, возникающих в результате государственных заимствований.

БК РФ четко разграничивает долговые обязательства:

  1. Государственный долг (долговые обязательства РФ, субъектов РФ).
  2. Муниципальный долг (долговые обязательства муниципальных образований).

Ключевым инструментом, часто путаемым с коммерческим займом, является бюджетный кредит. Статья 6 БК РФ определяет его как денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету (например, из федерального бюджета — бюджету субъекта), юридическому лицу или иностранному государству на возвратной и возмездной основах. В отличие от государственных займов, которые формируют рыночный долг, бюджетные кредиты — это внутрисистемные или межгосударственные отношения, регулируемые Статьей 93.2 БК РФ, которая требует обязательного установления целей, условий и порядка их предоставления при утверждении бюджета.

Правовое регулирование также устанавливает принцип ограниченной ответственности (Статья 102 БК РФ): Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований, если только эти обязательства не были гарантированы самой РФ, что обеспечивает финансовую дисциплину и предотвращает «эффект домино» при дефолте региональных или муниципальных заемщиков.

Формы, инструменты и классификация государственных заимствований РФ

Классификация государственных заимствований осуществляется по нескольким критериям, ключевым из которых является их принадлежность к внутреннему или внешнему рынку.

Внутренние государственные заимствования преобладают в структуре российского госдолга (как показано в следующем разделе) и осуществляются в валюте Российской Федерации. Основным инструментом здесь выступают Облигации федерального займа (ОФЗ).

Тип ОФЗ Полное название Характеристика и роль
ОФЗ-ПД С постоянным купонным доходом Наиболее распространенный вид. Купонная ставка фиксируется на весь срок обращения, что делает их привлекательными в периоды ожидаемого снижения процентных ставок.
ОФЗ-ПК С переменным купонным доходом (флоатеры) Размер купона привязан к ставке RUONIA (средневзвешенная ставка однодневных межбанковских кредитов), что позволяет защитить инвесторов от роста ключевой ставки. Активно используются Минфином в условиях высокой волатильности ДКП.
ОФЗ-ИН С индексируемым номиналом Номинал облигации индексируется на размер инфляции. Защищают инвесторов от инфляционных рисков, имеют низкий купон.
ОФЗ-Н Для физических лиц Необращаемые облигации, доступные только населению. Призваны стимулировать внутренний инвестиционный спрос.

Внешние государственные заимствования осуществляются в иностранной валюте, чаще всего через выпуск еврооблигаций или получение кредитов от международных финансовых организаций (что в современных условиях является ограниченным каналом).

Важной формой заимствования, особенно на региональном уровне, являются Бюджетные кредиты. В период 2023-2025 годов особое значение приобрели инфраструктурные бюджетные кредиты (ИБК), направленные на финансирование крупных проектов в регионах. Общий объем ИБК, выделенных в рамках федеральных программ, составил 1 трлн рублей (на 2021-2025 годы), что является мощным инструментом стимулирования регионального развития при минимальной долговой нагрузке.

Программа государственных внутренних заимствований РФ (Статья 104 БК РФ) — это ежегодно утверждаемый Федеральным законом о бюджете перечень заимствований, который определяет общий объем привлеченных средств, направляемых на покрытие дефицита бюджета и рефинансирование существующего долга. Так, согласно поправкам Минфина, объем размещения ОФЗ в 2025 году был увеличен с 4,781 трлн до 6,981 трлн рублей, что свидетельствует о существенном наращивании долговой нагрузки для покрытия растущих расходов.

Механизм управления государственным долгом и анализ его динамики в РФ

Организационно-правовой механизм управления государственным долгом

Эффективное управление государственным долгом — это не только процесс заимствования, но и комплексная деятельность, направленная на поддержание финансовой устойчивости государства. Статья 101 БК РФ определяет, что управление государственным долгом РФ осуществляется Правительством РФ либо уполномоченным им Министерством финансов РФ.

Ключевые цели управления государственным долгом:

  1. Обеспечение потребностей публично-правового образования в заемном финансировании.
  2. Своевременное и полное исполнение долговых обязательств.
  3. Минимизация расходов на обслуживание долга (через выбор оптимальной структуры и сроков).
  4. Поддержание объема и структуры долга на безопасном уровне (долговая устойчивость).

Ключевые функции Минфина РФ:

  • Ведение Государственной долговой книги Российской Федерации (Статья 121 БК РФ).

    Этот реестр является частью единой системы учета и регистрации заимствований, фиксируя информацию о всех долговых обязательствах РФ, включая условия выпуска ценных бумаг, кредитные соглашения и гарантии.

  • Разработка и реализация Программы государственных заимствований (внутренних и внешних).
  • Проведение аукционов по размещению ОФЗ на первичном рынке.

Особую роль в механизме управления играет Центральный банк РФ. ЦБ РФ выполняет функции генерального агента по обслуживанию государственного долга. Это означает, что он осуществляет техническое сопровождение выпуска, размещения, обращения и погашения государственных ценных бумаг, а также производит выплату доходов по ним. Важно, что эти функции выполняются ЦБ РФ безвозмездно, что оптимизирует административные расходы государства на управление долгом, однако не снимает с него ответственности за влияние денежно-кредитной политики на стоимость заимствований.

Динамика и структура государственного долга Российской Федерации (2020-2025 гг.)

Российский государственный долг в последние годы демонстрирует устойчивый рост, что является прямым следствием необходимости покрытия дефицита бюджета и реализации масштабных социальных и оборонных программ.

Общая динамика государственного долга РФ, 2020–2025 гг. (млрд руб.)

Показатель 2020 г. 2023 г. Прогноз 2025 г. Факт (сер. 2025 г.)
Объем госдолга (млрд руб.) 20 398,6 25 883,9 29 939,5 30 500,0
Доля в ВВП (%) 19,1% 20,8% ~22,0% ~23,0%

Источник: Минфин России, Счетная палата РФ, оценки на основе пересмотренных бюджетов.

Как видно из таблицы, общий объем государственного долга вырос с 20,4 трлн рублей в 2020 году до 30,5 трлн рублей к середине 2025 года. Несмотря на значительный номинальный рост, относительный уровень долга (в % к ВВП) остается умеренным по международным стандартам, что свидетельствует о сохранении запаса финансовой прочности.

Структура государственного долга

Ключевой особенностью структуры российского долга является доминирование внутреннего долга. На 31 июля 2024 года рублевый долг в ОФЗ составлял около 20,6 трлн рублей, формируя основу совокупного рыночного долга.

Компонент долга Объем (сер. 2025 г., оценка) Доля в общем долге Основной инструмент
Внутренний долг ~26,0 трлн руб. ~85% Облигации федерального займа (ОФЗ)
Внешний долг ~$53,346 млрд (на 01.10.2024) ~15% Еврооблигации, кредиты МФО/государств

Внешний государственный долг, в отличие от внутреннего, демонстрирует тенденцию к снижению в абсолютном выражении, что является следствием геополитических рисков и политики «дедолларизации» обязательств. Тем не менее, он остается значимым, где наибольшую долю занимает задолженность по внешним облигационным займам.

Преобладание внутреннего долга в национальной валюте существенно снижает валютные риски и зависимость от внешних кредиторов, что является критически важным фактором финансовой безопасности в условиях санкционного давления.

Анализ стоимости обслуживания государственного долга

Стоимость обслуживания долга (процентные платежи) — это критический показатель эффективности долговой политики. Его динамика напрямую отражает конъюнктуру финансового рынка и, главное, уровень ключевой ставки Банка России.

Расходы федерального бюджета на обслуживание госдолга за последние годы резко возросли:

  • 2021 год: 1,08 трлн рублей.
  • 2024 год (оценка): 2,5–2,6 трлн рублей.
  • I полугодие 2025 года (факт): 1,581 трлн рублей.
  • Прогноз на весь 2025 год: 3,2 трлн рублей.
  • Прогноз на 2026 год: 3,9 трлн рублей.

Резкий рост стоимости обслуживания долга в 2025–2026 годах объясняется несколькими факторами, которые могут быть проанализированы методом цепных подстановок:

  1. Рост объема долга (V): Увеличение номинального объема заимствований (рост с 20,4 трлн до 30,5 трлн рублей).
  2. Рост средней ставки заимствования (R): Ужесточение ДКП Банка России приводит к тому, что новые выпуски ОФЗ размещаются по более высокой доходности.

Условный пример факторного анализа изменения расходов на обслуживание долга (СОД):

Пусть формула для расчета расходов на обслуживание долга:
СОД = V × R

Показатель 2024 г. (База) 2025 г. (Отчет)
Объем долга (V) 25 000 млрд руб. 30 000 млрд руб.
Средняя ставка (R) 10% 12%
СОД (V × R) 2 500 млрд руб. 3 600 млрд руб.

Влияние факторов:

  1. Влияние роста объема долга (ΔV):
    ΔV = (Vотч - Vбаз) × Rбаз
    ΔV = (30 000 - 25 000) × 0,10 = 500 млрд руб.
  2. Влияние роста ставки заимствования (ΔR):
    ΔR = Vотч × (Rотч - Rбаз)
    ΔR = 30 000 × (0,12 - 0,10) = 600 млрд руб.

Общее изменение: 500 + 600 = 1 100 млрд руб.

Вывод: Факторный анализ показывает, что не только номинальный рост долга, но и повышение процентных ставок (стоимости обслуживания) оказывает сопоставимое, а иногда и более сильное влияние на расходы бюджета. Прогнозируемый рост доли расходов на обслуживание госдолга до 8,8% в общем объеме трат к 2026 году говорит о снижении бюджетной маневренности и перераспределении средств от социальных и инвестиционных программ к процентным платежам.

Современные проблемы и макроэкономические тенденции в сфере государственных займов (2025-2026 гг.)

Влияние денежно-кредитной политики ЦБ РФ на рынок государственных заимствований

Рынок государственных заимствований (ОФЗ) в России находится под прямым и сильным влиянием денежно-кредитной политики (ДКП) Центрального банка РФ.

Проблема ужесточения ДКП: В 2024-2025 годах ЦБ РФ проводил политику высоких процентных ставок для борьбы с инфляцией. Высокая ключевая ставка (в условиях высокой инфляции) транслируется в высокие ставки доходности по новым выпускам ОФЗ. Это создает серьезную проблему для Минфина:

  1. Увеличение стоимости заимствований: Чтобы привлечь инвесторов, Минфин вынужден предлагать доходность выше или на уровне ключевой ставки, что немедленно увеличивает будущие расходы на обслуживание долга (как показано в предыдущем разделе).
  2. Риски рефинансирования: При необходимости рефинансирования старых, низкодоходных облигаций новыми, высокодоходными выпусками, бюджет несет дополнительные расходы.
  3. Нестабильность спроса: В условиях неопределенности ДКП Минфин вынужден активно использовать ОФЗ-ПК (флоатеры), привязанные к плавающим ставкам. Это позволяет привлечь средства сейчас, но переносит риск роста процентных расходов на будущие периоды.

Ужесточение ДКП, необходимое для макроэкономической стабильности, вступает в прямой конфликт с фискальной политикой, требующей дешевых и стабильных источников финансирования дефицита. Разве не должны два ключевых финансовых ведомства страны работать в более тесной координации для снижения издержек для бюджета?

Роль внутренних заимствований в финансировании дефицита федерального бюджета (2025-2026 гг.)

Ключевая тенденция 2025-2026 годов — переход к преимущественному финансированию дефицита федерального бюджета за счет внутренних государственных заимствований.

Прогноз дефицита федерального бюджета был увеличен:

  • 2025 год: 5,737 трлн рублей (2,6% ВВП).
  • 2026 год: 3,786 трлн рублей (около 1,6% ВВП).

Основным источником покрытия этого дефицита является увеличение объема размещения ОФЗ. Пересмотренный план Минфина РФ предполагает увеличение чистого привлечения средств от размещения ОФЗ (за вычетом погашений) до 5,565 трлн рублей в 2025 году.

Таким образом, внутренние заимствования превратились из инструмента краткосрочного покрытия кассовых разрывов в системообразующий механизм финансирования структурного дефицита. Этот механизм имеет как преимущества (независимость от внешних рынков, стимулирование внутреннего финансового рынка), так и риски (увеличение долговой нагрузки на будущие бюджеты, риск «эффекта вытеснения» частных инвестиций).

Развитие рынка ОФЗ и вовлечение частных инвесторов

Важной тенденцией последних лет стало активное вовлечение частных инвесторов (населения) в рынок государственных облигаций.

Спрос населения на ОФЗ:

  • На конец 2023 года: 4% от общего объема ОФЗ находилось в собственности населения.
  • В 2023 году: Частные инвесторы вложили в облигации на Московской бирже 715 млрд рублей, из которых 28% пришлось на ОФЗ и региональные облигации.

Этот рост объясняется несколькими факторами:

  1. Поиск надежных инструментов: В условиях геополитической нестабильности ОФЗ воспринимаются как наиболее надежный инструмент сбережения с фиксированной доходностью.
  2. Рост финансовой грамотности: Развитие ИИС (индивидуальных инвестиционных счетов) и цифровых платформ упростило доступ населения к биржевым инструментам.
  3. Привлекательная доходность: Высокая ключевая ставка временно сделала доходность ОФЗ очень конкурентоспособной по сравнению с банковскими депозитами.

Увеличение доли населения в структуре госдолга является позитивным фактором, поскольку это диверсифицирует базу инвесторов и снижает зависимость от крупнейших держателей (банков, доля которых составляет около 59%).

Однако такая тенденция требует от регулятора (Минфина и ЦБ) обеспечения высокой прозрачности рынка и защиты прав розничных инвесторов. Именно вовлечение широкой базы частных инвесторов обеспечивает устойчивость государственного долга в долгосрочной перспективе, поскольку снижает риск крупных единовременных погашений.

Заключение

Проведенный анализ подтверждает, что государственные займы в Российской Федерации являются ключевым, динамично развивающимся институтом государственных финансов, играющим стратегическую роль в обеспечении финансовой устойчивости и финансировании бюджетных расходов.

Основные выводы по результатам исследования:

  1. Теоретико-правовые основы строго регламентированы: Бюджетный кодекс РФ (Статья 6, Глава 14) четко определяет государственный заем как возвратный и возмездный инструмент привлечения средств, отличая его от бюджетного кредита. Правовой механизм, реализуемый Минфином и ЦБ РФ (как генеральным агентом), обеспечивает высокую степень прозрачности и надежности долговых обязательств.
  2. Наращивание долга и доминирование ОФЗ: В период 2020–2025 гг. наблюдается устойчивый рост государственного долга РФ, который к середине 2025 года достиг 30,5 трлн рублей. Структура долга характеризуется подавляющим преобладанием внутренних заимствований (около 85%), основным инструментом которых являются Облигации федерального займа (ОФЗ).
  3. Критический рост стоимости обслуживания: Главной проблемой является резкий рост расходов федерального бюджета на обслуживание госдолга, который за I полугодие 2025 года составил 1,581 трлн рублей, а к 2026 году прогнозируется на уровне 3,9 трлн рублей. Этот рост обусловлен как увеличением номинального объема долга, так и необходимостью размещения новых ОФЗ под более высокие процентные ставки в условиях жесткой ДКП ЦБ РФ.
  4. Связь ДКП и фискальной политики: В 2025–2026 годах наблюдается прямое противодействие между необходимостью покрытия растущего дефицита бюджета (прогноз 5,737 трлн рублей в 2025 г.) за счет увеличения размещения ОФЗ (до 6,981 трлн руб.) и высокими процентными ставками, что ведет к удорожанию финансирования.
  5. Тенденция вовлечения населения: Отмечен рост спроса на ОФЗ со стороны частных инвесторов (доля в 4% от общего объема), что диверсифицирует базу инвесторов и повышает устойчивость внутреннего финансового рынка.

Рекомендации по оптимизации механизма управления государственным долгом:

В условиях прогнозируемого увеличения расходов на обслуживание долга и сохраняющейся высокой стоимости заимствований, органам управления (Минфину РФ) рекомендуется:

  1. Приоритизация долгосрочных ОФЗ-ПД: В среднесрочной перспективе, когда ожидается смягчение ДКП, Минфину следует стремиться к увеличению доли ОФЗ с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) с длительным сроком погашения. Это позволит «зафиксировать» стоимость обслуживания до начала снижения ключевой ставки, минимизируя риски, связанные с рефинансированием в будущих периодах.
  2. Активное использование «антиинфляционных» инструментов: Необходимо увеличить долю ОФЗ-ИН (с индексируемым номиналом) в структуре заимствований. Это позволит Минфину привлечь инвесторов, защищенных от инфляции, и, возможно, снизить непосредственную купонную ставку, что положительно скажется на текущих расходах бюджета.
  3. Согласование долговой и ДКП: Требуется усиление координации между Минфином и ЦБ РФ для оптимизации графика размещения ОФЗ. Размещение крупных объемов должно происходить в периоды, когда рыночная конъюнктура (ожидания по ключевой ставке) наиболее благоприятна, чтобы предотвратить дальнейшее резкое удорожание заимствований.
  4. Развитие региональных заимствований: Продолжить практику предоставления целевых, льготных бюджетных кредитов (например, ИБК), чтобы снизить потребность субъектов РФ в коммерческих заимствованиях, что в итоге укрепляет общую финансовую устойчивость бюджетной системы.

Список использованной литературы

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

    [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

  2. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» от 05.12.2022 N 466-ФЗ. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  3. Информация Минфина России от 28 сентября 2023 г. «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов». [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/ (дата обращения: 09.10.2025).
  4. Бюджет для граждан 2023-2025. Министерство финансов РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://minfin.gov.ru/ (дата обращения: 09.10.2025).
  5. Госдолг России: какой на сегодняшний день, кому должны, обслуживание, динамика. [Электронный ресурс]. URL: https://frankmedia.ru/ (дата обращения: 09.10.2025).
  6. Государственный внешний долг России: современное состояние, динамика. [Электронный ресурс]. URL: https://pp-mag.ru/ (дата обращения: 09.10.2025).
  7. Кризис военных финансов: почему бюджет-2026 почти не имеет шансов быть исполненным. [Электронный ресурс]. URL: https://re-russia.net/ (дата обращения: 09.10.2025).
  8. Облигации федерального займа в 2025 году: стоит ли вкладывать деньги в ОФЗ. [Электронный ресурс]. URL: https://t-j.ru/ (дата обращения: 09.10.2025).
  9. Рост налогов и дефицита бюджета затормозит снижение ключевой ставки. [Электронный ресурс]. URL: https://msk1.ru/ (дата обращения: 09.10.2025).
  10. Современное состояние рынка государственных облигаций в Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://semanticscholar.org/ (дата обращения: 09.10.2025).
  11. Таблица 4.1.5. Государственный долг Российской Федерации в 2019 — 2023 гг. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  12. Снижение ключевой ставки поменяет инвестиционные предпочтения татарстанцев. [Электронный ресурс]. URL: https://evening-kazan.ru/ (дата обращения: 09.10.2025).

Оставьте комментарий

Капча загружается...