По данным Российского Союза Автостраховщиков (РСА), по итогам 2024 года общая сумма выплат по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) превысила 202,5 млрд рублей, показав рост на 21,4% по сравнению с предыдущим годом. При этом средняя выплата достигла 99 956 рублей, что на 13% выше темпов инфляции. Этот факт не просто констатирует рост объемов рынка, но и сигнализирует о фундаментальной проблеме: система ОСАГО, введенная в 2002 году как инструмент социальной защиты, находится под растущим финансовым давлением, требуя постоянного пересмотра регуляторных и компенсационных механизмов.
Методологические основы и актуальность сравнительного анализа
Институт обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) представляет собой краеугольный камень в системе обеспечения финансовой стабильности и социальной защиты в дорожном движении Российской Федерации. С момента вступления в силу Федерального закона № 40-ФЗ от 25.04.2002, данная система претерпела ряд кардинальных изменений: от либерализации тарифов и введения электронного полиса (е-ОСАГО) до изменения приоритета возмещения с денежной выплаты на натуральное восстановление. Именно это позволило системе выжить и адаптироваться к изменяющимся экономическим условиям.
Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью проведения комплексного сравнительного анализа системы ОСАГО на современном этапе (по состоянию на 2025 год).
Если в период 2009–2010 годов, когда система только стабилизировалась, ключевые проблемы концентрировались вокруг низких лимитов, нехватки гарантий и споров о размере износа, то сегодня перед рынком стоят задачи обеспечения финансовой устойчивости страховщиков в условиях роста стоимости запасных частей, борьбы с высокотехнологичным мошенничеством и адаптации к цифровизации.
Цель работы состоит в том, чтобы, опираясь на действующее законодательство и актуальные статистические данные Банка России и РСА, провести системный анализ эволюции правового регулирования, оценить трансформацию роли ключевых институтов (РСА) и выявить основные риски, характеризующие рынок ОСАГО в 2023–2025 годах. Структура исследования построена по принципу последовательного углубления: от нормативно-правовой базы и механизмов возмещения до макроэкономической динамики и судебной практики.
Правовые льготы и поощрения в системе правовых средств Российской ...
... институтов «правовые льготы» и «правовые поощрения», определение их места в системе правовых средств и выявление ключевых проблем их реализации в современном законодательстве Российской Федерации. ... теории права правовые льготы и поощрения рассматриваются как ключевые элементы системы правовых стимулов — юридических средств, направленных на побуждение субъектов к правомерному и социально активному ...
Правовая база ОСАГО: Актуальные лимиты и приоритет натурального возмещения (2025 г.)
Правовое регулирование ОСАГО характеризуется высокой динамичностью, в первую очередь, как реакция на инфляционные процессы и изменения в потребительском поведении. Фундаментом остается Федеральный закон № 40-ФЗ, однако его положения ежегодно корректируются, в том числе через подзаконные акты Банка России, который выполняет функции мегарегулятора финансового рынка.
Актуальные лимиты и законодательные инициативы
По состоянию на 2025 год, ключевые параметры финансовой ответственности страховщиков остаются закрепленными на уровне, который был установлен в результате поэтапного повышения лимитов в предыдущие годы. Тем не менее, экономическая ситуация постоянно подталкивает к обсуждению дальнейшего повышения лимитов.
Вид причиненного вреда | Максимальный лимит выплаты (2025 г.) | Регулирующий акт |
---|---|---|
Вред имуществу каждого потерпевшего | 400 000 рублей | ФЗ № 40-ФЗ, ст. 7 |
Вред жизни или здоровью каждого потерпевшего | 500 000 рублей | ФЗ № 40-ФЗ, ст. 7 |
В качестве индикатора текущего давления на систему следует рассматривать законодательную инициативу (зарегистрированную в Госдуме под № 821112-8), которая предлагает увеличить лимиты выплат на 30% с 1 сентября 2025 года (до 520 000 руб. за имущество и 650 000 руб. за жизнь/здоровье).
Предложение, если оно будет принято, станет прямым ответом на рост стоимости запчастей и инфляцию, а отсутствие предложения о пропорциональном изменении базовых тарифов делает эту инициативу предметом ожесточенных дискуссий между потребителями и страховщиками.
Приоритет восстановительного ремонта и исчерпывающий перечень денежных выплат
Одним из наиболее значимых регуляторных изменений в системе ОСАГО, направленных на борьбу с мошенничеством и недобросовестными «автоюристами», стало введение приоритета натурального возмещения вреда. С 2017 года приоритетной формой возмещения является организация и оплата восстановительного ремонта транспортного средства на станции технического обслуживания (СТОА).
Денежная выплата (страховое возмещение) перестала быть формой возмещения по умолчанию и осуществляется только в строго исчерпывающем перечне случаев, предусмотренных пунктом 16.1 статьи 12 ФЗ № 40-ФЗ:
- Полная гибель транспортного средства.
- Превышение лимита ответственности: Стоимость восстановительного ремонта превышает 400 000 рублей.
- Смерть потерпевшего.
- Соглашение сторон: Наличие письменного соглашения между страховщиком и потерпевшим о денежной форме возмещения.
- Иностранный гражданин: Потерпевший является иностранным гражданином или лицом без гражданства.
- Транспортное средство не подлежит ремонту по объективным причинам (например, возраст более 5 лет или отсутствие СТОА, соответствующей требованиям страховщика).
Для оценки повреждений используется стандартизированный подход – «Единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт» (Положение Банка России № 755-П от 04.03.2021).
Методика устанавливает, что расчет должен учитывать износ деталей при определении суммы выплаты, однако, как будет показано далее, новейшая судебная практика вносит существенные коррективы в применение этого правила.
Системная трансформация: Эволюция роли РСА, цифровизация и новые сегменты тарификации
Эволюция ОСАГО в последние годы характеризуется не только изменением лимитов, но и глубокой трансформацией регулирующих институтов, а также адаптацией к цифровой реальности. Сегодня система функционирует, будучи интегрирована в сложную IT-инфраструктуру.
Российский Союз Автостраховщиков (РСА): Функции и передача информационной системы
Российский союз автостраховщиков (РСА) — это некоммерческое профессиональное объединение, играющее центральную роль в инфраструктуре ОСАГО. Членство в нем обязательно для всех страховщиков, имеющих лицензию на этот вид деятельности.
Ключевые функции РСА:
- Компенсационные выплаты: Осуществление выплат пострадавшим в случаях банкротства или отзыва лицензии у страховщика виновника ДТП, а также в ситуациях, когда виновник неизвестен или не застрахован.
- Актуализация справочников: РСА регулярно (каждые три месяца) обновляет справочники средней стоимости запасных частей, материалов и нормочасов работ, которые являются обязательной базой для расчета выплат страховщиками.
- Взаиморасчеты: Организация системы взаимозачетов между страховщиками по механизму прямого возмещения убытков (ПВУ).
Системное значение передачи ЕАИС ОСАГО.
Наиболее значимым системным изменением стало прекращение работы РСА в качестве оператора Единой автоматизированной информационной системы ОСАГО (ЕАИС ОСАГО) с 1 октября 2024 года. Функция оператора, включающая ведение базы данных полисов, контроль коэффициента бонус-малус (КБМ) и учет договоров, была передана акционерному обществу «Национальная страховая информационная система» (НСИС).
Этот шаг является частью более широкой тенденции к централизации критически важной финансовой инфраструктуры под прямым контролем государства (через Банк России и связанные структуры).
Передача ЕАИС ОСАГО призвана повысить надежность, безопасность и независимость данных, а также обеспечить более строгий контроль за использованием КБМ и борьбой с продажей фальшивых полисов. РСА, таким образом, смещает фокус с операционной IT-деятельности на компенсационные, методологические и контрольные функции.
Тарификация и феномен краткосрочных полисов
В 2025 году система тарификации остается комбинированной: она сочетает государственное регулирование (установление тарифного коридора и коэффициентов) с правом страховщиков самостоятельно определять базовую ставку в его границах.
Для легковых автомобилей физических лиц и индивидуальных предпринимателей тарифный коридор базовой ставки составляет от 1646 до 7535 рублей. При расчете окончательной страховой премии используются коэффициенты:
- КБМ (Коэффициент Бонус-Малус, за безаварийную езду);
- КТ (Территориальный коэффициент);
- КВС (Коэффициент возраста и стажа);
- КО (Ограничение лиц, допущенных к управлению);
- КМ (Мощность двигателя).
Несмотря на стабильность коридора для частных лиц, Банк России демонстрирует гибкость в отношении высокоубыточных сегментов: с января 2025 года границы коридора были расширены на 11,57% или 20% в обе стороны для общественного транспорта, мототранспорта и грузовиков, что является прямым следствием их аномально высокой убыточности. Может ли система тарификации стать полностью рыночной в ближайшем будущем, учитывая социальную значимость ОСАГО?
Феномен краткосрочных полисов.
Цифровизация и регуляторные изменения породили новый, динамично растущий сегмент — краткосрочные полисы ОСАГО (на срок от 1 дня до 3 месяцев), введенные в марте 2024 года.
Статистический анализ за первые пять месяцев 2025 года демонстрирует взрывной рост спроса: было заключено более 1,6 млн таких договоров, что на 45% превысило объем продаж за весь период с марта по декабрь 2024 года.
Период | Количество заключенных краткосрочных договоров | Рост по сравнению с предыдущим полным периодом |
---|---|---|
Март-Декабрь 2024 г. | ~1,1 млн | — |
Январь-Май 2025 г. | >1,6 млн | +45% |
Ключевой тенденцией этого сегмента является его узкая специализация: доля водителей такси в общем объеме продаж краткосрочных полисов достигла 99%. Это показывает, что страховщики используют краткосрочное ОСАГО как инструмент точечного управления рисками в самом убыточном сегменте, предлагая водителям такси возможность не переплачивать за длительный срок, а страховщикам — минимизировать риски, связанные с нерегулярным или высокоаварийным использованием ТС.
Механизмы урегулирования убытков: ПВУ, Европротокол и судебные прецеденты
Эффективность системы ОСАГО во многом определяется скоростью и простотой урегулирования убытков. Ключевым нововведением, значительно упростившим этот процесс, стало прямое возмещение убытков (ПВУ) и расширение лимитов Европротокола.
Прямое возмещение убытков и актуальные лимиты Европротокола
Прямое возмещение убытков (ПВУ) — это механизм, который позволяет потерпевшему обратиться за страховой выплатой не к страховщику виновника, а в свою собственную страховую компанию.
Условия применения ПВУ остаются строгими:
- Участие в ДТП только двух транспортных средств.
- Отсутствие вреда жизни и здоровью участников.
Этот механизм значительно снизил количество конфликтов и ускорил процесс выплат, поскольку потерпевшему не нужно взаимодействовать с чужой страховой компанией.
Европротокол — упрощенная процедура оформления ДТП без вызова сотрудников полиции — также продолжает активно развиваться с точки зрения лимитов и технологий фиксации.
Условия оформления Европротокола | Максимальный лимит возмещения (2025 г.) | Дата вступления в силу изменений |
---|---|---|
Участники согласны по обстоятельствам + обязательная фотофиксация (приложение «Помощник ОСАГО» или ГЛОНАСС) | 400 000 рублей | Действует |
Участники имеют разногласия по обстоятельствам + обязательная фотофиксация (приложение) | 200 000 рублей | С 5 июля 2025 года |
Участники согласны по обстоятельствам, но без средств фотофиксации | 100 000 рублей | Действует |
Увеличение лимита возмещения при наличии разногласий до 200 000 рублей (с 5 июля 2025 г.) является критически важным шагом, так как стимулирует автовладельцев к использованию цифровых средств фиксации («Помощник ОСАГО») даже в спорных ситуациях, что повышает достоверность данных и снижает нагрузку на дорожную полицию.
Судебная практика: Анализ споров «ремонт вместо денег»
Трансформация приоритета возмещения с денег на ремонт привела к новой волне судебных споров. Страхователи, недовольные качеством или сроками ремонта, пытались требовать денежные выплаты.
Критически важным аспектом, который отличает современную правовую практику от периода 2009–2010 годов, является изменение подхода к учету износа в случае неправомерного отказа страховщика от организации ремонта.
Позиция Верховного Суда РФ: Верховный Суд РФ дал разъяснения, которые кардинально меняют баланс интересов. Если страховщик неправомерно отказался от организации восстановительного ремонта (например, нарушил сроки, не предоставил направление или предложил неприемлемую СТОА), и потерпевший был вынужден отремонтировать транспортное средство за свой счет, то страховщик обязан возместить потерпевшему полную стоимость ремонта без учета износа транспортного средства.
Аналитический вывод: Этот судебный прецедент выступает мощным стимулом для страховщиков добросовестно выполнять свои обязательства по организации натурального возмещения. Если страховщик сэкономит на организации ремонта, он рискует быть обязанным выплатить полную сумму, что зачастую существенно дороже. Таким образом, механизм «ремонт вместо денег» защищает не только страховщиков от мошенничества, но и потребителей от недобросовестного исполнения обязательств.
Сравнительный анализ системных рисков рынка ОСАГО (2023–2025 гг.)
Проблемы рынка ОСАГО в 2025 году качественно отличаются от тех, что были актуальны пятнадцать лет назад. Если раньше рынок страдал от регуляторной неразберихи и низких лимитов, то сегодня ключевые риски связаны с макроэкономическими факторами, высокой убыточностью и организованным мошенничеством.
Динамика убыточности и финансовая стабильность
В 2023–2024 годах наблюдалось значительное ухудшение финансового состояния рынка, вызванное ростом цен на импортные запасные части и нарушением логистических цепочек.
Показатель | 2023 год | 2024 год | Изменение (2024/2023) |
---|---|---|---|
Сборы премий (млрд руб.) | 323,7 | 333,1 | +2,9% |
Сумма выплат (млрд руб.) | 166,8 | 202,5 | +21,4% |
Средняя выплата (руб.) | 88 457 | 99 956 | +13% |
Уровень убыточности (Выплаты/Сборы) | 51,5% | 60,8% | +9,3 п.п. |
Резкий рост выплат (+21,4%) при незначительном росте сборов (+2,9%) привел к увеличению соотношения выплат к сборам (уровня убыточности) до 60,8% в 2024 году. Это соотношение не учитывает операционные и управленческие расходы страховщиков (комиссии, ведение дела, работу с агентами), которые традиционно составляют еще 20–30% от премий.
Аналитический вывод: Уровень убыточности в 60,8% указывает на критическое финансовое давление. При общем уровне расходов, приближающемся к 90–95% (с учетом РВД), маржинальность ОСАГО для многих страховщиков становится минимальной или отрицательной, что является прямым фактором риска для финансовой стабильности и может вынудить страховщиков либо повышать тарифы в рамках коридора, либо сокращать присутствие в высокорисковых регионах.
Проблема страхового мошенничества и региональная асимметрия рисков
Страховое мошенничество остается одной из главных угроз системе. По оценкам Всероссийского союза страховщиков (ВСС), на автострахование (ОСАГО и Каско) приходится до 90% от общего числа мошеннических заявлений, при этом доля мошенничеств, связанных непосредственно с ОСАГО, составляет около 70%. Общий заявленный страховщиками ущерб от мошенничества оценивается в 3 млрд рублей за неполный 2024 год.
Проблема мошенничества тесно связана с региональной асимметрией рисков. В некоторых субъектах РФ уровень убыточности и частота страховых случаев настолько высоки, что страховщики не могут работать там без гарантированного убытка. Для таких регионов РСА использует механизм перестраховочного пула, куда страховщики обязаны передавать часть договоров, заключенных на высокорисковых территориях.
Данные РСА за период апрель 2024 г. – март 2025 г. наглядно демонстрируют эту асимметрию:
Регион | Доля договоров, переданных в перестраховочный пул | Средний показатель по РФ |
---|---|---|
Республика Дагестан | 81,0% – 82,7% | 9,2% |
Республика Ингушетия | 68,5% | 9,2% |
Чеченская Республика | 55,0% | 9,2% |
Аномально высокий процент передачи договоров в перестраховочный пул в Республике Дагестан (более 80% при среднем 9,2%) служит прямым статистическим подтверждением того, что страховщики оценивают данный регион как зону системного риска, обусловленного либо крайне высокой аварийностью, либо организованными мошенническими схемами. Этот дисбаланс искажает принципы солидарности в страховании и требует адресного регуляторного вмешательства.
Заключение и перспективы развития
Комплексный анализ системы ОСАГО в Российской Федерации на 2025 год демонстрирует, что система находится в состоянии постоянной, динамичной адаптации. За прошедшие пятнадцать лет, с момента становления ключевых институтов (РСА, ПВУ), рынок совершил переход от негибкой системы с низкими лимитами к высокотехнологичной, но финансово напряженной модели. В конечном счете, эта адаптивность является залогом устойчивости всего сегмента автострахования.
Ключевые выводы:
- Правовое регулирование и компенсации: Актуальные лимиты (400/500 тыс. руб.) уже не полностью соответствуют экономической реальности, что подтверждается законодательными инициативами по их увеличению. Приоритет натурального возмещения является ключевым инструментом снижения мошенничества, а новейшая судебная практика обязывает страховщиков к строгому соблюдению процедур ремонта, угрожая выплатой полной суммы без износа в случае их недобросовестности.
- Системное управление: Передача операционных функций ЕАИС ОСАГО к НСИС с 2024 года отражает курс на централизацию и повышение надежности критической инфраструктуры.
- Рыночные тенденции: Расширение тарифного коридора для высокорисковых категорий и появление сегмента краткосрочных полисов (доминирование такси) свидетельствуют о тонкой настройке тарификации для управления сегментированными рисками.
- Финансовые риски: Рост убыточности до 60,8% (2024 г.) на фоне увеличения средней выплаты, опережающего инфляцию, указывает на необходимость дальнейшей либерализации тарифов, чтобы страховщики могли адекватно покрывать растущую стоимость восстановительного ремонта.
- Мошенничество: Региональная асимметрия, выраженная в критически высокой доле передачи договоров в перестраховочный пул (Дагестан), подтверждает, что мошенничество является не общероссийской, а локализованной, системной проблемой, требующей специальных регуляторных мер.
Перспективы развития:
В ближайшем будущем развитие ОСАГО будет определяться двумя основными векторами:
- Углубление цифровизации: Дальнейшее развитие е-ОСАГО, упрощение оформления Европротокола с помощью мобильных приложений и использование данных НСИС для более точной оценки рисков.
- Дальнейшая либерализация: Вероятна дальнейшая либерализация тарифного коридора, особенно для категорий с высоким риском, что позволит страховщикам более гибко реагировать на ценовые шоки на рынке запчастей.
Система ОСАГО продолжает балансировать между социальной функцией (обеспечение доступности) и экономической устойчивостью (обеспечение прибыльности страховщиков).
Успех будет зависеть от способности регулятора оперативно реагировать на макроэкономические вызовы и эффективно бороться с региональными рисками мошенничества.
Список использованной литературы
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Глава 48 «Страхование» (в ред. Федеральных законов от 12.08.96 г.№ 110-ФЗ, от 24.10.97 г. № 133-ФЗ, от 17.12.99 г. № 213-ФЗ).
- Гражданский кодекс Российской Федерации: официальный текст с изменениями и дополнениями на 1 мая 2005 года. – Москва: Эксмо, 2005. – 480 с.
- Федеральный закон от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
- Федеральный закон от 25 апреля 2002 года № 41-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
- Проект Федерального закона РФ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
- Гвозденко, А. А. Страхование: учебник. – Москва: ТК Велби, Проспект, 2006. – 464 с.
- Страхование: учебник / под ред. Т. А. Федоровой. – Москва: Экономисть, 2004.
- Страховое право: учебник для студентов вузов / под ред. В. В. Шахова, В. Н. Григорьева, А. П. Архипова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2007. – 353 с.
- Фогельсон, Ю. Б. Комментарий к страховому законодательству. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрист, 2002. – 347 с.
- Российская газета. Федеральный выпуск №5152 (73) от 8 апреля 2010 г.
- Российская газета. Федеральный выпуск №5122 (43) от 3 марта 2010 г.
- За рулем. 2010 г.
- Российская газета. 2009 г.
- [Электронный ресурс] // URL: https://ddmfo.ru/kursovaya/rsa-svedeniya-dlya-strahovateley-i-poterpevshih/ (дата обращения: 07.10.2025).
- www.osago-autokasko.ru (дата обращения: 07.10.2025).
- Прямое возмещение убытков по ОСАГО: полное руководство для автовладельцев // ingos.ru. 2025. URL: https://ingos.ru/ (дата обращения: 07.10.2025).
- Банк России предлагает изменить тарифы по ОСАГО для отдельных участников дорожного движения // cbr.ru. (дата обращения: 07.10.2025).
- Размеры максимальных выплат по ОСАГО в 2025 году // rosstrah.ru. 2025. URL: https://rosstrah.ru/ (дата обращения: 07.10.2025).
- ОСАГО: уточнена тарификация для некоторых видов транспорта и территорий // cbr.ru. (дата обращения: 07.10.2025).
- Как рассчитать стоимость ОСАГО — базовый тариф и коэффициенты в 2025 году // sravni.ru. 2025. URL: https://sravni.ru/ (дата обращения: 07.10.2025).
- Правила страхования ОСАГО в 2025 году – Изменения и особенности // infullbroker.ru. 2025. URL: https://infullbroker.ru/ (дата обращения: 07.10.2025).
- Границы ряда ставок по ОСАГО изменятся с 27 января 2025 года // consultant.ru. 2025. URL: https://consultant.ru/ (дата обращения: 07.10.2025).
- Российский союз автостраховщиков. Что такое РСА и его роль // tbank.ru. URL: https://tbank.ru/ (дата обращения: 07.10.2025).
- Обновлены данные о регионах с самым высоким риском убыточности по ОСАГО // eg-online.ru. URL: https://eg-online.ru/ (дата обращения: 07.10.2025).
- Тарифы ОСАГО 2025: базовые ставки и коэффициенты страховых тарифов // alfastrah.ru. 2025. URL: https://alfastrah.ru/ (дата обращения: 07.10.2025).
- Калькулятор ОСАГО 2025 — Рассчитать стоимость страховки онлайн // soglasie.ru. 2025. URL: https://soglasie.ru/ (дата обращения: 07.10.2025).
- Рэнкинг всех страховщиков ОСАГО за 2024 г. (по данным РСА) // asn-news.ru. 2024. URL: https://asn-news.ru/ (дата обращения: 07.10.2025).
- С 1 октября 2024 года РСА прекращает работу как оператор ЕАИС ОСАГО // polis.online. 2024. URL: https://polis.online/ (дата обращения: 07.10.2025).
- Средняя частота страховых случаев по ОСАГО в 2024 году сохранилась на уровне 4,6% // finmarket.ru. 2024. URL: https://finmarket.ru/ (дата обращения: 07.10.2025).
- РСА: в 2024 году средняя премия по ОСАГО снизилась, выплата возросла // autoins.ru. 2024. URL: https://autoins.ru/ (дата обращения: 07.10.2025).
- Что такое РСА (Российский Союз Автостраховщиков) — чем занимается // ingos.ru. 2025. URL: https://ingos.ru/ (дата обращения: 07.10.2025).
- ГОДОВОЙ ОТЧЕТ 2024 — Российский Союз Автостраховщиков // autoins.ru. 2024. URL: https://autoins.ru/ (дата обращения: 07.10.2025).
- Постановка по требованию: разоблачены аферисты в сфере автострахования // insur-info.ru. URL: https://insur-info.ru/ (дата обращения: 07.10.2025).
- Ремонт вместо денег: «Росгосстрах» формирует новую судебную практику в спорах с недобросовестными клиентами по ОСАГО // vedomosti.ru. URL: https://www.vedomosti.ru/ (дата обращения: 07.10.2025).
- Как страховое мошенничество отражается на стоимости ОСАГО в регионах? // nafi.ru. URL: https://nafi.ru/ (дата обращения: 07.10.2025).
- Калькулятор ОСАГО 2025 — Купить ОСАГО онлайн расчет стоимости страховки на машину // banki.ru. 2025. URL: https://www.banki.ru/ (дата обращения: 07.10.2025).
- В законе об ОСАГО предложено повысить лимиты выплат на 30% без корректировки тарифов // interfax.ru. URL: https://www.interfax.ru/ (дата обращения: 07.10.2025).
- Выплаты по ОСАГО в 2025 году // sravni.ru. 2025. URL: https://sravni.ru/ (дата обращения: 07.10.2025).